Как-то коснулись мы с приятелем вопроса насчет похвальных слов и похвал вообще. Началось с того, что вспомнили школьные годы. В школе я хорошо учился, и в то время принято было за хорошую учебу давать красивые бумажки, называемые грамотами. Порой таких типографских заготовок не хватало, или школа не могла их купить вообще, и тогда ограничивались простыми бумажками, на которых печатали вразрядку слово "Г Р А М О Т А", иногда предваряя его словом "П О Ч Ё Т Н А Я". Ну а дальше следовали слова насчет награждения, и - обычно от руки - было вписано имя.
Когда мне дали такую грамоту в первый раз, что произошло в начальных классах, я испытал интересное чувство, в котором доминировали настороженность и незащищенность. Грамота в моих глазах сразу сделала из меня изгоя, отщепенца, выставила на всеобщее обозрение, чего я не любил. Мало того, что это видать врожденное чувство держаться пониже, так мы ещё и жили в таком месте, где не принято было высовываться, и даже наоборот, принято было поменьше распространяться, что делаешь. Любопытство по отношению к соседям не только осуждалось, но и активно подавлялось - например, пробиванием днища лодки, которые были практически у всех, так как мы жили на берегу Иртыша. И таким образом выдерживалось динамичное равновесие интересов. Для нормальной жизни и нужен такой баланс, чтобы никто не мог доминировать и, следовательно, зарываться - любая неконтролируемая снаружи сила всегда зарывается, теряет чувство реальности, и тем самым приносит погибель себе и тем, кто от неё зависит.
Принес эту грамоту домой, и не знаю, что с ней делать. Видел, как мама складывала свои грамоты с работы на дно ящика комода, и поначалу решил сделать то же самое. Но потом решил, что надо бы как-то известить родителей, и молча положил грамоту на комод, где её могли заметить. День она там полежала, но на неё никто не обратил внимания. И тогда я с чувством выполненного долга засунул её в комод, добавив к маминым грамотам. И так оно и пошло потом. Я приносил грамоты за учебу и жетоны в виде медалек за выигранные соревнования, клал их на виду на день, а потом, если никто до меня случайно не сгребал их с другими бумагами и не выбрасывал в мусор, складывал в комод. Оттуда они потом тоже куда-то девались, кстати, так что никаких грамот у меня не сохранилось, да и ценности они в моих глазах никакой не имели - в большой части, думаю, благодаря равнодушному отношению к ним родителей. Хорошо или плохо это, трудно сказать. Сам я, надо сказать, рад был за своих детей, когда они приносили публичные знаки отличия в виде грамот, подарков за учебу или соревнования, и они это видели. Человеку нужны какие-то вехи, отмечающие его дела. Двигаться годами в темном тоннеле, не зная, есть ли там вообще выход, не каждый способен.
В школе, где учился, у некоторых учителей была привычка использовать грамоты как крючок. Если по их мнению я делал что-то не так, они не упускали случая напомнить, что они же дали мне грамоту, а я, нехороший такой, не оправдал их доверия. В ответ на такие упреки я обычно отмалчивался, не меняя мнения о своих поступках, и только считанные разы огрызнулся, что не просил их давать эти грамоты, и вообще могу принести их обратно. Учителя в таких случаях терялись, не зная, что ответить.
Вообще, всегда удивляло, как ловко даже самые безмозглые люди могут подлавливать других на крючки совести, обязательности, помощи, жалости, и т.д. и т.п. - имя таким крючкам легион. Глубоко эта способность зашита в человеке, на самом глубинном уровне, где-то в мозге пресмыкающегося или низшего млекопитающего. К слову сказать, недавно получил ещё одно дополнительное подтверждение этому наблюдению (что люди в основном действуют инстинктами, но не разумом). На рубеже 19-20 веков в США жил такой интересный экономист Т. Веблен, по происхождению норвежец. Так вот, он одним из первых поставил под сомнение рациональность действий людей в экономической жизни и в жизни вообще - до этого тезис о разумности действий человека был одним из основных постулатов экономических теорий, начиная с А. Смита. Человек - иррациональное животное; для себя я давно сделал такой вывод. Хотя, грешным делом, по инерции, засевшей как заноза в мозгах со школы, до сих иногда предполагаю в людях наличие разума, но это только мешает и вредит - и довольно сильно.
И возвращаясь к претензиям учителей, надо добавить, что вот это ощущение, что если тебе дали что-то, то тем самым в глазах дающего ты становишься должником, осталось на всю жизнь, хотя бы я и не просил, чтобы мне что-то дали, а зачастую оно мне и на дух не нужно. Кроме грамот есть ещё словесные похвалы. Я видел, как люди, похвалив кого-то, тут же и выманивали у них какие-то выгоды или вещи для себя. Как будто дающий цепляет тебя на крючок, и отныне так и держит в подцепленном состоянии. А кому понравится, когда с ним так обращаются? Но распознать такие крючки сложно, в этом проблема.
Я не против похвал в какой-то форме, если по заслугам, за конкретное дело, достижение. Просто надо понимать, что это дадено за ПРОШЛЫЕ заслуги, которые не дают никаких гарантий или преимуществ в смысле заслуг БУДУЩИХ. В моем случае, получив награду, через пару минут и забывал о ней, оставляя её в прошлом, чтобы она никоим образом не влияла на восприятие мира в настоящем и тем более в будущем. Иначе жизнь очень быстро подлавливает таких наивных на крючок, и нередко это мясной крюк, на которых не то что меня, но и тушу коровы можно подвесить.
После такого введения, думаю, не удивлю никого, если скажу, что весьма отрицательно отношусь к общим превосходным эпитетам в мой адрес, к которым моя весьма обыкновенная персона не имеет и никогда не имела абсолютно никакого отношения. Когда кто-то начинает меня поглаживать по спине такими эпитетами, я ничего кроме опаски и нарастающего раздражения не испытываю. Такое сладкоголосье ничего хорошего сулить не может, в принципе. Значит, что-то от меня хотят заполучить - а какие ещё тут могут быть варианты? Причем делается это подсознательно, даже сам автор таких эпитетов до поры до времени может не подозревать о своих истинных намерениях, которые зачастую скрыты в глубинах подсознания; но эти намерения, мотивы однозначно есть. Эта лесть - известные своим назначением дары данайцев. Может, эти данайцы хотят получить в ответ такую же беспардонную лесть - тоже не безвредный, хотя и не худший вариант. Но гораздо чаще такими льстивыми словами создаются рамки, в которые хотят затолкать человека, чтобы он действовал в угоду и на пользу этим льстецам, в ущерб своим интересам. И если после просьбы не заниматься такими поглаживаниями до человека не доходит, остается одно - отрубать концы и побыстрее отчаливать. Иначе будут проблемы. Поглаживания вообще, и в частности словами в превосходной степени, такая вещь, что они без всякого перехода мгновенно обращаются в сильные шлепки и весьма болезненные удары, если сделаешь что-то вопреки намерениям льстеца. И те же самые хвалебные слова незначительным изменением тональности превращаются в язвительный саркастический бич, которым больно - обжигающе больно - бьют по душе, мозгам и телу. Бойтесь данайцев, дары приносящих.