Шестопалов Юрий : другие произведения.

Отвлеченные мысли об уме и старости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Отвлеченные мысли об уме и старости

Ю. Шестопалов

  
   Три недели назад подхватил очень зловредную инфекцию; давно так сильно не болел. И во время болезни испытал несколько пограничных состояний, одно из которых, как мне кажется, в чем-то перекликается с ощущением старости. Вообще-то о старости пока не думаю - видать, ни старость, ни время думать о ней ещё не подошли. Может, время подумать и подошло, но по причине обычной человеческой недальновидности и ограниченности этого не замечаю. Да и некогда, откровенно говоря. Жизнь все время подбрасывает дела, от которых не отвертеться, и - хочешь, не хочешь - надо ими заниматься.
  
   О тупости, уме и типах мышления
   Да, так вот. О пограничных состояниях. Одно возникло ещё перед тем, как болезнь окончательно свалила меня с ног. До этого с неделю держался, не поддавался, но потом и мой организм пробило. И в этом болезненном состоянии пару дней испытывал состояние тупости. Ну не соображает голова, и всё ты тут. Как в тумане живешь. Болит, да, но больше всего досаждает и неприятно удивляет именно ощущение своей тупости. Ужасное состояние, я вам доложу. Сказал об этом сыну, а он смеется. Говорит, что в моем случае это ничего, временно. Выздоровеешь, пройдет. А вот ты представь себе, продолжает он, что очень много людей, скорее всего, даже большинство на планете, в таком состоянии всю жизнь проводят; для них оно и есть норма. И тут, наконец, до меня дошло то, что не понимал всю свою жизнь - до чего же разные люди в умственном отношении. Разумеется, я видел, что одни соображают лучше, другие хуже, один в математике разбирается, другой в жизни среди людей преуспевает, хотя в математике может быть полный ноль. Но чтобы до такой степени доходили различия?! Вот этот факт для меня был неожиданностью. А ведь так оно и есть на самом деле, как теперь понимаю - никакого преувеличения в том, что сын сказал, нет!
   Недавно одновременно получил четыре рецензии на две научные статьи. Один рецензент нормальный человек, соображает. Но остальные трое - самонадеянные, но недалекие люди. И дело даже не в том, что из них прет желание потоптаться на ком-то (это идет от ущербности личности, с этим проблем нет, в том смысле, что их мотивы понятны). Нет, это реально недалекие в умственном отношении люди, не дураки, но, скажем так, на полпути. И получается, что, мало того, что, как говорил Фонвизин, натурально "бисер перед свиньями мечу", так ещё завишу от них. И журнал, заметьте, считается одним из основных в Королевской Академии Наук.
   То, что они стали учеными, сегодня меня не удивляет - в науке сейчас очень благоприятное время именно для таких людей. Память у них есть, но соображать они не могут. Однако нынешняя система образования, по большому счету, так устроена, что думать не надо, надо только запоминать и вовремя вспоминать, что надо повторить, не заботясь о том, чтобы понять сказанное. А понимать и просто механически помнить - это две большие разницы. Настолько большие, что в итоге создают качественно различные цивилизации. Вавилонская система как раз и была в основном построена на накоплении фактов, но не их осмыслении. Считается, что вавилоняне знали теорему Пифагора. Нет, это не так. Вавилоняне знали много троек целых чисел, сумма квадратов двух которых равнялась квадрату третьего числа. Однако теоремы, то есть общего, математически доказанного общего утверждения, что сумма длин квадратов катетов равна квадрату гипотенузы (при этом длины могут быть любые числа, не обязательно целые), они не знали, тогда как разница между знанием доказательства общей теоремы и наборами троек целых чисел, обладающих описанным выше свойством, огромная и качественная. Греки сумели подняться значительно выше вавилонян и ввели качественно иной подход, не ограниченный накоплением фактов, но в основе которого лежало обобщение, осмысление фактов, понятие общих закономерностей, высшая форма которых выражается в формулировке общих законов природы, таких как закон Архимеда, законы Ньютона, Кеплера, Менделеева, закон Гука, закон Бойля - Мариотта (открытого, к слову сказать, тем же Гуком).
   Основа вавилонского метода - вавилонский способ мышления, который является следствием определенной физиологической организации мозга и всего организма. С этим ничего не поделать и не переделать. Есть целые народы, которые склонны именно к такому способу мышления, они именно так и развились эволюционно. И бесполезно таким людям говорить, что есть ещё иной, принципиально другой, подход к познанию, основанный на изучении общих закономерностей, и в том числе фундаментальных закономерностей природы. Они просто не поймут, о чем вы говорите, поскольку у них в голове не на чем закрепиться таким понятиям; необходимые структуры мозга просто отсутствуют физиологически. Разговаривая с аспирантами и исследователями Института Макс Планка физики сложных систем, обнаружил с удивлением, что практически у всех собеседников отсутствует понятие о законах природы; они знают только модели. Не учат теперь таким понятиям, оказывается. По отношению к значительной части моих собеседников такой подход, может, и правильный, но один человек там был толковый, таким бы надо давать такого рода знания.
   Так что вавилонский способ мышления отнюдь не исчез, и даже более того, продолжает укрепляться в нынешнем человечестве. Всё больше людей занимаются всё более узкими конкретными задачами. Конечно, если бы такие люди могли мыслить концептуально, то эта способность помогла бы им лучше решить и конкретные задачи, но как-то они обходятся и без этого. Однако качество решений, безусловно, страдает от узости подхода и отсутствия концептуального видения. Тем не менее, поскольку все больше таких людей, постепенно именно такие узкоспециализированные решения и подходы становятся нормой, а все, что выходит за такие узкие рамки, воспринимается как ересь. И это объективный процесс. Именно таких людей и должно создавать современное западное общество. Ресурсы ограничены, поскольку большую часть промышленности сплавили в Азию и Латинскую Америку, претендентов на эти небольшие ресурсы много, и начинает работать обыкновенный механизм отбора согласно критериям, обеспечивающим обладание этими ресурсами. А какие критерии понятны отделам кадров хоть на производстве, хоть в правительстве, хоть в образовании и науке? Правильно, формальные (после того, как всех "своих ребят" пристроят, разумеется). То есть диплом престижного университета, формальные свидетельства об окончании курсов, публикации для академической среды, тесты иногда, и остальные подобные украшения в соответствии с духом времени. В сути никто разбираться не желает, а тем более брать ответственность - ресурсы-то ограничены, за них надо держаться любой ценой, никаких резких телодвижений в принципе делать нельзя. Хотя, чтобы определить квалификацию работника, мне, например, десяти минут беседы вполне достаточно, а во многих случаях и меньше. Но нет, бумажками-то можно прикрыть себя со всех сторон, а понять, что за человек, сложнее. Потому что... Совершенно правильно! Сотрудники отделов кадров и вообще все, кто нанимает на работу, из того же племени, которое озабочено только получением бумажек, но не знаний.
   Вот такие мысли и откровения возникли в связи с первым пограничным состоянием - ощущением своей непроходимой тупости. К счастью, теперь прошедшего. А иначе, не пройди оно, это была бы ужасная жизнь - жизнь в полном тумане невежества и непонимания, что происходит кругом.
  
   О старости
   Второе пограничное состояние явилось следствием полного отсутствия энергии. О, это совсем не здорово - чувствовать себя бессильным или малосильным. Делать практически ничего не можешь - сил нет. И никакие морально-волевые не помогают. Конечно, брал себя, так сказать, "за шкирку", и как-то шевелился, но так тяжело было что-то делать! Как говорится, "старожилы не припомнят". И вспоминая многих пожилых людей, начал наконец-то понимать, как оно, в старости. Не здорово. Какие там "золотые годы", как здесь иногда говорят... Не думаю, что у многих хватает энергии в пожилом возрасте реально жить полнокровной жизнью.
   Вот такие соображения. Надо о здоровье заботиться хотя бы, чтобы подольше энергия была жить, а не доживать. Как - другой вопрос. Но литературы много сейчас по этому поводу; есть дельные подходы и советы. Главные факторы - мозги держать в порядки и заставлять их работать, и правильная физическая культура. Питание тоже важно. Физическая культура необходима, но вопрос на самом деле непростой. Не надо его понимать, как физическая нагрузка до пота. Это тоже надо, но наряду с этим есть не менее важные составляющие. В детали вдаваться не буду, как-нибудь в другой раз напишу - заметка-то не об этом. В питании, как я понял теперь, правильный состав важен. Даже очень важен. Но не менее важно и правильное количество и способ употребления пищи, например, как часто, и не только это. Ну и насчет порядка в голове, радостного психического и эмоционального настроя, и как работать над тем и другим, тоже надо думать и заниматься.
   Конечно, дельные мысли - это хорошо, но лучше бы я не болел, Как-нибудь бы и без болезни додумался до таких вещей. Не обязательно биться об угол кирпичного дома, чтобы понять, что кирпич твердый.
  
  
  
  
  
  
  
   3
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"