Аннотация: Исчезновение российских деревень - тема настолько непопулярная в СМИ, насколько востребована среди простых людей...
Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова.
Деревня моя, деревянная дальняя...
От Вас беру воспоминанья,
а сердце оставляю Вам...
Храм в селе Введенское. Фотография 1937 года. Эту Фотографию
Наталья Лазуко искала более года.
Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова "От Вас беру воспоминанья, а сердце оставляю Вам...", Челябинск, 2007 год.
Корректор - В.Г.Онищенко.
От авторов:
В этой книжке нам хотелось бы собрать все, что бережно сохранили наши земляки, - потомки жителей деревни Суханово Мишкинского района Курганской области (в досоветский период - деревня Суханова (Куричья) Введенской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии).
У кого-то была фотография храма, у кого-то статья
А.П. Сычева, у кого-то - живые воспоминания...
Эта книжка - мини-копилка того, что удалось найти о деревне Суханово на сегодняшний день... А также портреты некоторых жителей деревни, их родословия и биографии.
Безусловной удачей на пути наших поисков стали "Ревизские сказки" деревни Суханова (см. в конце книги). Копии их мы передали в музей и в библиотеку пос. Мишкино, в школьную библиотеку с. Введенского, в Областную Универсальную Научную (публичную) библиотеку г. Челябинска.
То, что произошло с нашими земляками в ХХ веке в деревне Суханово (Куричья) Курганской области, заставляет задуматься и по-другому посмотреть на историю страны. Не так, как учили в школе...
Здесь мы публикуем первые главы книги о деревне и людях, её населявших. Получилась настоящая летопись деревни Суханова, которой уже нет...
Оглавление.
1. Н.А. Лазуко, Челябинск 2006. Шаг за шагом...............
2. Н.А. Лазуко, Челябинск 2006. Встреча потомков
жителей деревни Суханово 10.06.2006 г......................
3. Н.А. Лазуко. Путешествие по Суханово с
краеведом: с Чувашовым Василием
Антоновичем!..........
4. О.А. Щеткова. Результаты поиска материалов
о деревне Суханова в Челябинском областном
Архиве и публичной библиотеке:
"Как пусто все на родине моей..."..............................
Карта Красильникова, фрагмент "Исецкой
провинции".
4.1. Жители деревни Суханова Челябинского уезда
Карасинской волости Оренбургской Епархии
с 1796 года.
4.2. Духовная жизнь.
4.3. Протоиерей Григорий Николаевич Образцов (1824-1912 гг).
4.4. Исчезновение российских деревень.
4.5. Остановленное мгновение.
4.6. Послесловие.
4.7. Использованная литература.
4.8. Фотографии.
5. План деревни Суханово на период
с 1950 по 1980 гг. с условными обозначениями............
6. В.А.Чувашов. О нарезке земли. Об отце. Карта
Мишкинского района на 1917 гг...............................
7. В.А. Чувашов. С. Введенское 2006 г. Родословие.
1834 и 1850 годов..............................................
Шаг за шагом
Н.А. Лазуко.
Бабушке пришлось придерживаться версии о судьбе своей семьи, удобной для понимания комсомольцев и пионерок, которые сначала подрастали у нее, а потом у ее детей....
Но когда речь заходила о деревне Суханова, об Аникиных и Курбатовых, она всегда с теплотой и гордостью говорила о них. Моя тетя, бабушкина племянница, в силу особенностей своего характера, каждый раз, когда заходила к нам, проходилась по поводу нашей родни. Тут бабушка, не умея воевать, начинала горячиться и много говорить. Смысл ее защиты сводился к одному и тому же утверждению: "Да наши корни лучше всех!"
Я была маленькая, а потом постарше, и думала: "Ну чего она так расстраивается? Зачем с ней связывается?" А сейчас я думаю: "А почему я не встала на бабушкину защиту? Почему не оказала ей моральную поддержку? Почему промолчала?" Ведь тетушка не правды какой-то добивалась, а просто дразнила уже старенького человека, неуважительно отзываясь о тех, кто был бабушке дорог. Как же я тогда этого не поняла? Ну попробовал бы мне кто-нибудь плохо сказать про бабушку? Я бы тоже молчать не стала. Эх, отлистать бы лет тридцать назад, да подставить плечо...
Когда мы с бабушкой и дядей Леней, ее братом, составляли наше "дерево", они оба загорелись любовью к своим корням. И я заболела этой любовью и гордостью.
Когда у меня родилась внучка, я стала все чаще вспоминать бабушку, ее словечки и детские приговорки, ее любовь и заботу. Вспомнила и про "Корни" и решила их закончить, а то всё так и лежало в листочках.
И как только я это решила, я как будто прикоснулась к другому измерению и получила ключ от него. И пошли круги...
Собрав все старые записи воедино, я наметила поехать к нашим престарелым родственникам по линии Поповых в Кирово (бывшее Воскресенское, бывшее Митрополичье, основанное сыном самого Далмата). Ехать не хотелось. Трястись в автобусе, а дома за компьютером так тепло и удобно... Но надо!
Поездка оказалась очень продуктивной и полезной. Полезной собранной информацией и встречей с удивительным человеком - Александром Григорьевичем Марфициным. Красивый органичный мужчина лет пятидесяти. Он рассказал нам историю своего рода, немного историю окрестных деревень и сказал, что в Мишкино есть Краеведческий музей, а в музее работает удивительный краевед и историк - Александр Павлович Сычев. Эта встреча наметила план действий на будущее.
Поездка в Мишкино оказалась еще более интересной! С Сычевым я не встретилась, он болел, но познакомилась с директором Краеведческого музея Татьяной Ивановной Волковой. Она провела нас по музею и показала настоящее сокровище для меня - Метрические книги. Найти книги, как потом оказалось, - настоящая удача для тех, кто занимается подобными поисками. Оказывается слово "метрика", которое сейчас все меньше используется, идет от этих метрических книг. В книгах делались все записи о крещении, венчании и смерти. Я нашла записи о рождении своей прабабушки Курбатовой, прадедушки Аникина, дедушки Попова и многих других своих родственников по этим трем линиям.
Упорядочить всю поступающую информацию мне удалось с помощью друзей из Екатеринбурга - Марины и Бориса Галишевых. Они подарили мне, можно сказать, "путеводитель" по стране родоведения - книгу уральских краеведов и историков "Крестьянские фамилии". В ней много полезной и интересной для меня информации: исторической, бытовой и библиографической. Потом они подарили мне книгу, открывающую мне дальние горизонты, - это материалы конференции уральских краеведов. Смотрю на эту брошюрку, напечатанную неудобным мелким шрифтом, и думаю: "Ну кто бы мог подумать, что так невзрачно может выглядеть счастье?" Из материалов конференции следовало, что в Екатеринбурге давно издается сборник "Уральский родовед", уже вышел седьмой номер! В нем все желающие могут напечатать результаты поиска своих или не своих корней.
В жуткую непогоду, снег с дождем, будучи в Екатеринбурге, бросаю свою основную работу и еду в Свердловский краеведческий музей: там можно купить "Уральских родоведов"! Прочитала их все, сколько удалось купить: с 3-го по 7-ой номер. Какие же удивительные люди! Мосин, Елькин, Коновалов, Совков, Калистратова. В Мосина безоговорочно влюбилась. Познакомилась с Эмилией Алексеевной Калистратовой, удивительной, сияющей женщиной, написавшей методичку по поиску корней и составлению поколенных росписей. Она подарила мне "портрет" (вырезку из газеты) "моего любимого" Мосина и даже взялась передать поцелуй.
Позвонила Татьяна Ивановна, мое золотое колечко, которая меня со всеми соединяет. "Сычев напечатал статью о ваших родственниках". Еду туда, скупаю все оставшиеся экземпляры газеты "Искра" и понимаю, что статья для меня бесценна. В статье Александр Павлович приводит воспоминания от 1994 года жителя г. Калуги Константина Васильевича Курбатова. Вспоминает он жителей деревни Суханова, жителей Покровки - выселки деревни Суханова. А также написал свои воспоминания о моем прадеде - Федоре Ивановиче Аникине - "об умнейшем сухановском мужике". О том, что он до 1917 года был избран председателем Мишкинского кредитного товарищества. Ездил "по делам службы на хорошем племенном вороном жеребце (весьма норовчатом)". Написал и о прапрадеде Иване Максимовиче Аникине: он по столыпинской программе поддержки крепких хозяйств получил кредит от государства, выписал из Германии молотилку и сенокосилку. Жил на хуторе в 20 км от деревни Суханова. "На хуторе, а здесь и прошла юность Федора, были обычный пятистенный деревянный дом, два амбара, колодец, баня, скотный двор с высокой и широкой крышей".
Казалось бы, совсем обычные сведения, но каждая деталь так необъяснимо важна! Многого мы не знали. Семья была раскулачена, и об этом почти не говорили.
Сам Константин Васильевич Курбатов - родственник нам по разошедшейся ветке. В 1750-ых выходцы из деревни Суханова на реке Миасс Сухановы образовали новую деревню Суханова (Куричья) на реке Юргамыш. Вскоре туда приехали и Курбатовы из села Черемисского ("Курганская область. Том 5"). Было у нашего Курбатова трое сыновей - Петр, Иван и Федор, которые и дали основание разным веткам с одной фамилией.
Держу в руках бесценную статью и спрашиваю Татьяну Ивановну: "А как же Сычев узнал, что я собираю материалы об Аникиных и Курбатовых? Вы ему сказали?" - "Нет, я его и не видела!". Забегая вперед, скажу, что мне так и не удалось с ним встретиться, и это была одна из последних его статей. Александр Павлович был человеком своеобразным: шум "социума" воспринимал слабо, этот шум мешал ему жить. А жить для него значило искать, хранить, писать. Спасибо и низкий поклон ему за это. Александр Павлович жил в том измерении, куда и я получила доступ, где не надо писать запросов....
Наметила я следующую поездку в деревню Суханово. Приеду, думаю, и попрошу Марфицина свозить меня туда. И он отвез!
Приехали в Суханово. Ухнуло сердце. Деревни нет, но есть памятный крест, скамья и стол. "На этом месте была деревня Суханова".... Красиво как кругом. Цветущее разнотравье. Кузнечики стрекочут в траве. Старый тракт. По нему, наверное, топали сухановские ребятишки во Введенскую начальную школу. По нему детей крестить ездили, венчаться и отпевать. По нему ездили на поля и покосы. Всех-всех видела эта дорога. И в горе, и в радости, и в труде. А как же она похожа на ту картину, что с обложки "Родной речи" за третий класс! Подошел Александр Григорьевич, деликатно державшийся чуть в стороне:
-Вон сирень. Наверное, росла у кого-то в палисаднике. Вон тополя. Возможно, их специально для тени посадили. А здесь лопухи большие, значит, скорее всего, здесь был дом. И эти лоскуточки иван-чая, и крапива тоже показывают, где были дома. Юргамыш обмелел совсем. По тем деревьям можно проследить пойму. А ведь во Введенском еще стоит здание мельницы....
Я стояла, слушала Александра Григорьевича и думала, что он умеет "читать" пейзаж, а я не умею.... Как жаль....
Сижу дома, читаю поступающую литературу от Галишевых и "Уральских Родоведов", правлю свою записку о наших корнях. Звонок:
-Здравствуйте. Меня зовут Суханов Михаил Владимирович. Я - потомок жителей деревни Суханова....
Предки Михаила Владимировича были основателями деревни - это середина 18 века. Михаил Владимирович задумал написать историю нашей деревни от ее рождения в 1750-х годах и до 1900-го года. С именами, судьбами и фотографиями. А умерла деревня, обескровленная раскулачиванием и войной, уже в послевоенное время. Вот так. Я пекусь о своих корнях, а он, как и его предки 100-200 лет назад, - об общем.
Я, по просьбе Михаила Владимировича, сфотографировала в Челябинском архиве очень интересные документы. Как потом оказалось, другой деревни Суханова, на реке Миасс, а наша - на реке Юргамыш. Но документы показались мне очень интересными, описывающими ту эпоху. В 1859 году староста деревни пишет жалобу в Землеустроительный комитет о том, что землемер перекроил земли, принадлежащие деревне, по своему усмотрению, и нарезал новые, неудобные (с болотинами и камнями), которые нужно было вновь обрабатывать. "В результате утеснены 35 семей, в коих 17 рекрутов". Была составлена карта местности. Другой землемер все перемерил. И суд они выиграли, вернули себе земли, "спокон веку обрабатываемые их предками".
"Наш" Суханов, скорее всего, родственник "тем".
Сижу дома. Со вкусом вчитываюсь в доверительно и тепло написанную Владимиром Павловичем Бирюковым "Уральскую Копилку". И вдруг, на 37 странице, обдало теплой волной: Владимир Павлович в числе тех, кто оставил в его архиве свои воспоминания, называет "инвалида Войны, жителя деревни Сухановой Мишкинского района Курганской области, П.И. Горных, переславшего мне много интересных документов, фольклорных записей и своих воспоминаний".
Ну какие же все они молодцы, мои земляки!
Бумаги П.И. Горных я сейчас ищу. Позвонив Суханову, выяснила, что П.И. Горных является родственником двоюродного брата Суханова и что они тоже с нетерпением будут ждать этих бумаг. Как хорошо, что мы все вместе!
Читаю дальше. Страницы 75-80 выдержки из "Книги прикладной и скотской", т.е. книги учета пожертвований (прикладов), поступивших в Далматовский монастырь с 1672 по 1703 год. " ...В 206 (1698) году...С Верхнего Яру Зоткина жена Марфица жеребчика лоншинку по сыдшем своем муже гнедого грива направо с отметом а иных признак нет.". Господи! Да это же история Марфицина!
Марфица в 1698 году овдовела, похоронила мужа Зотея. Сделала вклад монастырю на помин души его - жеребеночка "гнедого грива". Много. Значит, жили крепким хозяйством. В Верхнем Яре. А где это? Смотрю карту. Это же между Далматовым (он тогда еще строился) и Катайском (он уже был, потому что упоминался в этой же податочной книге). Слава Богу, не переименовали. "А чьи это там ребятишки бегут?" - " Да Марфицины!". А Марфица была, видимо, женщина достойная: закрепилось же за потомками ее имя, а могли бы быть Зотеевы или еще как-нибудь.... Непонятна только характеристика жеребенка "лоншинка". Смотрю незаменимый бабушкин словарь Даля. "ЛОНИ, ЛОНИСЬ - нар. сев. вост. - прошлого года, в прошедшем году. ... Лончак, лоншак (м.р.), лоншачка (ж.р.) - перегодовалое животное, скотина, особ. жеребя...". Значит, годовалого жеребеночка отдали в приклад монастырю. Хозяин, поди, обрадовался, когда кобыла их ожеребилась.... Ребятишки с ним играли...
Как интересно! Целая судьба видна за двумя строчками хозяйственной записи и описанием жеребчика: годовалый с темно-рыжей гривой на правую сторону и с отметой.
-Наталья Анатольевна? Это Суханов. А Вы знаете, что Чувашов Михаил Васильевич уже в восьмой раз на месте деревни Суханова собирает потомков жителей деревни.
-Да???
Другое измерение. Не иначе.
-А я недавно съездил в Чувашию. Пообщался с тамошними краеведами. Они мне показывают на мои скулы и говорят: "А вы наш!" А я им отвечаю: "Это вы еще не знаете, что у нас полдеревни - Чувашовы".
Так вот откуда у нас такие скулы!
Так хочется поехать на встречу. Познакомиться со всеми. В глаза посмотреть. Спасибо сказать. Поделиться найденными материалами, узнать, что они нашли.
"Пепел Клааса стучит в моем сердце",- говорил все время Тиль Уленшпигель. И наша деревня Суханово неистребимо бьется в наших сердцах.
Бог даст, все получится.
Наталья Лазуко в Мишкино. 2007 год.
Встреча потомков жителей
деревни Суханово
10 июня 2006 года
Н.А. Лазуко,
г.
Челябинск.
Встреча бывших жителей деревни Суханово.
Встреча жителей деревни Суханово состоялась и при хорошей погоде!
Мы, моя мама Вера Александровна Иванова, моя сестра Ольга Анатольевна Щеткова, я и племянники Константин и Алексей Щетковы, приехали рано - в шесть, а надо было после восьми:
"После того как все на Центральной усадьбе по хозяйству управятся". Я эту фразу не сразу поняла, да и Михаил Владимирович Суханов просил приехать пораньше... Но в Суханово уже была Людмила Юрьевна Иванова, которая приветливо махала нам рукой и показывала, где съезд с тракта. Стоял стол с лавками.
-Я в Кургане живу, - рассказала Людмила Юрьевна. - Мои родители жили в Речкалово. Моя мама была там агрономом. Мама ехала во Введенское с отчетом о посевной. Да не утерпела мама: в последнем доме Суханово родила у бабушки Соломеи. Бабушка потом считала меня своей крестницей, все конфетки передавала. И я вот теперь считаю себя сухановской.... А предки мои - Евреиновы, мне Сычев присылал все, что находил об Евреиновых.
Я рассказала Людмиле Юрьевне о своих корнях: об Аникиных и Курбатовых, живших в Суханово.
Подъехал Михаил Владимирович. Мы с ним были знакомы заочно. Познакомились очно, с ним и с его отцом Владимиром Васильевичем Сухановым. Михаил Владимирович дал вводную:
-Пишу историю деревни Суханова. Начал я с того, что обнаружил, что нигде никаких упоминаний о нашей деревне нет. Была деревня, хорошая деревня, и как не было. Я решил восполнить этот пробел. Вот устанавливаю даты основания, кто были первопоселенцы, священнослужители. Нашел указ Елизаветы от 1748 года, в котором наши места "вверх по Юргамышу" назывались "порожними" и отводились для освоения полковнику Бахметьеву.
Подъехала Альбина Ивановна Носкова:
-Здравствуйте! - и сразу пояснила: - Я - племянница последней жительницы деревни Суханово - Веры Никитичны Сухановой, которая умерла в 1995 году, а не в 1987, как Сычев написал. Вот она-то и была последней жительницей нашей деревни...
Ей представился Михаил Владимирович. Развернули его "дерево", стали искать кто-кому-кто.
Встреча бывших жителей деревни Суханова и их потомков в 2007 году.
-Да вот же она! Бабушка Соломея!- нашла Людмила Юрьевна. - Она оказалась двоюродной прабабушкой Михаила Владимировича! Надо же!
Вскоре стали подъезжать введенцы: управились по хозяйству и приехали. Приехал познакомиться Михаил Васильевич Чувашов. Приехали две старших жительницы Сухановой: Пелагея Никаноровна Чувашова и Александра Васильевна Ивина. Пелагея Никаноровна обратилась к Людмиле Юрьевне:
Две старших жительницы Сухановой: Пелагея Никаноровна Чувашова и Александра Васильевна Ивина.
- А я тебя, девка, знаю!!!
На встече в 2007 году. Родная деревенька...
- Да?!
- Тебя Стеша-агрономша в сенках родила!
- Да!!! А я-то думала меня здесь никто не знает!
Обнялись.
Волшебным образом накрылся стол. Альбина Ивановна поставила уху вариться. Как всё ловко. Я засомневалась: а сварится ли? Уж больно кастрюля велика. Сварилась. Вкусно-то как!
Запели песни. Протяжно. Грустно и весело. Я слушала и думала: "Так, наверное, и мои предки пели. А у меня сейчас путешествие во времени..." Пелагея Никаноровна на мою бабушку похожа. И внешне и внутренне. Бодрится. Такую жизнь трудную прожила, а не устала... Что ей дает силы? Наверное, как и моей бабушке, сухановское детство. Хотя детство у Пелагеи Никаноровны потруднее было. Родилась она в 1925, к тридцатому году - коллективизация, потом война... Бабушка родилась в 1911-ом. Детство прошло в достатке, раскулачивание и война "одна на всех"... Детство, земля эта светлая, да сухановские ключи, о которых рассказывали почти все, - это их сила.
Альбина Ивановна показала один из родников и набрала из него воды всем попробовать. Делаю два глотка и понимаю, что это не просто вода, а Родная Вода - лекарство для души и тела. И опять мостик времени перекидывается ко мне...
Смотрю на всех и вспоминаю бабушку. Так вот откуда такое уважение к соседям: отсюда! "Ну что бы мы делали без соседей?" - всегда говорила бабушка и очень внимательно относилась к их просьбам, с готовностью обязательно помочь. Я была молодая, и мне было не до соседей, а сейчас понимаю: соседи - это важно и должно быть "обязательно доброжелательно и внимательно".
Сухановцы "обласкали" нас своей доброжелательностью и внимательностью. Все с интересом отнеслись к нашим поискам и желанию Суханова написать книгу. Обещали помочь, чем возможно....
Но комары кружились роями...!
-Да ничего!- успокоила меня Людмила Федосеевна Чувашова.- Наши комары в 12 спать ложатся!
-А лягут?- усомнилась я. - Наши-то, челябинские, без правил живут: всю ночь жужжат.
-Лягут обязательно!
И комары в 12 ночи легли спать! Вот не думала, что у комаров есть режим дня! А вот мошки спать не легли и ночью хозяйничали у нас в палатках. Интересно, а какой режим дня у мошек?
Приехал окончательно (он уезжал ненадолго) Михаил Васильевич Чувашов. С баяном. Песни полились рекой. Протяжно, неспешно, грустно. Да, жизнь была несладкой, горевать над собой времени нет, вот и изливалось все в песнях.
"Деревеньку мою" спели как гимн Сухановой.
Закат красный, а за ним - огромная луна. Ясная. Снизу взошла.
Господи! Хорошо-то как! Я дома! Двести лет тут жили и были счастливы мои предки. И землю свою благословляли. Я это
слышу и чувствую.
Приехали еще сухановцы, был юбилей, и они там задержались.
-Вы кто?- спросил меня Анатолий Родионович Ушаков.