На надгробье - такие слова:
"Здесь погребен Михаил Григорьев Образцев
Сын протоиерея, умерший от чахотки 30 января
1904 года, 48 (?) лет".
В журналах "Оренбургские епархиальные Ведомости" сохранена история сёл и деревень Оренбургской губернии. Если кто-то заинтересуется поиском корней своего села, своего рода, то начинать надо с них. В Челябинской Областной Универсальной Научной библиотеке имеются "Оренбургские епархиальные ведомости" с 1873 по 1916 годы включительно.
Оттуда я узнала об одном из первых учителей деревни Речкаловой Челябинского уезда (ныне - Мишкинского района Курганской области).
Этим учителем был Михаил Григорьевич Образцов. Он родился в большой и дружной семье священника Григория Николаевича Образцова в 1854 году в селе Введенское Челябинского уезда. Село Введенское находится рядом с деревней Речкалово. Во Введенский приход входили деревни: Суханова, Речкалова, Быдина, Ёлшина, Пестова, Мишкина.
В 1874 году Михаил Григорьевич Образцов закончил Уфимскую Духовную семинарию.
В каких сёлах или деревнях работал Михаил Григорьевич, - неизвестно. Краевед Мишкинского района Александр Павлович Сычёв в своих статьях писал, что молодой учитель Образцов Михаил Григорьевич работал в селе Коровье. Я предполагаю, что Михаил Григорьевич Образцов был назначен в село Коровье после 1888 года.
1мая этого же года в "Оренбургских Епархиальных ведомостях" писали, что благочинный XXIV-го Благочиннического округа, куда входили и село Коровье, и деревня Речкалово, и село Введенское, протоиерей Григорий Николаевич Образцов (отец Михаила Григорьевича), высказал хвалу и поощрение священнику села Коровье Максиму Худоносову за то, что он бесплатно обучал крестьянских детей и за свои деньги приобрёл учебники. Возможно, что после этих событий в село Коровье был назначен учитель Образцов Михаил, который, судя по документам, в 1886 году учился на филологическом факультете Казанского университета.
В октябре 1897 года Образцов Михаил был переведён в школу деревни Речкаловой Введенской волости Челябинского уезда. Проработал в этой школе Михаил Образцов один год и в 1898 году он был переведён из Речкаловской школы в церковно-приходскую школу села Мыркай Челябинского уезда.
Впоследствии Михаил Образцов переехал на постоянное место жительства в город Курган, где упоминается, как мещанин.
Умер Михаил Григорьевич Образцов молодым, - 30 января 1904 года. Исповедовал его перед смертью священник единоверческой церкви Иоанн Инфантьев. Погребение совершали протоиерей Григорий Образцов и единоверческий священник села Сладко-Карасинское Григорий Троицкий (я предполагаю, что это был их родственник). Похоронен Михаил Григорьевич Образцов в селе Введенском. Могила его чудом найдена краеведом-родоведом села Введенского Чувашовым Василием Антоновичем.
После смерти Михаила Григорьевича Образцова, в доме отца Григория Николаевича в селе Введенском в 1908 году проживала сноха Дарья Андреевна, 41 года. Она могла быть вдовой Михаила Григорьевича Образцова. Остались ли дети у этой пары - остаётся загадкой.
Когда-то деревня Речкалово была большой, а сейчас - несколько домов... Будем же хранить историческую память о месте и человеке, ведь внимание к прошлому может осветить для нас будущее! (44).
- --
Внучка протоиерея Образцова
Священник Михаил Фёдорович Троицкий (зять Григория Николаевича Образцова) был направлен на служение в село Сухоборское 21 августа 1878 года. В 1881 году был определён законоучителем Сухоборского сельского училища. 19 сентября 1882 года утверждён духовником XXIV благочиннического округа. 23 декабря 1882 года направлен на священническое место в село Чистое. До последних своих дней, до 4 сентября 1916 года он там и проживал. Жена его Ольга Григорьевна, в девичестве Образцова, родила ему одиннадцать (!!!) детей: Григорий (1876 г.р.), Павел (1879 г.р.), Лидия (~1880-81 г.р.), Николай (~1882-84 г.р.), Константин (1885 г.р.), Иоанн (1887 г.р.), Александра (~1889 г.р.), Фёдор (1891 г.р.), Еввула (~1893 г.р.), Пантелеимон (~1895 г.р.), Василий (~1897 г.р.).
Чётко просматривается в журналах "Оренбургские епархиальные ведомости" судьба дочери священника Михаила Троицкого - Еввулы. (45). Домашнее имя Еввулы - Ева. Она является внучкой Григория Николаевича Образцова. В начале ХХ века Еввула, как и многие крестьянские дети, пошла учиться в первый класс Чистовской церковно-приходской школы, где закноучителем был её отец Троицкий Михаил Фёдорович. Он преподавал детям Закон Божий.
Как могла выглядеть школа того времени? - Она не была похожа на современные учебные заведения. Во-первых, все ученики пели в церковном хоре, под руководством регента, псаломщика или священника. В 1909 году Михаил Троицкий был награждён грамотой за успехи по церковному пению в Чистовской школе Челябинского уезда.
Некоторые школы в сёлах не имели отдельно стоящего здания и часто располагались в доме священника, зажиточного крестьянина или заведующего школой. Больше половины школьных помещений в уезде были признаны неудобными. Церковно-приходские школы по Челябинскому уезду получали финансовую помощь из следующих источников:
1. От епархиального училищного совета города Оренбурга.
2. От церквей Челябинского уезда Оренбургской Епархии.
3. От городских попечительств.
4. От частных попечителей и благотворителей.
В сельских школах выдавались бесплатные обеды малоимущим ученикам. Особенно крестьяне ценили эту помощь от Оренбургской Епархии в годы неурожая и голода.
Конечно, Еввула (в сравнении с крестьянскими детьми) ни в чём не нуждалась, так как её отец протоиерей Михаил Фёдорович Троицкий получал большие по тем временам деньги - 525 рублей (жалование от казны - 300 рублей и от прихода - 225 рублей). По-видимому, приход села Чистого был богатым, если имел возможность выплачивать своему батюшке такую большую денежную сумму. Ведь некоторые сельские священники совсем не получали казенного жалованья, а довольствовались лишь сбором средств со своего прихода.
Проучившись 2 года в церковно-приходской школе села Чистого, Еввула Троицкая уехала в Оренбург, где поступила в женское Духовное Училище. Жизнь в училище Оренбурга отличалась от деревенской... В городе зажигались по вечерам ночные фонари. Они представляли собой столбы, окованные железом. "Для забития на зиму подпольных окон" в училище привозили "воз моху". На входной двери в зданиях общежития и больницы висела кошма "для удерживания тепла в помещении", а сами двери утеплялись войлоком. "Для обмётывания пыли" девочки в училище использовали гусиные перья. Для мытья полов рабочие доставляли "воз песку". Для тяжелобольных в больнице училища использовали специальную фаянсовую посуду - "ватер-клазет". Чугунные умывальники и железные тазы для бани - средства личной гигиены начала ХХ века. На партах учениц стояли фарфоровые чернильницы с механически закрывающимися крышками. На школьном дворе был "колодезь и железный якорь для вытаскивания" упавших в этот колодец предметов...

Оренбург. Епархиальное училище. Прислала на сайт

Курсистка. Художник Н.А. Ярошенко. 1883 год. Калужский областной художественный музей. Примерно так могла выглядеть и Троицкая Еввула в те далёкие от нас годы...
Видимо, Еввула хорошо училась, так как по окончании Оренбургского Духовного женского училища она поехала поступать на курсы в Петроград. Какие именно курсы закончила Евулла пока остаётся загадкой. Таких курсов в Петрограде было несколько.
Высшие женские курсы - высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века
Организации высших женских курсов в России предшествовала борьба за создание женских университетов, которая длилась более десяти лет, и участие в которой приняли широкие круги русской общественности.
Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.
Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно Бестужевские курсы.
После 1905 года на этих курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации составляло свыше 880 человек (в том числе 348 вольнослушательниц), в 1914 году - уже около семи тысяч. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. На высших женских курсах учились многие деятельницы революционного движения. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц женских курсов вышло немало замечательных деятелей науки и искусства.
Что же стало с Еввулой Михайловной Троицкой? Её историю поведала правнучка Григория Николаевича Образцова - Любовь Александровна Маричева из Санкт-Петербурга. Оказывается, Еввула после революции жила в Польше. Вот какой она была:

Это фрагмент общей фотографии семейств Троицких-Лищак.
Еввула Михайловна Троицкая вышла замуж и стала носить фамилию мужа - Лищак. Как мы с Любовью Александровной хотели найти и рассмотреть это фото!!! Как долго мы его искали...
Из нашей переписки с Маричевой Л.А.:
Ольга Анатольевна, здравствуйте и пляшите!
Красавица в центре старой фотографии - Еввула!
Слева стоит П. Троицкий (думаю, Павел), сидит Зоя Троицкая, видимо, его жена, справа стоит - А. Лищак, муж Еввулы ...
... Любовь Александровна.
11 ноября 2009 года.
А вот и сама фотография, и оборот:


Благословенные старые снимки... У меня даже рука не поднимается убирать дефекты... Год, приблизительно, 1925-ый, место - неизвестно. Cудя по безмятежности лица красавицы Еввулы, она уже эмигрировала в Польшу, это её и спасло...
- --
Заключение.
Моё увлечение человековедением - лучшей из наук, перерастает в познание истории родного края. Так, факт за фактом, выстроилась стройная историческая цепочка - от одной конкретной судьбы к оснвоположникам образования в Зауралье.
Удручает одно: "Мало мы знаем о самих себе..."
"Велико незнание России посреди России". Эти бессмертные слова Николая Васильевича Гоголя не только не устарели - они приобретают фатальный смысл и вполне могут служить лозунгом над зданием Министерства образования России...
|