Аннотация: повесть о том, как неожиданно может происходить у людей переосмысление жизни.
Стиснутые
20.31
Поезд незаметно для пассажиров трогается, а в коридоре стукается дверь и громко говорят: "Спаси, Господи! Пришло время возвращаться!"
Вокзальная жизнь за окнами начинает уплывать, кто-то сдувает с руки воздушный поцелуй, кто-то утирает кулаком прощальные слёзы, и высокая платформа обрывается.
Пожилая женщина, сидящая у самого выхода из седьмого купе, выглядывает наружу и сообщает, ни на кого не глядя:
- Поедет с нами. Можно будет исповедаться в пути...У кого много грехов.
Её соседка напротив отвлекается от разложенных на коленях документов и смотрит вопросительно.
- Я говорю: священник с нами едет. Поп. Можно будет обращаться, кому надо...
Она в очередной раз начинает что-то перебирать в своей сумке, но продолжает говорить:
- Бумаг много. Наверное, большая начальница. А мне дочка билет купила. Портфель у вас дорогой. Небось, тысячи две стоит.
- У меня бизнес, - следует короткий ответ, после чего женщина поднимает один из своих листков ближе к глазам и тут же набирает номер телефона. Её голос сливается с голосами у соседнего купе.
- Спаси, Господи, милые попутчики. Никак не думал, что поеду в таком вагоне, да поезд переполнен, плацкартных мест нет. А возвращаться надо: на четыре дня приход оставил.
- Вера, я просила положить мне справку за два месяца...Что?.. Да-да, я про неё... Я уже в дороге, это рельсы стучат!.. Ты тоже говори громче!..
- Проходите, батюшка, у нас тут отличная компания подобралась.
- ...Вера, говори громче: я тебя не слышу!..
Бизнесменке не везёт: несколько человек выходят в коридор и громко сообщают в трубки, что уже едут и утром будут на месте. Особенно долго объясняется молодая женщина неподалёку, у которой капризничает ребёнок. И в этом, седьмом, купе на правой верхней полке спортивного вида молодой человек, одетый в оранжево-зелёное, отбрасывает журнал с большими фотографиями и словно под влиянием общего порыва тоже достаёт телефон. Вагон решительно стучит на стрелках, но голоса пассажиров звучат громче и заполняют его:
- Мама, не забудь кормить кота и рыбок!..
- Витёк, я, короче, выехал, утром буду там... Спасибо... Да всё путём. Стас обещал, думаю, не кинет...
-... Так что же ты мне сразу не сказала?!. Завтра перешлёте по факсу!..
- Мама, ты обещала мне чипсы! Где они?!
- Я вернусь через два дня. Ты можешь потерпеть только два дня?
- Не лезь в сумку! Я сама достану. Это я не тебе. Корм на полочке... Я же показывала ...
- ...Не, зарекаться не буду. Вдруг Стас кинет...
- Ничего, ничего, не беспокойтесь: я не устал. Вот, постою у окошка, полюбуюсь на природу. Господи, слава Тебе за тайные и явные милости твои: вот я и в пути...
- Мама, я хочу в туалет!
- Ну, чё?! Я еду! Встречайте!.. А вы заранее готовьтесь!..
- ...Я не говорю, что два дня - это ерунда. Мы что, в первый раз с тобой расстаёмся?.. Да? А когда ты уезжала к своим подругам, забыла?..
- ... Конечно, я про эту банку и говорила! Подожди! Это я не тебе. Подожди, говорю: пока нельзя в туалет.
Поезд вырывается в пригород и набирает скорость. Бизнесменка смотрит на дверь купе и, возвращаясь от своих чувств и мыслей, связанных с телефонным разговором, резко закрывает её, отгораживаясь от коридора, из-за которого ей приходилось так громко говорить. Парень на верхней полке звонит ещё куда-то, но теперь почти шепчет:
- Стас, это я... Да, еду... К тебе. К вам... Всё идёт по плану?.. Я на тебя надеюсь... А чё такое?..
- Это ж такая нервотрёпка: бизнес, - говорит старушка, довольная, что в купе стало тише. - У меня дочка тоже... Не знаю, что получится. Лучше бы не бралась совсем: одни проблемы.
Соседка не отвечает ей, сидя снимает лёгкий пиджак и снова берёт в руки телефон. Теперь в пространстве только два голоса - решительный женский и вкрадчивый - молодого мужчины.
- Алло. Валя, это я... Долго буду жить. А ты что, не смотришь, кто звонит?.. Значит так, я еду по делам в ваш город, буду утром, но у тебя не раньше десяти вечера... Да я могу и в гостинице остановиться...
- ...Нормальные условия. Я ж тебе говорил, что согласен. Как там клиентура?
- ... Ладно, успокойся: некогда мне было тебя предупреждать...
- ... А ты где сейчас? Гасишься?.. До-ома?.. Вечером - и дома?.. С твоими возможностями...
Старушка смотрит в окно, потом - сочувственно - на третьего попутчика. Это длинноволосый, кучерявый мужчина лет тридцати с усиками полукругом. Он с самой посадки сидит за столиком, и всё это время его взгляд не отрывается от экрана ноутбука, только левая рука один раз в пять минут тянется к пиву. Мужчина делает большой глоток, но глаза его всё равно не отрываются от компьютера. Банок с пивом три, они стоят в ряд
возле окна, и получается, что человек чётко распланировал свою жизнь где-то до половины десятого.
Старушка наливает себе в пластмассовый стакан воды из маленькой бутылки, пьёт осторожно и, как только в переговорах других попутчиков возникает пауза, обращается к длинноволосому. При этом глядит не на него, а в свою сумку.
- Могу вымазать. Аппарат-то дорогой. Колбаса жирная. Говорила дочке: не клади столько. Так нет же, положила. А мне бы только уголочек.
Первой реагирует бизнесменка.
- Если вы собрались поужинать, подсаживайтесь поближе и ешьте. А он вас и не слышит: весь в интернете.
- Да мне только уголочек. Как бы компьютер не повредить.
- Галинка, привет, - шепчет сверху спортсмен,- заплати завтра за мою тачку на стоянке. Совсем забыл... Где-где. Еду... Ну, да...
- Подсаживайтесь, не стесняйтесь... Надо бы и мне поужинать. Так, в вагоне-ресторане сейчас наплыв - потеряю время.
Бизнесменка смотрит в свои бумаги, секунду сомневается.
- Вот уроды, они меня разорят, - вдруг говорит она себе и снова берётся за телефон.
В течение следующих пяти минут старушка жуёт что-то и запивает чаем, длинноволосый бегает глазами по экрану ноутбука и делает один глоток, спортсмен безуспешно льстит невидимой Галине, пытаясь переложить на неё свои заботы, а деловая женщина кропотливо разбирается посредством телефона с каким-то далёким поставщиком, который, по её мнению, не выполнил свои обязательства. По купе плавают запахи пирожного и жевательной резинки.
20.55
Поезд мчится и мчится, не останавливаясь, мимо маленьких станций и тихих деревушек при них. В седьмом купе все по-прежнему заняты своими делами: парень наверху рассматривает журнал и жуёт шоколадку, мужчина внизу что-то быстро и с азартом печатает на клавиатуре, женщина звонит в город, в который едет, и подробно обговаривает завтрашний день, старушка тоже, как и соседка, разложила какие-то бумаги и пересматривает их.
Длинноволосый вдруг откидывается на спинку, радостно обводит глазами попутчиков и делает три больших глотка пива. Смотрит он и в окошко между шторкой и поднятым экраном своего компьютера. Может быть, даже замечает, что в сосновом лесу вокруг поезда стали попадаться лиственницы и в воздухе сделалось темнее.
- Надо обратиться, и не знаешь. Неудобно, - говорит старушка, глядя прямо на ободок его рыжеватых усов.
- А? - не понимает тот.
- Ниной Анатольевной меня зовут. Голова-то, наверное, устала от компьютера. И глаза тоже. Не отвлекаешься.
- Ник. Коля, - догадывается мужчина.
- А твоё имя? - обращается Нина Анатольевна к "верхнему".
- Ап... Миша. Михаил.
Старушка поворачивается к бизнесменке. Но та уже сама убирает телефон, бумаги, застёгивает сумку.
- А я Татьяна. Для молодых людей - Татьяна Станиславовна. Пойду-ка я поужинаю. Вроде на сегодня всё с делами.
- Компьютерщик это называется, да? Или программист? - продолжает расспросы Нина Анатольевна.
Её сосед напротив неожиданно многословно объясняется:
- Я веб-дизайнер. Меня пригласила на работу солидная фирма, и я готовлю для неё несколько презентаций. Не удивляйтесь, я сейчас сбрею усы: в этой фирме строго с внешним видом. Как приеду, ещё и коротко подстригусь. Таковы требования. Надо соответствовать.
Он встаёт и, забирая с собой пустую банку, выходит в коридор. Следом - с сумочкой - Татьяна. Спрыгивает сверху Миша. Прикрыв дверь, он глядит на себя в зеркало, расправляет плечи, но, не доверяя отражению, осматривает грудь и руки и только после этого выходит.
Дверь в коридор снова открыта, и первое, что слышит старушка, это звонкий голос всё того же капризного ребёнка из третьего купе - голос своеобразный: кажется, мальчик не делает пауз между словами, а "гудит" всю свою речь от начала до конца, немного деля её на звуки:
- Мамахочусоккакудяди!
- Вот у тебя есть сок! Какая разница?!
- Хочудругойсок!
- Слышь, Макс, ты Стаса помнишь?.. Девушка, не проходите мимо красивого парня. Что?.. Да-да, этого Стаса. Ну, и как он тебе? Не кидала? За базар отвечает? - Миша стоит у окна напротив своего купе и подробно расспрашивает кого-то по телефону.
- Сколько денег на эти разговоры уходит... - качает головой Нина Анатольевна, потом достаёт из сумки кусочек колбасы, кусочек батона и начинает жевать.
- А по мне, батюшка, - и вот коллега, наверняка, согласится - что катарсис, что благодать - одно и то же состояние... - доносится до старушки мужской голос от соседей. Там громко спорят и открывают минералку. Нина Анатольевна тоже пьёт, теперь просто из бутылки.
Через десять минут возвращается Ник. Без усов, тщательно выбритый, расчёсанный, с хвостиком волос, стянутых шнурком. Он садится, одной рукой тянется к пиву, другой начинает играть в какую-то компьютерную игру с монотонным дзиньканьем.
Нина Анатольевна разглядывает его с минуту, потом, дожевав, снова берётся за свои
документы:
- Даже не знаю: правильно поступила или нет, что пошла у неё на поводу...
Ник из вежливости поднимает голову, но попутчица не сразу поясняет ему свою реплику: она терпеливо ждёт, когда Миша достанет пакет, разложит по столику еду и, вставив в ухо наушник, начнёт жевать.
-... И машину им захотелось, и внуку надо учиться в университете. Уговорили - продала. Теперь буду жить на природе. В посёлке.
- Вы продали городскую квартиру?
- Да вот, - оживляется Нина Анатольевна, пересаживается на другую сторону, ближе к Нику, и показывает бумаги. - Полгода уже, как брат умер. Дочка съездила, всё оформила на меня. А вещи едут в контейнере. Да и какие у меня вещи? Самое нужное. Дом-то братов непустой: и мебель, и инструмент, и сараи - всё есть. Надо будет курочек завести, огородик садить. Проживу...
Мужчина уже не слушает её, увлечённо играет и даже тихо разговаривает с героями игры. Нина Анатольевна вздыхает: "Эх, грехи наши, грехи..." и погружается в молчание. Миша жуёт и покачивает головой в такт музыке, которую слышит только он, а рельсы стучат размеренно, как стрелки часов, и из коридора прилетает очередное требование всё того же ребёнка, видно, единственного малолетнего пассажира во всём вагоне. Мама проводит его мимо двери седьмого купе в сторону туалета, и мальчик вдруг оглушительно кричит:
- Вау! Какой домик! Мама, а зачем в лесу такой красивый домик?!
Нина Анатольевна, Миша и даже Коля-Ник поворачивают головы, но строение уже промелькнуло по ту сторону поезда, и только не менее восторженный, но куда более тихий голос священника всё объясняет. Оказывается, необычный сосед стоит в коридоре.
- Это монастырь, деточка. Маленький монастырь. В нём живут дяди, которые молятся за наши души, чтоб и у тебя, и у твоей мамы всё было хорошо.
Ему никто не отвечает, но священник, восхитившись видом из окна, не стесняется выразить чувства вслух:
- Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной. Когда на землю сходит закат, когда воцаряется покой ночного сна и тишина угасающего дня, я вижу Твои черты под образом сияющих палат и облачных сеней зари. Огонь и пурпур, золото и лазурь пророчески говорят о неизречённой красоте Твоих селений...
- Наш батюшка прямо поэт... - фыркает Нина Анатольевна, услышав из соседнего купе шутливые аплодисменты. - У нас тоже восстановили... Недалеко от моего дома. И название дали - храм Преображения. Ну, и что? Сестра ходит по субботам и воскресеньям и стоит там одна. Она да попадья. Да дети поповские. Никому она и не нужна та церковь.
Мужчины не слушают старушку, но она и не смотрит на них и аккуратно складывает свои документы.
- ... Меня зазывает всякий раз. А я говорю: "А кто ж работать будет?" По выходным я убираюсь. А вдруг внуки придут, дочка с мужем? Приготовить что-то надо. Пусть Бог
наказывает лентяев, а меня не за что: я без дела не сижу. И у других людей тоже дела, никто не хочет полдня на службу тратить. Кто на базар идёт в центр микрорайона, как раз
рядом с храмом. Там и кафе для молодёжи, и кинотеатр. В воскресенье многие семьями в кино идут. А пожилым тем более как ходить молиться? Ноги уже больные, выработались. У телевизоров сидят... По праздникам другое дело. На Троицу, на Покров обязательно схожу. А каждое воскресенье стоять там, когда дома куча дел - это грех. Нельзя бездельничать.
Из глубины её сумки начинает звучать мелодия, и старушка хватается за телефон. Дожёвывающий последнюю котлету Миша лезет на свою верхнюю полку, а Нина Анатольевна испуганно кричит в трубку:
- Да?!. Да-да, я помню!.. Да, так и скажу!.. Нет, ещё не ложилась!.. Ещё не ложилась!.. Хорошо, хорошо, так я ей всё и скажу, не переживай... Да-да, буду решительной.
Мясной запах, заполнивший было купе, постепенно рассеивается. Становится прохладнее.
21.40
- Кто это так громко у нас кричит?
В купе входит Татьяна. Вид у неё сытый и умиротворённый.
- А вот и Таня!.. - радуется старушка. - Покушала... в ресторане?
- Да, поужинала.
- Небось, дорогое это удовольствие теперь? Не то, что в советские времена...
- Дорого - понятие относительное. Снизь цены вдвое - всё равно для кого-то будет дорого, повысь вдвое - кто-то и не заметит... О, да я смотрю, у вас документов не меньше, чем у меня. Может, тоже бизнесом занимаетесь? В дочкиной фирме?
- Что ты, какой бизнес! Это ж бумаги на дом. Брат у меня умер, оставил мне дом в посёлке. Ничего посёлок: маленький, но аккуратный. И магазины, и почта - всё, что надо, есть.
- Так вы что, переезжаете? А семья у брата есть?
Нина Анатольевна снова раскладывает свои документы, будто собирается подкреплять ими слова, а Татьяна достаёт толстый блокнот и просматривает записи. "Добрый вечер, тётя Рита", - говорит сверху спортсмен Миша, зачем-то прижав телефон к плечу, и просит сначала забирать почту из своего ящика, благо у него с соседями одинаковые ключи, потом по возможности оплачивать в долг коммунальные услуги. Уверять, что возврат долга не затянется на месяцы, ему приходится минут пять.
- Сходился три раза, а детей так и не нажил, - начинает объяснять Нина Анатольевна. - Вот так и получилось, что я стала наследницей. Теперь с этажа перееду на землю.
- А городскую квартиру оставили детям?
- Так продали. Дочка продала. Обменяла на трёхкомнатную, ещё и доплату нам дали.
Татьяна поднимает голову:
- То есть дочка отправила вас одну в таком возрасте из города в какой-то посёлок? А коммунальные услуги в этом доме брата есть?
- Ой, да на что они мне?.. Привыкну... На свежем воздухе да с огородиком. Что старухе надо?.. Жить-то осталось... Лишь бы Васькина сожительница не устроила скандалу. Никаких прав-то у неё нет на жильё, но пока дочка не съездила, сидела там хозяйкой.
У Татьяны звонит телефон, и минут пять она обсуждает свои дела. По коридору шумно провозят продуктовую тележку, Миша спрыгивает и долго выбирает сок. Ник берёт ещё пива.
Закончив переговоры, бизнесменка некоторое время сидит в задумчивости, потом делает пометки в блокноте и отправляет эсэмэску. А Нина Анатольевна, не дождавшись её вопроса, продолжает:
- Дом там хороший, большой. У Василия-то вся мебель была, но дочка всё равно мою загрузила в контейнер и отправила. Завтра или послезавтра получу. Вот и такой дорогой билет мне купила.
Она осматривает отделку купе и качает головой:
- На что людям такая роскошь?.. Вон уже и темнеет, скоро ложиться спать. Столько дел назавтра... Эк неугомонный ребёнок: опять капризничает.
Пока невидимая мама в нескольких метрах от седьмого купе успокаивает своего мальчишку, Татьяна удивлённо смотрит на соседку.
- Послушайте, Нина Анатольевна, а ведь ваша дочка воспользовалась вами, чтоб решить свои материальные проблемы. Не поленилась за вас оформить наследственные права и даже отъезд организовала по высшему разряду. То ли от угрызений совести, то ли для оправдания перед родными и близкими.
Старушка заметно пугается и даже прижимает сумку к животу.
- А чего ей оправдываться? Я сама согласилась на переезд. Доплата пошла на университет внуку.
- Ну уж, предпринимательница не заработает сыну на учёбу. Так а сожительница вашего покойного брата долго с ним прожила?
- Да... лет восемь. Может, десять... Он только сходился с ними, а регистрировался один раз, ещё молодым.
- Он вас намного младше?
- Как младше? Это я младшая из нас троих. Вот одна уже осталась: ни родителей, ни братьев. Ох, грехи наши...
- А сожительница? Она какого возраста?
- Да тоже... на два года меня старше...
Нина Анатольевна догадывается, куда клонит собеседница, и торопливо добавляет:
- В Новосибирске. В Новосибирске у неё дочка. Есть куда поехать. Опять же по закону она никаких прав на этот дом не имеет. Как против закона?
22.05
В седьмом купе готовятся ко сну: перебирают и укладывают мелкие вещи, ходят переодеваться и чистить зубы, отбрасывают одеяла с подушек... Ник отдаёт Татьяне Станиславовне нижнее место и переставляет ноутбук и банку пива на верхнюю полку. Все суетятся, но вежливо уступают друг другу узкое пространство.
Стихает и в соседних купе, только в коридоре девушка лет двадцати, откинув сиденье, тихо беседует по телефону с возлюбленным. "Ну, всё, целую", - говорит она, но разговор снова и снова имеет продолжение.
Наконец, переделав десяток дел, укладываются. Ник опять играет и шепчется, а женщины решают, что вернётся из туалета Миша и выключит свет. Обе явно не привыкли рано ложиться, но в вагоне такая тишина, что не спать - просто неприлично.
- По личным делам едешь или бизнес в том городе? - интересуется Нина Анатольевна.
- По делам фирмы, конечно, - отвечает Татьяна. - У меня личного нет и не было.
- Что, нет семьи?
- Зачем она?.. Вот у вас есть, а счастья всё равно никакого... Ещё не хватало, чтоб родные дети отнимали у меня дело, на которое я потратила столько времени и сил, или - ещё лучше - наняли для меня киллера. На мои же деньги... Нет, идея семейного счастья - это в прошлом. Сейчас ради семьи люди не живут.
- Ну, как же без детей?.. - теряется Нина Анатольевна. - Да и без мужчины тоже. Я вот со своим почти сорок лет прожила. Умер от болезни.
- Мужчина - не проблема, - усмехается Татьяна. - А если он у тебя один, то с годами просто садится на шею. Вари ему, стирай, зашивай, ещё и не смей никуда выйти, с кем-то пообщаться... А дети? Моя мама потратила на нас всю жизнь. То же - бабушки. У одной было четверо, у другой - шестеро. Пожертвовали на детей всю свою жизнь. Нет, теперь учёные пришли к выводу, что это неправильно. Наоборот, человек должен любить себя, делать то, что хочется, жить ради себя, а главное, считать себя во всём правым и не заниматься самокопанием: правильно поступил - неправильно. Поступил и поступил. Это уже в прошлом... У нас, русских, у всех комплекс: ищем чего-то, мучаемся совестью по поводу и без повода. Увереннее надо быть. Не сидеть на завалинке, а делать дело, жить. Если будешь хорошо относиться к самому себе, то и жизнь вокруг тебя будет нормальной, счастливой.
Ник спрыгивает сверху и прерывает речь попутчицы. Он открывает дверь, чтобы выйти, и седьмое купе слышит взволнованный голос проводницы:
- ... Нет, ты представляешь, она меня обвиняет? Кто бы говорил? Сейчас всю ночь буду на нервах. То пьяный пассажир, то эта подхалимка - прямо ад, а не рейс...
Дверь закрывается.
- Одной-то многое можно себе позволить: и квартиру дорогую, и машину... - снова начинает Нина Анатольевна.
- А я и позволяю себе всё, - с гордостью в голосе соглашается Татьяна. - По крайней
мере, то, что хочется. Квартира большая, в центре города, машина новенькая и недешёвая. Во всём городе таких три-четыре. На внешность - парикмахерскую, массаж и прочее - денег не жалею. Мне в моём деле надо хорошо выглядеть. Кто будет связываться с растрёпанной да неухоженной бабой?
- Эт верно, - поддакивает Нина Анатольевна. - Когда денег много, возможности безграничные. Покупай всё, чего душа желает.
- Для безграничных возможностей нужны безграничные стремления, - поправляет её соседка. - Не у всех богатых людей это так. Мне вон и в Турцию на недельку невозможно съездить. Всё дела, дела. Сплошная суета с одной лишь целью: удержаться на плаву, не разориться. У конкурентов совести ни на грамм, расслабиться не дают... Власть тоже: постоянно толкает на нарушения законов и правил, а потом наказывает...
Последнюю фразу она говорит после минутной паузы, и разговор затихает. Однако возвращается мужская половина купе. Ник ловко запрыгивает наверх. Миша сначала старательно расправляет постель. При этом притороченный к его мобильнику полосатый хвостик от неизвестного зверька свисает из кармана трико, раскачивается из стороны в сторону, вызывая на лице Татьяны усмешку. Потом он берёт свой журнал и возвращает загнутые при чтении листы в исходное положение. На ночь журнал отправляется на столик.
- Опять женился? - удивляется Нина Анатольевна. - Уже в третий раз, наверное, а самому-то и тридцати нет.
- Если вы о шоумене Дрыгине, то в четвёртый раз за два года, - отвечает Михаил.
Он смотрит на обложку своего журнала и прибавляет:
- Девке восемнадцать . Папаша - нефтяк, сорок седьмое место в нашем списке "Форбс".
- Нина Анатольевна, вы интересуетесь светской хроникой? - удивляется Татьяна.
- Да читаю. Другого ж не выписывают. К дочке в гости приду, так внучка тычет мне газету с фотографиями: "Баба, мне лучше артисткой быть или певицей?" А я ей: "Швеёй-мотористкой".
Старушка усмехается, и свет в купе гаснет.
22.28
Поезд летит, утопая в темноте, и как будто ускоряет ход. Так в старину всё быстрее бежала какая-нибудь крестьянская лошадка, которая полдня везла хозяина с ярмарки и, наконец, начинала узнавать родные места и предчувствовать отдых.
Ник тихо сползает с верхней полки, обувается и выходит в коридор. Сходив в туалет, он сначала щупает, хорошо ли разместил под подушкой ноутбук, потом запрыгивает наверх и укладывается на правый бок, лицом к стенке. Нина Анатольевна тяжело переворачивается во сне и посапывает.
02.03
Взрыв из спящих в седьмом купе слышится только Татьяне, но ей он кажется частью сновидения и не пугает. Вслед за взрывом вагон дёргается вперёд, подпрыгивает кормой и
ухает на правый бок. Пассажиров влечёт по ходу движения, затем вдавливает ногами в стенку коридора. Ника бросает в проход, он ударяется головой и рукой о соседнюю полку, на миг оказывается в вертикальном положении, сталкивается с Мишей, получает от него удар головой в бок, сам дважды толкает соседа коленом и, чувствуя, что движение прекращается, послушно сползает на пол, которым теперь стала дверь купе. Зеркало не разбивается. Он чувствует его скользкую поверхность левой ногой и слышит, как барахтается на стекле Миша. Сам Ник наполовину проваливается в нишу для вещей и затихает, пытаясь сообразить, что же произошло, и опасаясь новых толчков.
Женщин тоже швыряет, но меньше, к тому же матрасы и подушки со всех четырёх постелей смягчают им удары о полки, и только Нину Анатольевну больно протягивает спиной по сеточке, которая крепится над нижней полкой, а Татьяна получает по лицу пивной банкой.
Всё резко стихает. Но уже через три-четыре секунды сверху, через выдавленное окно, слышатся крики - сначала отдельные, потом нескольких голосов. Кто-то начинает сильно причитать, в истерике бьётся ребёнок: "Мама! Мама!"
- Убегать надо! Выбираться! - вскрикивает Нина Анатольевна и, не разбирая ничего в темноте, лезет по двери прямо на Мишу. Тот стонет, но не говорит ни слова.
- Мы на боку! На боку! - зачем-то преувеличенно громко объявляет Татьяна. - Видите, окно сверху! Поезд лежит на боку!
Очевидно, в ушах её ещё стоит скрежет падения, и она думает, что её не услышат.
- Значит, он сейчас упадёт в пропасть! - снова кричит старушка и, цепляясь за полку, лезет вверх. Ник пытается рвануться по другой стороне, но тут же опадает от боли: оказывается, он сильно ушиб ногу, бок и плечо. Испугавшись, что у него серьёзные травмы, он замирает в прежнем положении.
- Ой, Господи, Господи, помоги мне выбраться! Помоги мне выбраться! - старушка закрывает собой слабый свет, который дают звёзды и луна, скребётся, бьётся и беспрерывно повторяет одно и то же, балансируя где-то между шоком и истерикой.
- Соблюдайте спокойствие! - вдруг кричат где-то рядом, со стороны крыши. - Всех сейчас вытащим! Если есть раненые, подайте голос или махните чем-нибудь белым через окна!
- Я, я раненый! Здесь раненые! - одновременно вскрикивают Ник и Нина Анатольевна.
- Платок какой-нибудь! Я буду махать! Тогда нас вытащат! Скорее дайте что-нибудь!
Но вместо того, чтоб высунуться в окно, старушка обессиливает и ползёт вниз.
- Мужчины, мужчины, скорее машите! Поднимайтесь и машите! Нас вытащат! - она хватает что-то под ногами, начинает дёргать и рвать.
Вдруг загорается голубой огонёк, и старшая из попутчиц предстаёт в его зловещем свете. В порванном от плеча халате, с редкими и всклоченными волосами, лицом, чёрным от ужаса даже в полумраке искорёженного купе, она топчется по матрасу и вырывает из-под своих же ног простыню. Свет ошеломляет старушку, и она застывает, как пойманный вор. Впрочем, другие не лучше: длинные волосы Ника перемешались и сделали его
похожим на медузу Горгону; трико лежащего Миши сползло вниз, а футболку он сам натянул на голову.
- Анатольевна, ты не ранена? Миша, Коля, вы как? Ну-ка, ощупайте все себя. Если переломы, вывихи, не шевелитесь, надо зафиксировать. Нина Анатольевна, давай-ка успокаивайся. Произошло крушение поезда, вагоны перевернулись, но уже работают спасатели, всех вытаскивают. Мужчины, вы что молчите? С вами всё в порядке?
Татьяна осторожно приподнимается, высовывается из-под верхней полки и светит сотовым телефоном в оба угла.
- Вы думаете, уже приехали спасатели? - откликается Ник.
- Слышал ведь: кто-то уже начал оказывать помощь. Нина Анатольевна, бросьте вы свою тряпку: сейчас спокойно выберемся через окно. Сначала мужчины подсадят нас, потом мы подадим им руки. Или ту же простынь вместо верёвки. Успокаиваемся и начинаем спокойно выбираться.
- А если вагон ещё перевернётся?!
- Нина Анатольевна! Он стоит неподвижно! Куда ему переворачиваться? Здесь лес, насыпь невысокая. Всё, он уже свалился с железной дороги, теперь крепко стоит. Точнее, лежит. Лежит на боку.
Ник тоже начинает светить телефоном, осматривает себя, боясь сильно двигаться.
- Нина Анатольевна, -продолжает Татьяна, - вы сидите у Миши на ногах. Дайте ему встать. Или хотя бы приподняться. Спортсмен, ты как? Травмы есть?
Миша не отвечает, и Татьяна подносит свет ближе к его голове. Он неподвижно лежит калачиком прямо на зеркале двери и держит руками голову.
- Крови вроде нет... Все осмотрели себя? Руки-ноги целые? Я, кажется, сломала пару рёбер. Так больно ударило о полку. Нина Анатольевна?.. Ну, у вас точно переломов нет: карабкалась, как молодая.
- Танечка, я живая, живая. Боже мой, за что нам такой ужас? Это что ж, весь поезд перевернулся? А станция здесь далеко? Помощь будет?
- Вы же слышали: людей уже вытаскивают из вагонов. Должна быть и станция какая-нибудь: в этих местах много населённых пунктов. Миша, ты в сознании? Убери руки от лица. Ми-ша!
Спортсмен, наконец, начинает шевелиться.
- А чё...это?.. Нас взорвали, да?
- Ох! - пугается Нина Анатольевна.
- С чего ты взял? Просто поезд сошёл с рельсов... Хотя, может, и теракт. Давай ощупывай себя: нет переломов?
Вдруг слышатся шаги: по вагону кто-то идёт и переговаривается с оставшимися внутри.
- Эй, эй! Кто там! Сюда! - начинают кричать Нина Анатольевна и Татьяна.
К ним присоединяется Ник, и минуты две они вместе и поодиночке зовут на помощь. Но никто не отзывается и не подходит.
02.23.
Наконец, стук обуви начинает приближаться. Но очень медленно - кажется, на миллиметр в минуту. Очевидно, невидимому человеку трудно идти: то ли из-за темноты, то ли потому, что вагон искорёжен. Седьмое купе теперь молчит, и только Татьяна светит вверх, привлекая внимание неизвестного.
Снаружи всё явственнее доносятся голоса, кто-то громко перекликается по ту сторону насыпи, а за стенкой, в шестом купе, слышится шумная возня.
Нина Анатольевна, устав ждать, снова зовёт на помощь. Вдруг сверху затемняется звёздное небо и ласковый голос говорит:
- Соседи, все живы?
- Все, все живы!
- Слава тебе, Господи!.. Но выйти отсюда вы не сможете. Придётся ждать утра... А вот нашим попутчикам в хвосте вагона пришлось похуже... Прими, Господи, их души.
- А что там? - пугается Нина Анатольевна. - Все погибли?
Но священник, который запыхался и с трудом говорит, прерывается и, отстранившись от окна, минуты три с кем-то разговаривает.
- Эй...как вас...батюшка! - кричит Татьяна и медленно приподнимается между полками в полный рост.
- Да-да, я здесь, милые мои. Что ж с вами делать-то?.. Кто худенький, может попытаться протиснуться, а я со своими соседями - юристом да скрипачом - займусь тушением пламени. А то, не допусти Господи, доберётся до вас.
- Мы горим?! - хором вскрикивает седьмое купе.
Неожиданно Миша бросается вверх, и громкое "А - а!", которое он выдохнул для рывка, ещё звенит где-то внизу, а парень уже уцепился за стойку нависающего обеденного столика и тянется к выбитому окошку.
- Танечка! Бросил нас! - всхлипывает старушка.
- Михаил, помогите женщинам! Мы же не выберемся без вашей помощи! - кричит Татьяна и приседает, чтобы не получить чужой ногой в лицо.
Она хватает спортсмена за поясницу, ещё и ещё пытается убедить вернуться, но Миша уже высунул голову из проёма окна, вдохнул свежего ночного воздуха и, оттолкнув в сторону изломанную раму, со стоном пытается протиснуться наружу.
- Тащите меня! Тащите! - кричит он священнику, пробует вылезть обеими руками вперёд, потом одной рукой, ничего не добившись, опускает руки и, умудрившись упереться ногами, суёт в проём свои широкие плечи.
Не сразу до него доходит то, о чём только что говорил священник. Тот помогает, как может, но и сочувственно объясняет, что пострадали только два последних вагона, что
взрывом смяло всю заднюю часть их вагона, что окно седьмого купе сдавило, сломало и оконный проём превратился в кривую и узкую щель, гораздо меньшую, чем крепкие плечи парня. Миша видит, что хвост вагона в огне и страх погибнуть в пламени придаёт ему силы.
Борьба человека и железа продолжается несколько минут. Наконец, священник убеждает парня, что не стоит резать себе плечи, что он со своими соседями потушит пожар. Миша бьёт кулаком по краю дыры, но стена вагона, хотя и выгнулась вверх, не поддаётся ему, и он сползает вниз.
- Соседушки, здесь лаз совсем узенький, вам не выбраться. Вы не пугайтесь огня: мы его сейчас забросаем песочком. Тут всюду песочек. Лопат, конечно, не найти, но ничего, мы его пригоршнями. Может, в тех купе ещё остались живые. Виктор вон пытается заглянуть. Хотя очень сомнительно: смяло их ужасным образом. Зато все остальные наши попутчики, смотрю, уже выбрались, благо проводница наша молодец, помогает каждому. Люди теперь побежали к последнему вагону: ему больше досталось, а нам проводница велела тушить здесь. Так что я потороплюсь.
- Батюшка, я сгорю?! - кричит Нина Анатольевна. - может, меня отпеть?!.
- Что ты, милая! Будь уверена: погасим мы пожарчик. Вот высунься головой да сама глянь: горит слабенько. Погасим, погасим. Я побегу. Потом приду к вам. Обязательно приду.
- Постойте секундочку! - просит Татьяна. - Здесь есть станция? Местные спасают нас?
- Глухой лес! - кричит священник уже на ходу, и его шаги медленно удаляются к голове вагона.
02.56.
Поблизости звуки стихли, но хорошо слышно, как помогают раненым людям с той стороны, где был хвост поезда. "Несите под дерево! Здесь надо отогнуть! У кого есть чем перевязать?!" - доносится оттуда каждую секунду. Пассажиры отошли от шока и при слабом свете с неба и отблесков от пламени на предпоследнем вагоне спасают себе подобных. Слышно также, что с кем-то постоянно советуются: значит, среди уцелевших нашёлся и медицинский работник.
Миша после отчаянной попытки выбраться снова забился в свой угол между потолком и правой верхней полкой, которая, как и другие, теперь стоит вертикально. Он молчит. Нина Анатольевна поупрекала было спортсмена, но и сама впала в прострацию. Только к Нику и Татьяне вернулись привычные ощущения, и они попробовали немного улучшить неудобное положении, в котором оказались. Женщина сумела свернуть два матраса и теперь сидит на них с тремя мобильниками в руках.
- Почему нет связи?.. Как будто мы в какой-то яме... - она снова по очереди включает свой телефон, Мишин, Нины Анатольевны. - Коля, может, попробуешь у окошка, высунешься немного наружу?
- Бесполезно. Вы же слышали, как снаружи кто-то кричал, что связи нет вообще.
- А что твой интернет?
- Тоже глухо... Программа не идёт. Постоянно перезагружается... Здорово шарахнулся, и придётся выбросить.
- Но ведь поезд, наверняка, остановился, и с него сообщили о взрыве. Как ты думаешь?
- Даже не знаю... Я не сталкивался с играми про железные дороги... Может, спокойно едет себе и не знает, что два последние вагона оторвались и валяются в лесу.
- Ох, - откликается в отчаянии Нина Анатольевна. - Это ж надо...
- Вот что, Коля. Слазь-ка ты к окошку и посмотри, потушили наш вагон или нет.
Татьяна говорит таким тоном, что возражений быть не может. Ник медленно встаёт, стонет, выпрямляя свою раненую ногу, долго ощупывается: телефоны подсели, и для освещения Татьяна их не включает. На экране ноутбука голубой цвет меняется на чёрный. Никому не понятные формулы ещё показывают, что аппарат жив, но с него уже никакого толку. Кажется, сейчас он окончательно потухнет, так и не расшифровав свои коды.
Ник начинает забираться по обратной стороне своей полки наверх, и Татьяна помогает ему, упираясь в спину мужчины.
- Цепляйся за столик. Там такая железная трубка...стойка. Повернись и переставь на неё ногу...
- Таня, он вылезает? - стонущим голосом спрашивает Нина Анатольевна. - А нас вытащит?
- Он не вылезает. Как тут велезешь? Только посмотрит... Ну что, Николай?
- У-ух... Сейчас... Если можно, подставьте плечо под мою левую ногу, а то я вот-вот сорвусь... Здесь всё такое острое, не за что взяться...
- Подставляю, подставляю! Ты не стесняйся, становись!
Проходит ещё минута, и вдруг Ник резко отрывается от своей помощницы.
- Ты что, выбрался?
- Почти, - глухо отвечает голос Ника, заткнувшего собой весь оконный проём.
Нина Анатольевна и Миша приподнимаются.
- Помочь?!
- Не надо!.. Плечо высунул, а вот таз!.. Точнее, живот, блин! Не лезет!.. Сейчас, передохну немного!..