Шиканян Андрей Сергеевич : другие произведения.

Правовая основа интернет сайта

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья полностью опубликована в журнале "Компьютерные учебные програмы и инновации"#3_2006 года.


  
  

Правовая основа интернет-сайта.

Шиканян А.С.

  
   Сегодня собственный Интернет-сайт стал обычным явлением не только для многих пользователей - физических лиц, но и для каждой более или менее крупной фирмы, продающей какой-либо товар или услуги на российском или иностранном рынке. Например, осуществляет с помощью такого интернет-сайта электронную торговлю литературой, электроникой, предлагает услуги по обучению персонала или осуществляет рекламные функции. Типичный пример - Интернет-магазины, с помощью которых многие организации ведут торговую деятельность. Нередко такой магазин полностью заменяет собой торговую площадь, витрину и другие атрибуты обычного, не виртуального магазина. Еще один пример - сайты средств массовой информации, где можно подписаться на издания. Кроме того, посредством сайта организации могут взаимодействовать с постоянными клиентами. Развитие таких электронных отраслей, как электронная торговля, электронный сбор статистических данных и прочие отрасли, нашедшие отражение в глобальной сети Интернет заставляют задуматься о средствах и способах защиты своих Интернет-ресурсов.
   Речь в настоящей статье пойдет не о технических средствах защиты Интернет-ресурсов, которых и так разработано и обнародовано немало. Речь пойдет о правовой основе сайта, как объекта интеллектуальной собственности. Итак, что же такое - Интернет-сайт? Ответ на этот вопрос имеет ключевое значение для определения сайта как объекта права интеллектуальной собственности.
   По мнению Н.В. Иволгиной - эксперту журнала "Российский налоговый курьер" Интернет-сайт по своей сути - это "как минимум совокупность двух объектов авторского права: программы для ЭВМ, обеспечивающей его функционирование, и графического решения (дизайна). Поэтому для целей ... определения юридического статуса сайта его нужно рассматривать как единый объект." Это определение указывает на то, что отдельно друг от друга составляющие элементы сайта свои функции выполнять не могут. Таким образом, перед нами раскрывается следующее: Интернет сайт - конгломерат работы, как правило, двух специалистов - программиста и дизайнера. Исходя из этого, можно предположить, что Интернет сайт является результатом работы минимум двух соавторов. Однако, заметим, что дизайнер, зачастую, работает, используя для создания сайта ресурсы какой-либо предлагаемой рынком программных средств программы. Следовательно, создавать сайт может и одно лицо, являясь единоличным автором создаваемого Интернет-ресурса.
   Возникает вопрос - с какого момент Интернет сайт становится объектом интеллектуальной собственности? Ведь сайт от момента его заказа, до первой секунды функционирования проходит ряд стадий эволюции, как то:
   1. Создание сайта.
   2. Присвоение доменного имени.
   3. Размещение в сети Интернет.
   1. В процессе создания сайта, как уже говорилось выше, происходит слияние работ программиста и дизайнера, в результате чего, появляются off-line-версия, то есть не обнародованная версия сайта. Как правило, работа происходит уже в какой-то программе. В процессе первого этапа возникают исключительные и неисключительные права на сайт. Согласно статьям 15 и 16 Закона РФ от 09.07.93 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве) в отношении объектов авторского права автору принадлежат личные неимущественные и имущественные права. Личные права (право авторства, право на обнародование, право на защиту репутации автора и право на отзыв) могут принадлежать непосредственно только автору, то есть их нельзя передать по договору, в то время как имущественные права могут отчуждаться.
   Таким образом, организация, владеющая сайтом, должна также владеть следующими имущественными правами на него и/или его составные части, в совокупности образующие сайт:
   - право на воспроизведение (оно необходимо, если организация создает копии сайта в количестве, превышающем необходимое для резервного копирования);
   - право на распространение (оно понадобится, если организация будет распространять сайт путем продажи и прочими способами);
   - право на импорт (оно позволит организации создавать полные копии сайта на других серверах помимо того, на котором он размещен, а также его адаптированные национальные копии за рубежом);
   - право на публичный показ;
   - право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, проводам и иным аналогичным средствам (это право владельца позволяет пользователям сайта "загружать" его на свои персональные компьютеры);
   - право на перевод (оно необходимо, если организация намерена создавать разноязычные версии сайта);
   - право на переработку (оно позволит осуществлять дальнейшую модернизацию сайта как своими силами, так и с помощью сторонних специалистов)
   - право на доведение до всеобщего сведения (возможность сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору) (положение Закона об авторском праве, регулирующее это право вступит в силу с 1 сентября 2006 года).
   Вышеуказанные имущественные права на объект интеллектуальной собственности могут быть переданы только по авторскому договору, что установлено статьей 30 Закона об авторском праве,. В рамках данного закона на практике вопрос о передаче имущественных прав на создаваемый сайт можно решить, заключив со специализированной организацией авторский договор заказа (ст. 33 Закона об авторском праве), за исключением. При этом в указанном договоре должны быть зафиксированы обязательные положения авторского договора, определенные этим Законом (статьи 30-32 Закона об авторском праве). Имущественные права не могут быть переданы никаким иным образом, кроме случаев, когда объект интеллектуальной собственности создан в процессе выполнения автором своих служебных обязанностей, то есть, являясь служебным произведением (статья 14 Закона об авторском праве). В этом случае авторский договор заказа не требуется, поскольку отношения между автором и заказчиком определяются рамками трудового договора.
   В авторском договоре заказа должны быть четко указаны конкретные имущественные права, срок и территория использования этих прав, которые организация-заказчик получает, а автор передает. В частности, в пункте 2 статьи 31 Закона об авторском праве есть такая формулировка: "Прямо не переданные по авторскому договору права считаются не переданными", а в пункте 1 статьи 31 этого же закона наличествует прямое указание не то, что в разделе договора, посвященном передаче имущественных прав, обязательно должны быть указаны срок и территория использования, на которые эти права передаются. Иначе договор считается заключенным на пять лет, а территорией использования прав будет являться только территория России. Причем в договоре целесообразно указывать, что переданные права используются без ограничения территории. Тогда предоставление возможности загрузки и открытия сайта пользователям, находящимся за границей, будет правомерным. Что же касается срока, на который передаются права, то, заметим, что существуют ограничения по срокам передачи прав. Это, в частности, срок жизни автора и семьдесят лет с момента смерти или объявления автора умершим в суде.
   Если автор (а ему принадлежат как неисключительные, так и исключительные права на использование его разработки в любом виде) передает организации-заказчику исключительные права, это означает, что только она одна может ими пользоваться и имеет право запрещать их использование другим лицам, в том числе и самому автору. Об этом сказано в пункте 2 статьи 31 Закона об авторском праве. Если же переданы неисключительные права, ими могут пользоваться и организация-заказчик, и другие лица, которым автор (обладатель исключительных прав) передал такие же неисключительные права, и сам автор. О том, какие права передаются - исключительные или неисключительные, - должно быть обязательно сказано в договоре.
   Организация может получить исключительные права на сайт и другим способом, в частности, заключив с организацией-разработчиком договор подряда на создание Интернет сайта. В данном случае договор подряда будет являться аналогом авторского договора заказа, по причине того, что авторский договор может быть заключен только с автором - физическим лицом (статья 4 Закона об авторском праве), а не с организацией.
   2. После того как сайт создан, ему необходимо присвоить сетевое имя. Оно называется доменным. Напомним, что домен - это область пространства иерархических имен сети Интернет, которая обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизованно администрируется. Обычно сайт называют именем, которое дает представление о названии организации, реализуемых ею товарах, оказываемых услугах и проч. Имя обязательно должно быть уникальным. Это обязательное условие. И поскольку оно подлежит правовой защите со стороны государственных органов, его нужно зарегистрировать в Российском НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) или у уполномоченных им регистраторов. Период действия регистрации доменного имени обычно равен одному календарному году. Впоследствии ее можно продлить на следующий год и далее.
   Вправе ли организация рассматривать зарегистрированное доменное имя как товарный знак? Ни в коем случае. Несмотря на то, что доменные имена включают в себя наименование организации или товара (услуги), отнюдь не являются результатами интеллектуальной деятельности.
   3. После создания и регистрации доменного имени сайта организация, как правило, заключает договор с фирмой-провайдером на услуги хостинга - размещения в сети Интренет. Провайдеры за вознаграждение предоставляют организации в аренду дисковое пространство на своем сервере, постоянно подключенном к Интернету, для размещения на нем сайта. Они же за отдельную плату обеспечивают администрирование сайта, в том числе его техническое обслуживание и регистрацию в различных поисковых системах сети Интернет. С момента появления в глобальной сети сайт можно считать обнародованным произведением.
   Анализируя сказанное выше, делаем вывод, что объектом интеллектуальной собственности право сайт становится с момента его создания, то есть на первой стадии до присвоения ему доменного имени и обнародования в сети Интернет. И с этого же момента, согласно пункту 1 статьи 9 Закона об авторском праве возникает авторское право (презумпция авторства) на сайт, то есть та совокупность исключительных и неисключительных прав, о которой мы говорили в настоящей статье.
  
   Источники:
   1. Журнал "Российский налоговый курьер" N 11-2004 год.
   2. Журнал "Арбитражная практика" N 8-2003 год
   3. Статья "Учет налогов по созданию Интернет-сайта", расположенная на сайте www.klerk.ru
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"