Шинкаренко Олег Игоревич : другие произведения.

"Общество потребления" и история человечества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мои размышления на актуальную тему с попыткой взглянуть на неё сквозь лупу моих исторических знаний, так сказать

  Почему люди не хотят знать историю?
  Дурацкий вопрос. Им её просто не рассказывают. Им рассказывают мифы.
  Собираюсь ли я опровергнуть какой-то из них?
  Нет, ничего подобного. Опровержение мифов оставим пока.
  Займёмся, пожалуй, актуальными проблемами современности.
  Причём же тут история?
  А как же без неё?
  А очень - просто. Многие очень даже хорошо без истории обходятся. Причем даже те, кто если уж не вершит судьбы мира, то, по крайней мере, пытается на что-то повлиять, демонстрируя свою точку зрения (личную или заказную - не важно), ну, хотя бы по телевизору.
  А я заядлый телезритель.
  И вот на днях вижу я как известный журналист, в последнее время вроде как подражающий герою Сервантеса, встав в очередь за прочими своими высокоумными коллегами, клеймит позором "общество потребления" и одного его бытописателя.
  Последнее лицо я затрагивать не буду - поскольку собрался порассуждать об истории. А к ней, несчастной, имеет отношение как раз таки многократно растоптанное в последнее время "общество потребления".
  Оно существовало не всегда. И это абсолютная правда. Но также абсолютная правда, что на протяжении всей истории человечества люди мечтали улучшить свой быт, повысить благосостояние и т. д. и т. п.
  Увы, вплоть до начала технической революции кардинальное улучшение (с переходом на новый качественный уровень жизни) было недостижимо. Грубо говоря, даже завалившись золотом и драгоценностями, человек все равно вынужден быть ходить в туалет в выгребную яму.
  Но вот пришла она. Техническая революция. И мир изменился. Даже не изменившись ещё ни в чём, он стал другим - в нём появилась перспектива перехода на новый уровень.
  Это факт, данность. Не больше и не меньше. А потому "+" или "-" в его оценке не применимы.
  Но техническая революция принесла и огромные проблемы. Не зря китайцы желают недругам жить в эпоху перемен. Перемены разрушают устоявшиеся миры, ломают судьбы отдельных людей, нарушают равновесие. Несомненно, миры рушились и прежде, судьбы корёжились и раньше, а равновесие нарушалось то и дело всегда. Но теперь всё это происходило совершенно по-новому. А главное, что всё это происходило в мире, уже более полутора тысяч лет имевшем мощную идеологическую основу. Она закладывалась и всемерно укреплялась с того самого момента, как на смену конформистским в большинстве своём языческим религиям стали приходить категорически не склонные к компромиссам (по крайней мере, в своей основе) идеологические религии единобожия. Опять-таки процесс этот был вполне объективным историческим этапом, так что и тут оценивать мы ничего не будем.
  И причём тут "общество потребления"?
  Его время ещё не пришло, а вот причины для его появления (а, значит, - и зачатки самого этого общества) начали зреть именно с началом технической революции с одной стороны и ломки традиционного общества с другой.
  Между тем на смену старым религиозным или околорелигиозным идеям стали приходить новые, адаптированные в той или иной мере к новой изменяющейся реальности.
  Прекрасно. И в чём проблема?
  А в том, что можно сколько угодно открещиваться от своего прошлого, но уйти от него на самом деле не так-то просто.
  Как уже писалось выше, даже до возникновения "общества потребления" люди стремились улучшить, насколько возможно, качество своей жизни. Каким образом это можно было сделать? Проверенным многими веками способом - войнами против других народов и государств. И очень часто под эти войны старались подвести идеологическую основу.
  И в новых условиях, когда туманные перспективы плодов технического прогресса накладывались на уже происходящий слом традиций и устоев, развитие новых идей тоже не обошлось без поисков и успешного обретения идеологических врагов. Так начался путь развития идей и идеологий нового времени, приведший в конце концов, к появлению самых мощных и самых нетерпимых идеологий в истории человечества, которые породили чудовищную бойню Второй Мировой Войны. Чем завершилась эта война общеизвестно - применением ядерного оружия - самого мощного оружия, придуманного человеком.
  И вот это уже имеет, как ни странно, самое прямое отношение к "обществу потребления". Ибо государство, базирующееся на некоей идеологии (конкретное содержание не имеет значения, так как история демонстрирует нам многочисленные случаи кровавого извращения изначально весьма мирных идей), с армией вооружённой обычным оружием может угрожать гибелью большому количеству людей, от нескольких десятков тысяч - до нескольких десятков миллионов, но идеологическое государство с ядерным оружием угрожает существованию человечества. И неважно, что два подобных государства имели место на Земле в 20 веке и ничего не случилось. Ведь 2 - слишком малое число, слишком близкое к нулю, а с каждым новым подобным случаем угроза будет возрастать.
  А, значит, нужна альтернатива.
  Альтернатива чему?
  Базовому элементу. Не известной российской компании, конечно, а базовому элементу общества, причём такая, какая подошла бы всем государствам мира. Даже - идеологическим врагам. Универсальная альтернатива. Единственный вариант - вывести на поверхность то, к чему люди итак стремились на протяжении всей истории человечества - повышению качества жизни отдельных людей. Только это может затмить любую идеологию, ибо для абсолютного большинства людей в нашем мире своя жизнь, жизнь своей семьи и близких, качественный уровень этой жизни - гораздо важнее любой идеологии. Это правило не распространяется лишь на небольшое число оголтелых фантиков, которых тем или иным путём можно нейтрализовать хотя бы до некоторой степени, более или менее обеспечив безопасность.
  К тому же, фактически, как уже было сказано, основы общества потребления уже развивались долгое время к моменту завершения Второй Мировой Войны - от начала технического прогресса, - и вместе с ним они развивались медленно. Но вот после Второй Мировой Войны его развитие стало резко ускоряться. Вместе с тем повышалось его значение для существования мира - ведь технический прогресс в военной сфере также продолжался.
  И ныне, по моему глубокому убеждению, "общество потребления" - единственная альтернатива агрессивному по своей сути "идеологическому обществу". К сожалению, как показывает история, любая идея, принявшая широкомасштабный общественный характер неизбежно извращается в сторону агрессии против абстрактного врага - внешнего, внутреннего, классового, сословного, национального, религиозного - не важно. А с современными средствами массового поражения вероятность окончательной мировой катастрофы в таком случае резко возрастает.
  Так что к обществу потребления вполне применимо известное определение демократии в чуть видоизменённом виде: "общество потребления - худшая альтернатива идеологическому обществу (и государству), но лучшей, пока не придумано".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"