Ширяев Иван Борисович : другие произведения.

Обзор конкурсных работ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  1. Ведьмин Е.Н. Поэтика
  
  Весьма живо написанный, легко читаемый текст. Однако, к понятию 'реализм' может быть отнесен с некоторой натяжкой, характеры персонажей немного упрощены и напоминают скорее героев комедии Дель-арте: влюбленный Пьеро и Арлекин, Коломбина и сварливая жена присутствуют. В жизни такие простодушные существа встречаются редко, потому что 'простой человек' - не значит наивный, а уж сельские пьяницы-механики по части хитрости переплюнут Черчилля. Зато подобных типов хватает в постсоветском развлекательном кино. Думаю, по той же благородной причине - насмешить и позабавить зрителя. Что автору вполне удалось. Особенно потрясающие первобытной силы стихи:
  
  Не страшен мне ни карп, ни морок,
  Я слепну от прекрасной колбасы.
  Хоть между глаз мне серп и молот!
  И ничего мне от спирта красоты
  
  Реальные деревенские Таня и Ваня в таких интимных случаях обходятся без поэзии, или тоннами закачивают на мобильник. Но дель-Арте имеет свои милые правила. За чувство юмора автору +10.
  В отношении языка особых претензий к автору нет, кроме
  'Закурил и потихоньку посунул в сторону дома возлюбленной поэта.' Просторечие посунул является, видимо местным, малораспространённым, и оттого плохо воспринимается здесь.
  Кроме того, из середины рассказа вполне даже можно выкинуть пару строф и стопок, поскольку ничего такого, кроме развития второй фазы опьянения, они не демонстрируют. Истина состоит и в том, что юмористический рассказ должен быть краток, чтобы не терять эту свою функцию.
  
  Камаева К.Н. Про/за-3. Шляпка 36k "Рассказ" Проза
  
  Безусловно, интересная история. Вначале я принял её за версию 'Бременских музыкантов' дубль-2, но, как оказалось, всё не так просто. По мере прочтения выясняется, что розовые сопли с пряным привкусом конопли принадлежат отнюдь не автору, и в данном случае вполне уместны, тем более, что мастерски взбиты и засахарены. Вся история приобретает социальный подтекст, и явно выходит за рамки описания переживаний юной девицы. Один её слой я понял, как притчу об инфантилизме, болезни, поразившей всё трудоспособное население страны. Недаром бог из машины, появляющийся в конце пьесы, имеет вьетнамские черты (а более никого, кроме Олеси, он и не интересует, потому что, как всякий уважающий себя бог, безлик и неназываем)
   Но уж родные наши герои по-своему все наивны:
  - И завмаг, приискивающая аленький цветочек своему своему чаду, дивно сочетающему юношескую непосредственность с чисто конкретным моральным кодексом,
  - И мама Олеси, плывущая в зубатую пасть двойной бухгалтерии, и толкающая туда же своё хрупкое создание. Неужто гуманитарного образования не хватило, чтобы заценить всю прелесть межкастового мезальянса?
  - И Антон, которому отсутствие воображения мешает понять, что отношения - это прежде всего умение ставить себя на место другого человека и принимать его желания, как свои? Я был лучшего мнения о проктологах, и это так - для столь гениального выбора профессии нужен незаурядный юмор, а им, по крайней мере, в советское время обладали многие из врачей. Профессия врача, на 90% потомственная, и из завмагов в медицину идут редко,
  - И Олеся наивна. Но её доверчивость юности естественна, как костер на берегу моря.
  - Чудесны, ярки Джельсомино и Снегирь. Но общая зараза не обошла их стороной. Очевидно, что при такой любви к канабису, их гастроли закончатся не в филармонии. Странно, но мне было бы более по душе, если бы Снегирь предложил Олесе руку и сердце карманника. Например. Одной дудкой семью не прокормишь...
   Исход пьесы правдив, потому что логичен. Приходит смуглый лысый вьетнамец, имеющий более адекватные представления о семейной жизни. Занавес.
   Несколько портит общее хорошее впечатление то обстоятельство, что автор 'расписался' ближе к середине, тогда как начало рассказа загромождено неудобоваримыми, и даже неправильными оборотами:
  средств хватало едва-едва, никто ей не помогал, и выбор на что потратить деньги приходилось делать между необходимым и неотложным.
   Я слёзно прошу автора впредь, перед серьезной работой, или написать пару-тройку писем, или начинать творение с середины, чтобы читатель не увяз в первых абзацах, и не бросил это долгое и нудное занятие - чтение.
  Причем, лучше сразу писать менее вычурно, например -
  Никто им не помогал, а скудный мамин заработок делился между неотложным и необходимым. (тоже не лучший вариант, я бы написал - едва хватало на самое необходимое)
  Переработав так весь текст, можно сделать ВЕЩЬ. К сожалению, подобным образом обычно делится время автора. А жаль.
  
  Ласковый Ф. Про/за - 3: Как ветерок... 12k "Рассказ" Проза
  
   Кто бы сомневался, что подобная история могла случиться в Томске - университетском городе и резервной интеллектуальной столице России! Разве что столь платонические менеджеры по продажам редки, потому как щепетильность и нравственная рефлексия противны самому понятию объёма этих самых продаж.
   Оставим это на совести автора, благо написал он убедительно, легко и во всех отношениях приятно. Разве что 'навевающая дремоту' медлительность движения электрички, подозреваю имела целью сделать рассказ объёмистее и весомее, хотя при желании, как мне кажется, сюжет можно было без малейшего ушерба для содержания сделать вдвое короче. А может, я и не прав вовсе, а просто характер у томичей таков: медлительный и обстоятельный, как у героя рассказа.
   Такая вот нерешительная влюбленность храброго менеджера. Лишь некоторые моменты вызывают вопрос:
  Откуда-то появилось нежелание бывать дома - всё мешало, тёрло и мозолило.
  - С такими симптомами поосторожней. Принимая во внимание обычай некоторых граждан охватывать текст большими фрагментами, углубляясь по мере в его изучение, можно создать вполне неприличный смысловой конфуз. Как, к сожалению, произошло и со мной. Не будь у меня обязанности внимательно и доброжелательно изучить конкурсные тексты, я бы на этом просто закрыл рассказ, решив, что речь идет любовных неприятностях медицинского свойства.
  Андрей понимал только то, что он ничего не понимает. Зачем-то начал бегать.
  - а не повторение ли это известного суждения на тему, что любовь-де меняет человека?
  Так вроде и любви нет. Так, мимолетная симпатия... На этом мои придирки к автору кончаются, а к герою их и не было: не бросать же семью, чтобы угодить читателю? Не так ли?
  
  Велейко О. Про/за-3 Черный бархат 17k Оценка:8.74*5 "Рассказ" Проза
  
   Об этом рассказе очень трудно писать, несмотря на то, что стоит он особняком, и производит весьма сильное впечатление. Трудно во-первых, потому что я не женщина, а во-вторых, потому что поднимается большая проблема скорее даже теологического порядка, вокруг которой только ленивый не размахивал копьями. Проблема, в сущности, греха, и расплаты за него, потому что вне этого убийство, то есть прекращение жизни, не более чем биологическая процедура. Автор весьма убедительно это показал, причем в отдельных случаях, расплата наступает при жизни. И то, что часть вины при этом на другом человеке, ничего не меняет. Один из смыслов здесь в том, что нельзя платить жизнью за успех и карьеру. Очевидно - что движущая сила сюжета - отсутствие любви. Быстротечная страсть не может её заменить. Сгущение медико-психиатрических красок добавляет убедительности, но кое-что всё же вызывает сомнение:
  Влад: IQ выше среднего и белый воротничок, бег изо всех сил, чтобы оставаться на месте,
  Почему-то мне кажется, что высокий интеллект позволил бы ему более трезво сравнить ценность семьи и ребенка, и каких-то там выставок работ и зарубежной поездки. Для этого не обязательно быть добрым. Достаточно просто иметь ум. В остальном - этот динамичный и устрашающий сюжет я хотел бы видеть в конкурсе.
  
  Пик А. Хлюпик 16k "Рассказ" Проза
  
   Одна из интереснейших работ на конкурсе, написанная простым, сдержанным языком, без излишеств и витиеватостей. В рассказе сделана попытка препарировать влияние зла на душу человека. Объектом литературного эксперимента выбран довольно редкий человеческий тип, взрослый эмигрант, по каким-то загадочным причинам не нарастивший на душу шкуру бронтозавра, которая, собственно и делает человека 'полноправным членом общества потребления'. Очень ярко прописана сцена с посещением мальчиком Бабьего Яра. Определённо, существует такой аспект детского восприятия самих даже теней зла, которое давно проросло лозой. Помню, как в таком же малолетнем возрасте меня охватывал сильный страх перед такой занятной, украшенной фреской с флагами и круглым пятном от портрета (Сталина), стеной в центре города. Под флагами, иногда вешали объявления. Много позже, когда стену снесли, я узнал, что там в свое время вешали расстрельные и другие нехорошие списки. Так что, за исследование явления автору особая благодарность. Очень хорошо, что автор намеренно не делает однозначных выводов из сюжета, давая повод поразмыслить. Один вывод лежит для меня на поверхности: от массы зла, как неотъемлемого свойства тектонических движений стран и народов, пострадала психика ранимого человека. На месте судьи, я бы категорически настаивал на том, что удар бутылкой по голове этому самому Алексу - аффект. Явление медицинское, универсальное для разных стран и эпох.
  
  Давыдов-Тищенко К.А. "Февральский Кризис" 33k "Рассказ" Проза
  
   Рассказ для любителей военной прозы, содержащий достаточно расхожие описания боевых действий Первой мировой. Минувшее столетие счастливо исключает участие автора в данных событиях. А потому описание насыщается историческими и литературными штампами: жидкая грязь в окопах, железные ряды немцев, идейный комиссар и.т.п. Читать это можно, но впечатление портит некая стилизация под язык начала ХХ века, и неудачные метафоры, вроде Мороз соскакивал с лезвий и пробегал по коже. Некоторые архаизмы, вроде 'Фронтального театра' и 'Ручных бомб' даже забавны в своей непосредственности. Государь-самодержецъ. - тогда уж весь текст надо было писать с ятями. Стилизация требует меры и внимания к деталям.
  А драма, происходящая в душе комиссара Любовича, стержень рассказа, многословна, но не слишком убедительна. Из рассказа я вынес три мысли:
  1. Действительно, на фронте 1918-го года были ужас и хаос, предваряющие поражение.
  2. А правда ли, что депутаты думы в большинстве оставались монархистами?
  3. При создании убедительной реконструкции исторической сцены лучше пользоваться современным языком, оставляя лишь некоторые архаизмы для колорита.
  
  Анисимов А.А. Туалетный роман 25k "Рассказ" Проза
  
   Во многих отношениях приятный рассказ, но немного затянутый. Низкий жанр коммунальной драмы предполагает юмористическое развитие сюжета. Оставляет ностальгический затхло-накуренный аромат общего санузла. Для тех, кто в курсе. Язык - отвечающий поставленной задаче. В меру низкий, изобилующий антисанитарными подробностями. Следовало бы решить эту задачу в формате 5-6 килобайт, освободив читателя от излишнего знакомства с тараканами. Сказанное я отношу почти ко всем авторам представленных на конкурсе работ: если Вы не находите второстепенные мысли и образы достойными того, чтобы грузить ими читателя - не делайте этого! В целом, написанное интересно нетривиальным конфликтом духовного и материального. В типичном случае, по собственному опыту скажу, жанр туалетной прозы не предполагает романа: чаще статья, эссе, короткий рассказ. Поэма уместна при запоре, а роман может окончиться дракой и порчей имущества.
   В чем полностью соглашусь с автором, из особенностей коммунального быта только это и вызывает ностальгию - обычай приобщаться к великой культуре непосредственно в отхожем месте. Сколько молодых душ лишили знакомства с Кантом и Толстым алчные производители рулонов!
  
  Широкий Э. Про/за-3 Здравствуй, Бог! 27k Оценка:10.00*3 "Рассказ" Проза
  
   Эту работу я прочитал с удовольствием, потому что написана легким и грамотным языком, не содержит искусственных вывертов сюжета и надуманных психологических надломов, оставляет в душе некоторое поэтическое настроение и радостное послевкусие. Думаю, интересна для тех, кто не представляет, как обычный европеец, втиснутый во всевозможные рамки вековых норм и обычаев, может, ложась спать ровно в восемь, и соблюдая правила езды на велосипеде, оставаться человеком, живой и непосредственной личностью, как Ингрит.
   Рассказ в меру упитанный, приятный во всех отношениях. Именно такой я и хотел бы видеть в финале. Придраться фактически не к чему, но в силу обязанностей надо:
  Родную русскую ругань. С тремя РРР.
  На пару минут призадумался. Вспоминал, как звучит настоящая, нетрезвая русская уличная ругань. Главное в ней - всё-таки не ррр..., а гласные: А! У! Ы! И прочие такие утробные животные звуки. Автору - орден дружбы народов и прочие респекты.
  
  Разбор других работ конкурса буду проводить по мере возможностей.
  
  Ера М. Оттенки серого 6k Оценка:9.24*5 "Рассказ" Проза]
  
   Название рассказа 'Оттенки серого', на мой взгляд, оригинально, но не слишком удачно, потому что в сущности речь в рассказе не об оттенках добра и зла. Сюжет, в общих чертах не нов, и касается острого конфликта между моралью простого человека и моралью власть имущих. Время и место действия может некоторых ввести в заблуждение относительно целей автора, хотя по прочтении становится ясно, что речь идёт не об оттенках серого в фашизме. Совершенно ясно, что в данном случае идейные эсесовцы, исходя из своих понятий долга и целесообразности, просто бы уничтожили бы всех жителей деревни, чтобы не оставлять потенциальных пособников врага. Это притом, что бытовая мораль русского и немца особо не отличается, и основана на тех же ценностях.
   В случае солдат вермахта, особо не зацикленных на той бесовской идеологии, подобные ситуации были возможны, хотя пример автора довольно наивен и мелодраматичен. Но в действительности, подобное случалось. Например, отца моего однокурсника спас от смертельной пневмонии именно врач вермахта, видимо приличный человек в смысле морали, и не слишком хороший офицер рейха. Особенно, если учесть, что дело было в Белоруссии.
   При том, что я поддерживаю общую концепцию рассказа, вызывает сомнение правдивость отдельных моментов:
   - С такой взаимной галантностью и приветливостью, как в рассказе, немцев встречали в западной Украине, но не в России. Читал недавно воспоминания одного немецкого офицера-танкиста. Там он упоминает о взаимном недоверии и озлоблении русского населения и оккупантов, не говоря о планомерных расправах с евреями, и спонтанных - с русскими. Исходя из принципа - сначала стрелять, а потом разбираться.
  Анастасия распахнула калитку, загнала курицу, прикрыла изнутри, занялась по хозяйству.
  Когда идут танки противника - трудно спокойно заниматься хозяйством. Скорее бы, занималась она прятанием детей и продуктов - если таковые остались.
   - Поскольку речь идет вроде как о наступлении 1941 года, то непонятно, откуда успели взяться партизаны, и тем более немецкие склады боеприпасов? В принципе, могла только прорываться некая окруженная группировка Красной армии, но ей было не до складов.
   Ещё некоторые вещи, которые я расцениваю как ляп:
  В люльке заблеяла коза.
  Козу, конечно, можно запхнуть в боевую машину. Но в ходе блицкрига - когда командование гнало немцев вперёд и вперёд, какие к лешему козы? Тем более, что недостатка провизии немцы тогда не испытывали.
  Галя вскарабкалась по сапогам блондина,
  Чтобы карабкаться по сапогам, последним надо быть выше метра. Разве что Галя - кошка?
  Утром селяне говорили, что партизаны пытались взорвать немецкие склады.
  Архаизм селяне выглядит забавно в не особо смешном контексте.
  Празднично одетые селянки с чадами и дворовые мужики спешили лицезреть, как партизан будет чинить мину под германский цейхгауз.
  
  Рядом с носилками прихрамывал русый. Анастасия подошла ближе.
  А не побоялась, в плане стрельбы и прочего? Что и ей под горячую руку перепадёт?
   Принципиально важно, в моем понимании, для раскрытия сюжета было бы показать атмосферу реального ужаса перед войной и того, что противостоит вполне естественному и по-человечески понятному поступку немца, подарившего чью-то козу.
   Например, приход карательного отряда, заинтригованного появлением неких партизан. В настоящем виде, для людей, незнакомых с историческим контекстом, всё это остается не более чем голливудской сказкой про добрых немцев и коварных бородатых партизан.
   В любом случае, я считаю, что автор поднял проблему, важную и в наше время, потому что подобный конфликт сопровождает все войны.
  
   Шестопал И.В. Про/За-3: Повариха
   Неторопливое, обстоятельное и психологически достоверное описание жизненных обстоятельств героини рассказа пришлось мне по душе. Отчего так? Дело наверное, не в литературе. Тем более, что так называемую 'женскую прозу' я на дух не переношу, хотя, кажется, обязан, как член жюри.
   Виной тому мой флегматичный характер и тот факт, что многие авторы стремятся добить читателя каким-нибудь изломом, надрывом, суицидом, который на поверку оказывается бурей в стакане. Отнюдь не воды. В этой же замечательной работе мы видим раскрытие интересного, хотя и весьма наивного (для современной России) характера девушки во вполне обычных, естественных обстоятельствах.
   В рассказе подкупает хорошее владение языком, в сочетании с лаконичным, не фальшивым описанием норвежских реалий. Зарубежного автора выдает только одна маленькая деталь: в русской разговорной речи не употребляется термин 'овердоза'. Принято говорить 'передоз'.
   И главное, что рассказ дает нам образ простого человека, живущего своей мечтой и нацеленного на добрые дела, в разных планах - как бытовом, так и более высоком и отстранённом. Такие персонажи редки в современной литературе, зараженной вирусом цинизма и абсурда.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"