Читал недавно туристический отчет и прочел примерно следующее: "...Две недели из-за встречного ветра практически не могли сплавиться вниз по течению реки. Несмотря на ежедневные попытки чаще всего ночевали на прежних стоянках..."
Эти туристы понятия не имели, что такое водяной парус. Водяной парус, он же водяной змей или водяной якорь. В простейшем варианте это "слегка" увеличенное подобие медицинской, марлевой повязки с завязками по углам, прямоугольный кусок брезента с поплавком из оглобли и грузилами с низу. С каждой стороны к поплавку сверху и углу с грузилами внизу привязаны веревочки сходящиеся в единую веревку (возжу). Возжи привязаны к соответствующему борту плавсредства (к лодке, плоту, катамарану...).Управляя или подтягивая ту или другую возжу можно изменять угол паруса относительно потока воды и соответстсвенно менять направление движения плавсредства.
Водяной парус придуман еще в допотопные времена. Встречный ветер в устьях рек (Волги, Урала, Енисея, Оби, Лены...) нормальное явление и с помощью водяного паруса двигали по течению даже крупные, грузовые баржи. По устройству водяной парус может быть произвольной конструкции и обычно намного меньше по площади обычных парусов. Небольшой по размеру водяной парус помогает держать плавсредство носом к волне и уже будет называться плавучим якорем. Такой плавучий якорь не удержит плавсредство на одном месте как обычный якорь, зато может выручить на бескрайних просторах морей или больших озер. Тем кому приходилось выгребать на лодке против волны в шторм, наверняка согласится со мной, что с водяным якорем эта проблема решается проще.
Пользоваться энергией волн, течения и ветра надо как можно шире. Вот еще простенький пример: Переправа через реку. При устройстве длительной переправы через не широкие реки можно имеющееся плавсредство привязать к берегу к тросу или веревке длиной в два, лучше в три ширины реки. Тогда с помощью еще одной веревочки покороче, можно изменить угол плвсредство относительно потока реки и река сама как рыболовный кораблик перенесет вас на другой берег реки. А обратно ставим плавсредство носом по течению и течение отнесет вас обратно. Это тоже допотопное изобретение передвижения и называлось оно на Рус (не поверите!) САМОЛЕТ.
Еще один даровой способ передвижения начнем описывать издали. Как вы думаете, почему у убитых китов китобои отрезали лопасти хвоста, да еще снабжали тушу маяком-передатчиком? Таскать с собой по морю туши добытых китов на небольшом судне-китобое было обременительно и туши китов оставляли прямо в море, где их потом собирали вспомогательные буксиры. Так вот мертвые киты с не отрезанными хвостами могли уплыть очень далеко. Волна качала их хвост, хвост толкал воду и в некоторых случаях мертвый кит разгонялся до сорока километров в час. До такой скорости и еще длительное время даже живой кит разогнаться не может. Тот эффект тоже заметили давно. Когда Колумб доплыл до Америки, его священники не знали как поступить, видя как местные индейцы во время безветрия шустро плавали на плотах вокруг флотилии Колумба. А секрет оказался прост. К бортам плотов были привязаны стволы железных деревьев. Волны качали плот и стволы, и плоты плыли будто сами по себе. Сегодня из транспортерных лент, дополнительных грузов и собственной фантазии нетрудно соорудить подобие ласта или рыбьего хвоста и плыть на волнах в любую сторону.
Теперь о парусах. Грех не воспользоваться современными разработками летающих парусов. Их можно применять как зимой, так и летом. Они проще и главное легче классических с мачтами и всевозможными растяжками. Могут применяться даже на крохотных, резиновых лодках или санках. Главное не ошибиться с размерами и площадью. Иначе можно будет не только уехать, но и улететь. Жаль, что парапланы и дельтопланы пока еще не относятся к туристическому снаряжению.