ИСС - измененные состояния сознания - более правильный термин, но я в сабже употребила термин "транс" как существенно более популярный.К ИСС относят сон, медитацию и наркотическое опьянение.
Итак, что же пишет исследовать ИСС в разных культурах Бургиньон?
Во-первых, она выделяет два основных вида трансовых состояний: собственно транс (Т) и трансовую одержимость (ТО)
Первый от второго отличается тем, что его, как правило, активно ищут.В целях обретения духа-покровителя, Силы и т.п. Трансовая одержимость (ТО) - напротив, настигает человека внезапно, помимо его воли. Как будто в него вселяются бесы.
Также выяснилось, что из всех описанных традиционных обществ, имеющихся в знаменитом Этнографическом Атласе (HRAF), 74% включают трансовое состояние ( Т и ТО) в состав своей культуры. При этом Т в основном характерен для северо-американских и южно-американских индейцев, а ТО - для культур Средиземноморья, Африки и и Азии. Есть и смешанные культуры ( Т+ТО).
Главной особенностью обществ с Т является то, что в них для достижения транса используют наркотики. Бургиньон свидетельствует, что американским индейцам знакомо несколько десятков видов наркотических растений, в то время как в средиземноморских и азиатских обществах - на порядок меньше.Транс, как активный поиск Силы,согласно Бургиньон, а также Барри, Чайлду, Бэкону и др., на которых первый ссылается, характерен для обществ охотников, для которых, в свою очередь, важным качеством является независимость. В процессе социализации общество всячески стимулирует независимость мальчиков. Мальчик, прошедший пубертатные инициации через обретение Силы становится взрослым мужчиной. Обретение Силы ( через транс) также означает победу над детским комплексом подчиненности, а также выполняет, если хотите, функции невидимого внутреннего талисмана и связывает одинокого охотника с обществом, которое дает ему силы.
Трансовая одержимость, напротив, характерна для коллективистических обществ садоводов и земледельцев, причем жертвами обычно становятся женщины (типа, кликуши).Женщины в таких патрилокальных ( т.е. жена идет жить в дом мужа) занимают низшую ступень иерархии. Одержимость для них является инструментом социальной адаптации: и выпустить пар, и изменить статус ( мало ли на что дама способна, тем более, что это как бы не она, а дух вытворяет?)
Если обобщить, то выстраивается вот такая дихотомия:
господство через обретение духа - господство через отречение от своего "Я".
И еще: Т является источником развернутой мифологии, а ТО имеет достаточно бедное содержание.
__________________
* Большинство - все стараются обрести Силу
Меньшинство - случается с угнетенным меньшинством
PS:наконец, про Кастанеду))) Бургиньон также томит читателей, называя это имя лишь в заключительной части статьи, при этом называет Кастанеду "беллетристом", отказывая ему хоть в какой-то научной объективности)))
PPS:Также есть многочисленные свидетельства, что Т тесно связан с запретными сексуальными переживаниями ( типа инцеста), а также, что Т можно предаваться и в компании,как, например, в ритуале питья shori ( индейцы Перу),который сильно напоминает нащи Особенности Национальной Охоты))) и служит делу сплочения мужского коллектива.