Почему-то в некоторых кругах считается, что писатель должен быть мне политики. Как военнослужащий или судья. В основном так считают ценители "интеллектуальной прозы". Знаете, это такие длинные мутные романы, в которых неприятные герои, бултыхаясь среди внутренностей и фекалий, "ищут себя", исступлённо решая высосанные из пальца проблемы. Сюжет среднестатистического интеллектуального романа примерно такой: полоумный дедушка-наркоман изнемогает от чёрной страсти к единоутробной внучке, одноногой малолетней лесбиянке и на протяжении всего действа с омерзительными подробностями описывается, как он испражняется, самоудовлетворяется с помощью выбивалки для ковров и, разделывая рыбу, вдруг обматывает свою седую голову окровавленными кишками. Ценители-интеллектуалы, прочтя эту муть, восторженно охают-ахают, мол, как тонко показан внутренний мир человека, одержимого страстью и всё такое.
Наверное, я не интеллектуал. Мне нравится читать о простых интересных людях, об их насущных, а не надуманных, проблемах, и о том, как они их понимают и решают. Мне интересен голос автора, его мысли, его взгляды: религиозные, философские, политические. Я не хочу, чтобы автора меня забавлял, а хочу, чтобы наставлял меня на путь истинный или спорил со мной. В наше лихолетье мы как-то позабыли две основные задачи книги - познавательную и воспитательную, выдвинув в приоритет развлекательную.
Рассказ Юрия Симоненко "Человек-невидимка" читать было легко и приятно. Во-первых, я разделяю политические взгляды автора. Во-вторых, мне понятен герой рассказа: он не мается от надуманных страстей, он действует, и его позиция проста и понятна. Симпатию герой вызывает ещё и потому, что он выполняет свою миссию, опасную и в чём-то неприятную, но необходимую, ради общего Дела, а не с целью "собрать лут" и продать его барыге, как это делают большинство брутальных героев современной мальчуковой прозы. В-третьих, я просто люблю малую прозу; написать хороший рассказ не легче, чем большой роман: донести идею до сознания читателей малым количеством знаком - это искусство. У автора это получилось.
Хорошая литература должна говорить о проблемах. В рассказе таковая есть: сам окружающий главного героя мир является такой проблемой. Точнее, не сам мир (в мире разные люди живут, и большинство из них - хорошие, о чём ясно говорится в рассказе), а власть (и её прихлебатели) той страны, где действует представитель особой боевой группы.
"...как обычно, крутят пропитанные имперским величием марши, сентиментальные оды "родным просторам" и туповатые песенки про любовь"
Ничего не напоминает? А такое:
"...и ни слова о продолжающейся третий день во Второграде массовой стачке рабочих, ни слова о забастовках в провинциях"
Узнаваемо? Действительно, что-то до боли знакомое! Тем и хорош рассказ, что он донельзя актуален. В том его сила, что проблемы общества Мессии - это, увы, проблемы и нашего общества.
И всё-таки герой не убил симпатичную Оллу! И это правильно! Где-то прочёл в комментариях сомнения по этомуповоду, мол, герой - хладнокровный убийца, к какого это перепугу у него вдруг проснулась жалость к девушке? Отвечу за автора: настоящие смелые и сильные люди всегда сочетают в себе два качества - ненависть к врагу и жалость к слабому. С женщинами и детьми они не воюют. Движимые великим, они не будут опускаться до низменного. Что бы сделал герой современной "саги", завалив Флюхера? Правильно, он бы подошёл к телу и начал с методичностью хомячка обшаривать его карманы. И автор, восторженно утирая слюну, описывал бы с неприятной подробностью, как герой прихомячивает себе кошелёк с деньгами и кредитками (думаю, у убитого есть чем поживиться!), золотую зажигалку, с хрустом сдирает с пальца перстень вместе с кожей, снимает часы... А потом сбывает всё этого какому-нибудь торговцу, чтобы ещё больше прокачать свою стелс-экипировку. Знакомо?
Думаю, совершенно неожиданно для себя, автор заставил задуматься. И задумался я вот над чем. Постучат тихонько ко мне в двери ребята из Партии Трудового Народа и скажут, мол, знаем, что ты - сочувствующий, типичный кухонный бухтелка. Пойдёшь с нами? Будет опасно, риск для твоей жизнёшки высокий. А если схватят полицаи, то будут долго и методично вытягивать из тебя жилы, это очень больно. Они знают толк в таких делах, поверь. Денег мы тебе платить не будем, большинство знакомых-обывателей от тебя отвернутся, а какая-нибудь сердобольная бабуля-соседка сдаст тебя при первом же случае, потому что по телевизору ей сказали, что ты - вражина иностранная.
Вы знаете, братцы, это очень сложный вопрос! Для этого нужен стальной стержень внутри, чтобы оставить уютную кухню, кофеёк по утрам, чаёк по вечерам, плед и мягкие тапочки. Есть ли он у меня? Как ответить на этот вопрос, я не знаю - пока он для меня слишком сложен. И в этом я слабее главного героя рассказа, который этот вопрос для себя уже давно решил.