Аннотация: Небольшая статейка, в соавторстве с Вальдо (http://zhurnal.lib.ru/w/walxdo_d/)
Критика и то, что с ней связано.
Критика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη "искусство разбирать, суждение"):
- выявление противоречий;
- разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика);
- отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
- исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).
Литературная критика - область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).
Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками - историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.
Литературная критика - это вид эмоционально-эстетической оценки литературного произведения, возникающий на стыке литературной науки, социологии, общественных и даже политических взглядов. Она отталкивается от господствующего общественного мнения, опирается на знания истории литературы и текущего художественного процесса, почти всегда носит печать субъективности. Она не является частью литературоведения, как принято считать, она есть именно объединение самых различных знаний, хотя пользуется терминами литературоведения. Иногда в критике больше от социологии, ибо она учитывает мнение читателя, а это не прерогатива литературной науки.
Вообще литературоведение возникает тогда, когда возникает великодушие, синоним объективности. Так обозначается граница между литературной критикой и литературной наукой. Литературная критика ближе к самой литературе, чем к науке о ней, однако в истории России были периоды, когда именно в недрах литературной критики, даже полной публицистического пафоса, вызревали сугубо фундаментальные научные идеи. Так, В.Г.Белинский создал такие образцы критики, которые позволили объективно оценивать текущий процесс, чего не было, например, в европейской критике. Именно Белинскому принадлежит строго научная классификация литературных родов (статья "Разделение поэзии на роды и виды").
Тот же Белинский в рамках текущей критики смог определить специфические отличия искусства от науки: художник мыслит образами, ученый мыслит силлогизмами. Впрочем, иногда литературная критика была слишком агрессивной по отношению к литературе, диктуя ей правила и даже содержание произведений. Тем самым критика не признавала самостоятельности художественного слова, а это уже граничило с общественным и даже политическим "диктатом" по отношению к художественной литературе.
История.
Выделяется уже в эпоху античности в Греции и Риме, также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие. Но долгое время имеет только "прикладное" значение. Задача её - дать общую оценку произведения, поощрить или осудить автора, рекомендовать книгу другим читателям.
Затем, после длительного перерыва снова складывается как особый вид литературы и как самостоятельная профессия в Европе, начиная с XVII века и до первой половины XIX века (Т. Карлейль, Ш. Сент-Бев, И. Тэн, Ф. Брюнетьер, М. Арнолд, Г. Брандес).
Критик (греч. κριτικός, от κριτική - искусство разбирать, судить) - человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.
Различают кинокритиков, специализирующихся в области кинематографии, литературных критиков, работающих с произведениями художественной литературы, музыкальных критиков и театральных критиков, а также художественных критиков, предмет занятий которых составляют изобразительные искусства. К критикам относят знатоков и ценителей, обычно профессионально подготовленных, которые регулярно оценивают и интепретируют концерты, спектакли, произведения различных искусств и, как правило, публикуют свои наблюдения и суждения в периодических изданиях.
К числу наиболее известных русских художественных и музыкальных критиков относят Владимира Васильевича Стасова, окончившего Училище правоведения. Музыкальной критикой занимались также композиторы Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Серов и другие, художественной - художники Александр Николаевич Бенуа, Мстислав Валерианович Добужинский и другие. Известным в своё время художественным и литературным критиком был Дмитрий Владимирович Философов, который в отличие от Бенуа и Добужинского не был художником, в отличие от Мережковского или Гиппиус - не был писателем.
К традиционно сложившейся группе профессий литературных, музыкальных, театральных критиков и позднее возникшей кинокритика примыкает сравнительно недавно появившаяся профессия ресторанного критика.
Кинокри́тик (англ. film critic) - специалист, получивший киноведческое или журналистское образование, анализирующий кинематографический процесс, рецензирующий фильмы. Отражая свои впечатления в рецензиях на фильмы, кинокритик высказывает своё мнение о достоинствах и недостатках произведения. Иногда кинокомпании специально нанимают кинокритиков для составления положительной рецензии и публикации её в прессе и веб-сайтах, чтобы привлечь дополнительную аудиторию к кинопродукции. Кинокритики России, как правило, входят в Гильдию киноведов и кинокритиков.
Автокри́тика - самокритика, соображения писателя о своем произведении или о себе самом как авторе.
Автокритика встречается в письмах, автобиографиях, предисловиях и послесловиях, а также в виде целых произведений.
Значение автокритики для изучения литературы заключается в том, что она помогает раскрыть авторский замысел, так называемую "творческую историю" произведения, уяснить воззрения автора на задачи искусства, психологию творческого процесса и прочее.
Многое из автокритики писателя в течение времени становится прочным достоянием критики. Однако ни истолкование автором своих художественных произведений, ни собственная оценка их достоинств и недостатков не могут быть приняты без соответственной проверки на анализе самих произведений. В силу тех или иных, чисто субъективных причин поэт-художник иногда хуже других может понять истинный смысл и значение своих произведений.
В качестве образцов автокритики можно привести: И. А. Гончаров, "Лучше поздно, чем никогда"; И. С. Тургенев, "По поводу "Отцов и детей"; Л. Н. Толстой, "Несколько слов по поводу книги "Война и мир""; Н. В. Гоголь, Четыре письма к разным лицам по поводу "Мертвых душ" и известные соображения, высказанные им в художественной форме по поводу "Ревизора" ("Театральный разъезд после представления новой комедии "Развязка Ревизора").
Русская литературная критика.
Элементы литературной критики (до XVIII века).
Элементы литературной критики появляются уже в письменных памятниках 11 века. Собственно, как только кто-то выражает своё мнение о каком-либо произведении, мы имеем дело с элементами литературной критики.
В число произведений, содержащих такие элементы входят:
Слово некоего доброго старца о чтении книг (входит в Изборник 1076 г., иногда ошибочно называемый Изборником Святослава);
Слово о законе и благодати митрополита Илариона, где есть рассмотрение Библии как литературного текста;
Слово о полку Игореве, где в начале заявлено намерение петь новыми словами, а не по обыкновению "боянову" - элемент дискуссии с "бояном", представителем предыдущей литературной традиции;
Жития ряда святых, которые были авторами значимых текстов;
Письма Андрея Курбского Ивану Грозному, где Курбский попрекает Грозного слишком большой заботой о красоте слова, о плетении словес.
Значимые имена этого периода - Максим Грек, Симеон Полоцкий, Аввакум Петров (лит.произведения), Мелетий Смотрицкий.
Литературная критика XVIII века.
Впервые в русской литературе слово критик употребил Антиох Кантемир в 1739 г. в сатире "О воспитании". Ещё на французском - critique. В русском написании с 1850-х оно станет весьма употребимо.
Значимые имена:
Тредиаковский Василий Кириллович;
Ломоносов Михайло Васильевич;
Сумароков Александр Петрович;
Полемика между Тредиаковским, Ломоносовым, Сумароковым по вопросам поэтического стиля.
Новиков, Николай Иванович;
Екатерина II.
Спор о сатире между Новиковым и Екатериной II.
Характерные черты:
- лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностям языка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова и Сумарокова);
- нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма);
- вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).
Литературная критика XIX века.
Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.
Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.
Жанры литературной критики:
- рецензия;
- критическая статья об отдельном произведении;
- обзор, проблемная статья;
- критическая монография о современном литературном процессе.
Литературный критик - литератор и учёный, занимающийся литературной критикой, т. е. истолкованием и оценкой преимущественно современных произведений, новых явлений и тенденций в художественной литературе с точки зрения современности, - в отличие от литературоведов, занимающихся историей и теорией литературы.
Известные русские литературные критики прошлого:
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)
Павел Васильевич Анненков (1813, по другим данным 1812-1887)
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)
Николай Николаевич Страхов (1828-1896)
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868)
Николай Константинович Михайловский (1842-1904)
Известные советские литературные критики:
Александр Константинович Воронский (1884-1941)
Список известных мировых критиков:
Георгий Адамович, поэт, переводчик, критик. Покинул Россию в 1923. Бунин считал Адамовича 'лучшим критиком в эмиграции'
Юлий Айхенвальд, Талантливый критик.
Иван Аксёнов, Русский поэт, литературный и художественный критик, переводчик.
Хамид Алимджан, узбекский поэт, драматург, литературный критик.
Леонид Андреев, прозаик, драматург, публицист.
Сергей Андреев-Кривич, литературовед, критик.
Сергей Андреевский, Известный поэт, критик и судебный оратор.
Павел Анненков, русский литературный критик.
Лев Аннинский, критик.
Максим Антонович, Известный в 60-х годах XIX столетия критик.
Мэтью Арнолд, английский поэт, критик и педагог. Развенчивал миф о <викторианском процветании>: поэмы, сборник <Заблудившийся бражник> (1849), эссе <Культура и анархия> (1869); придавал решающее значение в борьбе с мещанством образованию, литературе и критике.
Сы Хун Бай, Профессор, писатель.
Татьяна Батурина, Критик литературы, поэт.
Жозеф Бедье, Французский ученый и критик.
Виссарион Белинский, литературный критик.
Нина Берберова, русская писательница, литературный критик.
Джон Берримен, Американский критик и поэт.
Сергей Бобров, Русский поэт, критик, переводчик, математик и стиховед, один из организаторов русского футуризма.