Шняк Борис Владимирович : другие произведения.

Профессор Щеголев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воспоминание о море, которое всегда перед нами

  
   Профессор Щеголев
  
  Теплоход с таким названием, принадлежал в числе других, разворованных в эпоху Перестройки, морских судов Ленинградскому Высшему инженерному морскому училищу имени адмирала
  Степана Осиповича Макарова.
  Было это четверть века тому назад.
  На нашем, закопченном пылью, порохом и ветрами дальних дорог теплоходе, был я руководителем практики,
  Хотя, года за три до этого, на этом же "корабле судьбы", я тоже был курсантом, по жизни - практикантом.
  Но на это раз, кроме руководства парктикой, как я уже отметил, на мне висело тогда и исполнение обязанностей "командира роты".
  Это дело не простое.
  Я должен был заполнять кучу никому не нужных бумажных документов, "вздрючивать"
  постоянно и так не очень уверенных в себе курсантов -практикантов.
  -Но самое печальное, что на всех "приходах" и "отходах", я обязан был быть представителем судовой администрации.
  Иными словами, все, связанное с курсантами, на самом первом и настоящем уровне общения проходило через меня.
  Ну и, конечно, с этим была связана целая куча замечательных историй.
  Вот, одна из них.
  Учился у нас такой необычный и непосредственный из себя курсант,- Алеша Гуров.
  Это был длинный человек, ростом под два метра, с исключительно спокойным и невозмутимым характером.
  Алеша жил где-то в Ленобласти ( не помню точно, то-ли в Токсово, то-ли в Тосно).
  Роба (рабочая форма одежды) которую выдавали курсантам была ему постоянно мала.
  Ботинки ("гады") тоже хронически не дотягивали до его огромных ступней 48 размера, поэтому ему приходилось разрезать по швам те, недомерки, которые ему предназначались.
  Алексей, при своем немалом росте был сух и жилист.
  Люди просвещенные сразу поняли, что его спутницой была необыкновенная человеческая сила.
  Да, это было действительно так.
  Когда мы уже готовились к посадке на теплоход, было принято решение переправить на его борт часть лабораторного оборудования
  ( тогда у нас были так называемые плавательские семестры и мы по полгода проводили в настоящих морских практиках вперемежку с изучением теоретического курса).
  Уровень нашего морского образования в те годы гремел на весь мир и был сравним с нашими инженерными победами в космосе.
  Но, что делать, не каждой Стране под силу быть всегда самой передовой,(иногда полезно посидеть в кустах, чтобы одуматься и понять, что в кустах ничего особенно интересного нет и быть не может).
  Впрочем, мы не об этом.
  С транспортом, как обычно, возникли проблемы.
  Мы должны были назавтра, к отходу теплохода добираться своими силами.
  Нашим курсанта были распределены роли.
  Самым тщедушным были поручены плакаты и наглядные пособия.
  Из самых сильных и выносливых,-были выделены боевые четверки.
  Они должны были доставить на борт теплохода "боевую технику",-
  Электрические машины, входящие в комплект лабораторных стендов.
  Доставку груза было необходимо произвести к 10 часам утра.
  С 21 линии Васильевского острова до Главных ворот морского порта, предположительно, на общественном транспорте трамвайным маршрутом ? 42. ( время в пути-полтора-два часа, с учетом ожиданий).
  Электрические машины были, конечно некрупные по размером, до метра, но тяжеленькие, килогамм по двести. (Поэтому, на каждую -по четыре человека).
  Естественно, ответственные за тяжелый груз должны были ночевать в роте, чтобы рано поутру...
  Главным, отвечающим за результат был я, не считая всех остальных руководителей практики.
  Вечером предыдущего дня ко мне подошел Алексей и вежливо спросил, а можно я съезжу домой, перед рейсом попрощаться с родственниками.
  Я, сдуру, сказал, конечно можно, Но только если вы лично обеспечите доставку амплидина (такоя их групе досталась электрическая машина-электромашинный усилитель поперечного поля) к 10 утра в порт.
  Леша так и сделал, съездил домой и вернулся к 10 утра с четырехпудовой электромашиной на груди,съездившей "туда" и "обратно"!
  Умница!
  
  Позже, когда мы оттарабанили пару месяцев по морям, на приходе в"Союз", я бегал, как ужаленный, проверяя все купленное на несчастные 26 курсантских валютных копеек в сутки, и правильность заполненных таможенных деклараций.
  Вроде все путем.
  Декларации сданы, "таможня" на борту.
  Откупорил баночку импортного пива, сижу в каюте, жду окончания....
  Вдруг, по общесудовой трансляции: "Руководителю практику Шняку срочно подняться в кают кампанию"
  Влетаю, вытирая слюни о рукав.
  Начальник таможенной проверки, глядя на меня выпученными глазами вопрошает:
  "Все декларации читали"?
  -Так точно, рапортую я!
  -А тогда какого "хера" у вас пропущена контрабанда?
  -Да не было, шепчу я, похолодев.
  -Зонтиков "по две штуки", колготок "до пяти", на остальное у курсантов денег не хватает...
  -А произведения искусства!?!!!
  Мне становиться совсем неважно, первую страницу таможенной декларации, где оружие, наркотики, произведения искусства,
  обычно никто не читает.
  Любая заполненная на первой половине листка строка-тянет на годы тюрьмы.
  Так, обычно бегло, ее просматривают особенно дотошные, упираясь взглядом в прочерки или латинскую "Z", перечеркивающую все строки.
  Все главное,- на обороте листка декларации: зонтики, колготки и дамские трусы.
  У меня этих деклараций на проверке было полтараста штук.
  И вот, одна передо мной.
  Недопроверенная.
  Алексей Гуров.
  В графе"произведения искусства", значится: "Статуя с Афинского Акрополя"!
  Спотыкаясь по узким трапам, вся комиссия устремляется "в низы", где обитают курсанты.
  В каюте, где живет Алеша, под дулами таможенных пистолетов, он невозмутим.
  -Да, есть статуя.
  Он достает из под койки обшарпанный фибровый чемоданчик, с такими в годы нашей юности "старики" ходили в баню .
  В чемоданчике, аккуратно завернутая в тельняшку, статуэтка Афины Палады из мраморной крошки,
  купленная на одном из греческих базаров...
  "Кич" или "бижютерия", но уж точно, не "произведение Искусства"!
  
  За свой недосмотр и общее разгильдяйство, я конечно получил, как положено!
  Но, почему-то, об этом приятно вспоминать...
  
  "А море вздыхает, глухо и с шумом,
  И плещет дождем на мокрые плечи"...
  
  Светлых Тебе морских дорог, и семь футов под килем, уважаемый мой ученик, и товарищ, Алеша Гуров!
  
  15 мая 2010 года.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"