Андеев Александр : другие произведения.

Шекспир. Отелло. Мир Яго - мир Отелло

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:


  
   Сюжет "Отелло" Шекспир позаимствовал из новеллы "Венецианский мавр" Джиральди Чинтио, опубликованной в его сборнике "Hecatommithi", причем воспроизвел его достаточно точно, если судить по пересказу А.Смирнова, приведенному в его комментариях к 6 тому полного собрания сочинений Шекспира 1959 года. Чем привлекла Шекспира эта новелла сказать, конечно, трудно, но предположить можно по конечному результату - мощной трагедии.
   Трагедия "Отелло" - не просто история ревности, это трагедия столкновения двух миров. Один из них - это мир абсолютного циника, манипулятора Яго, второй мир - мир всех остальных персонажей трагедии, включая, пожалуй, даже Родриго. Родриго мы встречаем впервые, когда он уже подвергся обработке Яго, когда мир, который он видит - это уже не реальность, а гротескное сочетание реальности с химерами, созданными злым гением Яго. Как получилось, что люди позволили собой манипулировать до такой степени, что произошли чудовищные преступления? Возможно, что этот вопрос задал себе и Шекспир, когда прочитал новеллу Чинтио, и дал на нее свой ответ.
   О том, что Яго - злодей со своей философией Шекспир дает понять сразу, при первом же появлении Яго. Философия не хитра по сути, да и по форме тоже. "На этой службе я служу себе", - вот этот замечательный тезис, который Яго проводит в жизнь последовательно и без малейщих отклонений с раз и навсегда выбранного курса.
  
  
   Я - Яго, а не мавр, и для себя,
   А не для их прекрасных глаз стараюсь.
   Яго - законченный индивидуалист, человек, который считает, что единственное, что достойно в жизни значения - собственные интересы. В конце концов, действительно, нередко бывает и такое:
  
   Конечно, есть такие простофили,
   Которым полюбилась кабала
   И нравится ослиное усердье,
   Жизнь впроголодь и старость без угла.
   Плетьми таких холопов!
   Для Яго - это и есть неправильная жизнь. Он ловко переносит вину с неблагодарных господ на несчастных простофиль. А вот и образчик правильной жизни:
   Есть другие:
  
   Они как бы хлопочут для господ,
   А на поверку - для своей наживы.
   Такие далеко не дураки,
   И я горжусь, что я из их породы.
   Гордость гордостью, но Яго понимает, что в мире, в котором он живет, его цинизм совершенно не одобряется, и он приспосабливается к этому миру конформизмом.
  
   Но чем открыть лицо свое - скорей
   Я галкам дам склевать свою печенку.
   Нет, милый мой, не то я, чем кажусь.
   Старая как мир песня полного инидивидуализма. У "Платона" в диалоге "Горгий" подобные взгляды излагает Калликл, излагает с не меньшим бесстыдством, но в более изящной форме. Кстати, бесстыдство, склонность к глумлению, по-видимому, родовая черта подобных людей.
   "Синьор, ради дьявола вспомните бога!" - (Каково! - Авт.) - "Мы вам делаем одолженье, а нам говорят, что мы буяны! Значит, вам хочется, чтоб у вашей дочери был роман с арабским жеребцом, чтобы ваши внуки ржали и у вас были рысаки в роду и связи с иноходцами?" - вот что заявляет Яго Брабанцио, переходя со стихов на прозу (великолепный сценический ход).
   Имморализм Яго основан на том, что ценности других, что называется "нельзя пощупать". "Я потерял свое доброе имя, бессмертную часть самого себя. Осталась одна животная. Где мое доброе имя, мое доброе имя!" - говорит Кассио. "Ей-богу, я думал, что вы ранены! Вот это была бы история. А то - доброе имя! Подумаешь, какая важность! Доброе имя - выдумка, чаще всего ложная. Не с чего ему быть, не с чего пропадать. Ничего вы не потеряли, если сами себе этого не вдолбите" - искренне смеется Яго. Подобно Платоновскому Калликлу он знает только одну надежную инстанцию - собственные желания. Это и есть его мера вещей. Все, что хоть как-то задевает его интересы, должно быть уничтожено. И это логично для его идеологии.
   Три личности с влияньем предлагали
   Меня на лейтенантство
   жалуется он Родриго. Но Отелло выбирает другого - и значит это повод отомстить и Отелло и Кассио. Для мести поводом может быть просто неудовольствие от сплетни:
  
   Сообщают,
   Что будто б лазил он к моей жене.
   Едва ли это так, но предположим.
   Раз подозренье есть, то, значит, так.
   Истина не важна, мерилом является собственное удовольствие. Причиной ненависти может быть и просто зависть:
  
   Всем будет на орехи: лейтенант
   долгу передо мной, наверно, тоже:
   По женской части оба хороши.
   Яго живет в царстве своих страстей и желаний властелином, а не рабом. Они - суть его жизни, но он может управлять собой для их достижения. "Быть тем или другим зависит от нас. Каждый из нас - сад, а садовник в нем - воля. Расти ли в нас крапиве, салату, иссопу, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода или пышно разрастись - всему этому мы сами господа. Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздывать ее нелепости. Твоя любовь - один из садовых видов, которые, хочешь - можно возделывать, хочешь - нет", - наставляет он путь истинный Родриго, которого ему на некоторое время нужно привести в чувство. Яго умеет ранжировать, для него желания - неравнозначны, и он строит свое поведение в соответствиями с выбранными приоритетами.
   По-видимому, для людей, подобных Яго, мир, в котором они живут - мир неправедный. Необходимость притворяться должна вызывать у таких людей мысли о переустройстве:
  
   Хоть на войне я убивал людей,
   Убийство в мирной жизни - преступленье.
   Так я смотрю. Мне было б легче жить
   Без этой щепетильности. Раз десять
   Хотелось мне пырнуть его в живот.
   Это говорит Яго в присутствии Отелло, он почти не стесняется в момент произнесения этих слов, Отелло уже в его власти к этому моменту. Почему яго так упиваются подобными минутами? Они как бы намекают жертве на финал и вовремя отвлекают ее внимание, чтобы избегнуть настоящих трудностей. Игра в кошки-мышки? Родовая черта мелкого хищника?
   Все должны быть одинаковы с точки зрения аморальности - вот идеальный миропорядок Яго. Каждый должен понимать, что он сам за себя, не надеясь ни на что, кроме некоего "порядка". "Порядочек" нужен, Яго не так глуп и понимает это:
  
   Нельзя, чтоб все рождались господами,
   Нельзя, чтоб все служили хорошо
   резонерствует он. Нет, система не должна рушиться, в ней не должно быть место подобному:
  
   Да, да. Он выдвигает лишь любимцев,
   А надо повышать по старшинству.
   Индивидуалисту трудно понять, что на пост могут выбрать человека, который обладает большей полезностью обществу на данном посте. Яго справедливо со своей точки зрения предполагает, что дело в личных симпатиях - это уровень его философии.
   Эпоха Ренессанса во многом освободила человека от недоверия к собственным силам, и личности, для которых религиозная мораль была прежде всего догмой, сковывающей творческое развитие, в это время заявили о себе. Это были как великие гуманисты, типа Эразма Роттердамского или Рабле, так и великие злодеи, такие, как Цезарь Борджиа. Эта знаменитость Возрождения прославилась последовательной аморальностью, хитростью, коварством, многочисленными заказными убийствами и обманом доверившихся. Именно он надиктовал Маккиавели тезисы главного маккиавелиевского труда - "Государя". Общество в котором все против всех, общество, в котором порядок поддерживается только страхом и жуткими казнями, не были изобретением Борджиа. Еще Платон в "Законах" изобразил эту эпоху "счастья", жуткой жизни, в которой нет места соответствию дорого имени в жизни и доброго имени внутри себя, где нет возможности довериться кому-либо, где нет возможности развиться хоть-какому-нибудь истинному положительному идеалу, а не фальшивке, призванной управлять людьми. А в "Государе" Маккиавели и "Государе" Платона - идеальным правителем является человек, которого хорошо характеризует эпитет "помесь льва с лисой" - безпринципный хитрец, смело достигающий выбранных целей.
   Так что Яго можно считать уменьшенной копией "совершенного человека" по Маккиавели-Борджиа-Платону, а значит, фигурой вполне знаковой для Ренессанса.
   Неудивительно, что союз Яго и Отелло вызвал целую цепь злодеяний. Отелло - это полная, радикальная противоположность Яго, человек внутренне чистый, человек, для которого существует понятия долга перед другими людьми, понятия нравственности. Мотивации таких людей должны выглядеть для "яго" нелепыми, более того, наличие таких мотиваций разрушительно для для философии "яго", " яго" чувствуют опасность для себя и не упускают слкчая уничтожить таких "отелло".
   Отелло предполагает наличие положительных позитивных ценностей, связанных с личностью человека. И поэтому он любит людей. Хотя правильнее было бы сказать, что он "спешит" любить людей, иначе бы он не полюбил Яго. Но посмотрите, как любят Отелло другие персонажи, для которых понятия добра, понятия нравственности существуют. Это взаимное уважение людей, которые ценят лучшее в человеке, помогает им сделать нечеловечески жёсткий мир, в котором мы обитаем, пригодным для существования. И это - следствие мировоззрения.
   Отелло не только нравственный человек - он еще и крупная личность. Он талантливый полководец, великодушный человек. Он побил себе дорогу наверх исключительно своими способностями, без чьей-либо поддержки и стал высокопоставленной персоной несмотря на свое расовое отличие. Как может Яго победить такого человека? Конечно же, сражаясь с ним на своей территории, сделав его безнравственным, опустив до своего уровня.
   Яго прекрасно знает человеческие слабости, и у него заготовлены крючки на разную дичь. В этом он талант. Обычно подобные люди не выносят ничего выдающегося, они "гении посредственности". Один такой, оставшийся в истории под псевдонимом Сталин, тоже ловкий манипулятор, даже создал государство по образцу Маккиавели и Платона, государство, в котором все были против всех, и в котором с помощью промывания мозгов убеждали, что "жить стало лучше, жить стало веселее". И его эпоха была характерна циничным отношением к талантам, попользовался - и выкинул.
   Яго выбирает простую, но во все времена безопасную тактику - усыпление бдительности. Для этого он принимает личину друга. К каждой из своих жертв он обращается со словами восхищения, каждого своего врага он называет другом. Он удобен, он делает множество мелких услуг, ничего не требуя взамен. Сыр в его мышеловке всегда свеж и бесплатен. Ловкач достигает того состояния, когда ему полностью доверяют, и для жертвы наступает странное состояние слепоты с широко открытыми глазами. Яго населяет мир жертвы призраками-химерами, выводя его из состояния равновесия, тут же утешая его, чтобы в следующее мгновение обрушить на его голову ложь еще более страшную, и углубить разрушение личности. Итоги страшны, вспомните судьбу Родриго. Используя его страсть к Дездемоне и слабохарактерность, Яго сперва выпотрошил из него все деньги, искалечил его нравственно, заставляя принимать все более и более низменные решения, и когда от того остается только опустошенное, отчаявшееся и усталое тело, пускает его в ход, а затем убивает.
   И с Отелло Яго проделывает подобную работу. Он начинает со смущенных полунамеков, и когда любопытство мавра привлечено, говорит, что возможно, что-то неладное с Дездемоной. "Ревности остерегайтесь, Зеленоглазой ведьмы, генерал", - издевается под видом заботы наперед все знающий Яго. И не зря, первая уступка сделана: "Нет, Яго, я сначала посмотрю, Увижу что-нибудь, проверю, А выясню, до ревности ли тут?". Допущена сама мысль, а значит негодяй получает карт-бланш. После небольшой порции новых, более определенных намеков, уже на конкретного соперника, Кассио, он вынуждает Отелло сказать: "Я потерял ее, и я обманут. Мне может только ненависть помочь". И он уже жертва Яго. Дальше падение идет быстро и ужасающе. Цепь провокаций, подстроенных Яго приводит Отелло в состояние, когда он не способен рассуждать. В таком состоянии человек легко управляем, что Яго и делает виртуозно, уговаривая Отелло убить Дездемону и получая от него разрешение убить Кассио.
   Яго торжестовует.
   Убита Дездемона. Погублен Отелло. Убита Эмилия, фактически отрекшаяся от мужа. Кассио ранен.
   Только случай отдает Яго в руки правосудия.
   Повержены все благородные люди.
   Почему? Доверие благородных людей друг к другу, тот пакт о ненападении, который заключают они как союзники, имеет великую силу, так как оно объединяет усилия людей в достижении совместных целей, оно усливает и каждого в отдельности и всех. Но оно же является и слабым местом. Как только таким благом пользуется мерзавец, он уничтожает всех и вся, строя свой страшненький "счастливый" мирок.
   Эта трагедия происходила и происходит. Правда, несмотря на происки мерзавцев, человечеству до последнего времени удавалось сбросить с себя путы "яго", этих "гениев посредственности", и двигаться вперед. Надеюсь, что человечеству удастся справиться и "яго", уменьшить проблему обмана доверившихся, и двигаться дальше, к настоящему счастью, а не фальшивке из "Законов" Платона.
  
  

Список использованной литературы

  
      -- Полное собрание сочинений Вильяма Шекспира, т.6, М., "Искусство", 1599
      -- А.Аникст. Шекспир. Серия ЖЗЛ. "Молодая гвардия", М., 1964
   А.Аникст. Творчество Шекспира, М., 1963
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"