--
Журналистика и экономический фактор. Его роль в возникновении и развитии журналистики и СМИ.
Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж 16-17 вв - время активного складывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства, увеличивается торговля, возникла почтовая служба.
Все эти социальные экономические факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерческой, научной, информации. Технические возможности тиражирования инф способствуют быстрому росту и развитию всесторонних связей между странами. Именно поэтому время выхода на арену истории буржуазии с ее экономическими интересами, сопровождались становлением и развитием журналистики. Кроме, того, и феодально-клерикальные круги стали поддерживать развитие печати, понимая ее значение для политической и идеологической борьбы.
Первые газеты, рассчитанные, прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для деловых людей того времени. Но уже "Gasette", созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.
Функционирование СМИ в условиях рын. эк-ки - доходы больше расходов. Источников доходов СМИ несколько. Реклама: плата за нее от рекламодателей составляет значительную часть доходов СМИ. СМИ, выпускаемые госинститутами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, используя разные средства, мобилизуя "внутренние" ресурсы расширения экономической свободы своей деятельности. Путь к экономической независимости лежит через создание объединений - прежде всего концернов (объединение c сохр юр.самост-сти, но фин контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление). или холдингов, сосредоточивающих под одной "крышей" ряд информационных институтов. Формирование и функционирование концернов в сфере информации дает экономические выгоды, позволяя им в значительной мере быть независимыми в экономическом отношении, даже выпускать убыточные издания и программы за счет высокоприбыльности других областей своей деятельности. Однако сращивание с другими сферами предпринимательства, а тем более подчиненное положение СМИ может привести к утере информационной независимости. Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ.
Xолдинг, холдинговая компания -- группа предприятий, контрольные пакеты акций которых принадлежат одному учредителю. Холдинг "ПрофМедиа" образован в 1997 году. Кино: сеть мультиплексов под маркой "Синема Парк" и контрольный пакет акций компании "Централ Партнершип", ведущего российского производителя и дистрибутора теле - и кинопродукции. ТВ: национальной телесетью "ТВ3", круглосуточным анимационным телеканалом "2х2", музыкальным телеканалом "MTV Россия", а также телеканалом "VH1 Россия". Радио: "Авторадио", Energy, и др. Печатные СМИ: журнальным издательским домом "Афиша" (журналы "Афиша", "Афиша-Мир", "Афиша-Еда", "Большой город", серия путеводителей). Интернет-активы: Rambler Media, Afisha.ru.
Государство в России создало свой медиа-холдинг: в июле 1998 года региональные телекомпании имущество которых было федеральной собственностью стали дочерними предприятиями холдинга, которым руководит ВГТРК. ВГТРК была образована Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1990 г. Три общенациональных телеканала: "Россия 1", "Россия К", "Россия 2"; региональные телерадиокомпании, вещающие во всех субъектах Российской Федерации; первый в России круглосуточный информационный канал "Россия 24"; русская версия телеканала "Евроньюс"; пять радиостанций - "Радио России", "Маяк", "Культура", "Вести ФМ" и "Юность" и государственный интернет-канал "Россия", который объединяет десятки интернет-ресурсов.
Иногда объединения, включающие несколько печатных изданий именуются издательский дом. Это та же группа компаний, завязанных на одного ведущего собственника, но в специализированной сфере. Издательский дом включает ежедневную газету и ее дочерние издания, еженедельник, один или несколько журналов, издательство, часто имеет свои полиграфические предприятия. Пример - Сейчас ИД "Коммерсантъ" -- это: Ежедневная газета "Коммерсантъ", Ежедневная газета "Коммерсантъ в регионах", Аналитический еженедельник "Коммерсантъ ВЛАСТЬ", Экономический еженедельник "Коммерсантъ ДЕНЬГИ", Автомобильный журнал "Автопилот", Ежемесячный деловой журнал "Секрет Фирмы". Трест достаточно редкое объединение в медиа-бизнесе. Поскольку трест означает централизацию сбыта, а это уже связано с антимонопольной политикой.
--
Индустрия СМИ в системе рыночных отношений.
Сегодня СМИ - отдельный сектор национальной экономики, аккумулирующий значительные ресурсы. Важнейшей современной характеристикой этой индустрии является высокая степень глобализации, что объясняется ее опорой на глобальную телекоммуникационную инфраструктуру, которая одновременно широко используется и другими сегментами глобальной и национальной экономики -- банковским сектором, телекоммуникационной индустрией. От других отраслей экономики медиаиндустрия отличается целым рядом параметров, к которым относятся: уровень их воздействия на политическую, социальную и культурную жизнь общества в целом; влияние, которое продукты, произведенные индустрией СМИ, оказывают на формирование отношений, веры и ценностей отдельных индивидуумов; сдвоенный характер рынка СМИ, одновременно производящего и товары -- содержание для аудитории, и услуги -- организацию доступа рекламодателей к необходимым для них (целевым) аудиториям.
Основные сегменты индустрии СМИ.
Будучи по своей природе сдвоенным рынком товаров и услуг.
CМИ - и бизнес и институт. С одной стороны - доходы хозяину, с другой - социальная функция. Медиаэкономика объективно является важнейшей социально-экономической дисциплиной, анализирует сферу наиболее тесного взаимодействия "трех китов", на которых базируется преуспевание СМИ, - корпоративного бизнеса (рекламодатели), государства (регулятор) и общества (аудитория, расплачивающаяся временем и деньгами).
Медиаэкономика - индустрия свободного времени.
Индустрия СМИ:
Старые медиа:
--
высокая доля продуктов журналистского труда
--
периодичность издания
--
аудиовизуальные, электронные СМИ, Информагн-ва
Источники нежурналистского контента:
--
музыкальная индустрия
--
кино
Новые медиа:
--
кабельные сети
--
спутниковые телеканалы
--
интернет, мобильная связь, вай-фай и тд
--
--
Экономические особенности печатных СМИ (экономические особенности газетной индустрии, типы рыночных структур, ценовая конкуренция, современные тенденции развития газетного рынка, экономические особенности журнальной индустрии).
Газетная индустрия :
--
Газета - это продукт с высокой стоимостью первой копии.
большая часть общих издержек - постоянные издержки. Это положение верно для всех: газет, журнал, книгоиздател. Постоянные издержки в газете - это стоимость "непечатных" стадий производства. Чем меньше тираж тем меньше прибыль. Создать материал, отредактировать и пр стоит одинаково для 1 и для 100 газет. Чем больше количество отпечатанных экземпляров газеты, тем ниже средние издержки.
--
Все стадии газетного производства тесно связаны между собой.
Постоянные издержки (стоим оборуд, аренды, зп). Переменные - типографскую краску и бумагу . Эти показатели становятся существенными, когда количество страниц или объем экземпляров изменяется. Тесная связь всех стадий газетного производства проявляется и в том значительном взаимовлиянии, которое в процессе производства газеты возникает между технологическим процессом, качеством механического и электронного оборудования и человеческим фактором.
--
Эффективность распространения газеты оказывает большое влияние и на ее общую конечную стоимость, и на отношение к ней аудитории.
Своевременное получение аудиторией ежедневных газет - товара, срок "годности" которого не превышает суток, - определяет популярность и успех последних. Распространение газеты - одна из наиболее затратных частей бюджета. Традиционно сами газеты стараются не заниматься развозкой газет, оплатой труда разносчиков, перекладывая эти непростые задачи или на почту, или на специализированные агентства по распространению. В большинстве случаев газеты только оплачивают услуги распространителей (например, подростки в США, которые раскидываю газеты).
--
Реклама в газетах представляет собой не только существенный источник доходов, но и более важный, чем в других СМИ, источник информации(двойная роль рекламы).
Важнейшая особенность газетной рекламы связана с тем, что она более позитивно воспринимается аудиторией:
менее навязчивая и потому менее раздражающая по сравнению с рекламой на ТВ, не отвлекающая от чтения;
--
более полезная и информативная, поскольку содержит значительный объем информации о рекламируемых товарах или услугах, предлагает данные о цене и месторасположении магазинов (адреса, карты, схемы, телефоны); при этом публикуемые купоны и предложения скидок предоставляют возможность небольшой экономии;
--
более эффективная и избирательная, так как она дает возможность возвращения к тексту и анализа предлагаемых товаров и услуг, исходя из своих непосредственных запросов.
--
более низкая стоимость рекламы и наличие гибких скидок, что тысячекратно сокращает затраты;
--
высокая периодичность газет, что обеспечивает постоянный поток рекламы;
--
разнообразие форм газетной рекламы - от строчных текстовых объявлений до полной полосы в цветовом оформлении, формат и форма рекламы могут выбраны с учетом всех мотиваций и целей рекламодателя;
--
в значительной степени местный характер печатных изданий, позволяющий учитывать в рекламе особенности местного потребления и сочетать национальную и местную рекламу, при этом эффективность местной рекламы лучше обеспечивается именно печатными изданиями;
--
дополнительные услуги, предлагаемые газетами, например, издание бесплатных рекламных газет и распространение их силами собственных систем доставки среди подписчиков и неподписчиков.
Современные тенденции развития газетного рынка.
По вартановой - К важнейшим изменениям газетного рынка в последние два десятилетия относятся таблоидизация. - неаналитических газет, уделяющих повышенное внимание спорту, развлечениям, скандальным материалам о жизни знаменитостей, криминалу, сексу и тд.
Конечно, аудитория печатных СМИ сегодня уступает и телевидению, и интернету. Но именно печатные СМИ, а не интернет, как предполагалось ранее, показали за последнии? год самую интенсивную динамику роста качественных показателеи?. А рассуждения о том, что блогеры и иные активные пользователи интернета заменят профессиональных журналистов печатных издании?, так и остаются разговорами.
По данным Роскомнадзора на 2014г официально получили свидетельства о регистрации почти 27т газет и 32т журналов. Более того, по итогам последнего исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), россии?ские печатные СМИ в течение 2013 года нарастили свою долю в структуре медии?ного потребления. Так, отвечая на вопрос: "Из каких источников вы чаще всего узнаете новости и информацию?" в январе 2012 года газеты назвали 23% респондентов, а в апреле 2013 года - уже 26%.
По мере появления новых каналов распространения МИ, процессы конвергенции на медии?ном рынке стимулируют создание мультимедии?ных редакции? и мультиплатформенных СМИ, существенно корректируя всю логистику издательского бизнеса.
Ведь если 10 лет назад газета или журнал были самостоятельным явлением, полноценно представляющим аудиторную, редакционную и бизнес-политику СМИ, то сегодня ситуация становится все? более размытои? и сложнои?.
Основным следствием конвергенции стало то, что субъектом СМИ все? в меньшеи? степени является газета или журнал, и все? в большеи? - редакция (издательскии? дом или медии?ныи? бренд). Редакция создае?т основнои? продукт - контент, которыи? тут же упаковывается для разных носителеи? - газета, саи?т, телевидение (интернет-телевидение), радио, различные специальные проекты, например, конференции, семинары, исследования и т.п. Способ производства и доставки контента (печать) играет подчине?нную роль и, хотя в принципе еще? определяет специфику медиа (по краи?неи? мере, рекламодателю, как правило, продае?тся аудитория печатнои? версии) однако уже не в тои? степени, как это было в эпоху до интернета. Поскольку данная тенденция носит глобальныи? характер, а бывшие газетные или журнальные редакции массово становятся мультимедии?ными по содержанию своеи? деятельности, то все? это требует новых подходов к редакционнои? политике, бизнесу и профессиональным компетенциям.
Практически все федеральные издания уже перестроились на работу в формате не газетнои?, а мультимедии?нои? редакции. Многие из них на практике исповедуют принцип Digital first, то есть в первую очередь производят контент для электронных носителеи? (чаще всего, саи?та), а уже потом упаковывают его для бумажнои? версии. Другие, наоборот, придерживаются принципа Print first, то есть, сразу "делают" газету и лишь затем выкладывают на саи?т уже опубликованные в печатнои? версии материалы. Что касается журналов, то для большинства из них бумажныи? формат все? еще? остае?тся главным при определении "профессиональнои? идентичности", хотя активно развиваются и саи?ты.
Интегрированное понятие "инфотейнмент" (от англ, information - информация и entertainment - развлечение) выступает характерной чертой и таблоидного стиля, и всего процесса таблоидизации. Это информационные материалы, подающиеся через развлечение.
Журналы - то же самое что и газета с точки зрения экономики. Отличия - не парятся по распространению, реклама дороже и круче - точнее выражена целевая ауд-я.
--
Экономические особенности телевизионной индустрии (особенности ТВ как индустрии, источники доходов, экономические и организационные особенности телесетей, производство программ как сектор телеиндустрии).
В основе телевизионной индустрии лежит "бесплатный" на первый взгляд для зрителя способ получения телесигнала. В основе экономики телевизионной индустрии лежит "производство" телеканалами массовой аудитории для последующей "перепродажи" ее рекламодателям.
Первая экономическая особенность ТВ: эффект масштаба производства заставляет телеканалы стремится к постоянному увеличению, т.е. максимизации аудитории.
Вторая экономическая особенность ТВ: стоимость доставки программ к зрителям с течением времени значительно сокращается.
Первым революционным шагом в распространении телепрограмм стало появление видеомагнитофонов (ВМ). Зрители получили несколько новых возможностей, которых не имели в эпоху абсолютного господства эфирного ТВ:
отложенный просмотр; пропуск рекламы; формирование индивид программы.
был создан дополнительный рынок для художественных фильмов.
Вторым ключевым технологическим изменением в распространении телепрограмм стало создание оптоволокна, позволяющего резко увеличить число принимаемых каналов. Появление адресных принимающих телеустройств дает возможность кабельным сетям более успешно реализовывать платные индивидуальные услуги (pay-per-view). Сужение рынка входит в противоречие с существующей экономикой телевизионной индустрии, поскольку ведет к радикальному сокращению доходов.
Третья экономическая особенность ТВ: под давлением конкурентной среды телеканалы вынуждены постоянно стремиться к улучшению качества и инновационности продукта.
Четвертая экономическая особенность ТВ: создание телепрограмм - дорогостоящее, трудоемкое и технологически зависимое производство.
Телеканалы стараются сократить затраты на производство программ. Например, производство и приобретение более дешевого контента, приобретение телестанциями вторичных прав на показ популярных телепрограмм и сериалов. Ко второй категории сокращения затрат на производство относится широкое вторичное использование программ и новостных сюжетов, своеобразный телевизионный рециклинг.
Однако в этом случае может возникнуть порочная спираль
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ
Пионерами телевидения стали три технологически наиболее развитых для своего времени региона - США, Западная Европа (прежде всего Великобритания, Франция и Германия) и СССР. В каждом из них была создана собственная модель организации вещательной сферы.
Доминирующие модели организации телевизионной индустрии:
" Коммерческое ТВ: США.- доход реклама, сетевое ТВ, цель - привлечение ауд
" Общественное ТВ: Западная Европа (Великобритания, Франция, Германия,), Япония, Австралия, Индия, Канада. - доход абонплата, ыосприниают аудит как критически мыслящих людей
Государственное ТВ: бывшие страны социализма, Китай. Финансир из бюджета
Смешанная модель финансирования - государственный бюджет + реклама + спонсорская помощь крупных корпораций, близких к государственным структурам, - в последние годы получает все большее распространение в России, странах СНГ, многих азиатских государствах. Максимизация его аудитории направлена на реализацию пропагандистских, манипулятивных или мобилизующих целей государства. Часто наряду с политической мобилизацией аудитории государственное вещание преследует и такие цели, как социальная и культурная интеграция населения, просвещение, развитие патриотизма и единой национальной идентичности.
Сегодня практически ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не встречаются "чистые" модели ТВ. Доминирующая модель организации телеиндустрии - смешанная, в которой сосуществуют общественное и коммерческое ТВ или государственное и коммерческое, хотя их соотношение в разных странах неравномерно.
ПРОИЗВОДСТВО ТЕЛЕПРОГРАММ КАК СЕКТОР ТЕЛЕИНДУСТРИИ
Выше уже отмечалось, что современная телевизионная индустрия включает два значительно различающихся, но взаимодополняющих сектора. Это:
вещатели - компании, распространяющие "упакованные" для доставки зрителю как собственные, так и закупленные телепрограммы;
производители телепрограмм - разного рода компании, занятые в сфере производства телевизионного контента: киностудии, продюсерские фирмы, синдикаты, даже вещатели, реализующие свои программы на внешнем рынке.
Две доминирующие организационные модели производства телепрограмм:
Первая реализуется телеиндустрией США, где продюсерские компании вступают в финансовые альянсы с вещателями. В результате такого сотрудничества права на произведенную телепродукцию делятся между ними пропорционально сделанным инвестициям. Вещатели получают в собственность вторичные и/или третичные права на программы и могут ими свободно распоряжаться. Экономическое преимущество этой модели заключается - финансовые потери распределяются между всеми участниками.
Вторая модель существует в телеиндустрии Великобритании. Здесь вещатели предпочитают финансировать производство телепрограмм, производимых независимыми продюсерами, при условии полного получения авторских прав по окончании производства. После завершения производства программ вещатели выплачивают продюсерским компаниям 10% их стоимости, но в обмен получают в собственность авторские права на телепрограммы.
Наряду с программами, произведенными телесетями, местные станции передают в эфир сериалы, произведенные независимыми продюсерскими компаниями или киностудиями, телепрограммы других жанров (викторины, игры, ток-шоу), реализуемые продюсерскими компаниями. Практически все местные телестанции производят определенное количество собственных программ.Разнообразие жанров и типов синдицированных программ определяется тем, что их объем формируется из трех различных источников, к которым относятся:
сериалы, ранее закупленные сетями и прошедшие по ним определенное договорами количество показов, своеобразный телевизионный "секонд хэнд" качественных программ;
произведенные и "упакованные" независимо от сетей программы типа игровых телешоу или видовых фильмов о природе;
кинофильмы, произведенные для проката в кинотеатрах.
--
Экономика радио- и кабельной индустрии (эволюция рыночной стратегии радиовещания, основные форматы современных коммерческих радиостанций; организация кабельной индустрии, ценовая структура кабельной индустрии).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАДИОИНДУСТРИИ
Радио до настоящего времени остается самым дешевым и доступным CМИ на планете. Радиоволны достигают практически любой точки земного шара. В мире число радиостанций - более 35000. Радио прошло сложный путь эволюции и даже радикальной трансформации. Изначально радио стало первым способом организации семейного и коллективного досуга. Однако в середине 1950-х эта стратегия была перехвачена телевидением, имевшим очевидное преимущество - движущееся изображение. Радиовещание было вынуждено искать новые рыночные стратегии, чтобы выстоять в конкуренции с более современными СМИ. Социально-демографические изменения в развитых странах подтолкнули менеджеров радиостанций к новым решениям. Два фактора оказались наиболее существенными. Первый был связан с последствиями послевоенного пика рождаемости в США - "бэйби-бума". Укрепившееся состояние экономики США после Второй мировой войны вызвало повышение жизненного уровня американцев и рост населения. К 1960-м годам в США выросло молодое поколение, воспитывавшееся в условиях материального благополучия и имевшее достаточно много свободного времени. Происходившее в это же самое время развитие индустрии развлечений, прежде всего сектора музыкальных записей, подготовило почву для повсеместной популярности современной музыки, которая стала для американской молодежи фактором стиля жизни и жизненной ценностью. Популярность протестной рок-музыки шестидесятых вызвала переход многих радиостанций в более узкие музыкальные форматы, прежде всего рок-н-ролл. Это привело к смещению акцентов в программной политике и стратегии радио в целом. С 1960-х годов из семейного оно превращается в индивидуальное средство развлечения и досуга. Такая стратегия, возникшая в условиях коммерческого радиовещания США, была перенята и радиоиндустрией в странах Западной Европы, хотя и несколько позже. Особенность западноевропейской ситуации в 1960-х годах объяснялась сохранением монополии общественного вещания на аудиовизуальном рынке.
Окончательному переходу радио к стратегии узких форматов способствовал второй фактор, а именно развитие автомобильной индустрии, увеличение числа автомобилей, находившихся в личном пользовании. Сегодня практически во всех автомобилях, имеющихся в США (95%), установлены радиоприемники. Согласно статистическим данным, во многих странах время, уделяемое аудиторией радио, больше, чем время, уделяемое чтению газет, и в ряде стран Западной Европы оно превышает время просмотра ТВ.
Технология распространения радиосигнала. влияет на современную
. До начала 1980-х годов радио преимущественно распространялось эфирными волнами, по проводам (кабельное радио) или телефонным линиям. Более современный способ - спутниковый, широко используемый во многих странах, позволяет удешевить распространение радиопрограмм внутри сетей. Использование спутников в радиоиндустрии ведет к значительному сокращению затрат, что понижает входные барьеры на рынок радио, где наибольшую стоимость традиционно формировала стоимость наземных ретрансляционных линий.
Авторские права. Проблемы авторского права особенно ярко иллюстрируются примером звукозаписывающей индустрии, поставляющей основную долю содержания (программ) для радиовещания. В этой сфере авторские права распространяются не на конкретных исполнителей, а на всю систему воспроизведения музыкальных форм.
Экономические особенности рекламы. Несмотря на то, что в настоящее время радио не является ведущим рекламоносителем, радиостанции, как и журналы, привлекают рекламодателей хорошо понятной нацеленностью на четко определенные сегменты аудитории.
Преимущества:
? Фиксированная целевая аудитория: охват определенных сегментов аудитории при помощи четко известных форматов. Радио может обращаться к аудитории в любое время суток, является идеальным средством охвата людей в автомобиле (установленные периоды времени, когда люди едут с работы и на работу и радиоаудитория в автомобилях максимальна, получила даже специальное название - drive-time).
? Скорость и гибкость: радиореклама имеет самый короткий период подготовки по сравнению с другими СМИ. Эта гибкость позволяет радио максимально приспосабливаться к особенностям местного рынка, новостям, даже прогнозам погоды. Известны случаи, когда хозяйственные магазины размещали рекламу лопат для уборки снега на следующее после снегопада утро.
? Небольшие затраты: радио - самое дешевое из всех медиасредств рекламы. Из-за низких затрат на обеспечение эфира радиореклама может повторяться большое количество раз с низкими затратами. Стоимость производства роликов также невысока: иногда достаточно просто чтения текста диктором.
? Использование звука для создания мысленных образов: радио дает большой простор воображению слушателей. Комбинация звуков, слов, эффектов приводит к появлению "мысленного театра".
? Доступность носителя, о чем уже шла речь в начале раздела.
? Положительное восприятие: радио не является раздражителем, имеет горячих приверженцев, слушающих постоянно одни и те же радиостанции, слушатели воспринимают его положительно.
Недостатки радио как рекламоносителя - продолжение его достоинств: мимолетность, отсутствие зрительных образов, рекламная перегруженность радиовещания, проблемы в планировании графика рекламы и покупке рекламного времени, отсутствие контроля.
ОСНОВНЫЕ ФОРМАТЫ СОВРЕМЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ
"Современное радио для взрослых" - AC (Adult Contemporary) - поп-музыка, баллады, легкие композиции, немного мягкого рока. короткие выпуски новостей, обзоры спортивных событий, однако по времени вещания музыка всегда преобладает над разговорными жанрами.
Слушатели 25-34 лет, представляют средний класс. Среди слушателей много женщин.
New AC - околоджазовые направления современной музыки,
Hot АС- популярная современная музыка для взрослых и т.д.
"Современный хит" - CHR (Contemporary Hit Radio).- это наиболее популярные в данный момент записи -молодежь (до 18 лет), хотя и многие взрослые часто слушают радиостанции этого формата. краткость и даже второстепенность новостей. Формат отличается быстрыми и жесткими ритмами.
Эклектичность, предполагаемое форматом CHR появление в единой программе хитов несовместимых стилей современной музыки ставят перед современными радиостанциями формата CHR новые проблемы - раздробления аудитории, потери рекламы.
Внутри этого формата также выделяются варианты. Например, в Западной Европе существует подформат EuroHit Radio, передающее только европейскую музыку, подформат Golden Hit Radio - мелодичные хиты последних десятилетий и т.п.
Country ("Кантри"). не лидер, но стабильнен. 25-54 лет, представляющие рабочих, низший средний класс. Музыка на радиостанциях этого формата весьма похожа, различия касаются только разговорной части. Некоторые станции формата Country даже не транслируют новости, поскольку их аудитория сориентирована только на музыку.
Легкая музыка - Easy Listening (до 1990-х годов - Beautiful Music, альтернативные названия - Soft Adult, Lite and Easy). В этом формате представлены инструментальные композиции, песни популярных исполнителей, оркестровая музыка. один из наиболее традиционных и старых ф. Ауд. за 50. рекламодатели любят этот формат за точно известный характер целевой аудитории (пожилые люди).
Oldies/Nostalgia. Эти два формата похожи тем, что они предлагают музыку прошлых лет, хотя первый - Oldies - сфокусирован на композициях 1940-1950-х годов, второй - Nostalgia - на музыке следующего десятилетия. Показательно, что в США оба формата ориентируются на достаточно пожилую публику, хотя аудитория может включать и молодых поклонников старой музыки.
Middle-of-the Road (MOR). Этот формат, называемый также Full Service, Variety, General Appeal и Diversified, не имеет четко выраженных границ. Его часто называют переходным, поскольку он адресуется практически всем категориям слушателей. Появлению этого формата, составляющего своего рода баланс специализированным, т.е. форматным, станциям, способствовало разнообразие вкусов слушателей, их стремление к хорошей музыке разных стилей. Важным условием успеха этих станций является выбор ведущих, которые придают этому смешанному формату индивидуальность. Музыкальная политика станций формата MOR в большей степени, чем станций узкого формата, зависит от умения диктора поговорить со своими слушателями, предложить им интересные обзоры новостей, спортивных событий, сделать объявление. Время, отводимое разговорным программам на станциях этого формата, практически равно времени музыкального вещания. В радиоиндустрии США распространено мнение о том, что формат MOR стал кузницей дикторских кадров для всех других форматов коммерческого радио.
Новости и/или разговорное радио (News/Talk). Этот формат представляет собой альтернативу музыкальному радио, поскольку основу его программ составляют речевые программы. Оба формата появились в 1960-х годах. Новостные радиостанции (All News) чаще всего концентрируются в крупных городах, где легче найти рекламу. Кроме того, специализация на новостях более дорогостоящая, чем специализация на музыке: больший объем затрат, большее число сотрудников. Чаще всего этот формат сориентирован на молодую, политически и социально активную часть аудитории.
Формат разговорного радио (All Talk) развивался с середины 1950-х годов, когда некоторые радиостанции общего характера стали предлагать слушателям ответы на звонки в радиостудию в прямом эфире. Возникновение этого формата объяснялось стремлением повысить интерес аудитории к программам, передаваемым не в самое популярное время, а также законодательными требованиями, предъявляемыми к объему и качеству общественно-популярных программ. Этот формат завоевал особую популярность не слишком образованной и пожилой аудитории.
Другим типом интегрированного формата стал Talk'n'Rock для молодежной аудитории.
Многие форматы - религиозного радио, радио для национальных меньшинств - распространены практически во всех странах. Изначально некоммерческие, эти форматы всегда находили своих сторонников, однако их финансирование традиционно имело некоммерческую основу и формировалось или социальными институтами, или государственными органами.
Общественное радиовещание. Общественное радиовещание, как и общественное телевидение, - концепция, пришедшая из европейской практики, однако сегодня она становится популярной и на других континентах. Для стран Западной Европы радио - составная часть деятельности вещательных общественных корпораций, которая финансируется за счет единой лицензионной платы, поступающей в бюджет телерадиокомпаний
Доходы. Доходы кабельных систем формируются за счет абонентской платы за различные услуги, предоставляемые зрителям, и средств, получаемых от рекламы.
Абонентская плата. При обслуживании зрительской аудитории многие кабельные операторы предлагают разнообразные виды услуг с различными схемами финансирования:
? доступ к основному пакету каналов (несколько десятков каналов с рекламной поддержкой и почасовой оплатой);
? доступ к каналам повышенного тарифа (при наличии дополнительной платы за каждую программу или фильм без рекламы);
? доступ к платным каналам, чаще всего тематическим (оплата за каждый показ).
Реклама. Доля доходов от рекламы кабельного ТВ несравнима с объемом доходов от рекламы на эфирном ТВ, однако те 10% рекламных поступлений, которые кабельные системы получают в свой бюджет, формируют значительную сумму в рамках общенационального рекламного бюджета.
Дополнительные услуги. Кабельные операторы могут также получать доходы, устанавливая плату за обслуживание дополнительной аппаратуры для удаленного приема, а также предлагая дополнительные программы с почасовой формой оплаты.
Современной формой получения дополнительного дохода может стать создание баз данных, содержащих информацию об абонентах, и продажа клиентской информации заинтересованным рекламодателям.
Расходы в кабельной индустрии:
' франчайзинговая плата (до 3% доходов от подписчиков);
' амортизационные расходы;
' закупка программ и авторские права;
' маркетинг;
' затраты на техническое обслуживание клиентов;
' обслуживание рекламодателей;
' административные расходы.
--
Экономика онлайновых СМИ (конвергенция медиатехнологий, медиарынков и СМИ, контент-индустрия в структуре экономики СМИ, экономические преимущества интернета перед традиционными СМИ, бизнес-модели онлайновых СМИ, источники доходов онлайновых СМИ).
Конвергенция:
Современные Инф-коммуникационные технологии создают единое технологическое и экономическое пространство, в котором взаимодействуют прежде разделенные коммуникационные услуги и информационные продукты. В основе происходящих изменений лежит процесс дигитализации - перевода всех форм информации в цифровой формат. Единая цифровая среда стимулирует конвергенцию технологий и отраслей экономики.
Конвергенция - процесс схождения, взаимоуподобления. В медиаэкономике используется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) продуктов.
На технологическом уровне конвергенция - пребразование всей информации в цифровой формат 0 и 1. Здесь - зависимость от экрана - компа, телефона, телевизора.
На уровне медиаиндустрии конвергенция проявляется в том, что предприятия по производству домашней электроники, компьютеров, оборудования для телекоммуникационного и аудиовизуального секторов вступили в период слияния с производителями информации.
На профессиональном журналистском уровне: универсальные тексты для газет и инета, умение создавать контент для разных сми, появление смежных жанров: инфотеймент.
Контент (от англ, content - содержание) в медиаиндустрии определяется как текст, звук, зрительные образы или совокупность мультимедийных данных, представленных в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях, таких, как бумага, микрофильм, магнитные или оптические запоминающие устройства. Развитие ИКТ привело к дальнейшему обособлению содержания от каналовраспространения, что в результате способствовало увеличению числа медиакомпаний, производящих содержание. В результате сложились условия для создания кластера индустрии содержания.
Преимущества:
гипертектсовость
ь сокращение затрат на печатание и расходов на распространение
Удешевление конечного продукта;
ь увеличение прибыльности за счет более глубокого знания собственной аудитории: благодаря Интернету газетные издатели могут более точно изучить вкусы и пристрастия своих читателей, с тем чтобы "продать" рекламодателям более конкретную информацию о четко определенных потребительских группах;
ь освобождение журналистов от физических ограничителей газетно-издательского производства, как, например, размер газетной полосы: в условиях хранения журналистских продуктов в цифровых архивах онлайновых изданий большой объем материалов не имеет значения.
БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОНЛАЙНОВЫХ СМИ
Первая модель: видеотекст. Для получения и передачи текстовых сообщений применялся экран компьютера, а в качестве линий связи использовался телефонный кабель. К появлению этой технологии привели серьезные технологические изменения в медиапроизводстве, например переход с фотонабора на компьютерный набор. В результате появилась возможность вторичного и цикличного использования содержания, придания ему дополнительной ценности. Видеотекст также выявил одно из значительных преимуществ онлайновых СМИ - возможность постоянного обновления материала.
Вторая модель: платный Интернет. Хотя Интернет создавался в США для нужд военной индустрии и академического использования, в середине 1990-х глобальная сеть перешла в коммерческое использование. Провайдеры содержания начали осознавать, что использование Интернета для распространения медиапродуктов за некоторую плату может дать аудитории новые способы доступа к информации.
Третья модель: бесплатные Web-услуги. WWW(World Wide Web), Всемирная паутина, и связанные с ней браузеры и программное обеспечение облегчили доступ к Интернету. Своим появлением Всемирная паутина обязана европейскому научному сообществу, которое сделало значительные вложения в улучшение качества доставки и увеличение объема материала в Интернете. Традиционные СМИ попытались адаптироваться к новым условиям: к жизни была возвращена старая модель видеотекста, основанная на вторичном использовании материалов, однако она была дополнена новыми возможностями по передаче графической информации.
4: рекламный Интернет, рекламная паутина. Она рассчитана на получение прибыли за счет продажи рекламодателям клиентских баз данных, содержащих демографические данные, сведения о стиле жизни, потребительском профиле покупателей.
ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ ОНЛАЙНОВЫХ СМИ
Реклама. Реклама в Интернете встречается в разных видах, но наиболее известны баннеры и источники целевой рекламы (target ads).
Интернет-рекламы - pop-up и rich media. Первый тип, pop-up, представляет собой "выпадающие" на экране компьютера окна, которые появляются при открытии Web-страниц. Многие пользователи считают его слишком раздражающим, однако при подсчете "кликов" оказывается, что на него обращают внимание чаще, чем на обычные баннеры.
Второй тип рекламы rich media интегрирует анимацию и движущееся изображение, отчего и получил свое название. С точки зрения потребителя он более зрелищен и графически богат. В последнее время этот тип Интернет-рекламы приобретает все большую популярность у рекламодателей благодаря своей изобразительности и информативности.
Плата за онлайновые услуги. При финансировании онлайновых СМИ реклама, которая остается важным источником доходов, является только одним из возможных способов финансирования. Другими возможными способами выступают трансакции (т.е. оплата услуг в цифровом формате), составляющие 2-5% от суммы совершаемой сделки, и плата за услуги (включающая доступ к платному контенту, плата за некоторые линки).
Продажа клиентских баз данных. Этот способ получения прибыли, уже упомянутый выше, нечасто встречается в онлайновых СМИ, которые предлагают свои услуги пока еще бесплатно. Однако специализированные сайты (например, бесплатная почта) очень часто предлагают клиентам зарегистрироваться и добровольно сообщить свои данные, рисующие их потребительский профиль.
Доходы от продажи содержания. Для онлайновых СМИ этот способ извлечения прибыли становится все более существенным, очевидно, со временем он приобретет весьма существенное значение.