Рувинская В.М., Штокало О.А., Беркович Е.Л., Штокало М.Ф. : другие произведения.

Использование методов статистического моделирования для определения готовности детей к школьному обучению

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя первая печатная работа... Написана на основе МАНовской "Определение готовности детей к школьному обучению воспитанников дошкольного детского учреждения по тесту Керна-Йирасека (1995-1997 гг.)


Image hosted by TinyPic.com
УДК 152.5:378.001.57
   Рувинская В.М., Штокало О.А., Беркович Е.Л., Штокало М.Ф.
   (Одесский гос. полит ун-т)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

   Описана обработка результатов психологического эксперимента на основе методов статистического моделирования и компьютерных технологий.
  
   В настоящее время наблюдается тенденция к все более полному проникновению ЭВМ в психологический эксперимент. Одна из причин - растущее применение психологических знаний на практике, которое требует строгости, точно качественной и количественной определенности психологических методов, понята Статистический анализ с помощью ЭВМ является наиболее традиционной областью использования ЭВМ в психологии. Психодиагностика может быть отнесена к числу наиболее значительных для направлений, связанных с разработкой "интеллектуальных" технических систем.
   В настоящей работе описывается психологический эксперимент и обработка результатов на основе автоматизированной системы статистического моделирования целью изучения прогностических возможностей теста Керна-Йирасека в модификации: И Дубровиной [1,2]. Рассматриваемая методика тестирования позволяет определить психологическую готовность детей к обучению в школе, т.е. уровень познавательной и социальной зрелости, необходимый для успешного овладения программой. материалом.
   Согласно А.Керну, важнейшей предпосылкой подготовленности к школе и залогом будущей школьной успеваемости является способность к вычленению образов обусловленная уровнем развития ребенка. Тест состоит из 3х частей. Ребёнку предлагается:
   1) скопировать написанное взрослым простое предложение, например, "Он ел суп" (тест-"слова");
   2) скопировать созданное взрослым множество и взаиморасположение точек например,
  
   . . .
   . . . . (тест "точки");
   . . .
  
   3) нарисовать человека, используя как можно больше деталей (тест "человек").
   В составе методики разработаны правила оценки результатов каждого задания в диапазоне от 1 до 5 (лучший балл - 1). Степень готовности оценивается суммой баллов (3-6 - высокая степень готовности; 7-11 - средняя; 12-15 - ниже нормы).
   В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:
   - проведение количественного и качественного анализа результатов, полученных помощью теста (индивидуальных и групповых),
   - сопоставление результатов, полученных с помощью теста, с оценками школьной успеваемости,
   - разработка методики и программного обеспечения для компьютерной статистической обработки результатов психодиагностических исследований.
   В эксперименте принимали участие 40 испытуемых в возрасте 7-8 лет -воспитанников дошкольного детского дома, которые были направлены для дальнейшего обучения в школы-интернаты. Исследование состояло из нескольких экспериментов. Фрагменты полученных результатов приведены в таблицах 1 и 2. В I эксперименте (в сентябре за год до школы) и II (в мае за 3 месяца до школы) экспериментирование проводили в условиях дошкольного детского дома. Те дети (13 человек), у которых была установлена задержка психического развития (учитывались, кроме их критериев, и результаты теста Керна-Йирасека), были направлены в шальную школу-интернат. В условиях специальной школы для них был произведен III эксперимент (в начале учебного года), а затем - IV эксперимент (середина учебного года).
   Для 33 человек из 40 испытуемых удалось получить результаты успеваемости за первое полугодие по основным школьным предметам: письму, чтению и математике (школьные баллы). Фрагменты приведены в табл.3. В таблицах знак Е означает суммарный балл по всем тестам либо успеваемости, Е - Еср - отклонение суммарного балла от среднего.
  
   Таблица 1. Результаты тестирования (I и II эксперименты)
   слова I
   точки I
   человек I
   Е
   Е Еср
   слова II
   точки II
   человек II
   Е
   Е-Еср
   3
   4
   3
   10
   -0,55
   3
   4
   3
   10
   -0.43
   5
   4
   4
   13
   2.45
   5
   5
   4
   14
   3.57
   3
   4
   3
   10
   -0.55
   4
   3
   3
   10
   -0.43
   2
   1
   2
   5
   -5.55
   2
   1
   1
   4
   -6.43
   5
   4
   5
   14
   3.45
   3
   4
   4
   11
   0.57
   3
   4
   3
   10
   -0.55
   5
   4
   3
   12
   1.57
   Таблица 2 Результаты тестирования (III и IV эксперименты)
   сл III
   точ III
   челов III
   Е
   Е-Еср
   сл IV
   точ IV
   челов IV
   Е
   Е-Еср
   5
   4
   4
   13
   1.00
   4
   4
   4
   12
   2.77
   5
   4
   5
   14
   3.45
   3
   4
   4
   11
   0.57
   4
   1
   3
   8
   -4.00
   2
   2
   3
   7
   -2.23
  
   Таблица 3. Результаты успеваемости
   письмо
   чтение
   математика
   Е
   4
   3
   3
   10
   4
   3
   4
   11
   4
   4
   4
   12
   5
   5
   5
   15
   3
   3
   3
   9
   2
   4
   4
   10
  
   Таблица 4. Обобщенные характеристики
   N теста
   среднее
   дисперсия
   размах
   Е I
   10.55
   2.645
   11
   Е II
   10.425
   3.27
   11
   E III
   12.00
   1.908
   6
   E IV
   9.23
   2.603
   8
   E успеваемости
   10.37
   2.203
   9
  
   Дальнейшая обработка экспериментальных данных проводилась в 3 этапа. Первыйэтап - построение ряда распределения для основных показателей, а также мена множеств значений измеряемых показателен обобщенными величинами, а, именно, средним, размахом и стандартным отклонением. Второй этап - определение статистической достоверности различий между парами однородных показателей, а 1енно, результатами тестов в разные временные периоды. Третий этап - определение степени статистической зависимости между различными парами показателей.
   I ЭТАП. Подсчет ряда распределения для показателей E (суммарный балл) для I и II экспериментов показал, что значение, полученное с наибольшей частотой для I эксперимента равняется 12, а для II - 14.
   В качестве меры центральной тенденции по различным показателям были подсчитаны средние арифметические. В качестве меры разброса нами подсчитан размах (разность между максимальным и минимальным значением) и стандартные отклонения для различных показателей. Фрагменты приведены в таблице 4.
   Рассмотрение полученных числовых характеристик позволило увидеть картину в целом по всей совокупности испытуемых для разных экспериментов.
   П ЭТАП. Основной задачей этого этапа является решение вопроса об изменениях в результатах тестирования в течение времени. Хотя на 1-ом этапе математической обработки получены разные числовые характеристики средних и стандартных отклонений для результатов тестов, проведенных в разное время, тем не менее необходимо определить, является ли разница между ними значимой. Для доказательства или опровержения значимости различия между парами показателей пользуются статистическими критериями. Нами были использованы критерии знаков [3] и проведены расчеты для определения значимости сходства-различия между результатами каждого задания, проведенного в разное время, и всего теста. Расчёт показал, что различия между результатами тестов появились лишь в феврале, т.е. только в середине учебного года в 1-ом классе. Во все остальные временные периоды результаты тестов сходны.
   Кроме того, рассматривались оценки по предметам: математике, чтению и письму с точки зрения значимости их различия-сходства. В результате расчетов оказалось, что различие между ними незначимо. Это значит, что ученики с высокой успеваемостью учатся хорошо по всем предметам, а с низкой - учатся плохо по к предметам, т.е. у них нет направленности к определенной области знаний.
   III ЭТАП. Основная цель этого этапа -- показать насколько результаты тестов указывают на подготовку детей к школе (с помощью определения статистической связи между школьной успеваемостью по разным предметам и результатами тестов отдельных заданий, проведенными в разное время).
   В качестве меры статистической связи мы используем коэффициенты корреляции Пирсона [3]. Для оценки степени их достоверности используется критерий Стьюдента. Результаты третьего этапа приведены в таблице 5. Из таблицы видно, что общая успеваемость зависит от результатов тестов, причем, в мае, т.е. за 3 месяца школы до школы в большей степени, чем за год до школы. Успеваемость по письму и чтению находятся в большей связи с результатами тестов, чем успеваемость по математике. Причем, успеваемость по письму зависит от результатов всех типов заданий для всех временных периодов. Результаты по чтению зависят также от всех заданий, но в большей степени от задания по рисованию человека. Это показывает, что тесты в большей степени проверяют готовность ребенка к учебе по письму и чтению.
   Дополнительно проверялись статистические связи между заданиями теста. Оказалось, что количество баллов по разным тестам находятся в тесной связи.
   В результате контроля была обнаружена довольно значительная прогностическая надежность теста готовности к школе.
   Для проведения статистического анализа создано программное обеспечение, использующее СУБД Clipper. Статистическая обработка результат психологического исследования с помощью компьютера состоит из следующих шагов: 1) заполнение основной таблицы с данными исследования; автоматическое заполнение выходной таблицы с результатами одномерной статистической обработки для каждого показателя; 3) вычисление мер связи и сходства-различия для пар показателей, которые указывает пользователь.
  
   Таблица 5. Значимые коэффициенты корреляции между
   показателями.
   Пары показателей
   Количество точек
   Коэффициент корреляции
   Критерий Стьюдента
   Достоверность
   письмо-слова I
   33
   -0.509
   3.18
   99%
   письмо-точки I
   33
   -0.376
   2.185
   96%
   письмо - слова II
   33
   -0.552
   3.56
   99.8%
   письмо - точки II
   33
   -0.506
   3.16
   99%
   письмо - человек II
   33
   -0.444
   2.67
   98%
   чтение - слова I
   33
   -0.397
   2.33
   96%
   чтение - слова II
   33
   -0.372
   2.16
   96%
   чтение - слова II
   33
   -0.476
   2.91
   99%
   чтение - человек II
   33
   -0.369
   2.14
   96%
   чтение - человек III
   13
   -0.596
   2.23
   95%
   чтение -- человек IV
   13
   -0.678
   2.92
   96%
   успеваемостъ - Е I
   33
   -0.481
   2.95
   99%
   успеваемость - Е II
   33
   -0.537
   3.43
   99.8%
  
   Необходимо отметить, что предлагаемые шаги могут использоваться для статистической обработки любых данных психологических исследований, которые представимы в табличной форме. Программное обеспечение, разработанное для реализации этих шагов, также может быть применено для статистической обработки любых таблиц, т.е. носит универсальный характер.
   Дальнейшее развитие автоматизированной системы может быть следующим. Для отдельных тестов обеспечить создание автоматизированных комплексов для проведения тестирования с помощью ЭВМ с накоплением результатов. Обеспечить возможность ввода результатов тестов в графической форме и нижеследующую их обработку: а) автоматизация, оценивания работ тестируемых: визуальное сопоставление с образцами (для этого использовать эталоны); оценивание в диалоге с педагогом в режиме "вопрос-ответ"; для этого разработать экспертную систему ЭС), содержащую правила оценивания; б) статистическая обработка результатов тестирования: классификация испытуемых, т.е. разбиение их на группы по результатам тестов; выработка рекомендаций группе испытуемых в соответствии с результатами тестирования; для этого разработать ЭС, включающую рекомендации.
  
   1. Белоусова З.И. и др. Психодиагностика в начальной школе. - Запорожье: Полиграф, 1994.
   2. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Педагогика, 1991.
   3. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, Наукова думка, 1989
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"