Штокало Михаил : другие произведения.

Прогрессивные педагогические идеи учёных Одесского университета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ПРОГРЕССИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

УЧЕНЫХ ОДЕССКОГО УНИВЕРСИТЕТА

(КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)

   Штокало М., Одеський национальный университет им. И.И. Мечникова
  
   Наше исследование направлено на выявление прогрессивных педагогических идей ученых Одесского университета конца XIX - начала XX века. Мы изучили теоре­тические источники, а также некоторые архивные материалы.
   Широко известен своими трудами в области биологии И.И. Мечников. Вместе с тем, в его творческом наследии содержатся чрезвычайно благозвучные нашему вре­мени идеи о нравственном становлении личности. В книге "Этюды оптимизма" он целый раздел озаглавил "Наука и нравственность", где подчеркивал великую силу красоты законов пауки для формирования убеждений человека. Он глубоко уверен в том, что "успехи науки способны наилучше содействовать общему прогрессу".
   Мировоззрение ученого основывалось на общечеловеческих ценностях. Он утверждал, что с самого раннего возраста необходимо воспитывать такие качества как доброта, милосердие, справедливость, искренность.
   В "Этюдах о природе человека" ученый указывал, что человек, являясь час­тью природы, учится у нее, повинуясь ее законам; для развития своего потенциала как социального существа, ему необходимо познать мудрость природы.
   И.И. Мечников сам был талантливым педагогом. Его лекции отличались обра­зностью, он умел прививать студентам любовь к науке без сухого дидактизма и отвле­ченного наставления.
   Много интересных педагогических идей содержится в докладных записках профессоров университета о проводимой в конце XIX века реформе школы.
   В частности, профессор И. А. Слешинский отмечал: "...без поднятия уровня преподавания никакая реформа не устранит существующих недостатков школы, потому что они всецело зависят от личности учителя" (1, л. 7 об). На необходимость повышения уровня профессиональной подготовки учителей указывал также профессор А. В. Клоссовский: "...преподаватель прежде всего должен получить основательную подготовку для своей деятельности, а не являться новичком, проводимым эксперимент над своими питомцами" (1, л. 27). Он ратует за предоставление учителю свободы для творчества, за доверие к нему со стороны учебного начальства. Ученые подчеркивали значение воспитательных функций учителя, выделяли гуманность как важнейшее личностное качество педагога: " Только нравственный облик самого учителя, истинно гуманное отношение к учащимся, строгость к самому себе могут оказывать серьезное воздействие на детей. Нужно, впрочем сказать, что дети чрезвычайно чутки к доброму отношению учителя, но и здесь большое значение имеет самое общение между учителем и учащимися" (1, л. 56).
   Талантливый ученый и педагог Н.Н. Ланге аргументировано доказывал необходимость демократизации и гуманизации образования. Он писал: "Если нормальная постановка воспитания и образования предполагает прямое и сильное влияние личности преподавателя на учеников, то явно, что всякий избыток внешней регламентации разрушает педагогическое дело в самом его корне" (1, л. 75). Н.Н. Ланге выступал за предоставление гораздо большей свободы педагогическим советам, за создание условий учителю для проявления педагогической инициативы и творчества. Главную задачу школы он видел в утверждении ее как "цитадели добра": "Школа, которая берет на себя задачу положительного воспитания должна сама стать цитаделью добра, как школу учащую мы назвали цитаделью культуры. От нее должны исходить в общество и народ лучи правды, всего того, что честно, мужественно, справедливо, выеликодушно, что связано с общим благом и добром" ( 4, 14). Он подчеркивал значимость нравственного облика учителя, его личности "...учителем добра и правды может быть лишь тот, кто сам стремится к ним, в чьей душе сильны заветы правды и добра. Без этого все дело нравственного воспитания превращается в скрытое лицемерие" (4, 14).
   Разнообразные проблемы педагогики нашли отражение в публикациях А.Г. Готалова-Готлиба. Его практическая деятельность также была связана со сферой образования. В 20-е годы он основал самый большой в стране "Детский городок имени Коминтерна" для беспризорных детей, выступал одним из организаторов Одесского ИНО, был заведующим кафедрой педагогики.
   А. Г. Готалов-Готлиб, пребывая в заграничных командировках в странах Европы - Швейцарии, Франции, Германии, Чехословакии - изучал систему европейского образования и отразил ее в своих работах. В его трудах рассматривались также вопросы воспитания. Он полагал, что только впитывая многообразие внешних явлений, личность может развивать свой внутренний мир. Ученый также уделял внимание усовершенствованию методов воспитания и обучения.
   Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что в трудах ученых Одесского университета, кроме предметного научного знания, содержится много ценных педагогических идей, не утративших своей актуальности и поэтому требующих дальнейшего изучения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"