Пачкуале Пестрини : другие произведения.

От Родника - до Гейзера!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    к вопросу о свободе литературного творчества


                                                             Пачкуале-Пестрини, бумагу марающий

от Родника - до Гейзера! --------------- мысли "вслух" ----------------------------------

--------------------------------- Всем, Кто-не-может не писать -
- "Дон-КИХОТству" авторов "САМ-СЕБЯ-ИЗДАТа" -------------------------------

- Чем занят ?  - Книгу пишу.------------------------------------------------------------------
-  Зачем ? ---- - Читать нечего.---------------------------------------------------- из анекдота ----  

----------------*  к вопросу о свободе литературного творчества * ---------------

            Согласитесь, право, литературное творчество, воистину, занятие не из простых: далеко не забава, хотя и не без этого, бывает. Кто пытался - знает. Но тогда придётся согласиться и с тем, что оно по большому счёту,- как Вавилонская башня, представлено и разными его уровнями. И сегодня - немного о свободе литературного творчества, обусловленного различной мотивацией, диктуемой некими потребностями к само-выражению либо устремлённостью к определённым целям. И тут уж никак не обойтись без некой условной, но, в общем-то, известной иерархии литераторствующей братии..

1. ОДЕРЖИМЫЕ

           Проще всего - с прикольной графоманской публикой. Эти элементарно страдают явным "словесным поносом",- даже если сказать им нечего. Но если уж хочется, почему бы и нет? Да вот беда - выразить не умеют,- вот и "страдают недугом": завсегда склонны сюжетец "из пальца высосать". Но как часто водится, собой они не владеют. Некоторые из них это даже сознают: свою никчемность. Могли бы не писать... Ведь ни выгоды, ни читателей. Пиши, сколь хочешь, лепи, что вздумаешь - всё одно - читать не станут. Значит, НЕ ДАНО. Не о них ли сказано:
           "Да покоится твое романтическое воображение, которое чуть бывало орошено ромом, пылало, как плумпудинг. Тебе недоставало только рифмы, чтобы сделаться поэтом, которого бы никто не понял, и грамматики, чтобы быть прозаиком, которого бы никто не читал. Сам Зевес ниспослал на тебя сон и отраду ушей всех ближних!.."? *
Однако "вампирят" среду, засоряя Пространство превратно понятыми "отсветами" недо-знаний и перетолкованных домыслов,- в дурных выражениях и вульгарных оборотах псевдо-вкусия. Они одержимы, а значит - несвободны.
Поразительный образчик барина-графомана выведен В. Пикулем в ист. Миниатюре "Шедевры села Рузаевка" ** в современнике Г. Державина: Ник. Струйский, хорошо известный не только при дворе Екатерины II бездарный бард России, большом чудак и изувер, зато печатник-от-Бога, создавший лучшую в мире типографию в своём имении.
           Рецепт самолечения для таких литераторов предельно прост - всего две заповеди: 
1
. Не можешь писать - не пиши; 
2. Можешь не писать - не пиши!
           Ну, да Бог с ними, у-богими...

2. ФОНТАНЫ - до ГОРИЗОНТА!

            Другое дело - Писатель. "Мастер слова". Хоть и подконтрольный, зато "Властитель дум". Он же - каторжанин в забое. Стахановец. "Выдает-на-гора"... Собирание архивных материалов. Творческие командировки в "провинцию" и "в глубинку" "по забору впечатлений" - "хождения-в-народ" называются. Опять же - публичная деятельность и официоз. Но зато - солидное содержание,- не хуже "куртизанта" какого. К тому же - Слава, Известность! Не "хухры-мухры", а творческие встречи да помпезные юбилеи. А если ты к тому же признанный классик, да ещё при жизни,- то и вовсе - Монумент "ходячий", почти НебоЖитель. Собрания сочинений. Гарантированные тиражи... Интеллектуальная собственность. Авторское право. Всё так серьёзно-солидно...  А всё почему?..  Маститый писатель  по большому счёту деятель скорее общественный, а прежде того - политический, нежели литературный. Начинает он, конечно с литературы, но потом... Он повязан с Властью и живет-на-Заказе. Она и содержит его "в шоколаде", дает ему всюду "зелёный свет"...и верное направление. Всё - очень солидно. Сродни цветомузыкальному фонтану в ЦПКО - центральном парке культуры и отдыха трудящихся. Центровой Фонтан подключен к центральной водопроводной системе: с фильтрами и нагнетающими давление насосами,- с цветомузыкальной оснасткой к тому же. Серьёзно-и-скучно, какие бы цветистые струи сей фонтан ни пускал до небес, освежая распаленную толпу,- канализируя клубящийся в зное "прижима" пар - в "свисток". Нет, не завидую писателям, прислужникам Режима. Помимо всего, они должны ещё и соответствовать высоте своего положения. Они - всегда "на острие атаки", а значит, мишень-для-критики. Думаю, их свору Власть и содержит. Против авторитетов-от-литературы. Чтоб держать их "на коротком поводке". Чтобы писали, "как надо" - то, что Режиму потребно. Чему тут завидовать? Прикованные рабы на галерах. "Гребут" "под барабан". А за спиной - надсмотрщик с плеткой. Захотят - "огреют". А "захочут",- утопят або "пайки" лишат. "Флагманская галера" Власти - на дно, и прикованные к ней "гребцы" - "мяукнуть" не успеют: никто расковывать не станет. Но, покуда властная Галера на плаву, то и её "загребные" - на борту - всякий на своей банке-скамье - умелые и задорные. Штатные "загребные" внесены в "судовую роль", они "стоят на довольствии" флагмана. "Какое удовольствие - кушать продовольствие!.."  Они консолидируют  прочих гребцов, задают ритм гребли и направляют общие усилия в русло властвующей идеологии - мерными взмахами вёсел толкают "гросс-галеру" по курсу реформ. Крайне необходимый контингент. Для Власти. Как солдат-по-найму: что прикажут. Как холуй-на-подхвате: чего изволите-с... Ещё бы: у него Редактор, у него Издатель, у него Меценат, Творческий Союз,- Цензор наконец! И конечно - у него: Амплуа и Читатель, Тираж-с-Репутацией да ещё Грант-под-Заказ. И Сроки! Да к тому же - Семья, Дача "усадебного типа", Тщеславие неутолимое в конце концов! Какая уж тут "свобода"? И о каком "творчестве" вы толкуете?.. Невелика честь ходить в "записных" Писателях.
            Нет, не вознесу хвалу писательству: немного в нём вижу Творчества со Свободою. А стало быть, и толку. Ведь явственно вижу "ангажимент". И строгие сроки. И суровую направленность. Для него вполне естественны "инвестиции" в виде "авансо-гонораров" и грантов как непременный фактор-мотив "писательного" конвейера. Вот только право на них не гарантировано: могут дать, а могут и - "по мордам"... С "морковкой" - по курсу "генеральной линии", "руководящей и направляющей", "единственно верной и непогрешимой". Это - писательство. Здесь нет воли "творить", а значит и истинной любви к литературе, жизни, людям и творчеству тут быть не может. Стать Писателем,- значит напрямую зависеть от гонораров-тиражей-рейтингов, критиков-издателей-спонсоров, а главное - Власти, какой бы она ни была. А сие означает помимо верного "заказа" её идеологов - непременное ожидание то ли милостей сВыше или же вплоть до кары - "люлей" по-горячую руку. Писатель - он ведь прикормленный придворный всякой Державности. Значит, всегда-под-рукой (на манер "дворни"). А в руке - пряник. И в другой - плетка. От кель тут взяться свободе творчества?  Писателем считается не тот, кто хорошо-и-интересно пишет, а тот, кого власть признает хорошо и интересно пишущим. А вслед за тем и интелигентствующее общественное мнение признает в нём заслуживающего внимания с почитанием Патриарха-от-Литературы, Мыслителя Современности и Властителя Дум, выражающего интересы и чаяния Общества. 
             "Книги, как внушают цивилизаторы нам и детям нашим, пишут писатели. Но писатель - это с низменного пути, писатели пишут всего лишь писания. И, вообще, возгласом "пст!" еще менее ста лет назад подзывали половых в кабаках. П-с-т - суть низости...- писатели именно таковы. Пст! Шкуры продажные, субстая...толпы писателей и журналистов... на содержании у цивилизаторов, которые проплачивают восхваление новообразов..." ***
            Или вот ещё аргумент-откровение "в тему" от известного "профи", мастера слова С. Лукьяненко:
           "Быть писателем занятие слегка самоубийственное. Некоторые справляются без стимуляторов. Но некоторым уже мало алкоголя и сигарет. 
           Три книги в год - иначе не выжить. И пусть две из трех будут халтурой, массовым чтивом, космическими операми и фэнтези. Главное - продать рукопись, остаться в десятке, быть на слуху. Любая профессия имеет неписанный закон: вначале ты работаешь на авторитет, потом авторитет работает на тебя. Увы, в литературе авторитет держится недолго... да и не существует вообще, за малыми исключениями. Любой текст - вызов каждому умеющему читать. Самим фактом своего существования он требует несогласия. И это правильно, наверное. Что ни говори, а литература может научить лишь одному - не соглашаться".
****
            Эти ребята, "слабавшие" не по одной книжонке,- знают, что говорят. Так что не стремитесь в писатели, братья! А заодно и в журналисты не рвитесь: участь "журналюг" ещё-не-лучше - всегда-и-всюду - на задании-по-Прозволу. То путь - в конъюнктурщики и конформисты. А потаённая тропка к творческой-лаборатории-литературы - где-то в стороне от накатанного столбового тракта "мэтров". И хоть пролегает она сквозь дебри чащоб и буреломов, уверен, знаю: где и как, её сыскать.

3. САНИТАРЫ ЛЕСА

               Теперь о критиках. Их место в литературной иерархии - между Писателями и ... см. позицию 1. С этими тоже всё предельно ясно: сии "борзописцы" сами в жизни ничего не написали, но о-чень грамотные и глубокомысленные "спецы". Тоже поди из числа Авторитетов-от-Литераторства. Всегда демонически-менторно готовы всех поучать: "как надо"... Да ты ж возьми - и напиши, покажи, как же всё-таки нужно. Как это делается да каков ты мастак. Дабы все неумелые восхитились и зачахли от зависти. Однако не станут: не с-могут. Или слабо им прежде самим подставиться под "стрело-мёт" критикантства? Да оне просто выше этого! Их промысел и хлеб-с-маслом - критикантство. Им проще поучать пишущих. Эти иезуиты любого "авторитета", даже "в законе" колесуют, четвертуют и на кол посадят и, как угодно "опустят",- за-пинают, если на то команда поступит. Литературная инквизиция. Полиция нравов. Ошельмовать кого угодно - это же не труд, а сплошное удовольствие! Эти не способны ни изобресть телескоп, ни звезду открыть, ни её путь рассчитать, но к ним "на зубок" лучше не попадать...  
               И ведь свидетельство тому имеется по нынешнему времени - самое что ни на есть авторитетное:
               "Работать как все, а тем более на совесть среди всех "этих" простолюдинов - мне в тягость. Обеспечьте мне комфортные условия для гениального художественного творчества. А если где-то гениальность моя для вас неочевидна, то "раскрутите" в обществе признание того, что я вам поставляю, при помощи профессиональных критиков и искусствоведов: всё равно они сами - такие же, как и я, нелюбители работать, но в отличие от меня, - творческие импотенты, которые сами не могут ничего создать и потому работают во вторичных "жанрах" критики и искусствоведения. Им от безделья всё равно какой дурью маяться, так пусть уж меня "раскручивают", коли от работы отлынивают". Ну, точно - гений И. Бродский,- одним махом "сдал" всю камарилью графоман-критиканствующего "цеха" блюдолизов. И себя не пощадил - обличил всех сверху донизу,- в соответствии с мотивацией и самой своей сутью.
                Впрочем, все правильно: "на то и щука в пруду, чтоб карась не дремал". Как волки в лесу, стаи критиков отбраковывают, поедая хилых с больными среди писательской братии. Как ни суди - полезная для окружающей среды публика, выходит - "санитары леса". А значит, непременно будут его прореживать, ведя "санитарные рубки", кои никто не отменял. А прикажут - так и отстреливать примутся с охоткою. А ежели кого надо - станут травить - призвание такое... Оне - на страже здоровья - леса и "опчества".. Только и эта категория не самодостаточна - тоже зависимая прослойка.   
   
 4. "ЗАБРОНЗОВЕЛЫЕ" + 1
          
               Забронзовевшие в своем величии патриархи классики - каста "неприкасаемых", возросшая "на закорках" у простолюдинов, которых они, однако, вниманием изрядно обошли, если не считать Герасима немого. И они небезгрешны: тоже "напекли" стереотипов - тот же арап своими "Маленькими трагедиями". Но о них больше не стоит. Как-никак явили образцы словесности...и за то им "спасибочки" нашенское. Но одного из них, малоизвестного и поныне, так и подмывает выделить на "особицу". И это - не А. Пушкин, не Н. Лесков и не Аксаков... Сей "Памятник" весьма примечателен, хотя среди нас малоизвестен: едва ли не самый популярный прозаик 1830-х годов Марлинский,- урождённый А. А Бестужев, после восстания на Сенатской отлучённый от литературно-издательской деятельности. Сей литератор-декабрист, помимо особого словесного дара выделился в ряду "бронзы" весьма примечательным "опытом". В рамках начатой темы особый интерес представляет его полемика с вероятным читателем, на которую он вдруг переходит в ходе метафорично-высоко-мысленного описания отплытия ватаги поморов на Соловки,- в своей были "Мореход Никитин". Вот и видится не-бесполезным привести его диалог, в котором он, сам же его и затеяв, доходит до убедительной отповеди воображаемому привереде, соотнося его немудрёную потребу с авторской мотивацией,- так и желается привести его, забавно-поучительный, полностью: иных прецедентов не упомнить. Лучше него о том всё одно не скажешь. Итак, если угодно.

МоноДиаЛог по-Марлински:     "Корабль бросается в бег; над головой вьются     
(отступление-в-тему)           морские птицы, в голове роятся воспоминания, они
одни, гонцы неутомимые, несут вести кораблю о земле, им покинутой, душе - о былом невозвратном. Но тонет и последняя альциона в пучине дали, последняя поминка в душе. Новый мир начинает поглощать ее. Тогда-то овладевает человеком грусть неизъяснимая, грусть уже неземная, не земляная, но еще и не вовсе небесная, словно отклик двух миров, двух существований, развитие бесконечного из почек ограниченного, чувство не сжимающее, а расширяющее сердце, чувство разъединения с человечеством и слияния с природою. Я уверен, оно есть задаток перехода нашего из времени в вечность, диез из октавы кончины.
             И неслышно природа своей бальзамической рукою стирает с сердца глубокие, ноющие рубцы огорчений, вынимает занозы раскаяния, отвевает прочь думы-смутницы. Оно яснеет, хрусталеет,- как будто лучи солнца, отразясь от поверхности океана и пронзая чувства во всех направлениях, передает сердцу свою прозрачность и блеск, обращают его в звезду утреннюю. Вы начинаете тогда разгадывать вероятность мнения, что вещество есть свет, поглощенный тяжестию, а мысль, нравственное солнце, духовное око человека, сосредоточивая в себе мир, есть вещество, стремящееся обратиться опять в свет посредством слова. Тогда душа пьет волю полной чашею небо, купается в раздолье океана, и человек превращается весь в чистое, безмятежное, святое чувство самозабвения и мироневедения, как младенец, сейчас вынутый из купели и дремлющий на зыби материнской груди, согретый ее дыханием, улелеянный ее песнью. О, если б я мог вымолвить или обновить до жизни памятью несколько подобных часов! - я бы...
             "Я бы тогда вовсе не стал читать ваших рассказов",- говорит мне с досадою один из тех читателей, которые непременно хотят, чтоб герой повести беспрестанно и бессменно плясал перед ним на канате. Случись ему хоть на миг вывернуться, они и давай заглядывать за кулисы, забегать через главу: "Да где ж он? Да что с ним сталось? Да не убился ли он, не убит ли он, не пропал ли без вести?" Или, что того хуже: "Неужто он до сих пор ничего не сделал? Неужто с ним ничего не случилось?"
             "Я бы вовсе не стал тогда читать ваших рассказов, г. Марлинский, потому что - извините мою откровенность - я уже не раз и не втихомолку зевал при ваших частых, сугубых и многократных отступлениях. Хоть бы вы за наше терпение перекувыркнули вверх дном этот проклятый карбас, который ползет по воде, как черепаха по камням. Так нет, сударь: всплыл, как всплыл. Думаем, вот сцапает он Савелья за вихор, минуя брандвахту, и откроет в нем какого-нибудь наполеоновского пролаза или морского разбойника. Не тут-то было! Вместо происшествий у вас химическое разложение морской воды; вместо людей мыльные пузыри и, что всего досаднее, вместо обещанных приключений ваши собственные мечтания".
          Я ничего вам не обещал, милостивый государь, говорю я с возможным хладнокровием для авторского самолюбия, проколотого навылет,- самолюбия, из которого еще каплет кровь по лезвию насмешки. Ваша воля - читать или не читать меня; моя - писать как вздумается.

              "Но, милостивый государь, я купил рассказ ваш".
              Я не приглашал вас; не брал вас с учтивостью за  ворот, как это делается в свете при раздаче лотерейных билетов или билетов на концерт для бедных. Вы купили рассказ мой и можете его сжечь на раскурку, изорвать на завивку усов, употребить на обертку ваксы. Вы купили с этим право бранить или хвалить меня, но меня самого вы не купили и не купите,- я вас предупреждаю. Перо мое - смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника. Да, верхом на пере я вольный казак, я могу рыскать по бумаге без заповеди, куда глаза глядят. Я так и делаю: бросаю повода и не оглядываюсь назад, не рассчитываю, что впереди. Знать не хочу, заметает ли ветер след мой, прям или узорен след мой. Перепрянул через ограду, переплыл за реку - хорошо; не удалось - тоже хорошо. Я доволен уже тем, что наскакался по простору, целиком, до устали. Надоели мне битые укаты ваших литературных теорий chaussees (гладких - фр.), ваши вековечные дороги из сосновых отрубкок, ваши чугунные ленты и повешенные мосты, ваше катанье на деревянной лошадке или на разбитом коне, ваши мартингалы; шлих-цигели и шпаниш-рейтеры; бешеного, брыкливого коня сюда! Степи мне, бури! Легок я мечтами - лечу в поднебесье; тяжек ли думами - ныряю в глубь моря...
              "И приносите со дна какую-нибудь ракушку". 
              Хоть бы горсть грязи, милостивый государь. Она все-таки будет свидетельницей, что я был на само дне. Для купца дорог жемчуг; естествоиспытатель отдает свой перстень за иную подводную травку. Что прибавит жемчужина к итогу счастья человеческого? А эта травка, может быть, превратится в светлую идею, составит звено полезного знания. Желаю знать: купец вы или испытатель?
              Читатель мой дворянин, не только личный, но, может статься, двуличный, наследственный: он никак не хочет назваться купцом. Опять он терпеть не может и естествоиспытателей всех родов, которые пластают, потрошат природу, рассекают мозг, и сердце, и карманы человеческие вживе, будь они хоть пятого класса, и ловят там насекомые мысли, пресмыкающиеся чувства. Да мало того, что они нашпиливают все это на остроумие и выставляют на благорассмотрение почтеннейшей публики; они подслушивают у дверей кабинетов, заползают под изголовья супружеские, втираются в сени палат, подкапываются по гробы, проникают всюду как золото, впиваются в души как л
есть и потом - милости прошу! - все ваши тайны вынесены уж на толкучий.
              "Нет, я не купец, не испытатель,- говорит он,- я просто читатель". 
              Я кладу свои замечания, как свои деньги в ломбард: на имя неизвестного! 
              Вот это, по крайней мере, ясно и неоспоримо. Не надейтесь же получить более четырех, законных, процентов,- и этого вам за глаза. Правда, я веду слово про архангельского мещанина Савелия Никитина и ручаюсь, что для русского анекдот этот будет занимателен, потому уж одному, что он не выдумка. Но кто вам сказал, что сам я менее занимателен, чем Савелий Никитин? Знаете ли, сколько страстей  я перемолол своим сердцем? Какие чудные узоры вычеканил мир на моем воображении? И если б я вздумал перевесть с души на ходячий язык свои опыты, мечты и мысли, вы, вы сами, сударь, нашли бы эти записки занимательными не менее "Записок" Трелонея или "Последней нескромности современницы".
 
              "Ради Смирдина, сделайте это поскорей, любезнейший! И тисните в большую осьмушку с готическим заглавием, и с виньеткою Жоанно. Я страх люблю виньетки и мемуары, особенно в роде Видока. Даете вы слово? Скажите ж - да! Полноте упрямничать: Снимите долой лень свою!.."
              У нас печатная сторона человека всегда будет походить на подкладку из одних афиш Цапата в "Жильблазе"; и вот почему, милостивый государь, если вы хотите узнать меня, то узнавайте кусочками, угадывайте меня в стружках, в насечке, в сплавке. Не мешайте ж мне разводить собою рассказы о других: право, не останетесь в накладе. 
              Я поднимаю спущенную петлю повести. 
              Савелий сидел задумавшись на руле. Сердце его то вздувалось, как парус, то опадало, как волна. Чувство беспредельности завладело им, и тогда на вопрос"О чем ты думаешь?" - он мог бы отвечать: "Ни о чем!" по всей правде, потому что все мысли, все ощущения в такие часы подобны каплям, вдруг улетученным в безвидные пары: они разливны, смешаны, безграничны. Товарищи Савелия больше или менее погружены были в такое же безотчетное немое созерцание и внимание природы в себе и себя в природе; в чувство сознания, неразлучного событию, доступное, я думаю, всем животным".
***
            
В-Полне с ним согласуюсь! Именно в этом видится истинное авторское "право". И никто ему не указ! Уж коли ты читатель - так и чти, что для тебя Автором писано, коли сам-не-сподобился. А что писать да как, Автору лучше знать. Вот и готов я не просто взять такого в товарищъ-попутчики, а и принять себе за образчик недосягаемый.
             Весьма свое-нравный, вольный да к тому же "языкатый" литератор,- как раз сродни СамИздат-овскому. Сразу видно: Бунтарь. Потому и короток был его век, как и разом оборванная литераторская стезя его... Вот на кого следует равняться! Кроме нас некому продолжить его бравое дело. А коли так,- станем же следовать его заветам:
"Окунитесь только в нашу словесность, решитесь прочесть от начала до конца пламенные статьи о бессмертных часах с кукушкою, о влиянии родимых макаронов на нравственность и о воспитании виргинского табаку, статьи столь пламенные, что их невозможно читать без пожарного камзола из асбеста,- и вы убедитесь, что литературные гении - самотесы на Руси так же обыкновенны, как сушеные грибы в великий пост, что мы ученее ученых, ибо доведались, что науки вздор; что пишем мы благонравнее всей Европы, ибо в сочинениях наших никого не убивают, кроме здравого смысла". *
Жаль, недолгой была "песнь" недопетая записного декабриста... Уж не дерзнуть ли нам самим, вдохновясь ?..

5. ПТАХИ  НЕБЕСНЫЕ

             То ли дело, любители. ЭТИ и впрямь "любят". О них моя "песнь" - не о "буревестнике". Вот кто независим - никаких "морковок" перед носом резво бегущего скакуна! И никаких удил да сёдел-с-подпругами! Только истинная любовь к литературе и творчеству: влекут свою "коляску", чем им надо гружёную. Сия "литераторствующая" братия может себе позволить вольными озорными дельфинами непринужденно резвится, кто в дельфинарии, а кто и в открытом море. Ныряют и плещутся, брызжут и озоруют в своё удовольствие, как дети безгрешные в бассейне "Сам-Себя-Издата". Эти птахи небесные даже в клетке поют "со своего голоса". Но стоит им начать клевать "просо" с чьей-то ладони - и золоченая клетка уже наготове. А потому литератор-любитель - птица вольная,- легкая. Вспорхнёт и... "летит, куды хотит". Её не прикормишь. 
             Дикими Кентаврами - наметом - в чисто поле! Как лёгкая конница, во весь опор - веерными набегами,- по всему приволью бескрайних степей! .......................... 
                             (сожалею, но окончания придется подождать из-за переизбытка проектов)

                Насколь различны и специфичны могут быть подходы к творческому выражению у различных авторов, наглядно видно из
обмена мнениями 28-29.07.11. с после публикации "Не спят Дозоры" в арт-галерее "Неизвестный гений:
sermyaga - Глубокомысленно. Не сразу и въедешь.
Б-Пересвет - Буду рад, если верно понят...
sermyaga - ...люблю шизоидов, потому как и сам такой. Но должен признаться здесь вы переплюнули  и Гегеля и Витгенштейна с его "Логико-философским трактатом". Без обид и пусть найдётся более продвинутый читатель, чем я с моей сермяжной логикой всё упрощать.
Б-Пересвет - Подобных задач себе не ставил: всего лишь выразил своё отношение по означенному поводу. Вам же мое действо видится как-то иначе. Забывая о том, что у каждого "объектива", как и у "снимка" - своя "глубина резкости". Потому она и является выразительным средством истинных мастеров. У всякого художника - своя-на-особицу "кисть", своя композиция, свет и палитра - и для коллег и для публики. И сие - особо ценимо. Ну так и не станем приводить наши "числители" к общему "знаменателю" (как и не будем "делить-да-вычитать", а предпочтём "перемножать-иль-слагать"). А так и оставим на потребу то естество, что нам свойственно. Согласны? Б-П.

А может такой подход кого убедит?

"ЛеТаДлО" - АнтиГравиЛётоМ

/к самодеятельным литераторам:
само-анти-пародия/

Раздвигая Верха Слово-Блудия,
Устремим свои бренные мысли:
Мы нацелим "перо" без-Рассудия,-
Лишь бы мысли до срока - не "скисли".

Предаваясь гламурной известности,
Станем важно парить-на-лету:
Воспаряя апломбом Словесности,-
Чтобы рухнуть с Высот - в Пустоту...

---------------- по-Летаем ? ----------------

Вдохновимся в тиши "кабинетов" -
Зычным выдохом: "Прочь - от Винта!"
Не вопросов мы жаждем - Ответов!
Нас заждалась Высот "пустота".

Стиснув зубы,- к Верхам вознесёмся,
Эмпиреев вдыхая "пары"...
Не волнуйтесь: мы вскоре вернёмся,
чтобы с вами побыть,- до "поры"...

И Пора эта вскоре настанет:
Когда Муза с собой позовёт,
Литератор в быту не "застрянет",-
Он в Полёте "поест-и-попьёт":

По Эфиру "обширно" пройдётся,-
"Не-для-ради" забавы-игры:
Он пичугою певчей "взовьётся" -
Для "мирян", собирая Дары.

Ведь в Полёте звончее поётся:
В том словесный "экстрим" - нам порукой.
Сердце вдвое сильнее забьётся,
Чтобы сладить с не-бесною "мукой".

И у всех, Усремившихся-в-Небо,
Дух захватит, сомкнутся уста,-
"Оперяются" там, где ты не был,
Ощущая: вокруг - Высота.

Но "чихает" "мотор" Вдохновения...
Мы уже в "перекрестьи" минут -
Мигом, вновь пресекая падение,-
Вспоминаем про свой "парашют".

Парашют свой мы сами сложили.
"Парашют!" - самый лучший из ста,
Ведь под нами - не метры, а мили!..
Помним мы, что внизу - Пустота!

Чтобы сладить с волною отчаянья,
Совладаем в "исходом" минут:
За спиною у нас неприкаянный,-
Верным другом - рюкзак-парашют.

Отправляясь опять на "задание",
Ты его не забудь невзначай...
Если ввергнемся в Бездну нечаянно,-
Упоеньем Героев венчай!

Вдохновенные Токи - игривы,-
Дуновенья их струй различи:
Их "извивы" всегда прихотливы,
Но теплы, и порой - горячи.

Восходящий Поток нам не вечен,-
Мы в нём гости на пару минут:
В нём Полёт неприметно-конечен.
Миг настал - и парит парашют.

Прихотливость отринь без сомнений,
Если прерван Полёт невзначай:
Ожидают нас "стрелами" мнений...
Трезво-мыслие жизни, встречай!

Вдохновений порыв скоротечен:
То нахлынут, вдруг - вскоре уйдут.
Есть гарант в дерзновении вечном:
Трезво-мыслие - нам - Па-ра-шют.

И накроет тебя шёлком купола,
Перепутает стропы порыв,
Ощущаешь сознанием "кумпола"-
Твой окончен на время Прорыв.

Увенчает тебя трезво-мыслие,
Едва станешь таким же, как все.
Но мы знаем толпы недо-мыслие,-
И в Полётах творим - не во сне.

Пусть твердят нам:
"Полёты - немыслимы",
Одолеем свою маету,
Устремимся мы к Небу
и "выстрелим",-
"Из-Ук-Ра-Сим"
Небес "пустоту"!


              Но зачастую "СамИзДат"-ская вольница способна завести литератора в иной из тупиков. Но и из них найдутся выходы, если он не угодил в "капкап" недомыслия. Куда как хуже, если "тупик" окажется лабиринтом.

Наш ВЫБОР: в противофазе "F-Ф",-
между Сциллой и Харибдой
/в качестве приложения/

              Если вникнуть в список произведений авторов СамИздата, вышедших в печати, нельзя не заметить явно ангажированный уклон в fantazy-йную тематику. Одни заголовки чего стоят!..  Так и "режут глаз", что просто оторопь берёт. Читать их для этого необязательно: уже по одним названиям видна превалирующая тематика и тенденциозность подбора произведений. Не стану говорить о стороннем спец-заказе издательской политики, хотя и этого не исключаю. Возможно, они пользуются повышенным спросом в силу культивируемой моды. Но хотелось бы понять мотивацию авторов подобных произведений. Насколько осознан и свободен их выбор подобной тематики? Что ими движет? Любовь к теме, её среде, героям и событиям? Или они просто пытаются уйти от реальных проблем в нереальные миры? Увлечённо следуют означенным моде и спросу, канализируя подобным образом творческую энергию, талант, быть может? Или же попросту бездумно следуют веяниям времени - в русле "креатив-тренда"? Но это не наши веяния. Да и "тренд-с-контентом" - явно не "нашенского" "розлива".
Это хиппи в 60-х дали толчок увлечению этим жанром - на излёте своего движения - в тупик. Так что "веют" они не туда, куда нам надо, чтобы наладить жизнь. Но если кому позарез нужны "бабки" и имя, пишите фэнтези - издадут: Заказ, похоже, всё-таки есть, "бабло заряжено" - Кому-То ЭТО НАДО. Но буду рад, если окажется, что кто-то от души пытается создать свою "на особицу" школу фэнтезийного жанра. Но плодить пёстрые книжные развалы,- это уж без меня.
Мы в прежнем умеренном благополучии росли на фантастике, которая попутным ветром надувала паруса романтики и гуманизма. И в ней немало явлено было истинных мастеров с их несомненными "перлами". И мы сегодня должны быть их достойны в своих попытках повлиять на решение стоящих проблем. А тот, кто желает прожить без проблем, пускай плодит гоблинов и прочих химер из разряда стихиалий и с ними взаимодействует в отрыве от Природы и Жизни. Никому не пеняю, а лишь задаюсь вопросами, когда оказываюсь среди помянутых "развалов" - просто оторопь берет от переизбытка ни к чему не обязывающих F-шедевров: ретроспекций в средневековье, перенасыщенных магией и мистикой далеко не лучшего толка и однообразного пошиба...  Делать что ли людям нечего? Не знают, о чем писать? Или просто денег хочется?.. 
            Экое F-графоманство!.. 
            Кроме означенной наблюдается и иная тенденция - фэнтези теперь ставят вровень с фантастикой: заходишь в библиотеку или в "книжный" и видишь раздел "Фантастика и фэнтези". Нельзя с этим согласиться - это жанры разные. Фантастический жанр много выше, сложнее, разнообразнее. Фантастика не понапрасну звалась научной: её затеи рождались от науки и техники. Чудеса в ней случались технологичным или же попросту волшебным образом и без особой мистики. Но давали про-образ бытия. Она была Гуманисткой, Футуристичной и Атеистской. Высоко нравственной, если не принимать во внимание буржуинские "перлы" Г. Катнера.
Уж если кто стоит в нашенской культуре за фэнтезийность,- тому пора бы задуматься о создании своей школы жанра в духе Лукьяненко или Е. Гуляковского ("Красное смещение"), "фентези"-сюжеты а'ля Переслегин.
Апофеозом отечественной школы однажды случайно явился как откровение Святослав Логинов: ""Страж Перевала" - сборник лучших произведений петербургского фантаста Святослава Логинова. Закованные в броню рыцари, свирепые монстры, таящиеся в темноте загадочные существа и... простой человек из нашей привычной реальности - один на один с НЕВЕДОМЫМ.
...книга Святослава Логинова открывает ... читателям удивительный, яркий, таинственный мир, скрывающийся за перевалом, имя которому ФАНТАСТИКА".*****
"Писатель-фантаст не предсказывает будущее, а предотвращает его, создавая действующие модели грядущего в своей прозе.
Армия теней из туманной страны иллюзией пытается проникнуть на эту сторону реальности, но пути в наш мир надежно хранит грозный СРАЖ ПЕРЕВАЛА".
"Проза Логинова была первым опытом отечественной fantazy и, по-моему, остается лучшим из того, что написано в этом жанре по-русски". *****
И возразить - невозможно. Кроме одного существенного нюанса: его главный персонаж только с виду выглядит обычно,- по сути и поступкам являясь образчиком Героя - под стать античным "бастардам"-полуБогам а'ля Тесей со "братией".
"Ядра конденсации" именитых корифеев для буйной фантазии прогрессив-авторов всё же существуют. Дело за малым - поддерживать и развивать уже наработанное "на позитиве". И уж коли таковые следуют в "авангарде", стоит и прочим вразумлено к ним присоединиться. И не след валить всё в одну кучу (котлеты и мухи - поврозь).

Казалось бы... однако имеется выявленная существенная разница между тем и другим - Фантастикой и Фэнтези, на которую в ряду всего прочего невольно обратил внимание к.и.н. А. Фурсов в своем видео-выступлении "Цивилизационный поворот":
"...в 80-е годы происходит...очень интересная вещь: место научной фантастики прочно занимает фэнтези. Что такое научная фантастика? Это будущее как будущее, фэнтези - это будущее как прошлое,- где есть вера в магию, вера в волшебство и самое главное - где нет демократии, а...есть иерархия... Что такое ещё...фэнтези? Это безусловно де-национализация сознания...де-рационализация сознания... (и далее, апеллируя к "Гарри Потеру"): этот фильм...детишки, которые его посмотрят...вырастут и через 30-40 лет, когда им предъявят магическую форму власти взамен дискредитировавшей себя демократии и всего прочего...у них эта магическая власть вызовет приятные воспоминания". *
Вот и выходит: не так уж безобидна сия забава - "фэнтези". В таком разрезе самого авторитетного аналитика становится яснее-ясного, почему она так усиленно "педалируется", и к чему нас готовят. Вот и оказываемся мы перед выбором: куда стремиться - в прошлое или в Будущее, к Фантастике или к "декадансу" фэнтези. Вперёд или на-зад? Бытие или "наркоз" забвения...
Автор и сам, не единожды был грех,- невзначай "слабал" пару-тройку вещей в этом роде - в неуёмном стремлении явить образцы своего понимания (в хилой надёже, что был убедителен). А после всё гадал, что это было да как сие обозначить,- "фантастикой" или "фэнтези": так и не уверен был до последнего времени, пока А. Фурсовым не был озвучен верный критерий. Отныне сомнений нет - писано было о будущем, не о прошлом. Стало быть, всё же Фантастика!

И на послед - фрагмент интервью журнала "Вокруг света" за апрель-2008  с Борисом Стругацким, в коем так и сквозит не-домыслие:
        " - В чем секрет нынешней популярности жанра фэнтези? 
          - Жизнь скучна, однообразна и до неприятности сложна. А хочется (особенно в молодости) яркости, разнообразия, простоты, незамысловатого понятного чуда.  А это и есть фэнтези - современная авторская сказка о мирах, в которые хочется нырнуть без памяти и хотя бы некоторое время оттуда не возвращаться. Эскапизм. Синдром бегства от действительности".  
        И далее - под "занавес":
        " - Главные герои ваших книг - космолетчики или учителя (наставники, прогрессоры). Какие профессии кажутся вам самыми актуальными сегодня?
           - И сегодня, и завтра, и еще много-много лет вперед "главными" будут (должны быть!) учителя и врачи. Профессионалы, которые сохраняют человечество и обеспечивают его интеллектуальный и нравственный прогресс".

            Хотелось бы согласиться, но... Не на врачей уповаю,- от фармокопеи, коммерции и официоза, а на целителей - тех, кто воздействует, комплексно, системно - "цельно". А учителя должны бы заниматься "образованием" - созданием и привнесением, кому следует, мировоззренческого "Образа",- того, что определит дальнейшее бытие миро-населения. Какой Образ будет заложен - такой сценарий и проиграется,- могу заверить как укоренившийся мистик и как экс-педагог со стажем.
            Литераторы также могут быть учителями,- "светлыми" или "тёмными" по их ориентации. Образы тех и других сильны и влиятельны. Хотите воплотить армии некромантов во главе с НЕлюдью - и вы получите их въяве (в Яви),- реальных "гоблинов" и "горгулий" из фэнтезийных химер. Мне лично предпочтительней хорошо знакомые альтруисты из прогрессорствующих "люденов" Стругацких.
            Вот и творите желаемую будущность - посредством Эгрегориальной Магии Смыслов. А чья возьмёт, и за кем будет "верх",- поглядим. 
            В наше смутное время не стану ратовать за любезную мне фантастику. Но тем паче так и подмывает намекнуть заблудшим,- на Прорыв из бесцельных скитаний в "лабиринтах" F-миров. Какая может быть перспектива в изломах и затейливых ловушках лабиринтов? Следует просто взмыть ввысь - к осознанию,- подняться над "темой", узреть  безысходность "ген. плана" и оглядеться на просторе горизонтов. И найдутся другие миры и реалии. И появится выбор исхода. А вместе с ним - и свобода волеизъявления,- минуя моду. В стороне от явленной тенденции и Его Величества Тренда.

P.S. Впрочем, это даже прекрасно, что буйная фантазия F-авторов усердно
канализуется по другому вектору осей временнЫх координат - в минувшее Прошлое. А, стало быть,- всем их химерам - не сбыться. И по этому поводу, как в народе говорится,- "стоит тяпнуть": "За сбычу -Мечт!"

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------* - А. Бестужев (Марлинский), "Испытание";
** -
В. Пикуль, "Эхо былого";
*** - А. Меняйлов, "Культ Девы";                                                                                      **** - "Осенние визиты"
   ***** С. Логинов - из предисловия и с обложки

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"