Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Из дома в дом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  

  Раньше мы выходили из дома, и входили в страну. И из страны мы входили в дом. Теперь мы выходим из дома и входим в дом
                                М. Жванецкий

   Выдающийся русский писатель Михаил Жванецкий подметил ключевую особенность современной российской социальной действительности. Сравним с его высказыванием ответ государя Александра I на возмущение Александра Сергеевича Грибоедова исполнением спустя рукава своих обязанностей государственными чиновниками. Смысл высказывания государя был: Вам не следует быть излишне ретивым, Александр Сергеевич, в радении государственных и общественных интересов.   Таким был  ответа государя Александру Сергеевичу. Тогда в чем же суть существования государственного чиновника?

    Великая Екатерина II не увольняла чиновников, какими бы бездарями они ни были. Какую функцию выполняла эта её установка? Этой установкой ею создавалась для себя подушка безопасности путем создания родственного по своей природе отношения к ней её подданных.
    Существо выживания всякой иерархической системы состоит в том, что ею подбираются для себя элементы т.о., что всякий элемент более высокой ступени иерархии подбирает элементы нижней, и основным критерием в этом отношении является критерий безопасности. Поэтому подбираются элементы нижней ступени менее способные и склонные к подчинению вышестоящим и "чего пятка моя хочет" по отношению к нижестоящим. Иначе говоря, всякая иерархическая система требует для себя элементов определенного вида, и, соответственно, именно эти элементы и устремляются в неё.
    Элементы иерархической системы всегда двойственны, поскольку по отношению к верхней ступени они являются объектами управления, а по отношению к нижней ступени - системой её управления. Поэтому такие элементы  представляют собой двуликого Януса. Стратегическим целевым импульсом для всей деятельности элементов иерархической системы является движение вверх по лестнице иерархии.


    Особенность монархического управления в России состоит в поляризации сознания и бессознательного, в разделении, говоря сегодняшним языком, населения страны на элиту и массы.

    Особенность этого рода системы состоит в том, что элита в ней  себя рассматривает как абсолютное сознание, а массы - как абсолютное бессознательное, которое движимо своими естественными потребностями и которое управляется тем, что  представители элиты дергают массы за ниточки их потребностей, обеспечивая посредством  этого потребное элите массовое поведение.

    Это - система, которой всячески вытравливается самосознание в массах. Массы рассматриваются как бессознательное, как форма, в которую следует привносить  то содержание ,  которое угодно  элитарному сознанию.

    Я рассматриваю Анасара Бенедиктовича (Анасар Бередиктович - см. рассказ "Ошибка Маргарет Тэтчер") как ярчайший пример элитарного сознания.

    Последние пожары в Сталинградской области с выжженными дотла деревнями и семью погибшими, и это после всех пожаров в центральных областях России - заставили Анасара Бенедиктовича несколько поубавить своего благодушия. Вообще же сам по себе Анасар Бенедиктович очень добродушный человек. Ибо основной закон страны, который Анасар Бенедиктович "принимает всей душой", состоит в том, что именно человек, под которым понимается в первую очередь государственный чиновник,  выходит из дома в дом, а не из дома в страну, и возвращается он также из дома в дом, а не из страны в дом. Выходя из своего личного дома, государственный чиновник входит в другой свой дом, на службу. Выходя из своей семьи, он входит в другую семью, гораздо большую. И по окончании службы он возвращается в свою личную, индивидуальную семью. И между его личной семьей и семьей служебной отношения таковы, что служебная семья служит его личной семье. Поэтому чиновник всегда дома, и всегда служит самому себе. Его большая семья есть средство существования его маленькой семьи, и её назначение состоит в этом и ни в чем ином. И поэтому в большой семье чиновника установлены точно такие же родственные отношения, как и в его маленькой семье. И, как и во всякой семье, время от времени возникают те или иные неурядицы, те или иные проблемы. И вот такой проблемой и явились пожары в Сталинградской области, заставившие Анасара Бенедиктовича "взбодрить", по его выражению, Сталинградских чиновников.

    С этой целью Анасар Бенедиктович вызвал к себе генерального прокурора и попросил его разобраться с этим делом  и пожурить чиновников, которые допустили все эти вещи. А эти вещи называются, в конечном счете, деньгами, которые большой семье приходится тратить в связи с возникшими событиями. Так что хочешь не хочешь, а реагировать, журить родственников приходится.

    А теперь представьте себе, каким была бы реакция президента в стране, в которой люди из дома выходят в страну, а из страны - в дом.

    Как бы отреагировал на пожары Иосиф Виссарионович? Кажется, что о судьбе соответствующих чиновников можно совершенно не задумываться, потому что она совершенно ясна. Но речь шла бы не только о них. Речь шла бы и о бессознательных элементах, которые, увидев, что погорельцам строят новые дома, начинают заниматься поджогами, и вместе с их халупами сгорают деревни. Но мы не можем даже предположить, что сталинские чиновники допустили бы до пожаров в России, ибо лучше жить под прессом государева ока, чем возить тачки в Сибири. Так что этого просто не могло бы быть.

    Возникает вопрос: так чем же Иосиф Виссарионович отличается от Анасара Бенедиктовича?
    Тем, что он открыто противостоял как элите как носителю сознания, так и массам, как носителю бессознательного. А что означает это противостояние? - оно означает сопротивление энтропии, связанной с поляризацией, расколом целого на сознательное меньшинство и бессознательное большинства. Оно означает силу, направленную на единство сознания и бессознательного.

  Когда речь идет об иерархической системе, то существеннейшим является  вопрос: что чем в ней определяется, что в ней чему служит - "слуга  народу или народ слуге"? Российская и западная социально-психологическая реальности представляют собой в этом отношении антиподы, так как в западной цивилизации вышестоящий уровень иерархии действительно в конечном счете определяется нижестоящим, то есть на Западе то, что ближе к природе, определяет надстраивающееся на ним сознание. В России же начинают с сознания и сознанием пытаются определять  природу. Но сознание само по себе, вне заданной ему чувственности, всего лишь говорильня. 

    Совершенно постороннее примечание

    В чем значение создания образа человека под другим именем: благодаря этому появляется возможность сравнения одного с другим и определения вот этой чувственной реальности через реальность идеальную.  Создается зеркало, в котором отражается этот человек и на который он может смотреть как на внешний ему объект. Когда же мы употребляем реальные имена , то мы вызываем чувственную реакцию на этого человека. А когда мы создаем зеркало человека, мы создаем его рациональный, понятийный образ. И этими двумя отношениями определяется универсальное отношение к нему, поскольку это позволяет определить человека с его идеальной и чувственнно-практической сторон, которые не часто совпадают между собой..


    08.09.10 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"