Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Мысль Сталина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

ОИР - ориентировочно-исследовательская реакция
    Фi. - имя формулы

0268.289. Мысль Сталина

Ф1.    "Сталинская Россия - это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено..."
    Шарль де Голль

    Высказывание Сталина Ф2."По мере построения социализма классовая борьба будет усиливаться, а сопротивление врагов народа принимать все более изощренные формы"  обыденным сознанием воспринимается как парадокс. Действительно, если социализм усиливается, укрепляется, то, соответственно, должны становиться более слабыми сопротивляющиеся ему силы. Невозможно же представить себе, что по мере развития социализма становятся более сильными бывшие.
    Сегодня, задним числом, имея перед глазами исторический опыт, мы, в качестве людей, крепких задним умом,  можем сказать, какого рода закономерность стояла за словами Сталина: само по себе развитие социализма сталинской формы, производит своего собственного могильщика в лице  новых рождающихся и приходящих в своё сознание  людей, стремящихся к частной собственности на средства производства.
    Возникает вопрос: но как это может быть? Ф3. Это понятно, что бывшие в лице кулаков, помещиков и капиталистов рожают своих детей и передают им свою генетическую информацию о том, как они были всем и превратились из-за этого грязного быдла, под каковым они имеют ввиду народ, в ничто. И понятно, что эта память о собственной исключительности и избранности передается их потомкам в виде мечты последних о реставрации, когда, наконец, вся эта элита придет к власти. Это понятно. И поэтому  бывшие всеми возможными средствами искоренялись, в том числе и гулагами, и воспитанием детей бывших в интернатах с тем, чтобы разрушительное влияние родителей им не передалось. Другими словами, был некоторый факт и было объяснение этому факту как происков "врагов народа". И понятно также, что этот факт представляет собой ту  благодатную почва, которая породит пожар при всяком ослаблении социализма. Но ведь это - при ослаблении социализма. Тогда как если социализм укрепляется, то, соответственно, бывшие оттесняются на задворки сознания, то есть в подсознание. Ф4. Последующая мысль вытесняет предыдущую, и социалистическая мысль вытесняет частнособственническую, и человек, т.о., в том числе и всякий бывший, изменяется. Потому что в душе он может иметь какие угодно инстинктивные взгляды, и эти взгляды могут быть какими угодно вечными, но кушать хочется всегда, и приспосабливаться приходится к тому, что есть, и на почве  его собственной вечной элитарности ему приходится формировать рефлексы сегодняшней практической реальности, которыми собственное вечное всё более оттесняется вглубь, так что глубоко в себе человек может быть кем угодно, но практическая его реальность заставляет его забыть себя и "быть, как все", поскольку именно этого рода стратегия оказывается эффективной для его выживания. Значит, страшно не это. Бывшие - это понятно, и с ними понятно, как поступать: если враг не сдается, его уничтожают. Но если враг правильно понимает своё положение и наступает на собственное Я и сотрудничает, то и спрос с него другой. И с этим вопросом, как мы понимаем, Сталин успешно справлялся.

    "Большим счастьем было для России, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавил гений и непоколебимый полководец Сталин. Он был самой выдающейся личностью, импонирующей нашему изменчивому и жестокому времени того периода, в котором проходила вся его жизнь." (У. Черчилль)
    Ф5. После великих людей, создававших великие империи, с их уходом империи распадались. Это произошло и с империей Александра Македонского, и с империей Наполеона. Империя Сталина по инерции просуществовала еще почти полвека, что говорит о силе потенциала идеи, которая была заложена в ней, правда, сама по себе реализация этой идеи принадлежала Ленину, а научную разработку её осуществил Маркс. Но и более того,  идея продолжила материально существовать в лице Китая и показала её эффективность, превратив Китай из отсталой страны, бывшей фактической колонией Японии,  в сверхдержаву, стремительно догоняющей США.
    Ф6.Демиургом истории являются не личности, не элита.  Демиургом истории не является сознание. Демиургом истории является природа, подсознание, и его носитель - народ. Первенствование элиты ни в малейшей степени не говорит о том, что она является определяющей силой истории. Одна представляет собой не более, как сознание подсознания.
   Ф7. Марксистский взгляд на развитие состоит в том, что для того, чтобы возникла некоторая форма развития, должна быть сформирована и исчерпать себя предшествующая ей форма1 n1 . Что это означает. Сама по себе идея есть некоторое содержание. Это содержание порождается существующими формами, над и по отношению к которым это содержание формируется. Предшествующая форма порождает цель новой формы, средством реализации которой идея является.
    Ф8.
Не может быть материализуемой цели без средств её материальной реализации. А всякая цель - это некоторая идея. Иными словами, последующее надстраивается над предыдущим, используя его в качестве набора средств для своего построения. И это означает также, что никакое последующее не может возникнуть без предыдущего. Невозможен скачок через этапы развития. И в этом отношении имеет место последовательность в развитии. И эта последовательность имеет место потому, что всякая идея исчерпывает себя в своей материальной форме. Материальная форма идеи есть набор средств, которые сами по себе мертвы и которые требуют для себя формирования следующей идеи, рассматривающей и использующей реализованную форму в качестве средства. Потому все, что ни создается, создается из чего-то и на основе чего-то. Создается из материала, который получен в результате предшествующего развития. Для того, чтобы создать новое, необходимо создать  средства для этого нового. Никакое новое не может быть создано из ничего, но - только из того материала, который существует. В великом нэповском плане Ленина лежит ответ на вопрос о средствах создания социалистической системы.
    Ф9. Но с формой связано не только то, что она доставляет новые средства. С формой связано то важнейшее положение, что вместе с нею возникает новая реальность (или, говоря скромнее, возникает модификация существующей реальности, в ней появляется то, чего не было раньше). А всякая новая реальность есть реальность, содержащая для субъекта неизвестное. Неизвестное же актуализирует ОИР

    Социализм Ленина и социализм Сталина - это совершенно разные вещи. Что такое социализм Ленина, можно увидеть из  его статьи "Великий почин" в связи с первым коммунистическим субботником. Социализм Ленина  заключается в превращении психологии "моего" в  психологию "наше". "Моё" и "наше" - это существенно различные категории, это - противоположности, которые присутствуют всегда и во всём, и это также субординация противоположностей. "Моё" - это когда "наше" постольку, поскольку оно служит "моему". "Наше" в этом случае является функцией от аргумента "моё", и оно возможно в той мере, какой  существует "моё" и когда "наше" служит "моему".  "Наше" - это когда "моё" подчинено, является частью, моментом "нашего". "Моё" в этом случае является функцией от "нашего" и служит последнему, и, лишь служа последнему, служит тем самым себе.  Это - две  принципиально разные, противоположные друг другу  психологии, и им соответствуют также  и принципиально разные психологические типы личности, которые, при всём их тождестве, характеризуются противоположными векторами. Ленин писал: "Прямо-таки гигантское значение в этом отношении имеет устройство рабочими, по их собственному почину, коммунистических субботников. Видимо, это только еще начало, но это начало необыкновенно большой важности. Это - начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это - победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная  дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым."  Это - изменение формы личности, преобразования формы, когда  вектором, которым характеризуется личность, является Я, "моё", и в этом смысле личность представляет собой как бы черную дыру, которая поглощает в себя окружающую её энергию, в форму личности, которая представляет собой звезду, энергия которой работает на "наше", и границами личности является не Я, не "моё", а "наше". Но при этом, разумеется, подобного рода отношение возможно только в том случае, если оно оказывается более эффективным в смысле человеческого существования, чем существования ради Я, а это значит, что за этим должны стоять и новые производственные отношения. Но  это означает также, что Я, "моё" является биологически более ранней и более основной формой,  и для того, чтобы могло появиться "наше", необходимо, чтобы  человек пережил "моё" и строил "наше" на основании моего как средства, а не имел "моё" в качестве цели, тем самым относясь к "нашему" как внешней, вне личности существующей реальности, Я существующей реальности, в качестве отчужденного от "наше". Значит, что такое социализм Ленина? Это движение снизу, а движение снизу - это движение, связанное с естественным, материальным процессом изменения интересов масс, процессом, в котором в качестве активной, движущей  силы процесса выступают массы. Речь идет, следовательно, о самодвижении и саморазвитии, об изменении психологии человека, исходя из самого человека.  И ленинский НЭП как нельзя лучше показал подход Ленина к делу социализма. Для Ленина НЭП был средством реализации идеи социализма, а не антагонистом по отношению к нему. Люди должны пережить частную собственность. НЭП - это не только новые частники, но это и рабочие, работающие на частников. Но НЭП - это также  политическая власть рабочих и, следовательно, контроль рабочих над частниками.  НЭП - это также и учёба, учёба хозяйствования рабочих. И это также и учеба частников, поскольку, находясь под контролем рабочих комиссий, они, хотят этого или не хотят, а вынуждены  учитывать интересы рабочих, то есть подходить к вопросу "моё", исходя из требований "наше". А это -  формирование соответствующих рефлексов и привычек, и, следовательно, изменение людей. Поскольку политическая власть принадлежит рабочим, рабочий в конечном счете учится управлять на примере управления буржуазии, производством. И тем самым рабочий изменяется. Он приобретает психологические черты хозяина. Но и хозяин в результате существующего над ним контроля приобретает черты работника. Результатом этого процесса необходимо должен стать синтез этих двух сторон в форму единства, должна возникнуть психологическая личность, объединяющая черты работника и хозяина, и, соответственно, должны быть выработаны новые принципы ведения производства, а полярные классы, образующие собственников и рабочих, с соответствующей им психологией, должны в конечном счете слиться в класс индивидов, совмещающих в себе черты полярных классов. Т.о. внешнее превращается во внутреннее. В этом, очевидно, заключается разрешение противоречия между работником и хозяином, но на новой, всеобщей почве, ибо оно уничтожает и хозяина, и рабочего, и тем самым создает нового человека.
    Крестьянин-середняк является одновременно и работником и хозяином. Но он является частником, и его принципом является "моё". И со своим "моё" он  частично автономен, частично  зависит от рынка.  В нем нет непосредственной поляризации между трудом и капиталом. Синтез хозяина и работника порождает уже не частного производителя, а производителя коллективного. А коллективный труд есть не простая суммация труда индивидов, а его умножение на той важнейшей основе, что коллективная организация труда умножает производительность. Другими словами, производительность множества частников в разы ниже производительности коллективно организованного труда. ( Но это не имеет ввиду проституирование идеи коллективной организации труда, при которой труд как раз и оказывается простой суммой труда множества индивидов).
    А что такое социализм Сталина? Социализм Сталина характеризуется тем, что он непосредственно формирует социальные отношения из того материала, который есть, без изменения его, без развития его психологии на основе создания материала, который может выступать в качестве средства для построения социализма. А таким материалом может быть только человеческий материал, создаваемый капиталистическими отношениями. И такой материал создавался НЭПом Ленина. 
    Любая социальная система строится из того, что есть. Сталинский социализм строится непосредственно из человеческого материала, сформированного царизмом, без его изменения и воспитания капиталистическими отношениями.. И этот человеческий материал снизу доверху владел присущими ему приёмами царизма. Сталинский социализм - это социализм, который строится сверху. Никакой социализм сверху не может взяться из воздуха, и всякое новое содержание не может быть создано произвольно, без соответствующих ему средств. В качестве такого средства для Сталина оказался царизм и его психология  как в отношении управления массами, так и психологией управляемых масс.  Одна сторона  соответствует другой. Стоит вам сравнить царские и сталинские методы управления, и вы обнаружите в них поразительную идентичность. Но нельзя смешивать царский и сталинский режимы. Царский режим имел в качестве цели самого себя. Царский режим - это принципиально дворянское государство и служит дворянам. Это государство бар и для бар. И средством существования этого государства был народ.  Сталинский социализм использует механику царского государства не в качестве цели, не в качестве того, что существует для себя, но в качестве средства построения социалистического общества. Т.о., Сталиным был, выражаясь языком Гегеля, пропущен средний, опосредующий крайние термины,  член умозаключения. И т.о. эти две стороны - психология человека  из царизма и социалистическая психология - оказались не связаны между собой. Человек оказался расколот в себе, и для того, чтобы он, в соответствии со своей материальной природой, не скатывался в феодальную психологию, для этого нужно было насилие над его психологией. И это насилие осуществлялось царскими методами Сталина. Это если говорить объективно. Но в реальности-то они оказались между собой связаны. В суждении оказались связаны между собой две не связываемые непосредственно, более того, противоположные друг другу психологии. И возникла видимость того, что царские методы управления обществом - это и есть социализм. На деле было сформировано противоречие между феодальной формой государства и его социалистическим содержанием.  У. Черчилль сказал: "Он (Сталин) обладал глубокой, лишенной всякой паники, логически осмысленной мудростью. Он был непобедимым мастером находить в трудные моменты пути выхода из самого безвыходного положения. Кроме того, Сталин в самые критические моменты, а также в моменты торжества был одинаково сдержан и никогда не поддавался иллюзиям. Он был необычайно сложной личностью. Он создал и подчинил себе огромную империю. Это был человек, который своего врага уничтожал своим же врагом. Сталин был величайшим, не имеющим себе равного в мире, диктатором, который принял Россию с сохой и оставил ее с атомным вооружением." Ленин создавал нового человека. Сталин принял человека таким, каким он вышел из купели царизма. И Сталин следовал за этим человеком в новых для последнего, социалистических условиях, при которых "человек проходит как хозяин необъятной родины своей". Человеку не нужно было изменяться. И так как это самое простое, легкое и привычное,  человек принял привычную ему царскую власть, сверху будучи человеком социалистической психологии, снизу, со стороны своей физиологии, со стороны своего инстинкта оставаясь человеком царской эпохи. Фейхтвангер писал: "Сталин выделяется из всех мне известных людей, стоящих у власти, своей простотой. Я говорил с ним откровенно о безвкусном и не знающем меры культе его личности, и он мне также откровенно отвечал. На моё замечание о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью, он пожал плечами. Он извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус, и слегка пошутил по поводу сотен тысяч увеличенных до чудовищных размеров портретов человека с усами, - портретов, которые мелькают у него перед глазами во время демонстраций. Я указываю ему на то, что даже люди, несомненно обладающие вкусом, выставляют его бюсты и портреты - да ещё какие! - в местах, к которым они не имеют никакого отношения, как, например, на выставке Рембрандта. Тут он становится серьёзен. Он высказывает предположение, что это люди, которые довольно поздно признали существующий режим и теперь стараются доказать свою преданность с удвоенным усердием. Да, он считает возможным, что тут действует умысел вредителей, пытающихся таким образом дискредитировать его. "Подхалимствующий дурак, - сердито сказал Сталин, - приносит больше вреда, чем сотня врагов". Всю эту шумиху он терпит, заявил он, только потому, что он знает, какую наивную радость доставляет праздничная суматоха её устроителям, и знает, что все это относится к нему не как к отдельному лицу, а как к представителю течения, утверждающего, что построение социалистического хозяйства в Советском Союзе важнее, чем перманентная революция."  Т.о. Сталиным была создана ситуация, о которой сказал Шарль де Голль: "Сталинская Россия - это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено..." Социалистический строй, созданный Сталиным, был спущен народу сверху как подарок. И народ в полной мере оценил его. И культ личности Сталина выражал  собой всего лишь привычное отношение народа  к царю. Психологически социализм Сталина - это шаг назад потому, что народ в построении социализма  выступал в качестве средства. Социализм  не был деянием народа, но был деянием великого человека, сумевшего увлечь за собой народ. И поэтому народ, создавший социалистическую сверхдержаву, вышел из этого горнила таким же, каким и вошел в него - человеком с психологией царского времени. Социалистическая психология оказалась надстройкой над противоположным ей основанием. Не оказалось среднего термина, представляющего собой естественный мост перехода к социализму - капиталистической психологии, которая объявила человека свободным, но не создала государственную систему, которой обеспечивается действительная свобода. А действительная свобода человека есть свобода от требований его желудка. До тех пор, пока человек работает на свой желудок, и цели последнего являются его идеальными целями, до тех пор человек остаётся существом животного мира. И поэтому с уходом Сталина давление социалистической идеи на массы, первенствование политики над экономикой с необходимостью должно было ослабевать, надстройка, не подкрепляемая насилием, рано или поздно должна была рухнуть под напором открывающимися перед человеком из царизма возможностями, которые открываются перед ним частнособственническими отношениями. И поэтому когда пришли капиталистические волки, они сожрали этот народ вместе с его социализмом, потому что у людей не оказалось иммунитета против него т.к. ему не была сделана прививка против него, так что он оказался движим соблазном бесплатного сыра.
    Когда в советском официальном марксизме говорили о развитии, и в особенности о социальном развитии, то подразумевали, что исторический процесс есть процесс прогрессивный, процесс возникновения всё новых, более совершенных форм. Но что значит сказать, что нечто существует. Ведь этого совершенно недостаточно. Необходимо показать, благодаря чему обеспечивается прогрессивное развитие. А если не указывают на его механизм, то нечего и говорить о развитии как некоей всеобщей формы социальной жизни, можно говорить о наблюдаемых фактах, и не более того. Хорошо, вы говорите об историческом прогрессе. А я могу задать вопрос: а можно сделать так, чтобы без всякого прогресса, а просто одно и то же? А можно сделать так, чтобы был обеспечен общественный регресс. И если это возможно, то как это сделать? Потому что в противном случае любой общественный процесс, любое общественное изменение будет объявляться как прогресс.
    Какова основная закономерность жизни живой материи? Живая материя существует во внешней среде, приспосабливаясь к ней. Внешняя среда является аргументом для живой материи. Изменения во внешней среде ведут к изменениям живой материи. А что представляют собой изменения во внешней среде относительно живой материи? Это либо постоянство внешней среды (как частный случай изменений), либо её усложнение, либо её упрощение. А это означает, что упрощения во внешней среде с необходимостью должны вести к соответствующим упрощениям в строении и поведении живой системы. И обратно: если внешняя среда усложнилась, то и живая материя должна  приобрести более сложное строение. И как в случае усложнения, так и в случае упрощения внешней среды живая материя либо приведет себя в соответствие с внешней средой, приспособится к ней, либо погибнет. Для неё третьего не дано. Далее давайте зададимся вопросом, а чем отличаются друг от друга процессы в живой системе, связанные с усложнением или упрощением внешней среды? Что значит, что внешняя среда живой системы усложнилась? Это значит, что перед живой системой поставлена задача, которую она должна решить или погибнуть. Такая задача требует от системы напряжения всех её сил, требует от неё усиленной и активной работы. Не обеспечив  напряжения, она не выработает в себе новых свойств, соответствующих изменившейся среде. Пусть теперь внешняя среда упростилась. Что это означает? Это означает, что ряд сложных функций, которыми обладает система, не только перестают тренироваться, но они становятся излишними и ненужными. Системе оказывается достаточно более элементарных её функций. И т.о. сложная надстройка отмирает, и организм упрощается. И в принципе, идя по такому пути, мы можем совершить обратный путь от человека к обезьяне, и, в конечном счете, к первичной живой протоплазме. Если вы - протоплазма, то можете назвать процесс, приведший человека к протоплазматическому состоянию, прогрессом. Но чем энергетически характеризуется процесс упрощения сравнительно с процессом усложнения? - он характеризуется процессом ослабления напряжения точно также, как новая задача требует увеличения напряжения. Но всякое напряжение - это трудно, оно связано с усилиями, а инстинкт стремления к смерти не терпит усилий. И поэтому психологически всякое повышение напряжения связано со страданием, и его понижение - с наслаждением.  Развивая напряжение, система приобретает дополнительные источники энергии и становится более сильной. упрощаясь, система отдаёт ненужную ей для жизнеобеспечения энергию, и становится более элементарной.
   
    Но и с другой стороны, если (социальная) система заполняется более элементарным жизненным материалом, то она также преобразует и внешнюю среду в соответствии со своей структурой, поскольку приспосабливается к ней в соответствии со своими законами.
    Социальная среда представляет собой сложнейший многослойный пирог, бытие в котором элементами осуществляется самыми разнообразными способами приспособления. Или иначе: люди существуют в рефлекторных полях как других людей, так и всевозможных социальных законов. Рефлекторные поля влияют на человека. К этим влияниям человек так или иначе, в соответствии со своей собственной природой, приспосабливается. И тем самым оказывает своё собственное влияние на существующие рефлекторные поля. Поэтому смена сложного доминирующего индивида простым ведет, соответственно, к упрощению, элементаризации существующих полей и, в соответствии с этим, к элементаризации и упрощению всей социальной системы. Что произошло со смертью Сталина? На его место пришел обычный человек, неважно, как он назывался - Хрущёвым ли, Брежневым ли. Что произошло? - система, работавшая со всем напряжением, расслабляется, и, расслабляясь, упрощается. Она теряет те свойства, которыми обладала, когда у руля стоял великий человек. При этом возникает разрыв между социалистической идеей и  действительностью человека постольку, поскольку обыденный человек тождественен с самим собой и своими индивидуальными интересами, когда он предоставлен себе и его поведение определяется не идеей, а непосредственно внешней средой. Он по сути своей рефлекторен, и так как рефлекс в нём доминирует и определяет его сознание, он безмыслен. Сознание оказывается под бытием человека, а не над ним, человек находится внутри реальности, в которой он существует, а не над ней, то есть не относится к ней как к вне его существующему объекту, не относится к нему как духовное существо.  Поэтому для него единственный доступный способ принятия социалистической идеи - её мифологизация и, как следствие, догматизация. Идея, превратившаяся в догму, не развивается на основании задач, которые ставит перед обществом объективная реальность, и, оторванная от действительности, обречена, поскольку по мере  изменения реальности её ведущие зубцы колёс всё меньше  всё меньше контактируют с ведомыми  зубьями колёс реальности, пока, наконец, не начинают вращаться вхолостую. Начинается брежневская эпоха застоя, и сигналы реальности из Венгрии, Чехословакии, Польши ничему не учат догматизированное обыденное сознание. Движение вверх сначала сменяется положением плато, а затем неизбежно страна с мифологизированной, оскопленной идеей неизбежно должна обрушиться.
    На основе чего осуществляется всякое развитие? На основе идей. Всякая порожденная идея ищет средств для своей реализации. Средства реализации - это опосредование идеи и реальности. Между идеей и реальностью вставляются бесконечные опосредующие звенья, выстраивается путь реализации идеи от того, что есть к тому, что должно быть. Ярким примером этого рода является работа над идеями гениального Ленина. Маркс говорил о том, что переход к коммунизму возможен во всемирном масштабе в условиях исчерпавшего себя капитализма, когда он начинает доказывать свою недостаточность, когда он начинает сдерживать развитие производительных сил. Ведь в конечном счете всё определяет эффективность способа производства, и победа достаётся более эффективным способам производства. Маркс также говорил о невозможности построения социализма в отдельно взятой стране. Однако что представляют собой все эти высказывания Маркса? Они представляют собой субстантивацию реальности, имея ввиду лишь один её аспект - аспект ставшего,  отраженного в идее. Но объективная реальность отличается от идеи тем, что если идея представляет нечто как параллельно существующее, законченное качество, то реальность есть процесс, в котором нет ничего очищенного, и то, что выходит из этого процесса в субстантивацию, представляет собой ведущую тенденцию, которая абсолютизируется как представляющая целое. Что делает Ленин? Ленин отвечает: нет, построение социализма в отдельно взятой стране возможно, и оно возможно потому, что между государствами вообще, и капиталистическими государствами в частности, существуют противоречия, и игра социалистического государства на их противоречиях обеспечивает условия для его выживания и существования. И Черчилль однажды скажет о Сталине: "Это был человек, который своего врага уничтожал своим же врагом." Добавлю: как за рубежом, так и внутри страны. На слова Маркса о том, что социализм может возникнуть только в стране с развитым капитализмом, Ленин возразил: "А почему мы не можем создать политические условия для этого?". Что такое политика? - это ведущая идея государства. Что такое политическая власть? - это система средств, позволяющих воплотить идею. Идее противостоит реальность. Но никакая идея не способна быть воплощена в реальность непосредственно, для этого она должна создавать средства своего воплощения. Ведь что такое человек? Это существо, которое способно из природы создавать природу очеловеченную, целесообразную относительно человека. И, т.о., из того, что есть он создает то, что ему нужно. И поэтому между двумя крайними терминами может создаваться сколь угодно сложное умозаключение, содержащее систему опосредующих терминов, обеспечивающих путь от идеи к её воплощению. И тем самым захват большевиками власти создал условия для построения социализма в стране, ведущей силой в которой была соха. И НЭП явился средством перехода от сохи к формированию системы, создающей предпосылки для построения социалистической системы. Миром движут две идеи: идея жизни и идея смерти. Идея жизни -  это трудно, это требует активности и усилий, потому что жизнь нужно строить в противовес мёртвой природе. Идея смерти требует от человека избавления от всяких усилий, и поэтому с ней связано наслаждение. И это наслаждение заканчивается его целью - освобождением от всех тягот - кладбищенским погостом. Жизнь - это накопление энергии, смерть - это её потеря.
    Когда же идея социализма, превращенная в догму, исчерпала себя именно потому, что она остановилась в своём развитии, а развиваться она могла только на основе разрешения противоречий её с реальностью, и, следовательно, на основе решения задач, которые предлагала ей её реальность, тогда эта идея превратилась в миф и умерла. И в России люди остались голенькими, такими, какими они были при царизме, потому что страна изменилась, но люди не изменились. Их сознание осталось таким же, каким оно было при царе. И тогда существующая государственная система царизма, социалистическая идея в которой умерла, заставила обыденного человека царской эпохи возмутиться существующей диктатурой. Оглядываясь на мир, который ушел далеко вперед сравнительно с царской социальной доктриной, народ в очередной раз сверг царизм и провозгласил свободу. И решил, что он стал другим. Но другим он не стал. Его психология - это психология всё того же раба, который не только не преодолел своего рабства, но вознёс своё рабство на уровень идеи. Народ потерял свою самоидентификацию. И когда сегодня Путин  в Германии молит: "Приходите к нам, мы открыты для вас", и жалуется, что Европа не пускает к себе наши компании, то он выступает в качестве всё той же потаскушки, европейской подстилки, стремящейся к лёгкой жизни и продающей для этой цели своё тело.  И когда он высказывает свою мечту о евразийском пространстве от Атлантики до Тихого океана, то это - слова всё того же крепостного крестьянина, пленившегося жизнью на западе,    но не желающего ничего делать для создания такой жизни и который зовет к себе барина, который придет и всё рассудит, только теперь этот барин не свой, а чужой. Ленин писал: прежде, чем объединяться, нужно разъединиться, то есть нужно самоидентифицироваться. В противном случае те, с кем вы объединяетесь, поглотит вас.  Что это за психология? Это - психология , которая определяется непосредственно существующей реальностью. Это - направленно реализующая себя психология бездуховности, бессознательности, и знаменем этой бессознательности, аполитичности является лозунг: "Долой идеологию!" А это как раз и означает: долой сознание. Если это не психология быдла, тогда что это?

    Если теперь мы возвратимся к мысли Сталина о том, что по мере развития социализма сопротивление ему возрастает, то это означает, что независимо от того, существуют бывшие или нет, сама по себе социалистическая система сталинского типа порождает своих могильщиков, ибо по мере развития социализма люди постепенно перестают быть детьми, которых водят за ручку, они приходят в собственное сознание. И это сознание отрицает совершаемое над ним насилие сверху, как отрицает насилие над собой родителей взрослеющего ребенка. Но в этом сознании, вследствие царских методов Сталина, нет ничего, кроме этих методов, нет тех механизмов, которые позволяют сопротивляться капиталистической идеологии: люди не прошли через его соблазн.

    Мыслительное, духовное отношение человека к реальности есть решаемое им противоречие между непосредственно существующей реальностью и мыслью как крайних терминах умозаключения на основе выработки средств преобразования мысли в реальность как создаваемого им орудия, представляющего собой средний термин умозаключения. Это - путь создания человеком соответствующей ему человеческой реальности. Человек является человеком постольку и в той мере, поскольку и в какой мере он создает средства своей самореализации, поскольку он не непосредственно соотносится с реальностью, но опосредованно, через создаваемые им средства. И человек является человеческим, инстинктивно-рефлекторным животным в том мере, в какой он соотносится с внешней реальностью непосредственно. Вся деятельность Сталина была направлена на создание средств самореализации страны, и именно поэтому он, приняв страну с сохой, оставил её с атомной бомбой. Сегодняшние лидеры освободили себя от тяжелого труда создания средств обеспечения будущего страны. Непосредственное отношение к реальности формирует соответствующее ей сознание на основе механизмов рефлекса, чувственно-эмоционального отношения к ней и, следовательно, этого рода сознание следует не логике мышления, не логике духа, а логике чувств и эмоций.


1 back Ф7.1 Материализация содержания реализуется в двух формах: непосредственной и опосредованной. Непосредственная форма материализации содержания представляет собой инстинктивно-рефлекторную форму и относится к бессознательной сфере или к сфере сознания субъективностью своей субъективности как существенной и его целью является её, субъективности,  реализация. Субъект со своим Я находится внутри своей субъективности (своих инстинктивных схем) и представляет собой их персонификацию. Т.о., субъект не выходит непосредственно во внешнюю реальность. Он (его Я) опосредован с внешней реальностью своей субъективностью, то есть набором инстинктивно-рефлекторных схем, которые составляют его объективное содержание. При этом Я человека содержит в себе противоречие, заключающееся, с одной стороны, в тяготении субъекта к своей субъективности и тем самым в его стремлении к её сохранению такой, какая она есть, и, с другой стороны,  в тяготении к существующей вне его реальности. Однако последнее требует уничтожения субъектом своей субъективности посредством объективации его по отношению к ней и тем самым к рассмотрению её как средства своей материализации во внешнем мире. Объективация, в свою очередь, порождает отчуждение человека от самого себя, к потере им своей субъективности. В этом случае  возникает уже не опосредованная субъективностью, но непосредственная   слитость субъекта с объектом, когда отношения между субъектом и объектом  опосредуются теперь уже не страдательным Я, где Я принимает решения на основе чувственно-эмоциональных давлений на него его субъективности, оказавшейся, в свою очередь, под давлением внешней ему реальности. Субъект в своём поведении управляется мыслью, которая подавляет проявления его субъективности как того, что является определяющим его поведение. Будучи объективирован относительно своей субъективности, субъект использует последнюю в качестве средства, реализующего его материальные отношения с внешней средой.
 Единства субъективного и объективного человек достигает на следующей фазе - объективации также и относительно внешней реальности. В этом последнем случае человек снова достигает единства себя с объективной реальностью, но уже не на непосредственном уровне, уровне чувств и эмоций, но на уровне мысли. Опосредованная реализация содержания осуществляется посредством идеи, что возможно лишь при условии  объективации субъекта как по отношению к себе, так и по  отношению к себе и объекту.
    Ф7.2 Форма порождает энергию для своего уничтожения. Существование формы связано либо с её стремлением к самосохранению либо уничтожению. Физиологическим основанием для одной из двух противоположных тенденций является доминирование у субъекта ориентировочно - исследовательской реакции (ОИР) или рефлекса. В первом случае человека ведет любопытство, ориентирующее его на внешнюю среду, при этом и сам для себя субъект выступает также в качестве внешней ему среды, либо же человек ориентируется на существующие у него инстинктивно-рефлекторные схемы, обеспечивающие его органическое и иное бытие во внешнем мире. В первом случае жизнь человека есть жизнь познания, когда каждая новая реальность, поскольку она познана, перестает иметь для него значение и он переходит к поиску нового неизвестного, во втором случае жизнь человека есть его существование, или бытие, форму которого он стремится сохранить. И т.о. для человека познающего всякая новая форма порождает в нём энергию для дальнейшего движения и рассматривается им в качестве этапа бесконечного пути познания. Для человека, ориентирующегося на бытие,  целью является достижение  статус кво,  конца движения, формы, на которой он мог бы остановиться и с которой он мог бы отождествиться. Абсолютизация каждой из сторон ведет к их тождеству, хотя и в себе противоположному, но тождественному в смысле достигаемых результатов, так как абсолютизация познания ведет к случайному движению, отрицающему целесообразность,  а абсолютизация бытия ведет к постоянству, отрицающему изменчивость.  Реальность же есть форма меры одного и другого, меры, в которой в качестве определяющей, доминирующей выступает одна из сторон,  но в значениях, близких к балансу, дает одинаковые результаты, соответствующие друг другу, создавая, с одной стороны, преимущественно теоретиков, с другой - практиков.
   Ф7.3 Но что означает: форма исчерпала себя? Здесь можно видеть сл. вещи: одна вещь состоит в том, что форма создает измененные формы существования человека, которые требуют от него новых решений относительно способов его существования. Форма также создает новые средства, которыми обеспечиваются новые отношения человека с внешней средой. Наконец, это связано с тем свойством психики человека, что ОИР человека угасает при повторении одного и того же, что создает у человека чувственный голод, а это и является тем субъективным двигателем относительно существующих объективных средств, которым обусловлено движение человека в неизвестное.

× Сравнение высказываний. Высказывание 00 и 01. В какой связи они находятся? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо восстановить все опосредующие звенья. При этом можно идти от факта и можно идти от логики. Если мы идем от логики, то за конкретностью высказывания следует видеть общий закон, стоящий за ним. На какой закон в своём высказывании опирается де Голль? На тот, что для эффективности работы социального механизма сталинского типа нужна гениальная личность. То есть эффективность такого социального механизма опирается... мы видим, как попытка перевести высказывание де Голля на уровень логики отключает инстинкт. Поэтому примем, что за высказыванием де Голля стоит непосредственно реальность, а высказывание де Голля есть непосредственное, инстинктивное отражение этой реальности. Переход же к логике есть не что иное, как интерпретация этой реальности в понятиях. Каково отношение между высказываниями 00 и 01? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно найти опосредующие высказывания. А поиск такой связи осуществляется посредством размышлений, то есть логики, относительно чувственных данных. Поскольку мы имеем дело с инстинктом, мы должны от высказывания перейти к нему. Высказывание де Голля говорит, что подстановка на место Сталина менее гениальной личности повлечет за собой разрушение социальной машины, построенной им. Высказывание 01 Сталина формулирует основной содержательный принцип, принцип поляризации и нетерпимости относительно всего, что противоречит идее, реализуемой Сталиным. За всем этим стоит абсолютная объективация относительно реальности и полное исключение собственного корыстного материального интереса. При капитализме на место руководящей роли идеи подставляются деньги, то есть чувственность, частный интерес. Для капитализма непосредственно не общественный интерес является целью процесса, а частный интерес. Тогда как общественный интерес опосредован и пробивает себе дорогу в качестве равнодействующей множества борющихся между собой частных интересов. Все усилия Сталина были направлены на устранение этого опосредующего звена частного интереса между индивидом и общим интересом. Его усилия были направлены против частного интереса. Но что такое общий интерес, или - в каких условиях он возникает? - в условиях невозможности или неспособности удовлетворения частного интереса посредством себя самого. В этом случае возникает общая идея. Люди объединяются против чего-то. Сталин объединил людей против основной угрозы, которая нависает над ними - против частного интереса- как с необходимостью ведущего к существованию одних за счет других.
    Всякое объединение есть объединение против общего врага, кем или чем он бы ни был. Как становится возможен общественный интерес? Общественный интерес связан с идеей. Что такое идея? Это неудовлетворенная потребность. Идея признается за нечто высшее сравнительно с непосредственной чувственностью и стремлением к её удовлетворению. Идея доставляет большее удовлетворение, чем чувственность. Идея сама по себе - это энергетическая составляющая. Идея заряжает. Чувственность разряжает. Реализация человеком себя движется между удовлетворением чувственности и идеи. Но идея работает на себя, подчиняя себе человека, его чувственность и его активность. И идея разряжается, исчезает в своей материализации, в вещи как средстве потребления и, следовательно, удовлетворяющей чувственность, то есть всё тот же частный интерес. Идея порождается частным интересом, но она же и умирает в нём. Частный интерес - это реакция индивида на его рассогласование с внешней средой. Отношение между идеей и чувственностью состоит в том, что идея не непосредственно воздействует на чувственную сферу, но опосредованно, через вырабатываемые ею средства. Тогда как чувственность реализует себя непосредственно.
    Что такое коммунизм? Это общественный интерес, идущий впереди частного интереса, опережающий его. Если общественный интерес есть высшая форма сравнительно с частным, то это возможно при условии, что им частный интерес удовлетворяется более эффективно, чем это может сделать частный интерес для самого себя. Однако основная бука, которая здесь содержится, состоит в том, что когда говорят о частном интересе, то имеют ввиду трудящегося индивида, который своей деятельностью удовлетворяет свои потребности. Они имеют ввиду такого индивида, а подразумевают при этом индивида совершенно иного вора, индивида - вора и разбойника, который удовлетворяет свои потребности за счет других людей, деятельность которого, труд которого направлен не на производство как таковое, а на создание таких условий для производителей, при которых они  вынуждены  "делиться" с вором и разбойником. А это уже совсем иная форма морали и бытия и иная форма понятия справедливости. Непосредственно его положением в этой системе  определяются его понятия морали и справедливости и в этих понятиях выражается его защитная реакция, направленная на сохранение или отрицание его положения во внешней среде.
    Едва ли не основным принципом функционирования человеческого существа является принцип минимизации усилий для получения максимальных благ. И этот принцип в форме эксплуатации людьми друг друга. Эксплуатация людей друг друга пронизывает всё человеческое общество снизу доверху. Рефлекс эксплуатации окружающий легко закрепляется, превращаясь в закон бытия. В этом отношении громадное большинство людей хотят эксплуатировать, но не могут ( в полной мере), мизерное меньшинство не хотят эксплуатировать, хотя могут. И, наконец, вечные 10% населения хотят и могут эксплуатировать. И эти 10% при Сталине сидели в лагерях, а сегодня этим 10% принадлежит Россия. Т.о., одни и хотели бы эксплуатировать, но, подобно Раскольникову, ограничиваются своим сверх-Я, подчиняющим их общественным взглядам. Мизер людей не хотят эксплуатировать, потому что этого им натура их не позволяет, наконец, 10% хотят эксплуатировать и могут, потому что их не останавливает общественное сознание. Напротив, они сами его формируют.
    Люди вообще есть форма единства потребления и производства, при этом у индивидов превалирует одна либо другая сторона. А превалирование означает форму подчинения, или форму насилия. Какая из сторон в человеке для своей реализации  подчиняет себе противоположную, превращая её в свою служанку. Если человек выступает в качестве потребителя, если потребление является его целью, то, будучи подчинен инстинкту потребления, он оказывается зависим от него, и вся его деятельность направлена на доставание средств потребления, при этом цель потребления оправдывает средства. Но что такое потребление? Всякое потребление - это разрушение, уничтожение, в чем бы оно ни проявлялось. Значит, там, где мы имеем дело с потреблением, там мы имеем дело с проявлением инстинкта разрушения, уничтожения. И в этом плане всякое созидание осуществляется ради разрушения. С другой стороны, что такое потребление? Или ради чего осуществляется потребление? Потребление вообще реализуется для целей удовлетворения. Человек, однако, отличается от животного сознанием. Осознанное потребление он превращает  в удовольствие. На место цели удовлетворения подставляется цель удовольствия. Человек живет не для того, чтобы жить, а для того, чтобы испытывать чувство удовольствия. Человек из материального существа превращается в феноменологические, и рассматривает свою материальность, своё тело и всё, что составляет содержание его личности ("личность" по Джемсу) как средство той части своей феноменологии, которая относится к удовольствию.  Но объективное равновесие представляет собой не удовольствие, а удовлетворение, то есть равновесие феноменологии и физиологии.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"