"Если жить для
будущего, не будет настоящего" - сказал Иван и испарился. Ну, всё это -
болтовня. С тем же успехом я могу сказать: "Если жить для настоящего, не будет
будущего", и тоже буду прав. Понятно, что весь вопрос в мере. Впрочем, всё
это - голые мысли, сентенции, т.ск., которые с жизнью слабо связаны: жизнь сама
по себе, а мысли сами по себе, и одна сторона на другую никак не влияет. Может
быть, потому, что вся проблема в мухах: где найти столько мух, чтобы из них
слонов можно было делать. Вы скажете, что это за мухи, и я отвечу, что как раз
стою перед этой проблемой: где взять мух, я имею ввиду, что сделать, чтобы
заполнить перерыв.
Сережа Калита высказывается иначе. Он говорит: "Как убить время". Когда он так говорит, мне почему-то становится страшно. Убить время. То есть в жизни есть лишнее время, которое нужно уничтожить. То есть уничтожить часть своей жизни. Я, конечно, не умничаю, не лезу к Сереже со своими сентенциями, но и слышать я эти его высказывания не люблю. Впрочем, может быть, я его неправильно понимаю, и под словом "убить" он имеет ввиду "как провести время,
которое некуда приткнуть". И, однако, слово- не воробей, вылетит- не поймаешь. Сказано - убить, значит - убить. А как его убивать, способом проведения времени или как-нибудь иначе - это уже всего лишь
средства убийства. Да ведь, заметьте, слово-то какое: "провести" -то есть обмануть время.
Появляется педик Гришка и начинает умильно и настойчиво заглядывать в глаза. "Иди гуляй"-
отмахиваюсь я от него. У меня, как обычно, при виде его, возникает чувство, похожее на тошноту. Мои слова на Гришку оказывают противоположное действие. "Пошел, пошел"-
гоню я его. Наконец, Гришка уничтожается. "Что бы такое сделать? - думаю я.-"Сварю-как
я легкий супчик с рисом." Сбегал на минирынок, купил болгарского перца "на
закусь", через полчаса супчик с "закусью" - нарезанным болгарским перцем,
готов и тут появляется Иван и хитро и удовлетворенно подмигивает. Иван подобен поручику Ржевскому с его "позвольте, мадемуазель, вас пропердолить".
Действительно, появляются девочки из бригады маляров. Мы дружно принимаемся за
супчик, и, очевидно, и супчик, и нарезанный болгарский перец кажутся нам
исключительно вкусными, и я чувствую себя удивительно тепло и хорошо. Я понимаю,
что супчик здесь совершенно не причем, а есть что-то во всем этом другое, может
быть, ощущение, что четыре души на какое-то короткое время соединились в одну
душу, и всем четырем ужасно хорошо, потому что в эти мгновения у каждого является ощущение,
что он живет. И вот эти-то мгновения и есть настоящее. Если бы я посчитал, сколько
таких мгновений существования в настоящем у меня было, я их насчитал бы немного.
А ведь, кажется, ровным счетом ничего не произошло.
Иван в конце перерыва, когда
девочки ушли, словно продолжая свою мысль о том, что если жить для будущего,
настоящего не будет, заметил: пока мы молоды, нужно жить в настоящем, потому что жизнь относится
только к настоящему. Всё остальное - что-то около жизни.
Я подумал, что Иван прав, да вот только проблема заключается в том, как оказаться в настоящем.
09.12.11 г.