Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Символизм бессознательного

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

0268.468 Символизм бессознательного

     Решил скачать "Конформиста" Моравиа.  Кончилось дело тем, что по телефону вошёл в GetFile. В ответной sms МТС сообщает код и что подключена подписка get-file.com,  стоимость которой в сутки в сутки двадцать четыре рубля, и управление доступом и отказот от подписки *152*2# . Вообще-то мне подписка не нужна была, мне нужен был только "Конформист".  Вхожу в  в GetFile, и он говорит, что, мол, извините, никто не раздает  "Конформиста". Тогда я начинаю вводить книги, которые можно скачать везде, типа  "Идиота" Достоевского или "Вия" Гоголя. И на всё получаю стандартный ответ. Я прихожу к выводу, что напал на фуфло и набираю отказ от подписки, однако ответа от МТС не получаю. Решаю посмотреть по балансу, снимут на следующий день  очередную двадцатку с баланса или нет. 
    Фрейд говорил, что сны - это наш вчерашний день. Вижу сон. Комната. В комнате две лошади под седлами, одна моя, другая приятеля. Я сажусь в седло, потому что решил вывести лошадь из комнаты, и трогаю лошадь. Но тут соображаю, что, сидя на лошади, я не смогу проехать в двери. Спускаюсь с лошади с опаской, что нога застрянет в стремени, а лошадь в это время  рванет. Однако всё прошло благополучно. Взял лошадь под уздцы и хочу вывести её из комнаты. Лошадь сделала пару шагов и, подогнув передние ноги, улеглась на пол и стала похожа на верблюда, как они, подогнув ноги, опускаются и оказываются на земле. Я смотрю на лошадь в раздумье, что мне делать с нею.
    Утром проверяю баланс. Еще двадцатку сняли. Иду в МТС, спрашиваю, как снять подписку. Ответ: только через оператора, и дают его номер телефона. Звоню оператору и прошу отключить подписку. Через некоторое время получаю sms с сообщением, что подписка отключена.

    Нетрудно видеть, что сон повторяет мои мысли, связанные со всей этой историей с GetFile и в самом по себе в нём больше ничего нет, хотя он и вызывает ощущение провидения бессознательного и вызывает реакцию "я так и знал". Однако это "так и знал", выражает соответствие между моими мыслями и сном, и это происходит потому, что сон - это образ сущности реальности. Сон в символической форме отображает реальность, относительно которой у нас были мысли. И поэтому, сравнивая наши мысли с реальностью, представленной сном, мы и говорим "я так и знал", поскольку сон как раз и выступает в качестве сущности нашей внешне воспринимаемой чувственной реальности.
    Сон повторяет наши мысли. Но что такое наши человеческие мысли? - это наши эмоции, выраженные словесно. Тогда наши эмоции сами по себе представляют собой непосредственную реальность мысли, включенную в наше актуальное бытие и являющуюся её моментом. С этой точки зрения что такое наши чувства? Во всяком случае, они являются своеобразным выводом из опыта переживаемых нами эмоций, являясь обобщением их, общим выводом относительно их значения и смысла. Из факта нашего непроизвольного бытия наши эмоции и чувства через посредство слов становятся нашим объектом, выводятся за пределы нас и благодаря этому мы становимся произвольными по отношению к ним, то есть из непосредственного состояния, когда мы включены в структуру бытия и оказываемся эмоционально и чувственно реактивными относительно воздействующего на нас бытия, будучи объективированы по отношению к бытию посредством слов (а это значит - понятий), мы получаем возможность быть произвольными по отношению к бытию посредством осмысления его уже как объекта, а не как нашего вызываемого им эмоционально-чувственного состояния.
    Меня всегда поражали в снах две вещи: в снах представлена квинтэссенция, самое существо наших переживаний, и поэтому через сны мы наиболее непосредственно близко подходим к нашей собственной реальности в мире,- это с одной стороны и, с другой стороны, символизм снов. Откуда сон берет именно эти символы. Понятно, что если вас во сне пучит, то вы видите аварийно опускающийся (падающий) самолет с сильно раздувшимся фюзеляжем. Всё таки здесь можно установить ассоциацию между собственным раздутым животом и раздутым фюзеляжем самолета и то, что самолет, независимо от себя, как бы в связи с аварией, стремительно опускается, так ведь это идет параллельно с тем, что и вы просыпаетесь и бежите в туалет. Другими словами, ощущения, идущие и от перистальтики кишечника и от раздувшегося живота формируют внешний нам образ, который представляет собой отражение наших собственно физиологических ощущений. И здесь можем указать еще на одну особенность сна - на объективацию, то есть на обращение сна к сознанию человека. Или, иначе говоря, для нашего сознания наша физиология не есть наша непосредственная реальность. Это - реальность, которая отражается в ощущениях и представляет в этом смысле для сознания такой же внешний объект, как и внешние телу объекты. С другой стороны, все наши переживания, связанные с внешней средой, немедленно отражаются на нашем физиологическом состоянии, изменяя его параметры. А это означает, что между объектами внешней среды и провоцируемыми ими нашими физиологическими состояниями, как, очевидно, и обратно, отражение наших физиологических состояний на внешней среде, представляют собой соответствие между переживаемыми нами физиологическими состояниями и соответствующими им образами объектов. Но физиологические ощущения сами по себе без`образны, с одной стороны, и, точно также, внешние объекты сами по себе находятся вне сферы ощущений, являя собой лишь образ, и поэму собственно объект мы получаем лишь в их единстве, выражающемся в переживаемых нами эмоциях и чувствах, связанных с образами объекта,  и именно потому, что жизнь есть процесс, и отражением процесса жизни в сознании являются переживаемые  нами эмоции и чувства, неразрывно связанные с вызвавшими их образами.
    Другое отличие эмоции от чувства состоит в том, что эмоция принадлежит настоящему, то есть сфере, области оперативной памяти. Чувство принадлежит прошлому и хранится в долговременной памяти и извлекается из неё в форме эмоций, ощущений, образов  при контекстной его актуализации в настоящем, определяющем доступ в долговременную память.
    Естественно, что когда возникает вопрос о символизме снов, то можно, конечно, последовать за Юнгом с его архетипами. Однако вещи, которые обладают видимостью, и не более того, конечно, достойны людей высокоумных. Однако я из людей, которые следуют принципу "визьмешь в руки - маешь вещь". Словом, мне бы увидеть и пощупать.  Нет, оно,  конечно, в этом смысле я в своём развитии еще даже до единого бога не дошел, если судить по тому, что если вижу   столб с опорой, то между ним и опорой я скорее не пройду, чем пройду. И не так, чтобы верил во что-то, тем более, что опыты в этом отношении, если специально не стараться получить  нужный ответ, ответа не дают, потому что если нет связи здесь, то это не значит, что её вообще нет, так что хотя вроде контур столб-опора сам по себе, а жизнь сама по себе, так ведь это всё-таки конечный опыт, а что может по этому поводу сказать опыт бесконечный? А ведь всё дело именно в бесконечном опыте, который принципиально невозможно осуществить,  подобно подобному же опыту в математике относительно не доказанных свойств чисел для всех возможных опытов с ними. А ведь здесь ситуация подобного же рода: задай какую-нибудь бессмысленную вещь, и потребуй от неё смысла. В ней смысла изначально нет, а ты парень, ищи. И если конечный твой опыт смысла не находит, так ведь это - доказательство только для твоего конечного опыта, который таковым и останется, сколько бы ты ни доказывал. Так что, с одной стороны,  вот тебе и самое что ни на есть первейшее основание для религиозного воззрения, вполне научно доказываемое.  Но ведь, с другой стороны, именно бесконечный опыт и должен лежать в основании соответствующего инстинкта выживания; "оно, конечно, нет, но лучше всё-таки не бросать вызов судьбе", так что  тут уже прямо по Юнгу, так что  вроде бы с научной точки зрения доказательств нет, но не в этом, оказывается, дело. Потому что "а вдруг".  Наука-то она наука, но архетип говорит мне: обойди. Ну, и по большей части, если не лень, обхожу. И, однако, мне бы чего-нибудь попроще. Существует наследственность. Дети похожи на родителей, родители - на своих родителей, и т.д. А это всё инстинкты, инстинктивные структуры, которые так или иначе надстраиваются друг над другом. Эти вещи я понимаю и "могу чувствовать". И здесь всё-таки как-то на земле находишься, и понимаешь, что дурак, и понимаешь, что ничего с этим поделать не можешь, что инстинкты такие, ну, и оно вроде бы ничего. Вот лежит ребенок в кровати и смотрит в темный угол комнаты, и чудится ему, что в углу что-то есть, и, разумеется, хока, и замирает от страха. Однако, всё же реакции на подобные вещи и условия, в которых они возникают, налицо. А если есть реакции и условия, их вызывающие, то их можно изучать. Можно определить, при каких условиях срабатывают инстинкты того или иного рода. И это всё понятно и даже полезно в психотерапевтическом смысле. "А говорить об архетипах можно до бесконечности, до бесконечности можно говорить". Да что толку-то.  Поэтому если есть вопрос и не можешь на него ответить, то так и скажи. В смысле, относительно символов сновидений. Здесь, конечно, есть нечто общее, если иметь ввиду всевозможные книги по толкованию снов. Правда, если взглянуть на них непредвзято, то увидишь, что толкования в них всегда содержат А и не-А, противоположные, очевидно исключающие друг друга положения. А ты, естественно, из противоположных положений выбираешь то, которое тебе подходит. Как в данном случае. Например, с лошадью. Выбираю то, что подходит: "слезать с лошади - к потере положения, садиться  верхом - к осуществлению надежд";  "Видеть, как конь сбрасывает или лягает всадника - предвестие болезни или происков недугов". Обычно же с лошадью связывается ложь. Т.о., что мы имеем. Я начинаю со лжи - хочу бесплатно скачать "Коформиста". Так у меня в комнате оказывается лошадь. Не найдя нормального бесплатного скачивания,   я делаю это через телефон - я сажусь на лошадь. Но результат оказывается отрицательным не только в том смысле, что я так и не скачал "Конформиста", но еще и подзалетел на подписку Я слезаю с лошади с опаской, что нога застрянет в стремени, а лошадь рванет - моё опасение, что не смогу отключить подписку - это "конь сбрасывает или лягает...  Однако то, что  у меня есть код отказа от подписки приводит к тому, что мысль, что лошадь может рвануть и потащить за собой, так и осталась мыслью. Теперь я пытаюсь вывести лошадь из комнаты - я посылаю отказы от подписки, однако ответа не получаю. Теперь лошадь опускается на пол и не собирается подниматься - подтверждения отключения подписки я не получил и решаю подождать до завтра, чтобы посмотреть, спишут с меня еще одну двадцатку или нет. И лошадь становится похожа на верблюда. Выбираю нужное из "верблюда" "Предупреждение об опасности".     Т.о., сон полностью повторил вчерашнее происшествие. Сон приснился в условиях стресса. Значит, произошла регрессия сознания. Стресс, конечно, не так, чтобы очень, и поэтому  сон выдержан в сравнительно спокойных, но напряженных тонах.    Сами по себе образы сна характеризуются символикой. Потому что почему именно лошадь, почему лошадь становится похожа на верблюда?  Символизмом больны сны именно регрессировавшего сознания. Тогда, когда регрессия сознания отсутствует, сны носят совершенно иной, реалистичный  характер, в них отсутствует символика как таковая, и значение сна, нося жизненный характер, утверждает нечто непосредственно о жизни, так что остается только догадаться, что именно сон хочет сказать. 

    18.09.12 г.                                                                                                              


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"