Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

О роли масла в среднем термине

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

0268.549  О роли масла в среднем термине.

     Обо всём на свете можно говорить в двух отношениях - как некоторой реальности и как понятии этой реальности. Если мы говорим о реальности, то мы говорим о тех чувственных данных, которыми шифруется содержание реальности. Если мы говорим о понятии, то это некоторая структура, схема, сравнительно постоянная, которая накладывается на реальность и по идее отражает какие-то относительно постоянные её признаки. Говоря о реальности, мы говорим о том, что существует вне нас, от нас не зависит и так или иначе отражается нами на чувственном уровне. Если мы говорим о понятии реальности, то мы имеем дело с тем, что существует в нас самих и представляет собой какие-то выделенные постоянные свойства реальности в форме её идеальных образов, которые часто человеком отождествляются с самой реальностью.
    И вот этим параллелизмом этих двух сторон мы с вами сейчас и займемся.

    Понятие среднего термина принято рассматривать в качестве принадлежащего логике, в которой оно выступает в качестве звена, опосредующего крайние  звенья умозаключений - большую и меньшую посылки и содержащиеся в них больший и меньший термины.  И при этом в логике упор делается именно на больший и меньший термины как всё-таки вещи вполне метафизически определенные, тогда как что такое средний термин - ведь это черт его знает что такое, вещь совершенно неблагородная, поскольку есть неопределенная, каша, потому что предмет, согласно законам логики, должен быть чем-то определенным; он не может быть чем-то одним и, в то же самое время, также и чем-то другим. Подобного  рода объекты не могут похвалиться чистотой своей крови и, соответственно, благородством натуры. Мы во всей нашей жизни только и знаем, что делим объекты на благородные и неблагородные, но чтобы объект совмещал эти две стороны - это для нашего мышления вещь недопустимая, так что если есть какой-то объект, то ты кровь из носу, а должен приписать его к какому-нибудь одному классу, так что мы и определяем объекты как благородные либо неблагородные - в соответствии с нашими предпочтениями, разумеется, т.о., выводя за скобки  противоположную сторону Или так: мы выделяем какие-то стороны объекта, и говорим, что они - закон, и выделяем другие стороны объекта, и объявляем их вне закона. Объекты также могут обладать противоположными качествами в разной мере, причем,  одно подмножество объектов обладает  в большей мере одним качеством, а другое подмножество объектов в большей мере обладает противоположным качеством, и тогда наши утверждения относятся уже не к качествам объектов, а к самим объектам, так что одни объекты объявляют себя в качестве закона, тогда как другие объекты объявляются ими вне закона. А что значит объявить кого-то вне закона?- это значит подчинить их своему закону. И, т.о., весь мир оказывается нами поделен на такие всевозможные определенные классы объектов, между которыми установлены границы, через которые объекты, заключенные в эти границы, не должны переходить.
    Но что, если всё это дело перевернуть, если, наоборот, рассматривать любые объекты именно как средние термины, то есть как обладающие многими признаками, а не одним каким-то признаком, который мы в объекте выделяем и с которым отождествляем объект. А можно сделать и еще и так: устроить противопоставление, и сказать, что это - разные вещи - логика и реальность, что логика - это мир определенных терминов, тогда как реальность - мир вещей (соответственно, терминов) неопределенных, и исходить из этого рода представления. Однако подобного рода подход при попытке его практического применения немедленно превращает реальность в метафизическую, во всех точках определенную реальность, правда, при этом эта определенность существует только в наших головах,  но это для нас уже дело третье: зато мы по возможности устранили все противоречия из нашей головы, вытеснив противоречия в реальность. 

    И, однако, несмотря на это наше инстинктивное стремление содержать нашу голову в чистоте, вне противоречий, вытесняя все противоречия в практику нашего тела и противопоставляя эти две стороны  одна другой, что мы и наблюдаем в современной нам реальности, всё же представляется гораздо более прагматичным подход, основанный на признании того, что принципом реальности является именно средний термин, что реальность включает в себя некие противоположности, некие противоречия, от которых мы старательно отворачиваемся в нашей практической жизни, делая вид, что их  не существует (и именно по тому самому, что мы произвольно объявили  их вне закона - потому, что так захотелось нашей пятке или какой-нибудь другой нашей части. Гораздо более интересно посмотреть, как работают средние термины в реальности, как ими превращаются одни крайние термины посылок в другие крайние термины, в соответствии с какого рода закономерностями, чем, каким образом обеспечивается переход или, напротив, задержка в преобразовании одного в другое.

    Рассмотрим это дело на совершенно частном случае. Но прежде, чем обратимся к нему, к этом частному случаю, остановимся еще на одной вещи - на отношении общего и частного интереса и на преобразованиях одного в другой. И если уж мы заговорили об этой стороне дела, то обратимся к важной проблеме масла в любой машине, в том числе и в машине человеческой психологии и физиологии. Противоположность общественного и частного на чем-то должна сходиться. Потому что общественное безлично, и эта безличность общественного убивает существующую в нём личность. Если общество нечто производит,  то произведенное обществом принадлежит всем производителям, и личность ощущает себя в нём песчинкой, которая получает что-то за свою работу обезличенно, что, естественно, снижает дух предпринимательства, который единственно и является двигателем деятельности личности. Представьте себе такую картину: вы - часть общественной производственной системы, и существует общественный котел, из которого вы получаете свою часть в виде зарплаты. Как вы будете работать, если ваша работа не контролируется, то есть если над вами нет  кнута, требующего четкого выполнения работы, и пряника в виде денег за выполненную работу? Естественно, что, в соответствии с принципом экономии отсутствие контроля за работой будет действовать понижающим образом на производительность работы, поскольку при этом зарплата идёт своим чередом.  С другой стороны, если вас подмаслиь, то это вызовет с вашей стороны соответствующую маслу активность в смысле производительности. Другими словами, если машина слабо эксплуатируется, её детали постепенно покрываются ржавчиной. И, с другой стороны, чем чаще в машину подливается масло, тем легче она включается в работу. Теперь представьте себе, что вы находитесь в таком положении, что зарплата идёт. Естественно,  вы работаете по минимуму. Пусть теперь вас подмаслили. Вы тут же выполняете работу. Факт подмасливания явился положительным подкреплением. Если вас подмаслили раз и два, то вы легко привыкаете к хорошему, и работа без масла начинает восприниматься вами как оскорбление, так что если вы прежде работали без масла кое-как, то теперь никак не будете работать. Так как подмасливание в любом  общественном производстве есть вещь противозаконная, так как предполагается, что клиент платит  за работу обществу, которая должна быть выполнена, в соответствии с существующими правилами оплаты и сроками её выполнения, то работник не может открыто заявить о том, что ему, для того, чтобы выполнить работу, требуется подмасливание. Он может просто дать понять это клиенту. Но здесь есть и другая, как бы собственно природная сторона:  работник без смазки совершенно естественным образом становится рассеянным, забывчивым, необязательным и т.д. и тому подобное. Всё то, что он делает в качестве члена общества,  он делает только в результате занесенного над ним кнута, ударов которого он, естественно, стремится избегать. То есть после того, как однажды он понял, что подмасливание - это хорошо, он в отношении своей работы становится чрезвычайно   рассеянным, забывчивым, и в целом перед ним возникают непреодолимые препятствия для выполнения им своей части работы, так что единственное, что может пробудить его от его летаргического сна - это масло. А теперь представьте себе, что подобного рода летаргическим сном оказываются объяты все или большая часть работников общества. В этом случае формируется целостная, слаженная система по доведению клиента до нужной кондиции, когда он начинает бегать по ребятам и говорить: пацаны, сделаете - не обижу. А пацаны  еще покочевряжутся: де,  мол, мы не такие, и права такого не имеем, потому как если мы посредством масла преодолеем стоящие перед нами препоны, то мы нарушим закон, и нас за это накажут, а нам это надо? - так что в конце концов клиент почитает за счастье, что его обобрали, и не знает, как благодарить воров, и говорит им: "вы же, ребята, в случае чего, того, не забывайте, выручайте". И вот тут-то, во всей этой механике, и проявляется вся важность работы среднего термина. Потому никто никогда не сможет доказать, что имело место вымогательство: всего лишь имели место кое-какие неувязки, где-то что-то не сложилось. Перед вами тысячу раз извинятся. Так что и придраться вроде бы  не к чему.
    Клиенту не нужно сильно гадать, когда от него требуют подмазки, если он с самого начала не договорился об этой стороне дела. Как только возникли необъяснимые нестыковки, он тут же безошибочно может утверждать, что нужно для того, чтобы дело сделалось без проволочек. Следует также иметь ввиду, что вся система, требующая для себя смазки, выдерживает клиента, как правило, только  до определенной стадии психоза, которую не следует, однако, превышать, потому что превышение превращает клиента в дикого неконтролируемого в своих поступках зверя, который вполне может разрушить сложившуюся систему топления обществом масла из клиентов. Когда дело доходит до этой границы, система, как правило, хотя и против сердца, но выполняет работу.

    Итак, в один прекрасный или не очень день я отправился на Братское кладбище заказывать оградку. Меня встретила вызывающая уважение и доверие своей полнотой, а также другими достоинствами женщина. Я хочу сказать, что она мне понравилась. Присутствовала в ней какая-то основательность, и вообще присущая полным людям,  а основательный человек и всегда вызывает чувство уважения. Проверив мои кладбищенские документы, она направила меня в администрацию кладбища, к Андрею, который должен был определить размеры оградки. Я вошел в кабинет, в котором сидели двое парней лет 30-35, и сказал, что меня направили к Андрею. Встал один из, них, который, как выяснилось впоследствии, оказался не Андреем, а Сергеем,  и мы отправились определять размеры оградки.  Сергей сделал замеры и сказал: "Зачем вам это нужно? У вас же стоит оградка". Но для меня это была не та оградка. Однажды на Братском стали обрезать все подряд высокие старые оградки, и когда я обнаружил ужас, который предстал передо мной после этого процесса, я точно также зашел в эту же комнату заказов к этой же женщине, которую, как узнал, зовут  Еленой Владимировной, и она точно также отправила меня в администрацию. Ребята, с которыми я тогда встретился, сказали: зачем вы будете тратить 7-8 тысяч? У вас что, есть лишние деньги? Мы вам за тысячу рублей поставим оградку из существующего материала. Что и было сделано, впрочем, без всяких претензий к их работе с моей стороны:  дело было сделано на совесть  (как вы понимаете, по причине полученной ими смазки). Но это было не то. Однако время было трудное, так что поставленную оградку я рассматривал в качестве временной. И вот теперь,  через столько - то,  лет Сергей говорит: "Зачем вам менять оградку?" - "Меня совесть мучает"-сказал я. "Ну, никто вам запретить сделать это не может"- вяло сказал Сергей. "Я сказал: "Табличку на оградке оставить или снять?" - "Нет, нет, снимите, никто с ней возиться не будет. У вас будет для этого время: пока наше СМУ сделает оградку, замучаешься ждать". Мы возвратились к Елене Владимировне. Сергей предоставил   ей размеры оградки и ушел. Если Владимировна сказала, что оградка будет готова через неделю, чему я удивился, памятуя замечание Сергея относительно работы СМУ. Она же записала мои телефоны и сказала, что позвонит, если оградка будет готова раньше. "А если раньше не будет готова, мне позвонить?"- спросил я. "Звоните- сказала Елена Владимировна и добавила: "Оградку будут ставить ребята вечером, после работы"- и помолчала. А я подумал: "А почему, собственно, после работы?" Она молчала и я молчал. Тогда она добавила: "Установка оградки входит в цену заказа". Она назвала цену, и я сказал, что без проблем. Тогда она сказала: "Вы сразу заплатите?" - "Я предпочитаю уплатить залог. Это лучше стимулирует работу"- ответил я. Елена Владимировна недовольно покривилась, но делать ей было нечего. Я уплатил 50 процентов от стоимости заказа и ушел.
    В течение недели мне никто не звонил.  В день срока выполнения заказа  звоню Елене Владимировне. Она спрашивает, кто да что, затем говорит: "Оградка будет установлена сегодня вечером. Приезжайте завтра. - и холодно добавляет- Вы еще не полностью заплатили за оградку" - " Я помню"- сказал я, и подумал: вот что тебя во всем этом больше всего интересует. Вечером   зашел на кладбище. На месте стояла старая оградка. На следующий день была суббота. Звоню Елене Владимировне. Она говорит: "Не установлена? Сегодня Андрея нет. Подождём до понедельника, тогда я узнаю". Я сказал: "Елена Владимировна, когда заказ будет готов, позвоните" -"Да, конечно",- сказала она.  Прошло десять дней. Никто не звонит. Отправляюсь на кладбище. На месте стоит старая оградка. Иду к Елене Владимировне  и плохо узнаю её: на её лице написано раздражение, впрочем, не думаю, что это связано с моим визитом. "Вы по какому вопросу?"-"Я насчет оградки"-"Хотите заказать?"-"Нет, хочу получить информацию по поводу сделанного заказа" - Спрашивает фамилию  и говорит: "Ваш заказ давно выполнен.- и тут же-  Вы не заплатили". - "Не выполнен - говорю я.- Хорош бы я был, если бы сразу заплатил всю сумму и всю сумму потерял" - "Оградка не стоит?"- удивляется  Елена Владимировна. -  "Не стоит" - "Вы сами видели?"- продолжает выражать удивление. -"Иду оттуда. "
    Отправляемся к Андрею. Андрей лезет в свои бумажки, досадливо  говорит: "Просил же Сергея указать место оградки"-помолчал, потом встрепенулся: "А срок заказа какой?" - ответ не принёс ему облегчения. Снова задумался и снова оживился: "А вы перерегистрировались? У вас есть зеленая справка?" - "Я показывал Елене Владимировне". Елена Владимировна кивает. Делать было нечего. "Приходите завтра утром. Оградка будет стоять. Потом зайдёте ко мне, я поставлю печать о выполнении заказа." После чего позвал рабочего, чтобы я показал ему место могилы. Возвращаюсь. Андрей с кем-то разговаривает. Коснул взглядом на меня и отвернулся. По окончании разговора двинулся уходить, не замечая меня, но не тут-то было. Я решил минимизировать возможные зацепки у него. "Я показал парню место.- сказал я.- На оградке нет таблички, я её снял, потому что Сергей сказал, что никто ею заниматься не будет, её просто выкинут. "Ну, Сергей, пусть только появится"-сказал Андрей.-Я ему устрою".
    Уходил, мало веря обещанию. Повторяется одна и та же схема, и повторяться она может сколь угодно долго.  
    Шел, и вдруг засмеялся и встрепенулся: ну, ребята, вы играете со мной, а теперь я поиграю  вами. Какую, как сказал бы Шерлок Холмс- вы подсунули мне вживую происходящую тему! - остается только описать. Посмотрим завтра, считаете ли вы, что я достаточно созрел для того, чтобы вами был выполнен заказ. Впрочем, я также учитывал и то, что наступает момент, когда людям уже и денег не хочется, потому что дошло, что  ничего не получат, а хочется единственно мстить и мстить за упущенную выгоду.
    Кое -кто скажет: ну, причём здесь всё это. На самом деле это всего лишь   обычное русское распиздяйство.
    А вы что, ещё не поняли, что это - одно и то же? Что это - две стороны всё того же среднего термина.

    Являюсь на следующий день. Оградку установили. Наперекосяк. Места сварки не только не закрашены, но даже шлам с них не сбит. Иду оплачивать вторую половину стоимости. На месте Елены Владимировны другая женщина. "А где Елена Владимировна?"- "Заболела". Расплатился . -"Андрей сказал, что я к нему должен зайти" Женщина некоторое время смотрит недоуменно на меня, потом вспоминает: "Он поставит печать о выполнении заказа на справку." - "А я её не взял" - "В другой раз зайдете". Иду домой, беру справки, покупаю краску, кисточку, захватил с собой молоток и снова отправляюсь на кладбище.  И тут, когда я уже подходил к кладбищу, разразился дождь.
    Захожу к Андрею: "Претензии по установке есть?" - Я покривился. "В чем дело?" - "Оградка установлена не по уровню" - сказал я. "Их никогда по уровню и не устанавливают" -"Ладно, - сказал я. - Места сварки не закрашены, с них даже шлам не отбит. Вот купил краску, сейчас пойду закрашу" - "Ни в коем случае этого вы не должны делать. Это они обязаны были сделать. Сегодня они вам не закрасят, завтра еще кому-то, и это им понравится. Я им не отдам деньги, пока они не закрасят. Когда придете в следующий, если будет не закрашено, сообщите мне"
    Андрей сделал надпись на справке о выполненной работе, поставил печать, и пожелал мне всего наилучшего.
   Я уходил, а в ушах у меня продолжал еще звучать скрип деталей механизмов ржавой, не смазанной машины.

    05.06.13 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"