Некогда я в своем эссе "О символизме в искусстве" (Опубликовано в оккультном обзоре, август 1912, т. xvi, стр. 98- 102) опрометчиво предположил, что истинное произведение искусства является одновременно реалистическим, образным и символичным, и его целью является показать духовную сторону природных объектов, с которыми имеет дело автор. Я верю, что те авторы (несомненно, их много), кто со мной не согласен, простят меня, человека науки, за то, что я осмелился высказаться по этому поводу. Но если согласиться с этим предположением, тогда, во всяком случае, можно отличить искусство от ремесла, и мы можем сказать, что целью ремесла является производство предметов, которые полезны в физическом смысле, целью искусства является производство предметов, которые полезны в смысле духовном. Если исходить из этого, архитектура является сочетанием ремесла и искусства. Можно, действительно, сказать, что современная архитектура, которая создает наши жилые дома, заводы и в большей степени храмы, есть чистое ремесло, в котором ничего нет от искусства. С другой стороны, верно также и то, что такие произведения архитектуры не всегда лишены украшений, и что это "декоративно-прикладное искусство", хотя "художник-декоратор", даже если не осознает этот факт, использует символы, которые имеют глубокое значение. Настоящие же художественные элементы в архитектуре мы увидим, если обратим взгляд в далекое прошлое. Думают, конечно, что пирамиды и сфинкс Египта и богатый дизайн, разнообразные украшения древних строений можно встретить в Персии и повсюду на Востоке. Может быть, египетские пирамиды использовались для астрономических целей, и, таким образом, были полезными в утилитарном смысле, но не менее вероятным кажется то, что их форма была предложена геометрическим символизмом и была призвана воплотить в жизнь некоторые религиозные и философские идеи.
Превосходным примером сочетания искусства и ремесла могут служить средневековые соборы и церкви Европы. Ремесло было необходимо для проектирования и строительства капитальных зданий, чтобы защитить верующих от суровой погоды, целью же искусства было не только украшение подобных зданий, но оно требовало создать как можно больше точек соприкосновения с его конструкцией. Строители средневековых храмов стремились создать свои работы таким образом, чтобы те, как в целом, так и каждой своей частью, воплощали истину того, во что они верили - христианской религии, так, этому служили крестообразная форма церквей, их ориентация и т.д. Практическое значение символизма в церковной архитектуре очевидно. Как отмечает А.Э.Хьюм: "Скульптурные шрифты или церковные витражи были полны учености, адресованной конгрегации, большей же части они были недоступны, таким образом, огромная область знаний оставалась закрыта. Несведущих особенно впечатляла учение в виде живописи, понять ее значение было легче, чем следовать письменному описанию или устной речи" (Эдвард Хьюм, F.L.S., F.S.A., "История, основы и практическое применение символизма в христианском искусстве", (1909), стр. 2.)
Символизм в искусстве имеет множество сторон, его темы многочисленны. Но в рамках настоящего исследования мы рассмотрим, пожалуй, только один аспект, а именно - символическое использование образов животных в английской церковной архитектуре.
Как говорит мистер Коллинз (Артур Х. Коллинз, "Символизм животных и птиц, представленный в английской церковной архитектуре" (1913), перу которого принадлежит интересная работа, посвященная этой теме, которую часто используют археологи в силу ее информативности), самыми известными источники сведений о животном символизме были Physiologus и прочие средневековые книги, посвященные естественной истории, называемые "бестиарии", а также Библия, и они часто понимались мистически. Сейчас относятся неблагосклонно к любым попыткам толковать Библию символически, надо сказать, что многие интерпретации, скрывающиеся под личиной символических, являются упрощенными и фантастическими. Но в вере мистиков, что выразилось в сложной системе соответствий Сведенборга, что каждый предмет, каждое событие в истории человеческой расы, каждое слово в Библии имеет символическое и духовное значение, была некая фундаментальная истина. Мы должны, однако, отличать подлинный символизм от искусственного.
Первые христиане использовали рыбу в качестве символа Христа, так как слово "Ихтис", рыба по-гречески - это нотарикон (каббалистический процесс, когда из первых букв фразы или предложения составляется слово) греческой фразы "Иисус Христос, Божий Сын Спаситель". Конечно же, очевидное использование такого символа было совершенно недоступно тем, кто еще не проник в мистерии христианской веры, кроме того, в дни преследований необходима была секретность. Но символ имел значение только в греческом языке, и сам он был достаточно произвольным. В его содержании нет ничего общего с природой рыбы, кроме греческого названия, что делает ее удобной для использования в качестве обозначения имени Христа. Сравните это символ с символом Доброго Пастыря, Агнца Божьего (Рисунок 1) или Льва Иуды. Здесь мы имеем дело с тем, что можно назвать истинными символами, кое-что из их значения ясно даже тем, кто обладает минимальным духовным зрением, даже если второй из них бывает часто неверно истолкован.
Вера в духовное и нравственной значение природы тех, кто толковал Библию мистически, вдохновляла средневековых натуралистов. Бестиарии почти всегда включали в себя описание каждого животного с его моральным значением, которое проистекало из его поведения. Интерпретация часто была надуманной, так как писателей больше интересовала моральная сторона вопроса, нежели факты естественной истории сами по себе, предполагалось, что факты, из которых они выводили мораль, были весьма далеки от фактов, каковы они были по своей сути. Иногда результат такого вольного обращения с фактами выглядит гротескным: "Слоны абсурдным образом есть типичные Адама и Ева, которые вкусили запретный плод, а также их враг- дракон. Считается, что слон.. .спит, прислонившись к дереву. Ночью приходят охотники и опускают ему хобот. Никто из его друзей не приходит ему на помощь, пока не приходит маленький слон и не поднимает его своим хоботом. Это слоник и есть символ Иисуса Христа, Кто приходит в великом смирении, дабы спасти род человеческий, "павший чрез древо" (А.Х. Коллинз "Символизм животных и т.д.", стр. 41 и 42)
Иногда, несмотря на то, что символизм основан на ошибочных взглядах на историю и он совершенно фантастичен, все это не лишено некой привлекательности. В качестве примера можно привести использование пеликана как символа Спасителя (рисунок 2). Легенда гласит, что, когда другой пищи нет, пеликан направляет свой клюв в грудь (отчего у него клюв красного цвета) и кормит свое потомство кровью. Если бы это был так на самом деле, нельзя было бы найти более подходящий символ. Существует еще одна легенда, не столь приятная, но она больше соответствует искаженной христианской доктрине, согласно ей пеликан использует свою кровь, чтобы оживить свое потомство после того, как он убьет их, разгневавшись на них из-за того, что они его спровоцировали. Пример использования образа пеликана в церковной архитектуре приведен на Рисунке 2.
Нужно также упомянуть исключительно сказочные животные бестиариев, таких, как василиск, дракон, грифон, гидра, мантикора, единорог, феникс и пр. (Рисунок 3, 4) . Кентавр был созданием, которое представляло собой наполовину зверя, наполовину человека. Он воплощал плоть или плотское мышление человека, и легенда о битве между кентаврами и неким племенем дикарей, которые, как считали, живут в Индии, символизировала битву плоти и духа (А.Х. Коллинз "Символизм животных и т.д.", стр. 150 и 153).
Кентавр с луком и стрелами - изображение астрологического знака Стрельца. Любопытный пример того, как данный символ использован в церковной архитектуре, можно увидеть на западных воротах церкви в Порчестере (Рисунок 3) - это интереснейший образец норманнского зодчества. "Это знак Зодиака,- пишет преподобный каноник Воган М.А., бывший викарий Порчестера,- был знаком, под которым был рожден король Стефан, и его присутствие на западном фасаде (церкви в Порчестере), кажется, означает то, что до окончания строительства не было прекрасной норманнской резьбы" (Преп. Воган, "Краткая история Порчестерского замка", стр. 14). Тот факт, однако, что с другой стороны входа изображены пара рыб в форме астрологического знака Рыбы, и эти два знака, как говорят астрологи, зовутся "домами" Юпитера и Великой Фортуны, позволяют сделать предположение о том, что архитектор занимался строительством, находясь под влиянием астрологических верований своего времени, он расположил знаки таким образом, чтобы привлечь благоприятное воздействие Юпитера. Или, возможно, как предполагает Воган, по этой причине был вырезан Стрелец, затем, после того, как вспомнили, как хорошо этот знак выглядит с точки зрения астрологии, добавили Рыб, чтобы усилить эффект (Два возможных объяснения, зачем находятся Рыбы, были предложено преподобным А.Хидли. В своей книге, написанной в 1888 году, когда он был викарием Порчестера, он пишет: "Я обнаружил интересное доказательство того, что она (церковь) была закончена во время правления короля Стефана, а именно, была вырезана фигура Стрельца у западного входа. Стефан принял этот знак в качестве своего по двум причинам: во-первых, он входит в герб Блуа, во-вторых, Солнце в Стрельце находится в декабре, а это был месяц, когда он вступил на престол. Таким образом, я делаю вывод о том, что данный знак был изготовлен в знак того, что строительство церкви завершено
В арке есть другой знак Зодиака, по-видимому, это Рыбы. Его могли выбрать из-за месяца, когда была закончена церковь, или же из-за ее близости к морю. Одно время мне казалось, что он был выбран, что указать на время, когда празднуется Благовещение, что связано с покровительницей церкви, Марией. Но так как Солнце покидает знак Рыб до Благовещения, это объяснение не годится. Возможно, так было в старом календаре. Все это является предметом дальнейших исследований. Я должен поблагодарить преподобного Г.Лоуренса Фрая, нынешнего викария Порчестера, за приведенные цитаты и преп. А. Хидли за разрешение использовать их).
Мантикора описана Плинием (чьи утверждения безоговорочно принимались средневековыми натуралистами), согласно Ктесию (ок. 400 г. до н.э.), они описывались как "имеющие три ряда зубов, которые входят друг в друга как зубья расчески, лицом и ушами человека, лазурными глазами, глаза лазурного цвета, это цвет его крови, тело льва и хвост, оканчивающийся жалом, как у скорпиона. Ее голос похож на флейту и трубу, звучащую вместе, она невероятно быстра", (Плиний, "Естественная история", кн. viii,. гл. xxx, 1855, стр.280, пер. Бостока и Райли).
Что же касается единорога, в одной работе восемнадцатого века, посвященной естественной истории, мы читаем: "Это зверь, в существовании которого сомневались многие писатели, хотя другие его описывали. У него ест только один рог, но тот выглядит прекрасно, он растет из середины лба. У него голова оленя, ноги слона, хвост кабана, и тело лошади. Рог длиной в полтора фута. Его голос напоминает мычание быка. Грива и хвост у него желтоватого цвета. Его рог тверд, как железо, груб, как напильник, свернут или скручен, как пламенеющий меч, прямой и острый и повсюду твердый, кроме кончика. Он обладает чудесными свойствами как противоядие и средство от различных болезней. Это зверь не хищник" (Томас Боурмэн, "Описание трех сотен животных", 1730), стр. 6). Тот способ, которым ловили животное, является очень интересным. Ниже приведено буквальный перевод отрывка из Бестиария Филиппа из Тауна (двенадцатый век): "Единорог- это животное, на голове у него один рог, потому он так и называется, он имеет облик козла. Ловят его с помощью девственницы вот таким образом. Когда человек хочет поохотиться на него, поймать его и заманить в ловушку, он идет в лес, где тот обитает, там он сажает девственницу с обнаженной грудью, единорог, привлеченный ее запахом, приходит к ней, целует ее грудь, падает ей на колени и засыпает, так наступает его смерть, человек приходит и убивает в его во сне или берет его живым и делает с ним все, что ему захочется. Все это значит многое, что я не пропущу и расскажу вам.
Monosceros- это по-гречески, по-английски это значит "один рог". Зверь с таким описанием означает Иисуса Христа. Один Бог был, есть и так будет отныне. Он поместил себя в деву и облекся плотью ради спасения рода человеческого и чистоты, дабы показать целомудрие. К деве он приходит, и деве вверяет себя. Дева она есть, была, и будет. Теперь краткое значение.
Животное в действительности означает Бога. Дева означает Деву Марию. Под ее грудью мы понимаем Святую Церковь. Под поцелуем должно понимать следующее. Что человек, когда спит, находится в состоянии, подобном смерти. Бог спал подобно человеку, когда принял смерть на кресте. И его уничтожение было нашим искуплением. Его труды были нашим покоем. И, таким образом, Бог ввел в заблуждение дьявола надлежащим сходством. Тело и дух были едины, как Бог и человек. И таково значение описанного животного" (Популярный трактат о науке, написанный в средние века на англо-саксонском, англо-норманском и английском, ред. Томаса Райта, "Историческое общество науки", 1841, стр. 81-82.)
В Средние Века верили в символическое значение единорога, поэтому неудивительно, что это животное использовали в средневековой архитектуре.
Вера в существование этих сказочных зверей, возможно, произошла в результате материализации того, что изначально было ни чем иным, как произвольно созданным символом, как я предположил применительно к фениксу ("См. "Суеверия, связанные с птицами"). Таким образом, описанием мантикоры, как предположил Босток, могут быть некоторые иероглифические фигуры, которые сейчас находят в развалинах персидских и ассирийских городов. Объяснение, в целом, чем прочие предположения, кажется, заключается в том, что такие верования связаны с ошибочными наблюдениями, хотя, несомненно, они же и способствовали их формированию.
Можно, тем не менее, усомниться в том, что архитекторы и художники Средневековья верили странным рассказам бестиариев. Но мистер Колин отвечает на этот вопрос: "Возможно, они были весьма доверчивы. Но истина заключается в том, что их это волновало не более чем то, что некоторые проповедники думали об абсолютной истинности историй, которые они рассказывали детям с амвона. Применение этого, польза этого - вот в чем дело!" Желанию интерпретировать Природу в духовном смысле мы должны, думаю, сочувствовать. Но есть еще одна истина, которую им предстоит узнать - прежде, чем интерпретировать Природу в духовном смысле, они должны понять ее правильно буквально".