Аннотация: Перевод главы из книги Роберта Браун/Robert Brown "Единорог:мифологическое исследование".
Единорог в архаическом искусстве.
Животные, напоминающие единорога, часто встречаются в архаическом искусстве, но в то же время, говоря, что фигуры, не похожие на встречающихся в природе животных, частично с человеческими чертами, используемые в религиозном контексте, имеют символический характер, я никоим образом не утверждаю, что все фигуры, напоминающие единорога, означает луну, только то, что животное, так хорошо нам известное из геральдики, как олень-самец и антилопа, является обозначением луны. Так, на колонне из Вавилона (1) изображен Бел, встречающийся с Тиамат, которая, помимо того, что бы еще не могла изобразить, является Драконом Хаоса, чудовищем, которое поднимается на задние лапы, у него есть клюв, гребень, крылья и один рог, и в целом оно напоминает одного из семи духов, которые воевали против бога Луны Сина, представляющего космический порядок (2) Это создание, повторение Тиамат, подобным образом встает на задние лапы, имеет крылья, гребень и один рог (3). Саму же Тиамат изображают двурогой.(4) Рог в символике имеет различные значения (5), большинство их имеет не отношение к луне, но следующие примеры Единорога, его союзников и противников, на мой взгляд, определенно в большей или меньшей степени связаны с лунным символизмом.
I.На ассирийской печати из сардоникса, находящейся в Лувре (6) представлен некто, увенчанный короной, прямо за которым находится змея, стоящая на хвосте, его правая рука держит кинжал, а левая - на роге козла-единорога, стоящего на задних ногах с подогнутыми передними, голова повернута в сторону от него, рот касается схематически символического Дерева, над животным - полумесяц растущей луны. Царь (?) собирается убить единорога, под задними ногами которого находится ромбовидная фигура. Исходя из такого рисунка, необходимо учитывать;
II.Другую вавилонскую гемму, описанную Лэйардом (7), на которой изображен царь в той же позе, он берет за голову увенчанного короной и, видимо, обладающего человеческой головой и крылатого козла, в той же самой позе, что и козел-единорог. Под передними ногами коронованного козла видно изображение, по-видимому, йони, эквивалент ромбовидной фигуры, над существом виден полумесяц растущей луны, а за ним - символически изображенное дерево, с другой его стороны - козел в той же самой позе, что и коронованное существо, за исключением того, что он смотрит назад на дерево (8), как в номере I. Два рога козла расположены близко друг к другу, что почти сливаются в один, и над его передними ногами - две расположенных друг к другу задней стороной полмесяца, соединенные вместе. Оба животных изображены скачущими. В связи с этими двумя изображениями рассмотрим;
III.Ассирийскую колонну (9), она представляет большой интерес, на ней изображен "Меродах или Бел, вооруженный для схватки с драконом", но я это предпочитаю называть "Бог Солнца или Бог Луны готовящиеся сохранить космический порядок". На каждой стороне изображена пальма, впереди одной справа из них Меродах "В сиянии Солнца" в полном вооружении стоит на животном, похожем на леопарда (10), на его головой - солнечная звезда, ключ к символизму. Правая рука Меродаха поднята, как будто он клянется во время заключения договора, так же как и правая рука человекоподобной фигуры в длинном одеянии перед ним, по-видимому, тот с ним разговаривает. Позади него два козла-единорога, изображенные скачущими, с головами, повернутыми назад, как в предыдущем примере. Над единорогами и второй фигурой, которая, как мне представляется, изображает бога Луны, растущий полумесяц луны, странным образом разделенный на три части (11), так что они кажутся ручками...Позади единорогов вторая пальма. Безоружная луна призывает воина-солнце идти навстречу великой битве.
Во всех трех примерах нам встречается единорог, растущая луна и дерево (12). В первых двух на единорога нападает и его побеждает личность, чья корона и чье одеяние очень похожи на корону и одеяние Меродаха. Образец, очевидно, известен, рог единорога во всех случаях почти касается дерева, к которому наклонена его голова. Во втором примере человек-козел борется с человеком, чего козел, повторение последнего, не делает, между единорогом и его противником - иногда мир, а иногда- война. В третьем примере леопард, который может быть обучен для охоты - воплощение охотника Солнца, между ним и единорогом царит мир, в то время как Солнце и Луна объединяются против тьмы и хаоса. Примечательное положение единорогов, я думаю, указывает на месячный круговорот луны, туда - и обратно (обращенный назад). Удвоение является здесь отличительной особенностью символизма, и здесь у нас есть (I) Бог Луны, (II) Растущая Луна, (III) Молодая луна, (IV) Старая луна.
Следующая разновидность, которую следует отметить в связи с изложенным - это рисунок, на котором изображена божественная личность с двумя символическими существами, чьи руки или лапы он дружески пожимает.
IV.Божественная четырехкрылая личность с круглой шапкой на голове и в одежде с длинной бахромой, доходящей до лодыжек, но с выставленной левой ногой в знак готовности к действию, как в случае с Меродахом (13). Его правая рука держит запястье стоящего на задних лапах крылатого существа с головой человека, с человеческими руками, но лапами льва, его левая рука держит правую переднюю ногу крылатого единорога вставшего на задние лапы, с копытами (14).
V.Вариант третьего изображения (15). Подобное существо, только без крыльев, стоит похожим образом между двумя получеловеческими, дагоническими (полурыбьми) фигурами, у одной из которых большие глаза, у другой, по-видимому, на глаза надвинута шляпа. Справа- круг с крыльями (не солнечный), подобно верховному божеству ассирийского пантеона (16).
VI.Третий вариант (17). Подобная личность между двумя существами с человеческими головами. Справа- Бог Луны в своей лодке-полумесяце над священным древом (18). Шлем бога Луны увенчан рогами.
Я думаю, что на этом изображении перед нами Демиург Бел, чей старший сын в официальном пантеоне - Син, бог луны, заключающий договор между солнцем и луной для сохранения космического порядка (19). Второе существо на шестом изображении - повторение бога Луны, чье изображение в виде полумесяца растущей луны (20) дает ключ к символике, в то же самое время сохраняя его тайну. Бог Луны, "повелитель роста" (21) в то же самое время помещен на Древо Жизни. И Солнце, и Луна являются морскими божествами, как в N V. (22). Если эта интерпретация верна, у нас есть лунный единорог, N V, как эквивалент лунной рыбы и лунного животного с человеческой головой.
VII. На финикийской гемме, найденной в Хидосе (23) изображено солнце с лучами, большой полумесяц, а между ними - маленький круг, возможно, планета Венера, под ними находятся две грубо нарисованные головы быка и коровы с одним рогом (24).
VIII.Единорог стоит рядом со Священным Древом, с другой стороны находится жрец с ножом (25).
IX. Хорошо известный барельеф в Персеполисе, называемый "Лев пожирает быка" на самом деле изображает льва, нападающего на единорога. Последнего, слегка привставшего на задние ноги и смотрящего назад, сзади хватает лев. По поводу этой группы профессор Роулисон замечает: "Это изображение льва, хватающего и пожирающего быка, последний, очевидно, не в силах сопротивляться свирепому зверю, который прыгает на него сзади (26). В агонии бык приподнимает передние ноги и слегка поворачивается к нападающему. Это излюбленная группа персонажей, которую персидские скульпторы повторяют из поколения в поколение, не внося ни малейших изменений" (27).Замысел им так полюбился, потому что он был в высшей степени архаичен и символичен. Никто никогда не видел, как лев нападает на единорога, но соперничество между солнцем и луной, днем и ночью с самого начала наблюдали с огромным интересом. Луна и солнце могут равным образом объединиться против тьмы и хаоса или же бороться друг с другом" (28).
X. На персидской колонне (29) видно, как козла-единорога в руках держит божество (30), с противоположной стороны испускает лучи солнце.
XI. На другой ассирийской сцене из Лэйярда (31) показан человек, поклоняющийся крылатому быку, над которым - солнце, испускающее лучи, полумесяц растущей луны, а также семь планет. Следует помнить, что олень-единорог - создание, которое я сам считаю в особенности лунным, это изображение показывает, как хорошо известна идея единорога.
XII. Древо жизни между двумя грифонами. (32). Эта сцена на колонне представляет собой изображение священного Древа (33) между двумя крылатыми единорогами (не грифонами), каждый из которых изображен стоящим на задних лапах, повернутым по направлению к нему. Древо архаичного вида, похожее на пальму. С ним можно сравнить пальму и единорога на третьем изображении.
XIII. Корова (34) и теленок перед деревом. Эти изображения животных представляют собой разительную аналогию с быком, смотрящим назад на чеканке конической печати Сибариса (35). На обсуждаемой печати изображен единорог-корова (или бык) перед деревом и зачастую он смотрит назад (36). Рогатая луна, конечно, вспоминается в связи с быком и коровой, намного чаще, чем в связи с единорогом, а бык и корова, символы роста, также связаны с Ночью как с периодом роста. Ночное Солнце также, время от времени является как принадлежащее быку, в отличие от древнего и львиного Солнца (37). Нам следует ожидать, что часто мы увидим смешение идей в символическом обозначении. Единорог- корова (если это корова) кажется, как это изображено посредством теленка, является относящимся к космогонии так же, как и к Луне, но сохраняется старое положение головы, выступающий глаз, один рог и дерево. У "Девы-единорога" не может быть теленка, но всегда Старую Луну видели на руках Молодой Луны (38), тогда как в дополнение к освещенной солнцем части темная часть почти невидима из-за отражения "земного света", называемого lumen incinerosum, пепельный свет
XIV. Удобный случай отметить следующие археологические монеты Сибариса, отмечает мистер Кинг. Сибарис был колонией, основанной выходцами из Ахайи в 721 г до н.э., рассматриваемые монеты можно отнести приблизительно к 600 г. до н.э. Лик дает следующее описание: "Бык, стоящий слева, с головой, повернутой назад, и отмечает: "Этот рисунок, возможно, символически означает реку Кратис (39). Как и в предыдущих примерах на то обстоятельство, что кем бы оно не было, является единорогом, в данном случае это бык-единорог, не обращают внимания. Я не утверждаю с полной уверенностью, что это символическое изображение луны, но, определенно, есть некая связь с цепочкой изображений единорога, и полностью добросовестно была сохранена его поза смотрящего назад. Одна из серий совершенно не связана с рекой Кратис, в пользу этого обстоятельств также свидетельствует тот факт, что символическое изображение реки связано не с единорогом, а с быком, применительно к голове, как, например, у Ахелоя, чьи рога были сломаны в поединке с Гераклом (40).
XV. Один полуединорог, полубык, также головы льва и единорога находятся друг напротив друга, как бойцы на монетах Кипра. На архаичных монетах Сарда также изображены полулев и полубык (не единорог-бык), того же самого облика, в сражении. На другой монете Сарда полуединорог-бык появляется один (41).
XVI. Еще на одной монете Сарда изображены головы льва и единорога- быка, обращенные друг к другу задней частью, соединенные шеей, добавлена передняя лапа каждого из них. Это изображение почти наверняка было заимствовано из Персии, в Персеполисе появляется двойная капитель с быком-единорогом, тела ниже шеи соединены и добавлена передняя лапа каждого (42). Возможно, это украшение с особым символизмом.
XVII. Чудовища, похожие на единорога, также известны благодаря персидским геммам, колоннам, скульптурам. Эти создания, однако, не являются лунными, они представляют собой изображения аккадских и ассирийских злых духов, Тиамат и ее потомства, которые часто нападают на бога Луны. "У одного из них голова грифона, пернатый гребень, крылья птицы, хвост скорпиона (43), и ноги, на которых когти орла" (44).
XVIII. Очень интересную ассирийскую или вавилонскую колонну описывает Кройцер (45) из Керр Портер и Гиньо, в центре изображено верховное божество, в правой его руке - растущий полумесяц и семь планет, и солнце с семью лучами - в левой. Под полумесяцем растущей луны стоит вооруженный бог Луны, auf ein ungeflЭgeltes Einhorn [Unicorn] tretend (прим. пер. - наступающий на крылатого единорога, нем).(46) Перед ним стоит фигура служителя, позади которого и под божеством - Священное древо, за которым и под солнцем находится фигура вооруженного бога Солнца, который держит над Древом то, что, по-видимому, является ожерельем. Рисунок дополнен клинописью. И снова перед нами предстает изображение космической гармонии, Божества, бога Солнца и Бога Луны, солнца, планет и древа жизни, которое, будучи помещено под Божеством, явно есть порождение его действий. Отчетливо видна связь между растущей луной и единорогом. Бог Луны стоит на единороге так же, как в других примерах (47) он стоит на полумесяце.
XIX. Ассирийские скульптуры являют собой примеры изображения множества животных, похожих на единорога, например:
--
Охота Ашшурнасирпала на диких быков (ок. 884 г. до н.э.), Северо-Западный дворец, Нимруд. Изображены два больших быка, у каждого из них один рог.
--
Ассирийские быки (Koyunjik) (48)
--
Дикий горный козел или газель (49).
--
Уже известное изображение лани, которую ведет божество. Это изображение, по-видимому, является в какой-то мере общепринятым, но я, как и сэр Джон Уилкинсон (50), не склонен полагать, что скульпторы в облике единорога- быка изображают носорога, о котором они единожды слышали, так как два этих широко известных животных изображаются по-разному. На некоторых изображениях видно два рога у горного козла.
XX. На колонне, найденной на месте Ниневии (51) вверху изображен символ божественности, солнце, растущая луна и семь планет, а внизу, как в примере XVIII, человек, сидя на коне, преследует антилопу-единорога, в позе вставшей на задние ноги и смотрящей назад. Помимо этого, есть еще один единорог, также смотрящий назад, он стоит, из его сосков пьет молоко козленок. Человеческая фигура, по-видимому, священник, стоит перед трезубцем и другим символическим изображением. Композиция символична, но значение ее неясно. Замечательна поза смотрящего назад единорога.
XXI. Из различных ассирийских изображений единорога можно отметить:
--
Наиболее "геральдическая" пара единорогов на глиняной табличке (52)
--
Голова единорога-быка на конце столба колесницы, на которой также выгравированы два единорога-быка, смотрящие назад (53).
--
Горный козел-единорог над цветком лотоса, с королевской колонны Синнахериба.
XXII. ДЄАнкарвиль (54) и Тейлор из "Библейского словаря" (55) Кальмета приводят следующие примеры монет с единорогом, утверждая, что они мардианские (56).
--
Монета из коллекции Хантера. Животное, обладающее чертами нескольких зверей, с одним рогом, телом и ногами быка, человеческой головой, над которой modius (мера зерна), обычный атрибут Сераписа, культ которого был ввезен в Египет из Синопа. (57). На обратной стороне - треугольник.
Здесь мы впервые встречаемся с чисто лунной символикой, три полумесяца растущей луны выходят из полной, в сочетании с единорогом.
--
Два быка-единорога или бык и корова, соединенные спинами, по типу капители Персеполиса, сверху - треугольник, на обороте треугольник.
--
Бык-единорог опускается, будто умирая, сверху - круг. Победа солнца над луной, убывающей луной (?) На обороте треугольник, вариант фазы как три ноги (58)
XXIII. Лев сбивает с ног быка-единорога (59) Халцедон. По поводу этого примера мистер Кинг замечает: "Техника этой резьбы совершенно ассирийская, а тема подтверждает вывод о том, что она финикийской работы"
XXIV. Соединенные три четверти крылатых (единорогов) быков (60).Мистер Кинг добавляет: "Возможно, это астрологический талисман, намекающий на Тельца. Скарабей из сердолика". Однако у астрологического Тельца не один рог, и рисунок такой же, как и на капителях Персеполиса, которые совершенно не зодиакальные. Примечательно, что те, кто их воспроизводит, редко отмечают их зодиакальный характер.
XXV. На монетах Самоса - очень интересный рисунок: львиная грива, львиная голова, или львиная голова с раскрытой пастью. На обороте (первого рисунка) полубык-единорог.
На Самосее был храм Диониса Кекеноса (61), "С раскрытым ртом", солнечного божества, наподобие Аполлона Кекеноса (62) из Элиды, лев с открытым ртом изображал яростного, пожирающего солнце Атамаса (63). На чеканке на монетах были изображены День и Ночь, Лев и Единорог, Солнце и Луна.
XXVI. Бык-единорог, иногда смотрящий назад, появляется на некоторых монетах с Крита. "Это обстоятельство, что изображен один рог [как видно на различных монетах] поставило в тупик ученого специалиста по монетам Пелерина, который это отметил, но был не в состоянии предложить какое-либо объяснение" (64). На критских монетах изображены различные семитские рисунки, например 'l'arbre cosmique, identique Ю l'arbre de vie.'(65) (прим. пер.- космическое древо, идентичное древу жизни).
XXVII. На чаше Куриона (66) с Кипра есть, помимо прочих изображений, два козла- единорога, каждый с одной стороны некого символического предмета, и ставит переднюю ногу на него. Витой рог в каждом случае находится рядом с деревом, которое нарисовано так тщательно, как сейчас рисуют деревья в игрушечных Ноевых ковчегах.
XXVIII. Единорога можно увидеть также на древних {Египетских} изображениях, но, согласно сэру Дж. Уилкинсону, египетским единорог даже в начале XXII династии, был носорогом (67). Но в тоже время мы встречаем единорога-антилопу (68), животное лежит, рог длинный и прямой, хвост неестественным образом направлен вверх тем же самым образом, как изображен грифон (69), это дополнительно подтверждает тот факт, что иллюстрация является символической. Звук, обозначающий единорога- идеограмма "Сет, Тифон", а грифона - "Бару, Баал, Сет, Тифон". Сейчас "Set ou Soutekh personnifie l'ardeur et la force redoutable du soleil (прим. пер. "Сейчас Сет или Сотех олицетворяет жар и разрушительную силу солнца" фр.) но как 'meurtrier d'Osiris, il est le dieu du mal et personnifie les tИnХbres (63) - (пример пер. "убийца Осириса он бог зла и олицетворяет тени", фр.) (70), может быть связан с ночным единорогом, отмечает сэр Джордж Уилкинсон. "В скульптуры привносят черты множества животных... некоторые из них являются порождения расстроенного воображения, и крылатые четвероногие, сфинксы, львы с головой сокола и змеи, в равной степени причудливы и неестественны, их можно сравнит с геральдическими существами (71). А "расстроенное воображение" может быть последним, что можно использовать для объяснения таких созданий, в выдержке так же можно объяснить облик богов, и возможно привести иную причину, символическую либо какую-нибудь еще, которая лежала в основе усилий художника.
XXIX. Открытия Шлимана в Микенах вызвали то, что, как и следовало ожидать, были обнаружены несколько образов, на которых был изображен единорог, хотя автор никак этого не отмечает. На гемме (72) изображен уже известный единорог-корова или вол, их двое, как обычно, смотрящий назад, во всех случаях с теленком, но, как уже было отмечено применительно к подобным изображениям, у него отсутствует вымя (73). Возможно, изображение символично, хотя не исключено, что ко времени, когда оно было распространилось на запад вплоть до Микен, оно утратило свое значение. Нов Ассирии (74) мы уже встречались со своеобразным рисунком, в виде двух единорогов, стоящих друг напротив друга с головами, повернутыми назад, и это, по-видимому, является связующим звеном между искусством Микен и неарийского Востока. Мы должны, согласно предшествующей интерпретации, считать двух телят изображениями новой луны и полной луны, которые черпают свою силу из полумесяца растущей луны и полумесяца убывающей луны, животное изображено мужского пола согласно полу богу Луны.
XXX. Описывается Шлиманом другое замечательное золотое украшение: "лежат два оленя с длинными ветвистыми рогами, шеи наклонены друг к другу, а головы смотрят назад (как у ассирийских единорогов в третьем образце), но так, что их рога соприкасаются и образуют своего рода корону.(75)". И снова особенные черты указывают на единство происхождения, хотя и вероятно, что мастер Микен не задумывался о лунной символике. Олени - малая пятнистая лань, у каждого только один рог, у которого три зубца, фактически же изображение рога очень похоже на изображение рога на ассирийских рисунках (76). Глаз также очень ярко выделяется (77).
XXXI. Другой пример, который приводит Шлиман (78)-два лежащих пятнистых с выступающим глазом единорога, рог каждого изображен точно так же, как в предыдущем примере, их шеи соприкасаются, но головы обращены назад особенным образом.
XXXII. Следующий пример из Шлимана (79)- странного вида животное с головой осла, лапами медведя и одним длинным рогом с несколькими зубцами. Он описывается как "Олень, из сплава золота и серебра" (80).
XXXIII. Лев и единорог сражающиеся (?) (81).
Приведенные выше примеры отнюдь не являются исчерпывающим перечнем того, как используется изображение единорога в архаическом искусстве, в то же самое время они демонстрируют, что идея такого божества была известна в Вавилоне, Ассирии, Египте, Малой Азии и Греции. Многие моменты в изображениях станут более понятыми в ходе исследований, в то же время можно отметить, что общий итог таков:
--
Чудовище-единорог не является лунным.
--
Бык-единорог в той или иной степени лунный.
--
Единорог-антилопа, за исключением, возможно, египетского и козла-единорога, отчетливо, в сущности, лунный.
--
Часто единорога изображают нападающим или подвергающимся нападению льва.
Инман отмечает, что бык (часто не наблюдается его связь с единорогом), а у ассирийцев - лев, занимает то же самое место, что и лев и единорог в современной геральдике (75).
Примечания:
1. Smith, C.A.G. 109.
2. Для того чтобы сравнить вавилонские и норвежские идеи по этому поводу, см. R. B. Jr., R.M.A., sec. xiv. Можно провести параллель между семью злыми духами мифов Вавилона и семью злыми персонажами норвежской мифологии таким образом:--
Вавилон Норвегия
Скорпион дождя Мидгардсомнер (обвивающий мир змей, первоначально падший с небес, будто дождь)
Удар молнии Ангурбода (Посланец страха). p. 15
Леопард. Фенрир (ночной волк).
Змей. Нидогрр ('Терзающий змей').
Пес-страж Гармр ('Пожиратель, адская гончая).
Буря Бели ('крикун') - Локи (Огонь).
Злой ветер Эгдир ('Орел.' Aquila-aquilo).
Я не могу здесь изложить эту интересную тему (см. Lenormant, Les Origines, 520; Smith, C.A.G., 99 et seq.).
3.Smith, C.A.G. 101.
4. Ibid. 114.
5.См. R. B. Jr., G.D.M., cap. IX. sec. iii., TaurokerТs.
6. Vide Lajard, Culte de Mithra, pl. xlvii.
7. Apud Inman, Ancient Faiths, i. 150.
8. Я не употребляю это слово в прямом значении, т.е. "смотрящий влево".
9. C.A.G. 112.
10. Это животное может быть одним из четырех божественных псов, принадлежащих богу-охотнику,' Ukkumu ('Отбирающий'), Akkulu ('Пожиратель'), Iksuda ('Ловец'), и Iltebu (Бегущий прочь'). Для солнечного бога в том, чтобы быть псом, нет ничего нового. См. the Vedic Yams (R. B. Jr., R.M.A., Appendix C. 5). Можно заметить, что его обычная поза- когда он стоит на животном, распространилась далее на Запад, например., В Птериона, в Малой Азии (см. Waring, Ceramic Art in Remote Ages, pl. xxxix, fig. 16), где утверждается, что эта фигура- богиня Анатис, держащая усеченный посох с полумесяцем вверху (p. 17) в сопровождении животного, подобного единорогу, скачущего стоя на спине животного, похожего на леопарда, ее сопровождает служитель, стоящий на спине собаки.. Здесь, полумесяц и единорог тесно связаны.
11. Применительно к тройному аспекту луны см. secs. VI., IX.
12. Применительно к связи между единорогом и деревом см. sec. XII., subsec. 3.
13.No. III.
14. C.A.G. 35.
15. Lajard, Culte de VИnus, pl. xxii. fig. 3. Колонна из карнелиана.
16.См. Prof, Rawlinson, A.M. ii.
17. Колонна (ap. King, A.G.R. vol. ii. pl. ii. fig. 6).
18. См sec. XII. subsec. 3.
19. См. No. III.
20. См. Подобную фигуру в Prof. Rawlinson's A.M. ii. 16.
22 .См. солнечный странник Кибула-Издубар, золотой финикийский Кризор, который 'был первым человеком, кто путешествовал на кораблях; Мелькарт, солнечный герой Тира, кто доплывал до отдаленных районов Запада (vide G.D.M. cap. XI. sec. i.); арийская Рыба-Солнце (Аполлон-Дельфийский), Лягушка-Солнце и пр.. Итак, "когда солнце садилось, Оаннес обычно возвращался в море и проводил ночь в глубине' (Alexander Polyhistor, ap. Cary, Ancient Fragments, 56). Зодиакальный козерог, изображен на уранографичном двенадцатого века до н.э. камне в Вавилоне, который находится в Британском музее, в точности, как сейчас, (см. Professor Rawlinson, A.M. ii. 574), изначально изображал рыбу-солнце, взюирающуюся как коза вверх по восточному небосводу.
23. Lajard, Culte de VИnus, pl. iii. fig. 8.
24. СМ. No. XXII. 2.
25. Layard, ap. Inman, Ancient Faiths, vol. i. fig. 66.
26. См. sec. XII. subsec. 2.
27. A.M. iii. 339-40.
28. Эта борьба между днем и ночью изображена западнее на монетах Акантоса, где лев-солнце хватает быка ночи, который явно напоминает единорог. В поздних изображениях рисунок охватывает идею борьбы сил разрушения и возрождения. (см. G.D.M. i. 387).
29. A.M. 354.
30. Vide No. XIX. 4.
31.Ap. King, A.G.R. vol. ii. pl. i. fig. 1.
32. Ibid. fig. 7.
33. Возможно это майское дерево, как предполагает мистер Кинг, было изначально связано с культом ведической Сомы, иранской Хаомы, Омоми Плутарха, и рога Анкетиль дю Перрона(см. R. B. Jr., G.D.M. cap. IX. sec. ii. Theoinos).
34. Применительно к тому, бык или корова изображены и почему, см. XXIX.
35. King, A.G.R. vol. ii. pl. ii. fig. 4.
36. См. Nos. II. III. IX.
37. См. G.D.M. cap. IX. sec. iii. TaurokerТs.
38
Поздно вечером я увидел новую луну,
И в ее руках была старая.'
(Баллада сэра Патрика Спенса, 7.)
39. Numismata Hellenica, ii. 144.
40. Vide G.D.M. i. 388.
41 См. Humphrey, Coin Collectors' Manual, pl. i. figs. 2, 4, 5. Он хорошо замечает, тип быка и льва, которые изображены, возможно, происходит из Персии или Ассирии ' (vol. i. 13).
42.Vide Rawlinson, A.M. iii. fig. 87, p. 305.
43. Скорпион- особенно интересное создания, как я уже где-то отмечал. (The Archaic Solar-Cult of Egypt), изначально был воплощением тьмы. Тьма в арзхаичной идее изначально жалила солнце и убивала его, и потом, когда достигался космический порядок, сторожила его. В этом заключается основа аккадского мифа о гигантском скорпионе-человеке, найденном Издубаром. "На восходе и закате солнца они следят за солнцем"' (Izdubar Tablets, No. ix., ap. Smith, C.A.G. 250).
44 Rawlinson, A.M. iii. 334.
45 Symbolik, vol. v. fig. 8.
46. См. p. 16, note 3.
47. См. a Cylinder (A.M. ii. 16).
48 Ibid. i. 351.
49. Ibid. i. 521.
50. Rawlinson, Herod. ii. 225.
51.Rich, Second Memoir on Babylon, fig. 11.
52. Rawlinson, A.M. i. 265.
53. Ibid. 408.
54.Recherches, vol. i. pl. xv.
55. Vol. v. In voc. Taurus.
56. См. R. B. Jr., G.D.M. i. 390. Мардиане были персидским племенем (Herod. i. 125), чье имя, согласно сэру Г.К.Роулинсону, означает "герои", они занимали горные области к югу от Персеполиса (см. Prof. Rawlinson, Herod. i. 345).
57. См. G.D.M. ii. 122 et seq. In voc. Serapis.
58. См. sec. IX.
59. A.G.R. vol. ii. pl. liii, fig. 1.
60.Ib. pl. xvi. fig. 1.
61. Aelianus, Peri ZТТn, vii. 48.
62. Clem. Alex. Protrept. ii. 38.
63. Если говорить об Атамасе, см G.D.M. i. 247 et seq. Sir G. W. Cox, справедливость утверждений которых соответствует их компетентности, итак, они соглашаются со мной в том, что Атамас идентичен Таммузу (Introd. 67, note 2). М.Дамнестер соотносит имя с арийским корнем от ath (ат, аф), откуда и Афина, etc. (O et A. 55, note 2). События мифа помогают решить филологические проблемы..
64. Taylor, in Calmet's Dict., vol. V. xxii.
65. Lenormant, Les Origines, 570; vide sec. XII. subsec. 3.
66. Ap. Clermont-Ganneau, L'Imagerie PhИnicienne et la Mythologie Iconologique chez les Grecs, 1880, pl. iv.
67. См. Rawlinson, Herod. ii. 225.
68. Bunsen, Egypt's Place, i. 526.
69. Ibid. 568.
70. Pierret, Essai sur la Mythologie иgyptienne, 70.
71. Ancient Egyptians, edit. 1878, vol. ii. p. 93.
72. M. & T. fig. 175, p. 112.
73.. Vide Ibid. fig. 315, p. 202.
74. Vide No. III.
75. M & T. fig. 264, p. 170.
76. Vide No. XIX.
77. Vide No. XIII.
78. M. &. T. fig. 264, p. 175.
79. Ibid. fig. 376, p. 257.
80. Ibid. fig. 470, p. 309; vide sec. XII., subsec. 2.