В число самых замечательных природных явлений нужно включить те, что связаны с поведением птиц. Несомненно, многие виды птиц чувствительны к изменениям в атмосфере (те, что относятся к природе и давлению), которые слишком незначительны, чтобы их мог воспринять человек своими органами чувств, без всякой помощи, только таким образом возможно объяснить феномен миграции и другие особенности поведения птиц, по которым можно предсказать изменение погоды. Возможно, этот факт имеет много общего со странным инстинктом возвращающихся домой голубей. Но, конечно, в те дни, когда не было метеорологии, такое объяснение не могло быть известным. Древние увидели, что миграции птиц и прочие особенности их поведения предвещают смену времен года и прочие изменения, связанные с погодой (бури и пр.), они также видели, что в инстинкте голубей, заставляющего их возвращаться домой, есть нечто, превосходящее разум человека. Что было бы для них более естественным, чем приписать птицам дар предвидения и предположить, что все предстоящие события (кроме атмосферных явлений) можно предсказать путем внимательного наблюдения за их полетом и песней?
Авгурии - т.е. искусство предсказания путем наблюдения за поведением птицы, широко практиковали этруски и римляне (Это неточное определение, так как "авгурии" были также гаданием по другим животным и небесным явлениям (например, молниям)). До сих пор оно широко используется коренными жителями Самоа. У римлян была официальная коллегия авгуров, в члены которой изначально входили три патриция. Коло 300 г. до н.э. число авгуров-патрициев было увеличено на одного человека, также добавили пять авгуров-плебеев. Впоследствии число авгуров было увеличено до пятнадцати. Целью предсказания было не узнать будущее, а понять общую тенденцию развития событий в тех или иных обстоятельствах для народа. Авгурам задавали вопрос по любому поводу, их положение было весьма важным. Древнейшим методом, по-видимому, был следующий: авгур надевал специальную одежду, неся посох, отмечал видимую часть неба. Затем он поднимался на возвышенность, где приносил жертву и повторял молитву. Потом, глядя в небо, он ждал, пока появится птица. Он тщательно отмечал места, где она появлялась, где исчезала, направление полета. Из этих сведений и выводилось предсказание, но для подтверждения обряд необходимо было повторить еще раз.
Предсказания делались по знакам, которые оставляли птицы, которых авгуры делили на два вида: (I) oscines (прим. пер. - вещие птицы ворон, ворона, сова) птицы, которые указывают на предзнаменования звуками, которые они издают (II) alites (прим. пер.- пернатые, крылатые, лат.)- по полету которых делаются предсказания. (Плиний, "Естественная история", кн. x. гл. xxii, пер. Бостока и Райли, т. ii., 1855, стр. 495). Другой способ гадания - кормление цыплят, которых специально держали для этой цели. Это делал pullarius (прим. пер.- цыплятник, тот, кто кормил священных цыплят, лат.) до рассвета, это должно было делаться в полной тишине. Если у птиц не было никакого желания клевать, это означало самое зловещее предзнаменование. С другой стороны, если от жадности у кур зерно выпадало из клюва и рассыпалось по земле, предзнаменование было благоприятным. Последнее было также известно как tripudium solistimum(прим. пер.- благоприятное предзнаменование, лат). "Всякого рода мошенничеством занимались pullarius,- пишет преп. Эдуард Смедли,- которые они обращали себе во благо. Так, есть упоминание о величайшей битве между Папирием Курсором и самнитами, в 459 году от основания Рима (прим. пер.- 325 г. до н.э.). Войска так волновались перед сражением, что pullarius отважился объявить консулам о ripudium solistimum, хотя птенцы есть отказались. Пипирий, не колеблясь, дал сигнал к битве, в то время как сын его, узнав о ложном предсказании, поспешил сообщить об этом отцу. "Делай свое дело,- ответил тот,- и пусть обман авгура обернется против него самого. Tripudium был объявлен мне, нет знака лучше для народа и армии Рима! " Войска начали бой, и случайно брошенное копье умертвило pullatius. "То длань небес!- воскликнул Папирий,- виновный наказан!". Он ринулся вперед и победил. (Преп. Эдуард Смедли, "Оккультные науки", Encyclopoedia Metropolitana), ред. Илахью Рича (1855), стр. 144). Если такого рода совпадения и имели место, они должны были укрепить народную веру в предсказания.
Всегда считалось, что петух обладает магической силой. С его криком, говорят нам все беспокойные духи, скитающиеся по земле, улетают в свои мрачные места обитания и заканчивается оргия Шабаша Ведьм. Петух - излюбленное жертвоприношение злому духу на Цейлоне и в других странах. Алектромантия (Ср. Артур Эдуард Уэйт, "Оккультные науки", (1891), стр. 124 и 125.) была древним и особенно бессмысленным методом предсказания, в котором был задействован петух. Птица должна была быть молодой и полностью белой. Его ноги отрезали, ему давали склевать кусочки пергамента, на котором были написаны несколько слов на иврите. Петуха, после того, как гадающий повторил молитву, помещали в круг, разделенный на части соответственно числу букв алфавита, в каждую из них клали зерно пшеницы. Читали некую песнь, затем отмечали буквы из областей, откуда петух брал зерна, и туда клали новые зерна. Эти буквы, упорядоченные должным образом, как говорили, должны были дать ответ на вопрос гадания. Я не представляю, что нужно было делать, если петух отказывался действовать так, как ожидалось.
Сова считалось птицей, чье появление было несчастливым знаком, это поверье римляне унаследовали от этрусков, вместе с этим очень многое из авгурий. Особенно ужасно было увидеть ее в городе или где-нибудь еще днем. Плиний (Caius Plinius Secundus, A.D. 61-before 115) сообщает нам, что однажды сова влетела в святилище в Капитолии, из-за чего в ноны марта этого года Рим подвергся очищению (Плиний, "Естественная история", кн. x, гл. xv, пер. Бостока и Райли, т. ii, 1855, стр. 492).
Фольклор Британских островов полон причудливых поверий и рассказов о птицах. Есть очаровательная валлийская легенда о малиновке, которую преподобный Т.Ф.Т. Дайер излагает в "Заметках и исследованиях": "Далеко-далеко, есть земля горя, тьмы, духов зла и огня. Каждый день носит там эта маленькая птица каплю воды в своем клюве, чтобы потушить огонь. Она летает так близко к пламени, что ее крохотные перья выжжены, посему она зовется Brou-rhuddyn (Breast-burnt) (прим. пер.- обожженная грудь, англ.). Чтобы служить маленьким детям, малиновка осмеливается ринуться в адскую бездну. Ни один ребенок не причинит зла благодетелю человечества. Малиновка пришла из страны огня, следовательно, она ощущает холод зимой сильнее, чем ее собратья- птицы. Она дрожит в зимнюю бурю, она щебечет перед дверью, голодная" (Т.Ф.Тизельтон Дайер, "Английский фольклор", 1878, стр. 65 и 66).
Есть другое объяснение, согласно которому свою красную грудь она получила, когда попыталась выдернуть шип из тернового венца Иисуса Христа, когда он был распят, чтобы облегчить Его страдания. Несомненно, поэтому считается преступлением, влекущим множество несчастий, убить малиновку. В некоторых странах тот же самый запрет распространяется на крапивника, который там считается супругой малиновки. В других странах, однако, на крапивника с рвением охотятся (или ранее охотились) в определенные дни. На острове Мэн на крапивника охотятся в канун Рождества или дня Святого Стефана, это объясняется легендой о злой фее, которая привела к гибели множество людей, но, чтобы избежать кары от рук искусного странствующего рыцаря, превратилась в крапивника.
В течение нескольких веков в Европе были распространены суеверия, связанные с небольшой арктической птицей, похожей на гуся, но такой большой, известной как казарка белощекая. Макс Мюллер предположил (См. Макс Мюллер "Лекции о науке языка", где содержится множество теорий о происхождении слова, обозначающего белощекую казарку), что это слово (прим пер.- английское название птицы: bernicle goose) происходит от Hibernicula, таким образом, названием отсылает к Ирландии, где ловили этих птиц, но самое распространенное убеждение, связанное с белощекой казаркой (которая часто садится на изделия из дерева, находящиеся в море) и моллюсками, заключается в том, что птица была сотворена из них (прим. пер.- слово barnacle означает как казарку, так и моллюска морскую уточку). Так, у одного старого писателя, писавшего о медицине, мы находим: "Есть острова, которые лежат рядом с севером Шотландии, они зовутся Оркнейские, там растут некие деревья, на которых есть скорлупки белого цвета, перетекающего в красно-коричневый, в которых живут маленькие существа, когда потом скорлупка раскрывается, они падают в воду и становятся теми, кого мы называем, морской уточкой, но те, которые падают на землю, погибают, и это все... Об этом писали многие, и многие говорили о том" (Джон Джерард, "Все травы или общая история растений", 1391).
Автор же, однако, который был известным хирургом и ботаником в свое время, добавляет, что он лично рассмотрел несколько моллюсков из разных мест Ланкашира, и увидел внутри птиц в разных стадиях развития. Несомненно, его ввело в заблуждение внешнее сходство, так, например, ножки моллюска напоминают перья птицы. Он приводит воображаемое описание того, как птица выходит из оболочки.
Теперь от суеверий, относящимся к реально существующим птицам, перейдем к совершенно мифическим, и нам нужно сказать в таком случае о птице Рок, которая встречается в арабской мифологии и арабских сказках, она примечательна своим размером и своей силой.
Самая же интересная птица, пожалуй - феникс. Об этой "знаменитой птице Аравии" Плиний пишет следующее, предваряя свое описание осторожным замечанием: "Я не совсем уверен в том, что его существование не является вымыслом". "Говорят, что на свете существует только одна такая птица, и часто ее не видят. Говорят, что она размером с орла, у нее блестящие золотистые перья на шее, а тело цвета пурпура, кроме хвоста, который голубого цвета, с длинными перьями, которые переливаются розовым, шею украшает гребень, а голову-пучок перьев. Первым римлянином, который описал эту птицу,...был сенатор Манилий. Он говорил, что никто не видел, как эта птица ест...что в Аравии она считалась посвященной солнцу, что она живет пятьсот сорок лет, когда она стареет, она строит гнездо из кассии и веток ладана, которые она наполняет благовониями, потом она ложится на них, чтобы умереть, из ее костей и мозга вырастает нечто вроде червячка, который потом становится птичкой, первое, что он делает- хоронит своего предшественника, уносит целиком гнездо к городу Панхайи и там кладет его на алтарь божества.
"Тот же самый Манилий пишет, что целый цикл года заканчивается вместе с жизнью этой птицы, и новый цикл является таким же, в то же время и под теми же звездами... Птицу доставили в Рим, когда император Клавдий был цензором.... И выставили на публичное обозрение. Этот факт зафиксировали в общественных летописях, но, несомненно, это был поддельный феникс" (Плиний, "Естественная история", кн. x, гл. ii. (Пер. Бостока и Райли, т. ii., 1855,стр. 479-481).
Описание оперения в целом внешности. этой птицы, как указал Кювье (См. Кювье, "Царство животных", пер. Гриффита, т. viii. (1829), стр. 23), относится к золотому фазану, и экземпляр последнего и был поддельным фениксом", указанным выше. Этой птицы приписывались необычайные и совершенно сказочные качества, упомянутые Плинием, которые, однако, нелегко объяснить. Феникс часто используется для иллюстрации учения о бессмертии души (например, в первом Послании Климента коринфянам), не исключено, что сначала он считался всего лишь символом бессмертия, лишь потом стал реально существующей птицей. Фактически, однако, оказалось так, что должен был быть всего один феникс, и продолжительность его жизни составляла то, что древние называли "великим годом", и это могло означать, что феникс был символом космической периодичности. С другой стороны, некоторые античные писатели, например, Тацит (55-120 после н.э.) явно связывают феникса с символом солнца, а в умах древних солнце было тесно связано с идеей бессмертия. И перечисление цветов великолепного оперения феникса волне может быть описанием восходящего солнца. Оказывается, также египетский иероглиф Бену, который был обозначением цапли или журавля (таким образом, был сродни фениксу) использовался для описания восходящего солнца.
Есть несколько интересных еврейских легенд, относящихся к предполагаемому бессмертию феникса. Согласно одной из них, он был единственным животным, которое отказалось есть плоды с запрещенного дерева, будучи искушаемым Евой. Согласно другой, бессмертие было даровано ему Ноем в награду за достойное поведение в ковчеге: феникс не требовал еду, как прочие животные (Существование таких легенд показывает, как грубо искажен был смысл Священного писания).
У китайцев есть известная птица Фунг Хван, которую некоторые синологи отождествляют с восточным фениксом (Мистер Час Гульд Британская академия, чьей книге "Мифические монстры" я многим обязан и из которой я брал отрывки о Китае, не придерживается этого мнения. Конечно, тот факт, что применительно Фунг Хван может употребляться множественное число, в то время как о фениксе говорят только в единственном, указывает на то, что у них различная природа) Согласно комментатору Р.Я. " у это счастливой и совершенной птицы голова петуха, шея змеи, клюв ласточки, спина черепахи, она шести разных цветов и ростом выше шести футов".
Другой рассказ (тот, что в Лунь Ю Це Швай Шинг) говорит нам, что: "его голова напоминает небо, его глаза - солнце, спина - луну, крылья - ветер, ноги - землю, а клюв- туман". Далее: "в ее устах приказы, ее сердце согласно правилам, его уши слушают внимательно, его уста искренни, ее оперение светится, ее гребень напоминает о правоте, ее шпоры кривые и острые, ее голос звонок, а живот - литературное сокровище". Как дракон, черепаха и единорог, он считался волшебным существом, но, в отличие от западного феникса, верили, что существует больше одного Фунг Хвана. Птицы не всегда были на виду, но они появлялись, согласно китайским летописям, во время правления некоторых императоров. Фунг Хван считался китайцами очень счастливым знаком, знаком процветания, а его образ вышивали на одежде императриц, чтобы им способствовала успеху. Возможно, если не считать происхождение птицы полностью мифологическим и символическим, можно подумать, что история говорит нам об отдельных видах фазанов. В японской литературе есть подобные истории.
Упоминаются также другие сказочные птицы: грифон и гарпия. Первое было существом, которое наполовину являлось орлом, наполовину - львом, народ его считал потомством двух последних. В "Путешествиях и подвигах" сэра Джона Мондевиля ("Путешествия и подвиги по пути в Иерусалим и виденные по пути чудеса", опубликовано с оригинала в Библиотеке Коттона, Лондон (1727), гл. xxvi, стр. 325 и 326, работа является в основном компиляцией сочинений Вильгельма Болдеселя, брата Одорика из Порденона, Гетоума из Армении, Винсента де Бове и прочих географов, возможно, имя Джон де Монддевиль-псевдоним, скрывающий Жана де Бургоня, врача Лиже, упомянутого по имени Иоанна де Барбан в вульгарной латинской версии Путешествий (заметка в каталоге Британского музея) Эта работа, впервые опубликованная на французском в последней части четырнадцатого века, стала очень популярной, описанные в ней чудеса получены от доверчивого народа тех и последующих дней) сказано: "Видно, что сверху у него тело орла, а внизу-льва, он выглядит прекрасно, но грифон сильнее льва и величественней, чем восемь львов и сто орлов. Грифон, летя в свое гнездо, может нести большую лошадь или двух быков, на ногах у него такие большие ногти, что люди думают, что это рога быков и делают из них кубки, у него такие огромные перья, что люди делают из них луки".
Гарпии в греческой мифологии были созданиями, похожими на стервятников, но с человеческим телом, у них были очень острые когти.
Нет чудовищ гнусней, чем они, и более страшной
Язвы, проклятья богов, из вод не рождалось Стигийских.
Птицы с девичьим лицом, крючковатые пальцы на лапах;
Все оскверняют они изверженьями мерзкими чрева,
Щеки их бледны всегда от голода. (Энеида, кн.2, 214-218, пер. С.Ошерова)
Финей прогнал своих детей от бывшей жены Клеопатры, дочери Борея. Чтобы наказать его за эту жестокость, боги ослепили его и наслали на него гарпий, чтобы те преследовали и пугали его, крали у него еду или портили ее своим присутствием. Впоследствии их прогнали его шурины Зет и Калаид (прим. пер.- сыновья Борея). Высказывали предположение, что изначально гарпии были ни чем иным, как персонификацией стремительных штормовых ветров, и некоторые древние натуралисты, будучи легковерными., считали их живыми существами, впрочем, этого нельзя было сказать обо всех. Другие сказочные птицы также встречаются в греческой и арабской мифологии, но они не представляют особого интереса. Итак, ныне настало время закончить нашу экскурсию, и перейти на другой путь.