Браун Роберт : другие произведения.

Deus Lunus

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги Роберта Брауна/Robert Brown "Единорог: мифологическое исследование".

  Deus Lunus
  Глава из книги Роберта Брауна "Единорог: мифологическое исследование".Оригинал: http://www.sacred-texts.com/etc/tu/tu06.htm
  Сила луны приписывается нами греческой Артемиде-Селене, латинской Диане, но этот подход, хотя порой он и встречается кое-где, например, в Перу, в действительности является исключительным. Так, у германских народов луна имеет мужской пол, а солнце - женский. Дочь Соль, норвежской солнечной богини, в возрожденном мире "должна следовать путем своей матери, когда все боги мертвы" (1) и бог Мани (2), в "Рагнарек", "Сумерках богов", суждено быть пожранным волком тьмы, Манагармрои, "тем, кто пожирает луну", повторением страшного волка Фенрира (3).
  И вновь в Египте "Хонс - воплощение Луны, потому зовется он Хонсаан или Хонс Луны". Его имя, кажется, означает, "охотник", "преследователь". (4), единорог, который, как мы увидим(5), преследует Льва- Солнце. Другой лунный персонаж страны Кеми - Тети (Тот), бог взвешивающий и измеряющий, владыка знаний и письменности (6). "За полумесяцем растущей Луны следует фигура Тота, в некоторых иероглифических легендах, его фонетическое имя - Аах" (7).
  "Арабы и по сей день считают, что у луны мужской, а не женский пол" (8).
  "На санскрите самые распространенные имена луны, такие как Кандра, Сома, Инду, Видху. Имена луны часто используются для обозначения месяцев, эти и другие названия месяцев сохраняют тот же род" (9).
  В Малой Азии был широко распространен культ лунного бога Мина.(10), Лунус римлян в значительной степени подавил его ритуал.
  Вавилонский и ассирийский лунный бог - Син (11), чье имя появляется на Синае. Выражение "с рождения бога Сина" использовалось ассирийцами для обозначения глубокой древности, так как хаос предшествовал порядку так же, как ночи предшествует день, и восхождение на трон луны как повелителя Ночи знаменуется собой отправную точку в анналах космического ритуала.
  Аккадский лунный бог, который соответствует ассирийскому Сину - Аку, "Восседающий отец", главный хранитель космического порядка, которого именовали "Творцом сияния", En-zuna, "Повелитель роста", и Idu, "Измеряющий бог" (12). Aïdês Гезихия (прим. перев.- древнегреческий филолог и лексикограф, составивший словарь греческого языка и его эквивалентов) (13). Иду- эквивалент ассирийского Arkhu, месяц, евр. Yerakh, на древнем вавилонском языке он изображался идеограммой (см. рисунок 1) - круг (солнечный или лунный), или (см. рисунок 2), тридцать дней месяца, что означало лунного бога как бога тридцати дней. У финнов Куу - бог луны мужского пола (14), он в точности соответствует Аку. Исключительным случаем является то, что Куа - название луны в Центральной Африке (15).
  У мокоби Южной Африки - луна- человек и его жена.
  У мексиканцев Метцли, луна, был героем (16).
  Согласно австралийской легенде "Митиян, луна, был членом племени, который влюбился в чужую жену, его увезли, чтобы он скитался вдали от нее" (17).
  Кхаси Гималаев говорят, что луна (мужчина) каждый месяц влюбляется в свою тещу, которая бросает ему в лицо пепел, потому на нем и появляются пятна.(18)
  Ра Вула, луна фиджийцев, мужского пола (19)
  Ахты островов Ванкувера считают, что "луна-муж, а солнце- жена" (20)
  В Японии поклоняются богу луны в облике лисицы (21).
  Единорога представляют мужского пола, являющимся девственным применительно к целомудрию (22) Примечания:
  (1) См. R. B. Jr., R.M.A. sec. xvii.
  (2) Протоарийский корень ma, измерять, скандинавсий mâs, авестийский mâo, лит. Menu, греч. Mênê, у Ульфилы mêna, англосакс. môna, швед mane, английск. Moon. Все эти слова, за исключением разве что mâo, мужского рода. От этого же корня слов происходят From the same root come the сканд. mâsa, готск. menoth, нглосакс. monâdh, греч. mên, лат. mensis, англ. month. Луна- измеритель месяцев
  (3) СМ R.M.A., secs. xii. xv. "Солнце и Луна соотносятся как господин и госпожа, Domina and Dominus" (Thorpe, Northern Mythology, i. 281).
  (4) Dr. Birch in Wilkinson's Anct. Egyptians, iii. 174-5.
  (5) Sec. XII. subsec. 2.
  (6) Vide G.D.M. ii. 121 et seq. In voc. Teti.
  (7) Wilkinson, Anct. Egyptians, iii. 105.
  (8) Ibid. 39.
  (9) Prof. Max Müller, L.S.L. i. 7.
  (10) Vide Strabo, XII. iii. 31; viii. 14.
  (11) Син используется для обозначения луны у мандеев и Сирии сейчас; и в в девятом веке то слово использовали для обозначения понедельника сабеи" (Prof. Rawlinson, A.M. i. 124, note 5).
  (12) Id, мера, + U, господин.
  (13) Aido Aidis- луна у халдеев (Hesychios, in voc.)
  (14) Lenormant, Chaldean Magic, 249.
  (15) Vide Tylor, P.C. ii. 272.
  (16) Ibid. i. 260.
  (17) Ibid. 262.
  (18) Ibid. 320.
  (19) Ibid.
  (20) Ibid. 321
  (21) Ibid. ii. 272.
  (22) Cf. Shakspere:-
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"