Лиланд Чарльз : другие произведения.

Часть 2 Глава 4 "Магия римлян и этрусков в народных традициях"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ЗАКЛИНАНИЯ ЗЛА

  
   У тосканских ведьм есть множество заклинаний, целью которых является причинить вред врагу или даже вызвать его смерть, по этой причине можно верить в то, что они самые древние. Чем дальше мы продвигаемся, возвращаясь к темным силам природы и политеизма, тем более мстительным и злым становится колдовство. Можно проверить это на народах, которые до сих пор существуют. Как младенец в утробе проходит все стадии развития, соответствующие видам животных, от низших к высшим, так мы можем увидеть первобытного или доисторического человека, в зависимости от почвы или климата, среди обитателей Огненной земли, папуасов, австралийцев и особенно среди африканцев. У них ужасное древнее колдовство, целью которого в значительно большей степени является причинение вреда, смерть или месть, преобладает над добрым. И то, что его, с применением ранних видов волшебства, еще много в Италии, служит почти неопровержимым доказательством его древности. Как животные должны лишить добычи жизнь, прежде чем ею насладиться, так и человек на животной стадии развития, кажется, находит наибольшее удовольствие, убивая или калеча других.
   Совершенно верно, что народы на низшей или первобытной стадии развития, даже будучи разобщены и не общаясь друг с другом, будут в аналогичных условиях развивать одни и те же суеверия и мифы. Но из этого не следует, что "заимствования" или передачи их не было. Напротив, беспристрастное изучение фольклора со скрупулезным сравнительным анализом показывает, что имело место огромное количество случаев передачи, безмерное, просто мистическое, и теория "врожденных" идей, или нечто подобное относится к вещам, очень редко встречающимся
   Можно, однако, бесспорно признать, что в Романьоле заклинания не возникли сами по себе в последнее время, они действительно произошли от древнего источника. Для тех, кто живет в той же стране, где жили его предки, латиняне и этруски, они хранят их бесчисленные обычаи, какими они записаны у классических писателей, даже самый строгий критик не может придраться тому, что, возможно, суеверия и сохранились.
   У меня есть такое количество таких заклинаний, направленных на зло, что я вполне могу привести некоторые из них. Первое из них следующее. Оно из огромного собрания манускриптов, сделанного для меня неким экспертом, собранного изо всех коллекций ведьм, так сказать, скопированного, в нем множество рецептов, полученных из других источников, которые хранились в тайне, дабы избежать огласки, так как мудрые женщины предпочитают делиться своими знаниями viva voce. "Зло" в данном контексте, как наивно объясняется, есть не что иное, как то, что делается для некой дамы, которую мужчина любит, чтоб его любовь ушла.
   "Что совершить злодеяние- per fare una malia- чтобы мужчина перестал любить некую женщину и был привязан только к своей жене, возьмите три индийских каштана или три диких конских каштана (marroni d'Indi, marroni selvatici), измельчите их хорошенько, как только возможно (Марцелл также уделяет особенное внимание измельчению). Затем возьмите новый глиняный горшок, положите туда порошок и смешайте с тремя каплями крови мужа или женщины, которую он любит, поставьте кровь со всем остальным, и, если это возможно, добавьте крови, сколько сможете или сколько достанете, ко всему этому добавьте поллитра спирта (или полную пинту) и немного воды и вскипятите это на bagno maria (balneum MariФ), то есть вскипятите этот горшок в другом горшке с водой, кипятите четверть часа, поставьте горшок под кровать, в полночь жена должна немного смочить голову мужа в форме креста, а также sotto negli in testicoli (прим.пер.- под яичками, ит.), и произнести:
   Не тебя омыла я,
   Я омыла твое сердце,
   Вечно пусть со мною будет,
   Будь мне верен, ни с одной
   Женщиной не изменяй!
   Так нужно делать семь ночей, три раза за ночь. Потом нужно бросить горшок со всем его содержимым в поток воды и сказать:
   Брошу прочь я сей горшок,
   Брошу мысли мужа,
   Что к другим устремлены,
   Будет вечно верен мне!
   Выбросив его, нужно уйти, не оглядываясь, и три дня не подходить к этому месту".
   "Rivoque fluenti--jace ne respexeris"- "от бегущей воды- не оглядывайся". Эта часть такая же древняя, каковой она была во времена Вергилия, и я не сомневаюсь, что и все заклинание в целом в его время также считалось древним.
   Следующее заклинание называется "Чтобы причинить вред врагу".
   "Чтобы заставить мужчину или женщину страдать, нужно взять перец и (неразборчиво), какой находят в полях, вскипятить его с волосами мужчины или женщины, произнося:
   То не волосы варю-
   А все вместе я собрал,
   С его телом и душой,
   Пусть погибнет он навеки,
   Пусть он с ведьмами пребудет".
   Успех этих заклинаний зависит главным образом от серьезности и вдумчивости, с которыми они произносятся. Когда ведьма произносит их для себя или для других, она делает это выражением ужасной мстительности, которое в других вызывает дрожь. В сообществе, где все крайне суеверны, где даже государственная религия с полной серьезностью внушает, как ужасны экзорцизм и отлучение от церкви, каковы полезные свойства амулетов, следует ожидать, что человек невежественный устрашится того же самого в другой разновидности колдовства. Поэтому человек верит, что если он околдован, священником или ведьмой, он в смертельном ужасе, от этой мысли он может даже умереть.
   Другое заклинание следующее:
   "Возьмите жабу. Достаньте несколько волос вашей жертвы. Привяжите их к левой лапе жабы, и положите в жабу в накрытый чем-либо горшок. Как страдает она, так и ваш враг будет страдать. Но вы хотите, чтобы он только страдал, но не умер, тогда уберите волосы с лапы жабы, отпустите ее".
   Заставить страдать животное, чтобы ее мучения передались человеку - явление общее в колдовстве. Так же, как и в нижеприведенном:
   "Чтобы привести несчастья (il male auguro) в дом, так, чтобы все пошло плохо, возьмите черную кошку и снимите с нее шкуру, так, как страдает она, будет страдать множество людей, которые вы желаете заколдовать.(1) И, отпуская кошку, произнесите:
   С тебя кожу я содрал,
   Чтоб несчастья ты несла...
   Потом произносится имя того, кому вы желаете причинить страдания. Потом возьмите кожу или волосы, с крапивой, кожурой индийской фиги с колючками, сухими соскобами с лошадиной шкуры, с каштанами, морковью, чесноком, все это измельчите с волосами человека (мелко, мелко, che sia possibile- насколько возможно). Затем возьмите семена льна или конопли, семена дыни или тыквы и поместите все в черный глазированный горшок, а его поставьте в тайное место. Затем возьмите две свечи, связанные черной и красной нитью, оставьте их на три дня, как только они догорят, замените их. Когда три дня пройдут, ровно в полночь поставьте горшок на огонь и произнесите:
   Не варю я смесь в горшке,
   Тело я варю и душу...
   После этого положите жидкость в маленькую бутылку и бросьте в дом того, кому желаете зла, с этого момента тот человека не будет знать покоя".
   Это прелестное попурри горшка интересно прежде всего характером его компонентов, многие из которых можно найти в античных рецептах, прдназначенных для того, чтобы причинить вред врагу. Морковь как разновидность rapum, rapa, или raphanus (прим.пер.- репа, редька, лат.), связана с rabio, rabo {Greek rapiw}, по-гречески "ссориться". "Поэтому,- пишет Фридрих,- она является символом раздора". Существует множество любопытных преданий, показывающих, что она связана с злом и злыми духами.
   Простой и ясный способ поссорить людей - это купить немного травы, называемой discordia (прим.пер.- раздор, ссора, лат.). И если вы хотите отомстить (в Италии не желают чего-либо необычного), бросьте в дом и скажите:
   Не траву бросаю я,
   А раздор бросаю я,
   Пусть поселится он в доме!
   Другое заклинание:
   "Для врага. Возьмите соль и перец, подбросьте в его одежду или его дом и произнесите:
   Соль и перец- для тебя,
   Чтобы счастья ты не знал!"
   Перец вызывает вражду и ссоры. "Древние сонники,- пишет де Губернатис (Mythologie des Plantes, vol. ii.),- говорят о том, что увидеть перец во сне- плохой знак, это источник ссоры в доме и вне его".
   У меня есть два заклинания, предназначенных для того, чтобы заколдовать людей в день их свадьбы, так, что они будут совсем несчастны и не найдут согласия. Одно из них следующее:
   "Если вы хотите, чтобы женщина никогда не была счастлива в браке, возьмите в день ее свадьбы оранжевый цветок и положите туда щепотку мелкой соли, перца, тмина, sconcordia (discordia), привяжите к спине невесты и произнесите:
   Будь ты проклята навеки!
   Ни мгновения покоя,
   Когда ты у алтаря
   Будешь, горько вспоминай
   Что когда-то было в прошлом".
   В другом, si deve prendere del sangue menstruale chi viene alla donna (прим.пер.- нужно взять немного женской менструальной крови), смешать с рутой и тмином, сварить все в чистой воде, сделать из всего этого драже. Дать невесте в день свадьбы. Когда они готовятся, нужно повторять:
   Делаю конфеты я,
   Горем, скорбью их наполню,
   Для влюбленной пары (здесь приводятся их имена),
   Пусть согласья не найдут,
   Пусть бранятся каждый день,
   Пусть разрушится их брак,
   Только год один пройдет,
   То, что я сказать хотел,
   Хватит!!
   Последнее слово, несомненно, повторил читатель. У меня ест еще несколько образцов этих заклинаний черной магии, слишком отвратительных для того, чтобы их повторить, и я рад тому, что мои возможности в исследовании проклятий ограничены. С этими заклинаниями тесно связаны те, что направлены против ведьм, и иные, которые предназначены для того, чтобы привести неверных мужчину или женщину обратно к возлюбленным.
   Проклятие является основой колдовства. Браунинг заставил своего испанского монаха сказать:
   Если ненависть убила людей,
   Божья кровь не могла позволить убить тебя
   Несмотря на это, strege, как и все те, среди кого они живут, верят, что сконцентрированная, сильная, пропитанная ядом ненависть сама по себе или вместе с заклинаниями может убить. И многие из тех, кто считают себя ненавидимыми таким образом, умирают. И когда ненависть действительно пробуждается от сильной несправедливости, по причине любой, будь то сознание, таинственное действие рока или причин, находящихся вне нашего понимания- удивительно видеть, как она выпускает стрелы, раньше или позже! Не верьте ни во что, если вы хотите, не верьте даже в небеса над нами, но "напоминай о счете Орку- о счете его напоминай", на земле всегда живы те, кого ты сильно, по-настоящему обидел, и тебя настигнет возмездие. Бойся того, кого ты ударил.
   Есть широко распространенное мнение, которое преобладает среди прочих, внедренное учителями религии с особенной тщательностью, оно заключается в том, что человек хочет отомстить в глубине души, как правило, из обиды. Это вполне в духе республиканской доктрины, согласно которой меньшинство не имеет прав или vФ victis! Все это имело место в грубом прошлом, но и сейчас невозможно отрицать тот факт, что наши законы, юридические и социальные, какими их создала религия, призваны защищать нас от величайших беспорядков, которые для государства есть нечто вопиющее- через все то мы прошли. Для огромного количества злейших и наиболее сильных случаев нанесения ущерба, которые только может вынести культурный человек, вообще не существует юридического или общественного наказания. Но, как правило, терпеливо выносить оскорбления- подставить другую щеку- противно человеческой природе. Это еще может быть применено к монастырю, но не к жизни в целом. И благодаря этому живы ведьма, шаман, священник и юрист. Если бы у нас были не такие возвышенные идеалы, их было бы намного меньше. Если бы мы должны были продать все, что у нас есть бедным, мы не получили бы ничего хорошего, кроме огромной армии попрошаек, и дальнейшее развитие принципа "подставь другую щеку" развило бы только издевательства, жестокости и побои, скрывающиеся под маской терпимости. Это действительно повсеместно проповедовали монахи в средние века, результатом явился только еще больший рост жестокости, мучений, угнетений, чем когда-либо знали в любой цивилизованной стране. В должном количестве или совершенно не зная меры, для кротких дев Беато Анджелико и бесчисленных святых сообществ у крестьян отбирали последний грош, процветали грабежи, пытки, убийства. Идеал избыточного добра естественным образом нашел выражение в избытке зла. Чем мягче свет, тем чернее тени, это правило, с небольшими исключениями, в галереях, где представлены работы Анджелико и Мемлинга и подобные, с их "невыразимой сладостью" и "божественной нежностью", мы видим отвратительные картины с изображением колесования, бичевания, четвертования, сожжения заживо, выполненные с таким чувством, что становится ясно, насколько все это было дорого сердцу современника. Одно из ужасающих изобретений узаконенных средневековых пыток имело образ благословенной Девы.
  

ЗАКЛИНАНИЕ СВЯТОГО КАМНЯ И SALAGRANA

Посмотри через камень святой-

Ты увидишь танцующих фей,

Фиолетово-синие туфельки их,

Как фиалки в зеленой траве.

   Читателю должно быть известно, что на дне глубокого колодца можно увидеть звезды даже в полдень. Или же, если он посмотрит в длинную трубу, он сможет видеть объекты более четко, но не всем известно, что все свойства телескопа заключаются вовсе не в линзах. Нет, даже маленький свернутый кусок картона, как воронка, помогает нам разглядеть картины в галерее. Если мы даже посмотрим сквозь нашу руку, свернутую в трубочку или просто прикроем глаза, сомкнем веки, мы, смотря боковым зрением, видим лучше. Читатель, который хочет сохранить свое зрение в целости и сохранности, никогда не должен читать при свете ночью. У него глаза тогда будут нагружены вдвойне, от света и от букв. Тогда пусть он читает спиной к свету.
   Открытие этого принципа привело к старой вере, что, если посмотреть через освященные кольца или отверстия в камне, венок из вербены, можно улучшить зрение или увидеть вещи, обычно невидимые. Насколько сильна роль воображения в том, чтобы содействовать людям "узреть видения" и "видеть сны", я сказать не могу. Но обряд, который выполняют в Тоскане, выглядит следующим образом:
   "Чтобы увидеть духа, возьмите морской камень с отверстием, un buco tondo, с круглым отверстием, затем подойдите к кладбищу, став немного подальше от него, произнесите:
   Во имя Сан Пьетро
   И Сан Бьяджо
   Я камень сей беру,
   Чтобы духов увидеть.
   Затем повторите de profundis таким образом:
   Во имя святого Петра
   И святого Власия
   Через камень сей увижу
   Духов облик.
   Тогда вы с помощью камня увидите духов, которые не обрели покой, все в огне, chaminare in persona chome quando, erano vivi, шагающие в том облике, в каком они жили, некоторые, как священники, в черном и белом облачении. Некоторые одеты в черное, как монахи или старухи с факелом в руке. И много среди них тех, кто будучи скупыми при жизни, оставил после себя тайные сокровища, мысль о которых им не дает покоя.
   И если кто-то будет храбрым и отважным, он подойдет к ним и громко скажет: "Во имя Бога да упокоитесь вы (salvo), если скажете мне, где ваши сокровища, что я должен сделать, чтобы получить их, и да будете вы спасены!"
   Потом, если он был беден, он разбогатеет, достаточно того, чтобы он не боялся сделать то, это легкий способ стать богатым".
   Поистине, "достаточно, легко, если это будет правдой", я же должен по ходу заметить, что старуха с факелом- классический персонаж. Но по поводу камня с отверстием существует множество странных поверий, которые стоят того, чтобы их исследовали. Все началось, по-видимому, в Индии. У реки Гундак в Непале нашли камни, которые назывались шалаграма, они считались священными (2). Однажды Вишну Хранителя преследовал Шива Разрушитель, он попросил помощи у Майя (Иллюзии или Наваждение) и был превращен в камень. Но через это камень Шива, в облике червя, посверлил отверстие. Но Вишну ускользнул, а когда он снова принял свой облик, он повелел, чтобы поклонялись этому камню Обмана (сала-майя). Так как их находят на пути Салипуры или Салагры (прим.пер..- Гандак-Салагра, один из притоков Ганга), они получили это название. Они в действительности размером с апельсин и являют собой разновидность аммонита.
   В поздней Эдде мы читаем, что Один, для того, чтобы похитить мед поэзии, превратился в червя и прополз через отверстие в скале. И там все камни с отверстиями зовутся камнями Одина, или в Англии - святыми камнями. Существует множество суеверий, связанных с ними, они хорошо известны каждому, кто знаком с британским фольклором, но самое важное- то, что амулет против колдовства и ночных кошмаров - из полого камня, он соответствует Салаграма Индии. Я знаю семейство в Йоркшире, у которого есть камень в форме арфы с отверстием, он всегда висит у них позади входной двери дома. Что можно особенно отметить в индуистском мифе - это принцип, который также проявляется в норвежской мифологии и мифологии алконгинов. Это Майя, чары, иллюзия. Тора обманывают, когда он идет в Йотунхейм, она же все время летней молнией сверкает в полночных мистериях норвежской традиции, даже монах Оддо в своем жизнеописании короля Олафа провозглашает, что благодаря этому и происходили невероятные чудеса, описанные в старых легендах. Это ясно показано в сагах алконгинах, которые в целом, возможно, вели прямое происхождение от норвежской традиции.
   И поэтому интересно узнать, что почитание святых полых или будто червивых камней приобрело в Тоскане особенный облик. Однажды мне прислали из Романьи в качестве отличительного дара от союза ведьм камень, которому, как я был уверен, очень долго поклонялись. То, что его действительно почитали, было видно по небольшому орнаменту из теста, который мы часто видим на изображениях святых и младенца Иисуса. Это был кусок сталагмита с множеством полостей. Я уже видел подобные камни в магазине, где продаются всяческие диковины, за них просили невиданную цену, ибо они были талисманами, и вот передо мной еще один, который, очевидно, носили и потеряли.
   Кремень м отверстиями, как и аммонит, широко распространены в Англии, но не в Италии, поэтому его заменили на сталагмит.
   Я же бездоказательно предполагаю, что английская пословица "Он и сквозь жернов видит" возникла из поверья, что если посмотреть через дыру в жернове, можно улучшить зрение. Так как у каждого жернова есть отверстие, пословица при буквальном прочтении кажется бессмысленной. Но если взгляд через это отверстие улучшает зрение, тот, чье зрение было самым острым, видел бы дальше всех.
   С того момента, когда я написал вышеизложенное, я узнал много интересного о сталагмитах, к которым относятся в Тоскане с таким благоговением. Я нашел один на улице, его после того, как его изучили знатоки, назвали отличным амулетом. Но чтобы все было в порядке, его заново освятили, прочитав над ним заклинание и положили его в красным мешочек с тмином. Но как же был я удивлен, когда узнал, что этот камень называется Salagrana, что очень похоже на индийское слово Salagrama. Я уделили этому особенно внимание, опросив очень многих, и, наконец, узнал следующее:
   "Salagrana- это камень, который по форме очень сильно напоминает губку. Его называют камнем, но это вовсе не камень, это помет животных, называемых ronbrigoli (lombrici, or дождевые черви), которые едят только землю, они оставляют позади себя маленькие холмики, которые имеют форму камня, точнее, губки, и потом каменеют. Обычно их находят в гротах. Они отгоняют ведьм. Нужно сшить красный мешочек и положить туда salagrana с золотом, серебром и горсткой Concordia (трава), этот мешочек нужно хранить в тайне от всех. А сначала нужно произнести:
   У меня мешочек есть,
   Знаю я, отгонит он
   Злобных страшных ведьм от дома,
   Камень, зерна и прожилки,
   Дыры - их ведь здесь так много,
   Ведьме их не сосчитать,
   И застынет на пороге-
   В страхе прочь она летит,
   Буду вечно счастлив я,
   Буду вечно в мире жить.
   Примечательно полное сходство сталагмита с кучей земляных червей, естественно предположить, что именно так они и делаются. Но кроме любопытного совпадения salagrana и salagrama в заклинании есть нечто гораздо более интересное. Это отрывок, в котором говорится "Камень, зерна и прожилки, дыры - их ведь здесь так много, ведьме их не сосчитать". Это включает в себя очень древнее мистическое поверье, согласно которому когда ведьма сталкивается с большим количеством зерен, она не может продолжить делать свое дело, пока их все не сосчитает. Везде в мире, даже негры в Америке, верят, что если человек плохо себя чувствует, он должен выложить у своей кровати крест из большого количества зерен. Ведьма не сможет подойти к нему, пока она их все не сосчитает. В сказках "Тысячи и одной ночи" Амина, привидение, должно съесть все зернышки риса, одно за другим, с помощью кинжала.
   Путешественник в Персии может увидеть, что у ковров крайне замысловатый узор, так что дурной глаз, на нем останавливаясь, пытаясь проследить все линии, теряет свою силу. Таково же предназначение переплетающихся линий в кельтских и норвежских украшениях. Когда же ведьма видит salagrana, ее взгляд застывает в смущении от его дыр и прожилок. Как я уже отметил в другом месте, трава rosalaccio, не мак-самосейка, а разновидность лука-порея, иначе называемого Рис Богини Четырех ветров, получила свое называние от того, как она выглядит, прежде чем цветы распустятся, будто бы смешанные рисовые зерна, и ведьма, увидев их, должна все их сосчитать, иначе она не сможет войти, а сосчитать их все невозможно, поэтому ее используют, чтобы защитить комнату от колдовства. Читатель не может не заметить, что это перекликается с историей Амины, а также с salagrana. Сенатор Д. Компаретти предполагает, что это тосканское слово пришло от цыган.
   В дополнение к сходству слов salagrana и salagrama имеется любопытный факт, что в первое, считалось, делают черви, а в последнем они просверливают дыры.Таким образом, независимо от сходства названий, у нас есть совпадение, намного примечательнее, в том, каким камням поклонялись в Индии и в Италии. В итальянском salagrana не всегда есть дыры, но у него вид пористый с неровной поверхностью, что должно было остановить дурной глаз (3).
   ЗАКЛИНАНИЕ РАКОВИНЫ И МЕЛОДИЯ КАМНЯ
  
   Встряхни ее - она проснется,
   И приложи же к уху своему
   Ее рот ласковый,
   Она все помнит, августа обитель
   И шепот моря...
   "Касались ее, она будто пела, и то были строки песен сирен"
   "Что труба, что берега, что рога, которые поют хрипло,
   Каждый легкий камыш, поющий сладко"
   Иоанн Преториус, 1665
   Немногие осведомлены о способности, которой обладает ухо, способное научиться слышать воображаемые звуки, так, что они становятся воспринимаемыми. Феи, которые даруют нам такое количество образов посредством звуков, должны быть крайне доверчивыми маленькими леди, притом склонными обманываться. Если мы только в то поверим, устремим все внимание на какой-нибудь непрерывный звук, мы можем расслышать в нем слова, читатель сам может провести эксперимент, и он будет поражен успехом испытания. Таким образом, если будет сквозняк, шесть человек в комнате его ощутят, пять из них сойдутся во мнении, что они разобрали несколько слов, и они заставят поверить и шестого в то, что он это также слышал.
   Цыгане в Венгрии (см. "Цыганское колдовство") верят или заставляют в то поверить других, что если слушать раковину, можно разобрать отдельные слова. Простак слушает обычную раковину. Потом ему завязывают глаза, раковину заменяют другой, той, в которой есть отверстие, к которому подносят трубку. В нее что-нибудь говорит цыган. Одну такую раковину с трубкой показала мне цыганка у Будапешта.
   Тесно связано с такой телефонной трубкой, следующее, что я узнал от тосканской ведьмы:
   "Для ракушки вам нужно взять нить или веревку, которая привязана к дереву, она должна быть три или пять braccie (прим.пер.- рука, ит.) в длину или даже больше, но всегда нечетное количество, один конец привяжите к дереву и произнесите:
   Дух ракушки, дух ракушки,
   Я о милости прошу,
   Я хочу услышать только
   Звуки: пенье петуха,
   Лай собаки
   И мяуканье кота,
   Если что-то я услышу
   В той ракушке, что у уха
   Моего - так это знак, что придет ко мне удача".
   Это достаточно непонятно, но, по-видимому, шнур используется как телефонная линия для того, что передать голосу колдуньи, так, как это делается через трубу. Так работает гадание.
   В небольшой работе под названием "Il Libretto di Stregonerie", напечатанной во Флоренции, "Книга колдовства" я нашел другой способ гадания по звукам, или звуковой иллюзии. Он называется L'amante nel pozzo или
  

ЛЮБОВНИК В КОЛОДЦЕ

   "Возьмите камень достаточно большого размера, такой круглый, какой вы сможете найти, идите ночью к накрытому колодцу, лучше, чтобы он находился в поле или в саду. И как только часы пробьют час, бросьте камень с как можно большим шумом, con gran fracasso, в воду.
   Затем внимательно слушайте звуки, получившиеся от падения камня. Они могут быть немного спутанными и смутными, не совсем понятными, но, немного проявив терпение, слушая внимательно, можно в звуке, который издает камень, упав в воду, можно различить имя человека, который должен жениться, или услышать ответ на другой вопрос".
   От намного человека более сведущего, от живого знатока, я узнал, что это заклинание можно использовать для того, чтобы причинить вред врагу. Подойдите к реке, бросьте в воду камень, со всей силой и злобой, на которую вы способны, и произнесите:
   То не камень я бросаю,
   Там, внизу, струится счастье,
   Пусть же.... (имя) оно покинет,
   Пусть река его уносит.
   Есть древний способ гадания по камням, брошенным в воду, но он относится скорее к зрению, не слуху. Автор Tractatus Magicus (1611) приводит нам его без каких-либо ссылок, но его авторитетные источники в большинстве своем классические писатели.
   "VariФ ejus sunt species divinationis per aquas . . . alia conjectis in aquam stativam tribus lapillis et observatis gyris, qui trifariam invicem implexi circa lapillas sumitur."
   Это значит, что нужно бросить три камешка в воду и по кольцам, которые появятся, судить о том, что произойдет. Я из этого сделал только один вывод: круги - это как репутация после деяний людей, которые поистине велики, сначала они могут быть в одном месте, вскоре исчезнуть, распространяться далеко, но становиться при этом все тоньше.
   "Слава- это будто круги на воде".
   В древности считали, что в камнях заключен голос, который может выходить оттуда по-разному. Есть интересная статья о гадании в бюллетене святого Джеймса, февраль 1881 года, который я где-то уже цитировал, там я нашел следующее:
   "Величайшие и авторитетные маги шестнадцатого и семнадцатого века верят, что Гелен предсказал падение Трои с помощью особенного гадания, известного как литомантика. Ночью камни омывают при свете факела до рассвета, очень важным для того, чтобы все прошло успешно, является то, что человек, который это делает, должен быть покрыт тканью. Прочитали семь молитв и поклонились семь раз, камни же ответили сладким и низким голосом на вопрос, который был задан.
   Поистине, и в камнях содержатся проповеди, они их запоминают, когда слышат. Одного ирландского святого, который был слепым, мальчишка озорник попросил прочитать проповеди камням, и когда он закончил, все камни пропели: "Аминь!"
  

ЗАКЛИНАНИЕ УЛИТКИ

  
   Улитки издавна считались мистическими созданиями. Полагали, что так же, как они за собой оставляют слизистый след, так и оставляют они в нем свою жизнь. В Псалме LVIII. 8 о несправедливых судьях говорилось следующее: "как улитка, которая истаивает, пусть исчезнет каждый из них". Как слизняк, улитка без раковины исчезает, если ее посыпать солью, они и кажутся дьявольскими, ибо дьявол соли не выносит, есть множество древних гаданий, которые заключаются в том, что около улитки кладут палочку, по тому, как она на нее заползает, судят о том, что должно произойти. Ибо quas esse androgynas putat Herodotus (Геродот полагает, что они гермафродиты), они могут предопределить события, у которого может быть два исхода или исход которого сомнителен.
   Старинное гадание с улитками до сих пор существует в Тоскане, выглядит оно следующим образом:
   "Возьмите одну из них и вазу, и много плюща и виноградных листьев, душевик (прим.пер.- растение), повесьте вазу на дерево, как зонтик (перевернутый?), положите туда два изображения- любовника и дамы, к которой он должен посвататься, одно с одной стороны вазы, другое- с другой, накройте белой тканью, положите улитку и произнесите:
   Во имя Отца,
   Сына
   И духа злого,
   Любовник любит ли другую?
   Через три дня посмотреть, поползла улитка к изображению мужчины или женщины. Если к первому, то он верен, если к последнему, это признак его неверности".
  
  

ПЕНИЕ ПЕТУХА

  
   Однажды я спросил мудрую женщину, сильно ли изменились крестьяне в последнее время в связи с образованием и новыми идеями. Она ответила:
   "Da vero, Signore (Правда, Синьор), сейчас все не так с нашими старыми делами. У крестьян дела идут лучше, но к ним приходят новые идеи, и они не представляют, что с ними делать. Если что-то хоть раз пошло не так, всегда это значит malocchio, сглаз на ней, они всегда прогоняют его. Всегда были и хорошие знаки, если поет петух, это было добрым знамением. Тогда они говорили quando il gallo canto (прим.пер.- когда поет петух, ит.)
   Прекрасный петух, что поет
   Этим радостным утром весенним,
   Пой для меня, принеси мне удачу!
   И дому всему моему!"
   Ведьма была права, говоря или подразумевая, что эти знамениями были некогда серьезной вещью, тем, что пронизывало все сферы жизни. И пение петуха было ободряющим и очень важным знаком для всех христиан. Таким образом преподобный Георгий Стригентий, который был пастором суперинтендантом асессором саксонской консистории кюрфюста в Мессене, в семнадцатом веке, проповедовал свое Галлиначио или проповедь о крике петуха первосвященника в Иерусалиме следующим образом:
   "Другие птицы служат своей песней человеку только для радости и увеселения. Но петух помогает человеку вести домашнее хозяйство и в другой работе, так что им не стоит пренебрегать".
   И древний епископ Амброзий говорит на своей ласковой латыни, практически песней, следующее:
   "Est galli suavis in noctibus, nec solum suavis sed etiam utilis. . . . Hoc canente lutro suas relinquit insidias. Hoc ipso Lucifer excitatus oritur, cœlumque illuminat."
   А ночь еще тиха, пропел петух,
   Нет сладостнее звука на земле,
   Для человека, он, как верный страж,
   Души смятенной и тревоги полной,
   С рассветом пробуждается...
   И солнце светом небо золотит,
   И радость льется в тихие сердца,
   Спокойно море, в благостной молитве
   Склоняются селяне, шелестят
   Страницы книг прилежных школяров.
   Пропел петух - отрекся дважды Петр,
   Мучительная боль сжигает душу,
   Но раскаянье, светом озаряя,
   Ее излечит...
   Очень хороший знак, когда петух часто поет ночью (4). Это было известно беотийцам (Плиний, 1. 10, c. 25), это вдохновило их так, что они победили спартанцев. "Ибо, когда петух побежден, он не кукарекает". Об этом Иоанн Преториус заявляет, что вещь это бессмысленная и тщетная, так как людям следовало бы промолвить: "Да ну!", ведь Моисей запретил иудеям внимать пению птиц или гадать по нему ,в связи с этим вспоминается отрывок из романа Левера, где героя в Тринити колледже Дублина оштрафовали за то, что он держал у себя "певчих птиц", птиц, которые были петухами для боев. Мы, однако, вместе с Шекспиром еще может верить, что в канун Рождества:
   Птица зари поет всю ночь напролет.
   Но добрый Амброзий, как видно из его произведений, было намного лучше знаком с Новым Заветом, нежели с Ветхим. И, тем не менее, евреи для петуха сделали исключение, Талмуд говорит, что, когда он кукарекает, нужно произнести: "Да благословен будет Вечный Тот, кто научил петуха отличать день от ночи". И по этому поводу Фридрих проницательно замечает: "В то время у них не было часов, поэтому в каждом доме они держали петуха".
   Это напоминает мне сон, который я однажды видел в Брайтоне в 1871 году. Мне привиделся некий человек, который мне сказал: "В древности люди узнавали, который час, благодаря пению петуха, сейчас они для того используют механические средства. На что я, презрительно, ведь он мне говорил такие общеизвестные вещи, как будто я был ребенком, ответил: "Ясно, сейчас мы спрашиваем, сколько времени, тогда они спрашивали, сколько петухов" (прим.пер.- игра слов, в оригинале "Now we ask what o'clock it is--then they inquired what o'cock it was"). И, обрадовавшись, я проснулся.
   Применительно к этому необычному сну я расскажу другой, который был не менее странным. То было во Флоренции, в январе 1871 года. Мне приснилось, что я был в блистательном французском светском обществе прошлого века, чьим coryphИe была остроумная и прекрасная герцогиня. Некто попал во сне в высший свет. И там присутствовал господин, который был совсем недалеким, но его сын был не только остроумен, но и вдохновлял шутить других, он предложил сказать ему сказать нечто оригинальное. После чего хозяйка молвила с утонченной изысканностью: "Mais Monsieur, voila une merveille sans pareille--vous avez absolument fecondИ votre pХre!" (прим.пер.- Месье, вы абсолютно уникальны, вы практически оплодотворили своего собственного отца", фр.).
   Меня преследовала мысль о том, что это сон (который я вспомнил, когда проснулся, так отчетливо, будто бы он был напечатан) вытекал из ранее написанного мню о петухах и магии, но я не мог увидеть никакой связи, пока однажды мне не пришло в голову, что в древности считали, что петух, под влиянием демона, откладывал яйцо, из которого вылуплялся василиск, потрясающе ужасное существо, то есть, bon mot, он был fecondИ (прим.пер.-оплодотворен), и как раз это герцогиня (которая говорила, предположительно, с Сен-Жерменом) и имела в виду.
   Ибо, как говорит Лактанций (у меня есть копия его работ, издание: Женева, 1613, которую я купил за три пенса на вышеупомянутой тачке), демоны, которые не являются ни ангелами, ни людьми, но есть разумные существа, peritos ac rerum scios (знающие, сведущие). "Они изобрели астрологию и этрусские гадания, предсказания, магию, мифологию, и, кроме того, научили людей, как украшать и придумывать образы изысканной красоты давно исчезнувших королей и наделять их другими именами. Здесь храмы и новые образы - hinc templa devoventur et vovФ imagines consecrantur- поэтому им было легко создать василиска, пошутить. Потом они выросли до богов, а ранее были людьми". Такова доктрина Эвгемера из Мессины, которая пронизывает всю римскую мифологию.
   "И петухи были яйцами, скромными и незаметными,
   И боги когда-то были людьми, а сейчас они так велики!"
   "Namque Deus, DФmon et heros, unus idemque erat rudibus hominibus- Бог, дьявол и герой когда-то были первобытными людьми прошлого",- так говорит Элиас Шедиус.
   К этой мистической птице, которая отделяет ночь ото дня естественным образом прилагалось гадание, хотя, может быть, значимая традиция отсутствовала.
   Писатель в бюллетене святого Джеймса, январь 1881 года, определяя его полностью и точно, пишет: "Гадание- одна из древнейших разновидностей черной магии, всегда она же и была самой популярной. Оценивая гадания, можно установить, что средневековые маги как представители гадательной традиции стали единственными, чьими методами до сих пор пользуется цивилизованное человечество. Но и это не самое интересное и любопытное, хотя и много писали о том, как находить воду, но и это должно уступить гораздо более мистическим методам гадания. Некоторые из этих забытых ритуалов ведут происхождение со времен каббализма, другие изобретены колдунами в золотой век магии. Их существует множество, самых разных: простые, фантастические, отвратительные. Секреты будущего и прошлое можно раскрыть, наблюдая за тем, в каком порядке петух клюет определенное количество зерен пшеницы, написав имя подозреваемого на луковице, по отблеску пламени лампы, по тому, движется или нет челюсть осла, когда ее поджаривают и множеством подобных нечестивых способов".
   Гадание с петухом (алектомантика на мистическом языке) было предпочтительным для того, чтобы установить имя человека, будь то вор, враг, наследник, будущий муж или будущая жена. Когда солнце или луна были в Овне, на полу в закрытом пространстве разбрасывали множество зерен пшеницы, как будто бы они были буквами алфавита, несколько зерен в каждой куче. После того, как это сделали, произносили: "Ecce enim veritatem" (прим.пер.- ибо это истина, лат.). Затем брали молодого петуха, совершенно белого, и отрезали ему когти. Их заворачивали в маленький кусочек пергамента из кожи ягненка, на котором писали два слова на иврите, затем это проглатывал петух, подразумевалось, что он был достаточно голоден, чтобы съесть такое необычное блюдо. Держа петуха в руке, колдун читал заклинание: "O Deus creator omnium, qui firmamenturn pulchritudine stellarum formasti, constituens eas in signa et tempora, infunde virtutem tuam operibus nostris, ut per opus in eis consequentur effectum. Amen" (прим.пер.- О Господь, творец всего, кто создал небосвод и красоту звезд, созидающий знамения и времена, влей силу Твою в труды наши, чтобы труд наш был успешен. Аминь., лат.). Потом ставили петуха перед зернами, в это время повторяли два стиха из Псалмов, которые начинаются: "Domine, dilexi decorem" ("Господь, пред красой я преклоняюсь"). Внимательно отмечали каждую кучку, из которой клевал петух, как букву, обращая внимание на те, попробовав зерно из которых, он возвращался, по причине того, что та же буква повторяется в именах собственных. Записанные буквы указывали на запрошенное имя. Говорят, что император Валент использовал этот метод, чтобы узнать имя своего преемника. Буквы были Феод, действительно за ним правил Феодосий Великий.
   Этот итальянский обычай переехал в Лондон, я имею в виду то, что специально обученные маленькие птицы за пенни выбирают лотерейные билеты или бумажки предсказания.
  
   ГАДАНИЕ С ПЕПЛОМ
   "Кроме того, для предсказания будущего обычно пользуются пеплом"- Tractatus Magicus, 1611
   Это очень интересная тема, она происходит из глубокой древности и упоминается во множестве работ. В одной из них автор Tritium Magicum, по-видимому, ссылаясь на Диона Кассия, пишет:
   "И они привыкли гадать по пеплу от жертвоприношений. И до сих пор остались пережитки этого: то, что есть предмет гадания, нужно написать на пепле палкой или пальцем. Потом пепел перемешивается свежим ветром, и нужно посмотреть, какие буквы получатся после того, как все перемешается. Или три девушки, которые хотят знать, которая из них выйдет замуж, рисуют на пепле три линии. Он приказывает каждой выбрать линию (sulcum) и повернуться к ней спиной так, чтобы они их не видели, пока другая указывает щипцами, и пока одна не выберет три раза подряд одну и ту же борозду, и та, что сделает это, будет его женой".
   Тосканский ритуал, как рассказали мне, выглядел следующим образом:
   "Возьмите бокал или полную чашку чистой воды (горячей) и три стула, на которых в одно и то же время должны сидеть три девушки или три женщины. Все они должны взять щепотку соли и бросить ее в кипящую воду. Та, чья соль растворится первой- самая счастливая. Потом каждая должна взять маленький шерстяной мешочек, полный золы, пусть они сидят все вместе с чашкой посередине, все в черном, с черными вуалями и у каждой есть облатка, которая отмечена с чашкой.
   Чтобы получить ее, они должны пойти в церковь, участвовать в обряде и когда священник дает им облатку, они должны взять ее в руки так, чтобы священник это не заметил. Потом, когда они отмечены чашкой, не нужно их благословлять, но на двух из них пусть будет специальная отметка или картина в виде сердца цветка, пусть они знают, что его нарисовали над чашей шипом из сердца цветка.
   Каждая затем должна бросить пепел со своей облатки в кипящую воду и произнести, или пусть одна из них скажет:
   То не пепел я бросаю,
   То облатку я бросаю,
   Не облатку я бросаю,
   Тело я с душой бросаю...
   (здесь указывается имя)
   Пусть меня возьмет он в жены,
   Пусть мне счастье принесет (5).
   Потом они должны поместить руки за спину и сделать знак castagna и не оборачиваться, чтобы посмотреть на чашку, четверть часа, и потом они должны посмотреть, плавает ли облатка на поверхности. Если только одна плавает, а желание загадали три, той, чья облатка плавает, милость будет оказана, если не плавает ни одна, ни одна не будет счастлива. И потом они должны уйти не оглядываясь".
   Это соответствует древней традиции- той, когда пепел используют три женщины, они уходят не оглядываясь. Все потом выливают в поток воды. И это напоминание о Вергилии и Феокрите:
   "Здесь пепел собирает на восходе первой звезды, поток несет его до ближайшей отмели, одна из служанок бросает его на песчаные скалы и должна поспешить и вернуться назад".
   То, что делает это тосканское заклинание гораздо более интересным - полное изложение того, как ведьмы Средневековья используют освященные облатки в колдовстве. Павел Грилландус в своей работе De Sortilegiis говорит об это с жутким страхом и пишет, что женщины использовали их в любовных заклинаниях: "In istis etiam sortilegiis ad amorem ut plurimum admiscentur sacramenta ecclesiarum, sicut est hostia consecrata" ("для того тех, кто гадает на любовь, участвует в священных церковных таинствах, так как там есть священная облатка) (PAULUS GRILLANDUS, Tractatus de HФreticis et Sortilegiis (Lyons, 1547), lib. ii., fol. 20, 21). Грилландус наблюдал несколько подобных случаев, однажды один священник забрал сам облатку, сам произнес заклинания- verba satis turpia atque nephandaque hic referre non expediat ("слова в достаточной мере глупые и нечестивые, чтобы их воспроизвести здесь"). Я ничуть не сомневаюсь, что nephanda или нечестивые слова- те же самые, что и в итальянском заклинании. Nephanda озаначает, что Грилландус не хотел бы давать приводить своим читателям дурные заклинания, но он не возражает против того, что они будут писать с ошибками (прим.пер.- в оригинале игра слов "bad spells"- дурные заклинания, "have bad spelling"- писать с ошибками). Его ведьмы пишут часто ужасные слова кровью на облатках, иной раз они измельчают их и растворяют в вине. Примечательно то, что он, искренне веря, что подобное использование облатки есть величайший грех, все-таки предал огласке этот факт. Он действительно говорит нам о подобном случае, когда он не видел и не ощутил, что это привело к какому-либо результату, это выглядит так, будто бы он сам пытался сделать это, но верящие в магию могут сказать, что он не хотел афишировать свое присутствие. Или он предал огласке эту мелочь, надеясь получит какую-то выгоду?
   Иногда ведьмы посыпают людей пеплом, это становится причиной ужасных кожных болезней. Читая доказательства подобных деяний в Хомбурге, les Bains, я встретил одного слепого старика, который хорошо знал некоторых профессоров, хотя он был всего лишь бедным плотником, он сказал мне, что ведьмы, из особенного мелкого щебня изготавливают пепел и посыпают им своих жертв, те страдают потом шесть лет. "Многие,- сказал он,- смеются над этим, но это правда".
   Пепел-это древний символ смерти, прошлого, того, что ушло в небытие. Pulvis et umbra sumus. (Мы есть прах и тень). Примечательно, что у древних славян было гадание по пеплу, похожее на римское. Женщины садились кругом у очага и наугад рисовали линии в пепле. Потом они их считали, если их число было четным, это было счастливым знаком. (Швенк. Мифология славян, p. 24). Почти так же гадают и сегодня в Польше. Пепел разбрасывают на полу вокруг кровати больного, и мудрая женщина по линиям предсказывает, выздоровеет ли пациент (Гримм, Немецкая мифология, vol. ii., p. 1117).
   По поводу пепла и мертвых я упомяну, что в 1885 году в Пенсильвании немец сжег тело своей жены, факт, упомянутый в прессе как прискорбный, мерзкий, отвратительный, языческий. Я, однако, защищая немца, писал в Бюллетене Филадельфии, что сожжение мертвых в целях общественного здравоохранения и развития торговли углем должно быть распространено повсеместно. Так можно было бы навсегда заставить исчезнуть холеру и желтую лихорадку. К моим замечаниям даже некоторое время в Соединенных Штатах, где свобода слова не является чем-то необычным, прислушивались. Я не могу сказать, что я был первым защитником кремации в наше время, но точно я был одним из VorgДnger или первопроходцев.
   Примечания:
      -- Злая сила значительно возрастет, если материалы (красный клевер, сера, толченое стекло и красная фланель или красные семена индийской репы) связаны в кусочек шкуры, оторванной от бедра живого кота.- Мэри.А. Оуэн
      -- 334:1 NORK, Etmologisch-symbolisch, Mythologisches RealwЖrterbuch, vol. iv., p. 198. WILFORD, Asiatic Researches, vol. xiv., p. 413. FRIEDRICH, Symb. der Natur, p. 124. TEMME, Volksagen v. Pommern und Rogen, p. 125. Also a monograph pamphlet by G. OPPERT.
      -- Этот раздел о salagrana, немного расширенный, был прочтен на Восточном Конгрессе в Лондоне в 1891 году.
      -- Очень плохой знак, если вы слышите пение петуха до полуночи. Это предвещает неприятные события до следующей ночи, так говорят все негры- Мэри. А.Оуэн
      -- Т.е. его любовь
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"