Ноульсон Шарпер Т. : другие произведения.

Вампиры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Для того, чтобы найти первые упоминания о вампирах, мы должны обратиться к древним ассирийским и халдейским записям, но они не делают ничего более, чем просто информируют нас о существовании этих чудовищ и их нападениях, там нет того, что бы объяснило их существование и их поведение. Они воспринимали это как факт. В некоторых частях света, в особенности в Европе, в Сербии и Австрии, некоторых районах Балкан, страх перед вампирами еще жив, но не в среде интеллигентных и образованных людей, а среди невежественного крестьянства. Но было бы несправедливым по отношению к разным странам так широко обобщать, если быть точным, то стоит сказать, что суеверия, связанные с вампирами, живы в тех изолированных районах, где воспоминания о причиненных им разрушениях особенно сильны.
   "Дракула" мистера Брэма Стокера вызвал большой интерес к такой стране из-за того, что в ней действительности существовали феномены, упоминавшиеся в истории. А когда за ним последовал "Современный вампиризм: его опасность и как его избежать" О.О. Ивза, книга, по поводу которой у меня есть, что сказать, но я обращусь к ней позже, стало ясно, что среди нас есть те, кто считает, что в вампиризме есть что-то истинное.
   То, что вампиризм не внезапно возникшее суеверие, видно из еще более ранней книги Герберта Мэйо, доктора медицинских наук, бывшего главного хирурга госпиталя Мидлсекса, профессора Анатомии и физиологии в медицинском колледже. Книга не имеет названия, содержание ее составляют народные суеверия, и датирована она 1851 годом. После описания того, как ведут себя вампиры и как избежать их нападений (в соответствии с самыми уважаемыми источниками) доктор Мэйо продолжает и говорит: "Это не вымысел фантазера. Это краткий отчет о суеверии, которое и по сей день живо в Восточной Европе, чуть более века назад оно было широко распространено. Тогда вампиризм, как чума, разошелся по Сербии и Валахии, отчего множество людей погибло, он вызывал страх перед визитом загадочных пришельцев, от которых никто не мог считать себя защищенным. Здесь есть что-то вроде стойкого, обоснованного, распространенного поверья. Разделяю ли я его? Я не могу этого не делать. Исторические факты говорят сами за себя: люди умирали, подобно разложившимся овцам, причина их смерти и способ, которым ее причинили, были таковы, как я только что это изложил". Потом доктор Мэйо начинает перечислять причины, почему в то, что действительно в упоминаемых м местах имел место вампиризм, цитируя пространные документы, подписанные полковыми хирургами, которые формально подтвердили подполковник и младший лейтенант, Дата- 7 июня 1732 года, место- Меднегна, около Белграда. Приведенный ниже пример даст читателю представление об их содержании. "Женщина по имени Милица умерла после болезни продолжительностью три месяца. Тело лежало в могиле девяносто дней. В груди была жидкая кровь. Тело узнал гайдук, который подтвердил, что оно находилось в гораздо лучшем состоянии, чем то, в котором женщина пребывала при жизни". Это согласуется с теорией, что "вампиры- это мертвецы, которые продолжают жить в могиле, однако они покидают ее ночью, чтобы найти кровь тех, кто жив, ибо ею они питаются, она же позволяет им пребывать в добром здравии". Занимаясь прежде всего вопросами физиологии, доктор Мэйо утверждает, что начало империи вампиризма могли положить несколько преждевременных захоронений, что вампирами являются те, кто был похоронен заживо. Это утверждение заслуживает того, чтобы остановиться на нем подробнее. Многих людей хоронят заживо, если мы поверим свидетельствам дотошных исследователей, но все же мы не наблюдаем таких вспышек вампиризма, как в восемнадцатом веке. Кроме того, что же было причиной того, что человека заставляли задохнуться, заключив его в гроб и поместив на глубину семи футов? Что же там было такого, после чего средний биржевой маклер не сохранял жизнь и свои силы ? Вот вопросы, которые мы не можем проигнорировать.
   Доктор Мэйо приводит подходящее объяснение действий вампира, когда тот впадает в ярость. Дух вампира, который приходит к его жертвам и сосет у них кровь, все-таки дух крайне призрачный. Но он полагает, что смертельный транс жертв вампира может распространиться подобно эпидемии, если вампир будет использовать силу внушения. Правда, все от начала до конца - всего лишь догадка. Мы можем лишь заставить людей поверить в то, что с ними нечто проделал вампир, воображение завершит работу.
   Действительно, неприятно читать современные книги по этой теме, открыть одну из них и сразу же увидеть первые слова автора: "Недостаток места мешает привести большое количество подробных и тщательно проработанных доказательств. Большинство утверждений проверены более, чем одним исследователей, из числа тех, кто занимался этим вопросом, наблюдателями, которые развили в себе способности, которыми обладают все, но в скрытом виде". Когда мистер Ивз начинает писать в подобной манере, мы понимаем, какую ценность имеют его истории, его аргументы, его выводы. Конечно, для него источник суеверий, связанных с вампирами- факт, что вампиры некогда существовали. Дурной человек умирает и не может расстаться со своим земным существованием. Он стремится назад, и вампиризм- один из способов сделать это. Мистер Ивз пишет: "Если кто-то погибал из-за последствий несчастного случая или кончал жизнь самоубийством, когда не были совершены необходимые приготовления, когда он был полон жизненных сил, но жизнь покинула его, они будут жить, что совершать ужасные дела подобного рода. Их бросят на произвол судьбы, так сказать, с их страстной натурой, направленной против них самих, они должны будут остаться в подобном состоянии, когда к ним не придет смерть согласно обычному порядку вещей. Если в двадцать пять лет убили человека, который должен был дожить до семидесяти пяти лет, так он проживет полвека. В случае самоубийства, когда они не дожили до конца, а сами убили себя, в них страстно горит желание вернуться на землю.
   Именно в этом и заключается одна из опасностей вампиризма. Если того, к чему они стремятся, нельзя достигнуть без физического тела, перед ним открыты два пути. Один из них- это воспользоваться чужим телом. Для того они должны поглощать эманации, выделяющиеся из крови и алкоголя, пивные и скоботойни полны этих несчастных созданий, которые собираются здесь, чтобы найти себе пищу. С этой точки зрения обычай предлагать кровь жертв, дабы умилостивить обозначенных выше созданий, описанных во множестве манускриптов, становится понятным, и история магии полна подобных примеров. Не удовлетворяясь, однако, подобным продлением своего существования на низшей астральном плане, эти существа завлекают людей с порочными наклонностями, вынуждая их впадать во всяческого рода излишества, предавать чувственным наслаждениям и прочим порокам. Каждый раз, когда человек поддается искушению, власть, которою имеет над ним это создание, становится все сильнее и сильнее, оно завладевает его волей, наконец, он окончательно подпадает под его власть. Сколько тех, кто жил непорочной жизнью, под влиянием момента совершали какое-то ужасное преступление и общественность поражалась, как они могли сотворить такое. Объяснение, которое они давали после преступление заключалось в том, что они не могли объяснить, что побудило их это сделать, но они почувствовали, что ими овладевает внезапный импульс, и поддались ему. Здесь, без сомнение, видно зарождение концепции искусителя, и часто хочется более выразить сочувствие, нежели обвинять в подобных случаях.
   Если в каких-то случаях можно признать необходимость цензуры книг, то это относится к таким случаям, как современный вампиризм. Молодая девушка с нервным складом характера легко может впасть в одержимость, читая о нем, даже исключительно только посредством силы воображения. Мистер Ивз вполне искренен и имеет в виду только хорошее, но вред его книги в руках некоторых людей вполне ощутим. Несомненно, мыслить и жить "чисто" есть защита от всяческого зла в обыденной жизни, но он выступает за использование чеснока и маленьких блюдец с азотной кислотой для того, чтобы прогнать вампиров, посему мы и задаемся вопросом, не живем ли мы в средние века.
   Резюмируем: источник суеверий, связанных с вампирами, лежит в невежестве древних народов, тех, кто хоронил мертвецов в земле, тем, кто сжигал их, чужды суеверия подобного рода. Захоронение в земле всегда влечет риск преждевременного погребения, хотя нет никаких причин не думать, что человек, заживо погребенный в гробу, не умрет от удушья, невежественные крестьяне, казалось, воображали, что он может жить, выходя наружу ночью в поисках крови живых, чтобы продлить свое существование. Стоит отметить, что во все это постепенно перестают верить в связи с распространением образования и воспитания. Визиты же вампиров, как записано в истории, имели все признаки эпидемии, даже доктор Мэйо не мог не признать, что человек, у которого была сильная болезнь или которому она угрожала, мог вообразить, что он подвергся нападению вампира, и так заражение распространялось над другого. Вампиризм- это еще одно подтверждение превосходства силы духа над телом. Все дело в навязчивой идее. Мистер Стэнли Редгроув цитирует пример из книги Дж.Дж.Фрэзера "Труд души":
   "В качестве примера живой силы воображения можно привести суеверия маори, связанные с табу. Согласно маори, если некто коснется предмета, которые является табу, он непременно умрет, табу- это своего рода талисман наоборот". Профессор Фрэзер пишет: "среди маори были известны случаи, когда некоторые из них умирали от чистого испуга, узнав, что они нечаянно съели остатки ужина вождя или использовали то, что ему принадлежало, так как эти предметы сами по себе являются табу". Он приводит следующий пример: "Женщина отведала несколько прелестных персиков из корзины, ей сказали, что они выросли из места, которое табу. Сразу же корзина выскользнула из ее рук, он закричала в агонии, что atua, бог-покровитель вождя, которого она осквернила, убьет ее. Это случилось полдень, в двенадцать часов на следующий день она умерла". Для нас силы табу не существует, для маори, которые безоговорчно в нее верят, это вполне реальная вещь, чья сила, однако, пребывает, не во внешнем мире, а в его собственном разуме". Совершенно верно. И сила вампира- сила идеи.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"