Любой британец, хорошо знакомый с Библией, легко объяснит, откуда взялось суеверие, связанное с колодцами и источниками. "В сухих и жарких странах вода обладает огромной ценностью, она настолько необходима, что на ее источники смотрели всегда, как на нечто божественное, истинный дар богов. Остатки этого суеверия еще существуют в силу естественных причин". Но такого объяснения недостаточно, так как оно всего лишь проистекает от недостатка воды на Востоке и экономической необходимостью, вызванной этим. Помимо этого, все же, существуют доказательства того, что все народы относились к колодцам и источникам с религиозным благоговением, фактически религиозный элемент всегда превалировал, несмотря на то, что налицо органическая связь между материальной выгодой и духовным идеалом, связь эта очень слаба в старанах с влажным климатом вроде Ирландии, где одно время поклонение колодцам было Аким же удивительным, как где-то на Ближнем Востоке. На острове недалеко от центра Лох Файн было место, которое облюбовали паломники, желающие освободиться от своих грехов, путешествие по воде было одной из важнейших частей предприятия. Верили, что легче освободиться от грехов на острове, чем на материке. В Шотландии (Тулли Бэлтэйн) есть храм друидов, состоящий из восьми вертикально поставленных друг на друга камней. На некотором расстоянии от него есть другой храм, и около него- колодец, к которому относятся с глубочайшим почтением, сообщает автор "Джентльменс мэгэзин": "Утром в Бельтайн суеверные люди идут к этому колодцу и пьют из него, потом они девять раз его обходят, после этого они таким же образом обходят храм. Это языческое суеверие так укоренилось в умах людей, что они, считая себя добрыми протестантами, не пренебрегут этим обрядом, даже если Бельтайн выпадет на субботу". Рядом заметкой мы можем поместить и другую (взятую из Статистической ведомости Шотландии, vol. xii., 1794). Упоминаемое место- Киркмайкл, в Банфе. Рядом с приходской церковью есть источник, когда-то бывший очень известным, в древности он был посвящен святому Михаилу. Многие излечились на этих водах, многие подтверждают эффективность их полезных свойств. Но так как поклонники всегда капризны и склонны к тому, чтобы прекратить обращать на кумира внимание, сейчас он совсем забыт, заброшен и зарос сорняками. В его лучшие дни все было совсем не так, за ним присматривал крылатый страж, некое подобие мухи, он никогда не знал отдыха. Если рассудительная дама желала знать, в чем заключается источник недомогания ее мужа, а сгорающая от любви нимфа- ее томного обожателя, они посещали источник святого Михаила. Они с благоговением взирали на каждое движение благосклонного стража, являлся ли он радостным или печальным, знамения, полные соответствующих эмоций, волновали грудь полных тревоги почитателей. Как тибетский Далай-Лама или король Великобритании, который согласно фикции английского закона никогда не умрет, летающий страж источника святого Михаила, полагают, свободен от законов смертности. Для взора невежественных он мог иногда показаться мертвым, но согласно воззрениям друидов, это было только переселение в подобную оболочку, что практически не влияло на его истинную сущность. "Не позднее, чем две недели назад (дополнение) тот, кто писал эту заметку, нашел очень занимательным рассказ старика, который жаловался на упадок в нынешние времена, в частности, презрение, с которым относятся к тому, что некогда было объектом поклонения, неразумная толпа. Если бы немощь его, свойственная его возрасту, и дальнее расстояние от его дома не мешали ему, он бы поклонялся источнику святого Михаила, посещая его. Он бы очистил его от ила, прорыл бы ручей, посадил бы по краям благоухающие цветы, и однажды, как в дни юности, насладился бы видом летающего стража, который бы игриво скользил над бурлящим водами и своим маленьким хоботком пил бы сладостную росу".
В Уэльсе отношение к святым источникам несколько отличается от того, которое существует в других частях страны, возможно, из-за того, что их медицинские или лечебные свойства были теснее связаны с религиозным элементом. Холиуэлл (или источник св. Уинфреда) был знаменит среди больных паломников еще в четырнадцатом веке, и современные туристы, которые ездят в Уэльс, до сих пор встречают там паломников, направляющихся к источнику святого Уинфреда в надежде излечить свои недуги. Пеннан в своем "Путешествии в Уэльс" говорит о деревне Лландегла, где находится церковь, посвященная святой Текле, деве-мученице, которая после того, как ее обратил святой Павел, претерпела муки от Нерона в Иконии, он пишет: "В двухстах ярдах от церкви, на участке, называемом Гуиерн Дегла, бьет небольшой ключ. Вода находится под покровительством святого, она крайне благотворно влияет на больных эпилепсией. Больные омывают конечности в источнике, совершают подношение в виде четырех пенсов и трижды повторяет "Отче наш". Эти процедуры никогда не начинаются, пока не сядет солнце, чтобы паломники преисполнились еще большего благоговения. Если страдает мужчина, он приносит петуха, как Сократ- Асклепию, скорее, Текле, Гигее, если женщина- курицу. Птицу приносят в корзине, сначала с ней обходят вокруг источника, потом несут в церковный двор, где совершают тот же самый риутал, обходя вокруг церкви. Потом паломник входит в храм, становится под престолом, ложится с Библией на голове, накрывается тканью или ковром и лежит так до рассвета, оставляя потом подношение в виде шести пенсов и птиц в церкви. Если они умирают, то лечение было эффективным, болезнь перешла к священным жертвам".
Такие случаи могли бы распространиться по всей стране, но самыми интересными из них являются те, что связанны с суевериями, которые относятся к украшению колодцев и источников. Вот письмо от корреспондента "Джентльменс Мэгэзин" (1794), которое многое проясняет:
"Ваш корреспондент Ф.Дж. предоставил вам краткий отчет об обычае, распространенном в Тиссингтоне, Дербшире, который относится к украшению колодцев в Страстной четверг, сразу же два места в графстве Стаффорд пришли мне на ум (Брэвуд и Бильбрук), где тот же самый обычай соблюдали в последние годы, если его еще не соблюдают сейчас. И я верю, что все те же предметы использовались для того, чтобы украшать все места, связанные с культом, будь то источники, деревья, холмы. Во времена папизма источники очень высоко почитали, так что, он в день того святого, в чью честь был назван источник, лечил болезни, люди же развлекали себя пирогами, элем и танцами, это было достаточно невинным по сравнению с тем, что происходило ранее в различных местах, где даже умнейшие люди наделяли их святостью, приносили деньги и пожертвования, клялись на них, как делали древние германцы и бритты, к чему предрасположены саксы и англичане, поэтому источник святого Эдмунда у Оксфорда и источник святого Лаврентия у Питерборо были некогда знамениты. Суеверное поклонение, которое также называли почитанием источников, не было одобрено главами церкви, и было строжайше запрещено англиканскими советами: (1)при короле Эдгаре, (2) при короле Кнуте, (3)советом в Лондоне при святом Ансельме Архиепископе Кентерберийском,1102, в частности, так поступил в отношении двух источников, около Оксфорда и Питерборо Оливер Саттон, епископ Линкольма".
Сейчас же я предлагаю рассказ о том, как был украшен колодец Тиссингтона, затем обратимся к происхождению самой церемонии. "Цветы были вставлены во влажную глину и положены на вырезанные из досок разные фигуры, вокруг разложены ветви лавра и боярышника, так, чтобы вода появлялась будто бы из небольшой пещеры. Цветы были уложены и расположены различным образом так, чтобы создать эффект мозаики, которой были бы выложены тексты Священного Писания, соответствующие времени года, и сентенции, выражающие доброту Божества. Тот же самый писатель (1823) добавляет: "Теперь я изложу обстоятельства, сопутствующие моему пребыванию на ежегодном фестивале, 8 мая, 1823 года, когда я посещал Эшборн вместе с моим другом, преподобным Томасом Гиббсом, вторым преподавателем местной средней школы и викарием Тиссингтона. Там есть пять источников, на утреннюю службу были назначены псалмы, Апостол и Евангеия на день, их пропустили в церкви, и мистер Гиббс прочитал их у каждого колодца, также псалом был пропет приходским хором. Я исполнял обязанности в церкви и прочитал по случаю проповедь, потом пошли к первому источнику, или Холл Уэлл, позади колодца есть укромное место, там возвышается стена, на ней множество ветвей лавра с нарциссами и болотными ноготками. Над источником висела корона из белых и красных маргариток. На доске, которая была покрыта мхом, красными ромашками была выложена надпись:
"В то время, как он их благословлял, он возносился на небеса".
Второй колодец- Хэнд'с Уэлл. Он был также окружен лавровыми ветвями, над ним был балдахин, покрытый нарциссами. Слова на балдахине были:
"Господь нам этой весной
Дает свою щедрую длань".
Буквы были выложены почками лиственницы, между строчками были два ряда пурпурного первоцвета и болотных ноготков, в центре над источником на мху белыми маргаритками было выложено:
"Сыны Земли,
Присоединяются к Триумфу".
Второй псалом днем читали здесь.
Третий источник назвался Фрит'с Уэлл. Все им очень сильно восторгались, он был расположен в саду мистера Фрита, вокруг было множество кустарников. Здесь были построены две арки, одна внутри другой. В основании первой лежали дикие гиацинты и пурпурные примулы, края были белыми, и на них красными маргаритками было написано:
"Вознесение".
Внешнюю арку покрывали разные цветы, в центре были болотные ноготки, по краям белые гиацинты и красные маргаритки:
"Мир вам".
Третий псалом днем прочитали здесь. Четвертый, Холланд'с Уэлл, вокруг него были густые ветви боярышника, посаженные в землю. Источник расположен в небольшой рощице из хвойных деревьев и колючек. Над ним была возведена арка, в центре у основания болотные ноготки, по краям- в пурпурном первоцвете с красными маргаритками такие слова:
"В Боге все"
У этого источника было зачитано послание.
Пятый, Гудвин'с Уэлл, был окружен ветвями вечнозеленых растений, над ним возвышалась готическая арка в красных маргаритках:
"Он не согрешил".
У этого колодца прочитали Евангелие. Следующие день закончился тем, что гости в полной мере насладились гостеприимством местных жителей, получив удовольствие от игры оркестра, состоящего из местных жителей, которые игра отрывки из музыкальных произведений у каждого дома".
Стоило воспроизвести это пространное описание, так как оно показывает, как старое суеверие может быть очищено от всего самого худшего и как оно может превратиться в истинно христианский обряд. Его также стоит привести в качестве длительного и успешного протеста против осуждения таких празднеств епископами и советами. Само по себе оно логично и гораздо красивее современного молебна, который служат в благодарность за урожай.
Лоскуты ткани- это вид украшение, который очень трудно объяснить. Гроуз делает попытку найти объяснение этому обычаю, цитируя древние манускрипты: "Между городами Альтен и Ньютон у подножия Росберри Топиндж есть источник, посвященный святому Освальду. Местные жители считают, то если снять с больного рубашку или сорочку и бросить ее в источник, можно будет увидеть, вылечится он или же умрет, если она плывет, то означает выздоровление, если тонет, это значит, что надежды сохранить жизнь уже нет, в благодарность святому за его содействие местные жители разрывают рубашку на лоскуты и вешают их колючки кустов вокруг", писатель говорит, что там их было так много, что можно было бы построить бумажную. фабрику".
Отголоски этой теории можно встретить в статистическом отчете Шотландии. "Источник в Моссе в Мелшахе, железистый, еще в почете у простых людей. Его целительные свойства распространяются даже на животных. Этот источник, вероятно, прибрел известность во времена невежества и суеверий, вошло в обычай оставлять у колодца предметы одежды больных и немощных, упряжь скота в качестве подношения в знак благодарности божеству, которое излечило их посредством целительной силы вод. И даже сейчас, когда этого суеверия больше не существует, обычай оставлять у воды подношения до сих пор жив".
Опять же тот же источник говорит о приходе Мэри Кирк, Пинкардин:
"У Бальбано есть прекрасный источник, называемый источник святого Иоанна, который в древности глубоко почитали. Те, кто думал, что его воды обладают целительными свойствами, приносили своих рахитичных детей сюда, чтобы омыть их в водах потока. Также воду подобным образом считали превосходным средством для больных глаз ,которые после частого промыванию ей должны были исцелиться. Чтобы выразить свою благодарность святому, чтобы он был благосклонным и продолжал наделять воду целительной силой, они кладут в источник подношения, не имеющие большой ценности или такие, которые были бы ему наименее полезны, если бы он действиельно нуждался, но такие, какие по их мнению подобают доброму и милосердному апостолу, который не любя дорогие дары, не отказался бы принять то, что ему предложили. Подарки - это, главным образом, булавки, иголки, кусочки одежды. Тем примечательно суеверие того времени".
Маколей в "Истории Сент-Кильда", говоря о священном источнике, который находится на острове Тобирнимбуад, говорил, что "у источника стоял алтарь, на который страждущие паломники клали свои пожертвования. До того они могли коснуться святой воды, питая надежду на успех, было принято обращаться к гению места с мольбами и молитвами. Никто не приходил к нему с пустыми руками. Но поклоняющиеся были излишне скромны. Подношения, которые совершаются ему- это самое убогое из того, что может быть предложено высшему существу, он для них и источник надежд, и страхов. Ракушки и галька, лоскуты ткани и ветоши, иголки, булавки и ржавые гвозди- вот и все подношения, иногда, но достаточно редко, попадались мелкие монеты. У язычников Италии и других стран любой источник, который имел какое-то значение, был освящен, ему и божеству, которое являлось его покровителем, приносили подношения. Овидий в Фастах писал (lib. iii. 300.)
"Источнику Нума приносит в жертву овцу".
Гораций в одной из своих "Од" торжественно обещает, что преподнесет козленка, сладкое вино и цветы благородному источнику на его Вилле Сабина". В пользу этой теории, кажется, говорит то, что эту теорию подтверждают путешественники, бывшие в других частях света. Ханнэй о своей поездке в Персию пишет: "После десятидневного путешествия мы прибыли к заброшенному караван-сараю, где мы не нашли ничего, кроме воды. Там я заметил дерево с лоскутками, привязанными к ветвям, там было столько амулетов, что путники, прибывшие из Гилана, провинции, знаменитой своими водами, оставались здесь, надеясь исцелиться".
Парк в своих "Путешествиях в Африку" пишет: "Экспедиция зашла так далеко, что дошла до огромного дерева, называемого Нима Таба. Оно выглядело очень странно, будучи покрытым бесчисленными лоскутами или клочками одежды, которые путешественники, странствующие по пустыне в разное время, привязывали здесь, обычай был так широко распространен, что никто не проходил мимо, не повесив что-нибудь. Мистер Парк последовал их примеру и повесил на одну из ветвей красивый кусок ткани.
Считалось, что кроме способности исцелять колодцы обладают оккультными силами, это проявляется в том, что есть источники, исполняющие желания. Пеннан, описывая источник святого Уинфреда, говорит: "рядом с ступеньками, на расстоянии двух футов под водой есть большой камень. Он зовется камнем желаний, его часто целуют верующие, полагая, что при исполнении их желаний удача их никогда не оставит, при условии, что желание они высказывают с глубоким почтением и с полным доверием. И Мур в своей "Жизни в монастыре" говорит, о часовне Уолсингема, Норфольк: "Еще есть источники, исполняющие желания: две круглые лунки, выложенные камнями, наполненные водой, окруженные квадратной стеной, где паломники падают на колени, бросая туда кусочки золота, молят об исполнении своих желаний".
Рассматривая все в целом, можно сделать вывод, что суеверие возникает естественным образом и постепенно исчезает. Нельзя сказать, что оно полностью исчезло, еще большое количество паломников каждый год посещает Лурд и, как это было уже сказано, источник святого Уинфреда еще навещают. Эти люди не считают себя суеверные, они верят в то, что Господь и Дева Мария особенным образом связаны с этими водами, помимо целительных свойств такие воды могут обладать иными, как Хэрогит, Мэтлок и Хомбург. Свидетельством того, что воды связаны с божественным, является видение Девы Марии, которое узрели некоторые верующие, и когда видение подкрепилось многочисленными исцелениями, более ничего, для того, чтобы убеждение укоренилось, не требовалось. Кто-нибудь спросит: "А исцеления подлинные?" Ответ будет : "Многие из них-да". Все дело в том, как разум влияет на тело посредством веры. Огромное количество свидетельств вне рамок церкви можно найти на страницах медицинской литературы, медики же сами все более склонны ограничить использование лекарств, вместо этого применяя психические, природные и диететические средства. Но убеждение верующих в том, что божество питает пристрастие к колодцам и источникам- пережиток древнего суеверия, может быть, самого древнего на свете. У всего есть дух, как верил первобытный человек: дерево, ручей, гора, пещера, всему покровительствует дух, которого нужно умилостивить молитвой, жертвой, заклинанием, прежде чем бедному человеку окажут милость, которую он ищет. Это все далеко от анимизма Лурда, но между ними есть определенная связь. И там, и там верят в духа воды.