Шульчева-Джарман Ольга : другие произведения.

Два воробья, оцененные медью

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    'Christiana sum - первое, что говорит о себе Ольга Шульчева-Джарман. Христианином человек называет себя сам, звание поэта ему дают другие. Что происходит, когда оба эти призвания, каждое из которых подлинно, сливаются воедино? Когда рабочий материал поэта - слово, целиком отдается служению Слову, когда вся поэзия обращается в слух, настроенный лишь на Него, на Бога? Когда жизнь, до краев наполненная верой во Христа, соединяется с искусством стихосложения? О чем тогда поведет речь это 'священное ремесло'?'(Свящ. Владимир Зелинский)

  Ты видел мою Надежду - иную, чем всё, что прежде?
  
  Когда разверзлись все бездны, и нечего больше ждать?
  
  Над твердью неба отверстой до пропастей неизвестных,
  
  Где луч не найдет себе места - она не устанет сиять.
  
  Надежда, что будет - после, что рядом со мной и возле,
  
  Что после звёзд остаётся, когда и они сгорят, -
  
  Когда и небо совьётся - надежда моя остаётся,
  
  Стопами моста коснётся над входом в шеол и ад.
  
  О, мрак - под её ногами! Её догонишь едва ли!
  
  Хоть думали, что украли - но вот, погляди - навек
  
  Стоит, не боясь ущелий, словно дитя на качелях,
  
  На крепко пробитом древе - сильнее глубоких рек.
  
  Не рушится в бездну ночи, то - светлой воды источник,
  
  Что льётся, зовёт немолчно из сердца, из-под ребра.
  
  Среди темноты полночной - стопами на древе, прочно.
  
  ...что будет, не знаю точно,
  
  лишь знаю: увижу - я.
  
  03.05.2013
  Великая Пятница. Полдень.
  
  
  Fiat!
  
  Голос Твой прозвучал, и призвал, и позвал нас - 'Будь!' -
  
  О, сияние, светлая бездна, и луч, и путь -
  
  Прежде, чем колыхнулась бездна Тебе в ответ,
  
  Потому что - бездны нет и вод ее - нет.
  
  Ничего вокруг Тебя нет - только Ты один,
  
  Не владыка, не царь, не тиран и не господин,
  
  Только - бьётся Чаша, пир, перекрестье Лиц,
  
  И - творится мир
  
  Той одною
  
  Из всех десниц.
  
  25.03.2016
  
  Под землей Санкт- Петербурга, в метро.
  
  
  
  Два воробья, оцененные медью.
  
  Дальнее небо.
  
  Цепью - созвездья.
  
  Долы и холмы,
  
  и песни, и крины.
  
  Жертва живая
  
  птенцов голубиных.
  
  Снега хранилища,
  
  ливней исходы.
  
  Кровь -
  
  окропление перьев свободы.
  
  Радуйтесь с Ним обретению драхмы!
  
  Радуйтесь с Ним -
  
  Он живой,
  
  хоть и заклан
  
  здесь, на помосте,
  
  а не под кровом,
  
  Крест
  
  рассекает
  
  эоны эонов,
  
  тусклое марево
  
  лун и планет -
  
  чтобы
  
  входящие
  
  видели свет.
  
  9 февраля 2009.
  
  
  Церковь (Преполовение)
  
  Пой! -
  
  Как прекрасны в сандалиях ноги твои, дочь!
  Пой! -
  
  Благовестница, ты -
  
  над долиною пой и рекой,
  
  над землей, -
  
  пой!
  
  Ты найденыш - была,
  
  Он - тебя отыскал.
  
  Пой!
  
  Он украсил тебя,
  
  дал вкусить тебе хлеба с проточной водой, -
  
  о, пой! -
  
  не затопят все реки тебя,
  
  не покроют все волны!
  
  О, пой!
  
  Ты - от Тира встречай корабли,
  
  от Египта - дары.
  
  Пой!
  
  Ты - под солнцем с луною в нагорьях Ливана -
  
  о, пой!
  
  Над пустыней цветущей,
  
  над пропастью бездны -
  
  о, пой!
  
  Над драконом, - тем, связанным Им для тебя -
  
  рассмеявшись, -
  
  о, пой!
  
  Ты - крин и голубка,
  
  Ты - пажить Его и покой, -
  
  пой же, пой!
  
  
  ...Пей!
  
  Из пригоршней Его прободенных
  
  напейся водой, -
  
  пой!
  
  На дланях Его предначертаны стены -
  
  город твой.
  
  27 мая 2008
  
  
  
  Да не оденет землю мгла,
  
  да не покроет лед, -
  
  земля, которая мертва,
  
  Тебя не воспоет.
  
  Перстами охру растирать,
  
  став кровью от кровей,
  
  и, как медведица рыдать,
  
  лишенная детей, -
  
  Да не познает смерть земля!
  
  Храни, пещера, свет!
  
  Здесь в колосе - зерно, и дня
  
  начаток в нем согрет.
  
  
  
  27-28 (15) августа 2015
  
  
  
  Песенка о Веселом Страннике
  
  Освободив потоки вод,
  Замки срывая с рек,
  Он собирает хоровод,
  Неистовый Хорег!
  
  Но кто за Ним дерзнет пойти,
  Сквозь свет и синеву -
  Пить от потока на пути
  И вознести главу?
  
  Подаст Он ланям водопой,
  Замки срывая с рек -
  Веселый Странник, Бог Живой,
  Убитый Человек.
  
  Но - посмотри! - средь света дня
  Зовет Он в хоровод!
  Не опалит Его луна,
  И солнце не ожжет.
  
  Лишь Серафим со взмахом крыл,
  что светел, синь и ал,
  в смятенье помнит, как Он жил
  и как Он умирал.
  
  Но - не дано теперь прервать
  Веселый путь Его!
  ...Лишь Сам Себя Он может дать,
  А больше - ничего.
  
  Его рука раздвинет рожь,
  Пронзенная гвоздьми,
  И, хоть охватит сердце дрожь,
  Но - хлеб из рук возьми!
  
  Освободив потоки вод,
  Замки срывая с рек,
  Он созывает хоровод,
  Неистовый Хорег!
  
  2.04.2010, Великая Пятница.
  
  
  Дом последнего пира -
  
  навсегда осенен.
  
  Излиянное миро, -
  
  что ты знаешь о Нем?
  
  
  Ни хвалу, ни награду -
  
  воры, ржавчина, тля -
  
  Он отпустит в отраду,
  
  и заплачет земля,
  
  
  и глубокие реки
  
  лик напоят земли,
  
  и придут человеки,
  
  приплывут корабли...
  
  
  
  Осиянное время
  
  и прозрачное дно -
  
  только знамени реет
  
  надо мной полотно.
  
  
  5-7 сентября 2016
  
  
  Всё то, что желали - сталось
  Наоборот,
  И ветер не пойман в парус,
  А в нем живет.
  От полночи до полудня-
  Наперекрест -
  Закаты стремятся у'трам
  Наперерез,
  Сжимать материк не стало
  Широт кольцо...
  
  Глядятся галактик стаи
  В Его лицо,
  А ветер воды тревожит,
  Силен и тих.
  Друзья на Него похожи,
  А Он - на них.
  
  3.02.06
  
  
  
  
  Когда от скорби огромной
  Иов совсем изнемог,
  средь бури, грома и молний
  глаголал к Иову Бог:
  
  "Познал ли ты, Иов мудрый,
  пути и стези Мои?
  Откуда приходит утро
  и как сменяются дни?
  Ты знаешь источники бездны
  и основания вод?
  Тебе ли тайны известны,
  твои ли закат и восход?
  Ты узы Хима связал ли
  и развязал Кесиль?
  И ветром кедры сгибал ли
  словно простой ковыль?
  По самому краю моря
  провел ли перстом черту?
  С морскими зверями споря,
  надел ли на них узду?
  
  Ты шаг лишь прошел тропою,
  которою Я сойду.
  Измерить Ты был бы в силах
  всю бездну - за пядью пядь?..
  
  Познал ли ты, раб Мой Иов,
  что значит слово - "страдать"?..
  
  Великая Суббота, 2002.
  
  
  Отчего говорит Он: "Встань!"
  Отчего он зовет :"Спеши!"
  То - достигла цели стрела
  в Эммаусской ночной тиши.
  
  "Миновал, перестал дождь,
  отошла навсегда зима.
  Встань, спеши, голубка Моя -
  Я осилил бешенство бурь,
  покрывала Меня волна.
  Встань, иди, голубка Моя -
  восстановлена тишина, -
  Я тебе проложил путь,
  и навек разорвал сеть.
  Прииди, голубка Моя -
  Я воскрес, умертвив смерть".
  
  Призывает сестру Брат,
  и забрезжил уже рассвет.
  
  Не горело ли сердце в нас?
  Не вкусили ли мы хлеб?
  
  03.2002.
  
  Песнь дочери Иеффая
  
  "Кто с высот в долины сошел,
  тот расторгнет неба предел.
  Да наполнится всякий дол!
  Да исполнится наш удел!
  Он поставит с нами шатер,
  колья вбив меж скал и камней,
  посреди нас - от давних пор
  до еще не пришедших дней.
  Гедеоновой пряжи нить
  ткет пути Его полотно.
  Не умрем мы, но будем жить,
  есть и пить пред лицем Его."
  
  ==
  Над книгой пророка Аввакума
  
  
  Не принесет лоза плода,
  Умрут от голода стада,
  И не созреет рожь,
  Умолкнут гусли и кимвал,
  Покроет ржавчина кинжал,
  В прах обратится нож.
  И радость не вернут пиры,
  А буря разнесет шатры, -
  Дома из сшитых кож...
  
  На обнажившейся земле,
  На светлой, как огонь, скале
  Не уцелеет ложь.
  
  А у яслей - осел и вол...
  Склонись, гора! Наполнись, дол!
  Тогда возвысят голос свой
  И скажут нищий с сиротой:
  
  "Как хорошо, что Ты пришел,
  и больше не уйдешь!"
  
  24.04.2004
  
  
  ===
  Над книгой пророка Иеремии
  
  Ты влек меня, Господи, - и я увлечен;
  Ты сильнее меня - и превозмог...
  
  Книга пророка Иеремии, 20,7
  
  
  Среди пришедших в Иерусалим
  Ты, верно, один - такой...
  Совьет ли птица гнездо средь руин,
  найдет ли себе покой?
  
  Ты нас спросил, отчего печаль
  качнула столпы земли? -
  О путник! Апрель обратился в февраль,
  Нисан сменился Тисри,
  
  а мы-то надеялись... В наших очах
  три дня - слепящий закат.
  Песнь Песней умолкла. В плачевных псалмах
  слова об Утрате Утрат.
  
  Но памятью сердце стучится в висок
  и дымом рассется ложь.
  Аминь! Ты - сильнее, и ты превозмог,
  ты нас одолел - и влечешь
  
  тропою сквозь букв изумленные рвы,
  путем, как дыханье, живым.
  Шагов твоих эхо - как поступь Торы,
  а в голосе - ветр Небиим.
  Возляг же с нами и преломи
  наш хлеб твоею рукой!
  
  ...Среди пришедших в Иерусалим
  Ты - только Один - такой.
  
  
  
  16.05.2006
  _____
  Небиим - пророки.
  
  
  Над книгой пророка Амоса.
  
  Ветром бурным ворота срывать-
  так только Он приходит, спасая,
  горы круша
  и кедры ломая -
  вниз -
  к уже не могущим звать,
  тем, кто вдали -
  позабыт или брошен,
  тем, кто вблизи -
  и смертельно устал...
  Вниз! -
  где неслыханно Имя Божие.
  В ризе
  дивней горного льна,
  Он -
  сошедший в забвения бездну
  и испытавший ее до дна -
  древом Креста - не жезлом железным -
  Тот же - все Тот же -
  едина черта,
  йота едина,
  Очи - к очам -
  Вынесет,
  вызволит -
  Драхма, -
  Овча,-
  Чадо, -
  Видишь? -
  Ладоней Его
  начертанье...
  
  21.06.2006
  
  ==
  Над книгой пророка Осии
  
  Тех светлы глаза, что увидели -
  смыт водами след.
  Где - взгляни! - твои обвинители?
  Их более нет.
  Но дороже жизни - жемчужина
  на вые твоей.
  Хлеб с вином приготовишь для ужина
  и лучший елей.
  Ты в земле незасеянной, точно в юности
  опять будешь петь.
  Он вернулся.Он снова с тобой.Он здесь -
  Прошедший сквозь смерть.
  
  4.12.06
  
  Церковь
  
  Как скала, как стрела - от алеф и до тав,
  по кирпичным дорогам, по тропам меж трав,
  среди странствий своих ткёт червленую нить,
  смеет тварей Господних с ладони кормить -
  что о крыльях, копытах и многих очах,
  что поя, вопиют, и взывают, крича,
  бесприютна, бездомна, седа и юна,
  неприступная, словно в огне купина....
  
  18.06.2006
  
  (краткая подборка стихов, вошедших в "Воробьев")
  
  
   Большинство моих стихов вошло в мою книгу "Два воробья, оцененные медью" в издательстве "Русская Неделя",
  
   с послесловием отца Владимира Зелинского,
  
   обложкой Татьяны Евгеньевны Косач
  
   и многими трудами Мирослава Юрьевича Бакулина.
  
   Презентация была 4 ноября 2016 в Москве, в центре Покровские ворота (Покровка, 27).
   Книгу можно купить в магазине Primus Versus,
   а также в Лабиринте https://www.labirint.ru/books/593316/, на Озоне http://www.ozon.ru/context/detail/id/139430597/ и в самом издательстве "Русская Неделя" http://pravbook.ru/shop/product/olga-shulcheva-dzharman-dva-vorobia-otsenennye-mediu
   и в Альфа-книга - http://shop.armada.ru/books/593316/
  
   Между прочим, "Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви - ИС Р16-610-0385 (презентация на канале "Союз" - http://tv-soyuz.ru/peredachi/u-knizhnoy-polki-20-dekabrya-2016g
  
  
   +++
   'Christiana sum - первое, что говорит о себе Ольга Шульчева-Джарман. Христианином человек назы-вает себя сам, звание поэта ему дают другие. Что происходит, когда оба эти призвания, каждое из которых подлинно, сливаются воедино? Когда ра-бочий материал поэта - слово, целиком отдается служению Слову, когда вся поэзия обращается в слух, настроенный лишь на Него, на Бога? Когда жизнь, до краев наполненная верой во Христа, соединяется с искусством стихосложения? О чем тогда поведет речь это 'священное ремесло'?' Узнать это можно, открыв сборник стихов Ольги Шульчевой-Джарман, который вышел в свет в Издательстве Русская неделя. Он называется - 'Два воробья, оцененные медью'. ***
  
   О себе автор стихов, Ольга Александровна Шульчева-Джарман, пишет: 'Христианка. Врач. Исследователь. Пишу стихи и прозу. Верю во Христа с тех пор, как себя помню. Любовь моей бабушки Надежды явила мне Его еще в детстве. Царствие ей Небесное! Родилась в 1975 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде), детство провела в Латвии. В 1998 закончила Педиатрический институт, врач, фтизиатр и рентгенолог, кандидат медицинс-ких наук, также преподаю историю медицины. В отроческие годы читала и пела на клиросе в церкви, тогда же открыла все богатство богослужебной поэзии. Размышления над страницами Октоиха и Триодей сложилось со временем в стихи. С 2002 моя жизнь неразрывно и навсегда связана не только с Россией и Санкт-Петербургом, но и Британскими островами...'
  
   Врач, историк медицины, пишущий статьи и выступающий с лекциями, хозяйка в доме.... Помимо всего этого, Ольга Шульчева-Джарман - талантливый поэт и при этом, что встречается куда реже, замечательный прозаик. О своем литературном творчестве она рассказывает следующее: 'В шесть лет написала героический рассказ, о том, как олимпийский Мишка спасал кого-то, попавшего в беду (у меня была любимая игрушка такая, да и Олимпиада 1980-го года пришлась на лето, в которое мне исполнилось пять лет). Потом тоже писала, в школе, начала фантастическую повесть, по-том забросила, а потом, уже к тридцати годам, вернулась к сюжету, и теперь богословская повесть-фэнтези 'Жеребята' закончена и выложена мною в сети. Что касается исторической повести, то, как и интерес к истории медицины, это пришло позже. Меня заинтересовал подвиг античных врачей-христиан, и в частности, личность св. Кесария, который, на мой взгляд, незаслуженно забыт. О нем у меня есть не-большой очерк 'Сорок первый севастиец' и он же - главный герой серии повестей 'Врач из Вифинии''.
  
   Если говорить о поэзии Ольги Александровны, то как отмечает священник Владимир Зелинский, она 'светла и душевно активна, иногда в ее ритм вплетается словесная плотность Марины Цветаевой, но ее напряженность - целиком от пред-стояния, от встречи с Тем, Кто был явлен ей еще в детстве и остался с ней навсегда. Совсем непросто, - говорит отец Владимир, - перенести детский опыт во взрослую жизнь, раскрыть его и осмыслить, найти для него поэтическую оправу и речь. В стихах Ольги Шульчевой-Джарман, на мой взгляд, достигается органическое слияние детского (т.е. наивного, не рефлексируемого, принимаемого интуитивно) опыта со взрослым, твердым, радостным, верующим словом. Ее поэзия подобна признанию в разделенной любви, и предмет ее - Жизнь, Надежда, Судья всему, Жених всякой души, Бывший прежде, чем Авраам. Узнаваемый и в преломлении хлеба, и в песнопении изумленной твари.
  
   Содержание ее стихов - открытие Бога здесь и теперь в Его славе, в Его святых, в Его поющей свирели. Вот, к примеру, послушайте:
  
   Изумленная планета - Бога Слова колыбель.
  
   Песен Нового Завета все слышней звучит свирель.
  
   Ветхо то, что было прежде. Нестареющая новь,
  
   исполнение надежды - победившая любовь.
  
   Пыль взметают в воздух ветры там, где были города -
  
   песни Нового Завета не ветшают никогда.
  
   Для того лишь, кто не алчет, их напев неуловим,
  
   кто, услышав их, не плачет и не радуется им.
  
   Подобное ощущение близости Бога, по словам отца Владимира, 'более подлинно, чем полнее оно пропитано детством, почти с младенчеством души, которое вдруг открывает, что Бог рядом, что Искупитель мой жив, и Он - с нами и здесь. С нами - и так близко, словно не было этих двадцати грузных веков, когда благовестие стало привычным, историческим, национальным, уложенным в 'предания старцев'.
  
   Если мы вправе говорить о поэзии Благой Вести, чья доброта или красота выявляет себя и в слове, в его крепости, точности, удивленности, глубине, то мы найдем ее в этой книге. 'Радостью исполнил еси вся, Пришедший спасти мир', - гла-сит молитва священника перед началом Литургии. Именно о такой радости о Боге, по мнению отца Владимира, говорят стихи этой книги, лишенной при этом всякой слащавости или наигрыша. Это поэзия, которая проповедует чудо длящейся встречи, не впадая при этом в назидание или подражание, но даруя это чудо читателю. Встреча может произойти в каждом человеке, однажды открывшем и узнавшем Христа, но всякая душа - это новое время и новое личное открытие Бога. И хотя Ольга узнала Его с первых дней жизни, она вновь и вновь выходит Ему навстречу. Не откладывает в сторону, не поворачивается спиной, что-бы заняться своими частными душевными, пусть даже вполне поэтическими делами, но стоит прямо лицом к Лицу. Словно хочет вложить себя в приношение...
  
   И все - от Него, и в Нем, и к Нему,
  
   кто - Странник, как Мелхиседек,
  
   и был осужден, и - Судья всему,
  
   был мертв, и - живой вовек.
  
   В тот день Он не спросит его ни о чем.
  
   От смерти - на дланях след.
  
   И белый камень, и имя на нем,
  
   И тихий, радостный свет.
  
   имя на белом камне, по словам Апокалипсиса, дает Господь. Мы не знаем его. Но есть видимые нити, которые протягиваются к тайне этого имени, одна из самых прочных, но и самых хрупких - надежда. Поэта Шарля Пеги, когда-то написавшего гимн надежде, она удивляла больше, чем вера, ибо вера видима во всем, что Богом сотворено, а для надежды не находим опоры. Но мы носим ее в себе, ее бережем, за нее отвечаем. 'Надежда, что будет - после, что рядом со мной и возле, что после звезд остается, когда и они сгорят...' Она забрасывает нас в неведомое, вырывая из темноты и обнажая свет, который в тебе...
  
   Песнь о Надежде, по мнению отца Владимира, одно из самых покоряющих стихотворений автора, как по убедительнос-ти сказанного, так по строению стиха, который сам начинает петь и передает свой ритм читателю.
  
   Ты видел мою надежду - иную, чем все, что прежде?
  
   Когда разверзлись все бездны, и нечего больше ждать?
  
   Над твердью неба отверстой до пропастей неизвестных,
  
   Где луч не найдет себе места - она не устанет сиять.
  
   Стоит, не боясь ущелий, словно дитя на качелях,
  
   На крепко пробитом древе - сильнее глубоких рек.
  
   Не рушится в бездну ночи, то - светлой воды источник,
  
   Что льется, зовет немолчно из сердца, из-под ребра.
  
   Среди темноты полночной - стопами на древе, прочно.
  
   ...что будет, не знаю точно, лишь знаю: увижу - я.
  
   Стихосложение, как одно из словесных человеческих ремесел, не обязано звать нас к вере, ни учить нас вероисповедальной истине, ни даже раскрывать ту радость, надежду, изумление, которые внесла в мир вера во Христа. Оно свободно, часто говорят, что у него иные задачи. Но в книге Ольги Шульчевой-Джарман, - повторяет отец Владимир, я сталкиваюсь с этим впервые, ее самоопределение - Cristiana sum - становится истоком поэзии. При-чем, поэзии во всех смыслах сильной и подлинной, текущей от реки воды живой.
  
   Пение мое - Богу, от весенних чистых холмов.
  
   Освежили ливни дорогу, впереди не видно домов.
  
   Пение мое - Спасу, И трещит кузнечик в кустах.
  
   В эти дни к полночному часу не темнеет в наших местах.
  
   И легко идти без поклажи мимо зарастающих рвов...
  
   Пение Тебе, Блаже - больше не хочу ничего.
  
   С облетелой веткою вровень горы наметет снегопад...
  
   Не покинь меня, Слове, у сырых бессолнечных врат.
  
  
  
   *** Сборник стихов Ольги Шульчевой-Джарман называет на 'Ты' Того, Кто хочет быть узнанным в Его следах, в Его птицах, в тех именах, явных или тайных, которые Он нам дает. Стихи Ольги находят и называют Его по-всюду. Она, по мнению священника Владимира Зелинского, единственный русский поэт, из тех, в ком мастерство сложения стихов и 'пение' каждый день заново открываемой веры не обособились друг от друга, не разделились на литературу и религию. Ее поэзия - не 'служанка серафима' (как у Мандельштама), но ученица Марии, 'присевшей у ног Христа'. Ее рассказ не станет каким-то свя-щенным текстом, скорее он покажется исповедью, когда от избытка сердца глаголят уста.
   (Свящ. Владимир Зелинский)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"