Шурыгин Олег : другие произведения.

Шри Чайтанья Дэв и "биографии вайшнавов". Хумаюн Аджад

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Шри Чайтанья Дэв и "биографии вайшнавов".
  
   Господь Чайтанья Дэв сам на бенгальском языке не написал ни одной строчки, и все-таки он является одной из ключевых фигур в истории бенгальской литературы. Его влияние на нашу литературу поистине безмерно. Ему удалось активировать необыкновенно мощные глубинные процессы, полностью изменившие ход исторического развития средневековой Бенгалии и всю систему духовных ценностей и мировосприятия бенгальского народа. И, соответственно, его влияние на бенгальскую литературу вообще невозможно оценить. В средние века бенгальское общество было очень замкнутым и консервативным, но Чайтанья Дэв привнес в его жизнь мощную струю чистого, свежего воздуха, начав повсеместную проповедь религии любви, того, что мы сейчас называем "вайшнава дхармой". Как следствие, люди начали осознавать истинную ценность человеческой жизни, или, как очень хорошо сказал один средневековый поэт: "Человеческая форма жизни - высочайшее обретение для души, и выше этого в мире нет ничего, поскольку только через человеческую форму душа может перейти в высшую, истинную и необыкновенно прекрасную реальность!" Господу Чайтанье удалось пробудить всё бенгальское общество, в корне изменив его жизнь. Это, конечно же, не могло не отразиться на ходе развития бенгальской литературы.
   Чайтанья Дэв был воплощением божественной любви. Вот какие прекрасные слова сказал о нем доктор Динешочондро Сен: "Божественная любовь только один раз низошла на землю, и эта земля была Бенгалией!" Как же прекрасны и истинны эти слова!
   Господь Чайтанья Дэв родился в 1486 году в Навадвипе. Отца его звали Джаганнатха Мишра, а мать - Шачи Дэви. Самому же Господу Чайтанье люди из любви давали очень много разных имен. При рождении ему дали имя "Вишвамбхара" ("Хранитель вселенной"), но потом его еще стали называть "Нимаем" ("Рожденный под деревом Ним"). Тело Господа Чайтаньи было нежно-золотого цвета, поэтому его еще называли "Гауранга", или, сокращенно - Гаура (золотистый). В детстве Господь Чайтанья был очень шаловливым, но необыкновенно способным ребенком. Проявив незаурядные способности в изучении различных наук, в юности Господь Чайтанья сам становится очень известным ученым. Он открывает свою собственную школу, где начинает преподавать грамматику многочисленным ученикам. Но продолжалось это довольно недолго, только до того момента, как он отправился в город под названием "Гая". Здесь он встретил Шрилу Ишвара Пури и получил от него посвящение. Немного позже его главным именем станет "Шри Чайтанья".
   Всю свою жизнь он занимался распространением любви к богу, проводя свои дни в совместном с другими преданными воспевании святых имен или в изучении Шримад Бхагаватам. Шри Чайтанья был постоянно погружен в Кришна-прему, любовь к богу, отдавая всего себя идее распространения божественной любви. Постепенно к его движению присоединялось всё больше и больше людей, и все они сразу же начинали сходить с ума от любви к Кришне. Шри Чайтанья говорил, что истинной целью человеческой жизни является обретение любви к Верховному Господу и - самое революционное в его движение - он не делал никаких различий между людьми, заявляя о равенстве их всех, - идея, весьма необычная для средневековой Бенгалии. В то время в бенгальском обществе существовало очень жесткое разделение его членов, и многим бенгальцам просто не позволялось заниматься религией. Но Шри Чайтанья говорил так: "Низший высшим станет вмиг, поклоняясь Кришне!" Эта идея сразу же придала необыкновенную значимость человеческой жизни. Жизнь Шри Чайтаньи была довольно короткой, в 1533 году в возрасте сорока восьми лет, находясь в Джаганнатха Пури, он оставил этот мир. О его уходе рассказывают очень много необыкновенных историй. Одни говорят, что он, находясь в Пури Дхаме, вдруг ощутил прилив такой сильной любви к Господу Кришне, что, глядя на темно-синие воды океана, он начал усиленно думать о своем возлюбленном Господе и сразу же, в припадке безумия, прыгнул в эти воды и утонул. Другие утверждают, что Шри Чайтанья во время Ратха-ятры (Праздника колесниц) пел и танцевал перед Господом Джаганнатом, и тут, не выдержав накала своих внутренних любовных переживаний, внезапно расстался со своей жизнью.
   Но как бы там ни было, влияние Шри Чайтаньи на жизнь бенгальского общества и на ход развития бенгальской литературы оказалось поистине безграничным. Все его деяния и поступки были отражены в весьма обширном наследии средневековой вайшнавской литературы. В это наследие входят сборники лирических стихотворений, философские трактаты и жизнеописания различных вайшнавов, и в первую очередь самого Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. О сборниках лирических стихов мы говорили в предыдущих главах. Жизнеописания вайшнавов обладают особой ценностью, резко выделяясь среди остальных произведений средневековой литературы. Главная причина состоит в том, что большинство средневековых поэм было написано ради прославления какого-нибудь (второстепенного) божества, тогда как в вайшнавских произведениях главное место занимает сам Верховный Господь или его великие преданные. Такова главная особенность жизнеописаний великих вайшнавских святых.
   Почти сразу же после оставления Господом Чайтаньей этой планеты о его жизни были написаны две книги на санскрите. Первая биография на бенгальском языке называлась "Чайтанья бхагавата". Ее автор - Шрила Вриндаван Дас Тхакур. Приблизительное время создания этой книги - пятнадцатилетний период после ухода Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Вриндаван Дас написал эту книгу по личному указанию Господа Нитьянанды. Все изложенные им истории он услышал из уст многочисленных близких спутников Шри Чайтаньи, ему просто оставалось облечь эти воспоминания в форму великолепной поэзии. История создания этой книги поистине удивительна, но сейчас у нас нет времени подробно говорить об этом. Книга получилась очень большого объема.
   После появления "Чайтанья Бхагаваты" Вриндавана Даса Тхакура была написана еще одна биография Господа Чайтаньи. Ее автор - Лочана Дас, книга называется "Чайтанья мангал". По сравнению с "Чайтанья Бхагаватой" ее объем является довольно небольшим. Но самая известная из биографий Господа Чайтаньи называется "Шри Чайтанья Чаритамрита". Написал ее Шрила Кришнадас Кавирадж. В этой книге нашли свое отражение не только жизнь и деяния Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, но и его философия, причем язык этого произведения поистине удивителен. Особую известность этой поэме принесло представленное на ее страницах Кришнадасом Кавираджем великолепное изложение философии вайшнавизма. Книга написана необыкновенно сладостным, легким и обворожительным языком. Причем даже сложные философские вещи излагаются этим поэтом с потрясающей легкостью и простотой. Кришнадас Кавирадж для этих целей использует очень красивые сравнения, ниже я приведу вам один отрывок из поэмы, в котором говорится об истинной природе взаимоотношений Радхи и Кришны:
  
   Мускус от амбре и пламя от его тепла
   Никакая сила в мире отделить бы не смогла,
   Так и Радха с Кришной: суть одна у них, но вот
   Формы две они являют,- сладость игр их влечет.
  
   Поэт Кришнадас Кавирадж был преданным бога. Он родился недалеко от города, который сейчас называется Катой. Просто удивительно, с каким смирением он говорит о себе в своих стихах, вот послушайте:
  
   Я ничтожен, словно зяблик, когда хочет он
   Океан нектара выпить - как же он смешон!
   Только капли я коснулся игр этих, но
   И из этого понять нам многое дано,
   О Чайтанья, как прекрасны игры твои все,
   Здесь лишь капелька предстала их во всей красе,
   "Я пишу..." - слова такие в корне неверны,
   Я - марионетка, вот что вы понять должны.
  
   Немного позже появилась книга Джаянанды "Чайтанья мангал". Но, кроме биографий Господа Чайтаньи, до нас дошло несколько книг, посвященных его очень близким слугам. Одним из них был Адвайта Ачарья. Лаудия Кришна дас рассказал о его детстве в написанной на санскрите книге "Балья-лила-сутра". Через некоторое время поэт Шьямананда перевел эту книгу на бенгальский язык, и она вышла в свет под названием "Адвайта-таттва" ("Истина о Господе Адвайте"). О Господе Адвайте было написано еще несколько книг, которые назывались "Адвайта-прокаш". Но круг книг, повествующих о жизни Господа Адвайты, этим не ограничивается. В это время было также написано несколько биографий его жены, Сита-дэви. Например, одна из посвященных этой замечательной женщине книг называется "Сита-гуна-кадамба", ее автор - Вишну дас Ачарья. Еще одну биографию Сита-дэви написал Локанатх дас, книга называется "Сита-чарита".
   Все эти книги были написаны в шестнадцатом веке. Семнадцатый век ознаменовался появлением книг, повествующих о жизни и деяниях других личностей. Так, если в шестнадцатом веке главными героями биографических произведений были Господь Чайтанья, Адвайта Ачарья и его жена, то в семнадцатом веке все биографические книги начинают рассказывать о Шри Нивасе и Нароттаме дасе Тхакуре. Среди всех этих книг особо хотелось бы отметить книгу Нитьянанда Даса, которая называется "Према-вилас". Поэт Гуручарана дас описал жизнь Шри Ниваса и его сыновей в книге под названием "Премамрита" ("Нектар любви").
   ____
  
   Перевод с бенгальского.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"