Шушаков Олег Александрович : другие произведения.

Серов Анатолий Константинович

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Зона, в которой пилотировали Серов и Осипенко, находилась в двадцати километрах от аэродрома и проходила над селом Высоким. Деревенский почтальон заметил в небе самолет. На высоте приблизительно четырехсот метров он сначала летел к рощице за селом, потом сделал круг, полетел по прямой назад, затем вернулся, начал виражить и внезапно перешел в штопор.

  СЕРОВ АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
  
  Родился 20.03.10 г. в поселке Воронцовка Краснотурьинского горсовета Свердловской области, в семье штейгера[1] Воронцовского медного рудника. Русский. В августе 1918 г. отец Анатолия был назначен заведующим Богословскими каменоломнями и семья Серовых переехала в г. Богословск.
  В 1919-23 гг. Анатолий учился в Богословской школе 1-й ступени, а затем в Турьинской семилетней школе. Был хорошим физкультурником, любил футбол, бег, лыжи. Много тренеровался.
  В 1925 г. после окончания семилетки он поступил в школу фабрично-заводского ученичества Надеждинского металлургического завода. В 1926 г. вступил в комсомол. Участвовал в культурно-просветительных лыжных походах по району.
  Участница этих походов Л. Пильщикова рассказывала: "Серов вносил большое оживление в наши походы. В трудные минуты старался ободрить, развеселить, рассмешить каким-нибудь чудачеством. Особенно нравилось ему показывать нам прыжки на лыжах с естественных трамплинов, и при этом то сорвется с обрыва и покатится кубарем, то вдруг перенесется через забор, засыпанный снегом, и помчится дальше как ни в чем не бывало. А за плечами тяжелая сумка, набитая книгами и газетами. В поселках и деревнях быстро обойдет, бывало, молодежь, перезнакомится со всеми, разыщет рабкоров, в деревне - селькоров, соберет у них заметки для газеты. Поздним вечером, выйдя из душного помещения на морозный воздух, затевал с местной молодежью игры и песни, пляски под гармонь[2]".
  В 1926-29 гг. работал подручным сталевара в мартеновском цехе Надеждинского металлургического завода. Продолжал активно заниматься лыжным спортом.
  В 1928 г. он возглавлял лыжную команду Урала, занявшую 1-е место на 1-й Всесоюзной спартакиаде. Вскоре он организовал в Надеждинске секцию конно-лыжного спорта. В ряд становились три-четыре лошади с верховыми. Лыжники держались за длинные, привязанные к хомутам веревки, не наматывая их на руки. Верховые подстегивали лошадей. Начинался стремительный бег. Лыжники мчались за конями, держась за веревочные вожжи. Анатолий ни разу не оторвался от сильных коней и с необыкновенным увлечением летел вперед, сам как бы равный им по силе, да еще помноженной на ловкость и выдержку.
  В РККА с 1929 г. В мае 1929 г. по комсомольской путевке он был направлен в Вольскую военно-теоретическую школу летчиков.
  Прибыв в школу, Анатолий сразу же записался в футбольную команду и в струнный оркестр, так как был неплохим гитаристом. Неугомонный и самолюбивый, он не скоро привык к уставным требованиям, и часто получал взыскания.
  Серов вспоминал позднее: "В Вольской теоретической школе у меня бывали случаи недисциплинированности. Комсомольская организация и командование помогли мне устранить этот недостаток, привили любовь к воинской дисциплине. Так шаг за шагом комсомол воспитывал во мне новые, нужные каждому советскому гражданину черты: дисциплину, любовь к труду, знания, любовь к Родине[3]".
  В Вольской военно-теоретической школе летчиков, "терке" как часто ее называли, не было практических занятий по полетам. Курсанты изучали материальную часть - авиамоторы, самолеты различных систем, слушали лекции по самолетовождению и аэронавигации.
  В это время Серов впервые услышал о Чкалове. Через десять лет он писал: "Факты из его жизни представали перед нами, неоперившимися птенцами, как подлинные чудеса... Его пример воспламенял нас, молодых авиаторов, открывал перед нами увлекательные перспективы, вызывал желание учиться у него, подражать ему... Я и мои товарищи, летчики-истребители, росли и формировались под влиянием Чкалова. Не скрою, что желание подражать Чкалову когда-то овладело всем моим существом настолько, что одно время даже и ходить-то я начал по-чкаловски - медленно и слегка раскачиваясь[4]".
  В июне 1930 г. Серов окончил Вольскую военно-теоретическую школу летчиков, и был переведен во 2-ю школу военных лётчиков и летнабов в г. Оренбурге.
  В школе курсанты помимо практического самолетовождения продолжили изучение аэронавигации, радиосвязи, физики, математики. Много часов в программе уделялось истории, политэкономии, русскому языку и литературе. В программу входили занятия по тактике, военные игры и учебные стрельбы. Тактические задачи курсант обязан был решать самостоятельно. Как и в Вольске Анатолий активно занимался спортом и участвовал в самодеятельности. Но больше всего его, конечно, интересовали полеты.
  17.12.31 г. он окончил 2-ю школу военных лётчиков и летнабов по 1-му разряду.
  19.12.31 г. начальник штаба школы и начальник отделения кадров подписали его характеристику, в которой указывалось: "Тов. Серов в школу прибыл 29 июня 1930 года. Инструктором, у которого учился тов. Серов, был тов. Бушев.
  Тов. Серов вылетел самостоятельно на 42-45 полете, вместо положенных 60 полетов, оценка первых полетов была отличная.
  Взысканий Серов имел, по данным учета, за время учебы - два, поощрений и наград имел много, получил часы.
  Характеристика при выпуске, данная Серову:
  Инициативен, имеет силу воли, энергичен, настойчив, решителен, сообразителен, утомляемости нет, знание материальной части прекрасное. Общее развитие хорошее, физически развит хорошо.
  В общественно-политической и культмассовой работе участие принимал.
  Участвовал во всех физкультурно-спортивных соревнованиях, работал спорторганизатором в эскадрилье, занимался легкой атлетикой, лыжным спортом, футболом, теннисом.
  Степень усвоения пройденного курса:
  Специальная подготовка - отличная.
  Военная - хорошая.
  Общеполитическая подготовка - хорошая.
  Усвоение летной программы - отличное.
  Из школы Серов выпущен летчиком-истребителем 17 декабря 1931 года с отличной оценкой по технике пилотирования[5]".
  В декабре 1931 - июле 1933 гг. служил в Гатчине, в 1-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрилье им. Ленина Ленинградского военного округа, был старшим летчиком, а затем - командиром звена.
  В августе 1933 - октябре 1935 гг. он служил в 26-й истребительной авиационной эскадрилье ОКДВА в г. Хабаровске, был командиром звена.
  В конце 1933 г. Серова приняли в члены ВКП(б), а вскоре товарищи избрали его парторгом авиаотряда.
  В 1934 г. одним из первых Серов перешел к групповому пилотажу в составе звена, за что вместе с товарищами был прозван "звеном воздушных акробатов".
  За год боевой учебы Серов и летчики его звена получили 40 поощрений, несколько наград от Реввоенсовета ОКДВА, а в канун XVII-й годовщины Великого Октября были занесены в Книгу революционного почета.
  Однако не обходилось в его службе и без летных происшествий.
  Однажды зимой в полете он заметил, что нос одной лыжи его И-5 опустился. Она приняла неправильное положение, наклонившись вперед под углом около 40 градусов. По недосмотру техника оказался отцепленным амортизатор! Серов стал кружить над аэродромом. На земле поднялась тревога, вызвали санитарную и пожарную машины. Однако Анатолий сумел так подвести самолет к земле во время посадки, что лыжа, соприкоснувшись с взлетно-посадочной полосой, выровнялась, и все обошлось благополучно.
  В другой раз во время выполнения пилотажа на самолете Серова загорелся мотор. Не растерявшись, он перекрыл доступ бензина и, не взирая на языки пламени, тлеющий комбинезон и дым в кабине, сумел посадить горящий истребитель на три точки. Машина была спасена. Об этом случае даже написала армейская газета "Тревога".
  В 1935 г. он был назначен командиром авиаотряда, а вскоре ему было присвоено воинское звание старший лейтенант.
  В августе 1935 г. он поступил в Военную Воздушную академию им. Жуковского. Однако, слушатели академии практически не имели летной практики и Серов начал подавать один рапорт за другим с просьбой перевести его на испытательную работу.
  С 1936 г. служил летчиком-испытателем в НИИ ВВС, был командиром авиаотряда. Он проверял новые машины, особенности их конструкции, летные и боевые данные, вооружение. На новых машинах его летчики ходили строем, вели учебный воздушный бой, стрельбу по конусам и по наземным целям, производили пилотаж.
  18.07.36 г. в Испании начался вооруженный мятеж. В сентябре в сражающуюся Испанию стали прибывать советские летчики-добровольцы. Серов подавал рапорт за рапортом с просьбой отправить его в Испанию. Лишь спустя полгода его упорство, наконец, увенчалось успехом.
  Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 26.05.37 по 21.01.38 гг. под псевдонимом "Родриго Матео". Командовал авиаотрядом, эскадрильей, а с ноября 1937 г. - авиагруппой. Всего за время пребывания в Испании он совершил 240 боевых вылетов, провел 38 воздушных боев, сбил 8 самолетов противника лично (в т.ч. один бомбардировщик Junkers Ju.52/3m - ночью) и 7 самолетов в группе. Под его руководством республиканские летчики сбили более 70 вражеских самолетов. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (31.07.37, 22.10.37).
  После прибытия в Испанию на совещании советских летчиков-добровольцев решался вопрос о распределении по группам И-15 и И-16. Большинство хотело летать на более современных и скоростных монопланах И-16. Тогда взял слово Серов: "Мы не гости. Мы солдаты... Я считаю, что храбрый и грамотный пилот будет с успехом драться на любой машине. Если говорить откровенно, на биплане, может быть, придется труднее. Но нам ли бежать от трудностей![6]"
  В ходе боев обе группы тесно взаимодействовали. И-16 связывали боем истребители, а И-15 атаковали бомбардировщики, приходя на помощь друг другу при необходимости.
  Анатолий Серов быстро выделился среди товарищей. В первом же боевом вылете ему пришлось в одиночку сразиться с девятью истребителями противника. Лишь непревзойденное летное мастерство помогло ему уцелеть. Он подбил два франкистских самолета, но и его машина была вся изрешечена. Серов смог все-таки посадить свой истребитель, однако ремонту он уже не подлежал и был списан
  Бои с немецкими пилотами, получившими к этому времени модернизированные "мессершмитты", легкими не бывали. Советские летчики несли потери. Особенно, когда в силу обстоятельств действовали порознь. Так погиб Александр Минаев[7].
  Смирнов вспоминает: "Минаевцы дрались в одиночку, еле успевая стряхивать с себя наседающие "фиаты". И вдруг - надежда! - сразу два "фиата" вспыхнули ярким пламенем, через мгновение взорвался третий. Мне почудилось, что я слышу, как со свистом посыпались вниз горящие обломки. Серов! Это он с шестеркой своих "курносых" подоспел в самый критический момент. Он с такой силой и неожиданностью ворвался в бой, расшвыривая облепивших нас фашистов, что те, не сообразив, в чем дело, бросились врассыпную...
  - Плохо, ребята, получилось. И вы виноваты... Еще плохо взаимодействуете друг с другом. Вот урок, страшный урок. Какого летчика не стало!..
  Никто не отводит глаз под тяжелым взглядом Серова. Анатолий откидывается назад на стуле, упираясь руками в край стола.
  - Самое главное: будем их бить. А за Сашу Минаева в три раза крепче будем бить. Только не зазнаваться, не думать, что одни мы можем сбивать самолеты! И они могут. И еще как, если мы будем действовать разрозненно, недружно.
  Он встает из-за стола и начинает расхаживать по комнате. Рассказывает нам о своих тактических новинках и замыслах, тут же руками показывает, как он их осуществит. И ему удается сломить наше подавленное настроение, заставить думать о будущем[8]".
  Смирнов вспоминает: "После Брунетской операции его назначают командиром эскадрильи...
  Еще приятнее и радостнее слышать о его тактических новинках. Это он бросил клич, облетевший все республиканские эскадрильи: смело принимать лобовые встречи с фашистами, самим идти в лобовые атаки и расстреливать врага только в упор, только наверняка! Серов ломает установившиеся тактические нормы. Воздушные бои проходят на виражах. Анатолий впервые с успехом применяет и вертикальный маневр, получивший распространение во время Великой Отечественной войны. Чтобы обеспечить быстрый взлет всей эскадрильи, он рассредоточивает самолеты по всему летному полю с таким расчетом, чтобы взлетать с мест стоянок, не выруливая на центр аэродрома. При таком рассредоточении взлет всей эскадрильи занимал не более полутора-двух минут и позволял взлетать отдельным самолетам даже в момент появления над аэродромом фашистских бомбардировщиков...
  Командование ответило определенно: радиооборудования нет, и не будет...
  Серов первым применил воздушных связистов. Его примеру не замедлили последовать другие подразделения. И вот теперь нередко над нашим аэродромом неожиданно появляется самолет, который несколько раз покачивает крыльями. Это означает, что где-то поблизости идет воздушный бой и необходима помощь. Истребители немедленно взлетают и направляются вслед за воздушным делегатом. И теперь, как правило, нам удается подоспеть к району боя вовремя[9]".
  К этому времени мятежникам удалось организовать ночные налеты на республиканские аэродромы, главным образом на Алькала-де-Энарес, основную базу республиканской авиации. Меткость попадания была невысокой, но их налеты тяжело действовали на летный состав республиканской авиации, войска и мирное население.
  Анатолий Серов сумел убедить командование в необходимости дать им отпор. В состав звена "ночников" Серова вошли Михаил Якушин, Евгений Антонов[10] и Леонид Рыбкин. Первые несколько ночей летали безрезультатно. Единственный посадочный прожектор оказался поврежденным. Серов добился, что поставили автомобили, и две пары автомобильных фар освещали взлетную площадку. Аэродром подвергался налетам, бомбежке, в этих условиях истребители поднимались в воздух и искали врага. Вскоре пришел успех.
  В ночь на 26.07.37 г. Серов и Якушин прибыли на аэродром, не отдохнувшие после нескольких дневных воздушных боев. Были усталы и невеселы, но заставили себя забыть о чрезмерной нагрузке и приготовиться к ночным встречам. К усталости прибавлялись страдания от изнуряющей жары.
  Вскоре пришло телефонное сообщение о бомбежке в районе Эскориал, на подступах к Мадриду. Серов и Якушин взлетели, взяли курс на линию фронта. Серов летел на высоте двух тысяч метров, как они условились, а Якушин - на высоте трех тысяч.
  В эту ночь повезло Якушину, который впервые в истории советской авиации совершил ночной перехват и сбил бомбардировщик "Юнкерс" Ju.52.
  Утром Якушина и Серова вызвали в Мадрид, где их поздравило республиканское правительство, а премьер-министр Хуан Негрин[11] наградил именными часами и легковыми автомобилями.
  Серову было неловко получать поздравления вместе с Якушиным, и он дал себе слово следующей же ночью обязательно сбить важеский самолет. И сдержал его.
  В ночь на 27.06.37 г. он сбил бомбардировщик "Юнкерс" Ju.52.
  Из рапорта Серова: "Было очень трудно обнаружить в ночной темноте самолеты противника. Наконец мне повезло: внезапно я заметил отблеск луны на крыльях одного из вражеских пиратов. Я приблизился и увидел, что это "юнкерс-52"; открываю огонь, фашисты мне немедленно ответили, но так как я летел ниже их, то они меня не видели. Я приблизился к их самолету с правой стороны и снизу и примерно с расстояния в тридцать метров открыл огонь из всех четырех пулеметов, попал в бензобаки и увидел языки пламени, которые представляли прекрасную мишень; я выпустил еще несколько очередей и увидел, как "юнкерс" клюнул носом, вошел в пике и разбился о землю[12]".
  Смирнов так рассказывает об этом: "Серов... оставил Якушина над Мадридом, а сам пошел дальше, к линии фронта. На земле - ни огонька. Кое-где по дорогам вспыхивали автомобильные фары и тотчас же гасли. Напряженно вглядываясь в темноту, он видел под крыльями самолета лишь смутные очертания города.
  Через несколько минут он был уже над передним краем. Прошел над ним в одном направлении, в другом, тщательно обыскивая небо. Пламя выхлопных патрубков мешало смотреть вперед. Приходилось ежеминутно делать отвороты в стороны. От напряжения начало ломить глаза. И вдруг нежданное облегчение - выглянула луна. Почти в ту же минуту, когда она посеребрила края облаков, Серов увидел совсем недалеко от себя черный силуэт вражеского бомбардировщика, летевшего к Мадриду...
  Анатолий... незаметно приблизился к бомбардировщику, прильнув к прицелу и, выбрав удобный момент, нажал на гашетку. Сразу из четырех пулеметных стволов брызнули огненные струи. Немецкий самолет накренился и повалился вниз. С правой стороны фашистской машины вспыхнуло и внезапно погасло пламя. Серов уже приготовился добавить несколько очередей, но в это время над фашистским бомбардировщиком поднялся огненный столб...
  Патроны еще оставались. И, развернувшись, он снова стал искать противника. Через несколько минут ему удалось обнаружить второй бомбардировщик. Но фашистские летчики, видимо, были уже начеку. Своевременно заметив "чато", они тотчас же пустились наутек. На одно мгновение Серов потерял врага из виду, но луна вновь помогла ему отыскать вражеский самолет.
  Анатолий гнался за бомбардировщиком, позабыв обо всем... расстояние сокращалось медленно... И вдруг луна опять предательски скрылась... Бомбардировщик пропал в облаках. И в этот момент Серов взглянул на приборы.
  Взглянул - и невольно похолодел: горючее было на исходе. Под самолетом он различил контуры незнакомой местности. Азарт преследования далеко завел летчика. "До своего аэродрома не дотянуть", - понял Серов. Круто развернувшись, он пошел прямо на Мадрид. Остатки бензина убывали катастрофически. И вдруг костер! Серов тут же сообразил: догорает сбитый бомбардировщик. Значит, под ним - своя территория, он твердо знал, что бомбардировщик упал в расположении республиканцев. И так как бензина уже почти не оставалось, решил садиться где-нибудь поблизости от догорающего самолета. Но выбрать подходящую площадку для приземления было почти невозможно. Планируя на малой скорости, Серов заметил узкую светлую полоску на темном фоне земли. Иного выбора уже не было, надо было садиться. Сделав последние расчеты, Анатолий перед самой землей выключил мотор. Колеса коснулись земли. Самолет пробежал несколько десятков метров и остановился.
  Не веря свершившемуся, Серов неподвижно сидел в кабине. Он не только дотянул до своих, не только приземлился, но его "чато" остался совершенно целым и невредимым! А когда летчик вышел из машины и прошелся из края в край по узкой полоске, устланной золотистой соломой сжатого хлеба, то невольно содрогнулся: его самолет стоял в пяти метрах от глубокого оврага...
  Совсем близко была слышна ночная вялая перестрелка. Где-то неподалеку проходила линия фронта. Оставив машину, Анатолий пошел на восток: надо было поскорее найти людей, которые помогли бы до рассвета оттащить самолет подальше от переднего края.
  Пробираясь меж камней и глубоких воронок, Серов осторожно продвигался вперед. Вдруг перед ним мелькнули тени. Анатолий на всякий случай вынул пистолет. Тени снова скользнули и скрылись где-то совсем рядом. Летчика тихо окликнули. Анатолий замер на секунду, но тотчас же решился ответить:
  - Компаньерос!..
  Впереди зашевелились, и Серов громко сказал по-испански:
  - Компаньерос. Авиадор русо!
  - Наш летчик! - раздались в ответ радостные возгласы...
  В блиндаже командира пехотной части... зазвонили телефоны. Соседняя танковая часть обещала немедленно привезти бензин. Солдаты отправились расчищать площадку, на которой стоял "чато". С помощью бойцов Анатолий заправил самолет и развернул его носом в обратную сторону.
  - Теперь я могу взлететь, - сказал он.
  - Взлететь? - переспросил командир и задумался. - Я ничего не смыслю в авиации, но мне кажется, что вы, камарада, идете на большой риск. Площадка крайне мала. Не лучше ли попробовать с нашей помощью вытащить самолет на ближайшую дорогу, там разобрать его и в таком виде отвезти на аэродром.
  - Это невозможно! На несколько дней я останусь без машины и не смогу летать. И потом, - Серов улыбнулся, - если я благополучно приземлился, то наверняка и поднимусь нормально...
  Предрассветный сумрак. Клочья тумана выстелили долины. Усевшись в кабину, Серов запустил мотор и, не теряя ни минуты, с места пошел на взлет. Мотор работал отлично. Самолет послушно бежал по земле. У самой границы площадки Анатолий заставил машину отделиться от земли...
  Фашисты не успели ахнуть, как Анатолий оказался уже над ними и ударил по окопам из всех своих пулеметов: не возвращаться же домой с неизрасходованным боекомплектом! Расстреляв все патроны, он развернулся обратно, покачал на прощание крыльями республиканцам и пошел на восток, в направлении Мадрида[13]".
  26.08.37 г. эскадрилья Серова в районе Вильямайора перехватила несколько самолетов Heinkel 45 из националистской группы 6-G-15, прикрытых итальянцами из 20-й эскадрильи группы Asso di Bastoni. Серову и его летчикам удалось без потерь сбить 3 вражеских самолета[14].
  За короткий период Анатолий Серов сбил еще несколько самолетов противника.
  Об одном из боев он так рассказывал впоследствии: "Неприятели разделились на две группы. Я подошел метров на семьсот к той группе, которая была больше... Против моей эскадрильи было десять бомбардировщиков и сорок истребителей. Мы врезались в их строй. Неприятельские бомбардировщики растерялись, начали сбрасывать бомбы куда попало, чтобы облегчить свои машины, и повернули обратно. На нас ринулись вражеские истребители. Мы повели бой против сорока бешеных врагов. Один из наших товарищей был подбит и пикировал к земле. За ним гнался неприятельский самолет, стреляя из всех пулеметов. Я бросился выручать товарища. Открываю полный огонь. В тот момент, когда фашист хотел уйти от меня боевым разворотом, я его настиг и зажег. Но, когда наш товарищ выпрыгнул с парашютом, враги, в числе четырех самолетов, бросились на него и расстреляли в упор. Решив отомстить палачам, я начал их поливать свинцом. Один из противников пытался уйти. У него была пробита водяная система. Из машины клубами валил пар. Он метнулся вверх, надеясь скрыться за облаками. Я дал очередь из всех пулеметов. Растерявшись, он развернулся прямо на меня. Еще секунда, и противник, объятый пламенем, "загремел" на землю[15]".
  Тяжелые бои изматывали людей.
  Смирнов вспоминает: "Основную нагрузку несет эскадрилья Серова. Во-первых, она ближе других располагается к тому участку фронта, где чаще всего появляются "фиаты" и "капрони". Во-вторых, итальянские истребители охотнее вступают в бой с "чатос", чем с нашими монопланами. От "чатос" в критическую минуту они могут без труда удрать, так как обладают большей скоростью на пикировании, а от наших самолетов им ускользнуть трудновато. Ясно, что на долю Серова, Якушина... и других летчиков этой эскадрильи, слава о которой, кстати сказать, гремит по всей Испании, приходится больше боев, чем на нашу долю... Физическая усталость давала себя знать. Только один Серов, ко всеобщему удивлению, становится все шире в плечах. Однако... каждый летчик прекрасно понимал, что отдыхать - значит переложить на плечи столь же уставших товарищей свою часть общей боевой работы. Анатолий по-прежнему находил для каждого ободряющие слова, и все крепче и крепче сколачивал свой коллектив... Случаи недисциплинированности у Серова... исключались, казались просто невозможными, столь велик и непререкаем был его авторитет как командира[16]".
  15.10.37 г. Серов во главе эскадрильи участвовал в штурмовке аэродрома Гарапинильос близ Сарагосы. Основную задачу выполняли две эскадрильи И-15, которые несли по четыре десятикилограммовых бомбы. Они сделали 6 заходов на цель, уничтожая технику и строения пулеметным огнем. Четыре эскадрильи И-16 барражировали рядом на случай появления противника в воздухе, а потом тоже атаковали наземные цели. Это было первое в истории авиации применение истребителей для уничтожения вражеских самолетов на земле.
  Смирнов вспоминает: "Во избежание излишних потерь решили провести налет на Гарапинильос без участия бомбардировщиков. Силами одних истребителей. Серов порывается что-то сказать, взволнованно потирает руки. Мы изумлены и еще не можем осознать всю сложность, а точнее говоря, необычность задачи. Ведь еще нигде, никогда истребители не применялись для штурмовки аэродромов без взаимодействия с бомбардировщиками... Можно ли только пулеметным огнем уничтожить боевую технику, размещенную на земле?..
  Все мы принципиально согласны с решением командования, но, когда приступаем к разработке плана действий, сразу же видим, что многое для нас неясно, и волей-неволей ограничиваемся недомолвками. И нас вновь удивляет Анатолий: он выступает с глубоко и всесторонне продуманным планом, словно размышлял о предстоящей операции давно и упорно. У Серова тонкое тактическое чутье, ясное предвидение и умение заранее взвесить и рассчитать все шансы на успех...
  По всему аэродрому в виде буквы "П" расставлено, как по ниточке, не менее шестидесяти самолетов... Строго держась за своим ведущим, "чатос" выскакивают к аэродрому с бреющего полета, молниеносно набрав горкой метров двести высоты. Первым бросается в атаку Анатолий Серов, и почти тотчас же на земле вспыхивает один из "фиатов". Почин сделан! Вслед за Анатолием открывает огонь вся группа.
  Через минуту один за другим над аэродромом встают восемь дымных, огненных факелов. С оглушительным грохотом взрываются бомбы, подвешенные на фашистских самолетах, и в щепки разносят рядом стоящие машины. Сильный ветер разносит огонь по всему аэродрому. Анатолию и этого мало - он производит третью, четвертую атаку... Летчики вошли в азарт и пикируют буквально до двадцати метров, в упор расстреливая вражеские самолеты. В клубах дыма ясно различимы две полосы горящих самолетов, окаймляющие аэродром двумя жаркими высокими стенами огня[17]".
  Сорок готовых к взлету самолетов было уничтожено, около двадцати повреждено; зенитные батареи подавлены; два истребителя, пытавшихся взлететь, сбиты; взорваны склады боеприпасов и запасы топлива. Наши летчики потерь не имели.
  За эту операцию правительство республиканской Испании наградило Серова именными золотыми часами с надписью: "За отвагу и доблесть!".
  В конце января 1938 г. Серов вернулся на Родину. Вскоре ему было присвоено внеочередное воинское звание полковник.
  23.02.38 г. он был награжден юбилейной медалью "ХХ лет РККА".
  2.03.38 г. полковнику Серову Анатолию Константиновичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
  В мае 1938 г. он был назначен начальником Летной инспекции ВВС.
  Серов привлек к работе в инспекции летчиков, имевших опыт современного воздушного боя.
  - Не только проверять учебно-боевую подготовку летных кадров, но и добиваться ее развития на основе использования новейшей техники, новейших методов воздушного боя, переучивать и толкать вперед, - говорил он товарищам. - Опыт пилотажа и воздушного боя растет, техника материальной части непрерывно развивается. Мы не можем учить людей по старым канонам. Летчики обязаны идти вперед, наш долг - ускорить это движение.
  Все новое, что создавалось в области боевого самолетостроения, становилось на вооружение авиации, вступало по требованию Серова в распоряжение не только строевых частей, но и летных школ. При посещении подведомственных учебных заведений и авиачастей инспекторы теперь пользовались главным образом быстроходными боевыми машинами. Они прибывали в строевые части, собирали летчиков и вели с ними беседы об их практике, особое внимание уделяли полетам.
  3.05.38 г. Анатолий был в гостях у Героя Советского Союза Ляпидевского. На вечеринке было весело, шумно и, как всегда, больше всех шумел и веселился Анатолий. Пел, танцевал, шутил. Но скоро окружающие заметили, что он танцует лишь с одной девушкой. Это была актриса Театра рабочей молодежи Валентина Половикова[18].
  Два дня он буквально не отходил от нее, не давал никому помешать их сближению, возил в театр, в клуб писателей, где уже завел себе хороших друзей, а на третий день, сидя с ней у нее дома, вдруг придвинул к себе ее кресло и сказал:
  - Все шутки да развлечения, Валюша... Но я хочу серьезно просить тебя, чтобы ты разделила со мной мою жизнь. Будь моей женой.
  Девушка немного растерялась и предложила немного подождать, пока она съездит в Ленинград, посоветуется с матерью. Вечером Анатолий проводил ее на вокзал.
  Но для него расстояния не существовали. На следующее утро он сам примчался в Ленинград на своем истребителе. Когда Валентина приехала к матери, он позвонил туда, напросился в гости, и тут же приехал, прихватив с собой своего боевого товарища комкора Евгения Птухина[19] в качестве поддержки.
  Мать Валентины против брака дочери не возражала.
  - Сама пусть решает. Ее воля.
  - Скажи, Валя, - немедленно спросил Анатолий.
  - Скажу в Москве.
  - Когда ты вернешься? Давай сегодня провожу тебя.
  Спорить с ним было невозможно. Весь день они провели вместе, гуляли по Ленинграду. Вечером он и Птухин усадили ее в поезд. А утром, выйдя на вокзал в Москве, она увидела Серова. Подтянутый, выбритый, он шел к ней с огромным букетом сирени. Валентина была ошеломлена и покорена.
  На его вопрос она тихо ответила:
  - Ладно, Толя...
  Серов, охваченный радостью, признался:
  - Так спешил, что первый раз в жизни при посадке сделал "козла"! Позор![20]
  11.05.38 г., на восьмой день знакомства, Анатолий и Валентина поженились.
  Они поселились сначала в гостинице "Москва". В сентябре Серову предоставили роскошную пятикомнатную квартиру на Лубянском проезде, ранее принадлежавшую маршалу Егорову[21]. Все вещи в этой квартире остались от прежнего жильца...
  Лето провели в селе Архангельском, в доме отдыха. Анатолий с друзьями ежедневно улетал в Тушино, где тренировался к полетам, назначенным на 18 августа. Иногда он прилетал в Архангельское и кружил над самым домом так низко, что обитатели разбегались с террасы. В эти месяцы Валентина снималась в картине "Девушка с характером", и продолжала играть на сцене.
  Летом 1938 г. Серов, наконец, познакомился с Валерием Чкаловым. Встреча произошла на аэродроме. Чкалов присутствовал на полетах Анатолия и остался, чтобы пожать ему руку. Когда Серов приземлился и подошел к группе летчиков, он сразу узнал того, перед кем преклонялся. Чкалов широким жестом протянул ему руку. Серов порывисто обнял прославленного летчика.
  Обменявшись несколькими словами привета, они решили обедать у Серова. Здесь, дома, сидя с Чкаловым на диванчике, едва умещавшем их обоих, Серов рассказал, как всю жизнь ждал этой встречи, как заочно учился у него, подражал ему во всем, даже в походке. Оба весело смеялись. Валерий Павлович расспрашивал о боях в Испании, и Серов рассказывал щедро и много, выбирая случаи, особенно интересные для Чкалова.
  Они стали друзьями, часто встречались. Чем ближе они сходились, тем больше общих черт находили друг в друге.
  18.08.38 г. во время воздушного праздника в Тушино дебютировала пилотажная пятерка Серова. Кроме Анатолия Серова в пятерку входили Борис Смирнов, Михаил Якушин, Евгений Антонов и Виктор Рахов.
  15.12.38 г. Герой Советского Союза комбриг Чкалов разбился во время первого испытательного полета на новом истребителе Поликарпова И-180[22].
  9.02.39 г. Серову было присвоено воинское звание комбриг.
  Весной 1939 г. он окончил КУКС при Военной академии Генштаба.
  1.05.39 г. Серов во главе своей пилотажной группы участвовал в воздушном параде над Красной площадью.
  Утром 9.05.39 г. он вылетел на учебно-тренировочные сборы по отработке навыков слепого полета, которые проводились в четырехстах километрах от Москвы. Вечером того же дня он вернулся на ночевку в Москву к жене, которая через несколько месяцев должна была родить, а утром снова улетел на сборы. Больше они не увиделись...
  11.05.39 г. комбриг Серов погиб в авиакатастрофе вместе с Полиной Осипенко. Наиболее вероятной причиной гибели экипажа явилась слабая устойчивость УТИ-4, приводящая к неожиданному затягиванию его в пикирование, из которого выйти было практически невозможно[23].
  Через четыре месяца после трагической гибели Серова его вдова родила сына[24].
  Именем Героя назван город в Свердловской области, где установлен его бюст. А также металлургический комбинат, Батайская военная школа летчиков, техническое училище Љ 54 в городе Серов, улицы в городах Свердловске, Карпинске, Минске, Москве. В поселке Воронцовка создан музей.
  Герой Советского Союза (2.03.38). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалью "ХХ лет РККА".
  Литература:
  Абрамов А.С. У Кремлевской стены. - 7-е изд., доп. - М., 1987. С. 237-239
  Герои огненных лет. Кн. 5. - М., 1982. С. 57-62
  Золотые Звезды свердловчан. - 2-е изд., испр. и доп. - Свердловск, 1970. С. 256-259
  Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.- Сибирское кн. изд., 1983. С. 58-59
  
  
  [1] Горный мастер.
  [2] Чалая З.А. Указ. соч. С. 77.
  [3] Чалая З.А. Указ. соч. С. 101.
  [4] Чалая З.А. Указ. соч. С. 106.
  [5] Чалая З.А. Указ. соч. С. 123.
  [6] Смирнов Б.А. Указ. соч. С. 27.
  [7] Минаев Александр Ефимович (1910-1937), капитан. Русский. Служил инструктором по технике пилотирования 117-й истребительной эскадрильи МВО. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 13.06.37 по 15.07.37 гг. Был командиром звена, а затем эскадрильи. Летал на И-16. Лично сбил 4 самолета. 15.07.37 г. погиб в воздушном бою. Награжден орденом Ленина (11.11.37).
  [8] Смирнов Б.А. Указ. соч. С. 72.
  [9] Смирнов Б.А. Указ. соч. С. 124
  [10] Антонов Евгений Сергеевич (1910-1942), полковник. Русский. Служил командиром звена 35-й истребительной эскадрильи 56-й иаб Киевского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 31.05.37 по 28.01.38 гг. Был командиром звена, а затем эскадрильи. Летал на И-15. Сбил 2 самолета лично. Награжден орденами Ленина (2.03.38) и Красного Знамени (3.11.37). Участвовал в советско-финской войне. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был летчиком-инспектором Летной инспекции ВВС. Погиб при обороне Москвы.
  [11]Негрин Хуан Лопес (Negrin Juan Lopez) (1894-1956), премьер-министр Испании (1937-39). Испанец. Учился в Италии и Германии, затем был профессором физиологии Мадридского университета. В 1931 г. избран депутатом в Кортесы, в 1936 г. назначен министром финансов, в 1937 г. - премьер-министром. В 1938-39 гг. был министром национальной обороны. В марте 1939 г. эмигрировал во Францию, а затем в Великобританию. До 1945 г. возглавлял правительство Испании в эмиграции. Умер в Париже.
  [12] Игнасио Идальго де Сиснерос. Меняю курс. - М.: Политиздат, 1967. С. 396.
  [13]Смирнов Б.А. Указ. соч. С. 87-91.
  [14] Абросов С.В. Указ. соч. С. 138.
  [15] Чалая З.А. Указ. соч. С. 228.
  [16]Смирнов Б.А. Указ. соч. С. 122.
  [17]Смирнов Б.А. Указ. соч. С. 132.
  [18]Серова (Половикова) Валентина Васильевна (1917-1975), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1946), лауреат Сталинской премии (1946). Русская. В 1931 г. поступила в Центральный техникум театрального искусства. В 1932-49 гг. служила в Театре рабочей молодежи (ныне Театр им. Ленинского комсомола), а затем в Театре им. Моссовета. Снялась в 11 кинофильмах, в т.ч. в главной роли в кинофильмах "Девушка с характером" (1938), "Сердца четырех" (1941) и "Жди меня" (1943). В 1943 г. вышла замуж за писателя К.М. Симонова. Вскоре пристрастилась к спиртному. В 1956 г. развелась с Симоновым. Умерла от алкоголизма.
  [19] Птухин Евгений Саввич (1902-1942) Герой Советского Союза (21.03.40), генерал-лейтенант авиации (1940). Русский. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был мотористом 3-й Московской авиагруппы. В 1922 г. окончил школу мотористов, а в 1924 г. - военную школу летчиков. Командовал 142-й авиабригадой Белорусского особого военного округа. В 1936 г. награжден орденом Красной Звезды. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 15.05.37 по 25.02.38 г. Был главным авиационным советником. 35 летчиков 142-й иаб БВО участвовали в национально-революционной войне в Испании. 1 человек был удостоен звания Герой Советского Союза, а 28 стали орденоносцами (в т.ч. 4 - дважды орденоносца). В 1938-39 гг. был командующим ВВС Ленинградского военного округа. Участвовал в советско-финской войне. Был командующим ВВС Северо-Западного фронта. В 1940-41 гг. был командующим ВВС Киевского особого военного округа. В начале Великой Отечественной войны командовал ВВС Юго-Западного фронта. 24.06.41 г. был арестован и 23.02.42 г. расстрелян. Реабилитирован в 1954 г. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью "ХХ лет РККА".
  [20] Чалая З.А. Указ. соч. С. 267.
  [21] Егоров Александр Ильич (1883-1938), подполковник царской армии, Маршал Советского Союза (1935). Русский. В 1905 г. окончил Казанское пехотное юнкерское училище. Участвовал в I-й Мировой войне. Командовал ротой, батальоном, пехотным полком. Был пять раз ранен. В РККА с 1918 г. Был членом коллегии комиссариата по демобилизации армии, председателем Центральной коллегии по делам пленных и беженцев, военным комиссаром Всероссийского главного штаба, председателем Высшей аттестационной комиссии по отбору офицеров для Красной Армии. Член РКП(б) с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. В 1918-19 гг. был командующим 9-й, 10-й и 14-й армиями, в 1919-22 гг. - командующий Южным, а затем Юго-Западным фронтами. Награжден двумя орденами Красного Знамени (1919, 1928) и Почетным Революционным оружием (1921). В 1922-24 гг. - командующий Отдельной Кавказской Краснознаменной армией. Награжден орденами Красного Знамени Азербайджанской (1921) и Грузинской ССР (1924). В 1924-25 гг. - командующий Вооруженными силами Украины и Крыма, в 1925-26 гг. - военный атташе в Китае, в 1926-27 гг. - зам. начальника военно-промышленного управления ВСНХ СССР, в 1927-31 гг. - командующий войсками Белорусского военного округа, в 1931-35 гг. - начальник штаба РККА, в 1935-37 гг. - начальник Генштаба РККА, зам. наркома обороны СССР, в 1937-38 гг. - командующий войсками Закавказского военного округа. Избирался кандидатом в члены ЦК ВКП(б) и депутатом ВС СССР. 27.03.38 г. арестован. 22.02.39 г. расстрелян. 10.04.56 г. реабилитирован. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Красного Знамени Азербайджанской и Грузинской ССР и медалью "XX лет РККА".
  [22] Более подробно обстоятельства этой авиакатастрофы описаны выше в биографии Героя Советского Союза Чкалова В.П.
  [23] Более подробно обстоятельства этой авиакатастрофы описаны выше в биографии Героя Советского Союза Осипенко П.Д. . http://www.geroi.apifarm.ru/doc/first/11_38/2 "Во второй полет в закрытую кабину сел Серов. А Осипенко заняла свое место в передней. Из этого полета они не вернулись.
  На поиски Серова и Осипенко вылетел Виктор Рахов. Вскоре он увидел темную массу народа. Люди бежали со стороны расположенного невдалеке села, потом вдруг останавливались, застывали на месте. Они окружали что-то на земле.
  Зона, в которой пилотировали Серов и Осипенко, находилась в двадцати километрах от аэродрома и проходила над селом Высоким. Деревенский почтальон заметил в небе самолет. На высоте приблизительно четырехсот метров он сначала летел к рощице за селом, потом сделал круг, полетел по прямой назад, затем вернулся, начал виражить и внезапно перешел в штопор.
  Чтобы выйти из штопора, машина должна перейти в пикирование, потерять определенную высоту, чтобы набрать необходимую скорость и выйти в режим горизонтального полета. По-видимому, летчик пытался это сделать, перевел самолет в пике, но высоты не хватило. Не успев выйти из пикирования, машина врезалась в землю.
  На место несчастья немедленно вылетела правительственная комиссия. Командарм 2-го ранга Смушкевич подошел к разбитой машине, взглянул и быстро отошел в сторону. Там он стоял и плакал, как ребенок.
  Кабина Серова была открыта. В последний момент он открыл ее, вступая в единоборство со смертью"
  [24]Серов Анатолий Анатольевич (1939-1975), актер. Русский. В 1956 г. был осужден за взлом и поджог дачи в п. Переделкино, Московской области. Срок отбывал в исправительно-трудовой колонии особого режима в г. Нижний Тагил. После освобождения жил в г. Монино. Умер от алкоголизма.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"