Силаев Алексей Юрьевич : другие произведения.

Психологизм как художественный приём

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Переписанная статья про психологизм. Более структурированная, надеюсь.


   Психологизм как художественный приём
  
  
   Давайте подумаем, что такое любая проза или поэзия на самом нижнем, "базовом" уровне. В данном случае нам не важна ни форма произведения, ни его содержание. Мне думается, что художественный текст - это обезличенная опосредованная коммуникация между автором и неким типизированный читателем. В таком случае, главным объектом писательской деятельности становится не сюжет, не характеры, не форма изложения (роман, рассказ, поэма), не язык, не художественные приёмы. Объектом становится читатель, с которым автор общается посредствам сюжета, описывая характер своих героев, выбирая форму подачи, оттачивая язык и прочие художественные приёмы.
       Каковы же механизмы общения между автором и читателем, спросите вы? Авторские отступления есть далеко не во всех произведениях. А читатель автору так вообще ничего написать не может. Поэтому отвлечёмся на некоторое время от литературы и поговорим немного о семиотике. Начнём с самых основ.
   Любой организм характеризуется тем, что у него есть внутренняя среда, отделённая от внешней среды клеточной оболочкой. Информацию об окружающем мире он получает от органов чувств. Но эта информация всегда субъективна, неполна, так как интерпретируется нервной системой. Теперь на каком-то этапе эволюции одновидовым особям необходимо сложно взаимодействовать друг с другом. Появляются разнообразные знаковые системы. Высшей формой которых является язык. Но ещё до появления устного языка возникло сознание. Разумеется, не только у людей. Современные представления когнитивной этологии, науке об интеллекте животных, говорят, что сознание присуще и животным, а ряд экспериментов, например, эксперимент с зеркалом, показал, что высшим приматам, дельфинам, слонам присуще даже самосознание.
   По всей видимости, сознание возникло как способ смоделировать внутреннее состояние другого живого организма и спрогнозировать его поведение на то или иное воздействие в условиях ограниченных возможностей органов чувств. Несомненно, какие-то психологи со мной поспорят, так как чёткого определения "сознания" нет. Но для себя я характеризую сознание как дополнительный аналитико-синтетический орган чувств.
   И действительно, люди постоянно строят мысленные модели, как поступят в той или иной ситуации. Или вообще представляют себя в образе другого человека.
   Именно способность представить себя в образе другого человека и составляет суть писательского мастерства. Писатель полностью погружается в придуманный образ. И насколько глубоко и точно он это делает, от этого зависит достоверность, живость, увлекательность созданного образа. Вспомним знаменитые слова Флобера: "Госпожа Бовари - это я!" Про "сны наяву" говорил и Л.С. Выгодский в "Психологии искусства".
   Эта особенность психики по моему глубокому мнению отличает талантливого писателя от посредственности. Конечно, не она одна, а целый комплекс особенностей и навыков. Сила воображения, словарный запас, чувство эстетики, языковая интуиция, навыки письма имеют немаловажное значение. Но во главе всего этого стоит способность мысленно перевоплощаться.
   Мне нравится сравнивать писателя с профессиональным спринтером. Ведь, прочитав методическое пособие по технике бега, о том, как правильно ставить ноги или уходить со старта - олимпийским чемпионом вы не станете. Точно так же прочитав учебник о том, как стать писателем, вы с очень маленькой вероятностью напишите достойный роман. Что-то вы, несомненно, напишите, если у вас достаточно мотивации.
   Так что будем исходить из посыла, что писатель по умолчанию должен превосходно моделировать поведение других людей у себя в сознании, в силу каких-то физиологических особенностей свой психики. Постараемся не употреблять термин "талант".
   Вот в силу таких особенностей нервной системы, автору ничего не мешает поставить себя на место уже не литературного героя, а самого читателя, который про этого героя читает.
   В этой коммуникации автор своим сознанием может только смоделировать реакцию читателя на свой текст. С большой долей вероятности можно предположить, что автор хочет отзывов, дабы получить материальное подтверждение своим представлениям. Разумеется, подавляющее большинство авторов, в отличие от художественного образа, образ читателя формируют неосознанно. Образ читателя лежит больше в сфере подсознательного. В процессе правок автор постоянно задается вопросом, как тот или иной фрагмент текста будет прочтён и понят, как бы становясь на место читателя.
   Если образ читателя переходит из подсознательного в сознательное, автор также переходит из сферы творчества в сферу авторских навыков. И, пожалуй, нельзя однозначно сказать, что это плохо. Тут, как и во всем, должен быть определённый баланс.
  
   Возьмём одно из стандартных определений психологизма в литературе. "Детальное изображение внутреннего мира героя, подробное описание, анализ различных состояний его души, внимание к оттенкам переживаний". Если исходить из нашего предположения, что объектом авторской деятельности является психика читателя. Тогда мне совершенно отчётливо видится, что психологизм - это авторское воздействие на читателя посредством детального изображения внутреннего мира героя и прочих художественных приёмов и методов. Методы мы подробнее рассмотрим ниже.
   Но перед этим необходимо сказать следующее. Так как психологизм рождается во взаимодействии автора и читателя, он нуждается в двойной трактовке. Со стороны читателя и со стороны автора. Не об этом ли говорит А.Б. Есин, когда предлагает две трактовки психологизма в широком и узком смысле?
   Ведь для читателя психологизмом будет сильное эмоциональное воздействие от прочитанного. Имманентным, неотделимым свойством художественного текста. В то время как для писателя психологизмом будет набор художественных приёмов и методов, которыми он воздействует на сознание читателя. Более того, автор пытается замаскировать эти приёмы, потому что, зная о них, воздействие на психику читателя будет слабее. Замаскировать пытается в некоторых случаях осознанно, в некоторых на подсознании, просто моделируя реакцию читателя внутри себя. Это очень важно, надо понимать, что во многом автор зачастую действует интуитивно и сам не осознает, что применяет те или иные методы воздействия. Он просто неосознанно моделирует реакцию читателя внутри себя и выбирает более подходящие языковые конструкции.
  
   Итак, психологизм - это сильное авторское воздействие на психику читателя посредством художественного текста с моделируемой в подсознании/сознании автора ответной реакцией.
   Говоря о методах воздействия, необходимо сказать и о самой реакции. Это не абстрактные эмоции, а вполне конкретные чувства. Первое, что приходит на ум, чувство сопереживания. Это чувства любви, ненависти, чувство мести, праведного гнева. Большинство сильных эмоций подпадает под эту базовую категорию. Это те чувства, которые читатель испытывает вместе с героем. Особняком тут будет стоять юмор и ирония. Герой может находиться в дурацком положении, где ему будет не до смеха, а читатель в этот момент будет хохотать.
   Так же надо отделять чувство сопереживания от чувства сопричастности. Такие чувства могут возникнуть, когда автор описывает, например, какое-то всемирно известное событие. Будь то битва трёхсот спартанцев в Фермопилах или запуск Юрия Гагарина в космос.
   Ещё сильным чувством будет чувство интриги. Не следует путать с чувством интереса от получения новой, ранее неизвестной информации, которое так же является сильной эмоциональной реакцией. Так же как и чувство удовлетворения от решения узкоспециализированной интеллектуальной задачи. На этом чувстве как раз играет литература постмодернизма. Когда читатель случайно находит скрытую цитату - это как раз и есть момент решения узкоспециализированной интеллектуальной задачи.
   Чувство удивления. Чувство страха.
   Так же надо выделить чувство эстетики (чувство прекрасного и безобразного).
   Не будем ханжами и упомянем чувство сексуального переживания. Кто бы что ни говорил, но это неотъемлемая часть человеческой природы, и игнорировать её будет неправильно.
   И наконец, последняя базовая категория чувств, на которую воздействует автор, это чувство внезапного озарения. Я предпочитаю называть его инсайтом. Воздействие на психику читателя через внезапное озарение подробнее мы рассмотри несколько ниже. Оно требует более подробного разбора.
   Если говорить совсем просто, то, например, чувство интриги это такой же психологизм, как и чувства, которые возникают у читателя во время чтения глубоких, детальных описаний внутреннего мира литературного персонажа. Надо чётко понимать - это явления одного порядка.
   Перечислим эти базовые категории ещё раз:
      -- Чувство сопереживания.
      -- Ирония и чувство юмора.
      -- Чувство сопричастности.
      -- Чувство интриги.
      -- Чувство интересного (чувство нового).
      -- Чувство удовлетворения от решения интеллектуальной задачи.
      -- Чувство удивления.
      -- Чувство страха.
      -- Чувство эстетики.
      -- Чувство сексуального переживания.
      -- Чувство внезапного озарения.
   Мне удалось выделить только такие базовые категории авторского воздействия, и я вполне допускаю, что помимо этих существуют какие-то другие.
   Какими же методами автор воздействует на эти чувства? Мы будем говорить именно о методах, потому что обычных приёмов великое множество, более того, они периодически видоизменяются и дополняются.
   Писатель, находясь в творческом поиске, постоянно придумывает всё новые и новые способы вызвать у читателя реакцию и эмоции. Именно поэтому определение термина "психологизм" так затруднено в литературоведении. Оно перечисляет плавающие признаки явления, не понимая его сути.
   Говоря о методах психологизма, я выразился не вполне корректно. Это не художественные приёмы в обычном понимании литературоведа. Это, скорее, общие принципы воздействия на сознание читателя.
   Итак.
   Первое - это, несомненно, детальное описание внутреннего мира героя, но и детальное описание физических ощущений, запахов, вкуса, кинестетики. Это механизм эмпатии. Читая, как литературный герой покрылся мурашками, эти мурашки начинают бегать и по нашему телу.
   Подробно описывая физические ощущения героя, автор переносит эти ощущения на читателя, тем самым вводя его в подобие транса и облегчая мысленное перевоплощение. Более того подробное описание мыслей и переживаний героя действует схожим образом. Особенно, если писатель озвучивает какие-то потаённые мысли, созвучные мыслям самого читателя.
   Второе - это оценка литературного героя, с которым читатель себя олицетворяет, другими персонажами. Это могут быть и простые оценочные описания, и сюжетные повороты вроде сказки о Золушке.
   Оценочные описания - это способ влияния на Эго читателя. Способ на какое-то время избавить читателя от фрустрации. Через литературного персонажа удовлетворить его скрытые потребности. Такие как слава, общественное признание, потребность в романтической любви и прочее. Например, читая роман О'Санчеса "Суть острова", вместе с главным героем мы постепенно превращаемся из бездомного в миллиардера, на время забывая свои собственные проблемы.
   Третье - разрыв шаблона. Как пример, в каждой шутке есть доля цинизма. Название говорит само за себя. Это способ уйти от штампов, удивить читателя. Метод можно применять на любом уровне текста. Даже в качестве графической игры. Осознанные грамматические ашипки также могут служить tseli вызвать читательскую РЕАКЦИЮ. Почитайте "Шлем ужаса" В.О. Пелевина или "Заводной апельсин" Д.Э. Бёрджесса.
   Четвёртое - интеллектуальная игра. Сращивание интеллектуальных и эмоциональных пластов художественного текста. Любимые постмодернизмом аллюзии, скрытое цитирование, пародийность, описание известных мировых шедевров под видом какой-нибудь незначительной детали являются элементами интеллектуальной игры.
   И пятый метод - внезапное озарение. В качестве примера использую отрывок из рассказа С.В. Лукьяненко "Поезд в тёплый край".
  
   Глаза у женщины были внимательные, цепкие.
         - Предупреждаю, взрослых мы не берем. Только детей. Отпустите.
         - У меня билет, я и не прошу... С ними все будет нормально?
         - Да.
         Дети смотрели на него. Младший негромкого сказал:
         - Спасибо. Вы езжайте.
         Он стоял и смотрел, как они уходят вслед за женщиной. К маленькому автобусу, набитому людьми. Там были только дети и женщины, впрочем, женщин совсем мало.
         Рядом прошел солдат с автоматом. Форма опять была незнакомая, чужая. Мужчина нерешительно спросил:
         - Скажите...
         На него повернулся автоматный ствол. Солдат ждал.
         - Этот приют, куда забирают детей... Кем он организован?
         - Здесь нет приютов, - ответил солдат. Отвернул автомат в сторону. Продолжил почти дружелюбно: - Нет. Мы здесь стояли месяц, завтра отправка. Приютов нет.
         - Но она сказала, - торопливо начал мужчина.
         - Приютов нет. Только предприимчивые местные жители. Говорят, что морозы будут слабыми, главное - запастись продовольствием.
         Солдат погладил оружие рукой в шерстяной перчатке. Добавил:
         - Стрелять бы надо, но приказа нет... Да и не перестреляешь всех.
         Мужчина побежал...
  
   Тут нет ни детального изображения внутреннего мира героя, ни подробного описания, ни анализа различных состояний. Но какая сила воздействия!
   Фрагментируя текст, разбрасывая неявные подсказки тут и там, автор подводит читателя к резкому одномоментному пониманию полной картины происходящего. Тем самым воздействуя на его сознание. Инсайт, пожалуй, один из самых сильных познавательных процессов протекающих в психике вообще. Именно этим объясняется его столько мощное воздействие.
   Это довольно простой литературный приём, лежащий скорее в сфере ремесленных навыков, а не таланта. И, тем не менее, пользоваться им умеют единицы.
   Автор даёт читателю два взаимопротиворечащих утверждения. "Здесь приют" и "здесь приюта нет". В этот момент читатель сам начинает усиленно искать ответ. Автору надо лишь дать неявную подсказку, и в этот момент читатель прозревает одновременно с героем. Всё становится понятно без слов.
   Инсайт необычайно близок к символизму. Символизм как раз и пытается воздействовать на чувство озарения, когда читатель через символы внезапно понимает авторский посыл.
   С точки зрения психологии можно говорить о некой тождественности инсайта и катарсиса. Без одного не бывает другого. Именно с помощью инсайта достигается наивысшая точка напряжения психической энергии с последующем сбросом и катарсисом.
   В художественном же тексте далеко не всегда инсайт сопровождается катарсисом. Но это один из самых доступных и, скажем так, - "автоматизированных", способов его достижения.
   Именно размышляя о природе инсайта, автор и пришёл ко всем озвученным в статье мыслям. Инсайт в ряду методов авторского воздействия стоит особняком, является методом и приёмом одновременно.
  
   Рассматривая психологизм как авторское воздействие на психику читателя, а сам текст, как многоуровневое опосредованное средство воздействия с моделируемой в подсознании/сознании автора ответной реакцией, нам кажется, что мы наткнулись на нечто большее.
   Взять хотя бы такое понятие как литературный архетип. Если наше определение верно, и объектом авторской деятельности является психика читателя. То следует простой вывод, что на самом деле подсознание автора типизирует не литературного героя, а читателей. Во время творческого процесса подсознание автора работает с читательским архетипом.
   Это тонкий момент. Рецептивная эстетика, одно из направлений литературоведения, говорит о неком ожидаемом читателе, так называемом имплицитном читателе. Но такой читатель всегда будет осознанным. Мы же вводим понятие неосознанного читателя.
   Далее, если психологизм - это воздействие на читателя, тогда психологизм можно классифицировать по методу воздействия, по качеству воздействия и количеству читателей, на которое воздействие ориентировано. На самом деле, если автор воздействует на читателя через чувство сопереживания; через близкие всем людям чувства любви и ненависти, подлости, предательства, чувство благородства, праведного гнева и мести, то эти эмоции понятны всем людям независимо от эпохи и национальности. Вспомним "Графа Монте-Кристо". Разумеется, будут люди, на которых это произведения воздействует слабо. Это будут люди с какими-то специфическими особенностями психики - мизантропы, шовинисты, женоненавистники и прочее. Но по сравнению с теми, на кого знаменитый роман Александра Дюма оказывает сильное воздействие, таких людей будет подавляющее меньшинство.
   С другой стороны, автор, например, подробно описывая физические ощущения от прослушивания классической музыки, воздействует уже на ограниченную категорию людей. Воздействие от такого текста на аудиалов и поклонников классической музыки будет сильнее, чем на прочих читателей.
   По всей видимости, возможно соотнесение читательских архетипов к предпочтительным методам воздействия. Из чего следует возможность методами математического анализа и статистики прогнозировать предполагаемый читательский интерес на тот или иной художественный текст. И как следствие, возможность компьютерной автоматизации в оценке и создании художественного текста. Вплоть до автоматической генерации романа или серии романов для одного единственного конечного читателя. Но это, разумеется, в очень отдалённой перспективе.
  

Силаев А.Ю.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"