Предыдущая книга 02 Место под Солнцем http://samlib.ru/editors/s/simonow_s/mesto.shtml
Следующая книга 04 Восхождение Часть 2 http://samlib.ru/editors/s/simonow_s/04.shtml
Цвет сверхдержавы – красный
Книга 3
Восхождение
Часть 1
1. Коммуна.
2. Электроника как ключ от будущего.
3. Напечатайте мне... дом.
4. Совместная оборона.
5. Военная авиация.
6. Взгляд с высоты.
7. Единая энергосистема.
8. Брюссельская выставка.
9. «Ошибка судьбы»
10. «Восемнадцать пальцев руки Москвы»
11. «Корабли идут в Константинополь...»
12. «Fleet in being...»
13. «Страна багровых туч»
14. Армейская реформа.
15. Янтарный свет.
16. «Cuba libre!»
17. Колёса для народного хозяйства.
18. Аграрная революция Ивана Худенко.
19. «Наведение элементарного порядка.»
20. Нефть и вода.
В начале 1958 года Хрущёв взял короткий отпуск, поехал в Польшу, официально – чтобы поохотиться, на самом деле – больше для того, чтобы побеседовать накоротке с Гомулкой и Циранкевичем. Среди прочего, обсуждались проблемы судостроения. Поляки уже строили для Экономического Союза суда-сухогрузы и контейнеровозы, в том числе – по проектам Юркевича. Хрущёв хотел расширить сотрудничество.
В состав ВЭС Польша пока не вступила, но в экономическом обмене участвовала активно.
По возвращении из Польши Никита Сергеевич провел в Минске совещание с работниками сельского хозяйства Белоруссии. Обсуждалась подготовка к посевной, вопросы мелиорации, осушения болот, говорили также о новых сортах картофеля.
Относительно мелиорации Хрущёв предостерёг Первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Мазурова от увлечения осушением болот.
– Вы только, Кирилл Трофимович, имейте в виду, что мелиорация тоже палка о двух концах. Если безоглядно болота осушать, в засушливые годы лес гореть будет, – предупредил Никита Сергеевич. – Опять же, ваши белорусские болота – это наш стратегический заслон от вторжения с запада. Оно, конечно, сейчас менее вероятно, чем в сорок первом, но мало ли что...
– Так ведь и торф нам необходим, Никита Сергеич, – ответил Мазуров. – И посевных земель у нас не так уж много, из-за этих болот.
– Торф – это да, это сырьё полезное, – согласился Хрущёв. – Торфо-гуминовые удобрения уже хорошо себя показали, а ведь из торфа и отходов сельского хозяйства и лесной промышленности можно ещё и топливные гранулы делать. Не слышали о таких?
– Если честно – не приходилось, – задумался Мазуров.
– Я попрошу Шуйского вам подборочку информации переслать. В США такие гранулы с 1947 года производятся, неплохо бы и нам такое производство наладить в широких масштабах, – сказал Первый секретарь ЦК КПСС. – Вы посмотрите, сколько потерь на лесозаготовках у нас. В деловую древесину перерабатывается не более 30% леса, а 70% остаётся в виде мусора. А ведь всю эту прошлогоднюю хвою, кору и опилки можно перерабатывать в гранулы вместе с торфом и использовать как топливо.
– 70 процентов остаётся? – Мазуров явно не ожидал подобной бесхозяйственности и тут же заинтересовался. – Это интересно, Никита Сергеич. А оборудование у нас нужное выпускается?
– Не думаю, что там нужно что-то запредельно сложное. – ответил Хрущёв. – Да и импортное американское оборудование уже существует. Товарища Серова запросите, его люди вам по рекламным американским журналам подборку сделают. Скорее всего, наша промышленность всё это осилит, если задачу поставите.
– Вы же знаете, – продолжал Никита Сергеевич, – у нас ещё во время войны автомобили газогенераторные на дровах ездили, и сейчас ездят. Стационарные газогенераторы вовсю используются. Если с гранулами сразу не получится, можно попробовать на основе газогенераторов и прессованных отходов что-то сделать.
– Ещё смотрите, какие можно из древесных отходов замечательные вещи делать, – Хрущёв почувствовал неподдельный интерес Мазурова, и немедленно «сел ему на уши». – Опилкобетон. Вы в курсе, что опилкобетонные стены в 30 см толщиной сохраняют столько же тепла, сколько кирпичные стены толщиной в 1 метр? Кроме того, опилкобетон по сравнению с обычным бетоном весит меньше, поэтому нагрузка на фундамент заметно уменьшается. Соответственно, снижаются финансовые затраты на устройство фундамента, его можно делать более лёгким.
– Опилкобетон хорошо переносит растяжения и изгибы, а также ударные нагрузки, он очень прочен. Здания из опилкобетона служат очень долго. За счёт содержания в нем цемента и песка он весьма огнестоек, в течение более чем двух часов держит температуру до 1200 градусов.
– Не знал... – Мазуров был впечатлён. – Никита Сергеич, а вы-то откуда это знаете? Вы, прямо как строитель в этих делах разбираетесь.
– Ерунда, всего-то почитал кое-какую литературу в полёте, – отмахнулся Первый секретарь. – Ещё опилкобетон очень хорошо поддаётся механической обработке. Легко пилится, сверлится, в него можно забивать гвозди, фрезеровать. Устойчив к грибку и плесени, морозу, не гниёт. Штукатурка и бетонная «шуба» на нём хорошо держится, краска и клей – не хуже.
– И что, недостатков у него нет? – недоверчиво спросил Мазуров.
– Есть. Гигроскопичен. Водопоглощение до 12 процентов. Желательно конструкции из него красить водонепроницаемой краской. В остальном – очень даже хороший материал.
– Буду знать, – кивнул Кирилл Трофимович. – Спасибо. Мы, кстати, тут с древесно-полимерным композитом экспериментировали. Опилки, замешанные в полиэтилен. Получили информацию из Академии Наук. Решили попробовать. Формовали из него фигурную рейку для плинтусов. Очень неплохо получается. Собираемся расширить ассортимент, будем выпускать отделочные материалы для строительства. Жаль, нет под рукой образцов.
– А как у вас с производственной базой для химии полимеров? – поинтересовался Хрущёв.
– Кое-что есть, но хотелось бы больше, – признался Мазуров.
– Так шевелитесь! Никто за вас эту проблему не решит, – сказал Никита Сергеевич. – Мы постановление «Об ускорении развития химической промышленности и ускоренного производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства» для чего в прошлом году принимали? Под лежачий камень вода не потечёт. Не ждите манны небесной от Госплана, изыскивайте собственные ресурсы. Вот, налаживайте производство того же опилкобетона, топливных гранул, предлагайте их в другие районы-комбинаты, в обмен на оборудование для производства полимеров. Сырьё обеспечим. Пишите план развития района-комбината, я поддержу, и ещё Косыгина привлеку в помощь, напрягу Госплан, пусть найдут вам требуемые ресурсы, а вы потом опилкобетонными изделиями да топливными гранулами рассчитаетесь. А ещё – мебелью!
– Мебелью? – переспросил Мазуров.
– Пока недостаточно полимеров, можно из тех же опилок древесно-волокнистую плиту делать, – ответил Хрущёв, – а если связывать опилки карбамидными смолами – для этого сложная техника не нужна, достаточно пресса для отверждения. Получится прекрасный материал для мебели, MDF называется. Пилится, режется, сверлится, клеится эпоксидными смолами и прочими клеями. Можете всю страну мебелью завалить, с вашими-то ресурсами.
– Да... Даже не ожидал, – покрутил головой Кирилл Трофимович. – Кучу идей на меня вывалили, Никита Сергеич. И все нужные, одна другой лучше. Постараюсь реализовать.
– Давайте, давайте, – подбодрил его Первый секретарь. – Я поддержу.
Вернувшись в Москву, Никита Сергеевич вызвал академика Семёнова и задал простой вопрос:
– Николай Николаевич. Вот был я у Мазурова в Белоруссии, и видел там огромные количества отходов лесного производства: опилки, щепа, кора, ветки, хвоя. Представляете, все это богатство копилось на лесопилках десятки лет. А сколько его по лесам, по бывшим делянками гниет? Это же уму непостижимо!
– Тоже самое и с отходами сельскохозяйственного производства. Один только свиноводческий комплекс в год производит несколько сотен тонн навоза. Вывозить его на поля напрямую, без какой либо переработки, нельзя. Не годится он в исходном виде в качестве удобрений. В компост его перерабатывать, конечно, можно. Но дело это не быстрое. В компосте это добро будет лежать год, два, три, пока не перегниет.
– Вот и хочу вам поручить организовать ещё одно исследование, комплексное. Нужно проанализировать, какие отходы производства у нас в стране имеются в значимых количествах, и можно ли их для чего-то полезного приспособить. К примеру, я товарищу Мазурову подсказал, что опилки и щепу можно на топливные гранулы перерабатывать. Вот, надо подобные варианты переработки и по остальным видам отходов найти. Прежде всего – по городскому мусору, сточным водам, а также по отходам лесной промышленности. Возьмётесь?
– Обязательно, Никита Сергеич! – ответил Семёнов. – Дело в том, что большинство из этих отходов для химической промышленности могут быть ценным исходным сырьём. Надо будет всю эту информацию систематизировать.
– А вы запросите информацию из ВИМИ, – посоветовал Хрущёв. – Они всю новейшую зарубежную информацию анализируют. Наверняка у них много по этой теме найдётся. Слышали про ВИМИ?
Семёнов кивнул. Всесоюзный Институт Межотраслевой Информации был создан в 1957 году, вскоре после ИАЦ, для сопоставления информации, поступающей из ИАЦ, с информацией из других источников, и её распространения по отраслевым НИИ и предприятиям. (АИ, в реальной истории Всесоюзный научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ) был создан в сентябре 1968 года, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 сентября 1968 года № 764-280, для комплексного информационного обеспечения разработок, производства и управления в оборонных отраслях промышленности, для отбора и передачи в различные сферы народного хозяйства страны научно-технических достижений оборонного комплекса.)
Получив информацию от Шуйского, Мазуров активно взялся раскручивать тематику торфоразработок и топливных гранул. Вскоре в Белоруссии начали открываться минизаводы по производству топливных гранул. Следом опыт Белоруссии начали перенимать Калининская область, Сибирь, и другие регионы, где шла активная торфоразработка и заготовка леса. Благодаря активной поддержке белорусского руководства и лично Мазурова, на лесозаготовках республики стали активно развивать использование различных отходов древесины, как в качестве топлива, так и для использования в строительстве и химпроизводстве. В рамках социалистического соревнования к процессу более рационального использования лесных богатств стали подтягиваться и другие районы СССР с развитой лесозаготовительной промышленностью. К пропаганде экономного использования биоэнергетических ресурсов подключились телевидение и газеты, партийные и профсоюзные организации. Они вели широкую культурно-просветительную под общим лозунгом: «Лес – наше богатство, охраняй его, береги, используй его дары экономно!» (АИ)
Также проводилась работа по созданию специализированных прессов для отходов, с последующим их использованием в газогенераторах. Промышленность ещё в войну освоила выпуск малогабаритных газогенераторных установок для грузовиков. Теперь был налажен выпуск их стационарных вариантов. В основном, они использовались для выработки электроэнергии в деревнях и населённых пунктах, не имеющих подключений к общей энергосети страны, аналогично тому, как передвижные газогенераторы использовались на лесных делянках для питания электропил на лесозаготовках. Мест, куда ещё не дотянулись линии электропередачи, зато вокруг было вдоволь леса, на территории страны ещё хватало. (В СССР в описываемый период выпускались и широко использовались электрические цепные пилы К-5 и К-6 http://motopila.tv/vivat-2013/)
На заводах железобетонных изделий в Белоруссии начали экспериментировать с опилкобетоном, и вскоре наладили выпуск стеновых панелей и стеноблоков, что позволило расширить жилищное строительство. Наладили и производство плиты MDF для мебели.
Помимо государственных мебельных фабрик, плиту хорошо брали мелкие артели и кооперативы. Они изготавливали мебель в том числе по индивидуальным заказам, это позволяло не только обставлять типовые квартиры такой же типовой мебелью, но и разнообразить «среду обитания». (АИ)
В середине января 1958 г. было образовано единое Министерство просвещения СССР (в реальной истории создано 3 августа 1966 года.) Его задачей стала организация образования по всей стране на единых методиках, чтобы убрать существовавший на тот момент в разных республиках СССР разброд в учебных программах. Некоторые национальные особенности и необходимость изучения национальных языков, само собой, приходилось учитывать, но в основном проявления национализма в учебных программах было негласно приказано искоренять.
Хрущёв на Пленуме ЦК по этому моменту высказался однозначно:
– Вы посмотрите, например, на США. Это же нация, сложившаяся из эмигрантов, туда кто только не уезжал. Но если любого из них спросить на улице, кто он, он вам не скажет «ирландец», или «итальянец», или «еврей». Он скажет: «Я американец». А почему у нас нельзя создать такую же интернациональную общность? Чтобы каждый узбек, татарин, русский, украинец, якут, отвечал, не задумываясь: «Я – советский человек», или «Я – гражданин Советского Союза». Вот в этом направлении и надо, товарищи, работать.
Вернувшись в Москву ближе к концу января, Хрущёв ещё раз собрал на совещание министра просвещения Афанасенко, главного редактора «Комсомолки» Алексея Ивановича Аджубея, и ответственного исполнителя специальной программы коммунистического воспитания молодёжи (СП КВМ) Игоря Петровича Иванова. Программа КВМ была организована министерством просвещения РСФСР вскоре после предыдущего совещания.
Евгений Иванович Афанасенко, только что назначенный министром просвещения СССР, отчитался о результатах, достигнутых за 9 прошедших месяцев:
– Программа дошкольного воспитания у нас сейчас разрабатывается. К её разработке привлечены психологи и психотерапевты. От компетентных органов мы получили наработки по довольно-таки неоднозначной методике, именуемой «нейролингвистическое программирование». Собственно, это целый комплекс различных методик, некоторые из них работают лучше, другие – хуже, некоторые не работают вовсе.
– Сейчас мы их проверяем, отбираем успешно работающие, тестируем сначала на взрослых добровольцах, затем, при положительных результатах – на контрольных детских группах. Положительные результаты по нескольким методикам уже подтверждены.
– Вы только поосторожнее с программированием людей, – предостерёг Хрущёв. – Человек всё же не ЭВМ, чтобы его программировать. Надо предусмотреть меры, чтобы такое воспитание нам потом боком не вышло.
– Само собой, все методики тщательно тестируются, – ответил Афанасенко. – Но часть из них, например, техника логических якорей, уже отработана и даёт хорошие результаты. (http://trenings.ru/entsiklopediya-nlp/modeli/2-model-nlp-yakorya.html)
– Что за якоря? – спросил Первый секретарь.
– Просто и эффективно. Например, человек находит старую игрушку, и тут же вспоминает приятные моменты, которые с ней связаны. Вот и наши специалисты просчитывают способы формировать у детей связь переживаемых ими приятных моментов, например, с атрибутами советского строя – гербом, флагом, первомайской демонстрацией. Это для начала, как пример. Методик много, – пояснил Афанасенко, – в каждом конкретном случае можно подобрать наиболее эффективную. Иногда совершенно неочевидный приём может дать полезный результат. Вот, например, одно из новых учебных пособий.
Он показал Хрущёву богато иллюстрированную книгу для детей.
– Это не для яслей, скорее, для старших дошкольников. Нечто вроде альбома для сравнения уровня жизни детей рабочих в СССР и в Англии.
Никита Сергеевич с интересом листал альбом. Книга состояла в основном из картинок, с минимумом текста, впечатанного в иллюстрации крупными буквами. Бросалось в глаза, что фотографии, иллюстрирующие СССР, были цветными и невероятно чёткими, детальными, с высочайшим разрешением, вплоть до того, что видны были отдельные песчинки в песочнице или фактура ткани на одежде. При этом фотографии английской действительности были сделаны чёрно-белыми. В основном это были фотографии бедных кварталов, квартир с облупленными стенами, (примерно такие http://nnm.me/blogs/shamba/a-nichego-chto-eto-angliya/#cut). Снимки производили депрессивное впечатление.
Были и другие фотографии. Они изображали богатые витрины элитных магазинов, но от каждого ценника в фотографию была впечатана выноска с ценой, переведённой в рубли.
Даже у взрослого человека при сравнительном просмотре, за счёт использования контрастов чёрно-белой и цветной фотографии при взгляде на Британию 50-х создавалось тягостное впечатление безысходности.
– Неплохо придумано, – покивал Хрущёв. – Но что будет, когда наши граждане поедут, например, в туристическую поездку? Ведь туристов по бедным районам не водят, наоборот, показывают самое лучшее и самое красивое. Не возникнет ли у них ощущение, что их с детства обманывают?
– Нет, мы специально показываем контрасты капиталистического общества, и бедность, и богатство, – ответил Афанасенко. – Подчёркиваем при этом классовую природу капитализма, объясняем, что вся эта красота там доступна только людям из богатых слоёв общества, по сути – единицам процентов, существующим за счёт эксплуатации остальных.
– Очень качественные фотографии СССР, – сказал Хрущёв. – Как вы добились такого высокого разрешения?
– Использовали фотоаппарат для аэрофотосъёмки с широкой плёнкой. Цветную, кстати, с трудом добыли. Вот с полиграфией надо что-то срочно делать, – посетовал Афанасенко. – А то анекдот получается – агитационные альбомы про то, как плохо жить при капитализме, заказываем в Финляндии.
– Гм... – Никита Сергеевич задумался. – Эту проблему будем решать. Действительно безобразие. Кстати, диафильмы не пробовали использовать?
– Это только один из возможных приёмов, – пояснил Афанасенко. – Мы подключили психологов, у них много различных методик. Диафильмы и слайды тоже используем, они выходят дешевле, чем альбомы, и детям нравится сама атмосфера, напоминает кинотеатр.
– А фотографии этих английских трущоб откуда? В западных журналах обычно такое не публикуют.
– Это Иван Александрович Серов посодействовал. Подключил английских коммунистов. В конце альбома, для родителей приведён список иллюстраций с указанием даты и адреса места съёмки.
– Хорошо, – одобрил Первый секретарь. – По школе что?
– По средней школе мы планируем корректировку учебных программ, с переходом обязательного среднего образования от семилетнего к восьмилетнему, – ответил Афанасенко. – Поступали предложения сократить школьную программу, путём изъятия из неё некоторых предметов, например, логики...
– Это кто же такое предложил, простите? – внимательно глядя на Афанасенко, спросил Хрущёв.
– Яковлев Александр Николаевич, инструктор ЦК КПСС в отделе науки, школ и вузов. (Тот самый, «прораб перестройки» https://ru.wikipedia.org/wiki/Яковлев_Александр_Николаевич, http://sl-lopatnikov.livejournal.com/340635.html Казалось бы, причём тут Хрущёв?)
– Я с сыном часто беседую, – сказал Никита Сергеевич, – он мне рассказывал, как программы для ЭВМ составляют. Точнее, эти, как их... алгоритмы. Это же чистая логика. Если так, иди сюда, если не так, иди туда. Я упрощаю, конечно. Но, позвольте, мы сейчас активно развиваем электронно-вычислительную технику, и, одновременно, отменяем в школах логику? Вот эти школьники станут молодыми специалистами, придут в ВЦ, и будут писать программы, не имея представления о логике?
– Григорий Трофимыч, – обратился он к ведущему протокол совещания Шуйскому. – Свяжись с Серовым, пусть пробьёт по своим каналам этого Яковлева, кто, что и чем дышит. Что-то я про него уже то ли слышал, то ли читал... (Не может Хрущёв помнить всех предателей поимённо, старый уже.)
– Программу сокращать надо с осторожностью, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребёнка, – озабоченно заметил Первый секретарь. – Лучше десять раз подумать. А что планируете для решения задачи укрепления школы с жизнью?
– Планируем в средней и высшей школе усилить направление политехнического образования, – сказал Афанасенко. (политехническое образование http://www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika-2/82.htm), – Увеличить количество лабораторных работ в ВУЗах, сделать их основным средством изучения физических, химических и прочих процессов. А вот непосредственное участие школьников в работе предприятий, в форме производственной практики – не всегда оправдано. Эксперименты такие мы проводили, уже опробовали подобную производственную практику в нескольких сельских школах.
– И что? – с интересом спросил Никита Сергеевич.
– Результат вышел скорее негативный, – развёл руками министр. – Школьников послали на практику в МТС. Они пришли, руководство не знает, куда их приткнуть, чтобы не болтались под ногами. Дали им разбирать гидроусилитель руля. Ну, разобрали они его. Дальше что? Им же ничего не объяснили: что это такое, зачем он нужен, как управляется машина, или там, трактор, с усилителем и без него, как этот усилитель работает, где он на машине находится. Дали перемазанную маслом железку и ключи – разбирайте. Они разобрали и пошли домой. Пользы – ноль, потратили два часа на разборку, и ещё два часа на дорогу туда и обратно. Это при том, что школа сельская, в ней есть трактор для обучения вождению, можно было всё показать на нём, дать попробовать порулить, показать, где этот гидроусилитель на тракторе живёт. (Пример реальный, из жизни)
– Показательный пример формального отношения к реформе, – кивнул Хрущёв. – Хуже всего, что такой пример будет не единичным.
– При том, что в сельской местности большинство детей и так знакомы с сельхозтехникой – бегают к отцам на работу, кто постарше – уже ремонтировать помогают, – добавил Афанасенко.
– Да... Эту идею надо доработать. – Никита Сергеевич задумчиво потёр подбородок. – Вводить такую практику по всей стране не имеет смысла. Спешить не будем. Но политехническое образование – это в целом правильно. Больше практики. Надо постоянно показывать учащимся связь науки с повседневной практикой. Но и ломать то, что работает, просто так, в угоду новым веяниям, не будем.
– Как с материальным обеспечением учебного процесса? – спросил он. – Чего не хватает?
– Да всего! Не хватает даже самих школьных зданий, – ответил Афанасенко. – Во всех школах, кроме сельских, занятия идут в две смены, учителя перегружены...
– Понятно. Школы будем строить. Григорий Трофимыч, отметь в протоколе, связаться с Госпланом, уточнить этот момент, сколько школ запланировано к постройке на пятилетку.
– Товарищ Серов вам какие-либо иностранные новейшие разработки передавал?
– Да, и более того – высказывал полезные идеи вообще в ходе подготовки реформы, особенно с идеологической точки зрения, – подтвердил Афанасенко. – А вот от штатных идеологов из состава ЦК помощи было немного.
– Вот, к примеру, насчёт раздельного обучения, – продолжил министр. – После его отмены в 54-м году, количество выпускников медалистов снизилось с 10-11 процентов примерно до 4,5 процентов. На совместном уроке учащиеся неминуемо отвлекаются, особенно в старших классах. С другой стороны, раздельное обучение ведёт к неумению общаться, да и обеспечить мужские школы учителями-мужчинами, тем более, после войны, было невозможно, мы это понимаем. Мы попробовали провести эксперимент: в нескольких школах сформировали классы только из мальчиков и только из девочек. Общаться друг с другом они могут и на переменах, а в классе надо учиться. Причём в одних школах такие классы сделали, начиная с 4 класса, а в других – с первого. В конце года проверим результаты по успеваемости, сравним.
– Возможно, это выход, – кивнул Хрущёв.
– Но надо тщательно всё проверить и взвесить. Насчёт учителей-мужчин. Сейчас армия сокращается, демобилизуется много офицеров, вот хотя бы малую часть из них в школы привлечь? Например, артиллеристы, обычно, неплохо знают математику, лётчики – физику, радисты могли бы кружки радиодела вести... Но зарплата учителя слишком маленькая, чтобы мужчин удержать. Вот если бы хоть немного её приподнять?
Хрущёв задумчиво почесал нос.
– М-да... Но если не для детей, то для кого это всё? Всё, что мы строим, создаём, пытаемся добиться? Подумаем, Евгений Иванович, где деньги взять. В конце концов, сейчас мы создаём новые статьи спроса, да и народное хозяйство активно развивается. Если в воспитание и образование детей деньги не вкладывать, то зачем их вообще вкладывать куда-то? Озадачу Госплан и Минфин, пусть ищут резервы. А что насчёт поиска одарённых детей?
– Будем развивать классы и целые школы с углублённым изучением физики, математики, химии, биологии, и прочих наук, – ответил Афанасенко. – Уже сейчас мы выявляем тестированием учеников, более других склонных той или иной дисциплине, и предлагаем им переход в специализированные школы. Но это не всегда работает. Некоторым неудобно далеко ездить, а в сельской местности вообще беда.
– Да и учителей, наверное, талантливых не хватает? – спросил Никита Сергеевич.
– Такая проблема есть, но она не основная, – ответил министр. – Даже обычный учитель имеет достаточную подготовку, чтобы готовить учеников по расширенным программам, что по математике, что по физике. Но это требует времени на подготовку, а оно у учителей не всегда есть. Больше всего страдает опять же сельская местность. Там учителю надо, придя домой, ещё и печку натопить, и кур накормить. В городе с этим проще.
– Надо учителям за работу по углублённым программам доплачивать, – предложил Хрущёв. – Подготовьте свои соображения на этот счёт, через месяц доложите.
– Понял, сделаем, – ответил Афанасенко. – Ещё мы от товарища Серова получили интересные методики развития памяти, скорописи и скорочтения. Он сказал, что у него они используются при подготовке сотрудников, дают хорошие результаты. Но то для взрослых. С детьми такие методики применять надо осторожно. Пока мы их тестируем на небольших контрольных группах, если получим устойчивые положительные результаты – можно будет подумать о более широком внедрении.
– Никита Сергеич, такие методики и у меня сотрудники на себе пробовали, – сказал Аджубей. – Результаты впечатлили. Хотя я согласен, для детей надо всё тщательно проверять. Вот что я посоветовал бы – где-то класса с пятого обучать детей правильному ведению конспектов, работе с литературой, библиотеками. При поступлении в ВУЗы и техникумы им это очень пригодится.
– Разумно, – Афанасенко сделал пометку в своём блокноте. – Ещё мы обратили внимание на теорию решения изобретательских задач Генриха Сауловича Альтшуллера. Сейчас обсуждаем возможность её преподавания в старших классах школ и в ВУЗах.
– В ВУЗах – обязательно, – кивнул Хрущёв. – В школах – смотрите сами, исходя из нагрузки, возможно, сначала попробовать факультативно, или в школах с углублённым изучением естественных наук. Дело однозначно полезное.
– Вот только насчёт скорочтения у меня некоторые сомнения возникли, – продолжил Никита Сергеевич. – Предположим, научите вы ребёнка этому скорочтению. Читать-то он будет быстро. Но будет ли при этом понимать смысл текста? И ещё. Человек ведь не машина. Это у магнитофона можно переключатель сделать – с 9,5 сантиметров в секунду на 19. (Были такие переключатели у некоторых катушечных магнитофонов, например, у «Яуза-5» ) А человека вы один раз научите читать быстро, и всё. Он так и будет читать быстро. Но сможет ли он при этом воспринимать красоту печатного слова?
– Я вот, например, люблю Николая Лескова почитать. Люблю книги, где есть описания природы. Я их читаю медленно, наслаждаясь каждым словом. Хотя времени для чтения у меня мало, а читать приходится много, каждый день курьеры папки документов привозят, да ещё и не одну. А такой человек, обученный читать быстро, книги будет глотать, не замечая всей красоты русского языка. Это я так, к примеру. Чтобы поспешными решениями дров не наломать.
– Понятно, Никита Сергеич, учтём.
– Ещё насчёт изучения иностранных языков, – напомнил Никита Сергеевич. – Международная обстановка довольно динамично меняется. Если раньше большинство детей учило немецкий, то сейчас имеет смысл расширить список и изменить процентное соотношение.
– У нас сейчас развиваются экономические связи с Индией – там большинство специалистов говорят по-английски, да и язык вероятного противника знать необходимо. Будем продолжать работать с Францией, выстраивать связи с Африкой и Латинской Америкой, значит, понадобятся английский, французский, испанский. Немецкий, безусловно, игнорировать не будем, ГДР – наш стратегический союзник. Да и арабский с китайским имеет смысл преподавать, хотя бы в отдельных специализированных школах. Про европейские языки – болгарский, польский, чешский, венгерский, сербохорватский тоже забывать не надо, нужны специализированные школы и группы в ВУЗах, для изучения этих языков.
– Возможно, даже стоит подумать над различными программами изучения иностранных языков для разных районов-комбинатов, – предложил Хрущёв. – Скажем, на Дальнем Востоке нам будут чаще нужны люди, знающие китайский и корейский. Можно сосредоточить преимущественное изучение этих языков там. В Средней Азии, возможно, имеет смысл изучать арабский, хинди, урду – не только для местных, но и для русских, постоянно проживающих в этих республиках.
– План по изучению иностранных языков пересмотрим, – сказал министр. – Сделаем так, чтобы подготовка соответствовала запросам экономики.
– Согласуйте с Госпланом и с Елютиным количество учителей по каждому языку – ему их готовить, – добавил Никита Сергеевич. – С Госпланом также утрясите вопросы учебников и наглядных пособий.
– Заметьте, специалисты в современных условиях – наиболее важный ресурс, – сказал Хрущёв. – И это при том, что подготовка квалифицированного специалиста – процесс очень длительный, не менее 20 лет, начиная с первого класса школы, далее, в институте, и затем, обучение на рабочем месте. Авианосец можно построить быстрее, чем подготовить одного инженера! Поэтому роль Госплана в определении количеств требуемых стране специалистов будет определяющей.
– Насчёт программы обучения можно долго говорить, – заметил Иванов. – Я бы хотел отметить, что школа должна не только давать знания, но ещё и учить ребёнка самостоятельно работать с книгой, учиться самому. А также эти знания систематизировать. А то получается например, что ребёнок, скажем, историю изучает, но как бы по отдельности. То одну страну, то другую. А соотнести события в этих странах хотя бы по времени – не может.
– Думаю, что к изменениям в школьной программе мы будем ещё не раз возвращаться, – сказал Хрущёв. – Прежде всего, надо действовать осторожно, ещё раз повторюсь – не ломать то, что работает. Не надо лихо отменять старые учебники, надо тщательно их проверить, может быть, достаточно дополнить их новым материалом?
– Учебник математики Киселёва, например, очень хороший, – согласился Афанасенко. – Да и многие другие учебники тоже. Надо только ввести в них несколько дополнительных разделов, в соответствии с новыми требованиями.
– Вот-вот, – согласился Хрущёв. – Не спешить делать реформу ради реформы. Взятый курс на всеобщее восьмилетнее образование взамен семилетнего считаю правильным. Техника усложняется, жизнь ставит перед нами новые задачи. А вот к всеобщему десятилетнему образованию переходить преждевременно. Десятилетка готовит учащихся, прежде всего, к поступлению в ВУЗы. Но тут надо чётко представлять себе, сколько именно инженеров нам потребуется, и какого уровня инженеров?
– Безусловно, наращивать количество инженеров с высшим образованием нам придётся, – подчеркнул Никита Сергеевич. – Жизнь заставляет. Но опыт показывает, что множество инженерных должностей может быть занято техниками со средним специальным или неполным высшим образованием. Я уже дал задание Госплану проработать вопрос и дать сведения по потребности в инженерных кадрах на ближайшие пять лет, и предварительный прогноз на 15 лет вперёд.
– Можно ввести в ВУЗах две ступени обучения, – предложил Афанасенко. – Но этот вопрос с Елютиным обсуждать надо.
(Елютин Вячеслав Петрович, министр высшего и среднего специального образования СССР в 1954 – 1985 гг https://ru.wikipedia.org/wiki/Елютин,_Вячеслав_Петрович)
– С Вячеславом Петровичем обсудим, – согласился Хрущёв. – Предвижу существенные возражения, всё-таки, подъём науки у нас сейчас небывалый, инженеров требуется много. При том, что демографическая ситуация тоже далеко не блестящая. Вопрос сложный, будем решать.
Аджубей по журналистской привычке, что-то записывал в блокноте, поглядывая на Первого секретаря. Видно было, что Никита Сергеевич рассказом министра удовлетворён.
– Спасибо, Евгений Иванович, очень показательно. Игорь Петрович, о ваших успехах мне Алексей Иванович уже немного рассказал, – Хрущёв переключил внимание на Иванова. – Расскажите теперь поподробнее.
– Мы разрабатываем свою программу коммунистического воспитания, опираясь на ранее отработанную методику «коллективных творческих дел», – ответил Иванов, (см. кн. 2 гл. 30) – Но мы воспользовались вашим советом, и обратили внимание на детские дома.
– Так-так, и что получилось? – живо заинтересовался Никита Сергеевич.
– Если честно, результаты превзошли все ожидания, – улыбнулся Иванов. – Сказалось, видимо, наличие более тесного коллектива из детей разных возрастов. Ну и, конечно, общая обделённость детдомовцев вниманием. Понимаете, ими впервые по-настоящему заинтересовались, предложили интересное дело. Казалось бы, всего-то ввели в детдоме ученическое самоуправление...
– Это как, по системе Макаренко? – уточнил Хрущёв.
– Не совсем. Макаренко работал в значительно более сложных условиях. У него и с материальным обеспечением было похуже, а главное – контингент... Несовершеннолетние преступники, – пояснил Иванов. – Нам немного попроще, мы работаем с обычными детьми, которым просто не повезло. Совсем трудные есть, конечно, но единицы. Наработки Макаренко, мы, безусловно, используем.
– И как, получается?
– Я сам не ожидал такой вспышки энтузиазма у детей. Вам бы, Никита Сергеич, с ними лично пообщаться. Никакой рассказ не передаёт полностью той атмосферы, того эмоционального подъёма...
– Лично, говорите... – Хрущёв задумался. – Григорий Трофимыч, что у меня на завтра назначено? ... Да хер с ним, что бы ни было – перенеси на другой день. Организуй мне на завтра поездку в Ленинград. Евгений Иваныч, Алексей Иваныч, поедете со мной?
– Конечно, я уже наслышан об этом опыте, – кивнул Афанасенко. – Давно хотелось самому посмотреть.
– Непременно, – ответил Аджубей. – Там действительно есть на что посмотреть, Никита Сергеич. У Игоря Петровича получилось создать настоящую коммуну в духе 20-х годов.
В Ленинград вылетели самолётом. Затем обкомовский ЗиС-110 привёз Хрущёва, Афанасенко, Аджубея, Иванова и встречавшего их 1-го секретаря Ленинградского обкома КПСС Спиридонова в детский дом.
Первое, что бросилось в глаза Никите Сергеевичу – идеальная чистота и по-настоящему радостные дети, очень нетипично для детского дома. Конечно, увидев большую чёрную машину и незнакомых людей явно начальственного вида, дети немного испугались и притихли. Но было видно, что детский дом очень непохож на другие подобные учреждения.
Но когда они узнали Хрущёва – всё же портреты лидеров государства видели все – первый испуг моментально сменился радостью. Дети восторженно загалдели, окружив Никиту Сергеевича плотным кольцом. Директор детдома и воспитатели с трудом сумели навести порядок.
Официальная встреча проходила в спортзале. Пионеры выстроились линейкой, с горнистами, выносом знамени и рапортом. Никита Сергеевич попросил побыстрее завершить торжественную часть. После того, что ему рассказал Иванов в самолёте, ему хотелось самому расспросить детей.
Поначалу разговор складывался непривычно. Хрущёв привык, что когда он говорит – все слушают, но дети об этом не знали. На любой вопрос отвечали одновременно несколько человек, вразнобой, беседа превращалась в сплошной гвалт.
– Тише, тише, – Никита Сергеевич поднял руки и попросил. – Ребята, давайте как-то по одному, и по порядку, а то я ничего не понимаю. Вот ты, тебя как звать? – он обратился к стоявшему рядом пареньку лет 13.
– Николай, – ответил парнишка.
– Расскажи, Николай, с чего всё началось? Ваши перемены к лучшему.
– Ну... – Николай замялся. – Мы книжку в библиотеке нашли. Называется – «Республика Шкид». Старая, ещё довоенная. Начали читать – очень интересно стало. А тут к нам приехал Игорь Петрович со своей системой КТД. Мы ему рассказали про эту книжку, а он нам предложил попробовать организовать такую коммуну. То есть, самим. Директор наш согласился на один месяц попробовать. Для начала. Сейчас уже 8 месяцев прошло.
– Так. И что дальше было?
– Дальше мы написали нашу Конституцию, – вставила слово стоящая рядом с Николаем девочка.
– Конституцию? – переспросил донельзя удивлённый Никита Сергеевич.
– Да. Взяли за основу Конституцию РСФСР и написали Конституцию нашего детдома. Потом, согласно Конституции, выбрали Верховный Совет и прочие органы власти. То есть от каждого класса по два депутата...
Из рассказа девочки Хрущёв понял, что дети воспроизвели схему государственного управления СССР в меньшем масштабе. Выбрали органы законодательной и исполнительной власти, и подчинялись их решениям.
– С ума сойти... Тебя как звать, милая?
– Ира.
– Это кто же, Ирочка, вам подсказал?
– Никто, мы сами... Надо же было с чего-то начать. А Конституция в библиотеке была.
Хрущёв посмотрел на торжествующего Иванова.
– Потрясающе... Игорь Петрович... Такого не ожидал. Вы говорили про самоуправление коммуны, но чтобы Конституция, Советы... Ребята, а аналог Коммунистической Партии у вас есть?
– Так пионерская организация же! И комсомол! – хором закричали несколько ребятишек.
– Они у нас вместо партии, – пояснил Николай. – В пионеры у нас не всех подряд принимают, только самых активистов, и чтобы учились хорошо.
– То есть, вы все решения по своей внутренней жизни принимаете через Советы депутатов трудящихся?
– Ну да! Только у нас Советы депутатов учащихся. Депутаты же знают, что нам нужно, они же здесь с нами живут. Мы им депутатские наказы пишем, как настоящим депутатам.
– Не все решения, только по текущим вопросам, – важно заметил Николай. – А если вопрос касается всех, то устраиваем общее обсуждение, и голосуют все.
– То есть, референдум?
– Э-э... ну... вроде того... – паренёк замялся, возможно, слово оказалось незнакомым. – Мы чаще говорим «общее обсуждение»
– Здорово! Это же прямая демократия в действии, – одобрил Хрущёв. – А голосования как проводите? Это же надо бюллетени готовить. Или вы всё открытым голосованием решаете?
– Текущие вопросы – открытым голосованием. – ответила Ира. – А если вопрос важный, пишем вопрос и варианты на доске, раздаем пустые листки, каждый сам пишет себе бюллетень, отмечает вариант, и сдаёт депутату класса. Это же почти как обычное тестирование, только бланк пишем сами.
– Вот так. Всё гениальное просто, – Никита Сергеевич был впечатлён. – Ты, наверное, сама – депутат?
– Да.
– А с какого возраста у вас депутатом стать можно?
– С семи лет. У младших школьников – Младший Совет, у нас – Старший. Решения принимает Старший Совет, но мнение Младшего учитывается. Совсем маленьких тоже приучаем решать проблемы вместе. Для них у нас наша собственная система образования – мы им помогаем уроки делать, заодно и сами повторяем пройденное. Мы вообще всё стараемся делать коллективно.
– Молодцы! Я только не пойму, когда вы при этом успеваете основную учебную программу осваивать? – спросил Хрущёв.
– А это много времени не занимает. Обсуждать можно и на переменах, голосовать – на классном часе или пока домашние задания делаем, – подсказал Николай.
– Конституцию и законы мы летом писали, – добавила Ира.
– Законы? У вас и законы есть?
– Как положено в нормальном государстве, – солидно ответил Николай. – Есть правила поведения, их дополнили, теперь они стали законами.
– И нарушители есть? Что с ними делаете?
– Куда ж без них? Бывают. Судим коллективом, если серьёзное что, и наказываем по закону. Вот, осенью играли в футбол, стекло разбили. Так тех, кто разбил, обязали новое стекло вставить. Стекло завхоз дал, а вставляли те самые, футболисты.
– М-да... Серьёзный подход. А депутаты у вас меняются?
– Будут меняться, – кивнула Ира. – Депутатский срок ввели один год, и больше двух сроков нельзя. Просто ещё времени мало прошло.
Шум вокруг усилился. Оглянувшись, Хрущёв заметил, что детей в спортзале заметно прибавилось. Часть вновь прибывших была не в пионерской форме, а в обычной школьной. Некоторые из них проталкивались поближе к гостям, явно хотели посмотреть вблизи на руководителей государства.
– Это откуда столько народу?
– У второй смены занятия кончились, – ответил Николай. – И они ещё наших друзей с собой привели, не каждый же день к нам Первый секретарь ЦК приезжает.
– Каких друзей?
– Так из школы! Мы же все в обычную школу ходим. Учимся вместе с детьми из обычных семей. И дружим с ними.
В этот момент Никита Сергеевич понял, что произошедшие изменения гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд. Он знал, что детдомовские дети редко вступают в нормальное общение с детьми из обычных семей. Сам факт проживания в детском доме накладывает свой отпечаток, чаще – негативный. А тут всё было иначе. Дети после школы спешили не домой, к родителям, а к друзьям в детский дом. Так не бывает. Что-то здесь было неправильно, точнее – не как всегда.
– То есть, вы дружите с ними, и они к вам в гости ходят?
– Не только в гости, вообще каждый день приходят, – ответил Николай.
– Тут у них интереснее, чем на улице! – добавил вихрастый парнишка, года на два помладше, судя по обычной школьной форме – не из детдома. – У них тут свои кружки по интересам, и праздники, и вообще весело.
– Как вы добились, что к вам в гости дети из семей ходят? – спросил Хрущёв.
– Мы подумали, что если про нашу коммуну никто не узнает, то и толку от неё не будет, – ответила Ира. – Поэтому устроили праздник, пригласили наших одноклассников. Сначала пришли не все, только несколько человек. Но им понравилось. Потом мы решили отметить день рождения нашей учительницы, тоже устроили праздник. В этот раз пришло уже больше. Потом стали организовывать кружки. Сначала авиамодельный, потом радио, потом судомодельный, для девочек – кружок вышивания, потом ещё переплётное дело, чтобы учебники ремонтировать, и фантастику из «Комсомольской правды» подшивать.
– Ир, девочки не только вышивать ходят, я в радиокружок хожу, – встряла в разговор ещё одна девочка. – И не я одна!
– Да, в радиокружке и девочки занимаются, вот, Оксана сама радиоприёмник сделала, – подтвердила Ира. – В эти кружки к нам одноклассники и ходят. Особенно те, кто близко живёт. До Дома пионеров от нас далеко.
– Вот это да! А кто эти кружки ведёт?
– Радиокружок ведёт дядя Миша... Михаил Петрович, то есть... Воспитатель наш. Он в армии радистом был.
Хрущёв и Афанасенко многозначительно переглянулись.
– А остальные мы сами ведём, кто постарше – учит младших, – добавил Николай. – Там несложно. Чего сложного – книги переплетать? Я сам научился, и малышню научил.
– Нет, вы только посмотрите... Невероятно, – удивился Никита Сергеевич. – Кстати, а вы знаете вот этого дяденьку? – он указал на Аджубея. – Он, между прочим, главный редактор «Комсомольской правды»...
– Сдал... – притворно сокрушённо произнёс в наступившей секундной тишине Аджубей, и широко улыбнулся.
В следующий момент его захлестнула орущая, прыгающая толпа детей. По долетающим обрывкам фраз Хрущёв понял, что печатаемую в «Комсомолке» литературную страничку фантастики здесь любят и ценят. (АИ)
Пользуясь тем, что внимание детей на некоторое время переключилось на зятя, Никита Сергеевич повернулся к Иванову:
– Ну, Игорь Петрович, нет слов! Молодец!
– Да что я, это всё сами дети. Вы посмотрите, это же бурлящий океан энергии. Если её грамотно направить, кое-в чём подсказать, она горы сметёт, – усмехнулся Иванов.
Через пару минут Хрущёв понял, что Аджубея надо спасать, иначе дочь рискует остаться без мужа, а он сам – без зятя. Он попросил Николая:
– А можете нам всё здесь показать?
– Конечно! А что именно?
– Всё. Вообще всё. Мне всё у вас интересно.
Его тут же взяли за обе руки и повели на экскурсию по детдому. Следом вели Афанасенко, Аджубея, Иванова и Спиридонова. Всех словно подхватила бело-синяя пионерская волна, украшенная, будто сполохами огня, алыми галстуками. Охрана следовала за ними, не вмешиваясь, но и не отставая ни на шаг.
Среди прочего, воспитанники детдома, или теперь уже правильнее сказать – коммуны, показали Хрущёву свою теплицу, зная, какое внимание уделяет Первый секретарь ЦК сельскому хозяйству и снабжению населения.
Теплица Никите Сергеевичу понравилась. Настолько понравилась, что он, похвалив детей за основательность подхода к решению вопросов, дал зарок самому себе: не дать ленинградской инициативе погибнуть под железной пятой партноменклатуры.
Через полчаса запыхавшегося Хрущёва приземлили в столовой и поили чаем со свежими, ещё тёплыми сдобными булочками.
– Кто булочки-то печёт? Повара?
– Нет, мы сами, – ответили две девочки постарше. – Повара хорошо готовят, но мы тоже хотим научиться. Они нас учат. Мы на все праздники угощение готовим сами.
– Молодцы! Очень здорово вы тут всё придумали, – похвалил Никита Сергеевич.
– Мы ещё и с другими детским домами связи поддерживаем, – сказал Николай. – Сначала переписывались, а потом стали ездить к ним по обмену. Наши активисты – к ним, а от них – к нам. Только мало где директора разрешают такие коммуны устраивать.
– Есть такая проблема, – подтвердил Иванов. – Опасаются директора, как бы чего не вышло. Не знают, как на это посмотрит РОНО, министерство, местные партийные органы...
Хрущёв перевёл взгляд на Спиридонова, потом на Афанасенко. Спиридонов явно ждал реакции Первого секретаря ЦК, он уже догадывался, что Никите Сергеевичу всё понравилось, но, как опытный аппаратчик, для верности решил дождаться явного подтверждения. Афанасенко тоже не спешил с выводами. Типичные управленцы, они привыкли держать нос по ветру, дожидаясь «одобряма» от высшего руководства.
– Да вы что! Товарищи! – Хрущёв решительно поднялся, не замечая, что держит в руке полуобкусанную булочку. – Иван Васильевич, вы куда смотрели?
– А?! Что?! – оторопел Спиридонов.
– У вас под носом зародилась не просто коммуна! Зародилась новая социальная общность! Человек коммунистический! Вы посмотрите на этих пацанов и девчонок – пока я в Кремле голову ломаю, как перейти к прямой демократии по всей стране, эти детишки уже к ней перешли, сами! – Никита Сергеевич вошёл в агитационный раж и выбросил вперёд руку с булочкой. – Их поддержать надо! Распространять их опыт по всей стране! Алексей Иваныч, вам поручение, – Хрущёв быстро опомнился и перешёл от агитации к конкретике. – Сделать этим ребятишкам рекламу на всю страну, как это на Западе говорят – «хорошую прессу». Иван Васильич, от вас требую оказывать этой коммуне и всем подобным партийную поддержку. Не прямое руководство, не опеку, а именно поддержку. Чтобы никто из чиновников их гнобить не смел. Евгений Иваныч, от вас – распоряжение по министерству и всем органам народного образования о поддержке инициативы ленинградцев, опять же, чтобы никто, никакое РОНО, никакие инспекторы организации коммун не мешали!
В горле пересохло, Хрущёв перевёл дух, откусил от булочки и запил остывающим чаем. Кто-то тут же поставил перед ним ещё стакан.
– Спасибо! Здесь, товарищи, рождается будущее! Вот эти пацаны и девчонки будут строить коммунизм и жить в нём! Это – наша надежда и опора. Мы своё отжили. До коммунизма мы не доживём. А они – могут! И если мы сейчас поддержим их и направим, именно они, или такие, как они, коммунизм и построят!
– Но пока, – он снова поднялся, – пока эта коммуна – первый робкий росток. Его надо защитить, прикрыть, чтобы наша бюрократическая машина, неуклюжая и неповоротливая, случайно его не затоптала. Вы поймите, ведь через пять-десять лет эти дети вырастут, придут на заводы, в научные институты, в лаборатории. Они будут определять будущее страны. Если они уже сейчас привыкли решать все проблемы сообща, общим собранием, советом, они и на свои рабочие места принесут эту коммунистическую культуру. И она пойдёт от каждого из них кольцами, как круги по воде! Чем больше их будет, тем быстрее страна врастёт в коммунизм!
Он снова сел. В столовой стояла мёртвая тишина. И вдруг она взорвалась аплодисментами.
– Ой... – Никита Сергеевич даже смутился. – Да вы что, ребята... Я это... вас хотел поддержать...
– Спасибо, Никита Сергеич, – поблагодарил Иванов. – Я надеялся на вашу поддержку. Даже не ожидал, что она будет такая... убедительная...
– Игорь Петрович, да то, что вы сделали – это невероятно! Я вот теперь думаю – как эту инициативу распространить по остальным детским домам и вообще по школам, – Хрущёв задумался. – Тут ведь, понимаете, какая штука, движение подобного рода хорошо именно тем, что идёт снизу, от самих детишек. Как только начнём его сверху насаждать – оно выродится в аналог пионерской организации. Нет, она сама по себе необходима, но у детей энтузиазм пропадёт, запал кончится!
– Быстро это всё равно не получится, – сказал Иванов. – Мы уже начали устанавливать связи с другими детскими домами по городу. Если нас сейчас поддержат – этот процесс пойдёт немного быстрее, но всё равно займёт время. Вот если бы у нас был какой-то совместный канал общения...
– Радио? – вдруг предложил Аджубей. – Есть же у нас «Пионерская зорька», так? Сейчас страна телефонизируется, прокладываются новые линии связи. Надо сделать передачу, не просто с дикторским текстом, а чтобы там в прямом эфире могли по телефону общаться дети из разных городов. Пусть общаться одновременно смогут единицы, зато услышат их миллионы. Поставить передачу ежедневно, в удобное время...
– Да, это можно, но только как первый шаг, – согласился Хрущёв. – Потому что радиостанция находится в Москве. То есть звонить будут в Москву. Со всей страны. Сеть нафиг ляжет. Да и дорого это. Дозвонятся только по городским телефонам из Москвы, ну, может, ещё из Ленинграда, из Подмосковья. Начать с этого можно, но надо развивать технологию прямого общения между коммунами в разных городах.
– Вот радио нам и нужно, – послышался детский голос.
Хрущёв повернулся на звук, и с удивлением узнал в говорившей ту девочку, что рассказывала про радиокружок.
– Оксана, так? Что ты имеешь в виду?
– Нам нужно радио. Не только передача, куда звонить надо, – уверенно предложила девочка. – Нам нужны радиостанции в каждой коммуне, с регистрацией, позывные, карта расположения всех коммун и список позывных, например, в «Пионерской правде», как приложение. Чтобы каждый мог поговорить с каждым, в любом городе.
– Это мысль... Радиолюбители у нас есть, их полно. Журнал «Радио» подключить, – поддержал девочку Аджубей. – Радиостанции нужны, конечно...
– Только детали. Радиостанции мы сами сделаем, это же так интересно! – сказала Оксана. – Тогда мы смогли бы обмениваться новостями, договариваться о встречах, назначать совместные мероприятия, например, летом выйти в турпоход из разных городов в одной области, и встретиться всем в одном месте, устроить праздник.
– Оксана дело говорит, – сказал Хрущёв. – Молодец, хорошо придумала. Такое общение может сплотить всё пионерское и комсомольское движение по всей стране.
– Даже если кто-то не знает, как сделать радиостанцию, может сначала просто слушать радиоприёмник, – продолжала девочка. – А те, кто знает, подскажут остальным.
– Нет, это действительно может получиться! – одобрил Никита Сергеевич. – Давайте попробуем. Насчёт радио я подключу ДОСААФ, они помогут с техническим обеспечением. Кстати, Игорь Петрович, составьте список всего, что вам для работы нужно, ну там, может, приборы какие, или наглядные пособия, и Ивану Васильевичу передайте. А я с него потом строго спрошу за выполнение каждого пункта.
– Никита Сергеич, нам так не надо, – вдруг сказал сидевший рядом с Хрущёвым Николай.
– То есть? Почему не надо?
– Если давать – то всем. Чтобы все школьники были в равных условиях. Вы же в каждую школу приехать не сможете. Лучше уж мы как-нибудь сами справимся.
Хрущёв оторопел. Такого ответственного отношения от 13-летнего мальчишки он не ожидал.
– Неожиданно... – произнёс он. – А ты, Николай, взрослее, чем кажешься... Я куда ни приеду, меня только просят везде – дай то, дай это... Ты первый, кто так сказал.
– Э-э... – Николай явно смутился. – Я это... просто сказал, что думал... Извините, может, что не так... Мы просто привыкли только на свои возможности полагаться.
– Да нет, всё правильно, – ответил Никита Сергеевич. – Удивился я просто. Первые секретари обкомов ходят следом и выпрашивают одно, другое... Выходит, школьники к делу относятся ответственнее, чем чиновники. Неладно что-то в датском королевстве...
Он посмотрел на часы.
– Ох, время-то как пролетело, и не заметил. Ну, ребята, порадовали вы меня. Спасибо вам!
Вскоре Председатель ЦК ДОСААФ Павел Алексеевич Белов получил указание всячески помогать организации радиосети между детскими коммунами. Их количество постепенно росло. Сначала в Ленинграде и Москве, затем в городах обеих областей, и дальше детское коммунарское движение начало распространяться по стране. Летом оно передавалось через пионерские лагеря, особенно крупные, вроде «Артека» и организованного в 1958 г «Орлёнка», где встречались и общались пионеры из разных городов.
Большую поддержку оказывала радиопередача «Пионерская зорька» и газеты «Комсомольская правда», «Ленинские искры» и «Пионерская правда».
Вернувшись в Москву, Хрущёв одним из первых поделился увиденным в ленинградской коммуне с зашедшим с очередными сводками Серовым.
– Представляешь, Иван Александрович, детдом, а дети там выглядят весёлыми и счастливыми. Никогда такого не видел.