Синюков Борис Прокопьевич : другие произведения.

Шахта "Распадская" не могла не взорваться

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.59*5  Ваша оценка:


Шахта "Распадская" не могла не взорваться

   олебны о здравии горняков... будут ежедневно" (пока не воскреснут)
   Областная епархия
   "Объявить трехдневный траур по Кемеровской области"
   Тулеев
  

Введение

   Во-первых, после взрыва на "Засядько" Ющенко объявил, что "три дня будет приспущен государственный флаг..." и я сквозь слезы улыбнулся: надо же, как дешево стоит украинский шахтер! И написал, что это будет весьма дешево, но сердито. Дяденьки и тетеньки по всей Украине подергают веревочки с "желто-блакитным" и дети, жены и старики погибших идите на все четыре, не считая "компенсации", на которую можно купить примерно кухню в трехкомнатной квартире, но не нового кормильца.
   Теперь, глядя на свой эпиграф, я чувствую, что Пу, Ме и "жрецы" настоящие рационализаторы: веревочки будут дергать только в крохотной Кемеровской области и в довесок к ним петь "во здравие убиенных", а в остальной России - пей, гуляй и веселись, накачивая карманы "посредников".
   Во-вторых, я буду торопиться высказать свои соображения по взрыву, несмотря на то, что енеральный директор военизированных горноспасательных частей Александр Син призывает "не торопиться с выдвижением непрофессиональных версий". Ибо тот же самый Син в силу принадлежности к бессовестной "вертикали" успеет столько нагородить идиотизмов, размноженных ВЕКомГ, что мое мнение потеряется в этой куче говна как песчинка.
   В-третьих, можно, я идиотов буду называть идиотами, не различая придуривающихся и, так сказать, от природы? - Я понял, спасибо.
   В-четвертых, в работах, выложенных в папке насчет взрывов метана и угольной пыли на "Ульяновской", "Юбилейной" и украинской шахте им. Засядько я все сказал о главной организационной причины гибели россиян, китайцев и украинцев - потогонной системы оплаты труда шахтеров. Им платят деньги, в отличие от более-менее культурных стран, только за фактически выданный на-гора уголь. Если всю смену вместо добычи угля налаживал развалившуюся от идиотизма владельцев шахты вентиляцию, то получишь 00 рублей и столько же копеек. Так что шахтер прощался со всей своей родней, ехал полчаса на шахту, переодевался в "грязное", получал "свет" и "самоспасатель", заправлял кайло, насаживал кувалду и точил топор, пешком все это нес на себе в забой часа полтора, а потом шесть часов налаживал вентиляцию совершенно бесплатно. Затем мылся хозяйственным мылом, трижды намыливаясь, но все равно с подведенными как у кокотки глазами, и ехал домой, естественно, тоже бесплатно. И на ласково-испытующий вопрос жены и детей, сколько сегодня заработал, папа, без запинки бы отвечал: "нихуя".
   Сравните теперь мужскую гордость, когда шахтер небрежно кладет на стол перед сидящей в переднике любимой "мамой" пачечку денег, а перед детишками - кулек с конфетами "Мишка косолапый" - верх их почти несбыточной мечты, с упомянутым наречием. Причем пачечка эта - за месяц, каковой "манагерам" и владельцам шахты не хватит на легкий завтрак в забегаловке на Лазурном берегу.
   Однако читайте синие ссылки выше, что-то я разболтался.
   Предмет настоящей статьи - наиглавнейшая технико-технологическая причина взрыва на "Распадской", как и на любых других российских шахтах, где бы они ни находились, от Сахалина до Воркуты, в том числе на уже рассмотренных мной указанных в ссылке шахтах. Однако я эту технику так четко и понятно изложу, что не только олухи-мужики, но и домохозяйки с нулем образования меня поймут.
   Итак..., но вначале о швейной машинке.

Коэффициент машинного времени.

Домашней швейной машинки, мясорубки и горного комбайна

   Женщины, суть этого коэффициента вы и без меня знаете, но только немногие из вас знают, что эта штука называется коэффициентом машинного времени. Вот, если вы с восьми утра включите машинку строчить, например, подрубать бесконечную простыню, а выключите в пять вечера с перерывом на обед, то коэффициент машинного времени у вашей машинки будет 100 процентов или единица, если без процентов. Так как 8 часов работы машинки, поделенное на 8 часов смены, не ошибитесь, равно единице.
   Но так не бывает никогда, даже на швейной фабрике, где операции разделены по А. Райкину: "У Вас к пуговицам претензии есть? - Нет, пришиты намертво!" Но вернемся к домашней швейной машинке, она вам ближе для понимания.
   Вы ведь не дадите мне соврать. Ваша машинка строчит не больше 30 процентов общего времени пошива, остальное время уходит на выкройку, наметку, подстраивание лоскутов под "лапку", поиски нужных пуговиц в коробке, регулировку стежка, ну, и так далее, вы это лучше меня знаете.
   То же самое с коэффициентом рабочего времени мясорубки. Только не надо включать в общее время работы швейной машинки и мясорубки варку щей, лепку котлет и отскабливание пригоревшей сковородки. А вот нарезка мяса на кусочки, приемлемые мясорубкой - надо.
   Вот точно так же и в шахте. Коэффициент машинного времени угольного комбайна тоже не превышает 15-30 процентов или 0,15-0,3 от общей продолжительности смены, остальное время - на применение упомянутых топора, кувалды, кайла на подготовительно-заключительных и других регламентных операциях при остановленном как швейная машинка комбайне. Но вам их и знать не нужно для понимания наиглавнейшей технико-технологической причины взрыва шахт. Они почти не имеет никакого значения, что бы вам ни вещали идиоты, прикидывающиеся специалистами в "ящике".

Три производительности швейной машинки и угольного комбайна

   Тут тоже никакой высшей математики нет. Если вы подсунете под лапку машинки ткань и включите ее в восемь утра, а выключите в четыре пополудни, то машинка дострочит, я думаю, до Луны или сколько-то там раз вокруг земного шара. Вот это и есть ее теоретическая производительность.
   У угольного комбайна эта теоретическая производительность рассчитывается примерно как у электрорубанка: ширина захвата умножается на высоту захвата рабочего органа в метрах, результат еще раз умножается на скорость подачи комбайна (м/мин) и плотность угля в массиве (т/м3), получаем тонны в минуту.
   У комбайна несколько скоростей подачи, для твердых углей минимальная, для мягких максимальная, до 16 тонн в минуту, в промежутке еще штук 10 скоростей, для любого угля. Но так как уголь в любом пласте по крепости непостоянен, примерно как на дороге колдобины, машинист комбайна почти непрерывно подбирает наивысшую возможную, точно как шофер на дороге.
   Именно поэтому теоретическая производительность угольного комбайна всегда считается на наивысшую скорость подачи. Ибо она в любой момент может таковой оказаться в шахте и именно тогда шахты взрываются.
   Смешно конечно, но теоретическая производительность в горном деле никогда не используется, наверное - испуг от названия. И я этому удивляюсь уже ровно 32 года (чуть ниже объясню).
   Рассмотренный чуть выше коэффициент рабочего времени комбайна изменяется по времени чрезвычайно широко и непредсказуемо хаотически, от 0,15 до 0,85. Его наперед не рассчитаешь и не угадаешь никогда. Может, поэтому в российском горном деле теоретическую производительность не используют? А ведь именно поэтому шахты взрываются, но об этом ниже.
   А сейчас о двух других производительностях, шибко почему-то нужных горному делу, вернее его корифеям-идиотам.
   Техническая производительность угольного комбайна и швейной машинки определяется из практики, делением добытого угля (равно стежков швейной машинки) за смену или сутки, на количество часов в смене или сутках. Причем длительность смены или суток берется смешная, опять же из-за идиотизма. Из них вычитаются предварительно просуммированные за смену или сутки простои.
   Зачем дураки это делают, я не знаю. Может, для экономики? Я знаю одно, что если простоев много, то шахты чаще взрываются. Примерно как опаздывающий пассажир ввергает за дополнительные деньги таксиста к нарушению правил и в результате попадает не на поезд, а в реанимацию
   Во всяком случае, техническая производительность, получается в 3-5 раз ниже теоретической, так как комбайн рубит уголь (машинка строчит стежки) с уже рассмотренным коэффициентом машинного времени, то есть больше стоит, пока мужики стучат кувалдой, кайлом или крутят какие-нибудь гайки. Портниха полдня прикидывает, стоя перед зеркалом, что к чему строчить и где седьмой раз подрезать. Кстати, надо семь раз мерить, а не подрезать, подрезать надо один раз, чтоб не пришлось из трех метров ткани шить мужу кисет.
   Но заметьте, именно эта совершенно идиотская техническая производительность используется для расчета любых параметров шахты, включая те, которые требуются, чтоб шахты не взрывались. А они потому и взрываются, что в технической производительности выброшены средне-статистическими простои, каковые в жизни, даже сказочной, избежать нельзя.
   Эксплуатационная производительность комбайна - это как есть, то есть со всеми регламентными и нерегламентированными остановками комбайна. Она в проектном горном деле вообще не нужна, если вы не хотите заставить шахтеров надевать презервативы на пресловутые датчики метана (о которых вы все теперь знаете) чтобы они не отключали электроэнергию на комбайн из-за высокого содержания метана.
   Но дело не в этом, а в том, что эксплуатационная производительность в два раза ниже технической производительности и в 6-10 раз ниже производительности теоретической.
   И это всем не понравится. Особенно хозяевам шахты, купившим комбайн "Джой" за много-много долларов. С теоретической производительностью 16 тонн в минуту. А он им дает в среднем 1,6 тонны в минуту.
   Ах, какие же вы идиоты! Семижды идиоты!! Идиоты из идиотов!!!
   Прекратите выдумывать геноцидную организацию труда шахтеров!!!!!!!
   Слушайте сюда.

Моя пропащая диссертация

   Я бы не стал ею хвастаться, если бы она исчерпывающе не объясняла истинных технико-технологических причин взрывов на "Распадской" и прочих российских шахтах, случающихся чуть ли не каждый день, коих не перечесть и жертв не пересчитать. Называется она "Исследование и совершенствование технологических схем гидротранспорта угля на пологих пластах", защищена в наиглавнейшем российском Институте горного дела им. А.А. Скочинского в 1978 году, причем решение Ученым советом принято единогласно.
   Теперь она, если мыши не съели, пылится в указанном институте и бывшей "Ленинке", а у меня остался лишь пятый или шестой "слепой" экземпляр из-под машинки "Оптима" родом из бывшей Социалистической Чехословакии.
   Кроме всего прочего, к взрыву на "Распадской" не относящегося, я доказал, что транспортное обеспечение любого очистного забоя (лавы) должно непременно рассчитываться на теоретическую производительность комбайна, а прочие две производительности пусть горные корифеи затолкают себе в задницу. Иначе теряют в экономической эффективности угольных шахт.
   Но им нужна не эффективность шахты в целом, а так называемая наука, которую так и хочется взять в кавычки. Эта "наука" состоит из преогромной кучи "эффективностей", настолько узких, что эффективно поковырять в носу им кажется уже широкой. В результате любой экономический менеджер, включая эффективных (которых ныне как нерезаных собак), не досконально знающий технику горного искусства, средь этих бесконечно малых эффективностей плутает как в тайге, не в силах выбраться на ближайший асфальт.
   И в конечном результате не находят ничего лучшего как нещадно эксплуатировать бывших советских гегемонов, методом сдельной оплаты труда перевалив на них заботу о том, что должны решать исключительно менеджеры и собственники.
   Желательно, чтобы именно Абрамович почитал эти строки, но он разве прочитает. У него ж голова идиота, приспособленная исключительно на обман и выжимание пота, крови и денег, кто б ему на жизненном пути ни попался. И не способна понять простых технических вещей, о которых я тут рассказываю.
   Но и вы, бывшие гегемоны, не обольщайтесь. Вам тоже полезно это почитать, чтоб вы не считали денег в чужих карманах, а требовали свои, притом немалые. Именно поэтому я рассказываю специально для идиотов, на пальцах.
   Зарубите себе на носу, что горный комбайн может давать либо очень много угля, либо вообще его не давать, стоять, малые скорости подачи комбайна я не рассматриваю, так как ни один из вас - умников и дураков не ездит на первой и второй передаче все 500 верст из Питера в Москву. Все время норовит воткнуть пятую.
   Кстати, члены Ученого совета ИГД им. Скочинского, сколь ни толклись около развешенных мной плакатов с формулами и графиками, сколь ни противоречила моя концепциях их дремучему всезнайству, сколь ни задавали они мне каверзных вопросов, все же проголосовали единогласно: а, надо рассчитывать на теоретическую производительность". Может хоть это вас подтолкнет к шевелению мозгами.
   Я это к тому, что пухлая диссертация моя канула туда, куда сказано, но больше я никогда не слышал ни в одном научном учреждении, а я их прошел не мало, включая Госплан, Госстрой СССР и ГКНТ СССР (комитет по науке и технике), что моя диссертация кому-нибудь пригодилась. Чтобы начали считать транспорт по моей методе. Так до сих пор и используют фуфло - техническую и эксплуатационную производительность.
   Я выполнил свое обещание насчет 32 лет?
  

Метанообильность шахт

   Есть понятие абсолютной метанообильности, это количество метана в кубометрах, поступающее в шахту в секунду, но эта штука никому не нужна, так как шахты есть большие и маленькие и в маленькую может поступать очень много метана, а в большую - мало. Тем более что подавляющее количество метана поступает именно при выемке угля и из куч угля, только что отделенного от массива пласта.
   Именно поэтому была выдумана относительная газообильность - м3/с метана на одну тонну среднесуточной добычи угля. По этому параметру шахты делятся на три категории I, II, III категории (5, 10, 15 м3/с) и IV - сверхкатегорная, когда на тонну среднесуточной добычи в горные выработки шахты поступает свыше 15 м3/с, зачастую до 30-40 и еще выше. "Распадская" именно такая, когда много выше.
   Поэтому безразмерная IV категория "сверхкатегорности" - давно уже незыблемое фуфло. Надо продолжить категории точно так же как и до трех упомянутых через каждые 5 м3/с до стольких, сколько нужно для практики. Например, при 40 м3/с категория будет VIII. Тогда будет легче использовать на практике эти категории и рассчитать, что требуется.
   Но подумайте, почему это не делается? Вот ведь в чем главный вопрос. И из него растут ноги для расчетных (Sis!) взрывов шахт.

Установление метанообильности

   Беда в том, что ее узнают уже после строительства шахты и набора проектной мощности по добыче угля. Точно так же как и горное давление. А надо-то до начала строительства, в период проектирования. С тем, чтобы спроектировать установленную мощность и производительность вентиляторов. С тем, чтобы сечение горных выработок пропускало эту производительность вентиляторов без сваливания с ног шахтеров. И тому подобные расчеты, определяющие геометрическо-технологические параметры шахты, которые после окончания строительства уже не изменить, если не тратить вдвое, втрое сил и средств на перестройку. (Ау, Горбачев!)
   Если шахта строится на новом, нетронутом разработкой месторождении, то метанообильность определяется по пробуренным скважинам. Если на старом месторождении, то по скважинам и соседним шахтам, с учетом разных геологических нюансов, о которых вам просто не надо знать с целью незамусоривания главного второстепенным.
   Вам лучше узнать, что любой хозяин стремится построить дом как можно дешевле, тем более не для себя, а на продажу. Поэтому метанообильность всегда занижается, а потом это "как лучше" получается "как всегда" и наступает "героизм в преодолении трудностей", который, в свою очередь, тоже должен быть дешевым. Примерно как в ВОВ, когда миллионами бросают под танки из-за дешевизны защитников отечества. Считается, что это национальная русская черта. Только не самих русских, а их хозяев-рабовладельцев, ибо именно они своим уже упомянутым ВЕК Г свою национальную черту приписывают ни в чем не повинным русским.
   Резюме. Если идиоты не могут установить действительную газообильность перед проектированием, а они это в большинстве случаев не могут, то должны установить "запас прочности" как это делается в подавляющем большинстве инженерных расчетов. Например, запас прочности каната клети для спуска в шахту людей равен 9 (девяти). Не русскими рабовладельцами придуман, взят цельнотянутым из Германии еще при Петре.
   Кажется, теперь вы созрели, чтоб я вам задал вопрос.

Чем отличается надежное транспортное обеспечение угольного комбайна от столь же надежного удаления из шахты метана?

Наперед отвечаю - ничем

   16 тонн в минуту теоретической производительности каждого комбайна должны быть непрерывно обеспечены на всем многокилометровом протяжении транспортной цепочки до самой поверхности. Если комбайнов много, то на каждом сопряжении потоков мощность транспортной цепочки должна удваиваться. Там, где все цепочки соединяются в одну (на стволе), по идее мощность транспортной цепочки должна быть 16N, где N - количество комбайнов в шахте. Довольно сложная формула, как видите.
   Но это чересчур много, значит слишком дорого, так как почти никогда все комбайны разом не рубят на максимальной подаче, примерно как все автомобили в конкретный момент не едут на максимально скорости. Некоторые объезжают русские колдобины, некоторые увязли в грязи, а некоторые вообще лежат в кювете.
   Я думаю, именно поэтому, с одной стороны, изобрели уже рассмотренный идиотизм - техническую производительность. С другой стороны, ввели в употребление умный коэффициент неравномерности углепотока, как отношение максимального к среднему.
   Но главное не в этом, главное в том, что коэффициент неравномерности неправильно считают в целях, чтобы выглядело красиво и якобы дешево. Давно и неизменно (как законы Ньютона) считается, что коэффициент неравномерности равен на выходе из ствола 1,15, с чем я в корне не согласен. Ибо я делю всю шахту на зоны (1 - забои, 2 - участки, 3 - крылья и блоки, 4 - общешахтная), а корифеи этого не хотят, уж не знаю почему, наверное, из снобизма от своей корифеистости.
   И именно поэтому комбайны в забоях очень часто рубят на низкой скорости или их вообще отключают - не справляется транспортная цепочка, так как по моим расчетам коэффициент неравномерности углепотока в общешахтной зоне равен 1,5-2,5, а вовсе не 1,15.
   Идиотизм тут следующий. Ученые-транспортники хотят продать свою "науку" совершенному идиоту-владельцу шахты. Поэтому среди них конкуренция, кто меньше коэффициент даст, чтобы дешевле транспортная система была, и им плевать, что ученым-добычникам надо возможно быстрее убирать отбитый уголь от комбайна. А ученых-добычников идиот-владелец не хочет слушать, так как ушлые ученые-конструкторы комбайнов дали ему табличку с производительностью комбайна 16 тонн в минуту.
   Ну, и так далее до бесконечности. Но, если вы хотите понять суть, то вспомните как куча корифеев в "ящике" у прохиндея Шевченко молотили друг друга частностями по взрыву "Распадской". В зависимости от пастбища, на котором пасутся. Причем каждый со своей колокольни, за исключением рабовладельца с Сахалина, был убедителен. А в целом вы ничего не поняли кроме настоятельной необходимости вмешаться в этот дурдом государству, на что Шевченко и рассчитывал. Ну, а государство у нас..., читайте, читайте мою Логическую историю.
   Вы ничего не поняли, а эффективный собственник Абрамович смог понять что ли? Никто не в состоянии примирить этот дурдом и вообще любой дурдом, и именно поэтому у нас от Калининграда до Чукотки самый "оптимальный" коэффициент 1,15. И пусть работяги, простите, бывшие гегемоны примиряют непримиримое за три рубля с полтиною медяками.
   Примерно так же я мог бы описать остальные три введенные мной в оборот зоны транспорта, но из-за лени скажу, тем более что в упомянутой диссертации уже все написано, что в зоне забоев коэффициент неравномерности углепотока колеблется от 3 до 8. И я бы и этого не написал, кабы не важный экономический вывод.
   Вы не упустили из виду выше сложнейшую математическую формулу мощности транспортной цепочки: 16N, где N - количество комбайнов в шахте? - Очень хорошо и похвально. Так вот в общешахтном звене мощность эту можно уменьшить, причем абсолютно безнаказанно для кармана Абрамовича. Но он, естественно, об этом ничего не знает. И навряд ли узнает со своими учеными, так называемыми "узкими специалистами", не шире специнженера по гайке номер восемь.
   А моя формула мощности транспорта в общешахтной зоне с учетом сказанного меж тем еще больше усложняется. Так как 16N соответствует коэффициенту неравномерности в зоне забоев равному 3...8 (в среднем 5,5), а в общешахтной зоне он будет всего лишь 1,5...2,5 (в среднем 2), то общешахтная мощность транспорта может быть записана как 4,6N.
   Вы согласны, что 4,6N в три с половиной раза лучше, чем 16N? Я имею в виду не значимость цифирок при N, а эффективность. "Неплохая прибавка к пенсии" Абрамовича, но ему этого не понять.
   Вот теперь-то уж можно к предмету подзаголовка.
   Нахрена вообще шахты строят? ­- Чтоб создавать углепоток на поверхность. Но вместе с углепотоком без спросу автоматически добывается метан, притом строго пропорционально этому углепотоку, если отбросить тонкости, которые только запутывают дело, не прибавляя ему слишком уж большой точности. За исключением одной, глубины шахты. Но так как любое месторождение начинают отрабатывать сверху, а не снизу, причем почти разом множеством шахт, то глубина для всех шахт месторождения на данном этапе отработки этого месторождения (в данном случае это Кузбасс) на данный конкретный момент времени (20 соседних лет) является величиной практически постоянной. Значит, и газообильность можно принять одинаковой в этот конкретный момент (его можно назвать сроком технико-технологического переворота, обновления), слишком не заморочивая себе голову.
   Отсюда в целом, чем больше угля, тем больше метана и как раз из того места в данной конкретной шахте "Распадская", где добывается больше угля. Поэтому углепоток и метан, так сказать, братья и, я думаю, вы согласитесь без дальнейших вопросов с утверждением в подзаголовке. И уж если я признанный ВАКом специалист в шахтном транспорте, то я точно такой же специалист и в области совместной с углем добычи и транспортировки метана. Так как метан выделяется из угля не только в забое, но и по всей транспортной цепочке, включая кучи угля на поверхности шахты. Я, например, знаю случаи, когда взрывались даже обогатительные фабрики, начиная от цеха термической сушки угля после флотации, и не без участия метана, так как поджечь метан энергии надо меньше, чем поджечь угольную пыль. И уж взорвавшийся метан находит в себе энергию для подрыва угольной пыли.
   Конечно, есть особенности местного скопления метана, например, во временно незавалившемся "завале" за механизированным комплексом лавы, и другие, но нам они ни к чему, так как они только запутывают вас в многочисленных мелочах, отвлекая от главной "сути события". Так в чем она?
   В том, что ни в одном закоулке шахты ни при каких смягчающих обстоятельствах никогда не должно скопиться более 2 процентов метана ко всему объему воздуха. То есть, метан надо так же непрерывно и бесперебойно удалять из шахты как удаляется добытый уголь. Другими словами, транспортная цепочка выдачи из шахты угля и транспортная цепочка выдачи из шахты метана - одна палка о двух концах. И если плохо, посредственно или хорошо, мы удаляем из шахты добытый уголь, делая в этих же степенях приятно Абрамовичу, то точно так же мы удаляем из шахты метан, делая приятно шахтерам, а вот для Абрамовича это практически безразлично, поэтому он и денег на это жалеет.
   Я вновь обращаю ваше внимание, что безразличие это идет от "идиотизма" Абрамовича, смешанного с жадностью. Ибо только у нас в ё..ной Рашке Путин даст Абрамовичу несчитанные миллиарды наших с вами долларов из бюджета на восстановление шахты после взрывов, а за нашими буграми Абрамович бы восстанавливал ее за свои. И уже на следующий раз взрыва бы не было, он бы стал даже для Абрамовича слишком дорогим. Если, конечно, много раз упомянутый Пу написал бы еще в 2007 году коротенькую плевенькую бумажку.
   Вы заметили, что идиотизм я в данном случае взял в кавычки? Ибо дружба с Пу выше идиотизма, не говоря уж о здравом смысле.
  

Как считать транспорт метана из шахты?

   Так очень просто, я ведь недаром главный вывод написал только что, о двух процентах, в самом конце статьи, а все, что выше - это основы методики расчета как не превысить эти два процента. И я специально методику так старался на пальцах объяснить, чтобы вы наконец поняли: безметанную шахту сделать весьма просто, если не обманывать, не прикидываться дураком, знать о неотвратимости наказания для всех участников и, главным образом, для владельцев шахт.

А если транспорт метана не справляется?

   Как это вышло на "Распадской". Ничего страшного и сверхтрудного, необоримого. Надо просто немедленно шахту остановить, так как она стала выглядеть как бомба времен отечественной войны, откопанная экскаватором, дорогостоящее нянченье с которыми вы все не однажды видели в кино.
   Или ржавая бомба с тротилом, которую можно увезти на "Жигулях", страшнее двух с половиной сотен километров горных выработок шахты, начиненные тем же тротилом?
   Иль другой пример. Любого рядового мужика могут устроить на жительство в тюрьму за издевательство над животным кошкой, которой он забыл налить воды в плошку. Хотя это животное кошку он подобрал на помойке бездомным котенком, издыхающим примерно как человечье дите спартанца, сброшенное мамой в пропасть со скалы из-за кажущейся нежизнеспособности на третий день от рождения. Причем в практике данной конкретной кошачьей мамы это регулярно происходит каждые три месяца и не с одним ее дитем, а сразу с шестерыми. А вот Абрамович забыл выключить наподобие утюга две с половиной сотни километров горных выработок, начиненных под завязку тротилом, находящимися в его полой и неприкосновенной собственности. Плюс угробил больше сотни взрослых и ответственных к своим хомо сапиенсятам мужиков. И ему не только не тюрьма, но и общественные доллары из бюджета без спросу их истинных владельцев "на восстановление".
   Вам не смешно? Не грустно? Иль все по барабану? - Ну, тогда вы не только не сапиенсы, а..., я даже не знаю к чему вас приравнять. Наверное, даже инфузория-туфелька вас умнее.
   А я так старался объяснить вам, что сделать шахту невзрываемой так просто, так просто, проще просто некуда.
   Поэтому останавливать немедленно, а затем уж надо слегка подумать и немного посчитать. Притом считать не на сверхкомпьютере, а на обычном копеечном калькуляторе. Надеюсь, это может сделать любая домохозяйка, если наймет тех, кто может дать ей цифирки, которые она подвергнет четырем действиям арифметики.
   Во-первых, спецы напомнят домохозяйке, кто виноват, что транспорт не справляется и сколько стоит их ошибка. Она выдавит на кнопочках цифирки и затолкает их под букву "М+", чтоб не забыть передать адвокату.
   Во-вторых, спецы выдумают "меры" типа расширения горных выработок, замены маленьких вентиляторов на большие. Ну, и так далее, вам это не нужно. Затем сообщат домохозяйке следующую группу цифр - сколько же эти перестройка и перевооружение будут стоить.
   В-третьих, как высокопрофессиональные спецы предложат второй вариант - дегазацию пластов с поверхности. И опять скажут цифирки.
   Если вторые и третьи цифирки будут близки друг к другу, то хозяйка, привыкшая ходить по магазинам далеко, но подешевле, и близко, но дороже, задаст им наводящий вопрос. Дескать, а сколько ехать и почем в дальний магазин? в ближний я и сама знаю.
   Знатоки, с уважением глянув на домохозяйку и не забывая своих интересов, разом выложат все свои козыри, так как и мне надоело их дробить. В общем, скажут они, шахта до ликвидации узкого места с метаном все равно должна стоять, поэтому вопрос ваш правильный. То есть, чем меньше она простоит, тем лучше, хотя и чуток дороже. Ибо дегазация для нас, как и для всей России, дело новое, не обкатанное.
   На что умная домохозяйка задаст второй вопрос даже без секундного замедления. Дескать, а сколько у вас обкатка займет, она не будет дольше расширения выработок?
   Ну что вы, уважаемая, если Вы закажете еще и дегазацию второй Вашей шахты, то мы, пожалуй, вообще без обкатки сможем.
   Вот и договорились!
   Странно мне, что такую вот элементарщину такие солидные с виду дядьки, треть из которых я лично знал еще щенками, в телевизоре у прохиндея Шевченко за час или около, превратили в неразрешимую глобальную проблему типа фреона, озоновых дыр над Австралией и вообще в неразрешимый пока вопрос истока белковой жизни на Земле. То есть, решили все оставить на месте, как было из-за полнейшей неразрешимости.
   Но об этом в следующей статье.
   15.05.10.
  
  
  
  
   10
  
  
  
   Распространенное горно-терминологическое наречие, означающее две трети голого тарифа, то есть в пять раз меньше, чем за плановую добычу угля. А плановая добыча, в свою очередь, это сколько Абрамович пожелает. Примерно как дурак Емеля просил у Щуки.
  
  
Оценка: 6.59*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"