Знаменный распев и психофизиология, -примеры, происхождение пения и музыки в Священном писании.
Шум. Христианская онтология шума и психофизиология шума. Практические последствия.
канд. наук Синкевич Владимир Антонович
Директор общественной психоакустической лаборатории "Русский звук" при РООИ "Немощь" тел. ( 812) 2370436 ( только с 15 до 18)
vsa48@mail.ru. (извлечения из книги "Шум: онтология и физиология. Физиология знаменного распева" на сайте по музыкально-акустической терапии : musictherapy. narod.ru , -
на сайте представлены аннотации, методики, многочисленные публикации о вышеизложенных вопросах, экспертизы. Сайт в процессе реконструкции.
Санкт-Петербург 1985 - 2006 г.
Православие и наука, часть 1 ( в сокращении)
"Всякому дыханию даровал Ты голос, во всякое создание заключил звук. Господи, дарующий голоса, научи меня слышать о Любви Твоей через глашатаев Твоих!"
Святитель Николай Сербский "Молитвы у озера"
"Знаменный распев" и психофизиология
Последовательно раскрывая тайны восприятия пения и музыки ( а мы занимались психофизической экспертизой восприятия православных песнопений в клинических условиях, в медицинских и психологических организация СПб с 1992 г.), становится ясно, что основу физиологического восприятия музыки составляет декасекундная составляющая сверхмедленных ритмических процессов, как управляющих процессов и головного мозга и всего организма человека. ( на этом стоит современная психофизиология, -сотни книг, тысячи статей экспериментально изучающих управляющие ритмические психофизиологические процессы).
По представлению многих физиологов: Н. П. Бехтеревой, Н. А. Аладжаловой, В. А. Илюхиной и других, в человеческом организме управляющей является сверхмедленная ритмическая система, обнаруженная в 60-х годах в головном мозге. Выявление основного звена управления психофизиологическими процессами является реакцией на энцефалографическое изучение ритмических структур. Н. П. Бехтерева подчеркивает, что: "Основным ограничением физиологического исследования мозга человека, практически начатого лишь в 30-годах XX в., был монометодический подход: попытка получить ответы на все вопросы на одном языке -волновой биоэлектрической активности мозга в диапазоне от 1 до 35- 50 колебаний в секунду, языке энцефалограммы. Энцефалограмма получила широкое распространение в неврологической и нейрохирургической клиниках, позволила уточнить место поражения мозга, проследить в мозге динамику общих изменений. Энцефалограмма оказалась малопригодной для количественной характеристики состояния мозга, для изучения структуры и функции в нем, абсолютно непригодной для познания тонких изменений, развивающихся в микроинтервалы времени и теснейшим образом связанных с характером протекающей в мозге деятельности" (.Бехтерева Н.П. Материальные, физиологические основы эмоциональной и мыслительной деятельности. В кн : Биология и медицина. М. Наука. 1985.. с. 104-105).
Здесь речь шла о не пригодности энцефалограммы, а о ограничении ее используемого диапазона, который в дальнейшем расширился, в связи новыми экспериментальными данными, в более инфранизкочастотный спектр.
Современный этап исследований управляющих медленных ритмических процессов начался с конца 50-х, начала 60-х годов, с работ К. Прибрама и Дж ван Хирдена о возможности описания "нейронного голографического процесса" в мозге. Модель предполагала два основных процесса: "пространственно организованные состояния и операции, выполняемые на фоне этих состояний с помощью импульсной передачи между нейронами" ( Прибрам К. Языки мозга, М. Прогресс. 1975 г. с. 161), причем "...такой организацией может быть механизм микроструктуры медленных потенциалов соединительных аппаратов" (там же).
Основные недостатки нейронной модели передачи информации на внешние раздражения по моему мнению, являются традиционные представления об электрической проводимости нервных тканей, интерпретация которых ограничена временем реакции на внешнее раздражение, приблизительно 120-150 мсек. ( Иваницкий А. М. Стрелец В. В. Корсаков И. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность, М. Наука, 1984 г. ).
Дополнительный механизм, который не учитывается в нейронных моделях до сих пор, связан с "распространением по тканям биомеханической цепи упругих или акустических волн" (..Агашин Ф. К. Биомеханика ударных движений, М. Физкультура и спорт, 1977 г.с. 56), которые программируют ответ нейронов, опережая электрический сигнал на 95 мсек. (там же,.с. 57). По-видимому, это опережение связано с изменением динамических характеристик стоячих акустических волн в соответствии с различными ингредиентами резонансных свойств человеческого тела и проявляется на поверхности, (границе тела) в виде изменения медленных потенциалов. Следует отметить, что при воздействии всех природных звуков, "живой" музыки, реальных музыкальных инструментов, реального голоса, шумов, звуков - воздействие оказывается на все тело человека, а не только на слуховой анализатор. Если движение электрического импульса по нейронам от барабанной перепонки в слуховые отделы коры составляет несколько десятков метров в секунду, то гидравлическая акустическая волна в теле человека проходит со скоростью полтора километра в секунду. Поэтому стоячие, объемные акустические волны имеют иной механизм восприятия, чем всем знакомые бегущие акустические волны (у которых 99% звуковой энергии поглощается на поверхности кожи). Слуховое акустическое восприятие объемных стоячих волн воспринимается уже как нечто знакомое, ибо по Агашину за 95 млсек. до этого слухового восприятия объемная акустическая волна через водные структуры тела уже достигла слуховых отделок коры. К сожалению, этот аспект мало исследуется, что обедняет представление о реальном механизме воздействия звуковых волн и делает загадочным его воздействие на животных, пресмыкающихся, растения, микроорганизмы и т.д.
Под бегущими акустическими волнами я имею ввиду используемые за последний век традиционные акустические динамические системы: моно, стерео, квадро,,.. когда направленность движения акустического сигнала перпендекулярна плоскости мембраны динамической головки.. Мы же пользуемся акустическими системы стоячих объемных волн, собственной конструкции, организуя звуковое пространство за пределами акустического излучателя, со смягченным "мягким" звуком) ноу-хау). В музыкальной терапии традиционная система подачи и восприятия звука не годится, -так как она создает градиент направленности звуковой волны, звуковую плоскостную неоднородность. Человек слушает что-то направленное на него. Для того чтобы звук был не только вокруг слушаюшего человека, но и чтобы человек ( самое главное) был в звучащем сферическом поле ( не только сопереживал звук, но и жил этим звуком - гедонистическое переживание "здесь и сейчас"), для этого и необходимо использовать специальные акустические системы объемных, стоячих волн.
Информацию о стоячих звуковых волнах Вы можете получить посмотрев любой учебник физики ( например учебник акустики Хвольстона , (Хвольсон О.Д. Курс физики.т.2. РСФСР.Берлин 1923 . с.43-44).
В простейшем случае Вы сможете получить стоячие звуковые волны двумя динамическими головками, направленными друг в друга и включенные синфазно. При этом расстояние между динамическими головками должно быть равно длине волны подаваемого звукового сигнала. Или поставив динамическую головку мембраной параллельно ( как можно более плотной и большой ) стене на расстоянии полуволны подаваемого сигнала...
В 1962 г. выходит первая книга в СССР по экспериментальному анализу сверхмедленных потенциалов Н. А. Аладжаловой ( Аладжалова Н. А. Медленные электрические процессы в головном мозге, М, АН СССР, 1962 г.), а в 1979 г. ее же работа, в которой подводится некоторый итог. Идеи этого направления развернуты в работах: ( Аладжалова Н. А.
Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. М, Наука, 1979 г), см. также : Илюхина В. А,, Бородкин Ю. С., Лапина И. А. Сверхмедленная управляющая система мозга и память Л, 1983 г. ;.Бехтерева Н. П., Гоголицин Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев С. В. Нейрофизиологические механизмы мышления. Л, Наука, 1985 г. ; Илюхина В. А. Нейрофизиология функциональных состояний Л, 1986 г. ; Степанова С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М, Наука, 1986 г. и др.
В предисловии к своей монографии, Н. А. Аладжалова обобщает следующие свойства "сверхмедленных ритмов"
: а) они являются спонтанными (мозговым образованиям свойственна спонтанная ритмика широкого профиля");
б) инфранизкочастотными ("инфранизкочастотная периодичность объясняется индивидуальными свойствами нейрона или их суммой, а возникает как новое качество группового объединения, как коллективная форма участия в общих задачах регуляции"), в) отражает деятельность группового объединения;
г) является общемозговым, интегрирующим, системным процессом;
д) сверхмедленная периодичность выступает как фактор функциональной динамики ( в основе которой лежит исключительная способность к гибкой координации, к развитию новых форм кооперации), т. е. отражает также механизмы, лежащие в основе трансформации функциональных состояний, переходов на новые уровни активности;
е) устойчивость, иерархичность, переходов на новые уровни активности;
Каждому типу ритмической активности мозга соответствует свое строго определенное психофизиологическое состояние. В частности, Н. А. Аладжалова показывает, что управляет уровнями сознания медленная ритмика, так называемый "декасекундный ритм", который определяет форму изменения, структуру протекания процессов быстродействующей ритмической системы. Например, 2-4 сек. тревожное, эмоциональное напряжение, 5-10 сек. спокойное бодрствование человека; 30-40 сек., ритм впадения в дремотное состояние; ритм при переходе от осознаваемого процесса к неосознаваемому 14 сек. ( Аладжалова Н. А. Ритмическая организация психических и мозговых функций в сб: Мозг и психическая деятельность, М. Наука.1984 г. с. 103). Управляющая ритмическая система представлена иерархией ритмических сверхмедленных ячеек, характеризующих различные уровни протекания физиологических процессов
Музыку и пение рассматривают с различных позиций. Общепринято выделять основные элементы и выразительные средства музыки -лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр; мелодия, гармония, полифония, и т. д..
Нас же будет интересовать только единственный параметр музыки - музыкальный период. (попевка, кулизма. мотив, фраза, предложение, период), неразрывно связанный с дыханием. "Всякое дыхание да хвалит Господа" (Псалом 150).
Создатель практической методики возрождения певческого голоса В. П. Багрунов утверждает, что "Природа всегда экономна и если имеется возможность совмещения функций в одном органе, то она не создаёт ничего лишнего. И в данном случае, она не создаёт специального органа
-голоса, а совмещает дыхание -важнейшую функцию жизнеобеспечения всех систем организма, с анатомическим устройством самого органа дыхания, тем самым как бы свидетельствуя об огромной важности голосовой функции и её надёжности и долговечности.... Поэтому природный звук носит протяжный, не фиксированный характер и голос не должен иметь регистровой пестроты" Владимир Павлович Багрунов см. сайт: http / bagratid.com/pn/index.php ( раздел: о методике)
Не только древние голосовые распевы, но и современная музыка состоит из единичных, законченных мелодических фраз, звучание которых, или, как говорят, "музыкальный период" может составлять 2-3-4-5-7-10-12 -...секунд.
Нами установлено, что именно древнерусские распевы (прежде всего знаменный), своим (музыкальным) периодом полнее всего отражают естественную биологическую сверхмедленную ритмику, как головного мозга, так и всего тела ( 8 - 10 - 14 секунд); Другими словами, знаменный распев с точки зрения музыкального периода ( попевка связанная с ритмикой дыхания, на выдохе), это -психофизиологическая норма организма.
. Она закреплена тысячелетним опытом христианства, и является одним из выражений отношения к Богу ( наравне, с молитвой, и сокрушенным плачем о своих грехах).
В качестве примера приведу песнь 9.ирмоса канона поющего Во Святой и Великий Четверток на утрени в последнюю неделю Великого поста: (мелодически-дыхательные интервалы даны разделительной линией / .)
"Странствия Владычня. / И безсмертныя трапезы / на горнем месте высокими умы, / вернии, приидите, насладимся, / возшедша Слова / от Слова научившиеся, // Егоже величаем."
(цитируемый источник канонизирован, -например, "Церковные песнопения Великого поста и Пасхи" с параллельным переводом на русский язык .С приложением нот. Переиздание 1911 г. .Спб. Сатис. 2000 г. с. 77. )
Если замерить секундомером мелодически-дыхательные периоды в 9 песне то длительность интервала - попевки будет около 10 сек. ( + -1 сек.). В качестве источника меры времени служит аудиозапись "Странствия Владычня..." "Песнопения страстной седмицы обычных распевов" в исполнении иерея Андрея Воронина издана в 1997 г.( M-Records ).
( Таблица Љ 1) Амплитудная спектрограмма знаменного распева "Странствия Владычна" в исп. иерея Андрея Воронина. )
Приведем пояснения Свт. Афанасия Александрийского (+373) о пении псалмов: "Почему псалмы поются мерным тактом и на распев?.. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их на распев... Сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния душевных помыслов... Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность..."
Напротив, в классической музыке ( 3-5-7 сек), ( работы американских, немецких и иных хронобиологов и мои исследования...). а тем более в современной эстрадной музыке ( доли секунды- 1-2-3 сек). наблюдается сокращение "музыкального периода" до нескольких секунд и даже до долей секунды.
Немецкий хронобиолог Х. Фельц проанализировал музыкальный ритм произведений классиков. " Оказалось, что музыкальные темы у Чайковского менялись с частотой - в три секунды, у Бетховена - в пять, у Моцарта - семь. Затем он провел корреляцию между музыкальным ритмом и памятью на музыкальное произведение и биологическими ритмами организма. Ученый пришел к выводу: нам нравится и мы легко запоминаем именно те музыкальные мелодии, ритм которых в наибольшей степени соответствует нашему биологическому ритму. Таким образом, они являются как бы внутренними камертонами воспринимаемой музыки, и если они совпадают, то человек с удовольствием слушает мелодию. Такая музыка лучше и воспринимается, и запоминается" ( Мезенцев В. "Чудеса. Популярная энциклопедия" т.2.Алма-Ата.1990 г. с. 42).
Следствием сопереживания такой ( классической, инструментальной, с "музыкальным периодом" 3-5-7 секунд) ) музыки является десинхронизация ритмики психофизиологических процессов разного уровня и связанные с этим нарушения легочной, сердечно-сосудистой и других систем организма, приводящие к различного рода заболеваниям. В этом мы убедились в 80-х гг, когда, изучая воздействие инструментальной музыки, обнаружили, даже при небольшой синхронизации ритмов функциональной системы, обязательную десинхронизацию всей иерархии ритмических психофизиологических процессов
Научно доказана справедливость богословского мнения, что "звучание музыки является одновременно и победоносным сигналом успешного освоения мира и симптомом отдаления от Бога, прогрессирующего по мере завоевания мира и погружения сознания в сферу материальных представлений". ( Мартынов В. И. "Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси" М. 2000г.. с. 32 ).
Отмечу также, что усеченный музыкальный период характерный для классической музыки составляет основу и партеса. Т. е. с точки зрения иерархии сверхмедленных психофизиологических процессов музыкальный период классической, инструментальной музыки и партеса одинаков. Человек живущий в мире классической музыки может сопереживать и красоте партесного произведения, но чужд распевам. И наоборот, верующий воцерковленный человек выражающий в знаменном распеве свое молитвенное отношение к Богу (а его "музыкальный период" составляет 8-10-12 сек) чужд не только партесу, но и классике, ибо их психофизиологическая основа сверхмедленной ритмической организации выражает усеченный временной период ( 2-7 сек).
Православная точка зрения на высшую форму песнопений - знаменное пение, отражена в статьях пяти регентов: Кутузова Б. П.
"О возрождении знаменного пения в церковном богослужении" http://st-jhouse.narod.ru/biblio/texts.htm и "Церковная "реформа" XVII века как идеологическая диверсия." http://www.rus sky.com/forum/viewtopic. На сайтах "Древний глас", (Форум любителей Древнерусской певческой культуры http://drevglas.narod.ru/public.html. "Крылошанин" (Страницы для любителей древнего православного церковного пения http://kryloshanin.narod.ru/ ) выставлены программные статьи: Дмитрий Болгарский, регент хора Свято-Троицкого Ионинского монастыря (г. Киев) "Значение церковного пения в Православном богослужении" ; В. П. Мельник, преподаватель Одесской духовной семинарии, "О чине богослужебного пения"; Анатолий Гринденко, регент хора "Древнерусский распев" (г..Москва) "Пути возрождения древнерусского богослужебного пения"; Игорь Сахно, регент хора Храма Трех святителей (г. Харьков) "Богослужебное пение и Церковное Предание" и иных авторов...
Примеры "музыкального периода" знаменного распева и партеса.
Амплитудный а частотный фрагмент пения "Аз зрех Господи..." из Великого славословия (Струмского) в исполнении Бориса Христова. Усеченный временной музыкальный период около 5 секунд. ( пример партеса) Борис Христов "Великое славословие" (Струмского) из Всенощного Бдения".
Пример певческого голоса на первых слогах, атака -повышение амплитуды на верхней певческой форманте около 3 кгц.
В спектре эта атака не везде, что отражает повествовательность, молитвенность пения с поставленным дыханием, (пел и отец и дед в церковном хоре), но и страстность , которая связанна с усеченным музыкальным периодом, заданным исполняемым произведением.
Музыкальный период составляет около 5 секунд, что отражает партесную форму пения...
Большинство записей на компакт кассетах или СД произведений знаменного распева поется в партесном психофизиологическом времени. Т. е. когда "музыкальный период" составляет менее 7-8 секунд. Это характерно, как для теоретиков истории знаменного распева, например, регента Кутузова на его СД., так и для практиков, Валаамских исполнителей, Соловецких, Киевских ,...распевов, Распевов в наших поместных патриархиях: сербские, болгарские, грузинские,... Поэтому можно обозначить современный этап исполнения знаменного распева как поисковый, неравномерный (в душе звучит зачастую, партес, как немного усеченный временной музыкальный период, Причин этому слишком много...)
Приведу нам близкий пример возможности и проблематичности исполнения знаменного распева на кафедре знаменного распева в СПб консерватории:
"Господи сил с нами будет ..." регент Татьяна Швец амплитудный и частотный фрагмент " Всякое дыхание да хвалит Господа"
"Господи сил с нами будет..." регент Татьяна Швец. Частотный и амплитудный спектр на первый повтор : "Хвалите..."
1. Атака амплитудная с начала слова с первой секунды, что говорит о работе на связках, а не на дыхании. Т.е. основная задача ставится на произношение слов, а не на смысл слов ( дело в том, что смысл слова связан с дыханием, и перевод внимания на смысл, т. е. молитвенность пения, автоматически удлиняет период). Для главной цели -обучения
-задача выполнена.
Голоса не "полетные", а обычные, т. к. верхняя певческая форманта в районе 3 кгц не выявлена, а в потоке общей группы гармоник и обертонов, с небольшим естественным амплитудным возвышением на 1 и 2 кгц. Что говорит о доступности каждому человеку петь знаменный распевом.
Временной поток представляет собой усеченный музыкальный период в 4 - 5 секунд характерный для партеса (классической музыки)., но не для знаменного распева, где околодесятисекундный ритм. ( 9,10,11 с.). Также этот период отражает страстность (суетливость)...
"Се жених грядет в полуночи" (Љ1), регент Ирина Болдышева. ( СД -Детско-юношеский хор св. Иоанна Дамаскина Собора Владимирской иконы Божией Матери. СПб 2004г.)
Данный тропарь византийского распева имеет декасекундный период (как психофизиологическая норма), но с 5 секундным дыхательным полупериодом, как вспомогательным.
"Тако да погибнут грешницы...Мироносицы жены" ( Љ16) регент Ирина Болдышева. ( СД -Детско-юношеский хор св. Иоанна Дамаскина Собора Владимирской иконы Божией Матери. СПб 2004г.)
Здесь период составляет около 4 секунд, т.е. распев в партесном психофизиологическом периоде.
Анализ многих записей знаменного распева позволяет сделать выводы:
что все сушествующие записи предназначены только для научения. Но при этом, крайне необходимо сформировать банк эталонов знаменного распева по "музыкальному периоду" с "психофизиологической нормой организма", совпадающему с молитвенным содержанием пения, а для образцов пения требуется глубокий этап воцерковленности, веры, что выражается, прежде всего, в неспешности пения.
Всеобщая доступность знаменного распева православным христианам. Естественный диапазон голоса знаменного распева менее октавы позволяет любому верующему человеку ( вне зависимости от степени поврежденности своего голосового аппарата ) выражать свое
молитвенное состояние распевами, сохраняя молитвенную непрерывность.
В дальнейшем для научения можно использовать дистантную аппаратную омегаметрию, которая позволяет на определенном расстоянии от человека диагностировать сверхмедленную ритмическую психофизиологическую активность человека и сигнализировать о различении партеса и распева -как в процессе пения, так и в процессе слушания и сопереживания. Как в целях обратной связи. Так и в целях контроля в процессе обучения.
Необходимо шире рекламировать, пропагандировать распевные формы пения для всеобщего доступа с точки зрения медицинской пользы, кроме возвращения к историческим истокам церковного пения. Экспертизы показали благотворность сопереживания знаменного распева для синхронизации асимметрии активности полушарий мозга, в кардиологии, и при большинстве заболеваний ( что отражено в наших публикациях).
Св. Григорий Синаит :
"Тем, кто не знает молитвы ( не испытывали ее силы и действия ), которая, по св. Иоанну Лествичнику, есть источник добродетели, напояющей, как произрастения, душевные силы наши, подобает много петь, без меры петь, всегда быть занятым разными деланиями и никогда не знать покоя от них, пока от многого притруднаго действования, вступят в состояние созерцания, обретши умную молитву, действующую внутри них". (70. с..219-220).
Для православных христиан ( в первые десятилетия своего воцерковления, ибо христианин -он всегда вначале...) не только пение, но и сопереживание ( молитвенное) услышанному православному пению как бы замещает молитву.... Поэтому мы и занимаемся исследованием не только "живых" песнопений, но и с помощью техники, в записях: на магнитных и цифровых носителях.
В заключении добавлю, что за последние двадцать пять лет мною разработаны простые способы диагностики на компьютере по спектру " голоса": наличие агрессивности, наличие заболеваний. А при связном тексте ( вокальном или речевом ) можно диагносцировать смысловую и временную организацию речевого и музыкального восприятия с точки зрения его мировосприятия, авторства, каноничности, и иные любопытные закономерности.
Происхождение пения и музыки в Священном писании.
Происхождение музыки в Священном писании возводится к Иувалу, сыну Ламеха. А Ламех был внук Каина. Каин убил Авеля. После гибели Авеля у Сифа (третьего сына Адама и Евы) родился сын, и тогда стали призывать имя Господне. Позднее, потомки Сифа названы сынами Божьими, а потомки Каина сынами человеческими. ( Кн. Бытия. Гл. 4, Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина. т. 1. СПб 1904
-1907, 2 изд. Стокгольм 1987 г.)
Сыны Божьи постоянно призывают имя Господа в пении, которое происходит от ангелов. ( Свт. Григорий Нисский: "... что пение - неотъемлемая сторона жизни ангелов. "Нам известно, -говорит Григорий, что у них нет другого занятия, кроме того, что они возносят хвалу Богу" ( 57. с. 318), "...ангелы, называемые еще "вторыми светами", не поглощают собой эгоистично божественный свет, исходящий от Света Первого, но подобно зеркалам отражают этот свет вовне, светясь сами и освещая других. Таким образом, процесс ангельского пения складывается из двух нераздельных, одновременно осуществляемых действий: из созерцания Первоначального Блага и из возвещения о Первоначальном Благе всей твари" ( Мартынов В. И. История боголужебного пения М. 1994 г.. с. 119.)
Преп. Иоанн Дамаскин; "...В "Точном изложении Православной веры" преподобный Иоанн Дамаскин пишет о том, что для сообщения и восприятия мыслей ангелы не нуждаются ни в голосе, ни в слухе, а это значит, что передача ангельской мысли не нуждается в звуке. С точки зрения древнерусской традиции любое ангельское сообщение есть пение, ибо пение является неотъемлемой особенностью ангельской природы, в силу чего ангелы просто не могут не петь. Стало быть, пение ангелов - это особое пение, пение, не прибегающее к помощи звука и лежащее за пределами звука"
А сыны человеческие (потомки убийцы Каина, носители зла), имитируют голос и звуки природы через сотворенные ими музыкальные инструменты, выражают свою страсть и поклоняясь через музыку вещи, земле, природе, Человеку,... поклоняются твари. Первая песнь человека (каинита) - это песнь Ламеха (и первое многоженство - две жены Ламеха) ( Кн. Бытия, Гл. 4. 23 - 24 ), песнь о торжестве убийства...
Т. е. у музыкальных инструментов греховная поврежденность через их происхождение. Поэтому каиниты сопереживают телесно звуку, когда он звучит, а прекратился звук, и пустота сразу требует новой имитации. А голос природен, естественен, а если он славословит Бога, ищет и находит его, то человек по благодати блаженствует, и все необходимое совершается как бы само собой.
За музыкальным инструментом прячется смерть, а голос олицетворяет жизнь с Богом.
Поэтому с Нового Завета у христиан православного исповедования в Богослужении нет музыкальных инструментов, а только песнопения. Музыкальные инструменты были только в Ветхом Завете, а чем он закончился... Отпадением еврейского народа от Бога, и дана благодать иным, поющим народам, -Византия, Русь,... и вместе с нами воспевают Господу православные христиане всего мира.
Не будем забывать, что первой реакцией сотворенного Богом ангельского мира ( до сотворения человека) было славословие Творца. Как воспели Бога "громко все ангелы", когда были созданы звезды ( Иов. 38. 7 ), т. е. после сотворения мира. Первая песнь ангелов "Слава в вышних Богу, а на земле мир и в человеках благоволение" и при рождении Господа нашего Иисуса Христа ( Еванг. От Луки. Гл. 2. ст. 14.) ежедневно уже 2000 лет творится на православном богослужении.
А по свидетельству свт. Григория Нисского - "когда соединится пред престолом Божиим вся разумная тварь, то первым движением ея мысли и чувства будет слово благодарения Богу. И ангелы и люди, все вместе воспоют торжественную победную песнь Сыну Божию, и это пение составит момент открытия вечного царства. Характерным признаком которого служит ничем не омраченное блаженство" ( цит. по 78 с. 619 ), -это первое действие после Страшного Суда, после Воскресения, в новой жизни, под новым небом, на новой земле, освещенным не Солнцем, а светом и в свете Иисуса Христа.
Весь мир и содержится в этом зиянии между двумя песнопениями.
Если на первом этапе истории мира: Ветхий Завет, песнопения шли под инструментальную музыку. Из-за греховной страсти, усилителем которой была музыка, он пал,
то на втором этапе, человеку была дана возможность спасения, безкровной жертвой Господа нашего Иисуса Христа, был дан Новый Завет, и это з и я н и е заполнено православными песнопениями церкви христовой основным моментом которых является ежедневная Литургия православной Церкви, а в ней одним из главных песнопений в евхаристическом каноне, является песнопение "Тебе поем", во время которого преосушествляется хлеб и вино в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а остальной мир погружен в музыкальные звуки.
Крестившиееся христиане православного исповедания становятся сынами Божьими, а некрестившиеся и живущие музыкой -каинитами (носителями зла). Один батюшка хорошо сказал, что некрестивший человек это потенциальный преступник.
Любопытно, что поврежденный грехом человек без "музыки" жить не может ( он погружен в неприродные, искусственные звуки). Преодоление слушания музыки есть направленность к преодолению греха, которое можно получить только через таинства Церкви.
Христианину духовно близок первый Указ русского царя 1648 г. о ликвидации скоромошьих инструментов. ( в основе Указа -святоотеческое различение инструментальной. музыки и православного песнопения, знаменного распева.)
Партес есть переходный этап в истории России, начиная с ХУП в. свидетельствующий об обмирщении церкви, усеченном "музыкальном периоде", ( усеченной временной ритмической психофизиологической организации человека) знаменного распева. Когда знаменный распев исполняется в традиционной партесной форме с точки зрения усеченности процессов дыхания. В такой форме он выражает страстность, суетливость,... и, зачастую, сопровождается "прелестью". С другой стороны, в современных условиях, переход от язычества к вере, к знаменному распеву, осуществляется в основном через партес и основная опасность состоит в том, чтобы этот процесс не затянулся.( Б. П. Кутузов "Путь в прелесть" (или проблемы современного богослужебного пения) СПб , 1997 г.).
Об апологии и повреждении православного пения, ( знаменный распев и партес), его замены каинитами музыкальными инструментами, исследование неполезности классической музыки и партеса,... и есть цель данной практической работы. Новейшие результаты в психофизиологии за последние 30 лет позволяют проиллюстрировать святоотеческое понимание "неполезности" классической музыки и уточнить историческую настороженность к партесу. Ибо управляющая сверхмедленная декасекундная психофизиологическая ритмика у них общая ( усеченная ).
Вы знаете, что господь наш Иисус Христос пришел не к праведникам, а к грешникам, и обильная благодать дается и тем, кто молитвенно выражает себя в партесе. Но ... тысячелетним идеалом православного христианина всегда был знаменный распев, был исихазм, ( душа христианства), и современная наука, как это не парадоксально, помогает крешенному человеку укрепить свою веру, ...
Православие и наука, часть2 ( в сокращении)
Шум. Христианская онтология шума и психофизиология шума. Практические последствия.
Вы знакомы с шумом с детства, с осознания того, что мешает, а в дальнейшем, что радует и благоволит душе и телу в жизни Вашей.
Мешает шум техногенный и людской, идуший от нарушения, от несовершенства, от повреждения человека грехом. распространяя это повреждение в делах и изделиях, в разговорах и культуре, которой он компенсирует утрату своей духовности. Благоволит Вам шум природный: щелест листьев, травы и леса; журчание ручейка, спокойный шум реки, озера, моря, в всплесках волн, в неслышымых пузырьках и барашках волн,... : высокочастотный, неслышимый шум на склоне гор, вершинах,... Природный шум как благодатный шум, звук в его неразличении, без явной границы, как основа радости и здоровья. И техногенный шум как источник прерывания, напряжения, угнетения жизненных сил и переживаний, не всегда осознанный, но мешающий.
Для христианина шум есть источник причин жизни, который дан в священном писании и предании, которые даны Богом. Посмотрим, как в Библии упомянут шум, и окажется, что шум в Библии проясняет не только существо мира в котором мы живем, но и дает ключ, средство для правильного отношения к явлениям мира. И в науке, в медицине, в культуре,
Происхождение "шума"
"Шум" в Библии предстает в трех аспектах 1.1.). "шум" природный: шелест листьев, журчание ручейка, шум прибоя, и пр. ; 1.2.). "шум" порожденный людьми, говор толпы, и т.п. и
2.). "шум" как "глас" ( на церковнославянском языке). Обратим внимание на церковнославянское шума как "гласа". "Шум" сопровождает снисхождение Святого Духа на апостолов в пятидесятницу:
Сначала на русском языке: "Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием" (Деяния апостолов .Гл 2.6.).
На церковнославянском языке это звучит так: " Бывше же гласу сему, снидеся народ и смятеся, слышаху един каежду их своим языком глаголющих их" ( там же).
И еще : "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились" ( Деяния апостолов. Гл 2. 2.) В Толковой Библии под ред А. П. Лопухина (т. 3. Новый Завет. П. 1911- 1913, 2-е изд. Стокгольм 1987 г. ) говорится: " "Шум как бы отъ несущагося сильного ветра"...Следовательно самого ветра не было, только шум (ср. Златоустъ и Феофилактъ), несшийся сверху вниз, с неба к месту собрания Апостолов, -шум настолько сильный, что привлек всеобщее внимание.(6 ст.). Наполнил весь дом. Т. е. сосредоточился в этом доме"... "Шум был при этом знаком удостоверения сошествия Св. Духа для слуха...", "Шум с неба знаменовал также могучесть силы Св. Духа, сообщенной Апостолам ("сила свыше" Лук. ХХУ1, 49 )". ( А. П. Лопухин, с. 13 ) . Шумом и мир закончится. "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" ( 2 Петр.3, 10.).
Когда воспроизводятся сверхестественные явления (примеры из Священого писания приведены: Явление Славы Божьей У Иезекиля., Снисхождение Святого Духа на апостолов и т. п. ) то слово "шум" воспроизводится на церковнославянском как "глас", как голос. Но чей голос? - от Бога.
Или в Откровении Иоанна Богослова ( Гл.14. 2.) на русском языке "И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих" -и тоже самое на церковнославянском языке.: "И слышах глас с небесе, яко глас вод многих и яко глас грома велика; и глас слышах гудец гудущих в гусли свои".
Аналогично значение "шума" как "гласа" в Явлении Божьей славы в "Книге пророка Иезекииля" (1. 24). На русском языке: "И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои".,-а на церковнославянском языке это место воспроизводится следующим образом:
"И слышаху глас крил их внегда паряху, яко глас вод многих, яко глас Бога саддаи и внегда ходити им, глас слова яко глас полка, и внегда стояти им, почиваху крила их",
а далее, там же, в Гл. 3..13. на русском языке
"и также шум крыльев животных, соприкасающихся одно к другому, и стук колес подле них, и звук сильного грома". А на церковнославянском: " И видех глас крил животных скриляющихся друг ко другу, и глас колес держащся их, и глас труса велика"....
В Толковой Библии под ред. А. П. Лопухина отмечается, что "...под голосом с тверди нужно "разуметь шум, причиняемый мысленным кругом Иеговы...".. ... " Этими двумя обстоятельствами голосу со свода отводится исключительное место и очень высокое и почетное: "превыше тверди" - место по истине Божественное. Вместе с тем голосу этому чрез отсутствие у него всякого определения сообщается некоторая таинственность и непостижимость. Уже для шума от крыльев херувимов пророк с трудом мог найти подобие между земными шумами. Для голоса с тверди он даже не пытается представить какое-либо сравнение. Все это доказывает Божественную природу этого "шума". И в самом деле. почему бы Бог своим явлением не мог помимо всего другого производить и особого Божественного шума? Таким шумом ("глас" - "кол") сопровождалось уже первое явление Его, описанное в Библии (в раю); о потрясающем шуме от Его явления ("гласы" - "колот") говорится и в описании Синайского богоявления..."
В Библии шум упомянут 61 раз. ( из "Симфонии" ). На церковнославянском языке шум глаголится "гласом". Шум, после грехопадения является условием нашего сушествования, а также формой нашей защиты и нащего повреждения. Двойственность шума многоразлична. "Глас" Бога, "шум" природы являет себя человеку, и в виде благодати ( дождь с радугой), и в виде разрушения (гром с молнией), (кстати гром звучит в "мужском" звуковом диапазоне - 50500 гц.)
Все тварные процессы имеют шумовую природу. Нет моночастотных естественных звуков, а только узкополосные шумы (Вы их видели на кардиограмме, энцефлограмме,..., когда шум боли пытались объективировать, "овеществить" фрагментами на экранах кардиографа и энцефалографа). Шумом можно убить (большинство заболеваний есть следствие техногенных шумов), но шумом можно и вылечить.... Для читателей, поврежденных естественнонаучным образованием, эту двойственность можно проиллюстрировать двумя типами шумов: коричневыми, черными, отражающими разрушение, броуновские процессы, и фликкер -шумами наиболее распространенными в живой природе.
"Христианская онтология шума" дает ключ к решению многих вопросов естествознания:
В естествознании многообразные виды шума рассматриваются со сложной структурой. Различают шум - белый, розовый или фликер-шум., коричневый, черный, и т. п. Если "белый шум" представляет собой беспорядочное, по случайному закону, распределение частоты, амплитуды, фазы, поляризации,-то иные формы шумов различаются уплотнением в низкочастотную сторону спектра. Белый шум
интересен в том смысле, что с информационной точки зрения он -пустотен Но информационная пустотность шума наталкивает на его фундаментальное свойство путем ограничения ( фиксации частоты. амплитуды, фазы,) порождать любые сигналы, любые звуки
И здесь христианская онтология шума соприкасается с творением мира Богом из пустоты, из небытия. Шум неизбежно сопровождает жизнь человека до его перехода в вечность. Оппозиция шуму - молчание, пустота, тишина,...Сакрально, это выражено в иконах : "Спас Благое Молчание". "Иоанн Богослов в молчании". ( см. иконографию "молчания", пока отмечено 17 икон "молчания" в рукописи книги "Феномен пустоты и молчания в истории культуры и христианстве" на нашем сайте). Другой аспект шума связан природностью шума, с проявлением его в природе.
Здесь также необходимо выделить две формы проявления "природного" шума. Это шум проявляющейся в "первозданной", сотворенной Богом природе ( естественно, после грехопадения) в "тварности", и шум в природе связанный с человеческой жизнедеятельностью
В раю шума не было: .Человек сотворен Богом без шума. Шум появился в результате грехопадения в силу поврежденности грехом всей тварной природы, как человека, а через него и всего остального тварного мира. Из священного предания известно, что если демоны являлись с шумом, то ангелы в славе Божией . Двойственность тварности (первозданной и отягощенной грехом) можно проиллюстрировать на двух формах шумов. Во первых, везде присутствует форма "мерцающего" фликкер -шума. "Фликкер-шум" (1/f., избыточный шум). аномальные флюктуации, для которых характерна обратно пропорциональная зависимость спектральной плотности мощности от частоты в отличие от белого шума, у которого спектральная плотность постоянна.
Другая сторона шума природы отягощенной греховной тварностью. Это коричневые. и черные шумы которые свидетельствуют о "броуновском движении" тварных процессов о их распаде, неопределенности, "умирании", Зачастую шум имеет определеную звуковую структуру достигая определености одной частоты..или группы,
-неестественной оргнизации спектра частот Эти шумы называются техногенными....С техногенным шумом связан шум человеческой речи и деятельности идущей от духовного повреждения, от глупости.
Естественный, первозданный ( естественно, после грехопадения) природный шум является условием нашего существования. С другой стороны, техногенный шум на основе природного естественного шума для нашей поврежденной природы является
формой защиты нашего организма, чувств, и сознания. Если нормальный человек стремится к природному естественному шуму ( фликкер-шуму) который можно обнаружить не отягошенными техногенными шумами далеко за городом ( вечернюю "мерцающую" тишину, шелест листьев, травы, журчание ручейка, плеск волн, и т.д. - т.е. за пределами "цивилизации"), то для поврежденного грехом человека. его "естественное" состояние, его психофизиологическая зашита обеспечивается соответствующими техногенными шумами.( " патология среды как защита"). К сожалению, наиболее широко распространена любая форма человеческой деятельности под стрессирующую "музыку" со структурой навязанного, жесткого. взволнованного, околосердечного ритма, которая воспроизводится в средствах массовой коммуникации. ( духовное и телесное повреждение человека "лечится" патогенной, поврежденной средой.)