Аннотация: Этот познавательный рассказ посвящен русскому народному инструменту - домре. В нем читатель может узнать о его удивительной судьбе.
Удивительная история домры
Лида обожала лето, как и любой ребенок. Это же каникулы! Делай, что хочешь, гуляй целыми днями, купайся в речке, плети венок из одуванчиков! Сказка! Каждое лето родители отвозили Лиду к бабушке в деревню, где девочка забывала про интернет, смартфон, планшет и телевизор. Бабушка очень любила свою самую младшую внучку и не давала возможности девочке заскучать и воспользоваться любимыми гаджетами. Лида и по хозяйству помогала - грядки поливала, кур кормила, и на речку с другими детьми ходила, и в лес за ягодами с бабушкой. Каждый день был полон приключений!
Один раз в дождливый день, когда гулять не хотелось, бабушка предложила Лиде разобраться вместе на чердаке. Там было много старых вещей, еще со времен бабушкиной молодости и девочка с предвкушением чего-то необычного, даже волшебного, ожидала, как бабушка откроет "кладезь воспоминаний", - картонный потертый сундук коричневого цвета.
- Бабушка, а зачем тебе был нужен такой сундук? - спросила Лида, когда бабушка, кряхтя, стала его открывать. - Он неудобный. На нем не посидишь, он ведь из картона какого-то, да кожей обтянут, и в дорогу не поедешь - слишком громоздкий.
- Ничего ты не понимаешь, Лидочка! Времена были другие! Это сейчас молодежь с рюкзаками да маленькими чемоданчиками путешествует. А в наше время все по-другому было. Я с этим сундуком пол страны объездила, когда за твоего дедушку замуж вышла.
- Да ты, лягушка-путешественница!
- И не говори! То его на Дальний Восток служить отправят, то в Казахстан, то в Узбекистан. Много мы километров проехали... А как приезжали, так давали нам комнату маленькую, в которой лишь кровать старая или матрац на полу, да стол у окна. Где же вещи хранить-то? Вот тут мой сундук незаменим был. До сих пор как смотрю на него, так твоего деда вспоминаю. Хотя нет его уже...
- А я дедушку не помню совсем.
- Конечно, тебе два года было, когда его не стало. Старенький он был, да и жизнь непростую прожил.
- Папа рассказывал мне, что дедушка и на войне с фашистами воевал, танкистом был, даже в танке горел. А тебя он встретил после войны, влюбился, да женился! Верно?
- Да, мы быстро поженились, это сейчас, несколько лет встречаются, думают, а потом и расходятся вовсе. Раньше не так было. Если влюбился, так женился. А на нет и суда нет!
- Понятно, - задумчиво протянула Лида, разглядывая капли дождя на маленьком чердачном окне, которой, были, не очень понятны бабушкины рассуждения, ей хотелось поскорее заглянуть в сундук.
- Ну что, наскучила я тебе своими рассказами? Будем сундук открывать?
- Давай! - оживилась девочка. - А что ты в нем хранишь?
- Прошлое...
Сундук был не простой, а с секретом. Сначала надо было ключиком открыть центральный замок, прикрепленный к ручке, а затем пару замочков по углам, и только потом крышка открывалась. Бабушка проделала это небыстро, аккуратно, потому что боялась повредить старые замки сундука.
Как любой ребенок, Лида стала разглядывать все предметы, брать их в руки, спрашивать что-то, класть обратно. А бабушка то недовольно ворчала, то охотливо рассказывала о чем-то, то выхватывала из рук ребенка вещь, протирала тряпочкой и возвращала обратно на место. Чего только в сундуке не было: и старые пластинки, и жестяная коробочка из-под чая, и какая-то деревянная фигурка-лошадка. Но самое интересное, загадочное, было на дне... Оно представляло собой предмет непонятной формы, завернутый в холщевый мешок.
- Бабушка, а что это???
- Это домра, - спокойно ответила она, как будто для нее это было что-то совершенно знакомое и понятное.
- Что???
- Русский народный инструмент.
- А почему он у тебя лежит здесь? Зачем он тебе? А кто на нем играл? Как он выглядит? Покажи! - засыпала вопросами бабушку Лида.
Пожилая женщина бережно достала мешок, развернула его и оттуда достала странный инструмент. Он выглядел как половина арбуза, только деревянная, и от нее тянулась палочка, как линейка, сантиметров 30 не больше. На ней были натянуты три струны, в конце этой палки, были специальные катушки, на которые наматывались струны. Так описала себе это "чудо-юдо" восьмилетняя девочка. И удивленно спросила:
- На этом можно играть???
- Можно, и еще как! Ты бы слышала, как дед твой играл! Заслушаться можно было! Трогала его игра сердце.
- Дедушка сам научился на ней играть?
- Нет, конечно! В его деревне жил один старичок, музыкальный, он то на домре бренчал, то на балалайке. Твой дедушка смекалистый был. Понравилась ему домра. Он и попросил старичка научить его играть на ней, а взамен по дому предложил помогать. Старичку тяжело было самому управляться, да и годы были голодные, тридцатые, поэтому он и согласился научить мальчика взамен на помощь. Вот так твой дедушка и научился играть на домре! А тот старичок, не знаю, - правда, иль ложь, у одного из самых известных музыкальных мастеров в подмастерье работал, - Семена Ивановича Налимова! О нем я расскажу тебе попозже.
- А домра давно существует? Я о ней ни разу не слышала! О гуслях и Садко читала, балалайку по телевизору видела, а эту твою домру нет! Как она появилась на Руси, кто ее придумал? Или ее кто-то привез? Откуда? Зачем? Почему название такое ей дали? - завалила бабушку вопросами Лида.
- Подожди, не торопись! Сейчас по порядку тебе все расскажу.
- А откуда ты сама знаешь, что мне рассказывать?
- От дедушки, который увлекался историей, и прочитал не одну книгу.
- Есть книги, где и про истории домры написано что ли?
- Конечно! Есть не только исторические книги, есть учебники-самоучители, есть сборники произведений, написанных специально для домры.
- На ней сейчас играют так много человек, что для них учебники писать нужно?
- Да. В каждой музыкальной школе, училище, консерватории, существует народное отделение, где люди учатся играть на ней. Кто-то даже диссертации пишет на тему самобытности домры и копается в архивах далекого прошлого.
- Ничего себе! Вот это да! Тогда рассказывай быстрее, что это за домра такая!
- Существуют две легенды, как домра появилась на Руси. Согласно первой, прообразом домры является лютня или мандолина, которые имеют похожий корпус, гриф, струны. По второй, более вероятной, прообраз домры пришел к нам с Востока. Где с древних времен было множество струнных инструментов - и турецкая баглама, и таджикский рубаб и, наконец, казахская домбра. Мне кажется, что вторая версия истинная, потому что даже само слово "домра" - не русское, а заимствовано из восточных языков.
- А как этот прообраз у нас появился?
- Скорее всего, был привезен вместе с татарами во времена монголо-татарского ига на Руси.
- А что такое это иго? И когда оно было?
- Русские княжества были раздроблены, независимы в древние времена, поэтому на них было легко напасть. Так и сделали монголы и татары, они вызывали князей к себе и требовали дань, при неповиновении угрожали расправой и самому князю и его народу. Иго продолжало в период с13 по 15 века. Было множество сражений, князья пытались дать отпор, но безуспешно. Лишь когда феодальная раздробленность была преодолена, князья объединились, и смогли победить его.
- А домра после ига осталась у нас и прижилась?
- Да! Она стала любимым инструментов у скоморохов в 15-17 века. Существует даже пословица: "Рад скомрах о своих домрах"! И есть картины, где изображена скоморохи, играющие на домре.
- А кто такие эти скомороки?
- Не скомороки, а скоморохи! Скоморохи - это странствующие актеры, музыканты, фокусники, потешники, в общем, главные затейники на всех деревенских празднествах! И не только на них! По преданиям они и для князей, и для царей играли. Скоморошество существовала с древних времен, точных данных нет, но по песням, стихам, былинам, можно судить, что где-то с 10-11 века. И просуществовало оно до второй половины 17 века, когда было запрещено церковными властями.
- Не за лицедейство и музыку их запретили, конечно, а за продолжение языческих традиций и жречество, то есть поклонение идолам и различным силам природы. К сожалению, как говорится: "Лес рубят - щепки летят". И досталось не только скоморохам, но и музыкальным инструментам, которые использовали скоморохи. О них непросто забыли, а стали уничтожать! Приказом царя было сожжено множество музыкальных инструментов!
- Ужас какой! А что же стало с самими скоморохами?
- После запрета они разбрелись кто куда - кто в фокусники подался, кто в кукольники, а кто и в театр. Первый царский театр в России как раз и появился во времена запрета скоморошества и их история тесно переплетена. А о домрачеях, так называли музыкантов, играющих на домрах, забыли. И остались они лишь в некоторых избах в глухих деревнях. Если бы в стране не появился такой человек, как Василий Васильевич Андреев, то, возможно, домра уже и не возродилась бы.
- Я такое имя не слышала, кто это?
- Василий Васильевич Андреев - это создатель первого оркестра русских народных инструментов. Он проделал огромную работу по их восстановлению и усовершенствованию.
- Он собрал целый оркестр? А что туда входило?
- Разные виды домр, но об этом я расскажу чуть позже, семейство балалаек, гусли, свирель, жалейка, накры, дрова, бубен, ложки.
- Ого-го! Так много инструментов! Я некоторые даже не представляю себе. И этот оркестр где-то выступал?
- Не просто выступал, а имел ошеломительный успех, гастролируя по Европе! Андреев даже был избран почётным членом Французской академии изящных искусств.
-А что они играли?
- Репертуар оркестра составляли различные обработки народных песен, а также произведения Андреева.
- Он еще и композитором был?
- Да, он занимался созданием аранжировок для русских народных песен и сочинением собственных произведений. А для балалайки, на которой сам играл виртуозно, он даже создал первый учебник.
- А сейчас такие оркестры существуют? И они тоже играют народные песни?
- Оркестров уйма! В каждой музыкальной школе, училище, консерватории есть свой оркестр или ансамбль. Ты заблуждаешься, если думаешь, что они играют только народные произведения. Они играют все! И классику, и советские хиты, и современные произведения.
- То есть на домре я могу сыграть все, что захочу? Хоть мелодию из мультфильма "Спящая красавица"?
- Конечно! Главное сделать аранжировку под нее. Твой дедушка, к примеру, мастерски играл хиты Магомаева и мелодии из кинофильмов.
- А почему же он музыкантом не стал, если он так хорошо играл?
- Времена были непростые... У него в молодости даже домры не было, война все-таки пришла. А после не до этого было, страну восстанавливали, нужны были здоровые руки. О домре он уже вспомнил, когда дети выросли, и на пенсию пора было. Тогда и купил в магазине простенькую домру и начал вспоминать, чему его старичок учил в детстве. А потом как вспомнил, так разыгрался. Сам подбирал известные мелодии, в магазинах ноты покупал.
- А папа ничего не рассказывал!
- Папа твой уже взрослый был, он нечасто с нами виделся, мы же в деревни жили, а он в город подался. Когда он приезжал к нам на каникулы или в отпуск, то твой дедушка играл для него вечерами. Папе нравилось.
- А я могу научиться играть на домре, как дедушка?
- Конечно, можешь! Но давай я тебе сначала историю дорасскажу, а потом ты уже сама решишь, - хочешь ты или не хочешь.
- Давай!
- В конце 19 века, путешествуя по деревням и селам в поисках утраченных народных инструментов, Андреев, в Вятской губернии, обнаружил незнакомый инструмент с полусферическим корпусом, грифом и тремя струнами. Он предположил, что это и есть домра, о которой он читал уже в летописях, да былинах. И оказался прав!
- И что дальше приключилось?
- Он отправился к мастеру музыкальных инструментов Семену Ивановичу Налимову, который работал над восстановлением народных инструментов в имении Андреева в село Марьино Бежецкого уезда Тверской губернии. Там для него была выделена специально оборудованная мастерская.
- У Андреева было свое имение? - перебила бабушку Лида.
- Да, он был из старинного дворянского рода, поэтому имел собственные владения и средства, которые и позволили ему заниматься восстановлением русских народных инструментов.
- Понятно, дальше рассказывай! - скомандовала девочка.
- Не командуй! - провела небольшую воспитательную работу бабушка и продолжила. - Семен Иванович родился в трудолюбивой крестьянской семье, с детства увлекся столярным и плотническим делом, и получалось оно у него, на редкость, хорошо, изящно! Андреев, увидев работы простого крестьянина, предложил ему заняться изготовлением музыкальных инструментов. Вот так, простой крестьянин превратился в одного из самых известных музыкальных мастеров-самоучек, называемых "балалаечным Страдивариусом", потому что в основном, он занимался изготовлением именно их.
- А как выглядела домра, которую он изготовил, как дедушкина?
- Да, - круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй.
- А что такое этот "квартовый строй"? - спросила девочка, недоумевая.
- Струны на домре называются - ми, ля, ре. Между каждой из них интервал, шириной в четыре ступени, называемый квартой. Если ты будешь загибать пальчики на руке по очереди от большого пальца, начиная считать с ноты ми, то ты дойдешь до безымянного пальца, когда будет нота ля. Тоже самое, можно сделать от ля до ре. Попробуй!
- Ух ты, получилось!
- Возможно, ты знаешь, - продолжила бабушка, - что существует несколько струнных смычковых инструментов в симфонических оркестрах (скрипка, альт, виолончель, контрабас).
- Естественно! Я ходила с родителями в оперный театр, я уже большая! - похвасталась девочка. - А ты это к чему сказала?
- К тому, что в оркестре русских народных инструментов - тоже самое! Есть пикколо, малая домра, альтовая домра, басовая домра.
- В чем же их отличия?
- Во-первых, в размере. Если ты присмотришься к симфоническому оркестру, то увидишь, что скрипка меньше чем альт, а он меньше виолончели, а она - контрабаса. Тоже самое, и с домрами. Но это не главное! А главное это диапазон звучания.
- А что это?
- Звуки бывают низкие и высокие, как и голоса оперных певцов - бас, баритон, тенор. Все звуки собраны по октавной системе. Каждая октава включает в себя восемь звуков. Например, малая домра издает звуки, принадлежащие первой, второй и третьей октавы, ее еще называют "тенорной" за высоту звучания. Альтовая - малая, первая и вторая октава (ее можно сравнить с голосом-баритоном), а басовая - большая, малая и первая октава (ее название говорит само за себя).
- То есть, если нужно играть произведения с высокими звуками используют домру-пикколо и малую домру. А если низкие, - то альтовую и басовую.
- Ты все правильно поняла! Для расширения диапазона звучания в начале 20 века, по предложению мастером Сергеем Федоровичем Буровым была создана четырехструнная домра с квинтовым строем! Идея ее создания принадлежала самому известному домристу того времени и, по совместительству, дирижеру оркестра русских народных инструментов Григория Павловича Любимова. Он был организатором первого квартета домр и ансамбля народной песни, состоящего из домристов и певцов. Четырехструнная домра нашла свое место в этом квартете, но не снискала всеобщую популярность, поэтому о ней забыли, вернувшись к привычной, трехструнной.
- А дальше что?
- С 20-х годов двадцатого века стали открываться народные отделения при музыкальных школах, училищах, консерваториях для подготовки будущих домристов. С середины 20 века композиторы начали сочинять произведения для домры, и проводится конкурсы среди домристов-виртуозов.
- Они и сейчас проводятся?
- Конечно! По всей России! Русская народная музыка популярна за рубежом, поэтому музыканты-солисты, и ансамбли, и оркестры гастролируют по всему миру.
- Удивительно! Как инструмент, завезенный с татарами в давние времена, смог не только прижиться, но и стать русским!
- Да, история многообразна и уникальна. Русские народные инструменты, как маяки для корабля, являются ориентирами в истории, отражают произошедшие события. Мы должны беречь их и не забывать. Они - наша традиция, наша самобытность, наша культура!