В данной публикации сделана попытка "по горячим следам" оценить геополитические возможности России для защиты своих интересов на Украине после захвата власти "майданом", бегства Януковича и активизации пророссийских сил в Крыму.
Той Украины, которая была до 2014 г., уже никогда не будет. Ситуация кардинально изменилась. Отложенные конфликты и противоречия обозначились во всей своей глубине. Фактически распад СССР для Украины заканчивается лишь сейчас после отделения (пока де-факто) Крыма и новой ситуации в русскоязычных регионах Украины. Также как для Грузии он в значительной степени закончился в 2008 г. Изменения неизбежны и мы можем говорить лишь о вариантах перемен. В данном случае рассматривается только геополитический аспект, хотя он теснейшим образом связан с экономическими, культурными, военными, информационными аспектами.
Угроза стратегическим геополитическим интересам России − главная причина для вмешательства России. Каким Россия желает видеть соседнюю Украину? Дружественное украинское государство, как минимум, не вовлечённого ни в какие военные блоки и военные союзы враждебные России, но лучше имеющее с Россией военный союз и входящее в различные таможенные, экономические и другие интеграционные соглашения на постсоветском пространстве. И, конечно, уважающее русский язык и культуру, не заигрывающее с фашистскими недобитками и не пытающееся оправдывать их преступления.
Если же ситуация, как сейчас, развивается в обратном направлении, т.е. есть риск создания враждебного нам государства, в котором русские преследуются, а бандеровцы получают власть. Если стоит угроза вступления Украины в НАТО и потери нами севастопольской базы, Россия не может не вмешаться.
Очевидно, что те мелкие тактические выгоды, которые могла бы получить Россия, не вмешиваясь в украинские дела, в долгосрочной перспективе не сопоставимы со стратегическими потерями, которые могут привести её (при определённом стечении обстоятельств) к политическому и экономическому кризису. Примеры двух чеченских войн, абхазского и югоосетинского конфликтов дают нам реальной подтверждением этому. Конечно, жаль, что Россия потеряла слишком много времени и слишком поздно серьёзно озаботилась своими интересами на Украине. Если хотя бы часть денег, потраченных на Олимпиаду, была вложена в создание пророссийских структур на Украине в информационную политику, то, возможно, прямого вмешательства можно было избежать.
Рассмотрим теперь отдельные сценарии вмешательства, которые же даёт нам история послевоенных десятилетий. Большинство их можно типологизировать следующим образом:
По поводам вмешательства:
1. Объявление власти захватчиков нелегитимной.
2. Развязывание захватчиками террора и беззакония, правовой хаос.
3. Нарушение новыми правителями прав национальных и религиозных меньшинств страны, акты геноцида.
4. Официальное просьба о введения войск со стороны признаваемых властей другого государства.
5. Угроза дестабилизации международной обстановки, вследствие вступления во враждебный военный блок и (или) вмешательства другой или других враждебных иностранных держав, угрожающих национальным интересам.
Таким образом, поводов для вмешательства у России на сегодняшний день тоже достаточно. Их, по крайней мере, куда больше чем у США, когда они вмешивались в событии в Югославии, Ираке, Афганистане. Имеется нелегитимный режим, имеется угроза русскому и русскоязычному населению, имеются факты террора со стороны "майданщиков" и т.д.
Очевидно, что сегодня Россия скована целым рядом факторов, которые не позволяют ей использовать все имеющиеся ресурсы для установления дружественного режима на Украине. Но есть факторы, которые ей и способствуют. Попробуем обозначить самые главные факторы, способствующие и препятствующие российскому вмешательству.
1. Поддержка "новой власти" Украины со стороны Запада.
2. Поддержка "новой власти" в Киеве со стороны большинства населения Западной Украины.
3. Дерусификация русских жителей Украины и насаждение на Украине на протяжении десятилетий образа врага в отношении России.
4. Возможные политические, дипломатические и экономические санкции против России со стороны Запада.
5. Сохраняющиеся иллюзии в отношении "майдана" у части украинского населения.
6. Отсутствие сильных, хорошо организованных пророссийских общественных организаций на большинстве территорий Украине.
7. Насаждение антироссийской истерии в украинских СМИ.
8. Наличие тысяч хорошо подготовленных боевиков-националистов из западноукраинских регионов.
9. Дискредитация себя режимом Януковича, который рассматривался многими украинцами до последнего времени как пророссийский политик (поэтому косвенно дискредитировал и Россию).
10. Отсутствие чёткой и продуманной стратегии России на постсоветском пространстве.
Вывод, на мой взгляд, заключается в том, что в случае вмешательства факторы способствующие вмешательству достаточно сильны. И вот здесь важно учитывать и форму вмешательства.
По методам вмешательства:
1. Ввод войск, кратковременная оккупация, установления дружественного режима, вывод войск с заключением военного союза и создание военной базы (или баз).
2. Ввод войск, долговременная оккупация, установления дружественного режима, заключение военного союза и создание военной базы (или баз).
3. Военная, политическая, финансовая, информационная поддержка дружественных повстанцев без военного вторжения с перспективой их победы и заключения военного союза.
На сегодня (день, когда пишется данная статья - 04.03.2014) выбрана, на мой взгляд, одна из самых удачных из возможных стратегий вмешательства, учитывающая абхазский и юго-осетинский вариант 2008 года.
1. Установление (без крупного вторжения войск РФ) дружественного режима в Крыму как базы всех пророссийских сил на Украине и примера для других регионов.
2. Переподчинения всех силовых структур Крыма правительству в Симферополе.
3. Проведение референдума и объявление Крыма государственным образованием (можно пока и не государством), имеющим собственную внешнюю политику.
4. Создание сильных пророссийских сил самообороны Крыма при военной поддержке российской армии и блокирование границ полуострова.
Дальнейшие действия России будут во многом определяться ситуацией. Крым захватить в силу его стратегической особенностей у новой власти Киева не получится. Побережье контролируется Черноморским флотом России и новыми ВМС Крыма. Аэродромы уже захвачены. Сухопутная полоска, отделяющая полуостров от новороссийских территорий Украины, уже перекрыта кордонами и, возможно, будет ещё усилена российскими войсками. Экономическое удушение Крыма также проблематично, хотя и газ, и другие ресурсы Крым получает через перешеек, но восток Украины вряд ли так легко позволит поставить Крым на колени. Да и газ-то ведь российский. В принципе, наладить поставки топлива через Керченский пролив вполне возможно. Необходимо будет вскоре выпускать и крымские деньги или вводить российский рубль. Особое внимание следует уделить крымским татарам, не допустив там подъёма антирусских настроений.
Киев в ближайшее время вряд ли не рискнёт начать вторжение в Крым. А если решится, то успехом оно не увенчается. Более вероятна попытка силовым путём подчинить другие части Юго-Востока Украины. И здесь дело будет зависеть от уровня самоорганизации русскоязычных регионов Украины. Они должны сами, как и Крым, обратиться к России. И в конце концов, своим сопротивлением доказать своё право на помощь. Россия должна помочь вооружённым силам Юго-Востока деньгами, оружием, но пока избегать прямого вмешательства. Хотя ситуация быстро развивается и может быстро измениться.
Западные СМИ сегодня мучительно ищут картинки военных действий российской армии на Украине. Им надо запугать своего обывателя русским медведем, а показывать пока страшные картинки не получается. Значит надо быть готовыми к провокациям. Скоро бесчинства майдановцев будут выдавать за беспредел пророссийских структур Крыма и Юго-Востока Украины и русских солдат. Вспомним, как это было в Югославии, когда зверства албанцев "на голубом глазу" выдавали за бесчинства сербов.
Запад не решится предпринять военные действия против России, и воевать за Украину не станет. Тем более, что Россия является важным партнёром США по Сирии и Ирану. Вместе с тем, предпринять серьёзные меры против России экономического и дипломатического характера, а также расширить различные дискриминационные списки Магницкого против российских чиновников, предприятий, банков. Горячие головы американских ястребов предлагают принять немедленно Украину и Грузию в НАТО, но пока вероятность таких решений мала.
Полная оккупация Украины на сегодняшний день для России несёт слишком большие негативные риски и последствия. Она просто бессмысленна и создаст риск осложнения отношений между русскими и украинцами. На это Россия не пойдёт. Большие потери армии в западных регионах, террористические акты, серьёзные экономические санкции Запада, необходимость вкладывать огромные деньги в украинскую экономику, решать колоссальные социально-экономические проблемы неизбежно сделают это непопулярным. Всё это приведёт к падению курса рубля и резкому ухудшению уровня жизни граждан России, ухудшит общеполитическую ситуацию в стране, её внешнеполитическое реноме. Но ограниченное вмешательство (прежде всего, в Крыму) представляется необходимым и приемлемым с точки зрения рисков. Оно вполне приемлемо также с исторической и моральной точек зрения, и такое решение будет поддержано абсолютным большинством населения. Варианты этого вмешательства уже обозначены Россией и проходят пока вполне разумно и осторожно.