Лучше других об истории завода могут рассказать только его ветераны, для которых завод был втором домом. Поэтому дадим им слово.
Вакулов Е.А. - Бывший начальник отдела ОИТ
В середине 80-х годов 20 столетия в МПС (Министерство Путей Сообщения) СССР было принято решение создать на вагоноремонтных заводах министерства автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП) - комплекс программных, технических, информационных, организационно-технологических средств и действий квалифицированного персонала, предназначенный для решения задач планирования и управления различными видами деятельности предприятия.
В 1986 году приказом директора завода Тишина В.П. был образован отдел АСУП, а его начальником назначен заместитель главного конструктора Сысоев Александр Анатольевич, как специалист конструктор очень грамотный, знающий производство, с желанием осваивающий все новое, передовое. Его задачей было подбор кадров в отдел, подготовка, помещения для сотрудников, машинного зала, где должна быть установлена ЭВМ, а также подготовка НСИ (нормативно-справочной информации): кодировка деталей вагонов, подразделений завода и прочая работа по подготовки информации, которая необходима для ввода в ЭВМ. Сама ЭВМ модель СМ - 1420 производства Болгарии закупалась централизовано главным управлением МПС по ремонту вагонов, которое называлось также как и сейчас - "Вагонреммаш", или как сокращенно говорили - Главк и поступила к нам в завод значительно позже - в 1989 г. Сама вычислительная машина собиралась из отдельных стоек, занимала довольно большое помещение, программы и данные вводились в оперативную память ЭВМ с магнитных лент на, которые информация набивалась операторами на отдельных устройствах похожих на ленточные магнитофоны. Весь процесс обработки и подготовки информации к расчету на ЭВМ должен был происходить днем, а ввод ее в вычислительную машину и обработка данных ночью, а утром результаты расчета должны распечатываться на бумагу и выдаваться в соответствующие подразделения завода. Вот, коротко, так должен был работать отдел АСУП. Штат отдела подразумевал 35 человек, но этот штат сотрудников так и остался на бумаге, в реальности состав отдела составлял 8 -10 человек, да таким практически и остался до нашего времени.
Первыми сотрудниками отдела АСУП стали инженер завода Лунев Юрий Иванович (ныне покойный), я- Вакулов Евгений Андреевич до перехода в отдел работал ст. мастером колесного цеха, Краснова Ольга Павловна, пришла к нам из отдела АСУП завода "Ревтруд", она имела опыт работы в подобном отделе, там АСУП функционировал уже несколько лет. Своих специалистов, таких как программисты, электронщики, операторы ЭВМ мы в заводе не могли найти, не было у нас в штате завода, до создания отдела АСУП, таких специальностей, поэтому приходилось искать людей на стороне. Позже к нам присоединились такие специалисты как программист Акимов Михаил Константинович, он до поступления на завод имел опыт работы с ЭВМ на других заводах, из завода "Ревтруд" к нам пришли еще два программиста - Коновалова Лидия Григорьевна и Сайковская Надежда Евгеньевна, электронщиками по обслуживанию ЭВМ были приняты Ларин Сергей (отчество не помню), позже он уволился и уехал в другой город, и Новиков Сергей Николаевич, операторами подготовки данных на магнитных носителях работали Харсова Ирина Валентиновна и Калмыкова Елена, сейчас они обе трудятся в отделе Управления персоналом, все были молоды, активны, горели желанием работать, это был первый состав отдела, потом в разное время приходили и уходили другие люди, но они начинали, делали первые шаги в этом новом для завода деле. Вот таким составом мы начинали создавать систему АСУП, осваивать ЭВМ. Конечно, наш главк "Вагонреммаш" не бросал нас на произвол и не пускал все дело на самотек, вся наша работа контролировалась из Москвы, мы отчитывались за проделанную работу, но с нас не только спрашивали, но и помогали, посылали на учебу в специализированные, занимающиеся разработкой и внедрением систем АСУП, организации ПКТБ (проектно-технологические бюро) в г. Киеве и Москве. Специалисты из этих ПКТБ часто приезжали к нам на завод и здесь помогали в решении различных вопросов по внедрению в производство системы АСУП.
Но, автоматизированной системе на базе ЭВМ СМ-1420 не суждено было воплотиться в действие по нескольким причинам. Одна из них - персональные компьютеры, которые в начале 90-х годов уже довольно прочно вошли в жизнь и в нашей стране и подобные системы строились на ПК, а это было намного эффективней, чем использовать громоздкую ЭВМ типа СМ-1420, которая по своей производительности уступала даже тем компьютерам, которые были в то время, и требовала больших ресурсов на свое содержание. А вторая причина - это развал СССР, из Киева к нам перестали приезжать специалисты, да и само ПКТБ практически развалилось. Все их специалисты украинцы еврейской национальности разъехались по миру и некому стало заниматься внедрением АСУП на заводах. (Это из текста можно удалить!).
В конце 80-х или в начале 90-х (точно не помню) на завод приехал новый главный инженер Сыровец Михаил Григорьевич и главный бухгалтер Черкасова Тамара Александровна. Они были заинтересованы в продвижении автоматизированной системы. Главного бухгалтера , конечно больше интересовала автоматизация бухгалтерских расчетов: от расчета заработной платы до получения баланса предприятия, а главный инженер был сторонник автоматизации вообще всего. Вот они и приняли решение, продать большую ЭВМ СМ -1420 (продали в Мичуринск на локомотиворемонтный завод, они уже достаточно сильно использовали СМ-1420 и им вторая машина была нужна, они купили ее с удовольствием) и купить персональные компьютеры.
В 1992 летом первые пять компьютеров были приобретены, эти компьютеры по своей производительности не могут тягаться с современными, но для решения бухгалтерских задач подходили. Было решено начинать автоматизацию бухгалтерии с расчета заработной платы и кадров, так как они информационно связаны. Приобрели в городе Тольятти программу, которая уже работала на заводе "Ревтруд", главный бухгалтер ее выбирала сама, смотрела все функции, как она работает, какие данные получаются в результате расчета, и т.д. Было принято решение приобрести эту программу и внедрять ее на нашем предприятии. Я слетал в город Тольятти (тогда еще из Тамбова самолеты летали не только в Москву), заключил договор с разработчиками программы и на дискетках, тогда еще не было Интернета, флешек, CD дисков, а были только дискетки, о которые сейчас все уже забыли, привез программу в завод. Установили ее на компьютер и наши программисты и бухгалтера расчетной части начали ее осваивать. Конечно, внедрение программы "Учет Труда и Заработной платы" проходил достаточно трудно, потому что никто из бухгалтеров компьютер в глаза не видел, надо было научить их работать на этой технике от включения компа до запуска программы и работы в ней. Обучение бухгалтеров, да и не только бухгалтеров, всех кому позже пришлось работать на компьютерах - это отдельная история, но бухгалтерия была первая, и им было трудно. Но постепенно все трудности были преодолены, и дело стало продвигаться довольно быстро. Хочется особо отметить заслугу по внедрении и освоению программы начальника расчетного отдела бухгалтера Обухову Наталью Ивановну и программиста отдела АСУП Коновалову Лидию Григорьевну. Они на своих плечах несли основную нагрузку и по обучению персонала, и отработки самой программы. Начинали сначала с более легкого - с повременной зарплаты, а потом, постепенно цех за цехом все виды оплаты труда: и сдельную, и ночные и прочие. Эта программа использовалась до конца 90-х годов, хорошая была программа, работала на слабых компьютерах, но работала быстро, легко, бухгалтера были очень довольны ей. Но и ее время прошло. Компьютеры стали быстрее, мощнее, их стали объединять в сети, что дало совсем другие возможности для внедрения компьютерных систем и потребовались совсем другие программы с новыми возможностями, и руководством было принято решение на приобретение программного комплекса "1С: 7.7 Предприятие". На то время это была одна из самых передовых платформ, на которых строились системы управления предприятием, она и сейчас остается такой. 1С была хороша тем, что является Российской разработкой, с хорошей технической поддержкой и внедряется довольно легко, по сравнением с другими "буржуинскими" системами.
На основании этой программы нашими и сторонними программистами (мы их тоже привлекали) были реализованы и другие бухгалтерские задачи: "Учет материалов", "Основные фонды", "Касса и банк", "Расчет себестоимости" и другие. Эти задачи для бухгалтерии решали программисты отдела АСУП Сайковская Н.Е., Каширских В.А., Акимов М.К. Также нашими программистами разрабатывались программы для других служб завода: ПДО, ОМТС, ОВК, ПЭО и других. В каждом отдел, для которых разрабатывались программы, были люди, которые с желанием, не считаясь со своим временем, продвигали в своем отделе автоматизацию. В ПДО это зам. Начальника отдела Сидоренко А.Г. (ныне покойный), в ПЭО начальник отдела Курганова В.А., в бухгалтерии Зотова В.А., Сарычева Е.А. и другие. Не отставали от экономических и финансовых служб и работники инженерной службы. Для конструкторов и технологов была приобретена программа "Компас-График", которая сделала революцию в работе конструкторов, они забыли как чертить старым способом- карандашом на бумаге с использованием кульмана. Все чертежи и расчеты теперь они делают только на компьютере с использованием этой программы, этих людей не надо было уговаривать пересесть за компьютер и освоить программу, они это сделали с удовольствием.
С момента входа завода в структуру АО "Вагонреммаш" для завода началась новая эра по автоматизации всех производственных процессов. Руководством АО "Вагонреммаш", с целью более эффективного управления холдингом, было принято решение перевести все заводы на единую программную платформу тоже 1С, но более новую последнюю версию программы - 1С: Предприятие 8.0. Перевод заводов и самой управляющей структуры на новую общую платформу с единой информационной базой проходил трудно, но благодаря общим усилиям и специалистам отдела АСУП, теперь называется ОИТ, АО "Вагонреммаш", специалистам всех служб нашего завода и других заводов "Вагонреммаш", руководителям всех рангов эта система АСУП, которую внедряли много лет, работает и развивается в полном объеме и без нее, теперь, не обойтись.
Сейчас отдел ОИТ (бывший АСУП) на половину обновился, пришли другие руководители и специалисты, которые развивают систему, обновляют ее, внедряют новые информационные технологии, а предприятие от этого только выигрывает. Хотелось бы, чтобы нашелся экономист, который посчитал бы тот экономический эффект от внедрения новых информационных технологий, хотелось бы сравнить, как работал завод до внедрения АСУП и сейчас, когда система работает в полную силу.
Коновалова Лидия Григорьевна - программист ОАУП
В 1986 году на заводе организуется отдел "Автоматизированных систем управления производством". В распоряжении отдела был управляющий вычислительный комплекс СМ-1420. Отдел подчинялся заместителю директора завода по производству. Особых успехов во внедрении задач по управлению производством достигнуто не было.
В 1991 году по указанию ЦТВР был приобретен первый компьютер для внедрения задачи работы с кадрами. Задача называлась "Учет кадровой деятельности".
Внедрением этой задачи занимались программист ОАСУП О.П Краснова и ст. инженер ОК З. Е. Попова. По приезду на завод нового главного инженера отдел ОАСУП в его непосредственное подчинение. Работой отдела стали интересоваться. В это время в отрасли на многих заводах были достигнуты огромные успехи. Так в вагонной отрасли широко пропагандировался опыт Гомельского ВРЗ, обеспечивавшего с помощью автоматизированной системы управления производством ритмичность работы первой декады месяца на уровне 33 % месячного плана. Опыт практического применения АСУП был изучен руководителями вагоноремонтных заводов на специальном отраслевом совещании в г. Гомеле на ВРЗ.
На нашем заводе с предложением распространения опыта расширения применения работы компьютеров выступила гл. бухгалтер завода Т.А. Черкасова. Её предложение активно поддержал главный инженер завода М. Г Сыровец. Вместе с Е.А. Вакуловым, Т.А. Черкасова и М.Г. Сыровец посетили завод "Ревтруд". Внимательно изучили опыт работы бухгалтерии завода и пришли к выводу применить у себя внедрение задачи "Учет труда и заработной платы". С учетом уровня участников, никаких проблем с приобретением компьютеров не было. Идейным вдохновителем внедрения задачи был главный инженер завода М.Г. Сыровец. Постановщиком задачи стала Т.А. Черкасова. Непосредственным внедрением стали заниматься программист отдела АСУП Л.Г. Коновалова и руководитель расчетной группы Н.И. Обухова. В сентябре 1992 г. была насчитана зарплата первым нескольким подразделениям завода. К концу года все остальные подразделения были переведены на автоматический расчет зарплаты. Первым, кто оценил новую систему расчета зарплаты, стал председатель профкома С. Б. Духовских. Он организовал сбор заявлений на удержание профсоюзных взносов через новую систему расчета зарплаты.
В 1993 г была внедрена задача "Учет материальных средств и производства". Этим занималась с бухгалтерами материальной группы Сайковская Н.Е.. Далее процесс применения компьютеров на заводе получил распространение. Компьютер попросили технологи. Инициатором стал заместитель главного технолога А.Ю. Плескачев. В.В. Бабичев, инженер -конструктор первой категории, уговорил главного инженера купить графопостроитель. Далее пошли другие задачи под управлением операционной системы DОS.
По истечению примерно 10 лет (начиная с 2002 года) решение задач под управлением ОС DOS не стало удовлетворять требованиям времени и отделу АСУП пришлось все эти задачи переводить под управление операционной системы WINDOWS. На платформу 1С: Предприятие версии 7.0 были переведены все раннее действующие задачи и дополнительно разработаны новые. В 2010 году было решено собрать все действующие задачи в единый комплекс на базе "1С: Предприятие" версии 8.0
Мещеряков Александр Юрьевич- инженер- конструктор
В 1974 году я окончил среднее профессионально-техническое училище (ГПТУ-7), где получил среднее образование и специальность токаря-универсала 4-го разряда. Сразу же поступил в Тамбовский институт химического машиностроения на технологический факультет для обучения по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты".
В начале 1979 г. на факультете проводилось предварительное распределение. Распределение проходило по бальной системе - средний балл+ баллы за общественную работу. Учился я на "хорошо" и все пять лет был старостой группы. Поэтому с баллами у меня все было в порядке. В комиссии мне было предложено для работы три завода: Ростовский вертолетостроительный, Рязанский станкостроительный и Воронежский станкостроительный, где я проходил конструкторско-технологическую и преддипломную практику. По семейным обстоятельствам мне необходимо было трудоустроиться в Тамбове. Но было сказано, что в Тамбове мест нет , на что куратор нашей группы возразил и сказал что есть место мастером на Тамбовском вагоноремонтном заводе. В аудитории все оживились и даже кто-то сказал:- "Ну, какой это завод? Это просто мастерские и что там ему делать?!" Несмотря на такую реакцию комиссии, я выразил желание идти работать на ТВРЗ (о чем впоследствии ни разу не пожалел). После защиты диплома и непродолжительного отдыха в конце августа, я прибыл на завод.
В отделе кадров меня встретил Измайлов Леонид Галактионович. Он рассказал о заводе, о том, что на заводе проводится реконструкция, строятся новые цеха, есть дефицит специалистов с высшим образованием. Рассказал о начальнике заводе Волкове В.В., о том, что он грамотный руководитель, ценит и привлекает на завод молодые кадры. Затем мы с ним прошли в приемную директора, где после беседы было подтверждено, что я буду работать мастером в новом механо - комплектовочном цехе на токарно-сверлильном участке. После чего был вызван и.о. начальника цеха, который провел меня в цех и показал, где я буду работать. Пока я шел с ним до цеха через вагоносборочный цех Љ1 и рамно-кузовной цех у меня, проходившего практику на заводе "Тамбовполимермаш", Тамбовском машиностроительном и Воронежском станкостроительном заводах, создалось впечатление какой-то неухоженности. Везде был мусор, копоть и дым от газорезательной аппаратуры, грязные полы... Все это оставило неприятный осадок. Но когда пришли в мой новый механо - комплектовочный цех, все это как-то улетучилось. Цех был светлый, с быстроходным мостовым краном, с правильными рядами металлорежущих станков. Одним словом цех мне понравился. Это уже спустя время пришло понимание специфики производства ремонтного предприятия, но сомнения в выборе места моей работы даже не возникло.
После оформления на работу я приступил к исполнению служебных обязанностей. Мне немного не повезло в том, что накануне моего прихода, уволилась мастер этого участка. Передать свои знания и опыт было некому, поэтому я не прошел должной стажировки, и поначалу мне было трудновато. Но в цехе было много хороших работников, которые приняли меня по-доброму. Это и работники участка, и работники конторы цеха. На все вопросы я получал исчерпывающие ответы. Они вовремя направляли и наставляли меня где, что и когда надо делать ( во многом это относилось к работе с документацией). На участке наряду с опытными станочниками работала молодежь, окончившая в этом же году ПТУ-12. С ними, пожалуй, было хлопотнее всего. Но благодаря тому, что я сам закончил ГПТУ по специальности токарь, мне было проще. Я мог помочь настроить станок, объяснить, как лучше обработать деталь, какой инструмент применить. Благо возрастной порог был не большим.
Наш цех изготовлял детали необходимые для сборки вагонов. График был напряженным, поэтому к нам в цех иногда захаживал начальник завода Волков В.В.. Обычно к нему подходил начальник цеха или старший мастер. Но иногда их не было, он подзывал к себе кого-нибудь из мастеров и отмечал какая продукция на данный момент Љ1, а что можно притормозить и всякий раз настоятельно требовал соблюдения порядка и чистоты на рабочих местах. Бывали случаи, когда он приходил в цех повторно и проверял выполнение того о чем говорил ранее.
В цехе я проработал 3 месяца, но мне хотелось поработать непосредственно по специальности - конструктором, т.к. еще на 4-м курсе обучения я выбрал именно эту специализацию.
На завод я пришел в юбилейный год - 4 ноября заводу исполнилось 80 лет. В цехе, поэтому поводу было проведено собрание, а в ДК "Знамя Труда" был торжественный вечер, где чествовали передовиков, в том числе и из нашего цеха и моего участка. Это было очень приятно.
В начале декабря я был переведен на работу в отдел главного конструктора.
Так уж получилось, что в ОГК я начал работу в должности технолога, выполняя работу конструктора. Но это было недолго, и вскоре был оформлен на должность конструктора. Здесь в ОГК я проработал всю свою производственную жизнь, вплоть до увольнения на заслуженный отдых. Когда я пришел в отдел, возглавлял его Свиридов Сергей Алексеевич. Я был введен в состав группы по механизации и автоматизации производственных процессов.
Хочу отметить доброжелательную атмосферу отдела. Несмотря на то, что у меня был руководитель группы, который являлся главным моим наставником, я мог по-любому вопросу обратиться к кому хотел и получить необходимую помощь или консультацию. Иногда кто-то сам предлагал свою помощь. Это относилось не только к молодым специалистам, но и к работникам с большим стажем работы.
Еще хочу отметить такую традицию, которая, на мой взгляд, была очень правильной. Когда приходила молодежь после техникума или школьной скамьи (их принимали чертежниками), то проработав какое-то время, им ненавязчиво предлагалось, повысить свой уровень образования. Они поступали в техникум или институт. Таким образом, подготавливались в отдел "свои" будущие специалисты. Обучение они, как правило, проходили на вечерней форме обучения иногда заочно. В отделе им всегда оказывалась необходимая помощь, как в учебном процессе так и во время сдачи зачетов, выполнения курсовых работ и т.д.. Работая в ОГК и одновременно обучаясь, приобретался опыт, квалификация.
Я, также работая в ОГК, постепенно приобретал новые знания и опыт работы непосредственно применяемых на нашем заводе. Если в начале работы иногда появлялись сомнения - а получится, а справлюсь? То спустя годы вопрос уже стоял иначе - как сделать надежно, удобно, безопасно в эксплуатации, ремонтопригодным и с наименьшими затратами. Примеряя, сказанное на себя, могу сказать, чтобы стать хорошим конструктором надо лет 8-10, при этом постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием.
За время работы в ОГК мне приходилось иногда временно исполнять обязанности заместителя главного конструктора. Получалось. Руководством даже предлагалось работать в этой должности. Но я по жизни был конструктором и был твердо убежден, что надо делать ту работу, которую хорошо знаешь, любишь, хорошо делаешь. Правда это не всегда находит понимание у окружающих и руководства. Считаю, что высшей наградой за хорошую работу есть благодарность простых работяг за выполненную работу, которая облегчила их труд, сделала его более безопасным и производительным, повысило качество выпускаемой продукции. Это дорогого стоит, помнится долго, в этом черпаешь новые силы для дальнейшей работы.
Как я отмечал ранее, поступил я на завод при Волкове В.В.. Шла очередная реконструкция завода. При нем был реконструирован и расширен литейный цех, где вместо вагранки были установлены и введены в эксплуатацию две электрических сталеплавильных печи ДСП-1,5. Был построен новый механокомплектовочный цех (МКЦ) в котором я начал свой трудовой путь. Начался строиться второй корпус МКЦ.
На тот момент основной ремонт приходился на вагоны АРВ - автономные рефрижераторные вагоны производства ГДР. Так же в заводе ремонтировались молочные цистерны, живорыбные вагоны, винные, для перевозки штучных грузов. Какое-то время ремонтировались 5-ти вагонные рефрижераторные секции производства ГДР, эндокринные вагоны.
Проработал Волков В.В. на заводе при мне 3-4 года, а потом был переведен на работу в Днепропетровск. После него завод возглавил Тишин В.П., который был переведен к нам с Мичуринского локомотиворемонтного завода.
При нем продолжалась реконструкция завода. Был достроен второй корпус МКЦ, построен цех ремонта холодильно-отопительных установок вагона АРВ, цех пассажирских вагонов, в котором сейчас обрабатывается корпус буксы для грузовых вагонов. При Тишине на заводе впервые была освоена технология ремонта резьбовой части грузовой оси РУ-1Ш, а именно наплавка под слоем флюса и последующая нарезка новой резьбы. Был создан участок ремонта коленчатых и распределительных валов дизель-генераторных агрегатов вагонов АРВ методом напыления.
Главным инженером при Волкове и Тишине на заводе работал Барков В.В., которого после ухода на пенсию сменил сначала Малик О.Е., а затем Сыровец М.Г..
В стране наступили большие перемены. Это и перестройка и развал СССР и приватизация предприятий. Настали трудные времена для многих предприятий. Не обошли эти события и наш завод. Появились сложности с заказами, финансовые трудности. Во многих случаях расчеты между предприятиями проводились по бартеру и взаимным зачетам, но несмотря, ни на что завод жил, хотя было очень трудно.
С распадом СССР завод прекратил ремонт основной продукции -вагонов АРВ. Взамен стали брать в ремонт 5-ти вагонные рефрижераторные секции Брянского машиностроительного завода и нефтеналивные цистерны. Благо, что главный инженер завода Сыровец М.Г. до назначения на наш завод работал директором Кизыл-арватского вагоноремонтного завода, который ремонтировал нефтеналивные цистерны. Он хорошо знал это производство и нам очень помогли его знания и опыт. Был построен участок пропарки, очистки и обмывки нефтеналивных цистерн, с системой локальных очистительных сооружений. Сначала был освоен ремонт 4-х осных нефтеналивных цистерн, а затем и 8-ми осных. 8-ми осные цистерны вызывали сложности в ремонте из-за соединительной балки, которую после наплавки подпятника и 2-х пятниковых мест не было возможности механической обработки этих мест. Не было подходящего оборудования.
Первое время эту работу делали на заводе опытных машин института "ВНИРТМАШ" в г. Тамбове. Это было долго по времени, дорого, еще и перевозка. В итоге не рентабельно. Перед нашим отделом была поставлена задача по возможности решить этот вопрос. Параллельно велась работа с Рязанским станкостроительным заводом и кафедрой "технологии машиностроения, металлорежущих станков и инструментов" ТИХМа, но они нам можно сказать не помогли. Наш отдел в сотрудничестве с отделом главного технолога решил эту проблему. Балку стали обрабатывать на горизонтально-расточном станке, который был совершенно не предназначен для обработки таких габаритных и тяжелых деталей. Нашим отделом была разработана специальная технологическая оснастка, которая позволила разгрузить стол станка. Был спроектирован и изготовлен специальный план-суппорт.
Вопрос по обработке соединительной балки был решен и мы освоили ремонт 8-ми осных цистерн. Хотя многие не верили и сомневались в успехе дела. Даже сотрудники кафедры ТИХМа отметили, что мы сделали все правильно, т.к. другого пути не было вообще.
Трудностей с заказами и привлечением в ремонт вагонов не стало меньше. Во многом благодаря главному инженеру завода Сыровцу М.Г. было принято решение взять в ремонт почтово-багажный вагон, а ведь до этого завод ремонтировал только грузовые вагоны. Конечно, трудно было. Дело то было совсем новое, было много проблем, но все получилось. Затем был первый пассажирский плацкартный вагон и тоже все получилось. Завод не стоял на месте, а хоть и с трудностями, но осваивал новый вид ремонта, о чем раньше и не думалось.
Хотелось бы отметить, что все новые начинания находили поддержку и участие начальника завода Тишина В.П..
Когда началась повальная вероломная приватизация и акционирование предприятий, многие заводы столкнулись с большими проблемами. Одни работали в полсилы, другие останавливались или совсем закрывались. Работников сокращали, распускали или переводили на не полные рабочие недели. Не обошла такая участь и наш завод. Нам так же свыше настоятельно предлагали акционировать предприятие, обещая большие выгоды от этого. Только благодаря Тишину В.П. этого не произошло. Во всех цехах и подразделениях завода были проведены собрания, где обсуждался этот вопрос. Было принято решение по приезде представителей, которые ратовали за акционирование, провести конференцию в ДК "Знамя труда" с работниками всех подразделений завода.
На конференции нам обещали и процветание, и дивиденды и развитие. Но на заводе к этому времени работали люди, которые уже пережили похожие предложения на других предприятиях города и пришли на завод, потому что он работал и был привлекательным для трудоустройства. Представителям (гостям) задавались конкретные вопросы, выслушивали их ответы, а в обратную им рассказывали через что пришлось пройти и что пережить на других предприятиях. В результате решение коллектива на предложение об акционировании было отрицательным, и завод оставили в покое.
ТВРЗ продолжал работать, выпускать продукцию, а работники получать зарплату. Здесь особо надо отметить большую заслугу начальника завода Тишина В.П. и главного инженера Сыровца М.Г. еще и в том, что был сохранен кадровый состав в цехах и подразделениях, ИТР завода.
Еще бы хотелось отметить Тишина В.П. в вопросе отношения к работникам завода (на своем примере). У нас случилась большая неприятность. Дом, где мы проживали, был 1906 года постройки. Он начал интенсивно разрушаться. Мы заказали проект на ремонт дома в институте "Тамбовгражданпроект". Проект стоил дорого, но мы все-таки его выкупили. На сам ремонт денег не было, а комплексный капитальный ремонт надо было делать срочно. Я записался на прием к Тишину, где объяснил ситуацию. Владимир Панкратович внимательно выслушал меня, посмотрел проект, расспросил обо всем, спросил какой у меня оклад и распорядился оказать мне материальную помощь в размере половины оклада. Это было очень неожиданно, так как мне говорили, что на заводе трудное финансовое положение и вряд ли завод окажет помощь. Благодаря пониманию и участию начальника завода дом мы отремонтировали.
Приближался 100 -летний юбилей завода. Несмотря на финансовые трудности, было решено провести к празднику реэкспозицию в нашем заводском музее. Предполагалось пригласить гостей на юбилей и хотелось достойно представить историю нашего завода и наши достижения. Начальник завода и главный инженер поручили нашему отделу проектирование экспозиций музея и помогали нам всем необходимым. Оформлением и наполнением экспозиций занимались работники областного краеведческого музея, а изготовлением и монтажом работники деревообделочного цеха и модельного участка сталелитейного цеха. Правда, к столетию завода в полном объеме все не удалось сделать, но все равно это уже был современный, обновленный музей.
После 100-летия завода Тишин В.П. перешел работать в отдел стандартизации и сертификации. Незаконченные работы были продолжены новым директором завода Касьяновым В.А..
Касьянов Василий Александрович приступил к работе на заводе в начале декабря 1999 года. Он, так же как и Тишин В.П. был переведен к нам с Мичуринского локомотиворемонтного завода. С его приходом продолжилось развитие завода более высокими темпами.
Василий Александрович казалось, охватил необъятное. За счет реорганизации ряда участков повысилась производительность труда и как результат - завод стал наращивать выпуск вагонов из ремонта. Этому также способствовало повышение дисциплины работников завода, улучшение бытовых условий и культуры производства. В цехах были демонтированы ненужные пристройки, мелкие кладовые, подсобные помещения. Остекление из стеклянных блоков, плохо пропускавших свет, заменено на прозрачные окна. Ремонтировались цеха и участки. В цехах старые полы менялись на мозаичные. Оборудовались новые и ремонтировались старые бытовые помещения. Касьянов генерировал казалось бы нереальные амбициозные задачи. Тем не менее они претворялись в жизнь.
На заводе был освоен капитальный ремонт 2-го объема, а позднее капитально-восстановительный ремонт (КВР). В связи с этим мне вспоминается командировка в 2002 году на Днепропетровский вагоноремонтный завод по изучению КВР, который делался на этом заводе. Была подобрана группа из шести человек во главе с главным инженером Мотычко В.А.. Инструктаж был простым - изучить все что нужно и можно было применить это на нашем заводе. Командировка длилась около недели. По возвращении на завод мы были приглашены на явочное совещание руководящего состава завода, где каждый из нас рассказал свое видение решения задач по капитально-восстановительному ремонту вагонов. Нами было предложено изменить организацию и оборудование участков, хранение материалов, учет, складирование и перевозку деталей снимаемых с вагонов, технологию ремонта и организацию труда. Наши предложения были приняты руководством завода и вскоре завод освоил КВР.
Василий Александрович одержимый увеличением выпуска вагонов из ремонта, уменьшением времени нахождения вагона в ремонте, улучшением качества, предложил, как когда то Уваров Василий Васильевич выстроить ремонт вагонов по потоку. Задача была не простая и емкая. Решилась она не быстро. Для этого цех пассажирских вагонов стал цехом разборки вагонов. На месте моечных машин для обмывки вагонов АРВ были построены дробеструйная и окрасочная камеры ( дробеструйно-окрасочный комплекс), в котором вагон очищался от старой краски и сразу же грунтовался. К дробеструйно-окрасочному участку было пристроено отделение, где смонтировали трансбордерную тележку. Бывший дизельный цех, переоборудовали в рамно-кузовной, тут начинались работы по кузову вагона. Был реконструирован малярный участок ВСЦ-1. Вся эта реорганизация позволила значительно увеличить выпуск вагонов. Наряду с ремонтом пассажирских вагонов, завод продолжал ремонт грузовых вагонов. Был построен участок для ремонта старых грузовых тележек и выпуска новых.
Вскоре на завод пришел газ. Сначала на газ перевели котлы энерго-силового цеха, затем все нагревательные печи кузнечно-прессового цеха, а затем и печи обжига литья сталелитейного цеха. Это существенно улучшило экологическую обстановку на заводе.
В моем понимании Касьянов В.А. был грамотным, незаурядным руководителем и еще я бы сказал трудоголиком. Он рано приезжал на завод, поздно заканчивал работу. Знал хорошо цеха завода и людей, работающих в них не только в лицо, но и по имени, отчеству. Мог остановиться, поздороваться, поговорить и расспросить. Он часто захаживал в подразделения заводоуправления, в том числе и наш ОГК. Интересовался, кто над чем работает, мог озвучить какую-нибудь проблему и просил подумать как ее решить. Мне вспоминается случай, когда надо было обрабатывать новые литые рамы боковые для грузовых тележек. Проблема была в том, как обработать поверхности под приклепку фрикционных планок. Василий Александрович собрал в цехе всех специалистов, кто имел возможность что-то предложить. Набралось человек 15-17. Касьянов попросил подумать и предложить способ обработки, и на каком оборудовании, пусть даже это будет какой-то необычный вариант. В результате этого разговора и обсуждения был найден способ обработки проблемного места рамы.
Вообще в своей работе Василий Александрович доверял, ценил и опирался на инженерно-технический персонал. Опять же вспомнилось...
Сложилось так, что на Московский вагоноремонтный завод имени Войтовича нами была отправлена партия букс для грузовых вагонов и среди них несколько оказались с браком. В связи с этим на наш завод вскоре прибыла комиссия, которая определила, что брак периодически давал станок для финишной расточки посадочного места буксы под роликовый подшипник качания. Решение комиссии было суровым - если за 10 суток не устраните причину, по которой станок дает брак, то участок будет закрыт, а оборудование будет передано другому заводу.
Сначала станком занималась производственная служба и объединенная группа ремонтников. Но что-то пошло не так. Подключили наш отдел и отдел главного технолога. Мы проанализировали, что могло быть причиной брака. Затем провели полную ревизию станка, регулировку шпиндельного узла, изготовили новое приспособление для крепления буксы, приспособление для крепления инструмента, добавили новую опцию - подрезку упорного бурта под подшипник. Работали до поздна, но к приезду комиссии все недостатки, которые могли быть причиной брака устранили. Приехавшая комиссия, работала целый день по всему циклу обработки буксы и не выявила недостатков. Вечером того же дня Василий Александрович пригласил в конференц-зал всех работников технических служб.
Сначала выступил руководитель комиссии, который сказал, что был уверен, что участок придется закрыть, но вы устранили причину брака, а раз так, то участок продолжит работу. Было видно, как волновался Касьянов. Он выступил следующим, и очень тепло поблагодарил нас, а комиссии довел до сведения, что на заводе работают хорошие специалисты знающие свое дело и пожелал членам комиссии не только применять репрессивные меры к проверяемым предприятиям, но и помогать им. Не скрою, меня после выступления Василия Александровича, переполняло чувство гордости за нас, за наш завод и за, то как руководители оценивают нас и нашу работу.
Время шло. Завод полностью перешел на ремонт пассажирских вагонов. Выполнялся ремонт вагонов в объеме КР-1,КР-2 и КВР. Необходимо было освоить ремонт более новых вагонов. На пути к этому была поставлена задача освоить ремонт колесных пар с дисковым тормозом, а так же с дисковым тормозом и редуктором от средней части оси. Кто-то вновь сомневался и говорил, что не сможем, т.к. нет нужного оборудования. Но несмотря, ни на что, мы занимались подготовкой необходимой технологической оснастки, доработкой прессов для распрессовки и запрессовки цельнокатаных колес и тормозных дисков. В итоге эта задача была успешно выполнена. Вскоре мы стали ремонтировать пассажирские вагоны на безлюлечных тележках. Был создан участок, где был освоен ремонт и испытание редукторов от средней части оси, создан в МКЦ новый участок по изготовлению тормозных дисков.
Вскоре после этого Касьянов Василий Александрович ушел на заслуженный отдых. Надо отдать ему должное он поднял планку завода очень высоко по производительности труда, по качеству, культуре производства и трудовой дисциплине. Чем создал задел для устойчивой работы завода на будущее.
Теперь по прошествии многих лет, вспоминая скептиков на предварительном распределении, я могу твердо сказать мой выбор был правильным. Завод, не смотря на трудные периоды, никогда не останавливался, а наоборот, преодолевая трудности, всегда совершенствовался и развивался. Я благодарен судьбе, что все время работал на ставшем для меня родным заводе. Можно сказать, он стал для меня вторым домом. Мне не стыдно оглянуться назад. Много было сделано и в этом есть частичка моего труда...
Юрий Викторович Степанов - потомственный железнодорожник, инженер по подготовке кадров, поэт, Почетный железнодорожник(1997г.).
Напомню кой - что о былом.
Сто восемнадцать лет заводу,
Не буду попусту лить воду,
Хочу назвать я то, что было,
Теперь, увы, ушло, уплыло.
Кульман, ватман, калька, тушь,
Все ушло в такую глушь,
Рейсшина, ластик, карандаш,
Компьютер принял опыт Ваш.
Хлебопекарня, магазин,
Для них был тоже, путь един,
Хлебозаводы город строил,
Чем рост продукции освоил,
С ВСЦ первого начать,
Гудроноварку отмечать,
Здесь серьезным было зло,
С пожарами, просто "везло".
Что ни неделя, то пожар,
Будил пожарный огонь, жар,
Вагоном нужен был гудрон,
Хоть нёс заводу он урон.
Гвоздодёр, кувалда, лом,
В ЦПВ был им приём,
Металл, дерево снимали,
Ремонт нужен, понимали.
В три смены колёсный во всю шуровал,
И стружки отходы, был, просто, завал,
Дробилку, её, чтоб мельчить, применяли,
И вид для отгрузки совсем не меняли.
Бандажные шли, спицевые колёса,
И жизнь им давать, отметали вопросы,
А горны на угле центра нагревали,
От них копоть, дым в помещении бывали.
Вагранки, конверторы в сталелитейном,
В конверторы шёл по трубе кислород
И выбросы газов чудовищны были,
У виброрешётки клубы чёрной пыли.
Железнодорожные краны пыхтели,
Котлы на угле кочегарили в теле,
Чтоб пар поступал в паровые машины
И грейфер всегда доходил до вершины.
А кальцезаливка была в МКЦ,
И СЭС посещала с изменой в лице,
Котлы в ЭСЦ уголь, стружку съедали,
Расчёт был простой, чтоб тепла больше дали.
С времён ВОВ и дизель был тоже в работе,
Ему приходилось быть часто в заботе,
Котовск, чрез подстанцию, свет отключал,
А дизель, есть выход, в ответ, отвечал.
Гужтранспорт завод содержал в АТЦ,
Где конюх - водитель, в едином лице,
Дежурным был, смену здравпункту служил
И с вызовом ночью, за кем-то кружил.
Три золотаря находилось в заводе,
У каждого бочка, черпак на подводе,
Позднее ассмашина пришла на завод,
И в этом вопросе ушли от забот.
От проходной в ста метрах баня,
Туда с визитом Маня, Ваня.
Со всей округи приходили,
Связистов даже приводили.
Стрелковый тир в заводе был,
Милиции умерить пыл,
Со всех районов приводили,
Чтобы стволом точнее бдили.
А в КПЦ на угле печи,
Они топились, круглы сутки,
О газе не было и речи,
Перерасход угля не шутки.
И в ОМС уголь рабочим,
Был бункер сделан, между прочим,
Весы отвешивали норму,
Держали идеально форму.
Насосная станция и кислородка,
Имели ограду, охрану свою,
Объекты в войну охранялись сильней,
Теперь же, во многом мы стали вольней.
Был в РМЦ фонтан у цеха,
Здесь разговоры, не до смеха,
Велись тогда о планах только,
Жаль пролетело лет уж столько.
А межцеховые дороги, умора,
Они же из строя летели, так скоро,
Настил - то, был из вагонных досок,
Не думали сыпать в подушку песок.
Газету "Вагонник" завод выпускал,
Пути привлеченья актива искал,
Своя типография тексты стучала,
Работ через край и она не скучала.
И прачечная спецодежду стирала,
Успешно недельную грязь всю сдирала,
Всем прачкам работа была по плечу,
Всё это серьезно, ничуть не шучу.
А контора лесосклада в войну лагерем была,
С войны пленных здесь держали,
Чтоб куда-то не сбежали,
Под охраной жизнь плыла.
А подсобное хозяйство,
Здесь продуктов своё царство,
Овощ, фрукты, зелень, сало,
Молоко, чтоб не скисало.
Всё в столовую, рабочим,
Поставлялось, между прочим,
Цена льготная обеду,
Приближали, чем победу.
И комната женской была гигиены,
Такие я вкратце назвал перемены,
Здесь всё, что назвал, это мизер ведь, факт,
В действительности ведь большим будет акт,
Ремонт АРВ завод быстро освоил,
К себе этим, просто, вниманье утроил,
Компрессор иль дизель, сложны агрегаты,
Рабочие руки - идеи богаты.
Осветить решил вопросы,
Всё здесь не перекосы,
Может, где-то и не сладко,
Жизнь завода шла не гладко.
Можно много вспоминать,
Зачем мысли уминать?
Что-то вспомнил, что-то нет,
Всем горячий мой привет.
Объединили цех и цех,
Не знаю по каким канонам,
Основа, чтобы был успех,
Движенье вверх, не по уклонам.
Шагай завод, не вешай носа,
Не надо зрить на АО косо,
Вагоны ведь стране нужны,
Будьте сплочёны и дружны.
В систему АО нет желанья вникать,
И я не хочу, чтобы кто-то икать,
По жизни начнёт ни с того, ни с сего,
И. как говорится, успехов, всего!!!
Октябрь 2017 года.
В начале 1960 годов подвижной состав Советского Союза начал перевод его с букс подшипников скольжения на буксы с роликовыми подшипниками, с чем и столкнулся коллектив вагоноремонтников.
Так как в колёсном цехе завода в то время не было своего роликового отделения, то процесс ремонта вызвал свои трудности. С вагонов, поступающих в заводской ремонт колёсные пары демонтировались, грузились на железнодорожные платформы и отправлялись в г. Воронеж, где на вагоноремонтном заводе уже было задействовано роликовое отделение. Прошедшие там полное освидетельствование роликовые колёсные пары возвращались на Тамбовский ВР3 для их дальнейшего использования под ремонтируемыми вагонами. Такой процесс явно не устраивал руководителей Тамбовского вагоноремонтного завода и оно обратилось и в МПС и в ЦTВР (Главное Управление) с просьбой о разрешении организации на заводе, на площадях колёсного цеха своегоo роликового отделения. Ответ руководству был дан положительным и завод приступил к осуществлению задуманного.
Колесным цехом была сформирована бригада из 9 человек. В неё вошли в основном работники колёсного цеха. Это Стукалин Н. Н. мастер, Пискарён. П. А., контрольный мастер, Хромов А. Ф. технолог цеха, рабочие цеха Иванов В., Нестратов В., Рожков Ю., Степанов Ю., Белов Н., переведён из РКЦ завода и Власов Г., был принят со стороны.
На декабрь месяц 1963 года названный состав был откомандирован в г. Воронеж, в роликовое отделение для обучения, где Степанову Ю. рекомендовалось освоить непосредственно ремонт самих роликовых подшипников, что он успешно осуществил. Весь декабрь месяц с 7 часов до 16 часов все впитывали, что только могли, одновременно делали эскизные наброски тех или иных приспособлений, способствующих улучшению качества ремонта, а в это время на заводе шла интенсивная работа по строительству на площадях цеха изолированного роликового отделения.
Вернувшись в конце декабря на завод бригада встретилась с руководством отдела главного конструктора и отдела главного технолога для пояснений кое - каких эскизных набросков приспособлений.
Здесь следует отметить добросовестное восприятие и серьёзное отношение к заказам для роликового отделения коллективов ремонтно-механического и инструментального цехов.
Для лучшего усвоения ремонтного цикла, в середине января месяца уже 1964 года, в том же составе бригада была командирована в г. Москву на вагоноремонтный завод им. Войтовича и в рефрижераторное депо Николаевка, вблизи Рижского вокзала, где и там, и там успешно действовали роликовые отделения.
По возвращению со второй командировки бригаде слесарей пришлось освоить и получить допуск к работе с грузоподъёмными механизмами (две кранбалки с тельферами грузоподъёмностью 2 тонны).
Когда бригада слесарей приступила непосредственно к ремонтным операциям, то здесь следует отметить опыт мастера роликового отделения Стукалина Н. Н. в работе с любым мерительным инструментом, применяемым по технологии ( в колёсный цех он пришёл после нескольких лет работы в измерительной лаборатории). Здесь мы столкнулись с необычным приспособлением "Плитками Иогансона". Они позволяют дать точную настройку любому микрометру.
Итак, работа закипела, но в 1965 году коллектив роликового отделения встретился с непредвиденным. На завод стали поступать так называемые "живорыбные вагоны", а их буксы с увеличенным наружным диаметром подшипников 320 мм, при 280 мм диаметра подшипника остального подвижного состава. С подключением отдела главного конструктора были внесены изменения в рабочие чертежи всех необходимых приспособлений.
Роликовое отделение колёсного цеха было лучом света и кто бы, когда бы ни приезжал на завод, первые шаги по заводу начинались с роликового отделения, а оно набирало ход и, наращивая объёмы выпускаемой продукции, обеспечивало колёсными парами и свои, ремонтируемые вагоны, а так же и на линию, и со сменой элементов и нового формирования.
Так как бригада слесарей отделения состояла почти из ровесников, а они уже успели настолько сдружиться, что пять ребят из шести, чувствуя необходимость роста в производстве, поступили на вечернее отделение железнодорожного техникума, успешно его закончили и они действительно прочувствовали всё на себе, так Иванов В. поднялся до начальника ВСЦ Љ1, Нестратов В. до начальника МКЦ, Степанов Ю. занял предложенную ему вновь открытую на заводе должность в отделе главного энергетика - старшего инженера конструктора по вентиляционным установкам, Рожков Ю. по семейным обстоятельствам был вынужден перейти в объединение "ВНИИРТМАШ", где работал зам. начальника одного из цехов. Контрольный мастер Пискарёв П. А. занял должность начальника ДОЦ завода, а Хромов А.Ф. перешёл на преподавательскую работу в Тамбовский железнодорожный техникум. Мастер Стукалин Н. Н. остался верен делу роликового отделения и до ухода на заслуженный отдых продолжал готовить кадры мастеров и для колёсного цеха и для роликового отделения.