Сказочник Нашего Времени : другие произведения.

Театр Имени Кукол

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор: Галина Лапушинская

  Автор: Галина Лапушинская
  
  Название: ТЕАТР ИМЕНИ КУКОЛ
  
  -1-
   Мастер трудился над последней куклой в наборе. Остальные были уже аккуратно завернуты в упаковочную бумагу и разложены по коробкам. Каждая деревянная марионетка, состояла из нескольких скрепленных между собой частей. К рукам, ногам и головам были прикреплены тонкие, почти невидимые, но очень крепкие веревочки, с помощью которых кукловод мог водить марионеток по сцене.
   Партия кукол была стандартной. Первая марионетка - красивая изящная кукла с прямыми черными, как вороново крыло волосами, огромными карими глазами, крупным благородным носом и пухлыми губами была изготовлена для ролей принцесс. Ее платье было сделано ей под стать: пышное, яркое, усыпанное разноцветными блестками.
   Вторая - служанка первой, именно ее и доделывал сейчас кукольник, была простенькой куклой с темно-рыжими волосами, светло-коричневыми глазами и курносым носом, усыпанным веснушками. Ей приготовили одежду, какую носили служанки: не дырявую, но совсем не богатую.
   Следующей была золотоволосая и голубоглазая фея. В отличие от других кукол ей сшили два вида одежды: первый наряд состоял из пышного белого платья, расшитого серебренными звездами и высокой остроконечной шляпы с фатой, а второй был наряд нищенки. Жена кукольника сделала его из старого мешка с крупными заплатами. К нему пришили веревочку так, чтобы в случае необходимости фея могла скидывать с себя грубый плащ прямо на сцене, и он, исчезая в облаках, оставлял бы ее в сияющих одеждах.
   Четвертой куклой был герой всех сказок, жених принцессы - рыцарь или принц, в зависимости от разыгрываемого сюжета. Это была марионетка - мужчина с короткими черными волосами, серыми глазами и прямым носом. Одеждой его был простой камзол из кусочка черного бархата, отороченного белым кружевом. По общему мнению всех членов семьи кукольника, он как нельзя лучше подходил к первой кукле - принцессе.
   И последним, но не менее колоритным героем в этой компании был колдун с пышной белой бородой, мохнатыми бровями и огромной гривой седых волос. Его мантия из черного материала была украшена золотыми звездами. Еще чародею изготовили колдовской колпак и вся семья решила, что он сможет сыграть, как злого колдуна, так и доброго волшебника.
   Наконец на служанке дорисовали последние веснушки и положили подсыхать. Утром кукольник проверил марионеток еще раз и, упаковав их в большую суму, понес в магазин игрушек. Все домочадцы вышли проводить его, так как в каждой кукле была частичка и их труда и души.
   В магазине мастера знали очень хорошо, его марионеток покупали и труппы странствующих артистов, и маленькие детишки. На эту партию тоже был покупатель: хозяин театра, приехавшего накануне в город. Торговец рассчитался с кукольником, и тот отправился восвояси, покупая по дороге гребень жене, сласти детям, а самому маленькому кислых яблочек, так как тот, по никому неведомым причинам, всем конфетам предпочитал именно кислые яблоки.
   Закрыв за ним дверь, хозяин магазина начал распаковывать коробки. Одну за другой вынимал он кукол и раскладывал на прилавке. До этого он даже не удосужился взглянуть на них, так как в каждой партии число марионеток было одинаковым, и он платил определенную цену за набор. Если одна из кукол оказалась бы бракованной, он бы просто заставил мастера сделать ему взамен плохой - две хороших.
   Увидев "принцессу" торговец ахнул в изумлении - это была самая красивая кукла, из когда-либо виденных им. "Рыцарь" тоже получился очень удачным, и его положили рядом с первой марионеткой. Эта пара смотрелась идеально. Хозяин магазина залюбовался было на них, но тут звякнул дверной колокольчик и вошел покупатель. Именно ему и собирался продать торговец этот набор.
   -А, господин Мариус, вот и Вы! - улыбнулся хозяин магазина, и отойдя в сторону показал рукой на кукол. - Ну, как товар?
   Директор театра подошел к прилавку. Он медленно осмотрел каждую марионетку и видимо остался доволен.
   -Беру. С меня, как договаривались 300?
   Торговец сокрушенно закачал головой:
   - Это особенные куклы, мне пришлось заплатить за них больше. Но я решился на это, так как понимал, что таких кукол Вы больше не достанете нигде. Так что 350.
   Немного подумав и почесав подбородок, покупатель сказал,
   -Ладно 350, так 350, но за это включите мне в набор еще и вон ту куклу. Все равно она у вас пылится.
   "Та кукла" - была миниатюрная марионетка с желто-серыми волосами в скромном голубом платье, заляпанном грязью.
   -Но помилуйте, зачем она вам? Мне давно следовало убрать ее с глаз долой. Она без набора и ее никто не покупает.
   -А мне пригодится. Ну, по рукам?
   Торговец ненадолго задумался. Не так чтобы ему было жалко отдавать эту куклу, но раз нашелся желающий ее приобрести, то и отдавать бесплатно не хотелось. Но покупатель стоял на своем.
   -По рукам, - тяжело вздохнув, согласился продавец и упаковал куклу в отдельную коробку.
  -2-
   Всю дорогу до театра в повозке стояла тишина. Господин Мариус не имел привычки думать вслух, а марионетки лежали каждая в своей упаковке, и не могли общаться между собой.
   Когда повозка остановилась, они затаили дыхание. Директор театра спрыгнул на землю, взял коробки и пошел в одну из кибиток, где собралась вся труппа. Только новенькую куклу он распаковал и тихонько спрятал за спину.
   Внутри было тепло и светло, актеры уже давно с нетерпением ждали господина Мариуса. Как только упаковки с марионетками были поставлены на стол, все сгрудились вокруг и открыли коробки - по кибитке пронесся вздох восхищения.
   -О, эта кукла создана специально для меня, - возбужденно закричала Кристиана, одна из актрис, выхватывая из коробки куклу-принцессу.
   Директор еще только увидев набор в магазине, понял, кому какая марионетка достанется, и теперь молча наблюдал за дележом.
   -Посмотрите, - продолжала она, - эта куколка вылитая я. Я назову ее Инфанта. А эта, - она схватила рыцаря - подойдет нашему дорогому Филиппу. Наши куклы составят прекрасную пару, - и с жеманной улыбкой Кристиана протянула марионетку племяннику директора.
   Филиппу сразу же понравилась эта кукла, но он не хотел брать ее первым, и ждал, будут ли еще желающие, однако тут вмешалась Дарси, - самая старшая актриса театра.
   -Кристиана права, не будь таким деликатным и забирай марионетку, Филипп.
   -Ну, а эта, - продолжила Кристиана снисходительно, указывая на куклу-служанку - должна подойти Эльзе.
   Актриса, которую назвали, нерешительно протянула руку и взяла марионетку. Слово Кристианы было для нее законом.
   -Ну что ж, Мариус, - заулыбалась Дарси, - а это видимо нам. Мне, думаю, больше подходит фея. Ну, а Вам достается злой и страшный колдун, - сказала она, протягивая куклу "мага" директору.
   -Да, именно так я и предполагал, - ответил он.
   Довольно повертев колдуна, господин Мариус вдруг отложил его в сторону и пошел в уголок кибитки. Только теперь марионетки заметили, что в самом темном углу сидит худенькая девушка.
   Директор подошел к ней, и вынул из-за спины новую куклу.
   -Это я купил для тебя, Элис.
   Девушка видимо не поверила ему, и не стала протягивать руку, тогда он взял ее маленькую ладошку и вложил в нее марионетку.
   Элис судорожно прижала ее к себе, испугано обвела всех взглядом, а потом вскочила и выбежала из палатки. Вслед ей раздалось презрительное фырканье Кристианы.
   -Замарашка и грубиянка, даже не поблагодарила.
   И тут куклы впервые увидели директора в гневе.
   -Элис не за что меня благодарить, - отчеканивая каждое слово, сказал он - она такой же член нашей труппы, как и ты, Кристиана. Поэтому будь добра относиться к ней повежливей.
   Под сердитым взглядом директора Кристиана стушевалась и замолчала.
   Но вобщем все были довольны. Немного, правда, поворчал колдун, так как он все же считал себя добрым волшебником, а ему все время пытались приписать характер злого колдуна. Да принц с каким-то непонятным ему сожалением проводил новенькую куклу взглядом.
   Чуть позже Филипп вышел прогуляться и увидел недалеко сидящую на пеньке Элис. Она гладила свою марионетку по голове и что-то ей тихо говорила. Юноша направился к ней, но девушка была так поглощена беседой, что заметила его, только когда тень Филиппа упала к ней на руки.
   -Я назвала ее Златинка. - сказала она немного с вызовом, как будто опасалась, что ей не разрешат самой выбрать имя для своей куклы.
   -Мне нравится... А я вот не назвал еще своего. Может, ты мне поможешь?
   Элис недоверчиво улыбнулась и с сомнением покачала головой.
   -Ты надо мной подшучиваешь.
   -Нет, правда, у меня совсем плохо с воображением, ничего не приходит на ум. - Искренне ответил Филипп.
   Элис молча рассматривала принца, а потом сказала:
   -Знаешь, у него очень благородный вид, и мне кажется, что и имя ему нужно подходящее, как рыцарю круглого стола: Ланселот, Гавейн или сам король Артур. Я бы и назвала его Артур. - И девушка тут же смутилась от собственной храбрости.
   Филипп же был изумлен, Элис никогда не говорила за один раз так много, и никто в труппе не подозревал, что она знает что-то о Камелоте.
   -Это хорошая идея, так я его и назову.
   Элис покраснела.
   Почувствовав неловкость хозяйки, Златинка глянула на новоявленного Артура, и заявила:
   -Она самая замечательная хозяйка. Я бы никогда не променяла ее на всяких Кристиан.
   И стала ждать в ответ резких слов, так как Артур и Инфанта были из одного набора, а это тоже самое, что члены одной семьи. Но рыцарь согласно кивнул и ответил:
   -Ты права, твоя девушка нравится мне гораздо больше. Она очень милая.
   Златинка удивленно посмотрела на него и поняла, что он не лжет, и тогда первая искра надежды найти в театре друзей посетила ее сердце.
  -3-
   Следующие три дня после дележа кукол все члены труппы были заняты, так как господин Мариус объявил конкурс на лучшую сказку. Каждый актер со своей марионеткой должен был придумать и рассказать историю, а затем общим числом голосов будет избрана лучшая - для постановки ее с новыми куклами. Теперь каждая пара придумывала свою сказку, и каждый кукловод хотел, чтобы именно его марионетка стала главным героем или героиней. Кристиана была уверена, что только ее история может выиграть конкурс, так как кроме Инфанты играть главную роль больше некому. Элис, напротив, точно знала, что слово "каждый" к ней не относится, и пыталась подавить в себе малейшую надежду на участие своей куклы в спектаклях. Златинка чувствовала все это и подбадривала свою хозяйку как могла, помогая ей осваиваться с ручными и ножными креплениями, и движения марионетки становились все мягче и грациознее.
   Мысли Филиппа, кроме сюжета сказки, были еще заняты Элис. Он наблюдал за ней, в надежде, что она перестанет смотреть так испуганно на мир своими огромными глазами, и станет вновь немного доверять людям. По его мнению лучшим способом освоиться и влиться в коллектив труппы было участие девушки в конкурсе. Директор тоже внимательно следил за ней, и в который раз, видя ее замкнутость, ругал про себя жителей деревни, которые довели ее до такого состояния.
   В свое время, когда труппа проезжала мимо маленькой деревушки, актеры решили дать небольшое представление перед селянами. Директор не участвовал в том спектакле, а стоя недалеко от сцены, наблюдал за площадью. И вдруг его взгляд наткнулся на маленькую худенькую и грязную девочку, она смотрела на сцену с таким восхищением и восторгом, что директору стало даже не по себе, ведь они не играли ничего особенного. Он подозвал к себе одного из жителей и спросил:
   -Скажи, милейший, а кто та девочка?
   -А?... Что? - селянин проследил за взглядом директора, - Эта? - Он презрительно хмыкнул, - Ненормальная Элис.
   -Как это ненормальная?
   По мнению директора в девчушке не было ничего "ненормального" лишь грязь да худоба.
   -Да, ее родители несколько лет назад поселились в деревне, странные, как и она. Грамотные. Все пытались книжки читать. Детей от работы отвлекали, на уроки звали. Ну, мы их книжки то и сожгли. - Радостно рассказывал крестьянин, - Они было обиделись, уехать собирались, а мы и рады были. Да тут, откуда невозмись, на деревню болезнь свалилась, они и померли. А девчушка, жива осталась. Маленькая еще была, да и работала плохо. Все книжки читала, да сказки рассказывала. Ну, да ее быстро отучили приличным людям надоедать... Вот кормим теперь дармоедку, кто одежду даст, кто кусок хлеба.
   Господин Мариус был так поражен равнодушием жителей, что собрал труппу, и, несмотря на уговоры дать еще один спектакль, уехал, но перед этим поговорил с Элис, и она согласилась поехать с ними. Однако девушка почти ничего не говорила, ела с опаской, и держалась в стороне от других. Она не разу не попыталась сыграть что-нибудь, или взять в руки куклу. Когда же он ей предложил поиграть с марионеткой-осликом, который так ей нравился, она испугано убежала. Именно поэтому Мариус купил еще одну куклу, специально для нее. Даже запыленную такую выбрал умышленно, чтобы Элис начала заботиться о ком-то. А то, что Златинка будет симпатичной, было видно даже через слой пыли.
   В труппе к девушке все относились хорошо, за исключением Кристианы и Эльзы, хотя последняя больше в подражание, чем искренне невзлюбила новенькую. И все кроме них надеялись, что вместе со Златинкой Элис сумеет стряхнуть с себя оцепенение и сочинить одну из сказок, которые так любила придумывать раньше.
   Решив воспользоваться конкурсом, как предлогом для сближения отношений, Кристиана подошла к Филиппу за день до общего сбора.
   -Филипп, тебе не кажется, что Артур и Инфанта могли бы составить прекрасную пару. Они ведь созданы специально друг для друга.
   При этих словах Артур поморщился. Он сам для себя решал, кто для кого создан, а Инфанта ему нравилась все меньше и меньше.
   -Да, они прекрасно смотрятся вместе, - ответил Филипп,
   Услышав ответ хозяина, рыцарь, что есть силы наступил ему на ногу, юноша удивленно наклонился, он не помнил, чтобы дергал какие-то веревочки.
   -Я подумала, - обрадовалась Кристиана, - что мы бы могли вместе придумать для них сказку, и соединить их в ней.
   Инфанта наблюдала за лицом Артура, и ей не понравилась его гримаса.
   -Давай не будем торопиться, - ответил Филипп, - пусть каждый придумает свою сказку.
   -Смотри, - пропела Инфанта Артуру, - не остаться бы тебе с этой оборванкой Златинкой. Что она с пыльной полки, что имя у нее, как у фантика.
   -Знаешь, попридержи-ка язык, - рассердился Артур, - она не хуже тебя, да и имя у нее красивое, ей подстать.
   -Дурак ты еще, - фыркнула Инфанта, и они с Кристианой удалились.
   Занятый разговором с куклой, Артур прослушал все, о чем говорили в конце Филипп с девушкой, и не знал, что тот ответил.
   А Элис тем временем сидела недалеко от них на пеньке, и думала, что Кристиана и Филипп прекрасно подходят друг другу, и представление наверняка будет про их кукол. Сама она уже сочинила сказку, хотя знала, что никто никогда ее не услышит. Златинка чувствовала ее настроение, и считала несправделивым, что только она одна знает, какую замечательную сказку придумала хозяйка. А Артур нравился ей все больше, и вовсе необязательно, решила она, что они с Инфантой созданы специально друг для друга.
  -4-
   Наконец наступил долгожданный день, и актеры отправились в кибитку директора. Когда все расселись по своим местам, господин Мариус огляделся и довольно хмыкнул - с каждым была его кукла. Вообще-то говоря, марионеток никто не приглашал на собрание, но им самим было до того интересно, что они разными способами напросились с кукловодами. Одни стали путаться под ногами хозяев, и те решили взять их в последнюю минуту, другие упали прямо перед их выходом на порог, и тоже попали в приглашенные. Артур два дня шептал Филиппу, что было бы неплохо взять его с собой, и тот хотя ничего не услышал, все же решил пойти вместе с ним. А Элис вообще не расставалась со своей Златинкой. В этот вечер она опять сидела в самом темном углу, внимательно все слушая и поглаживая по голове куклу. Ее марионетка настороженно осматривалась вокруг, опасаясь, что кто-нибудь обидит хозяйку.
   -Ну что, - начал господин Мариус, - кто первый?
   -Можно мне, - едва замолчал директор, заговорила Кристиана.
   Дарси недовольно поморщилась, она и так знала, кто начнет, но то, что девочка все время лезла вперед начинало раздражать.
   -Мы слушаем, Кристиана, - кивнул директор.
   -Я думаю, что мастер, делавший кукол, создал их для определенных ролей. Никто не будет спорить, что Инфанта создана быть королевой, или на худой конец принцессой, - кукла согласно кивнула, и важно оглядела других, как будто она и в самом деле была королевой. Златинка лишь покачала головой, а Артур молча отвернулся. Колдун и фея пока были спокойны, а служанка Эльза (хозяйка назвала ее, как и себя), не сводила восхищенного взгляда с Инфанты. - Также, думаю, все согласятся, что Артур самый прекрасный принц из всех принцев, - Кристиана застенчиво улыбнулась Филиппу. - Эльза - это служанка, фея - добрая волшебница, а ваша марионетка, господин Мариус - злой колдун. Следовательно, и сказку нам надо придумывать соответственно этим ролям.
   Спорить с ней не стали, так как почти все так или иначе исходили из этого принципа, кроме Филиппа и Элис, но первый пока молчал, а вторая никому не признавалась, что тоже придумывала сказку.
   -Продолжай, - кивнул директор.
   -Поэтому я предлагаю следующее: в прекрасном замке жила молодая красивая принцесса, у нее давно был жених, принц Артур. Он был словно создан для нее - высокий, умный, храбрый. Они уже собирались пожениться, когда на замок напал злой колдун, и похитил принцессу. Он заточил ее в своей башне и требовал, чтобы она полюбила его, но Инфанта любила только Артура, поэтому она не подчинилась чародею и ждала, когда возлюбленный ее освободит. Принц, приехав за своей невестой в замок, узнал о похищении и отправился к колдуну. По пути он встретил добрую фею, и она помогла ему победить злого волшебника и освободить нареченную. Потом была свадьба, и принц с принцессой стали королем и королевой. Вот, - закончила Кристиана, - получается замечательная сказка.
   -Постой, - спросила Дарси, -а где же служанка? Что она делает в сказке?
   -Странный вопрос, а что делают служанки? Конечно, убирается и подметает в замке, -раздраженно ответила Кристиана.
   -Но ты забыла еще одного героя, - вступил в разговор Филипп.
   Девушка непонимающе огляделась:
   -Кого?
   -Златинку.
   -Что? Но она не была в наборе.
   -А причем здесь набор. - Ответил Филипп, - мы ставим сказку, а не помогаем мастеру делать кукол. У нас шесть марионеток. И все они должны принимать равное участие в спектакле. Кроме того, Элис со Златинкой ничем не уступают нам. Поэтому я настаиваю, чтобы они тоже учавствовали в обсуждение и представлении.
   Кристиана стала оглядываться в поисках поддержки, но все кроме Эльзы молча кивали головами.
   -Правильно, Филипп, я тоже так думаю, - сказал директор, - а ты, Элис, что думаешь ты? Скажи, придумала ли ты сказку для своей Златинки? И понравилась ли тебе история Кристианы?
   -Я... Я немного думала...И, мне кажется, что...Это неинтересная сказка,...она обычная, - запинаясь, тихо пробормотала Элис.
   Кристиана побелела от злости. Она уже собиралась высказать все что думает этой выскочке, как раздался голос Дарси:
   -А что придумала ты, Элис?
   Элис какой-то момент молчала, а потом заговорила, вначале медленно и заикаясь, а потом сказка охватила ее, и она начала рассказывать все быстрее и быстрее, ее голос то повышался, то понижался, когда она говорила от имени разных героев, и даже Кристиана не могла оторваться от ее рассказа.
   Когда она закончила, все в изумлении молчали. Сама сказка была очень необычной, но главное Элис, как будто преобразилась во время рассказа.
   -Вот это да, я хочу играть в этой сказке, - первым заговорил Артур.
   -Да мой мальчик, - ответил волшебник, - и мне нравится, что я не злой колдун.
   -Что же в этой сказке хорошего? - возмутилась Инфанта, - мне не нравится сюжет.
   -А, по-моему, замечательная история, - улыбнулась Фея.
   -Вы просто еще не слышали других ее сказок, - проговорила Златинка, - она рассказывает мне их каждый вечер, шепотом.
   -Нет, мне все это не нравится, - опомнилась в это время и Кристиана, - моя Инфанта не испорченная принцесса, а то что она высокомерна немного, так это нормально, при ее то внешности. Кроме того, кто же будет водить Златинку? Насколько я знаю, Элис и в двух то веревках запутается, марионетку водить, это тебе не сказки придумывать.
   Элис сидела потупившись, она вообще никому не собиралась ничего рассказывать, а теперь было поздно.
   -Я и Филипп ей все покажем, - заступилась за девушку Дарси.
   -Учить? Нас никто не учил, - чуть не закричала Кристиана, - мы ее кормим, а теперь еще учи и играй в ее дурацких сказках.
   Элис очень хотелось убежать, но она пересилила себя и гордо подняла голову, только Златинку прижала к себе покрепче.
   -Все свободны, - спокойно сказал директор, - завтра приступаем к репетиции новой постановки. Дарси и Филипп обучают Элис. Кристиана задержись.
   Все вышли из кибитки кроме господина Мариуса и Кристианы. Никто не знал, что говорил в тот день директор, но актриса вышла от него бледная и осунувшаяся. Однако Златинка считала, что чтобы ей не сказали, этого мало после того, как она обидела Элис.
   Поздно вечером, когда все спали, в кибитку к Златинке забрался Артур.
   -Я пришел извиниться.
   -Но ты то за что, - удивленно спросила Златинка.
   -Мастер сделал нас вместе, но Инфанта какая-то злая и хозяйка у нее такая же. Но я рад, что ты теперь с нами, и Элис тоже, из нас получится прекрасная труппа. Колдун и фея такого же мнения, они передают тебе привет.
   Они еще немного поболтали, и Артур ушел к Филиппу, а Златинка покрепче прижалась к Элис и уснула, ей снилось, как она стоит на подмостках с Артуром, им дарят цветы и хлопают десятки детских ладошек. Сон был так хорош, что она заулыбалась во сне и ее настроение передалось Элис.
  
  -5-
   Наступили дни репетиций. Актеры работали постоянно: группами, поодиночке, парами. Всем хотелось, чтобы первый спектакль с новыми куклами получился как можно лучше. Элис было тяжелее всего, но помощь Дарси и Филиппа, поддержка господина Мариуса, а также полное взаимопонимание со Златинкой помогли ей справиться с работой кукловода. Актеры в течение репетиций придумывали новые эпизоды к сказке и спрашивали мнение Элис. Вначале она высказывалась робко и неуверенно, все еще считая чудом, что именно ее историю приняли к постановке, а потом привыкла к тому, что большая часть ответственности за сказку лежит на ней и высказывала свое мнение смелее. Одна только Кристиана ничего не предлагала, всей душой желая, чтобы сказка провалилась, хотя свои роли с Инфантой они отрабатывали полностью.
   Наконец состоялось первое представление. Для премьеры директор выбрал небольшое селение, на центральной площади которого актеры соорудили помост с кулисами и установили декорации. На представление пришли почти все жители. Элис так боялась, что старалась не смотреть на площадь, где собирались зрители. Филипп поддерживал девушку, но и сам немного нервничал. Кристиана же была напротив уверена в себе и спокойна. Наконец выступление началось. После первых десяти минут на площади затихли даже перешептывания, так всех увлекла история марионеток. Артур и Филипп очень хорошо играли вместе, а Златинка была так грациозна и естественна, что у многих возникал вопрос, а кукла ли это.
   Когда закончился первый акт, и кулисы закрылись, между рядами зрителей пронеся единый вдох, казалось, что люди задержали дыхание вначале спектакля, и снова начали дышать только теперь. Стал слышен шепот селян, но актеры все еще не были уверены в успехе. Они показали второй и третий акты сказки. Наконец Артур произнес последние слова, занавес закрылся, однако на площади царила тишина. Элис снова начала нервничать, и даже Кристиана забеспокоилась, как вдруг раздались первые аплодисменты, потом еще и еще, а затем, казалось, весь город стал хлопать актерам. Успех был полный. К директору подошел старейшина и попросил остаться еще на один день и показать людям сказку снова. К Элис подбежали несколько детишек, а одна девочка, что посмелее, попросила:
   -Можно нам посмотреть Вашу куклу, она самая красивая из всех кукол на свете.
   Гордая за свою Златинку Элис с радостью стала показывать ее детям. Некоторые подходили к Артуру, волшебнику и фее. Несколько подошло к Инфанте, но так как их было меньше, чем около других марионеток, кукла лишь презрительно надула губки и отвернулась, а Кристиана забрала свою подопечную и подняла повыше от детей:
   -Она слишком тонкая и изящная, чтобы ее трогали все подряд.
   Разочарованные дети отошли к другим актерам.
   Вечером театр решал давать еще одно представление или нет. Все кроме Кристианы и Инфанты были согласны остаться еще на день, поэтому большинством голосов было решено сыграть сказку снова.
   Рано утром следующего дня, когда актеры еще только проснулись, билетов на их представление уже не было, все были раскуплены с вечера. К обеду площадь заполнили зрители, и представление снова началось. Однако на этот раз оно не очень удалось. Инфанта была так глубоко оскорблена равнодушием к ней зрителей, а также тем, что ее заставили второй раз выйти перед ними на сцену, что она все делала не так. Ее руки запутывались в нитях, ноги разъезжались, голова болталась из стороны в сторону. Кристина мало чем могла помочь, своевольная кукла ее совершенно не слушалась. Однако все остальные актеры играли еще лучше, чем в первый раз, и грубое выступление Инфанты было немного смягчено. Зрители аплодировали стоя, принесли много цветов куклам и актерам, некоторые дарили корзинки с самыми вкусными фруктами. Одна женщина сорвала в саду все поспевшие яблоки и, протянув их господину Мариусу, сказала:
   -Вы подарили мне кусочек моего детства, прекрасную мечту, огромное Вам спасибо.
   Все были очень тронуты такими словами, только Кристиана стояла в стороне, не зная злиться ей на зрителей, не подходивших к ней, или на отбившуюся от рук Инфанту.
  
  -6-
   Уехав из селения, театр остановился в открытом поле, чтобы отметить свое успешное выступление. Куклы тоже были приглашены. Для них поставили отдельный столик и игрушечные стулья. За большим столом сели актеры, а во главу посадили Элис, которая была теперь среди них полноправным членом. Она пыталась отказаться, но Филипп и директор чуть не силой заставили ее сесть на предназначенное место. Кроме того, господин Мариус предоставил ей первое слово. Девушка была очень смущена оказанным вниманием, но в тоже время не ушла снова в себя и не стала отмалчиваться, хотя и была немногословна:
   -Вы знаете, что стали мне семьей, подарили новый мир, и, конечно, Златинку. И я благодарна Вам также за то, что для постановки Вы выбрали мою сказку.
   Дарси переглянулась с Мариусом, Элис очень сильно изменилась с того момента, как ей подарили куклу. Она говорила робко, но не заикалась, не прятала глаза, но смотрела в лицо собеседнику. Забитого ребенка больше не существовало, была молодая застенчивая и талантливая девушка, и это произошло, в том числе, и благодаря им. Все радовались, и только Кристиана оставалась хмурой. Она убедила себя, что у нее болит голова, но на самом деле ее мучила зависть.
   За другим столом тоже было весело. Куклы волновались больше своих хозяев, так как для них это были самые первые, и, наверное, самые важные выступления. Они обсуждали свой успех и поздравляли друг друга, когда заговорила Инфанта:
   -Нашли чему радоваться. Кучка сопливых детишек обмызгала Вас своими ручонками и Вы называете это успехом?
   Марионетки немного растеряно переглянулись.
   -А разве тебе не понравилось наше выступление? - спросила Фея.
   -Мы говорим не о выступлении, а об успехе. И он мне не понравился. Для меня успех это поклонники, цветы, новые платья и ванна с шампанским. - Мечтательно протянула Инфанта.
   -Прекрати, - оборвал ее Артур, - от ванной с шампанским ты распухнешь и станешь похожа на затонувшее бревно. А что касается детишек, так для них мы и играем, и для сопливых, и для чумазых.
   Инфанта надулась, но возражать не посмела. Среди марионеток Артур стал кем-то вроде господина Мариуса. Его слово, как правило было решающим.
   -Скажи, Златинка, почему никто тебя не купил раньше. Ты ведь очень красивая кукла. - Спросил вдруг волшебник. Инфанта попыталась дотянуться до него ногой и пнуть, но у нее ничего не вышло.
   -Да я вначале сама не хотела, а потом уже никто не смотрел, - улыбнулась Златинка.
   -Как не хотела, почему? - Удивилась Фея.
   -Ну, первый покупатель был маленький мальчик. Весь такой чистый и опрятный, он пришел в магазин купить себе куклу. Ему понравилась моя соседка и я, но денег хватало только на одну, и он приобрел другую марионетку. Через два дня он снова пришел в магазин со своим отцом, теперь уже за мной. Но я увидела, что он принес и купленную пару дней назад куклу. Она была вся изломана, он нес ее за ногу, а ее, когда-то прекрасные рыжие волосы подметали пыль на улице. - Услышав такое, все куклы в шоке замерли. - Я не хотела повторить ее судьбу, поэтому раскинулась на полке и притворилась, что у меня сломаны ноги. Мальчик показал на меня отцу, но тот отказался "выбрасывать деньги на сломанное полено", и они купили не меня.
   -Ну, а потом, - тихо спросил Артур.
   -Потом был директор театра, но он не был похож на господина Мариуса. Его куклы были грязными и их платья давно превратились в лохмотья. Перед спектаклями он иногда прикрывал их блестящей бумагой, а потом снова оставлял в рванье. Я специально упала в грязь и стала пыльной и серой, чтобы он не обратил на меня внимания. Потом было еще несколько подобных покупателей, и я так извалялась в пыли, что меня просто перестали замечать. Пока не пришел господин Мариус.
   -Да, - сказал волшебник, - он умеет отличать красивое от безобразного.
   -Подумаешь, изломанная кукла, - вновь заговорила Инфанта, - со мной тот мальчишка не посмел бы так обращаться.
   -И ты, и мы все были бы для него простыми безмолвными деревяшками, и он обращался бы с тобой, как захотел.
   От изумления все замерли, это впервые заговорила Эльза. Но высказавшись, она снова замолчала.
  
  -7-
   Время шло, труппа гастролировала в разных городах. Ее выступления принимались зрителями с неизменным успехом - такой славы актеры еще не знали. Билеты на спектакль раскупались сразу же, и у театра появились деньги на новые куклы и кукловодов. Когда одного спектакля стало мало, Элис придумала новые сказки, их отрепетировали и стали показывать на площадях.
   В одной из них главная роль была отведена Инфанте. На репетициях марионетка играла еле-еле. Директор даже хотел отменить спектакль, но Кристиана пообещала, что все будет в порядке. И она действительно стала очень много работать над ролью, хотя Инфанта ей в этом совсем не помогала. Господин Мариус успокоился, и актеры привезли сказку в очередной город, и тут кукла показала себя во всей красе. Марионетка давно была не согласна с тем, что ей приходилось играть, и на сцене перед публикой стала делать то, что считала нужным сама. В итоге все нити перепутались, слова и жесты не соответствовали друг другу. Инфанта исполняла главную роль, и поэтому провал был полный. После спектакля директор распорядился вернуть деньги за билеты и пообещал жителям города дать бесплатный спектакль на следующий день. В итоге зрители остались не в обиде, зато в труппе отношения заметно испортились.
   Остальные актеры ни слова не сказали Кристиане, но их лица говорили красноречивее. Куклы же сердито отчитали Инфанту, ведь они то знали, что главным виновником была именно она. Златинка сердилась особенно сильно, так как после этого представления Кристиана возненавидела ее хозяйку еще сильнее. Тем более, что была объявлена помолвка Элис и Филиппа. Среди кукол же давно шли разговоры и о второй помолвке: Златинки и Артура. Инфанта отнеслась к этому равнодушно, но Кристиана сильно ревновала и стала изводить Элис разными придирками.
   Когда неприятное выступление стало забываться, произошел случай, окончательно испортивший отношения между Кристианой и остальными членами труппы. Дело в том, что в театре появился маленький мальчик, его звали, как и директора - Мариусом. Он присоединился к актерам в одном из городов. Нашла его Элис, когда искала на площади после спектакля подаренный Златинке браслет. Мальчик сидел около декораций и играл с маленьким деревянным дракончиком невообразимо желто-сине-фиолетово-зеленого цвета. Оказалось, что ребенок сирота и живет на те крохи, что дают ему жители города. Игрушку для себя он смастерил сам и раскрасил теми красками, которые удалось найти. Дракончик получился чудесным, и Мариус назвал его Разноцветиком. Девушка не раздумывая привела ребенка вместе с его необычным другом в театр, и мальчика приняли в труппу учеником кукольника. Правда, мастера-кукольника в театре не было, но Мариус отказался присоединяться к труппе иждивенцем, и пришлось дать ему должность, однако учиться нужно было самому. Все актеры очень быстро привязались к нему, а куклы с радостью приветствовали в своих рядах настоящего дракона, и только Инфанта и Кристиана невзлюбили новоприбывших. Вначале ничего страшного не происходило, но однажды, когда стали ставить очередную сказку, отвели в ней роль и Разноцветику. Кристина решила, что роль ее кукле досталась меньше и незначительнее, чем этому "уродливому зверенышу", как называла она куклу Мариуса. Директор ее возражения выслушал, но Разноцветика из спектакля не убрал. После репетиции, проходя мимо дракончика, она с размаху пнула его. Зверек пролетел несколько метров, больно стукнулся о стенку кибитки и упал. Одна лапа оказалась сломана, и отвалился хвост. Никто из людей еще не успел ничего сообразить, а остальные марионетки уже были около Разноцветика.
   Мариус плакал, когда поднимал своего покалеченного друга с земли. Директор пообещал найти все необходимые материалы для починки, остальные актеры предлагали любую помощь, но мальчик был неутешен и ушел в свою кибитку, прижимая дракончика к себе.
   Театр был возмущен, даже Инфанта не могла понять такой жестокости к кукле, но и ей Кристиана ничего объяснять не стала. Отношения между ними уже давно стали портиться. Марионетка теперь была нечесаной и заброшенной, Кристиана почти не уделяла ей внимания, виня ее во всех своих бедах, хорошо, что другие куклы не отвернулись от нее и старались поддерживать. Но Инфанта тяжело переживала. Даже отсутствие славы и ролей не волновало ее больше, она теряла свою хозяйку. Кукла менялась на глазах, из высокомерной и заносчивой, она стала разбитой и грустной.
   Но Кристиана уже ни на что не обращала внимания. Косые взгляды остальных членов труппы она не замечала, а однажды просто исчезла - никому ничего не сказав, ни с кем не простившись. Инфанту она бросила в своей кибитке на старый сундук и ушла. Позже марионетка рассказала, что последние дни ее хозяйка все время говорила о каком-то Корнелиусе, но кто он кукла не знала, так как Кристиана давно перестала быть с нею откровенной. А через несколько дней, когда театр проезжал в очередном городе, они увидели фотографию Кристианы в красивом платье на афише: "Кабаре у Корнелиуса". Она стала новой звездой в кабаре. И если до этого у Инфанты оставалась надежда, что ее хозяйка вернется, то теперь она поняла, что этого не случится никогда: Кристиана нашла свое счастье и свою славу.
   Куклы опекали Инфанту, как могли, но ничего не помогало. В этой ситуации марионетка винила только себя, считая, что если бы не ее высокомерие, то все могло бы случиться иначе. Самой заветной мечтой куклы стало покинуть труппу. Несколько раз она вываливалась из кибитки, терялась на людных площадях, но ее всегда находили и возвращали. И вдруг господин Мариус, как будто узнав о ее желании, объявил всем, что оставит Инфанту в ближайшем кукольном магазине, так как ей нужно попытать счастье вновь, а в труппе никто для нее не подходит. Судьба это была или нет, но ближайшим магазином оказался тот самый, где их в свое время купили, и Инфанте было уготовано место, на котором провела так много времени Златинка. Кукла посчитала это хорошим знаком, единственное о чем она сожалела, так это то, что она не сможет присутствовать на свадьбе Златинки и Артура.
   Через неделю, после ухода из труппы Инфанты, и месяц после побега Кристианы состоялась двойная свадьба: священник обвенчал Филиппа и Элис, а Волшебник - Артура и Златинку. Подружкой на свадьбе Златинки была Эльза, с которой они сильно сдружились в последнее время, а шлейф фаты нес отремонтированный дракончик. Посаженной матерью назначили Фею, а шафером стал недавно приобретенный марионетка-трубочист.
   Вечером, во время застолья Златинка заметила, что Эльза молчит весь вечер, не обращая ни на что внимания.
   -Что с тобой сегодня случилось? - спросила она.
   Эльза вздрогнула и посмотрела на подругу.
   -А?...Что?
   -Почему ты сегодня такая задумчивая?
   Эльза смущенно улыбнулась и ответила,
   -Не обижайся на меня, но я вспоминаю, как мы попали в магазин, а потом сюда, и как с тех пор все изменилось.
   Увидев вопросительный взгляд Златинки, она продолжила:
   -Понимаешь, тогда все было так ясно. Инфанта и Артур были специально созданы друг для друга. Это знали мы, это знал мастер и господин Мариус, это поняли актеры. Фея и колдун должны были стать врагами по сценарию. А я была никем. Мне действительно не было отведено в этой жизни особой роли, и вдруг появилась ты и Элис. И все изменилось, Я стала играть даже главные роли в сказках, колдун и фея так смотрят друг на друга, что скоро мы снова будем праздновать свадьбу и это при том, что господин Мариус и Дарси просто друзья. Даже Инфанта стала другой... А ведь все было так ясно предопределено... - повторила она
   Эльза выговорилась и замолчала, а Златинка, давно заметившая, какие восхищенные взгляды бросает на ее подругу трубочист, подумала, что свадьбы еще будут и не одна, но вслух только сказала:
   -Знаешь, Эльза, и самые умные люди иногда ошибаются.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"