Сказочник Владимир Петрович : другие произведения.

Ода бараньему тщеславию

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Владимир Сказочник

Сказка 6. Ода бараньему тщеславию.



В некоторой галактике, возле одной из звезд кружилась-вертелась Планета. И был на той планете очень большой, и очень дикий лес. Но диким его не называли, а называли большим. Жителями Большого Леса были в основном бараны. Правил лесом вожак, которого выбирали бараны по законам баранократии. А у вожака был тайный агент - Баран Баранович Барановский, о котором и рассказывается в нашей сказке.
Кроме прочих странностей, которую вы обнаружите в этой сказке, было и то, что главный герой Баран Баранович любил поспорить со своим вторым "я" - агентом Вожака. Вот и сейчас, возвращаясь с задания домой, из-за неимения рядом кого-то другого, затеяли спор между собой.
В ответ на сказку Барановского о любви агент предложил оду о бараньем тщеславии.
- Оду о тщеславии? Ты думаешь, это чувство достойно оды?.. Тогда расскажи. Только не пой. Твой голос еще хуже, чем у меня.
- Ладно, буду рассказывать. А тщеславие достойно оды! Не будь баран тщеславным - он бы до сих пор оставался скотиной, безобидно пасущейся на склонах гор! Тщеславие - вот главный двигатель прогресса, цивилизации! Ведь тщеславие - это не только стремление к славе и почитанию. Это стремление к лидерству - ибо только лидерство дает полное ощущение величия, исключительности. Лидер - это победитель! Ничто так не повышает самооценку барана, как победа! Стремление к лидерству заложено у барана в генах. Тысячи поколений борьбы за существование на Планете шел отбор среди всего живого. И выживали только самые сильные, самые хитрые, самые приспособляемые к обстоятельствам. Поколения самых-самых для сохранения вида и создали существо, у которого в крови стремление быть самым-самым, стремление быть лидером.
- Не преувеличивай. Не все стремятся к лидерству.
- Не все показывают, что они стремятся к лидерству. Власть, боясь столпотворения и конкуренции у трона, во все времена внушала баранам, что тщеславие - это плохо, и баран должен его в себе подавлять. Поскольку баран существо внушаемое, это не прошло даром. Да и зачем барану стремиться к лидерству, если он ленив, глуп, инертен, слабоволен. В борьбе за лидерство ему гарантированы только шишки и раны. Вот такой баран и начинает всем рассказывать, что он совершенно лишен тщеславия, стараясь убедить других что он самый-самый нетщеславный баран на Планете. Но разве это не тщеславие? Он все равно хочет выделиться, быть на виду, хоть чем-то отличаться от других, хоть в чем-то быть первым. Какие только соревнования не придумает баран, лишь бы стать в них победителем. Одни с азартом участвуют в прыжках в длину, другие в высоту, третьи в скорости, четвертые в длине рогов, пятые в силе блеяния, шестые - в силе звука, выпускаемого из-под хвоста. Все это проявление тщеславия. А еще баран стремиться быть самым умным, самым красивым, самым сильным, самым ловким. Особенно популярны среди элиты Большого Леса соревнования на самый большой желудок. Помимо престижа лидеры соревнований имеют фантастические возможности наслаждаться потребляя и переваривая в навоз горы капусты, а кроме того получают огромную власть над голодными баранами. Власть - главный приз в этой бесконечной гонке. Она дает славу, почитание, преклонение, свободу. Чем большее количество баранов тебе подвластно, тем громче слава, тем шире свобода твоих действий. Но даже те, кто не хватает звезд с небес, кто удален от трона, стремятся удовлетворить свои амбиции. Если они не могут победить в соревнованиях сами, сбиваются в стада болельщиков и болеют за "своих". С победой "своего" наливается гордостью и болельщик, поднимая собственную самооценку. Спроси его: "Ну какое отношение ты имеешь к победителю? Ты за него пахал? Ты за него потел? Ты страдал, ограничивая себя во всем? Ты заставлял себя трудиться через "не могу", когда организм отказывается работать, но выполняет команды только благодаря огромным усилиям воли?"
- Подожди! - возразил агенту Баран Баранович. - Но для кого старался победитель? Для болельщика. Получается, и его роль важна в соревнованиях.
- Да... Баран в любой ситуации придумает себе важную роль, без которой ничего бы не было. Не поверит он, что победитель выкладывается для удовлетворения собственных амбиций, а болельщики необходимы ему для массы, подтверждающей его величие. Он верит - в победе и его заслуга, и он приложил к ней свое копыто. В толпе болельщиков, при победе "своего", даже самый ленивый и тупой баран чувствует себя победителем. Но самые многочисленные стада болельщиков на Планете составляют ура-патриоты. Их полно в каждом лесу Планеты. Они пытаются поднять собственную самооценку за счет славы своего леса и возвыситься через принадлежность к особому, избранному стаду. И хотя сами ура-патриоты из-за своей тупости способны только опозорить лес, они уверенны, что именно они гордость и щит леса. Собираются там в основном совершенно безмозглые бараны. Сам по себе такой баран ничего не стоит. Он и сам видит, что в этой жизни ему не быть среди первых. Но винить в этом свою лень и тупость баран не в состоянии. Он ищет причины извне. Но поскольку из-за отсутствия мозгов оценить мир объективно не может, виноватыми становятся другие. "Это они заняли мое теплое место! Это они съели мой кочан капусты! Это они увели мою овцу! Бей гадов!" - кричит ура-патриот. И побьют, и убьют. Не важно, кто относится к гадам. Для одних - черные, для других - белые, для третьих - пятнистые. Суть одна. Возвыситься самим, унижая других. Безмозглым удобнее делать это стадом. Даже полные кретины становятся в таком стаде героями. Они победители. Они выше других. Амбиции на время удовлетворенны, самооценка повышена. Но бог с ними, с убогими. Благодаря тщеславию вверх рвутся сильные и умные. Именно их бесконечная борьба за власть, их амбиции толкают цивилизацию баранов вперед и вверх...
- Порождая при этом бесконечные войны, - продолжил Баран Баранович.
- Да, главная причина всех войн на Планете - желание вожаков подчинить себе побольше баранов, расширить свое влияние. И что тут плохого?
- А жертвы? Стада овец, загубленных ради удовлетворения амбиций вожаков.
- Извини, но жертвы - это плата баранов за все блага цивилизации, двигателем которой тоже является тщеславие. Мир устроен так, что за все нужно платить. При этом, заметь, я говорю о тщеславии с большой буквы. Тщеславии, которое двигает цивилизацию вперед. Оно - удел немногих, их процентов пять, не более, одержимых тщеславием и рвущихся к власти любой ценой. Остальная часть баранов, просто масса, необходимая для воплощения их амбициозных замыслов. Не будь этого малого количества зараженных великим вирусом тщеславия, бараны по сей день тихо паслись бы на склонах гор тупыми безобидными тварями, не помышляя о гордом звании "барантус-умникус". Не будь баран тщеславным, он бы до сих пор только пил, жрал, гадил, спал и совокуплялся, повинуясь инстинкту размножения.
- Можно подумать, сейчас баран занят чем-то другим.
- Тут ты прав. Но он делает это в гораздо более цивилизованном сообществе и комфортных условиях.
- Неужели этого нельзя было добиться без жертв?
- Без жертв нельзя! Да и кто тебе сказал, что барана волнуют чьи-то жертвы? Конечно, он поахает для приличия, слегка представив себя на месте жертвы. Но если жертва принесена для его благополучия, повышения его самооценки, в конце концов он согласиться с тем, что она необходима. Скажи, кто среди вожаков Планеты, живших ранее, считается наиболее великим и вспоминается чаще других? Хорошо, не хочешь называть всех, посмотри на историю нашего леса. Кто самые почитаемые в Большом Лесу вожди Очень Большого Леса, которые и расширили его до размеров очень большого? Баран Грозный, Баран Первый, Овца Великая, Вождь Красный - четыре вожака, вознесенные баранами и слывущие национальными героями, гордостью леса. С точки зрения морали - четыре маньяка, самодура, деспота, тирана угробившие стада баранов для удовлетворения собственных амбиций и преодоления комплекса неполноценности. Для успокоения твоих патриотических чувств отмечу, что такими же уродами гордятся и остальные леса Планеты. Там тоже возносят победителей, считавших своих подданных обыкновенным скотом и бросавших на убой тысячи безмозглых баранов ради того, чтобы унизить других и подняться самим на недосягаемую высоту. Больное тщеславие, развившееся на фоне комплекса неполноценности, и есть главный стимул всех преобразований и завоеваний, затеянных ими. Их неустанные помыслы о судьбе своего леса, все это чушь - сказки для баранов. Судьбы Леса - это судьбы его обитателей. А Вожаку, отправляющему стада баранов на убой, чихать на их судьбы. Они для него ничто! Ноль! Мя-со! Средство для удовлетворения собственных амбиций! В войнах, как правило, побеждают самые безжалостные. И не только к врагам. Кто не жалеет ни-ко-го - вот кто победитель! Ты вправду веришь, что тиран делал это ради баранов, отправляемых на убой? А может, ради их внуков? Ради славы леса? Включи мозги! Все делалось ради собственной славы! Больное тщеславие! Обыкновенного тщеславия для этого мало! Надо быть настоящим маньяком, чтобы истреблять сотни тысяч баранов ради удовлетворения собственных амбиций. И каков результат?! Они самые выдающиеся звери своего леса, они гордость леса, они величие леса, они слава леса. Ура-патриоты молятся на них, возводят их в ранг святых. Убивающий одного - преступник, убивающий миллионы - уже герой. Главное - оттяпать у соседа кусок леса и набить ему морду. Поработив и унизив соседний лес, он кроме расширения собственного влияния и удовлетворения собственных амбиций поднял самооценку оставшихся в живых подданных, а за это стадо готово простить ему все жертвы. Мертвым же все равно. Хочешь сказать, что я не прав?
- А как ты объяснишь освободительные войны? Они тоже - результат тщеславия вожаков?
- Несомненно! Все войны на взгляд агрессора освободительные. Не будет же он, обращаясь к своим воинам, говорить то, что думает: "Стадо! Слушай сюда! Сейчас пойдете и завоюете мне соседний лес, потому что мне мало власти только над баранами нашего леса, мне мало территории только нашего леса! Чем больше будет у меня территория и власть, тем больше будут меня бояться и уважать в других лесах! Но если вы не завоюете этот поганый лес - все соседи будут смеяться надо мной! А потому я вас всех сгною! Я с вас семь шкур спущу! Вы слышите, скоты?! А теперь шагом марш в соседний лес и без победы не возвращайтесь!"
- Да, с таким призывом рассчитывать на победу трудно.
- Поэтому умный вожак, рассчитывающий на победу, сначала проводит психологическую подготовку своего стада к войне.
- Это как?
- Примерно так. По лесу пускается глашатай с вестью. "В соседнем лесу унижают и угнетают наших собратьев!" - неустанно орет он, носясь между баранами. "У-у-у! Сволочи!" - возмущается толпа. "Там на троне сидит тиран! Он не соблюдает законов баранократии! Он нас не уважает и называет безмозглым скотом!" - летит с новой вестью глашатай. "Сам он скотина! Мы до него доберемся!" - отвечает толпа. "Бараны из соседнего леса воровали на нашей опушке сено!" - летит очередная новость в лице глашатая. "Да они там все воры и сволочи! Куда смотрит наш вожак?! Пора их урезонить!" - шумит толпа. "В соседнем лесу убили нашего барана!" - разносит очередную новость глашатай. "На рога всех гадов! - гудит стадо не смотря на то, что в своем же лесу своих же баранов режут десятками в день. - Сколько можно это терпеть?! Куда смотрит наш вожак?!" Вожак понимает - стадо созрело для войны. Теперь достаточно провозгласить свою последнюю волю: "Для защиты высоких идеалов баранократии, освобождения угнетенных собратьев, защиты от посягательств рубежей нашего леса, Я, Вожак Баранократичный, объявляю войну соседнему лесу и призываю встать под мои знамена!" И стада уверенных в своей правоте баранов с огнем в глазах идут бороться за идеалы баранократии, за свободу своих собратьев, за барана лохматого, за черта лысого. А как только Вожак победит, свора подхалимов-историков тут же запишет войну в разряд освободительных, благодаря которой бараны соседнего леса стали свободными и счастливыми. Их, правда, стало несколько меньше, чем было до войны, а может и намного меньше, но это такие мелочи.
- Это частный случай! Часто борьба за свободу возникала внутри леса!
- Но при этом борьбу кто-то возглавлял и становился предводителем революции или тем же вожаком. Идеи для получения власти подходят любые.
- Ты хочешь сказать, что за свободу бороться бесполезно?
- Я хочу сказать, что в результате любой борьбы за свободу одна сволочь сменяет другую. Если в огонь борьбы и попадают идиоты, искренне верящие в идеалы революции, они сгорают там первыми, потому что идут на острие войны. А власть достается тем, кому она нужна больше всех - самым тщеславным, расчетливым, осторожным, хитрым, безжалостным. Зная психологию барана, они используют стадо по максимуму, не считаясь с жертвами. Повторяю, баранья свобода без власти - это миф. Хочешь свободы без власти, беги в дикую опушку, где годами не встретишь ни одного барана и будь абсолютно свободен. Баранья свобода - это власть. Чем большее количество баранов ты можешь заставить решать свои проблемы, тем ты свободнее. Свобода выбора, свобода удовлетворения твоих желаний, это возможность заставить кого-то твои желания исполнять! Или ты думаешь, другому барану доставляет удовольствие угадывать чьи-то прихоти? Ему нравиться подносить кому-то капусту, убирать за ним, полировать его шерсть, завивать его рога? Да он с удовольствием поменялся бы с хозяином местами, но баран вынужден ублажать его, что бы заработать капусты.
- Что из этого следует?
- А следует из этого то, что свободы для всех не бывает. Да и зачем она нужна барану, эта самая свобода, что он с ней делать будет? Баран привык, что у него есть поводырь, который все за него решит обо всем позаботиться, а баранье дело идти следом. На пастбище - так на пастбище, на водопой - так на водопой, в пропасть - значит в пропасть.
- А как же ты объяснишь извечную борьбу баранов за свободу? - не соглашался Баран Баранович с агентом. - Как объяснишь их страдания, связанные с неволей?
- Дело в том, что барану необходима не свобода, а ощущение свободы.
- Разве это не одно и то же?
- Э, нет. Это совершенно разные вещи. Абсолютной свободы не бывает вообще. Любое живое существо зависит от массы обстоятельств. Понимая это, даже самый свободный баран на Планете может страдать из-за ограниченности своих возможностей, считай - ограниченности свободы. В то же время совершенно бесправному и ограниченному барану можно внушить, что он абсолютно свободен.
- Думаешь, это возможно?
- А почему бы и нет. Вспомни хотя бы нашего Красного Вождя. "Власть в лесу принадлежит баранам!" - провозгласил он. И попробовал бы кто-то сказать, что это не так. "У нас самый свободный труд"! - кричали волки, подручные Вождя, сгоняя тысячи баранов на рытье рвов и строительство частокола вокруг леса. "Нигде баранам не живется так свободно счастливо, как в нашем лесу!" - подвывали лисы. "Всем, что бараны имеют, они обязаны Вождю!" - блеяли ослы. Вождь понял главное - чтобы быть счастливым, барану не обязательно жить лучше других. Ему важно чувствовать, что он живет лучше других. Важно считать себя выше других. А этого можно достичь банальным внушением. Достаточно почаще повторять барану, что он самый умный, самый сильный, самый счастливый, самый сытый. Главное - изолировать барана от внешнего влияния, пробуждающего мозги к ненужным размышлениям. Важно, чтобы никто не заронил в душу барана и зернышко сомнения в его исключительности, избранности, уникальности. Ведь уже через поколение после прихода к власти красных наши бараны, которые пахали с утра до вечера за пучок сена, которых стригли, не дожидаясь, когда отрастет шерсть, и резали табунами за подозрение в нелояльности, искренне верили, что живут счастливее всех остальных баранов Планеты.
- Так то было раньше, - продолжал упираться Баран Баранович. - Разве сейчас это возможно?
- Еще более, чем когда-либо. С изобретением телелужи возможности по оболваниванию баранов возросли на порядок. Возьмем для примера Соединенные Леса Забугорья, чьи обитатели считают себя самыми свободными.
- Считаешь, они не правы?
- А чем они свободнее баранов какого-нибудь забытого на окраине Планеты стада? Им втемяшили в их дурные головы, что они сами выбирают себе вожака. Но это мы уже обсуждали. Ах, да! Они меньше напрягаются. А для чего они используют освободившееся время? Размышляют о великом, добром, вечном? Может, познают вселенную, расширяют свой кругозор, учатся? Или укрощают свои страсти и желания, расширяя поле для свободы? Нет? Может, они работу себе выбирают только такую, которая доставляет удовольствие? Нет, выбирают ту, которая приносит больше капусты. Что одни, что другие - рабы своих страстей и желаний. Цель жизни - получить побольше приятных ощущений как можно меньше напрягаясь. Иметь побольше желудок, побольше капусты и потреблять, потреблять, потреблять. Ты уверен, что забугорные бараны, для которых венец свободы - гора капусты, более свободны диких баранов, лишенных культа желудка? Но они ежедневно слышат, что их лес - самый свободный лес на Планете. Он центр мироздания, а следовательно твердолобые - самые великие бараны на Планете. Естественно, они считают себя самыми свободными. Но если посмотреть объективно - рабы собственного желудка. Кто был никем - тот никем и останется. Свободу получат самые амбициозные благодаря своему огромному тщеславию.
- Предлагаешь согласиться, что все, что в этом мире происходит, благодаря тщеславию?
- Нет, не все. Баран жрет, пьет, спит, совокупляется благодаря физиологической потребности. А остальное - почти все благодаря тщеславию. Даже баранья доброта - это тоже результат тщеславия. От природы баран не может быть добрым. Это противоречит основным принципам соперничества и борьбы за выживание. Но мораль превозносит доброту как благодетель. Баранам внушается мысль - что доброта это хорошо. Это действительно хорошо для окружающих доброго барана. Плохо только для самого доброго барана - его используют в своих целях все кому не лень. Поэтому воистину добрых баранов очень мало. Быть добрым не выгодно. Но тщеславие барана способно превратить минус в плюс. Баран со слабым характером, который в борьбе за власть получил пару раз по рогам, уже не будет лезть на вершину власти. Он попробует стать лучшим среди тех, кто делает добро другим и таким образом повысить свою самооценку. Тем более что окружающие будут искренне им восхищаться. Но делать он это будет не столько из-за любви к баранам, а что бы показать всем, какой он добрый, то есть из-за тщеславия. Таким же образом дела обстоят со всеми другими добродетелями. Не будь баран тщеславным, добродетелей среди баранов не было бы вообще. Не помогло б даже то, что добродетель воспевают все, кому не лень. А благодаря тщеславию благотворительностью будут заниматься всегда. Чем хороша добродетель, так это тем, что сделаешь добра на капустный листик, а получаешь повод гордиться собой на все десять кочанов капусты. А ты спрашиваешь, как можно петь оду такому чувству, как тщеславие? Тщеславие - прекрасное чувство! Это двигатель цивилизации баранов! Ты можешь возражать, но обитателей планеты без тщеславия не бывает. Таковыми их создал бог, и создал с определенной целью.
- Не убедил. Не всех. Божьи слуги считают тщеславие грехом и борются против него.
- Ослы? Конечно борются. Их главная задача сохранить власть, которой они служат. Тщеславие других баранов всегда было угрозой для власти, ибо оно порождает стада претендентов на престол. Да и сами ослы не обделены тщеславием.
- Не соглашусь! Они служат богу и лишены тщеславия.
- Сначала они служат себе, затем власти, и только потом богу. Не веришь?
- Не верю.
- О бараньей вере мы поговорим потом, а сейчас объясню, почему я так думаю. Каста слуг божьих создавалась властью как придаток власти. Создавалась для того, что бы держать в послушании и повиновении лесное сообщество. Ибо хоть и жили в лесу в основном бараны, очень часто поступали они по-свински. Во все времена невыносимым для барана было ощущение, что он хуже других. Тщеславие и стремление к лидерству не давало барану покоя. Он из кожи вон лез, что бы доказать себе и окружающим, что он лучше, сильнее, удачливее, упитаннее других. А для этого приходилось врать, воровать, толкаться, бодаться, кусаться, прокладывая себе путь на верх, где всегда была полной не только кормушка, но и ощущение, что он лучше, сильнее, удачливее, упитаннее других. Но хотя сам баран врал, воровал, толкался, бодался, кусался, он почему то очень не любил, когда врали ему, у него воровали, его толкали, бодали, кусали. То есть он хотел, что бы его окружали бараны честные, смирные, добрые, порядочные. А в таком окружении даже не воруя, а лишь подворовывая, не обманывая, а лишь слегка привирая, не кусаясь, и лишь слегка боднув можно было стать первым бараном в лесу. Поэтому вожаки во все времена поощряли ослов на ниве их служения высоким идеалам, а те в свою очередь не забывали о власти. Бывали, правда, случаи, когда осел отказывался служить власти. "Я служу лишь Богу!" - блеял он, противопоставляя себя Вожаку. В этом случае Вожак отправлял служителя к самому Богу, а на его место находил осла более лояльного и управляемого. Ты знаешь массовые случаи неповиновения ослов власти хотя бы в одном лесу?
- Единичные случаи бывали.
- Как исключение, подтверждающее правило. И это при том - что вожаки во всех лесах Планеты вели далеко не безгрешный образ жизни. Не случайно для роли слуг божьих выбор пал на ослов. Более терпеливых и упрямых в отстаивании своих религиозных догм существ в лесном сообществе не найти. К тому же их природная глупость и отсутствие воображения давали возможность веками верить в давно устаревшие догмы, полные противоречий. Пытливый ум искал бы объяснения и подвергал бы их сомнениям, подрывая веру. Осел же будет твердить заученное в детстве до конца дней своих как истину в последней инстанции.
- Зато они терпеливы, не агрессивны и лишены тщеславия.
- Не смеши. В душе осла кипят такие же страсти, как и в душе барана. Он также стремится вверх и норовит достичь положения, при котором не было необходимости ни перед кем отчитываться. Объясни, почему в лесах так много религиозных течений и сект?
- Пастыри расходятся в объяснениях многих вопросов, касающихся веры. Это их право.
- Так принято считать. Расхождения в толковании религиозных догм - лишь повод для размежевания. Причина - амбиции пастырей, стоящих во главе каждого из религиозных течений. Не хотят они быть вторыми или пятыми посредниками между богом и баранами, которым необходимо отчитываться перед начальством. Отчитываться хотят только перед богом - самым милостивым из начальников. То, что бог один, признают почти все религии, хотя у каждой секты он непременно похож на верующего. Не смотря на это, количество сект и религиозных течений все увеличивается и увеличивается. Пастырь каждой секты утверждает, что именно он общался с богом и познал истину. И даже если отличие его истины от ранее известной невооруженным глазом не отличить, все равно это повод для создания секты. Естественно, не могли ослы договориться - что грешно, а что разрешено. Те, которых самки не особо интересовали, считали, что и одной жены много, а многоженство - тяжкий грех. Другие, готовые запрыгнуть на любую особь противоположного пола, утверждали, что жен можно иметь столько, сколько прокормишь. Одни: тихие, смирные и слабые придерживались закона - "не убий". Другие, загрызшие по пути к власти не одного осла, призывали не убивать себе подобных. Врагам же допускалось ломать ребра, а при необходимости и головы. В общем, на пути к власти каждый создавал свою религию. А если и не религию, то хотя бы свое течение в религии, хоть с маленьким, но отличием. Длина ушей Пастыря уже была отличием, и позволяла создать свою независимую секту, а Пастырю считать себя Первым посредником между богом и бараном. Почему не хотят объединяться течения, проповедующие одно и то же? У них один бог, одинаковое понятие греха, все один в один, а иерархи разные. Почему? Что не дает этого сделать?
- И что же, по твоему?
- Тщеславие. Амбиции пастырей. Естественно, при объединении кому-то требовалось идти в подчинение к другому, ведь даже среди равных кто-то будет более равный, чем остальные. Да и внутри сект в борьбе за право быть Пастырем во все времена страсти кипели не небесные, а самые что ни есть лесные. Возьми хотя бы самую многочисленную паству на Планете, дожившую до того, что пастырь из-за старости впал в маразм, и свита таскала его к пастве, поддерживая за уши. Но поскольку при таком Пастыре вся власть над паствой доставалась свите, ради этого можно было его и потаскать. Ведь отправься Пастырь к богу, новый притащит свою свиту, и прощай власть, прощай шерсть, прощай капуста и прочие лесные радости, которые так украшают скромную жизнь осла. Но Пастырь слушал не баранов, а свиту, и с пафосом клялся пастве: "Я до конца дней своих буду молиться за вас, грешные вы мои!" - не понимая, что сам уже в том состоянии, при котором за свою душу внятно не помолишься. И ты хочешь, чтобы я поверил в отсутствие тщеславия у ослов?
- Может быть, ты в чем то и прав. Но долг свой они выполняют - бараны верят в сказочную жизнь после смерти стараясь не грешить.
- Несомненно! Даже волк, перед тем как загрызть барашка молился Богу, оправдываясь, что режет его не со злости, а от голода.
- Не хочешь ли ты сказать, что их служба бесполезна?
- Не знаю. Хотя многое говорит именно об этом.
- Что говорит?
- Жизнь говорит. Бараны насочиняли о себе множество мифов, в которые искренне верят и которые при внимательном рассмотрении не выдерживают критики.
- Например.
- Например, миф о спасителе, который принял на себя все бараньи грехи, пошел на мученическую смерть и этим спас их от кары небесной.
- В чем сомнения?
- Скажи мне, что дала баранам новая религия, созданная благодаря пришествию спасителя? Бараны стали лучше?
- Думаю, стали.
- В чем это выражается? Кто-то из ученых сравнивал моральные качества наших предков с нашими? Современные бараны стали честнее предков?.. А может, они вернее своим супругам?.. Или меньше воруют, меньше врут? Нет? Тогда, может, меньше убивают? Ради чего умирал спаситель? Может бараны, которых спаситель не спасал, и которые прославляют других, неправильных богов, живут хуже? Может они грешат еще больше? Больше воруют, лгут, изменяют, убивают? Не с благословения ли, а зачастую под предводительством пастырей, шли стада баранов в другие леса истреблять себе подобных только ради того, что те молятся другим богам? А кто развязал самые кровопролитные войны из всех, что были на Планете до недавнего времени? Не паства ли спасителя? Представь себе, не было бы спасителя вообще, не спасал бы он баранов от греха. Обитатели Планеты жили бы хуже? Да, возможно они не имели бы телелужи и других благ современной бараньей цивилизации. Но я не думаю, что баран был бы существом более лживым, чем сейчас. Ты говоришь, что благодаря пастырям бараны общаются с богом. А о чем они общаются? Может, замаливают грехи и просят прощения за всю свою ложь, эгоизм, злобу, стараясь спасти душу? Да ты прислушайся! В лучшем случае они просят у бога здоровья. Заниматься собственным здоровьем - это тяжелый труд и масса ограничений. А тут пришел в храм, помолился, попросил и все, можно идти жрать все, что подвернется, а набив пузо, поленом лежать на берегу телелужи. Но здоровье, это еще куда ни шло. Большинство просит капусты, желудей, иметь побольше желудок, попросторней пещеру, послать побогаче жениха. Они просят удовольствий сейчас и сразу. При этом заплатить за удовольствия трудовым потом они не хотят. Считают, для этого достаточно постоять перед пастырем и проблеять вслед за ним слова молитвы.
- Не все. Есть и искренне верующие.
- Конечно, есть. Вера барана, замешенная на его глупости - это еще одно замечательное свойство барана. Как бы я не расхваливал тщеславие, но у него есть существенный недостаток.
- Правда!? Оказывается есть недостаток, - съязвил Баран Баранович. - А я было подумал, что у тщеславия нет недостатков.
- Ты знаешь, есть один, - в тон своему второму "я" продолжал агент. - В случае поражения баран получает удар по самолюбию, что приводит его к страданиям, вызванным снижением самооценки. Тут-то и приходит на выручку баранья глупость, позволяющая барану верить во все что угодно, лишь бы это что-то поднимало его самооценку. Поскольку победителей всегда намного меньше, чем побежденных, не обладай баран этим замечательным качеством, стада баранов, огорченные чередой поражений, в депрессии бросались бы в пропасть. Обладай баран кроме тщеславия еще и умом, он был бы обречен на вымирание... Прав все-таки Бармуд, - после паузы продолжил агент. - Если вдуматься, умникусом баран никогда и не был. Его ум действительно направлен только на то, как удовлетворить чувственные желания. Иначе в поступках барана не было бы столько иррационального. Пожалуй, это даже не глупость, а нежелание барана включать мозги, когда их работа может привести к снижению самооценки. Ибо этой напастью страдают и достаточно умные бараны.
- Например.
- Примеров веры, вызванной отсутствием ума несть числа. Благодаря глупости баранами рождено сотни мифов, в которые они свято верят. Хочется барану верить, что есть в мире справедливость, и он верит в бога, который за скотскую жизнь и страдания в этом мире наградит жизнью полубога в следующей. Хочется ему верить, что страдает он из-за ранимости души, и никто его не переубедит, что страдает из-за тщеславия, глупости и лени. Мечтает баран на холяву получить гору капусты - и он будет лезть в одни и те же ловушки, выбираясь из них без рогов и шерсти, сколько бы примеров опасности холявы ему не приводили. Ты знаешь, почему лесть и подхалимаж будут жить вечно?
- Почему?
- Потому что барану нравиться лесть. Даже баран с мозгами, если таковые бывают, чутко реагирующий на лесть в отношении других, как только услышит лесть в свой адрес, тут же выключает мозги. Ему хочется, что бы его считали умным, смелым, сильным, неповторимым, что бы все, что льется из уст льстеца, было правдой. Да так хочется, что лесть в свой адрес воспринимает как заслуженную похвалу. Ты видишь, мозги барана работают только в сторону получения положительных эмоций. Как только обиженный баран услышит, что его кто-то хочет защитить, он тут же верит, что его действительно хотят защищать. Очень ему хочется, что бы кто-то сильный его защищал, оберегал, заботился о нем. Но вспомни всех защитников, объявлявшихся ранее. Они в первую очередь и имели защищаемых. Но мозги категорически отказываются работать. Ведь хочется, что бы это было правдой. Хочет овца быстрой славы на пути в рай, жрет горох и идет в толпу взрывать неверных. Ну как же, за смерть мирных жителей леса и несмышленых малышей только в рай и отправляют. Больше некуда. Это какие ж нужно иметь мозги, что бы верить в то, что убивая невинных делаешь доброе дело?! Но толпы тупых сторонников борьбы продолжают пополнять ряды бомбистов, веря своим вожакам. Они хотят верить, что вожаки борются за их веру и счастье. И никто их не переубедит, что ЯСаме со сподвижниками нужна только власть. Они взрывами пытаются запугать баранов считая, что те умнее и соответственно трусливее их самих. Баран не хочет умирать, и он в любой ситуации будет верить в то, что выживет. Не было в истории Планеты случая, что бы баранов какого-то леса так запугали смертью, что они сдались на милость победителя. Измотанные отсутствием воды, еды и сна сдавались. Случалось такое и с одиночками. Но чтобы испугалось смерти целое стадо - такого не может быть никогда. Что бы этого не понимать, нужно быть полным кретином. Но больше всего создано мифов о любви. Наиболее распространенный и воспеваемый миф о том, что любовь - это святое чувство. Каковы же истинные корни любви никто не хочет разобраться. "Святое чувство, посланное богом - и все тут!" - будет твердить баран, хоть ты тресни. Признай баран, что любовь - это следствие эгоизма и инстинкта размножения, рухнет гора мифов о великом чувстве, на протяжении многих веков поднимавших самооценку барана на недостижимые высоты. Имей баран мозги, он давно бы понял, что в любви все гораздо проще, чем в историях, о ней придуманных. Созрела овца и хочется ей, что бы ее полюбили. Если она выросла в дикой опушке, где нет ни телелужи, ни сериалов, ни даже книг о великом и светлом чувстве, а есть для выбора только два облезлых барана, одного из них она обязательно полюбит. И полюбит того, кто больше преуспеет в повышении ее собственной самооценки. Полюбит того, кто будет больше восхвалять ее прелести, рассказывать какая она красивая, какая у нее замечательно-грязная и скомканная шерсть, прелестно-кривые ноги, как ни у кого больше косые глаза. Главное, что бы все восхваляемые прелести соответствовали ее представлениям о красоте. Другой пример. Созревает дочь толстопуза, выросшая в роскоши, которой внушили, что она пуп земли. Облезлому, убогому барану очень сложно повысить ее самооценку. Ей нужен принц, да еще такой, который полюбит ее любовью сильною, страстною, небесною. О такой любви она кино смотрела, в книгах читала, вечерами мечтая о кумире. А его все нет и нет. Недостойных папа отгоняет, мама отговаривает, а любви хочется так, что мочи нет. И тут подворачивается совершенно безмозглый баран, но внешне соответствующий сложившимся представлениям о кумире. Достаточно нескольких комплиментов, нескольких многообещающих взглядов, и принцесса готова. Она сама в своем воображении наградит его и умом, и храбростью, и достоинством, и честностью. Все качества, которые она хотела видеть в своем избраннике, она там увидит. Пошевели хоть одной извилиной, и увидишь, что ему нужна только капуста твоих родителей. Но никто не убедит ее в этом. Уж очень ей хочется иметь жениха, который будет самым лучшим из всех, живших когда-либо на Планете. А что бы не разрушать эту веру, требуется наличие полного отсутствия мозгов.
Или еще. Хочется овце быть неотразимой, и она верит в действие чудо пилюль. Верит, что они могут превратить большой кочан капусты, покрытый шерстью, на который она похожа, в обворожительную козочку. И глотает пилюли, потому что верит в чудо. А верит потому, что очень хочется верить. Убогое животное. Ты научилось шевелить извилиной, благодаря чему оправдываешь любые свои поступки, вознося до небес свое никчемное существование. Придумав пилюли, ты решило, что поймало бога за бороду? Напряги извилину и поймешь - никакие пилюли тебе не помогут. Бог создал тебя для того, что бы ты работала. За все в жизни нужно платить, и в первую очередь трудом и потом. А ты жрешь, пьешь, спишь и думаешь, что при помощи пилюли можно перехитрить природу? А все потому, что очень хочется перехитрить. Потеть и напрягаться лень, ограничивать себя в капусте и других удовольствиях тяжело. Выход один, искать подходящие пилюли. Не помогли эти, помогут другие, не другие - так третьи. И будет верить и надеяться на удачу до последней минуты жизни. И это существо ты хочешь назвать "умникусом"?
- Это, пожалуй, нет. Но не все же такие.
- Девяносто шесть процентов. Хочешь еще примеров? Пожалуйста. Идут выборы вожака, и подавляющее большинство голосящих уверенны, что именно их избранник, будет лучше других. Спроси его: "Почему?" И что он ответит? "Он мне нравиться!" - ответит большинство. Они заглядывали ему в душу? Они знают его мысли? Почему он им понравился - они не ответят. Они выбрали его по тому, что вожак внушил баранам надежду на лучшую жизнь. И будут убеждены в правильности выбора. Не признавать же себя дураком. А еще они будут смотреть ему в рот и восторгаться банальностям. Им очень хочется верить, что у них мудрый вожак, заботящийся о своих подданных, думающий о своей пастве. Имей баран способность напрягать мозги и объективно оценивать действия вожака, который с его помощью пришел к власти, он понял бы, что вожак, как и всякий баран думает в первую очередь о себе любимом. Особенно это касается зверюшек, дорвавшихся до власти. Он понял бы, что тех, кто думает не о себе, а о других, съедают еще на далеких подступах к вершинам власти. К трону прорываются только самые жестокие, хитрые, расчетливые, терпеливые. Они наврут, не моргнув, полные закрома. И баран будет всему верить. Ему хочется, что бы о нем заботились, кто-то его оберегал, за него думал, решал его проблемы, брал на себя ответственность, поднимал его самомнение, ведь самому и лень, и боязно, и тяжело. А потому баран всегда верил, что все его проблемы должна решать и будет решать власть. Сто раз прав Бармуд - управляет бараном не ум, а эмоции. Сто первое подтверждение его правоты в том, что в действиях овец еще меньше логики, чем в поступках барана, а все потому, что овцы еще более эмоциональны.
- Настаиваешь, что баран зря считает себя существом разумным?
- Несомненно! Как можно считать себя "умникусом", если даже мотивация собственных поступков для тебя загадка? Я не говорю о всех тайнах вселенной - этого тебе не познать никогда. Ты хоть себя-то изучи, если хочешь считаться существом разумным. Но в себе разбираться не хочется - истина снизит самооценку барана. Поэтому приятнее вместо истины сочинять мифы и врать друг другу, принимая ложь за истину. Лесное сообщество погрязло во лжи, и это будет длиться вечно - сладкая ложь приятнее горькой правды.
- Я понял, по-твоему, подавляющее большинство обитателей леса не умникусы, а скот, - уныло закончил спор Баран Баранович.
- А ты все сомневаешься? Напряги вторую половину нашего с тобой общего мозга, и вопросы отпадут сами собой. Но, похоже, мы с тобой заболтались. На горизонте показалась опушка нашего леса, - обрадовался агент, выходя из лесу на поле, на противоположной стороне которого виделся другой лес. В том, что это окраина Большого Леса он не сомневался.
Хотя до резиденции Вожака предстояло еще топать и топать, перебежав поле и перепрыгнув через разваливающийся частокол ограды родного леса тайный агент смог несколько расслабиться. Несмотря на то, что идти доводилось по гористой местности, поднимаясь все выше и выше в горы, настроение было хорошее. Основные опасности оставались позади. Пошел мелкий дождь, приближалась ночь. Барановский нашел уютную пещеру в горе, рядом с огромной ровной каменной площадкой, ограниченной с другой стороны отвесным обрывом. Место было живописным. В другое время можно было бы полежать и полюбоваться открывающимся с плато видом, но красоты гор смазывал и размывал дождь, к тому же агент очень устал. Примостившись в углу сухой и теплой пещеры Барановский уснул.


PS: Все герои сказок вымышлены и любые совпадения являются чистой случайностью.



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"