Скирда Вадим Михайлович : другие произведения.

Почему солипсизм?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Почему солипсизм?

   Потому, что это - единственная из мне известных доктрин, максимально честно говорящая - да, есть только Я и ничего более. Остальные доктрины - ходят вокруг да около, всё чего-то недоговаривая, опасаясь и остерегаясь. Культурного шока своих последователей? Обвинений в антинаучном фричестве? В мегаломании?
   Моё Я говорит мне, что опасаться таки нечего. Поэтому - будем максимально искренни, и, в первую очередь - пред самими же собой, попробуем подробнее осветить что же такое есть солипсизм. А для начала немного пройдёмся по идеологиям - "конкурирующим концессиям", более или менее укоренённым в архетипах сознания:
   Архетипы двойственности. Это самый обширный пласт, начиная от +/-, ин/ян, материя/дух, и кончая, например - адвайтой, ибо чтобы не говорили её последователи, какую бы целостность они не пропагандировали - в своей основе адвайта так и остаётся отрицанием двойственности, а по сути - одной из разновидностей этой самой двойственности и является. В отличие от солипсизма, который открыто декларирует SOLO - единственность собственного сознания как объективной реальности.
   Наиболее интересным образом суть двойственности, на мой взгляд, раскрывает г-н Григорий Оттонович Мёбес (Г.О.М.) в своей знаменитой "Энциклопедии Оккультизма":
   "Во всех областях познания встречаются так называемые "бинеры", то есть совокупности двух противоположных областей. Метафизика говорит об эссенции и экзистенции объектов изучения, противополагая их друг другу. Наука говорит о принципах, противопоставляя их фактам."
   Архетипы тройственности. Или "тернеры" в терминологии Г.О.М.'а. Чем они нам интересны? А вот чем:
   "...возможностю так называемой нейтрализации бинеров, то есть порождения третьего (так называемого среднего) термина, обеспечивающего переход от одного из крайних понятий к другому и тем устанавливающего тройственную шкалу, ступенями которой служат сами термины. В этой фазе они являются лишь степенями одного и того же проявления. И следовательно, здесь два при помощи третьего сливаются воедино."
   Не устраивают оккультисты? Пожалуйте немного рационалистов:
   "Математический объект, полностью соответствующий перечисленным шести свойствам (Догмата о Троице: 1. Триединость. 2. Единосущность. 3. Нераздельность. 4. Соприсносущность. 5. Специфичность. 6. Взаимодействие.), действительно существует и широко используется в математике, механике, физике и других аналогичных науках. Это самый обычный вектор с его тремя ортогональными составляющими.", -- Б.В. Раушенбах "Логика троичности"
   То есть - здесь мы снова возвращаемся к искомой целостности или Единству. Наиболее знаменитые тройки: Отец, Сын, Святой дух (хотя я бы лично поставил на место последнего Мать иди "Богиню" - и был бы прав, таким образом уйдя от излишней религиозно обусловленной энигматики); Явь, Правь, Навь; Брахма, Вишну, Шива (Тримурти - Созидание, Сохранение и Разрушение); "Святое-Утверждающее", "Святое-Отрицающее" и "Святое-Примиряющее"; время, пространство, материя.
   Архетипы 4-х аспектов или Тетраграмматон. Здесь мы уже немного заступаем на лукавую территорию Каббалы - четырехсоставное имя Б-га JHWH - Яхве или Егова, или ADNI - Адонай, есть и ещё варианты, вплоть до Пелевинского ГКЧП (кстати - у Пелевина солипсизм частенько становится основой сюжета, что как, мне кажется, не всегда оказывается правильно понятым, а, например, в книге "Чапаев и Пустота" автор об этом заявляет прямо в предисловии).
   Если мы захотим ещё энигматики, то к известному Явь, Правь, Навь - можно присовокупить дополнительно Славь.
   В практическом же аспекте нас больше заинтересуют 4 стихии: огонь, вода, земля, воздух; 4 стороны света; наверняка можно повыискивать и ещё - суть же в том, что они снова уточняют и детализируют ЕДИНОЕ.
   Архетипы циркулярные или Циркумпункт. Что есть точка в круге - разновидность солярного символа, на мой взгляд - символ максимально концентрировано отражающий идею солипсизма. Идея вселенной, как сферы бесконечного радиуса, центр которой - твоё "Я" - есть везде, в любой точке бытия.
   ИТАК, Солипсизм. Что можно о нём сказать ещё, например, в свете "Кинематики сознания"? Только то, что он вводит фактор ЭГО - Я в единственно существующее сознание. Возникает резонный вопрос, а с кем же это Со-Знание Со- , если кроме него никого-то и нет? Ну как тут не вспомнить хрестоматийное:
   "- Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! - он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность - раздражился и крикнул сурово: - Так, стало быть, так-таки и нету?"
   Самое простое - ответить - сие энигма есть, прочая "неисповедимы пути". НО. Не устраивает. Наш спортивный интерес не удовлетворён. Кстати - а почему это МЫ, кто будут такие? А вот здесь на выручку и придёт идея синергии, "Синергетического МЫ", классическое определение которой гласит, что это:
   "взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы".
   Кажется здесь уже кое-что нащупывается, а именно - божественная мотивация разделения исходного "Я" на миллиарды со-трудников, со-ратников, обладающих свободной волей - ибо - синергетический эффект! Вот здесь-то мы и пощупали кое-кого за бородёнку! Кого? Да пожалуй что и самого себя. Пониманию этого может способствовать идея уровней, масштабов, иерархии, ДРЕВА МИРА, в котором мы все имеем честь пребывать. Источник древа, ствол - есть сознание Б-га, ветви - расы, народы, роды (здесь, на наш взгляд, уместна оптическая аналогия, ведь если вернуться к нашей гипотезе о световом характере сознания, то точки ветвления древа - "колена" - можно представить себе как порции света или световые пучки - цуги); мы же - всего лишь листва, нам всего лишь "ведом сок того ствола"... И это не мало, ведь на глубинном уровне мы неотличимы (ведь "Ты - не уникален, Ты - всевозможен...") от интегральной личности того, кого мы ощупывали на предмет бороды. Ну и прочее оволосение - по вкусу, как соль, перец и сахар.
   Соль - была выше и ещё прибавится ниже.
   Чем ещё ценен солипсизм? Например - очень интересна перекличка с новомодной идеей "Медузы, пасущиеся в Матрицах" (перевод энтузиастами тезисов книги "Матрица 5", за авторством загадочной группы товарищей, именующих себя Leading Edge International Research Group), где ветвления ДРЕВА представлены в виде медуз, являющих собой узловые точки или интегральные личности определённого уровня - "Суб-Логосы", щупальца которых протянуты к "конечным пользователям" матрицы или "листьям" в нашей терминологии древа, якобы, собирающим планктон жизненного опыта для прокорма самой медузы. При этом Б-г представлен в виде медузы наивысшего уровня, соответственно - каждое Я имеет непосредственное сообщение как с Б-гом, так и со своими коллегами - пожинателями опыта в материальном мире, фактически являясь составной частью Единого.
   Кроме того, эта доктрина предусматривает различие медуз, имеющих несколько щупалец - тогда считается, что подконтрольные ей Я параллельно или одновременно проходят эволюцию, "коллективные души", "параллельные воплощения"; и на медуз, имеющих только одного подопечного, т.е. фактически - нити, сочленённые "коленами", и такая эволюция именуется последовательной. При этом - "последовательные" есть продукт штучный, элитарный и наиболее продвинутый, предположительно - сохраняет память о предыдущих инкарнациях, связь с Суб-Логосом, а также имеет беспрецедентный уровень осознанности и волевого влияния на материальную действительность, отличается несомненным превосходством над стадами "параллельных", занимается их "организацией" и откровенным паразитированием на них, что, якобы, способствует обоюдной эволюции и свидетельствует о сбалансированности мироздания. Знакомая аналогия, не правда ли?
   Также, не менее интересным образом эта идея перекликается с книгами "астрального путешественника" Роберта Монро (по некоторым данным - один из авторов Leading Edge International Research Group), который вводит понятие "Я-Там", т.е. Высшая душа или Суб-Логос, которому относится текущая инкарнация именуемая "Я-Здесь". Тут же уместно будет вспомнить Гурджиева с его идеей о самовоспоминании (Recollection), т.е. о пробуждении локальной инкарнированной души ото сна или иллюзии-Майи, и воспоминании себя "в духе", своей принадлежности к Высшему-Я, которое, в пределе - только и имеет объективное бытие. Возвращаясь же в современность - упомянем "Киберсолипсизм" автора Алекса Рона Гонсалеса, который снова обращается к идее виртуальной реальности, реализованной в игровой программе-матрице. И если уж мы предприняли своеобразный экскурс в творчество солипсистов, то нельзя не отметить такого современного парадоксального мыслителя и популяризатора солипсической идеи вообще - А.С. Кончеева, с его "Великим деланием".
   Можно также предположить, что наши Я представляют собой некие терминалы, созданные для интерактивного сообщения Б-га с реальностью, принимающие некоторую унифицированную информацию, транслирующуюся определённой узловой точкой - медузой, Суб-Логосом или эгрегором наподобие телевизионного или радиосигнала. Этим, в частности, можно объяснить природу возникновения "Пролазмов" No и пересечений семантических полей, что происходит, когда несколько Я синхронно принимают определённые идеи (которые, как говорится, "носятся в атмосфера", а по сути - целенаправленно транслируются), и некоторое стороннее Я (что в сущности - всё тоже одно единственное божественное Эго) имеет возможность проанализировать и оценить это явление со своей стороны.
   Теперь перец. Оказывается, солипсизм входит в состав девяти грехов ортодоксального сатанизма ЛаВея, что есть таки вполне симпатичная причина быть солипсистом. Сложно предугадать - что находилось в голове у этого существа во время формулировки списка сатанинских грехов, можно только попробовать предположить. И тут возможен примерно такой ход мысли: если ты проповедуешь превосходство собственной воли над остальными, произвол ради произвола, тогда да - откровение об отсутствии разделения на твоё и моё, а в корне - ВОЛЯ ОБЩАЯ = СУПЕРПОЗИЦИИ ВОЛЬ - фактически - энигматический коммунизм - губителен для власти "предводителя команчей", ведь если этом начнут догадываться его адепты, то власть верховного, злонамеренно содержащего последователей в слепоте (и самого же аналогичным образом слепого, либо полузрячего, ибо горизонт его прогнозирования немногом далее адептов, всего лишь на несколько ветвлений, для достижения сугубо тактических посюсторонних выгод, какие бы он ни строил глобальные иллюзии) - лопнет как пузырь. Поэтому - такую идею следует блокировать в зачатке. Что, кстати, и происходит в современном социуме - тебе говорят - будь добр, толерантен, уважай чужое мнение и т.п., а что, почему, на основании чего - дальше пояснений НЕТ. Бог терпел и вам велел? Ню-ню. Что ещё может вызвать таковая сентенция кроме спровоцированного протеста?
   Ну и наконец - сахар. Даже мёд. Ведь солипсизм абсолютно чётко и недвусмысленно объясняет заповедь Любви Христа, ибо ближние (да и далёкие тоже) есть, ни кто иной, как ты сам, кого ж ещё любить-то? Здесь даже не остаётся места для эгоизма, как бы не заклинали господа экзистенциалисты во главе с предводителем Ж.П. Сартром: "Ад - это другие" (это ли не сатанизм?), и как бы не вторила им пословица: "Чужая душа - потёмки". Оказывается - не такие уж и потёмки, а напротив - сам мир, преподносящий нам иллюзию разделённости и есть натуральная потёмкинская деревня, мнимость и камуфляж. В нашей же трактовке - применительно к принципу неподавления воли - это также находит объяснение в солипсизме, ведь подавляя "чужую" волю, ты тем самым наносишь вред самому себе (кстати - где-то сюда же неплохо монтируется и идея о сострадании, что есть обширная отдельная тема). Вот почему со-гласие и со-действие энергетически более оправдано - выгодно, оптимально, чем конфликт воль; а с нравственной точки зрения - оправдано абсолютно, как абсолютное добро.
  
   26 апреля 2010 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"