Скирда Вадим Михайлович : другие произведения.

Гордыня: смертный грех или антиэнтропийный инструмент гарантированного выживания?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Гордыня: смертный грех или антиэнтропийный инструмент гарантированного выживания?

   Пасхальная неделя, слава Б-г'у - в самом разгаре, а по сему - продолжаем размышления на околобиблейские темы. Продолжим же наши исследования в антиэнтропийном ключе, т.е. посмотрим - насколько религиозные доктрины способствуют уменьшению энтропии, как меры неопределённости состояния системы этого мира (если вообще способствуют). Ибо неопределённость нами не приветствуется, т.к. неясность законов, с одной стороны, не снимает ответственности за их невыполнение, а с другой - привносит элемент хаотической несвободы, как бы парадоксально, на первый взгляд, это ни звучало.
   На этот раз хотелось бы попристальней присмотреться к доктрине греха, да не простого, а смертного, и даже самого смертного - гордыни. Для начала - небольшой обзор представлений о гордыне с точки зрения основных религиозных конфессий. Забавно, что Вики гордыню ставит на первое место с списке грехов католической церкви (1-е из 7-ми), а православной - на последнее (8-е из 8-ми, на 1-м у них, оказывается, чревоугодие). Не будучи профессионалом от религии, не могу сказать насколько такая расстановка справедлива (может ли кто из профессиональных православных подсказать?). В иудаизме к гордыне отношение неважное, но не катастрофическое, как о грехе, да ещё смертном и речи не идёт. Как выяснилось - у иудеев насчитывается 613 заповедей (некоторые из них особенно симпатичны, к примеру, Предписывающие N-N 185 - 188, такой вот фольклорный элемент), и нарушение каждой из них уже есть грех (авера, что можно трактовать, например, как а_вера, т.е. отрицание или отсутствие веры, и не отсюда ли пошло хорошо всем известное афёра?) - таким образом, само понятие греха, на наш взгляд, претерпевает изрядную инфляцию. Кстати - в Вики напрочь отсутствует статья о хуцпе (иудейская сверхнаглость, что явно по смыслу смыкается с гордыней), при том, что таковая по всей видимости когда-то существовала, но была нагло выкошена (что характерно - сейчас на запрос о хуцпе предлагается насладиться хумппой - весёленькая замена, наши финские товарищи будут несомненно довольны) - остаются ли ещё у кого сомнения в идеологической ангажированности Вики? О прочих же конфессиях она скромно умалчивает, но окольными путями удаётся выяснить, что в исламе гордыня вообще не входит в перечень грехов (у них самый страшный - неверие, вполне себе авраамично), притом, что на специальных исламских богословских сайтах гордыня всё-таки упоминается. У дхармистов же понятие о грехе и вовсе вырождено в наработку слепой кармы, как вырождены и понятия о боге, завете, законе (или напротив - не есть ли это наиболее здоровое мироощущение? предмет для отдельного разбирательства).
   Казалось бы - причём здесь энтропия?
   А вот при чём.
   Очень грубо - представим себе два мира: тонкий, в котором времени нет, а есть только свет, который везде и всегда, в нём ничего не длится, но лишь случается, причины и следствия имеют произвольный порядок (как аналог - мир снов); и мир - ну пусть будет "толстый" - наш, в котором всё с точностью до ровно наоборот - причины и следствия железно взаимообусловлены, время - длится, и даже свет имеет конечную скорость (ой ли? я таки склоняюсь, что это одна из гипотез, ибо тут прослеживается явный оксюморон - конечна, но абсолютна во всех инерциальных системах отсчёта). В нём ни когда ни что не случается мгновенно (так и хочется уточнить - бесплатно), и даже одновременность относительна (если тов. Эйнштейн не пошутил), между любыми событиями в обязательном порядке имеется временной лаг (возможно, существует и минимальная порция - квант времени), что обусловлено наличием массы и инертности.
   Кстати сказать, возможно, этот самый временной зазор - есть не несовершенство мира, а наоборот - защитная реакция среды от непродуманных волевых решений, своеобразная "защита от дурака", вмонтированная в законы материи, позволяющая на определённом этапе развития процесса его "переиграть", остановить, переменить решение - ведь это страшно себе представить - что было бы, если бы ВСЕ наши помыслы и желания свершались МГНОВЕННО, как во сне! Тут ни какой нравственной гигиеной не убережёшься, ибо если не ты - то тебя, и так до дурной бесконечности... А так - инструмент длительности-времени даёт поправку "на ветер" - на возможность совершения, осмысления и исправления ошибки, хотя и "фонит" в событийной области спектра, оборачивается "фидбэками", но, тем не менее - вполне рабочий и применимый. С позиции того, что все мы есть свободные духи, добровольно принявшие чин ученичества в плотной материи - время можно назвать ученическим билетом или дорожной картой этого мира.
   Одна из особенностей толстого мира есть постоянное стремление более обеспеченных энергией элементов "поделиться" ею (энергией) с менее обеспеченными элементами системы (от более нагретых тел к менее нагретым), такой вот замечательный "альтруистический" второй закон термодинамики (неплохая компания "справедливому" первому - сохранения энергии), при котором "творческий беспорядок" необратимо проигрывает "унылому порядку", что мы и называем возрастанием энтропии или такой вот "унылостью", серостью, усреднённостью, несвободой, детерминизмом, остыванием, смертью, погружением в Навь. Что, прямо скажем, не здорово. Всё это легко и непринуждённо вписывается в концепцию "ленности мироздания", т.е. богатому всегда легче потерять, чем приумножить, а нищему - подобрать плохо лежащее, чем заработать. Иное - будет требовать дополнительных затрат и сверх-усилий, о коих речь пойдёт ниже.
   Далее: в толстом мире существует и такое прямо противоположное энтропии (по крайней мере в фазе роста) интересное явление, как жизнь, которая имеет ограниченную длительность и при этом склонна к экспансии, максимально возможному продлению во времени своего существования и самовоспроизводству. Вообще-то - это дьявольская изощрённость - устроить мир так, что он существует, существовал и будет существовать до, после и во время тебя, тогда как ты будешь иметь только текущий опыт и недоумевать - откуда же всё берётся и куда девается? Но - она - жизнь, хрупка и требует более изощрённых кунштюков для обеспечения самоё себя, чем надежда на "справедливость" и "альтруистичность" физических законов, простое "непротивление" и пассивный самораспад, что, впрочем, при любом исходе случается в фазе старения и смерти.
   ИТАК, гордыня. Так вот она-то и есть такой своеобразный кунштюк, подарок - тонкого мира (от Люцифера или Прометея в контексте архетипов - от нашего стола вашему столу) миру толстому, в котором тонкий как бы морально оправдывается и компенсирует толстому его, якобы, несовершенство (тот самый, в сущности, полезный временной лаг и прочие прелести инертности), а конкретно - жизни облечённой сознанием (разумной), позволяющий не просто эффективно выживать, а гарантированно - посредством максимальной избыточности своей экспансии. Можно считать, что эта идея вплотную граничит с социальным дарвинизмом - возможно, но в нашем концепте речь идёт не просто о борьбе за выживание (выживает и кошка и червь - и ещё как выживает!), а о той стратегии, когда выживание уже достигнуто, стратегии обращённой в будущее, когда, казалось бы - чего же ещё желать? Мы говорим о тех шагах, которые стоило бы предпринять разумному организму для того, чтобы морально гарантировать с максимально возможным запасом, перехлёстом жизни самому себе своё превосходство над окружающими, причём - не обязательно потенциальными угрозами выживанию, но - в обязательном порядке - реальными угрозами собственному господству, а это ультимативно ВСЕ. Здесь мы невольно соприкасаемся с ницшеанской мечтой о сверхчеловеке, как обладающем сверх-волей для осуществления сверх-экспансии, обладающего "сверхнравственностью", "по ту сторону добра и зла". И он (волевой организм) такие шаги предпринимает, в социальном контексте это оборачивается в максимальной аккумуляцией власти и собственности (но и не только, а также - созданием таких избыточностей жизни - элементов роскоши, как: совершенные произведения искусств, архитектуры, техники, науки - всего того, что прочно ассоциируется с истинной аристократией духа), что непременно порождает конфликт воль. А всякий конфликт в качестве результата своего разрешения имеет поражение воли одного из оппонентов - то самое несогласие, что противоположно "продукту при полном непротивлении сторон", в некотором роде - убийство воли бога, ибо всякая воля есть ЕГО часть. Кстати - доктрина о ненарушении воли бога совсем неспроста находится в самом топе множества религиозных систем, и не только религиозных - от законов рабовладения до законов робототехники, где в качестве бога выступает хозяин.
   В этом смысле идея греха очевидна - столкновение и подавление воль, также, впрочем, как и идея благодати - согласие и примирение. Упомянутая же выше аристократия духа тоже подразумевает наличие благодати - согласия с тонким ультра миром - источником и проводником озарений и упорядочений материи, ибо без благодати не может быть не только собственное творчество, но и, по крайней мере на каком-то этапе, накопление результатов творчества чужого - поглощение чужих жизней, что не противоречит с присутствием гордыни на уровне толстого инфра мира. Гордыня же есть сверх-грех, как порождающий сверх-столкновения и умерщвления воль в наивысшем количественном и качественном отношениях.
   Дабы избежать обвинений в моральном релятивизме - сразу стоит обозначить свои этические диспозиции, о том, что согласие - это добро, за исключением тех случаев, когда речь идёт о согласии со злом; а гордыня - зло, за исключением случаев, когда речь идёт о конфликте - войне с абсолютным злом. При этом - гордыня уже вовсе не гордыня - такое состояние духа может быть названо гордостью. Согласие же в контексте абсолютного добра может быть поименовано истиной.
   Ещё немного о гарантиях - понятно, что на все сто не гарантируют и в морге после вскрытия, не говоря уже о гос.боге - тот и сам не смог нам гарантировать много чего, но в нашем случае это происходит - накачка гордыней - только для внутренней убеждённости объекта жизни в достижении своей наиболее возможной синергии с имеющимся внешним миром, и такая синергия - выигрыш в энергиях мира сего действительно имеет место быть. Ещё раз проговорим, что гордыня - это психологическое ощущение - страсть, одержимость или вирус-идея, заброшенная в сознание свыше (или бесовщина снизу), следуя которой, утоляя её достигается наиболее выигрышная стратегия выживания, в том числе - и за счёт жизней синергетически взаимодействующих с носителем гордыни. И чем больше жизней вовлечено в такое взаимодействие, тем выше порядок гарантии.
   А как же согласие? Тут можно продолжить построения и предположить, что согласие как инструмент выживания не менее эффективно, но практика проживания во лжи вещества неумолимо свидетельствует о том, что гордыня в своём антиэнтропийном аспекте явственно одерживает верх. Судя по всему - тут необходимо глобальное божественное вмешательство для исправлении посюстороннего мира, вплоть до изменения физических констант материи, а ещё лучше - полного устранения оной за ненадобностью, широкомасштабное и повсеместное развёртывание реализаций тел света при жизни, волевым решением наплевав на все законы вероятности - не об этом ли упреждает нас догмат о всеобщем воскресении из мертвых? Пожалуй, что и так, однако цель такого воскрешения радовать может слабо, ибо есть Страшный Суд - премиленькая "общественная нагрузка"!
   Да, возможно жить нужно так, чтобы в любой момент быть в состоянии озвучить свой внутренний диалог перед многотысячной толпой, которая есть аналог населения всего мира вкупе со всеми когда-либо жившими, и чтобы при этом не было и тени стыда. Да, нужно каждый миг быть готовым к смерти - присоединению (если не присовокуплению) к этой самой толпе, имея в себе соответствующий уровень внутренней самогигиены мысли. Да, возможно согласие будет более эффективно в мире пораженных гордынь, но в мире одержимых одиночек у него нет шансов.
  
   7 апреля 2010 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"