Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

О загадке водной стихии

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Крещенский праздник - один из самых радостных зимних праздников для православных христиан. Но никакое крещение не обходится без воды. Поэтому будет очень своевременно поговорить о загадке "обычной" воды

  

О ЗАГАДКЕ ВОДНОЙ СТИХИИ

  
  

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

  
  В память о том, что Сын Божий Своим крещением освятил воду в Иордане, на всей Земле, и во всей Вселенной, в память об этом великом событии совершается великое водосвятие - чин освящения воды накануне праздника Крещения Господня (в крещенский сочельник), и в самый день праздника Крещения. Освященная вода, как известно верующим, обладает особыми свойствами. Природа происхождения необычных свойств освященной воды для нас остается загадочной, но можно говорить о том, что вода эта пронизана мощным потоком нетварных Божественных энергий, изливающихся от Пресвятой Троицы. Водосвятие не есть магический ритуал, автоматически действующий на водную стихию, но молитвенное призывание благодати Божий, нетварных энергий Божества, в обряде, совершаемом Церковью. И действие Божией благодати на человека зависит от его веры, от его смиренного желания принять дар Господа, открыться потоку нетварных энергий Божественных, чтобы очистить свою душу и тело от греха.
  Можно предположить, что освященная вода отличается своей структурой от обычной, даже самой чистой воды. Но отличия эти, вероятнее всего, обнаруживаются на очень тонком уровне, на грани возможностей современных физических исследований, а то и могут быть за гранью таких исследований. В этом - одна из многих загадок воды.

  Другая великая загадка воды - это ее происхождение во Вселенной. Согласно началу книги Бытия и толкованию св.отцов, в первый же день творения Бог из ничего (из небытия) сотворил духовный мир (ангелов) и первоматерию ("В начале сотворил Бог небо и землю" - Быт. 1: 1). Эта первоматерия уже содержала воду или водоподобное вещество ("Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" - Быт. 1: 2). Возможно даже, что перво-Земля, покрытая слоем вод, образовалась путем конденсации "начальных пылинок вселенной" (Притч. 8: 26). В этом первовеществе, по мнению св.отцов, содержались все основные виды природных веществ (стихий). И, может быть, все химические элементы. Так, прп. Иустин Попович, подытоживая святоотеческую мысль 20-ти столетий с момента Рождества Христова, пишет: "7. В сотворении мира Богом наблюдается исключительный порядок и план. Святое Откровение различает два момента в сотворении: первый момент - это сотворение духовного мира и бесформенного космического вещества (Быт. 1,1-2); второй - сотворение существ и вещей из уже сотворенной бесформенной материи, и причем постепенно, по видам, в течение шести дней: в первый день - свет, во второй - видимое небо; в третий - суша, море и растения, в четвертый - солнце, луна и звезды, в пятый - рыбы к птицы, в шестой - все виды животных и человек. Отцы Церкви учат, что под первобытным небом и землею, о которых говорится в начале Библии (Быт. 1,1), не следует понимать ни небо, которое мы видим сейчас, ни землю, на которой мы сейчас живем, так как это небо возникло позднее, во второй день сотворения видимой природы, а эта земля - в третий день творения. Первобытное небо означает мир духовный, ангельский; первобытная земля - космическую массу, содержащую в себе вещество всего того, что в течение шести дней получило свое существование и форму" [Преподобный Иустин Попович. ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТИНЫ (Догматика Православной Церкви). Избранные главы о творении мира и человека. Источник: Шестоднев против эволюции. Миссионерско-просветительский центр "Шестоднев". http://www.creatio.orthodoxy.ru/fathers.html]. Более того, перво-Земля с водами - это могла быть целая бездна вод, огромное количество водной материи, которая могла содержать в себе всю будущую материю Вселенной, как бы не фантастически это звучало!... Прп. Иоанн Дамаскин в "Точном изложении Православной веры", в кн. 2 гл. 9 "О водах" писал: "О ней [о воде - примеч. Ск.В.Ю.] упоминает и Божественное Писание, говоря: и тьма бе верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1: 2). Ибо бездна - ничто другое, кроме изобилия воды, предел которой непостижим для людей. В начале вода, конечно, находилась на поверхности всей земли...".

Но процесс творения был чрезвычайно интенсивен и по характеру - сверхъестественен, поскольку не имел аналогов в нынешней Вселенной, и поскольку законы природы для основных частей Вселенной только устанавливались Творцом и только начинали свое действие. Так что не исключено и преобразование некоторых химических элементов в другие элементы, как это бывает при ядерных реакциях. Не исключено, что самыми первыми химическими элементами были водород и кислород, составлявшие первичные воды. Ведь сказано у апостола: "вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою" (2 Пет. 3: 5). Так что первичные воды могли трансформироваться в остальные химические элементы, необходимые для сотворения мира. В первый же день Святой Дух оживотворял воды, "носясь" и насыщая их способностью родить жизнь по слову Божию: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1: 2), как учат св.отцы. Точно также получила способность рождать жизнь и земля, по слову Божию. Возможно, уже в тот момент в первовеществе воды и земли образовались начальные органические вещества, из которых затем будет создана жизнь. В первый же день Бог создал физический свет, отделил его от тьмы, определил порядок чередования дня и ночи за счет действия первичного света. Но Солнца, звезд и планет еще не было. Вероятно, первичный свет имел пульсирующий характер, как полагали некоторые из св.отцов. Он же потом на третий день творения способствовал росту первой растительности.

  
    []
  

  Хаос. Сотворение мира. Айвазовский, 1841 г.

  
  Столь же загадочен и второй день творения. "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй" (Быт. 1: 6-8). В очередном сверхъестественном акте происходит дифференциация и усложнение тварного мира, отделение стихий друг от друга, и признание Богом совершенства сотворенного мира. Как мы, современные читатели, должны понимать этот текст? Твердью названо видимое небо, потому что звезды на нем наблюдаются, как неподвижные, словно бы утвержденные на небесной твердой сфере. Это одно из возможных объяснений термина "твердь". Твердь - видимое небо - для земного наблюдателя вращается согласно суточному времени, т.е. согласно вращению Земли. Некоторые из св.отцов полагали, что воды над твердью - это облака, из которых до сих пор проливаются осадки. Мощный слой облаков, существовавший до Потопа, обеспечивал парниковый эффект и теплый влажный климат на огромной территории Земного шара. Другие св.отцы полагали, что воды над твердью двигались к небесным первосветилам, которые только начинали формироваться во второй день, а стали светилами на четвертый день творения, когда начали испускать свет. Поскольку видимое небо вместе со светилами в основном было сформировано на четвертый день творения, можно полагать, что происходило быстрое расширение космического пространства, созданного между водами, покрывавшими перво-Землю, до огромных масштабов, необходимых для четвертого дня творения. А о том, что происходило и, возможно, до сих пор происходит расширение Вселенной, могут свидетельствовать слова пророков, что Господь "распростер" небеса: "Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал залог Я" (Ис. 45: 12), "Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса" (Иер. 51, 15); см. также Иов. 37: 18; Пс. 103: 2; Ис. 40: 22; Зах. 12: 1. И современная космология утверждает, что происходит расширение Вселенной. Можно высказать предположение, что воды над твердью (над небесами) при расширении Вселенной попали в космическое пространство. Они и образовали запасы воды на планетах Солнечной системы и их спутниках, они образовали ледяные ядра комет, лед в астероидах, ледяные оболочки межзвездных пылинок, молекулы воды в далеких межгалактических туманностях. Возможно, что так раскрывается загадка образования пояса Койпера и облака Оорта (огромные скопления астероидов и комет за пределами Солнечной системы). Органические вещества, образовавшиеся в воде в первый день творения, должны теперь находиться во льдах комет (уже обнаружено) и, если только под влиянием космических факторов эти органические молекулы не разрушились, их можно обнаружить и в воде астероидов и планет Солнечной системы, и в водах более далеких космических объектов. Так может объясняться загадка происхождения сложных органических молекул в космической воде.

  Из представленного материала видно, что водная стихия, вода - образовалась при самом начале творения Богом материального мира. Это - одно из основных проявлений вещества, проявлений материи. Даже известная космологическая гипотеза "Большого взрыва", наиболее распространенная в научном мире среди неверующих ученых, утверждает, что первым химическим элементом во Вселенной стал водород, из которого (вместе с кислородом) состоит вода. Вода лежит в основе многих важнейших процессов на Земле и в космосе. И потому вода требует дальнейших фундаментальных научных исследований.

  С подробным святоотеческим толкованием библейского Шестоднева (начала книги Бытия) можно ознакомиться на сайте храма Богородицы Целительницы в статьях: "Загадка происхождения воды или первые дня творения" и "Сотворение мира. Шестоднев" http://bogoroditsa-doctor.dp.ua/.
  

(Или на сайте http://samlib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/, http://zhurnallib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/)


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"