Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Св. апостол Павел и св. Дионисий Ареопагит

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь мы поведаем некоторые эпизоды из житий св. апостола Павла и его ученика св. Дионисия Ареопагита. Христос Бог разными путями открывал им Себя.

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПАВЕЛ И СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

(12 июля - нов. стиль, 29 июня - стар. стиль)

Так назван праздник вчесть апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство повсему миру, воспитавших множество учеников и утвердивших веру во многих церквях. Оба апостола приняли мученическую смерть заверу во Христа.

Здесь мы поведаем некоторые эпизоды из житий св. апостола Павла и его ученика св. Дионисия Ареопагита. Христос Бог разными путями открывал им Себя.

Однажды иудея Павла, на тот момент гонителя христиан, Солнце правды внезапно ослепило светом с небес. Чтобы он после 3-х дней физической слепоты и покаяния окончательно прозрел духовно и физически, и уверовал во Христа. Произошло это уже после Воскресения Христова. Однажды эллина Дионисия, на тот момент язычника, поразило зрелище невиданного ранее затмения солнца, ибо в течение 3-х часов по всей земле была такая тьма, что хорошо были видны звезды. В тот момент был распят Христос, и Дионисий, находясь в Египте и видя затмение, почувствовал, что Бог страждет.

Святой апостол Павел, прежде апостольства называемый Савл по происхождению был еврей, от племени Вениаминова: родился он в городе Тарсе киликийском, от родителей знатных, живших прежде в Риме, потом переселившихся в Тарс киликийский, с почетным званием римских граждан, посему и Павел назывался римским гражданином. Он приходился сродником святому первомученику Стефану и, вероятно вместе с ним, послан был родителями в Иерусалим для изучения Моисеева закона; там он был в числе учеников славного в Иерусалиме учителя Гамалиила. Товарищем по учению и другом его был Варнава, ставший потом апостолом Христовым. Савл основательно изучил закон отцов, сделался великим приверженцем его и присоединился к партии фарисеев - строгих ревнителей всего отечественного и наружно благочестивых.

 []

В то время в Иерусалиме и в окрестных городах и странах святые апостолы распространяли благовестие Христово: причем у них часто происходили долгие споры с фарисеями и саддукеями (отвергавшими предание и не верившими в бессмертие души) и со всеми книжниками и законоучителями иудейскими, которые постоянно ненавидели и преследовали проповедников Христовых. Ненавидел святых апостолов и Савл, и даже слушать не хотел проповеди о Христе, издевался над Варнавой (уже ставшим апостолом Христовым), и произносил хулу на Господа Христа. А когда святой первомученик Стефан был побиваем камнями от иудеев, Савл не только не сожалел о родной ему крови, невинно проливаемой, но и одобрял убийство и сторожил одежды иудеев, поражавших Стефана. После того, испросив себе полномочия от архиереев и старейшин иудейских, он еще с большею яростью терзал церковь (собрание верных), входя в дома и схватывая мужчин и женщин, отсылал их в темницы. Не удовлетворяясь гонением верных в Иерусалиме и продолжая дышать угрозами и убийством на учеников Господа, он отправился и в город Дамаск с письмами первосвященника к синагогам, чтобы и там, кого найдет из верующих в Христа, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Это происходило в царствование римского императора Тиверия.

Когда Савл приближался уже к Дамаску, вдруг осиял его свет с неба (так внезапно, сильно и ослепительно, что он упал на землю), и в то же мгновение он услышал голос, говоривший ему: Савл! Савл! что ты гонишь Меня?

Он же, полный изумления, спросил:

- Кто ты, Господи?

Господь же сказал:

- Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Савл в трепете и ужасе спросил:

- Господь, что повелишь мне сделать?

И Господь сказал:

- Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

В ужасе были и воины, шедшие с Савлом и, пораженные необыкновенным светом, стояли в оцепенении: голос, говорящий к Савлу, они слышали, а слов разобрать не могли и никого не видели (Деян. 9: 3-9; 22: 6-11; 26: 12-18). Не каждому Господь Себя открывает в равной мере, ибо не в равной мере подготовлены сердца человеческие к встрече с Ним.

По повелению Господа, Савл встал с земли и с открытыми глазами своими ничего не видел: ослепли телесные его очи, но начали презирать очи духовные.

Проводники и помощники Савла повели его за руку и привели в Дамаск; там он пробыл три дня, ничего не видя, и в чувстве раскаяния не ел и не пил, и только непрестанно молился, чтобы Господь открыл ему волю Свою.

В Дамаске же был святой апостол Анания, которому Господь, явясь в видении, повелел отыскать Савла, жившего в дому некоего мужа, по имени Иуды, и просветить телесные его очи прикосновением, а душевные - святым крещением.

Апостол отвечал:

- Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

Но Господь сказал ему:

- Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед языками и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое (Деян 9:13-16).

Святой Анания, отправясь по повелению Господню и отыскав Савла, возложил на него руки: и тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, вдруг он прозрел и, встав, принял крещение и исполнился Духа Святого, посвящающего его в апостольское служение и переименован был из Савла в Павла, и немедленно начал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие удивлялись этой перемене в мыслях гонителя Церкви Христовой и говорили: Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам (Деян 9:21). А Савл более и более укреплялся в вере и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая им, что Сей есть Христос (т.е. обетованный Мессия).

Однажды св. апостол Павел прибыл благовествовать в знаменитый греческий город Афины. В Афинах Павел возмутился духом при виде идолов, наполнявших сей город, и скорбел о погибели стольких душ. Он стал толковать в синагогах с иудеями и ежедневно на площадях с греками и философами их. Слушатели привели его в Ареопаг (так называлось место, где при идольском храме производился общественный суд). Привели же его туда отчасти для того, чтобы выслушать от него в бывшем собрании что-то новое, а отчасти и для того (как думает Златоуст святой), чтобы предать его суду, мукам и смерти, если услышат от него что-нибудь достойное казни. Павел же, еще прежде увидев в городе какой-то жертвенник, на котором было написано: "неведомому богу", начал свою речь по этому поводу и стал проповедовать им Истинного Бога, доселе неведомого им:

- Сегодня, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам (Деян 17:23).

И начал сказывать им о Боге - Создателе всего мира, и о покаянии, и о суде, и о воскресении мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни из слушателей насмехались, а другие еще более о сем хотели услышать. И вышел Павел из собрания их неосужденный, как невинный ни в чем; а слово Божие проповеданное им, было не без пользы для приобретения душ: ибо некоторые мужи, пристав к нему, уверовали во Христа; между ними был Дионисий Ареопагит и некая знатная женщина, по имени Дамар, и другие многие, и крестились. Так произошла встреча св. апостола Павла и его ученика св. Дионисия Ареопагита.

Апостол Павел в проповеднической деятельности обошел многие земли Римской империи и, в конце концов, принял мученический венец. О времени страдания святого апостола Павла неодинаковы известия у церковных историографов. Никифор Каллист во второй книге своей истории, в 36 главе, пишет, что святой Павел пострадал в один год и в один день со святым апостолом Петром, за волхва Симона, которого одолеть он помогал Петру. Другие же сказывают, что, спустя целый год по смерти Петра, пострадал Павел в тот же 29 день месяца июня, в который за год перед сим был распят святой Петр. Причиной смерти Павла приводят то, что он проповедью Христовой увещевал девиц

и женщин к целомудренной чистой жизни. Впрочем в сих известиях нет большого разногласия: ибо в житии Петра (по Симеону Метафрасту) говорится, что святой Петр пострадал не тотчас после погибели Симона волхва, а по прошествии нескольких лет, из-за двух любимых Нероном наложниц, которых апостол Петр обратил ко Христу и научил жить целомудренно. А так как и Павел святой жил в Риме и окрестных странах в то же время, когда и Петр, то легко могло быть и то и другое, т.е., что Павел святой помогал Петру святому и на Симона волхва, во время первого своего пребывания в Риме, и пришедши в Рим во второй раз, опять с Петром святым единодушно служил спасению людей, наставляя мужчин и женщин целомудренной чистой жизни. И таким образом святые апостолы возбудили ярость нечестивого и развратной жизнью жившего императора Нерона, который, осудив их обоих на смерть, казнил Петра, как иностранца, распятием, а Павла, как римского гражданина (которого нельзя было предать бесчестной смерти), усечением главы, если не в один и тот же год, то в один и тот же день. Когда усечена была честная глава Павлова, от раны истекла кровь с молоком. Верные же, взяв святое тело его, положили в одном месте с святым Петром. Так скончался избранный сосуд Христов, учитель народов, всемирный проповедник, самовидец небесных высот и райских доброт, предмет удивления ангелов и человеков, великий подвижник и страдалец, претерпевший и на своем теле язвы Господа своего, святой верховный апостол Павел, и вторично, уже кроме тела, вознесен до третьего неба и предстал Троичному свету, вместе с другом и сотрудником своим святым верховным апостолом Петром, перейдя из церкви воинствующей в церковь торжествующую, при радостном благодарении, гласе и восклицании празднующих, и ныне они славят Отца и Сына и Святого Духа, единого в Троице Бога.

Священномученик Дионисий Ареопагит происходил от благородных родителей- язычников и получил воспитание в знаменитом городе Афинах. В молодости он был отдан для обучения Еллинской премудрости, в которой оказал такие успехи, что, будучи двадцати пяти лег от роду, превзошел в философских познаниях всех своих сверстников. Желая еще более усовершенствоваться в философских науках, он удалился в египетский город Илиополь, где издавна проживали знаменитые учители. У них, вместе с другом своим Аполофаном, Дионисий обучался астрономии. В тот самый день, когда был распят на кресте, ради нашего спасения, Христос Господь и когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул:

- Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!

Он сказал сие о Христовом страдании по наитию Духа Божия, а не по учению премудрости века сего. Ибо не у каждого человека сердце готово к встрече с Богом истинным, но Дионисию суждено было познать Бога. Языческие же астрономы могли догадаться, что не должно быть затмения солнца во дни полнолуния, и что это затмение - не от естества природного, но знамение Божие.

Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, сделался членом Ареопага. Когда святой апостол Павел, придя в Афины, проповедовал там в Ареопаге перед старейшинами Распятого и Воскресшего Христа, тогда Дионисий, внимательно выслушивая слова святого апостола, запечатлевал их в своем сердце. Другие старейшины города недоверчиво отнеслись к проповеди апостола и сказали ему, что они в другое время выслушают от него проповедь о Христе. Но Дионисий, будучи разумнее других, стал наедине рассуждать с Павлом. Апостол Павел спросил его:

- Кого вы почитаете здесь за Бога?

Дионисий показал ему в городе Кроноса, Афродиту, Зевса, Гефеста, Гермеса, Диониса, Артемиду и многих других. Рассматривая вместе с Дионисием этих богов, апостол Павел увидел одно капище, на котором была надпись: "Неведомому Богу". Он спросил Дионисия:

- Кто сей "Неведомый Бог"?

- Тот, - отвечал Дионисий, - Который еще не явился среди богов, но Который придет в свое время. Это Тот Бог, Который будет царствовать над небом и землею, и царству Его не будет конца.

Услышав сие, апостол начал плодотворно сеять на благую почву семя слова Божия; на основании тех же самых слов Дионисия апостол сообщил ему, что Сей Бог уже пришел, что Он родился от Пресвятой Приснодевы Марии и, пригвожденный ко Кресту, пострадал для спасения людей. Будучи не в силах видеть Его страдание, солнце изменилось в мрак и в течение трех часов не испускало света своего для вселенной. Сей-то Бог воскрес из мертвых и вознесся на небо. "Итак, Дионисий, - заключил свои слова святой апостол Павел, - веруй в Него, познай Его и послужи праведно истинному Богу, Иисусу Христу".

Дионисий вспомнил о бывшей по всей земле темноте, о которой упомянул и святой Павел, и тотчас уверовал, что в то время в человеческом теле страдал Бог. После сего он открыл сердце свое к познанию Неведомого дотоле Бога, Господа Иисуса Христа. Просвещенный светом Божественной благодати, Дионисий начал упрашивать апостола помолиться о нем Богу, дабы Он был к нему милосерд и сопричислил бы его к рабам Своим.

 []

Когда апостол Павел уходил из города Афин, один слепец, о котором все знали, что он не видит с самого своего рождения, умолял апостола даровать ему прозрение. Святой апостол, осенив крестным знамением глаза слепого, сказал:

- Господь мой Иисус Христос, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому (Ин 9:6), и даровал ему зрение, Тот да просветит и тебя Своею славою!

И тотчас после сего слепой прозрел. Апостол Павел повелел ему идти к Дионисию и сказать: "Меня послал к тебе Павел, раб Иисуса Христа, дабы ты, согласно своему обещанию, пришел к нему и, крестившись, получил оставление грехов".

Слепец отправился и сказал то, что повелел апостол Павел, вместе с тем он проповедовал о Божием благодеянии, оказанном ему через апостола. Увидав известного ему слепца прозревшим, Дионисий еще более утвердился в своей вере во Христа. Вместе с своею женою, с сыновьями и со всем своим домом, он немедленно пришел к апостолу Павлу и крестился от него. После сего Дионисий оставил дом, жену и детей, присоединился к апостолу Павлу и в течение трех лет следовал за ним по тем местам, где пребывал апостол. Чему Дионисий научился от апостола Павла, о том свидетельствуют его сочинения. Впоследствии Дионисий был поставлен апостолом Павлом во епископа, и отправлен был в Афины, дабы там послужить спасению людей. Сей Дионисий слышал проповедь не одного только апостола Павла, но и всех апостолов. Он находился в их сонме в то время, когда они все были собраны к погребению Пречистой Владычицы Богородицы. Он сам о себе пишет в своих книгах, что он был в Иерусалиме у Гроба Господня, где видел и слышал Иакова брата Божия и первоверховного Петра. Там же Дионисий видел и Иоанна Богослова с учениками апостола Павла святыми Тимофеем и Иерофеем и с иными многочисленными братьями, когда он проповедовал там о Таинствах веры.

После своего обращения ко Христу святой Дионисий прожил в Афинах довольно продолжительное время и значительно распространил основанную там святым апостолом Павлом церковь Божию. Затем Дионисий, подобно святым апостолам, пожелал и в других странах проповедовать Евангелие и пострадать за имя Христово, как и учитель его - блаженный Павел, пострадавший за Христа от Нерона в Риме. Поставив афинянам вместо себя епископа, Дионисий удалился проповедовать веру во Христа по землям Римской империи.

Святой Дионисий пострадал на девяностом году своей жизни, в девяносто шестом году по Рождестве Христовом во время гонений на христиан от императора Домициана. При гробнице его творились многие чудеса во славу Христа и Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

А теперь обратим внимание на следующий факт. Распятие Христа произошло на иудейскую пасху, на полнолуние. При полнолунии в течение нескольких земных суток Луна находится по отношению к нашей планете в противоположном направлении от Солнца. Поэтому Луна никак не могла оказаться между Землей и Солнцем, и не могла произвести природного солнечного затмения. Солнечное затмение возможно только в новолуние, которое наступает через (или до) 14-15 суток после полнолуния. Солнечное затмение в день распятия Спасителя - чудесное явление! Лучшие из языческих ученых того времени могли догадаться о необычности этого затмения.

Согласно Евангелиям, как рождение, так и смерть Иисуса на кресте сопровождались необычайными природными явлениями. "В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого", - читаем у трех первых евангелистов о небесных знамениях во время распятия Иисуса (Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44). Матфей добавляет еще, что солнечное затмение сопровождалось землетрясением ("и земля потряслась; и камни расселись" (27:51).

С давних пор предпринимались попытки найти отзвуки столь необычайных происшествий в летописях той эпохи. Еще ранний христианский апологет Тертуллиан (ок. 165-230 гг.), обращаясь к римлянам, писал: "Распятый, показал Он много знамений... И в тот момент, когда солнце показывало полдень, свет померк. Люди, не знавшие, что так предсказано о Христе, сочли это обычным затмением. Донесение об этом затмении, как о мировом бедствии, имеется у вас в архивах" (Апология, XXI 19). Начиная с Юлия Африкана (ок. 220 г.), Оригена и Евсевия, христианские апологеты придавали исключительное значение свидетельству греческого историка Флегона, упомянувшего о затмении Солнца и сильнейшем землетрясении, случившемся ок. 32-33 гг. н. э. По сообщению византийского словаря Свида, Флегон из Тралл был вольноотпущенником императора Адриана (117-138 гг. н. э.) и оставил несколько сочинений, в том числе историческую хронику "Выдержки из Олимпиад", из которой и черпали сведения Африкан и Ориген. Сама эта хроника не сохранилась и известна лишь в коротких отрывках, цитируемых позднейшими авторами. В ней Флегон говорит о затмении Солнца и землетрясении в Вифинии, которое разрушило много зданий в городе Никее. Причем, затмение было такое сильное, что даже были видны звезды на небе, а эпицентром землетрясения названа малоазийская местность, удаленная от Палестины. Но даже в Палестине землетрясение было весьма сильным. Ссылаясь на Флегона и упоминая о солнечном затмении во время распятия Христа, церковные писатели не обращали внимание на то, что это противоречит космическим законам. Первым, кажется, на это обратил внимание византийский историк Георгий Синкелл (VIII-IX вв.), отметивший, что солнечное затмение не могло произойти в полнолуние, когда 14 нисана празднуется иудейская Пасха и когда был распят Иисус Христос. Наступившую во время распятия тьму Синкелл был склонен объяснять чудом, совершенным против законов природы. Мнение такое разделило затем большинство христианских апологетов, освещающих этот вопрос.

Вот как Бог знамениями и чудесами пробуждал сердца людей и готовил их ко встрече со Христом. А мы здесь поведали лишь о некоторых чудесных событиях в жизни св. апостола Павла и его ученика св. Дионисия Ареопагита.

Источники.

1. Жития святых Димитрия Ростовского. Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного апостола Павла (12 июля/29 июня). Житие и страдание святого священномученика Дионисия Ареопагита (16/03 октября).

2. Астрономия: Учебное пособие / М.М.Дагаев, В.Г.Демин, И.А.Климишин, В.М.Чаругин. - М.: Просвещение, 1983. - 384 с.

3. Солнечное затмение и землетрясение во время распятия Иисуса. Глава из книги Бориса Деревенского "Иисус Христос в документах истории". http://rumagic.com/ru_zar/religion/derevenskiy/1/j6.html


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"