Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Рождество Иоанна Крестителя или Ивана Купала?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В честь Рождества честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Рождество Иоанна Крестителя или Ивана Купала?

1. Православный праздник Рождества Иоанна Крестителя

Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в одном из городов Иудеи "во дни Ирода, царя Иудейского" (Лк 1: 5). Благочестивые (Лк 1: 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета. "была неплодна" (Лк 1: 7, 36). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1: 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления Архангела Гавриила, который сказал ему: "...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн" (Лк 1: 13). Захария молился о спасении Израиля, и ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. "Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу". Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей..., поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его "не будет пить вина и сикера" (Лк 1: 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10: 9; Суд 13: 14) и станет пророком, исполнившись "Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их" (Лк 1: 15-16), а также "предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк 1: 17). Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т.к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк 1: 22). "Справедливо подвергается тому и другому - глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий - молчанием". В этом состоянии Захария пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты Захарии: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется..., а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно которому немота Захарии должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан 8: 26; 12: 4, 9; Откр 10: 4). Кроме того, неверие Захарии противопоставляется вере Марии, о которой повествуется далее в Евангелии (Лк 1: 45). Стоявший вне святилища народ, после того как Захария вышел к ним и "объяснялся... знаками" (Лк 1: 22), понял, что ему было видение.

Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности 5 месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с нее "поношение между людьми" (Лк 1: 25), т.е. избавившему от бесплодия. Неожиданное чудесное разрешение от неплодия престарелой Елисаветы в исполнение слов архангела Гавриила и молитв праведного Захарии имеет параллели в Ветхом Завете, например в истории Сарры (Быт 17: 15-21), Ревекки (Быт 25: 21), Анны (1 Цар 1: 1-20) и др. Эти примеры дают основания видеть в ребенке Елисаветы того, кто сыграет важную роль в жизни Израиля. Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме... и требуемый законом Моисея обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Святого Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дщицу, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: "Иоанн будет имя ему", и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему, Который "воздвиг рог спасения в дому Давида". Далее Захария предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет предтечею Божественного Мессии, указывает и цели служения Предтечи в том, чтобы приготовить людей к пришествию Его, дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит не в чем ином, как именно в прощении грехов. Поэтому Израиль должен искать не мирского величия, о чем мечтали тогдашние духовные вожди его, а праведности и прощения грехов. Прощение же грехов придет от благоутробного милосердия Бога нашего, вследствие которого приходит к людям Мессия-Искупитель.

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода, и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают, жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Мф 23: 35).

Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис 40: 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф 11: 10-11). Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Не поражаться же произошедшему невозможно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и весь набор сомнений и вопросов, столь характерных для маловерного человека нынешнего времени, который столкнулся с проявлениями Божьего промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, но когда ему возвестил Архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захария не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога. До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник - наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мк 9: 24).

Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг Царствия Небесного, и здесь Иоанн Предтеча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведности в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства. Пустыня стала для него училищем благочестия, и даже в ней он был велик. В пустыне Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, приготовляя себя к высокому своему служению. Именно он - Иоанн, есть начало начал монашества. Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие. Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь - источник "веры до крови", то есть мученического подвига исповедания Христа.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами - его называли "светлым торжеством" и "денницей Солнца правды". В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

2. Полу-языческий праздник Ивана Купала

До принятия Христианства славянские народы ежегодно отмечали праздник "солнца и воды", приходившийся на самые длинные дни летнего солнцестояния. Языческое празднество было очень значимым у многих славянских народов, которые были преимущественно земледельцами. Ведь в этот период в природе происходил расцвет вегетативных сил растительности. Празднество сопровождалось аграрной магией, и было обращено к солнцу (огню) и воде. Язычники-славяне пытались таким образом умилостивить тех главных богов, которые, по их мнению, обеспечивали плодородие земли, здоровье людей и скота. Одним из таких богов считался бог Ярило. Купала также был или одним из богов или олицетворением праздника в честь Ярилы. Название бога - Купало - связано с тем, что во дни летнего солнцестояния, по мнению язычников, "солнце купалось в воде", освящая воды и даруя растениям целительную силу. Основное празднество происходило в купальскую ночь с 23 на 24 июня, когда солнце делает первый поворот на зиму. В эту ночь язычники собирали целебные и "магические" травы для знахарства и для колдовства, купались в источниках (реках, озерах), собирали купальскую росу (для умывания), разжигали костры в полях и на холмах, водили вокруг них хороводы, плясали и пели обрядовые песни, приносили жертвы языческим богам (например, бросали в воду венки), прыгали через костры (для "очищения" от злых сил), участвовали в гаданиях и др. Во время празднества между парнями и девушками допускалось весьма вольное общение, вплоть до откровенного блуда, что "оправдывалось" ритуалами плодородия земли. В блуд вовлекались и семейные мужчины и женщины.

С принятием Христианства необходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению растительности и стихиям природы. Установление праздника Рождества Иоанна Крестителя в день 24 июня по стар. стилю (что соответствует Евангелию и дате Рождества Христова) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят нашим народом, хотя старинные верования отмирали довольно долго, отчасти сохранившись до сих пор. Народное название праздника стало "Ивана Купалы". Когда сменился календарь на нов. стиль полу-языческое празднование Ивана Купалы передвинулось вместе с Рождеством Иоанна Крестителя на 7 июля. В начале XX века видный исследователь истории традиций и обычаев А.А. Коринфский (1868-1937) писал в своей "Народной Руси": "В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества не вполне утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов - в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения. В старину, когда еще свежа была в народе память языческого прошлого, славяно-русская Церковь вела упорную борьбу с этими обычаями и играми. В настоящее же время только в трудах, оставленных пытливыми исследователями старины в наследие будущему бытописателю человечества, и можно найти более или менее ясное представление о какой-нибудь определенной связи современных простонародных поверий с былой верою". Вот как пишет автор "Настольной книги для священнослужителя" С. Булгаков. В его комментарии на 24 июня читаем: "Под именем Купалы наши предки боготворили благодетельную для растений силу воды и животную теплоту солнца и веровали, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах. Во времена христианские наши предки, по своей неразвитости, смешивая языческое с христианским, присоединили праздник Купалы к празднику св. Иоанна Крестителя, дав св. Предтече прозвание Ивана Купалы. В некоторых местностях описанные суеверия существуют и в настоящее время, и для искоренения этих суеверий, унизительных для христиан и оскорбительных для памяти Крестителя Господня Иоанна, требуется усиление пастырского воздействия на жителей этих местностей".

Казалось бы, плевелы язычества почти выкошены, но вот пришло время "толерантности и гуманности", и как результат - всплеск самого низкого и простого язычества. Причин этого множество, но главная из них - духовная слабость, желание получить телесное удовольствие с минимумом затраты ума и духовных сил. Если взглянуть в эти июльские дни на многие СМИ, то обнаружится следующее: лишь упоминания, что православные 7 июля отмечают праздник Иоанна Крестителя, а далее - сплошные репортажи про Ивана Купала с разбором гадательных практик, устройством купальских костров, характеристикой трав для венков, формы и технологии изготовления "оберегов" и тексты заговоров. Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное празднество разгула и похоти. Беда еще и в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и игрищами невидим тот враг, кто управляет языческим игрищем. И все же из древних языческих обрядов наш народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент - хороводы, песни, игры. Исполняемые обряды пока не носят ярко выраженного религиозного характера. Это лишь продолжение народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов забыты, а оставшиеся - Купала, Лада, Ярило - воспринимаются большинством как игровые персонажи. Но нужно помнить православному, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто два тысячелетия назад потряс сердца человеческие проповедью покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!
Тя молю, к тебе прибегаю,
не отрини мене от твоего заступления,
но
возстави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием,
яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити
,
а
може ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Источники:

1. Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. http://www.pravoslavie.ru/35999.html.

2. Протоиерей Александр Авдюгин. Рождество Иоанна Предтечи: от Ивана до Иоанна. http://www.pravmir.ru/ivan-kupala-i-ioann-krestitel-ot-ivana-do-ioanna/.

3. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии: Около 1000 статей / Н.С. Шапарова, 2001. - 624 с.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"