Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В честь праздника Святой Троицы

День Святой Троицы. Пятидесятница

(4 июня 2017 г. - нов. стиль, 22 мая - стар. стиль).

В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный - ...он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята". - И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола - они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру. Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это - только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

Кондак праздника Святой Троицы, глас 2

Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и теперь согласно славим Всесвятого Духа.

Из Ветхого Завета мы знаем, что по причине Вавилонского столпотворения Господь разделил народы так, что с тех пор каждый народ отличается от другого языком общения. В Новом Завете Святой Дух не устраняет различие языков и народов, но дает благодать проповеди на всех языках и всем народам. Будет ли это язык украинский, или греческий, или церковнославянский, или русский, или грузинский, или язык другого народа. Ведь после схождения Святого Духа апостолы пошли проповедовать всем народам и на всех языках. Все языки должны служить проповеди Евангелия, и все народы могут слушать учение Господа на своем родном языке. И это не должно разъединять народы. Ведь у каждого народа своя культура, своя история и свой путь к Богу. Но, четыре места на земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ееземные жребии, или земные уделы. И первым уделом Божией Матери стала Иверия (Грузия), а вторым уделом - Афон (Греция). Третьим уделом Матери Божией стала Киево-Печерская лавра (Украина). А четвертым уделом - Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия). Быть может, грузинский, греческий, украинский и русский языки больше всех остальных должны послужить делу Евангелия? И церковнославянский язык, понятный многим славянским народам, больше прочих должен служить Евангелию. Послушаем же отрывок из проповеди киевского митрополита Владимира Сабодана (+2014 г.) на День Святой Троицы (перевод на русский язык см. ниже):

- Зiйшовши в день Пятидесятницi на апостолiв та учнiв христових у виглядi вогненних язикiв, Дух Святий i пiсля зiшестя нiколи не залишав їх, але завжди дiяв в них, а сьогоднi дiє в поширенiй ними по всьому свiту Церквi. Без Духа Святого не можливо увiрувати в Iiсуса Христа. Тiльки силою i дiєю Святого Духа усвоюються заслуги Христовi i виправдання, придбане Його стражданнями i смертю, i таким чином загальне викуплення стає надбанням кожного особисто. В цьому полягає дiя Святого Духа, яка розпочалася в день Пятидесятницi i продовжується i в нашi днi.

Живоначальна Трiйця - найвеличнiша таємниця. Свята Церква вчить нас, виходячи з Одкровення Божого, що Бог - єдиний по iстотi i троїчний в Особах - Отець, Син i Дух Святий.

Отець є Бог, Син є Бог, Святий Дух є Бог, але це не три Боги, а три Божественних Лиця є один i той же Бог, тому що всi три Лиця мають одне i те ж єство, одне i те ж Божество, одну владу, одну славу, одне поклонiння. Бог один. Iпостасi Святої Трiйцi не зливаються i не роздiляються. I ця догматична iстина є основою Християнської вiри.

Свята Трiйця - Бог Єдиний по сутi i Троїчний в Особах: Отець, Син i Дух Святий - є найбiльша таємниця християнської вiри. Перед свiдомiстю шукаючого порятунку першою у рядi догматичних iстин стоїть iстина буття Бога, Єдиного сутнiстно i Троїчного в Особах.

Важко i неможливо людському розуму повнiстю зрозумiти, що таке Бог Троїчний в Особах i Єдиний сутнiсно. Як можуть бути три одним i один - трьома? Збагнути важко, але тому це i є Таїнство. Свята Церква учить, що всяка таємниця, що стосується Божества i духовного життя, пiзнається i осягається самим життям людини через зусилля i через релiгiйний досвiд.

Щоб пiзнати Божественну таємницю, людина повинна перш за все увiйти до сфери божественної духовностi, бо тiльки подiбним пiзнається подiбне.

Охоронниця Божественного Одкровення i знання - свята Церква Христова веде людину по шляху постiйного пiзнання. Вона дає нам в допомогу образнi порiвняння, символи. Бог, в Святiй Трiйцi поклоняємий, вiдкриває Себе свiту i людям, настiльки, наскiльки це корисно i спасено людинi, в iсторiї домобудiвництва нашого спасiння, у всьому оточуючому нас свiтi. Символ i присутнiсть Святої Трiйцi ми бачимо у всьому i усюди.

Своїм розумом i просвiтленою вiрою ми можемо дiйти до розумiння деяких таїн, якщо порiвняємо їх з природними явищами. Так i з таємницею Святої Трiйцi.

Подивимось на струмок. Вiн має джерело, русло i воду. Всi три речi в сукупностi i складають струмок. I без будь якої з них вiн перестає ним бути.

Подивимось на сонце. Ми бачимо лише одне тiло, цiле свiтло i цiле тепло. Однак свiтло не є сонячним колом чи теплом, як i тепло не є сонцем чи свiтлом.

Три рiзнi речi в однiй iстотi - нероздiльнi i рiзнi одночасно.

Поглянемо на дерево. Є одна рiч, що починається з кореня, розвивається в стовбурi i завершується в листi та плодах. Три рiзнi речi в однiй.

Цi порiвняння взятi iз матерiального свiту, який як ехо вiдображає нам Творця.

Кожний з нас носить в собi образ Святої Трiйцi. Бог сказав при створеннi Адама: "Створимо людину за образом Нашим, за подобою Нашою". Адам, по вченню Симеона Нового Богослова, завдяки єднанню з Богом-Свiтлом, був по благодатi потрiйним: складався з тiла, душi i благодатi Божественного Духу.

В нашiй душi, яка в єствi своєму є образ Бога єдиного, є розум - образ Бога Отця; є пiзнання, яке походить вiд розуму, - образ Сина; є любов, яка виходить вiд розуму, - образ Святого Духа.

Ми - образ Святої Трiйцi, наше тiло - храм Божий. Будемо гiдними носiями образу i подоби Божої, гiдними Отця, що створив нас, Сина, що викупив нас, i Духа Святого, що освятив нас.

Источники: 1.День Святой Троицы. Пятидесятница. http://www.pravmir.ru/troitsa/.

2. Блаженнiший Митрополит Володимир. Пятидесятниця - розкриття тайни Святої Трiйцi. http://archiv.orthodox.org.ua/.

3. Четыре удела Пресвятой Богородицы. http://www.4udel.nne.ru/history/19.

Перевод на русский язык проповеди киевского митрополита Владимира (Сабодана).

Сойдя в день Пятидесятницы на апостолов и учеников Христовых в виде огненных языков, Дух Святой и после сошествия никогда не оставлял их, но всегда действовал в них, а сегодня действует в распространенной ими по всему миру Церкви. Без Духа Святого невозможно уверовать в Иисуса Христа. Только силой и действием Святого Духа усвояются заслуги Христовы и оправдание, приобретенное Его страданиями и смертью, и таким образом общее искупление становится достоянием каждого лично. В этом заключается действие Святого Духа, которое началось в день Пятидесятницы и продолжается и в наши дни.

Живоначальная Троица - величайшая тайна. Святая Церковь учит нас, исходя из Откровения Божия, Бог - единственный по существу и троичен в Лицах - Отец, Сын и Дух Святой.

Отец есть Бог, Сын есть Бог, Святой Дух есть Бог, но это не три Бога, а три Божественных Лица есть один и тот же Бог, потому что все три Лица имеют одно и то же существо, одно и то же Божество, одну власть, одну славу, одно поклонение. Бог один. Ипостаси Святой Троицы не сливаются и не разделяются. И эта догматическая истина является основой Христианской веры.

Святая Троица - Бог Единый по сути и Троичный в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой - самая большая тайна христианской веры. Перед сознанием ищущего спасения первой в ряду догматических истин стоит истина бытия Бога, Единого сущностью и Троичного в Лицах.

Трудно и невозможно человеческому разуму полностью понять, что такое Бог Троичный в Лицах и Единый по существу. Как могут быть три одним и один - тремя? Понять трудно, но так это и есть Таинство. Святая Церковь учит, что всякая тайна, что касается Божества и духовной жизни, познается и постигается самой жизнью человека через усилия и через религиозный опыт.

Чтобы узнать Божественную тайну, человек должен прежде всего войти в сферу божественной духовности, ибо только подобным познается подобное.

Хранительница Божественного Откровения и знания - святая Церковь Христова ведет человека по пути постоянного познания. Она дает нам в помощь образные сравнения, символы. Бог, в Святой Троице поклоняемый, открывает Себя миру и людям, настолько, насколько это полезно и спасительно человеку, в истории домостроительства нашего спасения, во всем окружающем нас мире. Символ и присутствие Святой Троицы мы видим во всем и везде.

Своим умом и просветленной верой мы можем прийти к пониманию некоторых тайн, если сравним их с природными явлениями. Так и с тайной Святой Троицы.

Посмотрим на ручей. Он имеет источник, русло и воду. Все три вещи в совокупности и составляют ручей. И без какой-либо из них он перестает им быть.

Посмотрим на солнце. Мы видим только одно тело, целостный [без изъяна] свет и целостное [без изъяна] тепло. Однако свет не является солнечным кругом или теплом, как и тепло не является солнцем или светом.

Три разные вещи в одном существе - неразделимые и различные одновременно.

Посмотрим на дерево. Есть одна вещь, которая начинается с корня, развивается в стволе и завершается в листьях и плодах. Три разные вещи в одной.

Эти сравнения взяты из материального мира, который как эхо отражает нам Творца.

Каждый из нас носит в себе образ Святой Троицы. Бог сказал при создании Адама: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему". Адам, по учению Симеона Нового Богослова, благодаря единению с Богом-Светом, был по благодати тройственным: состоял из тела, души и благодати Божественного Духа.

В нашей душе, которая в сущности своей есть образ Бога единого, есть ум - образ Бога Отца; есть познание, которое происходит от ума, - образ Сына; есть любовь, которая исходит от ума, - образ Святого Духа.

Мы - образ Святой Троицы, наше тело - храм Божий. Будем достойными носителями образа и подобия Божия, достойными Отца, создавшего нас, Сына, искупившего нас, и Духа Святого, освятившего нас.

(конец)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"