Заповеди : другие произведения.

Заповеди блаженства. Введение, глава 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.15*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В первой главе приведены евангельские заповеди блаженства, данные Господом нашим Иисусом Христом, а также раскрытие Церковью содержания этих заповедей

Введение

Вполне вероятно, что Свою проповедь о блаженствах Спаситель мог не один раз произносить народу. В Евангелии от Матфея помещена знаменитая Нагорная проповедь Христа, которую можно считать духовно-этической сущностью евангельского учения, и в которой есть девять заповедей блаженства. В Евангелии от Луки заповедей блаженства всего четыре. Отличаются несколько и обстоятельства произнесения заповедей блаженства. Евангелист Матфей рассказывает нам, что Господь, увидев народ, взошел на гору. Этим Он привлек народ к Себе, тех, кто готов был слушать Его, и показал им, что порой нужно удаляться от мира, от шума и суеты, и восходить вверх - к постижению духовных истин. Предание утверждает, что "гора блаженств", с которой была произнесена Христом Нагорная проповедь, расположена недалеко от Геннисаретского озера, между Капернаумом и Тивериадой.

 []

Гора блаженств и вид с нее на Геннисаретское озеро

Взято с сайта: http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2005/09/18/483694.jpg

А если следовать евангелисту Луке, то после избрания апостолов Господь сошел с учениками с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь Его ждали остальные ученики и большое множество народа с разных мест. Все хотели послушать Христа и исцелиться от болезней, ибо чувствовали исходящую от Него исцеляющую силу. Заметно отличается от Нагорной проповеди и проповедь, приведенная у Луки, хотя, надо признать, основные идеи и наставления этих двух проповедей одинаковы. Наиболее вероятным объяснением этого следовало бы считать то, что евангелисты Матфей и Лука зафиксировали две разные проповеди, произнесенные в разных обстоятельствах, но на одну тему.

Заповеди блаженства в этих проповедях стоят отдельно. Они произнесены кратко, афористично, без толкований. Но Церковь хранит в Предании смысл этих знаменитых афоризмов, который дошел до нас через века. Эти заповеди учат нас, как мы должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную, радостную, вечную жизнь в Царстве Небесном. Девять заповедей блаженства есть новозаветное развитие десяти ветхозаветных заповедей. Но в заповедях Ветхого Завета говорится преимущественно о внешних поступках человека, тогда как в заповедях Нового Завета делается акцент на внутреннее состояние человеческой души. Ветхозаветные десять заповедей содержат категорические требования и предусматривают строгие наказания за их нарушения. В этом формальность и строгость закона. Новозаветные девять заповедей, по большей части, лишь указывают условия достижения человеком вечного блаженства. Здесь больше свободы, что соответствует благодатному состоянию любви. Но именно в любви достигается наивысшее исполнение закона правды. Нужно отметить и символическое отличие внешних обстоятельств, при которых были даны народу заповеди. Если ветхозаветные заповеди были даны на скалистой горе Синай, расположенной в пустыне, по которой долго странствовал народ, претерпев множество испытаний; то новозаветные заповеди были произнесены на склоне горы, среди зеленой растительности и цветов, вблизи Геннисаретского (Галилейского) озера. Если пророк Моисей получил от Бога десять заповедей закона, войдя во мрак грозного облака, покрывавшего вершину Синая, при оглушительном громе и трубном звуке, и никто больше не смел приблизиться к горе; то Сам Бог Христос при свете солнца, окруженный множеством народа, желающего прикоснуться к Нему, даровал благодать исцеления и спасающего учения, и все ловили Его слово, затаив дыхание, и только тихое пение птиц да мягкий шелест листвы вторили звучанию истины из уст Спасителя...

 []

Гора блаженств

Взято с сайта: http://jesuschrist2012.narod.ru/photos/Lands/MtofBeatitudes.htm

Но первое же изречение Христа о блаженствах наверняка могло удивить иудеев, в большинстве своем мечтавших о земных благах, о национально-политическом освобождении, и в то же время гордых своим избранничеством перед Богом. Этот афоризм до сих пор можно считать самым непонятным и парадоксальным для всего человечества: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" ("Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие"). Как может убогий духом человек достичь блаженства и вечного Царствия? Разве таковой превосходит образованного, талантливого, успешного, духовно развитого человека? И почему проповедь о блаженствах начинается именно с "нищих духом"? Вот именно с этой ступени и должно начаться наше осознание и путь к достижению Царствия Божия, Царствия Небесного. Потому что "нищие духом" это те, кто смог осознать свою реальную духовную нищету перед Божиими совершенствами, свое ничтожество перед Божиим величием, свою греховность перед Божией святостью, свою ограниченность перед Божией премудростью. То есть, те, кто смог смириться, осознать, что он не может без Божией благодати своими собственными силами, способностями и талантами достичь добродетельного состояния. То есть, те, кто одолел страсть гордости, с которой и началось греховное падение разумных тварей, и возникновение зла и страданий во вселенной. То есть, те, кто на самом деле начал путь к спасению и обожению, к жизни вечной с триединым Богом.

ГЛАВА 1. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, ДАННЫЕ СПАСИТЕЛЕМ

Аннотация к первой главе.

В первой главе изложены заповеди блаженства по Евангелиям и толкования этих мест Евангелий блаженным Феофилактом Болгарским, архиепископом Аверкием (Таушевым), архимандритом Марком (Петровцы). Кроме того, дается объяснение заповедей блаженства согласно Пространному христианскому катехизису (сост. святитель Филарет Московский) и Закону Божию (сост. протоиерей Серафим Слободской).

1.1 Евангелия

Евангелие от Матфея (глава 5). Нагорная проповедь:

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали
и пророков, бывших прежде вас.

Евангелие от Луки (глава 6). Проповедь на ровном месте:

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

1.2 Блаженный Феофилакт архиепископ Болгарский.

Толкование на Евангелие от Матфея

Увидев народ, Он взошел на гору. Восходит на гору, поучая этим ничего не делать напоказ. Намереваясь учить, Он воспитывает нас удаляться от шума, когда учим.

И когда сел, приступили к Нему ученики Его. Народ приступает для того, чтобы видеть чудеса, ученики же - для учений. Поэтому для совершения чудес и исцеления тел Он врачует и души, чтобы мы поучились, что Он есть Творец и душ, и тел.

И Он, отверзши уста Свои. Для чего прибавлено "отверзши уста Свои"? Кажется, что это излишне. Но нет, ибо Он учил и не отверзая уст. Каким образом? Своею жизнью и чудесами. Теперь же Он учит, отверзши уста.

Учил их, говоря. Учил не одних только учеников, но и народ. А начал с блаженств, подобно тому как Давид начал с блаженства.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой - это нищие духом.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Разумеются плачущие о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал "плачущие", то есть всегда, а не один только раз и не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Утешатся же они и здесь,- ибо кто плачет о грехе, тот духовно радуются здесь, - а тем более там.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Некоторые под словом "землю" разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все. Кроткие же - это не те, которые совершенно не гневаются (ибо таковые лишены разума), а те, которые имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда нужно.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Когда Он намеревается говорить о милосердии, то прежде всего показывает, что нужно приобщаться к справедливости и не делать милостыни из награбленного. Правды должно искать со всяким усердием, ибо это обозначают слова "алчущие и жаждущие". Так как и корыстолюбивые представляются живущими в довольстве и сытости, то Он говорит, что тем более праведные насытятся и здесь, ибо они располагают своим имуществом безопасно.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Милосердие можно оказывать не только имуществом, но и словом, а если ничего нет, то и слезами. Они получают милость и здесь от людей, ибо тот, кто вчера оказывал милость, если он сегодня лишится всего, встретит милосердие со стороны всех; но особенно потом поможет ему Бог, после кончины.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Многие не грабят, а скорее милосерды, но они блудодействуют и таким образом в других отношениях оказываются нечистыми. Итак, Христос повелевает при других добродетелях хранить и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу, ибо помимо святости или чистоты никто не увидит Господа. Как зеркало, если оно чисто, только тогда отражает образы, так и созерцание Бога и разумение Писания доступно только чистой душе.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Разумеются не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Не одни мученики преследуются, но и многие другие за оказание помощи обидимым и вообще за всякую добродетель, ибо всякая добродетель есть правда. Воров и убийц также преследуют, однако они не блаженны.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать. Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям.

И всячески неправедно злословить за Меня. Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Господь не говорил о великой награде за другие добродетели, но здесь сказал о ней, показывая этим, что переносить поношения - великое и самое трудное дело, ибо многие и сами себя лишили жизни. И Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен тогда, когда друзья поносили его, будто он страдает за грехи.

Так гнали и пророков, бывших прежде вас. Чтобы не подумали апостолы, что их будут гнать за проповедь чего-либо противного учению Христа, Господь утешает их, говоря, что и пророков прежде вас гнали за добродетель; поэтому в их страданиях вы имеете утешение.

Толкование на Евангелие от Луки

...И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Господь... избрав двенадцать, сходит с горы, чтобы исцелить пришедших из городов и облагодетельствовать вдвойне, именно: по душе и по телу. Ибо слушай: "пришли послушать Его" - это врачевание душ; "и исцелиться от болезней своих" - это врачевание тел. - "От Него исходила сила и исцеляла всех". Пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он Сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную силу свыше.

И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Господь, рукоположив учеников, через блаженства и учение приводит их в более духовное состояние. Ибо Он ведет речь с обращением к ним. И, во-первых, ублажает бедных; хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь - ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений. Подобно как "горе" назначается в удел тем, кои богаты в нынешнем веке (о коих говорит, что они получают утешение, то есть здесь, в настоящем веке, вкушают радости, веселятся, наслаждаются удовольствиями и получают похвалы). Устрашимся, братие, поскольку горе тем, кои имеют похвалу от людей. Ибо должно заслужить похвалу и от людей, но прежде от Бога.

 []

Нагорная проповедь

Взято с сайта: http://www.sion.ru/site2/blog/Creation/

1.3 Святитель Филарет Московский (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, М, 2005. - 128 с.

Учение о блаженстве

431. Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединятъ собственный подвиг для достижения блаженства. О6 этом говорит Сам Господь: "Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творити, яже глаголю? (Лк. 6, 46). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех" (Мф. 7, 21).

432. Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в его изречениях о блаженстве.

433. Таких изречений девять: 1.Блажени нищии духом, яко тех есмь Царствие Небесное. 2.Блажени плачущии, яко тии утешатся. 3.Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4.Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5.Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 6.Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7.Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8.Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. 9.Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 3-12).

434. Обо всех этих изречениях, для правильного их понимания, следует заметить, что Господь предложил в них учение о достижении блаженства так, как именно говорит Евангелие: отверз уста Своя, учаше. Но будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве рассматривать следует, во-первых, учение, или заповедь, во-вторых, ублажение, или обещание награды.

О первой заповеди блаженства

435. Первая заповедь Господня для достижения блаженства- желающие блаженства должны быть нищими духом.

436. Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы- ничто, и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие. (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15.)

437. Быть нищими духом, без сомнения, могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и скоропреходяще и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (а душе своей повредит)? Или что даст человек измену (какой выкуп) за душу свою? (Мф. 16, 26).

438. Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает ее добровольно, для Бога. О6 этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: "Аще хощети совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на Небеси, и гряди в след Мене" (Мф. 19, 21).

439. Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.

440. Царство Небесное принадлежит им в настоящей жизни внутренне и предначинательно, через посредство веры и надежды, а в будущей- совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.

О второй заповеди блаженства

441. Вторая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть плачущими.

442. В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу или даже заслуживаем Его гнев нашими грехами. Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению): а сего мира печаль смерть соделовает (2 Кор. 7, 10).

443. Господь особенно обещает плачущим, что они утешатся.

444. Здесь разумеется утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в мире (в умиротворенной) совести.

445. Это обещание соединено с заповедью о плаче для того, чтобы печаль о грехах не доходила до отчаяния.

О третьей заповеди блаженства

446. Третья заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть кроткими.

447. Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, дабы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

448. Особые действия кротости христианской- не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо, что против желаний наших, не предаваться гневу, не превозноситься.

449. Господь обещает кротким, что они наследуют землю.

450. Это обещание нужно понимать так, что в отношении последователей Христовых оно, вообще, есть предсказание, которое исполнилось буквально, ибо постоянно кроткие христиане, вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.
Кроме того, значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, то есть получат вечное блаженство (Пс. 26, 13).

О четвертой заповеди блаженства

451. Четвертая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.

452. Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: приведется правда вечная, то есть совершится оправдание человека, виновного перед Богом,- оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа (Дан. 9, 24).
Об этой правде говорит Апостол Павел: "Правдаже Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия (различия), вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне (даром) благодатию Его, избавлением (искуплением), еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его (Которого Бог предложил в жертву умилостивления через пролитие Крови Его), в явление правды Своея, за отпущение (в прощение) прежде бывших грехов" (Рим. 3, 22-25).

453. Алчущие и жаждущие правды- это те, кто любит делать добро, но не считает себя праведником, не полагается на свои добрые дела, но признает себя грешным и виновным перед Богом и кто желанием и молитвой веры как духовной пищи и пития алчет и жаждет благодатного оправдания через Иисуса Христа.

454. Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.

455. Здесь насыщение означает следующее. Подобно тому, как насыщение телесное приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей, насыщение духовное означает, во-первых, внутреннее успокоение помилованного грешника, во-вторых, приобретение силы для делания добра, а эта сила подается благодатью оправдывающей. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в Жизни Вечной, по изречению Псалмопевца: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (когда откроется слава Твоя). (Пс. 16, 15.)

О пятой заповеди блаженства

456. Пятая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть милостивы.

457. Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости- телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия. (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15.)

458. Телесные дела милости таковы: 1.Алчущего напитать. 2.Жаждущего напоить. 3.Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде. 4.Посетить находящегося в темнице (в заключении). 5.Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. 6.Принять в дом странника и предоставить ему отдых. 7.Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).

459. Духовные дела милости суть следующие. 1.Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его). (Иак. 5, 20.) 2.Неведущего научить истине и добру. 3.Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности. 4.Молиться о нем Богу. 5.Утешить печального. 6.Не воздавать за зло, которое сделали нам другие. 7.От всего сердца прощать обиды.

460. Заповеди милости не противоречит, если по правосудию наказывают виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, то есть чтобы исправить его или чтобы оградить невиновных от его преступлений.

461. Господь обещает милостивым, что они помиловани будут.

462. Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.

О шестой заповеди блаженства

463. Шестая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть чисти сердцем.

464. Чистота сердца- это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой последней человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью.

465. Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.

466. Это обещание следует понимать так, что слово Божие уподобляет сердце человеческое оку и приписывает совершенным христианам просвещенна очеса сердца (Еф. 1, 18). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Божие есть источник вечного блаженства, то обещание узреть (увидеть) Бога есть обещание высокой степени блаженства вечного.

О седьмой заповеди блаженства

467. Седьмая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть миротворцы.

468. Исполнять эту заповедь нужно так. Мы должны поступать со всеми дружелюбно и не подавать повода к несогласию; случившееся несогласие всевозможными средствами прекращать, даже поступаясь нашим правом, если только это не противоречит долгу и ни для кого невредно; стараться и других враждующих между собой примирять постольку, поскольку имеем возможность, а если не можем, то молить Бога об их примирении.

469. Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.

470. Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.

О восьмой заповеди блаженства

471. Восьмая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей.

472. Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, если кто-либо подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели.

473. Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего лишаются они через гонение, подобно тому, как оно обещано нищим духом в восполнение чувства недостатка и скудости.

О девятой заповеди блаженства

474. Девятая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за истинную православную веру.

475. Подвиг, согласно этой заповеди, называется подвигом мученическим.

476. Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, то есть преимущественную и высокую степень блаженства.

1.4 Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Составил протоиерей Серафим Слободской. Второе издание исправленное и дополненное. Типография преп. Иова Почаевского Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, USA, 1967. Интернетское издание 25 декабря 2005/07 января 2006 г. Рождество Христово

Нагорная проповедь

После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств. Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною.

Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви.

В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения.

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить" (Матф. 5, 17).

Заповеди блаженства

Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными, т.е. самыми счастливыми.

1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. 1. Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (т.е. дано им будет) Царство Небесное.

Нищии духом - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные.

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. 2. Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.

Плачущие - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.

Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся.

Алчущие и жаждущие правды - люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 5. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.

Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 6. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.

Чистые сердцем - люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т.е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 7. Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими.

Миротворцы - люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т.е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное. 8. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.

Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.

Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

1.5 Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие

Нагорная проповедь

(Матф. 5, 6 и 7 главы; Луки 6:12-49)

Полностью Нагорная проповедь изложена только у Ев. Матфея. В сокращенном виде ее излагает Ев. Лука, у которого отдельные части Нагорной проповеди встречаются далее в разных местах его Евангелия. Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит всю сущность евангельского учения. Недалеко от Геннисарётского озера между Капернаумом и Тивериадой доселе показывают "гору блаженств", с которой была произнесена Господом ради удобства многочисленного слушающего народа Нагорная проповедь. Гордый своим избранничеством и не могший примириться с потерей своей самостоятельности еврейский народ начал мечтать о приходе такого Мессии, который освободит их от чужеземного владычества, отомстит всем врагам, воцарится над евреями и поработит им все народы земли, причем даст им чисто сказочное благополучие: повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища, оденет народ свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною, еще более сладкою, чем та, какая посылалась им в пустыне. С такими ложными мечтами о земном блаженстве, которое дарует им Мессия, они окружили Иисуса, ожидая, что вот-вот Он провозгласит Себя Царем Израилевым и наступит этот блаженный век. Они думали, что наступает конец их страданиям и унижениям, и они будут отныне счастливы, блаженны.

И в ответ на эти их мысли и чувства, Господь раскрывает им Свое евангельское учение о блаженствах, в корне разбивая их заблуждения. Он учит здесь о том же, о чем говорил Никодиму: о том, что нам необходимо духовно переродиться, чтобы создать на земле Царство Божие, этот потерянный людьми рай, и тем приготовить себе блаженство вечной жизни в Царстве Небесном. Первый шаг к этому - сознать свою духовную нищету, свою греховность и ничтожество, смириться. Вот почему "Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное". Блаженны те, которые, видя и сознавая свои грехи, препятствующие им вступить в это Царствие, плачут о них, ибо они примирятся с своей совестью и утешатся. Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что уже становятся неспособными на кого-либо гневаться, делаются кроткими. Кроткие христиане действительно унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они наследуют землю и в будущей жизни, новую землю, которая откроется по разрушении этого тленного мира, "землю живых" (Исх. 26:13; Апок. 21:1). "Блажени алчущие и жаждущие правды", т.е исполнения во всем воли Божией, ибо они насытятся, достигнут той праведности и оправдания Божия, которые дает искреннее стремление жить по воле Божией. Поэтому "Блажени милостивии, яко тии помиловани будут" Богом, как и наоборот: "Суд без милости не сотворшим милости" (Иаков. 2:13). Искренние дела милосердия очищают человеческое сердце от всякой греховной нечистоты, а чистии сердцем блажени, потому что они своим сердцем, как духовным оком, узрят Бога. Зрящие Бога стремятся подражать Ему, уподобляться Сыну Его, примирившему человека с Богом, принесшего мир человеческой душе, они ненавидят вражду и потому становятся миротворцами, стремясь всюду водворять мир. Поэтому и они блаженны, ибо нарекутся "сынами Божиими". Достигшие такой духовной высоты должны быть готовы к тому, что этот греховный мир, "во зле лежащий" (1 Иоан. 5:19), возненавидит их за ту правду Божию, носителями которой они являются и начнет гнать их, поносить их, злословить и всячески преследовать за их преданность Господу Иисусу Христу и Его Божественному учению. Таковых, которые много терпят здесь за Христа, ожидает великая награда на небесах.

Эти девять новозаветных заповедей, носящих название Заповедей блаженства, представляют собою в сокращенном виде как бы все Евангелие. Характерно их отличие от 10 ветхозаветных заповедей. Там говорится преимущественно о внешних поступках человека и налагаются строгие прещения в категорической форме. Здесь говорится преимущественно о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования в категорической форме, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо для человека вечное блаженство.

Евангелист Лука дополняет учение св. Матфея о блаженстве. Он приводит слова Господа Иисуса Христа, содержащие предостережение тем людям, которые видят блаженство лишь в упоении земными благами. "Горе вам, богатые!" - говорит Господь, противопоставляя этих богатых нищим духом. Здесь имеются в виду не просто обладающие земным богатством, конечно, а уповающие на него, гордые, превозносящиеся надменно относящиеся к другим люди. "Горе вам, пресыщенные ныне: ибо взалчете" - в противоположность "алчущим и жаждущим правды", это люди не ищущие правды Божией, но довольные своей лжеправдой. "Горе вам, смеющиеся ныне: ибо восплачете и возрыдаете" - такие несомненно противополагаются плачущим, это люди беспечные, легкомысленно относящиеся к провождаемой ими греховной жизни. Мир, во зле лежащий, любит тех, кто потворствует ему, кто живет по его греховным обычаям; поэтому, "горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо", это признак неблагополучия вашего нравственного состояния.

 []

Нагорная проповедь Спасителя. Гравюра Гюстава Доре

Взято с сайта: http://www.pravoslavie.ru/put/1843.htm

1.6 Всенощное бдение и божественная литургия с пояснениями. М.: Синай, 2009. - 144 с.

[Во время литургии оглашенных поется третий антифон "Блаженны", который по Уставу должен петься с тропарями из Октоиха или Минеи или Триоди.

Антифон начинается словами: "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем", затем поются заповеди блаженства. И совершается Малый вход с Евангелием].

Третий антифон - Блаженны - начинается словами благоразумного разбойника: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем. Вспомним, что Господь ответил ему: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23: 42-43). И мы, воспевая это благоразумное исповедание, надеемся быть с Господом. К этому блаженству и ведут девять главных евангельских заповедей, преподанных Спасителем в Его Нагорной проповеди (Мф. 5: 2-12), исполнение которых приводит человека к совершенству духовной жизни во Христе. Истинный ученик Господа, испрашивающий у Него милость для себя, должен быть смирен духом, кроток, праведен, милосерд, терпелив в испытаниях, верен Господу до самопожертвования.

1.7 Архимандрит Марк (Петровцы). Священное Писание Нового Завета. Учебное пособие для 2 студентов класса (Из конспектов МДС -Московской Духовной Семинарии)

Нагорная проповедь

(Лк. 6, 1749; Мф. 4, 237, 29)

После того, как Иисус Христос избрал двенадцать апостолов и спустился вместе с ними с того места, где ранее молился, его обступила толпа народа, жаждавшая услышать Его слово и получить исцеление. "Увидев народ, Он взошел на гору" (Мф. 5, 1). Именно отсюда, с возвышенного или нагорного (отсюда и название проповеди) места Христос произнес Свою проповедь, в которой проповедал ученикам, посылаемым Им на проповедь, те главные заповеди, которые составляют Его учение о Царстве Небесном и блаженной жизни вечной. Эти заповеди получили название заповедей блаженств. Гора, на которой Христос произнес Свою проповедь, также получила название горы "Блаженств". Согласно преданию, она находится в пределах Галилейских в восьми километрах к западу от Тивериады. Здесь близ самой вершины есть обширная площадка, на которой могло собраться и поместиться огромное число слушателей.

Беседу Спасителя подробно передает евангелист Матфей (5-7 главы). Более коротко ее излагает евангелист Лука (6 глава). Все поучительные истины этой проповеди встречаются и в других главах Евангелия от Луки, а также в Евангелии от Марка. Составляя основу учения Христова, они повторялись Господом и в других местах, при иных обстоятельствах и для других слушателей. Обращаясь к ученикам и народу, Христос учит их тому, что необходимо делать, чтобы быть наследниками Его благодатного Царства и жизни вечной.

Прежде всего последователям Христовым необходимо осознавать свою духовную нищету и несовершенство свое перед величием Божиим. Поэтому Христос в первой заповеди блаженства говорит:

1. "Блажены нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Гордым Господь противится, ибо они подобны фарисеям, которые гордятся своей мнимой праведностью и не сознают своих грехов; смиренным же дает благодать. Поэтому смирение и сознание своей греховности, своей духовной нищеты есть первое условие для всякого, желающего получить Божественную благодать. Они достойны быть членами благодатного Царства Христова на земле и участниками вечного блаженства в Царстве Небесном. Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, Христос же восставляет нас от падения посредством смирения. Смиренный сознает свои недостатки, скорбит и даже плачет о них, восходя на вторую ступень к блаженству.

2. "Блаженны плачущие, ибо они утешатся". Осознавший свою духовную нищету, видит бездну своих грехов, которыми оскорблял Бога и удалялся от Него. Скорбь от грехов побуждает его оставить греховную жизнь и начать восхождение по пути блаженства. Слезы сокрушения свидетельствуют о его раскаянии и искреннем желании больше не грешить. Кто сознает свои недостатки, сокрушается о грехах и кается в них, делается снисходительным к слабостям других; удаляет от себя гнев и раздражительность, получает, наконец, утешение, ибо становится кротким, переходя на третью ступень к блаженству.

3. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Господь призывает учеников подражать Себе, ибо Он кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Следуя этой заповеди, они обретут утешение и, как сказано, наследуют землю, получат обетование жизни вечной и Божие благоволение.

Люди кроткие, снисходительные к слабостям других, должны быть строгими по отношению к себе, должны искать праведности перед Богом в исполнении воли Его и стремиться к оправданию пере Ним через веру в Иисуса Христа как Спасителя мира.

4. "Блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". Блаженство и счастье на земле возможно лишь тогда, когда человек познает Бога и будет во всём стремиться следовать воли Его, то есть искать и исполнять правду.

5. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Исполняющий волю Божию и правду Его стремится подражать Ему и быть милостивым, ибо Господь говорит: "Милости хочу, а не жертвы".

Дела милосердия, как и вообще добрые дела, угодны Богу лишь тогда, когда делаются из любви к ближнему, от чистого сердца. Вот почему Господь говорит:

6. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Те, кто стремится к духовному совершенству, очищает свое сердце от наклонности ко греху. Избегая творить зло не только в делах, но и помышлениях, они тем самым возрастают в истинных добродетелях, становясь сынами Божиими, ибо во всем послушны воле Его. Человек, заботящийся о чистоте своего сердца, избегает ссор и вражды, стремится к водворению мира в отношениях с другими людьми, восходя к седьмой заповеди блаженства.

7. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими". Однако, прежде чем водворять мир среди других, необходимо иметь его внутри себя, иметь то душевное равновесие, которое не могут поколебать жизненные трудности, лишения и невзгоды. Только стяжав в себе этот мир Христов, мы можем подражать Ему и быть миротворцами. Путь Господа Иисуса Христа крестный путь. Чтобы следовать за Ним, и нам нужно взять свой жизненный крест. Если первые семь заповедей учат нас, как стяжать благодать Божию и Царство Небесное, то в последних двух заповедях Иисус Христос предупреждает Своих учеников о тех бедствиях и страданиях, из которых состоит этот крестный путь.

8. "Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное". Следование воле Божией и исполнение правды, как было некогда с ветхозаветными пророками, неизбежно связано с ненавистью и злобой людской, гонениями и поношениями. Поэтому в девятой заповеди Господь говорит:

9. "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь! Ибо велика ваша награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас".

В этих девяти заповедях Спаситель изложил учение о блаженстве. Будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил это учение не повелевая, а ублажая тех, которые примут и исполнят его. Всем же, желающим проводить жизнь по своей воле среди удовольствий мира и не радеющим о своем спасении, Он возвещает горе, ожидающее их в жизни будущей (Лк. 6, 24).

"Горе вам, богатые", гордые своими достоинствами и добродетелями, которых не имеете, а также надеющиеся на богатство земное, полагая в нем счастье, ибо вы получили свое утешение в наслаждении своими достоинствами и богатством, привязавшись к которому, отвергли спасение и блаженство вечное.

"Горе вам, пресыщенные, ибо взалчете". Горе им, потому что слезы покаяния о своих грехах не очищают их души, в которых сейчас веселие и удовольствие, но которые не войдут в жизнь вечную и не будут блаженны.

"Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачите и возрыдаете". "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их". Истинные пророки Божии, творящие волю Его, всегда были гонимы, так как обличали прихоти сильных мира сего и пороки общественного строя. Поэтому не следует уповать на быстро меняющееся мнение толпы, которая всегда враждебна праведности.

Примечание

Примечание. Из Сирийской "Дидаскалии" известна одна аграфа - не вошедшее в канон высказывание Спасителя. Ее можно назвать "десятой заповедью блаженства": "Блаженны сокрушающиеся о погибели неверующих". Об этой аграфа писал профессор М.Таубе [М.А.Таубе. Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа. Изд-во Крутицкого Подворья. Общество любителей церковной истории, М. - 2007. - 212 с.].

Если учесть православный опыт толкования девяти заповедей блаженства, то эту "десятую заповедь блаженства", можно понимать так: благотворен плач не только о своих грехах, но и о грехах и неверии ближнего, неверующего. Так, например, учит блаженный Феофилакт Болгарский. Кроме того, "десятую заповедь блаженства" можно понимать так, что необходимо проявлять материальное и духовное милосердие к ближним, неверующим, а если ничего нет, то оказывать милосердие слезами, горячими увещаниями не грешить, и постоянными молитвами Богу о них. Так, например, учат блаженный Феофилакт Болгарский, святитель Филарет Московский и архимандрит Иоанн Крестьянкин. Последний уточняет, что такое милосердие включает, например, суметь пьяницу, блудника, расточителя, неверующего человека отвратить от греха. Ведь по своему жестокосердию мы часто склонны не только не оказывать милости находящемуся в затруднении человеку, но еще и злорадствовать о нем и желать ему наказаний и мучений. В этом смысле "десятая заповедь блаженства" есть как бы обобщение и развитие известных заповедей о блаженстве плачущих и блаженстве милостивых.

Но можно предположить еще один смысл указанной аграфа. Видимо, эта заповедь относится к тем, кто способен подражать великим святым, Божией Матери и Самому Христу в их скорби о погибели неверующих. Некоторые великие святые молились Богу о всем человечестве, а значит, и о неверующих. И скорбели о них. Божия Матерь - Заступница рода христианского, но Она скорбит и о неверующих. Христос пришел спасти все человечество, в том числе и неверующих, и тяжко скорбел и страдал на кресте за грехи всех людей. По всей видимости, к этому и призывает нас "десятая заповедь блаженства".


Оценка: 4.15*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"