Скрыпник Александр Павлович : другие произведения.

Любовь. На руинах стереотипов. Глава 1,2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  
  ОГЛАВЛЕНИЕ
  
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  1. ЛЮБОВЬ: КАЛЕЙДОСКОП ОПРЕДЕЛЕНИЙ
  2. ПОЧЕМУ Я ЖАЖДУ ЛЮБВИ?
  3. БОГ
  4. НЕСКОЛЬКО КАПЕЛЬ К ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  5. СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩЕЕ СНОТВОРНОЕ - "СТЕРЕОТИП"
  6. ОТПРАВНАЯ ТОЧКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛЮБВИ - ЛЮБОВЬ К СЕБЕ
  7. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛЮБВИ
  7.1. СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, ОБЪЕКТ-СУБЪЕКТ ИЛИ НОСИТЕЛИ ЛЮБВИ
  7.2. НОСИТЕЛЬ ЛЮБВИ - ЖЕНЩИНА. ТИПИЧНАЯ ЛИ?
  7.3. НОСИТЕЛЬ ЛЮБВИ - МУЖЧИНА. ТИПИЧНЫЙ ЛИ?
  8. ЛЮБОВЬ И ВЛЮБЛЕННОСТЬ
  9. ЛЮБОВЬ И СВОБОДА
  10. ЛЮБОВЬ И СЕКС
  11. ЛЮБОВЬ И АГРЕССИЯ
  12. ЛЮБОВЬ И БРАК, СЕМЬЯ, ДЕТИ
  12.1. БРАК УМЕР? ДА ЗДРАВСТВУЕТ БРАК?
  12.2. ДЕТИ
  12.3. ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ НА "КОСТРЕ ИНКВИЗИЦИИ"
  13. ЛЮБОВЬ И СОЦИУМ
  СМЫСЛ ЖИЗНИ. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  
  
  ПРЕДИСЛОВИЕ
   ... Итак, мы ненормальные.
   У нас ненормальные представления о любви,
   человеческих взаимоотношениях, о радости -
   вообще обо всем. Мы в корне ненормальны.
   Энтони де Мелло. "Осознание"
  
   Говоря откровенно, к рассмотрению феномена любви меня подтолкнута личная драма. Двенадцать лет тому назад я, - мужчина, состоящий в официальном браке, встретил замужнюю женщину, - мать замечательного четырехлетнего парнишки. Мир как будто застыл, глядя на нас. Наше знакомство очень быстро переросло в бурный роман. Я не мог без нее и дня. Вскоре представился случай, и мы начали работать вместе. Целый день мы проводили вместе, а по вечерам расходились по официальным супругам. Однажды, моя возлюбленная пришла ко мне и дрожащим от волнения голосом сообщила, что дальше так жить не может и не хочет. Она все рассказала мужу и уходит от него. В моей голове постоянно вертелась избитая фраза - "Это Судьба!". Я объяснился с женой. Разговор получился не из легких, но, в конце концов, мы подали на развод. Дорога к счастливой жизни была свободна. Мы стали жить с моей любимой в гражданском браке. Любви не нужны никакие штампы. Я от всего сердца полюбил её малыша. Да и как могло быть иначе, он - это же часть ЕЁ! Жизнь складывалась нелегко, смены работы, безденежье, бытовые проблемы. Это знакомо многим.
   Через четыре года совместной жизни Бог подарил нам совместного ребенка. Казалось, что все плохое навсегда осталось позади. Я с головой ушел в построение нашего маленького, но такого прекрасного семейного микромира. Но... Когда нашему малышу не было еще и трех лет, - всё в один день рухнуло. Какая-то глупая пустяковая ссора переросла в тайфун, который разрушил всё! Полтора месяца я боролся за то, чтобы удержать, восстановить, вернуть. Но любимая была непреклонна и в итоге заставила меня уйти. Трудно передать какие эмоции охватили меня. Обида, гнев, тоска, отчаянье... Я был, как будто парализован. Изо дня в день повторял один и тот же вопрос: "Почему? Почему? Почему? А как же любовь?"
   А КАК ЖЕ ЛЮБОВЬ?
   Эмоции понемногу улеглись, но этот вопрос не давал мне покоя. А как же любовь? И однажды я сказал себе: "Стоп! А что же такое - ЛЮБОВЬ? Что ты сам вкладываешь в это понятие? Что вкладывают в него люди? Может быть, - это нормально, что она проходит? А может быть, - её и не было?". Я с головой окунулся в чтение. Литература по философии и психологии, богословию, мистике и эзотерике, по социологии и соционике, по гендерной политике и медицине, художественная литература, и даже по химии и физике, статьи и заметки в журналах, газетах, с интернетовских сайтов. Я пришел в ужас! Такой путаницы, такого разброса мнений, а иногда и просто - откровенной глупости, я не встречал ни по одной проблеме из тех, которыми доводилось заниматься до этого.
   Я задавал себе вопрос: "Почему люди так жаждут любви? Почему столько места она занимает в тех ценностях, которые люди хотят обрести? Почему лишь немногие находят её?".
   Постепенно основные характеристики, какие-то сущностные моменты этого феномена - "Любовь" - стали вырисовываться. Кроме того, я понял, насколько люди запутались в определении этого феномена, насколько его опошлили, измельчили, нивелировали. И насколько извращены, исковерканы в нашем мире отношения между женщиной и мужчиной, сколько пустоты и непонимания со стороны каждого из полов.
   И, к моему огромному удивлению, я - убежденный атеист и законченный скептик, пришел к открытию для себя Бога. Это не совсем понимание Бога в ее
  ортодоксальной, библейской трактовке и об этом я еще постараюсь Вам рассказать. Здесь только хотелось бы отметить - в поисках понимания любви, я пришел к пониманию Бога. Мне кажется, - это знаменательный факт!
   Со временем мои изыскания привели меня к некоторой логически завершенной системе. Я почти успокоился. Говорю: "Почти...", потому что какой-то внутренний голос начал подзадоривать меня: "Расскажи, напиши об этом!"
   "Зачем?", - отвечал я ему. К тому же, я не философ, не психолог, не занимаюсь гендерными вопросами. Зачем? Кроме того, я думал, - эта книга не понравиться никому: мужчинам, - потому что я выступаю против мужского шовинизма и сведения женщины к простому сексуальному объекту, женщинам, - потому что я попытаюсь развеять туман так называемой "романтической любви" и бессмысленность одного из любимых женских выражений - "мужчина должен". Эта книга не понравится атеистам и материалистам, - потому что я признаю существование Бога. Эта книга не понравится клерикалам и теологам - потому что моё понимание Бога слишком отлично от ортодоксальной его трактовки. Эта книга не понравится учителям, воспитателям, родителям, - всем тем, кто с самого раннего детства закладывает в головы малышам и малышкам глупое, извращенное понимание любви. Вероятно, не понравится эта книга и политикам, руководителям больших коллективов - потому что я подчеркиваю значимость и неповторимость отдельной личности, великое призвание каждого индивида.
   Так зачем же писать такую книгу?
   Я понял, что я обязан это сделать. Понимание пришло благодаря замечательному американскому психотерапевту Моргану Скотту Пеку, а вернее его книге "Непроторённая дорога. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития". Он вводит в круг рассматриваемых им понятий понятие "благодать". Видимо, именно такое ощущение я испытал, когда завершил для себя структурирование феномена "Любовь", открыл для себя Бога и очертил круг необходимых, на мой взгляд, изменений в отношениях между женщиной и мужчиной в XXI веке. И мне кажется, что именно благодать внутренне заставляет меня поделиться с Вами тем, что, как мне кажется, я нашел. Это не может принадлежать только мне.
   Эта книга - не роман, не повесть. И уж тем более - не "бульварное чтиво". Поэтому тот, кто надеется просто развлечься чтением, может смело откладывать эту книгу в сторону. Это и не научное исследование. Многие заключения, выводы находятся в стороне от официальной науки. Хотя чтение книги требует внимания, вдумчивости, аналитического мышления и желания осмыслить написанное. К какому же жанру отнести эту книгу? Я так и не нашёл окончательного ответа на этот вопрос. Но! Думаю, что это не так уж и важно! Оставляю за Вами, уважаемые читатели, право на определение литературного жанра книги.
   Я же хотел бы разбудить в Вас желание избавиться от многих стереотипов. Ложных и опасных! Пусть мне и не удастся окончательно разрушить все окаменелые стереотипы, изменить взгляд в обществе на это, подаренное нам Богом, чудо - ЛЮБОВЬ! Но если чтение этой книги поможет, хотя бы двум людям на Земле, одной женщине и одному мужчине найти ЛЮБОВЬ, я буду счастлив! ЛЮБВИ ВАМ!
  
  
  
  Глава 1. ЛЮБОВЬ: КАЛЕЙДОСКОП ОПРЕДЕЛЕНИЙ
  
   В этой главе практически не будет никаких комментариев. Данная глава своего рода "сборник" высказываний мыслителей, философов, психологов, писателей, поэтов, просто выдающихся людей о любви. Однако не следует относится к этим высказываниям как к банальной совокупности афоризмов. Просто постарайтесь не торопясь, вдумчиво прочитать каждое из приведенных ниже цитат. Единственное, чем бы мне хотелось предварить этот раздел, - высказыванием Джидду Кришнамурти: "Когда используешь слово, нужно всегда четко представлять, знаешь ли его значение".
  
  Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит
   Демокрит Абдерский (460-370 до н. э.)
  Только любовь делает человека самим собой Любовь - это стремление к бессмертному
   Платон (427-347 до н.э.)
  Любовь может изменить человека до неузнаваемости
   Публий Теренций Афр (195-159 до н. э)
  Ибо если есть любовь на свете, - а она есть! - то она недалека от безумия
   Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)
  Любовь у всех одна и та же
  Все побеждает любовь, покоримся ж и мы ее власти
   Публий Вергилий Марон (70-19 до н. э.)
  Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас, в конце концов, скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка
   Публий Овидий Назон (43 до н. э.-18 н. э.)
  Любовь моя - бремя мое, влекомый им, я иду повсюду, где я иду
   Аврелий Августин (Блаженный Августин) (354-430)
  Любовь - заболевание, вроде наваждения, похожа на меланхолию
   (Авиценна) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980-1037)
  Бывает любовь родственная, любовь из-за дружбы или общности стремлений, любовь из-за товарищества и знакомства, любовь из-за благодеяния, которую питает человек к своему другу, любовь из жадности к сану любимого, любовь двух любящих из-за тайны, которую они оба знают должны скрывать, любовь ради того, чтобы достичь наслаждения и удовлетворить желание, и любовь по влечению, которой нет причины, кроме упомянутой связи душ. Все эти виды любви прекращаются с прекращением их причин, увеличиваются с их увеличением, уменьшаются с их уменьшением, укрепляются с их приближением и ослабевают с их отдалением, кроме любви по истинному влечению, овладевающей душой, - это та любовь, которой нет конца как со смертью
   Ибн Хазм Абу Мухаммад Али Ибн Ахмад (994-1064)
  Любовь ранит, вяжет, делает человека больным, иссушает его
   Рихард Сен-Викторский (1123-1173)
  Любить кого-нибудь означает желать этому человеку добра
   Фома Аквинский (1225-1274)
  Только познавший себя может любить умудрено
   Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519)
  Удачный брак, если он вообще существует, отвергает любовь и все ей сопутствующее; он старается возместить ее дружбой. Это не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных, взаимных услуг и обязанностей
   Мишель де Монтень (1533-1592)
  Скажите, где, когда была счастливой настоящая любовь
  Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, и не исполняют даже возможного
   Уильям Шекспир (1564-1616)
  Любовь правильнее сравнить с горячкой: тяжесть и длительность и той и другой нимало не зависит от нашей воли
  Люди, которых мы любим, почти всегда более властны над нашей душой, нежели мы сами
  Любовь одна, а подделок под нее - тысячи
  Истинная любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто ее видел
   Франсуа VI де Ларошфуко (1613-1680)
  Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье
   Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716)
  Любовь - самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом
   Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) (1694-1778)
  Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу
   Дэвид Юм (1711-1776)
  Любить глубоко - это значит забыть о себе
   Жан-Жак Руссо (1712-1778)
  Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет.
  Мы добиваемся любви других, чтобы иметь лишний повод любить себя
   Дени Дидро (1713-1784)
  Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредотачивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне
   Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)
  Любовь есть дело ощущения, а не воления, и я могу любить не потому, что я хочу, и еще в меньшей мере - что я должен любить; следовательно, долг любить - бессмыслица...
   Иммануил Кант (1724-1804)
  Счастлив лишь тот, кем владеет любовь
  Да разве любовь имеет что-либо общее с умом!
   Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832)
  Любовь - это мелкая кража, которую удается совершить природному порядку вещей у порядка общественного
   Антуан де Ривароль (1753-1801)
  Любовь -это самая интимная точка соединения природы и разума, это единственное звено, где природа вторгается в разум, она, стало быть, есть превосходнейшее среди всего природного
   Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
  Любовь - это эгоизм вдвоем
   Анна-Луиза Жермена де Сталь (1766-1817)
  Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом, обрести самого себя и обладать самим собой
  Любовь - это торжество воображения над интеллектом
   Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
  Любовь есть конечная цель мировой истории - вселенское Аминь
   Новалис (Фридрих фон Гарденберг) (1772-1801)
  Любовь есть не только молчаливое желание бесконечности, - она есть также святое наслаждение прекрасным настоящим. Она есть не просто смешение, переход от смертного к бессмертному, она есть их полное единство
   Фридрих Шлегель (1772-1829)
  От любви бывает мор, мрак, морока и позор
  Истинная страсть думает только о себе, может быть, поэтому она так нелепа
  Любовь - это соревнование в том, кто принесет друг другу больше радости
   Стендаль (Мари-Анри Бейль) (1783-1842)
  Любовь - маска на инстинкте продолжения рода
   Артур Шопенгауэр (1788-1860)
  Если человек может сказать, что такое любовь, значит, он никого не любил
   Виктор Мари Гюго (1802-1885)
  Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,
  И рано ль, поздно ль пробужденье,
  А должен, наконец, проснуться человек ...
   Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)
  В конечном счете, любовь, не что иное, как отражение в людях умственных достоинств человека
   Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882)
  Нельзя отрицать влияние нравственных качеств на чувство любви, но когда любят человека, любят его всего, не как идею, а как живую личность, любят в нем особенно то, чего не умеют ни определить, ни назвать
   Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)
  Любовь интереснейшая и самая простительная из всех человеческих слабостей
   Чарльз Джон Гаффам Диккенс (1812-1870)
  Великая любовь неразлучна с глубоким умом
   Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
  Какой клин, какой молот может сравниться с силой любви? Ничто не может противостоять ей
  Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти. Когда любовь прочна, она всегда ясна и спокойна
   Генри Дэвид Торо (1817-1862)
  Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь
   Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
  Любить - значит перестать сравнивать
   Александр Дюма (сын) (1824-1895)
  Сущность жизни человеческой есть сознательное, все большее и большее проявление того начала всего, признак проявления которого в нас есть любовь, и что поэтому сущность жизни человеческой и высший закон, долженствующий руководить ею, есть любовь
   Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
  Любя женщину, человек любит в ней, собственно говоря, свои наслаждения; но, объективируя их, он считает все причины своего наслаждения находящимися в этой женщине, и таким образом в его сознании, рядом с представлением о себе, стоит сияющий всякими красотами образ женщины. Он должен любить её больше себя, потому что в свой идеал я никогда не внесу из собственных страстных ощущений те, которые для меня неприятны. В любую женщину вложена только лучшая сторона моего наслаждения
   Иван Михайлович Сеченов (1829-1905)
  Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам, в будущем развитии человечества водворением братства и личной равноправности между людьми
   Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
  Под сильными страстями скрывается часто только слабая воля
   Василий Осипович Ключевский (1841-1911)
  Любовь, желающая быть духовной, становиться тенью; если же она лишена духовного начала, то она пошлость
   Генрик Сенкевич (1846-1916)
  Любовь двуединое чувство, она не бывает без физического влечения, детей, продолжения рода. Духовную любовь ("платоническую") нельзя признать "истинной" так как не допускает противоположения духу тела: человек в целостности, духовно-телесен. Любовь духовная не имеет и не может иметь за собою никакого реального дела; она вне воли и движения.
  У человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах, а половая любовь достигает наибольшего значения и высочайшей силы, соединяя в превосходной степени постоянство отношения (как у птиц) и напряженность страсти (как у млекопитающих). Итак, половая любовь и размножение рода находятся между собой в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другое
  Видеть смысл половой любви в целесообразном деторождении - значит признавать этот смысл только там, где самой любви вовсе нет. А где она есть, отнимать у нее всякий смысл и всякое оправдание.
  Любовь важна ни как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя на другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви, но половой по преимуществу; она отличается от других родов любви и большей интенсивностью, более охватывающим характером и возможностью, более полной и всесторонней взаимностью; только про нее и в слове Божьем сказано: будет два в плоть едину, т.е. станут одним реальным существом
   Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900)
  Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь. Страданиям мы наиболее сильно подвергаемся тогда, когда любим. Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят.
  Любовь - это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда
   Зигмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо Фрейд) (1856-1939)
  Любовь есть категория необоснованная и первичная.
  Мне кажется, чрезвычайно важным признать любовь имманентной, я бы сказал, формальной функцией душевной жизни, функцией, которая тоже, правда, актуализируется идущим от мира импульсом, но ничего заранее не определяет касательно носителей этого импульса
   Георг Зиммель (1858-1918)
  Любовь или это остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь
   Антон Павлович Чехов (1860-1904)
  Часто, - и не без основания, - замечают, что любовь - это вечная борьба, вечная враждебность полов и даже, если в отдельных случаях это звучит несколько преувеличенно, все же мало кто станет отрицать тот факт, что в любви встречаются две противоположности, два мира, между которыми нет мостов и не может быть никогда
   Луиза Андреас-Саломе (1861-1937)
  Любовь - это желание жить
   Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936)
  Половая любовь - по существу не любовь, а лишь природно-орудийное влечение. Но, механически сближая двух человек теснейшей связью, она легко и легче всякого другого общения разгорается в любовь. И так как взаимное влечение мужчины и женщины, во-первых, всеобще, во-вторых, неодолимо по силе, то чаще всего любовь, вынуждаемая орудийностью культуры, искони отливается в эту неполную, но всегда подручную форму
  Практически ценность любви неизмерима, потому что любовь - орудие важнейшего для людей познания о мире - целостного познания. Наш разум через науку добывает знание об отдельных уже окрепших законах и их немногих соединениях; но только в непосредственном восприятии, и особенно в любви, мы сразу озираем весь строй мироздания, и это целостное знание, тайное и невыразимое, - оно, как общее чутье, добытое в опыте, одно только способно оградить нас от ошибок в конкретном действии, одно руководить нами из центра
   Михаил Осипович Гершензон (1869-1925)
  Любовь - это центробежный порыв души, которая непрерывным потоком устремляется к объекту и обволакивает его теплотой и довольством, превращая нас с ним в единое целое и утверждая бесспорность его существования.
   Александр Пфендер (1870-1941)
  Подлинная любовь не может быть без взаимности
   Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)
  В каждом человеке продолжает жить испуганный, полный опасений ребенок, горячо желающий, чтобы его любили
   Шандор Ференци (1873-1933)
  Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви, то, что сохраняет ее таинственную святость, - это отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая любовь. Жизненное благоустройство, семейное благоустройство - могила любви. Жертвенная гибель в жизни и кладет на любовь печать вечности.
  Любовь теснее, интимнее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта, угадываемая поэтами любви, залог ее вечности. Глубокая противоположность любви и деторождения.
  Любовь, ... не принадлежит миру объективизации, объективированной природы и объективированному обществу; она приходит как бы из другого мира и есть прорыв в этом мире, она принадлежит бесконечной субъективности, миру свободы. И поэтому возможен глубокий конфликт между любовью и семьей, который есть лишь проявление конфликта между личностью и обществом, между свободой и детерминацией Смысл любви может быть личным, он не может быть социальным, и остается скрытым для общества
  Любовь-эрос имеет тенденцию превратиться в универсальное начало жизни, подчинить себе или вытеснить все остальное
  Связь любви с ревностью придает ей демониакальный характер, и это сильнее всего у женщин, которые могут превращаться в фурий. Метафизический ужас любви не только в том, что так много в мире неразделенной любви, и даже не в том, что так много любви, которая не может быть разделена (это гораздо мучительнее): он внутри самой взаимно разделенной, так называемой счастливой любви. Это связано с тайной личности, с глубоким различием мужской и женской природы, с несоответствием между начальным восхищением любви и ее реализацией в обыденной жизни, с ее таинственной связью со смертью
  Настоящая любовь, всегда бывает редким цветком, агонизирует и исчезает из мира, мир стал слишком низок для нее
   Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
  Любовь есть... высокое побуждение индивидуума к росту и зрелости, к тому, чтобы стать чем-то внутри себя, стать неким миром, стать миром внутри себя ради другого. Это великое, почти непомерное требование, нечто такое, что избирает нас и призывает к великому. Любовь заключается в том, что двое уединяются для того, чтобы защищать, поддерживать и радоваться друг другу
   Райнер Мария Рильке (1875-1926)
  Встреча двух личностей подобна соединению химических веществ: если возникает какая-либо реакция, обе претерпевают трансформацию.
  Создание чего-то нового достигается не интеллектом, а игрой инстинкта, действующего по настоятельной внутренней потребности. Психическое творчество направлено на игру с объектами любви
   Карл Густав Юнг (1875-1961)
  Любовь не должна просить и не должна требовать, любовь должна иметь силу увериться в самой себе. Тогда не ее что-то притягивает, а притягивает она сама
   Герман Гессе (1877-1962)
  Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого
   Феликс Эдмундович Дзержинский (1877-1926)
  Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого. Любовь есть счастие служения другому, осмысляющее для нас и все страдания и волнения, которые нам причиняет это служение.
  Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа - это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе.
   Семён Людвигович Франк (1877-1950)
  В любви мы забываем о душевном покое, теряем рассудок и все свои помыслы сосредотачиваем на любимом. Постоянство помыслов и есть любовь. Любовь не выстрел, а непрерывная эманация, духовное излучение, исходящее от любящего и направленное к любимому.
  Любовь же в мыслях достигает объекта и принимается за свое незримое, но святое и самое жизнеутверждающее из всех возможных дело - утверждает существование объекта
   Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)
   Любовь - безумие, но именно она наполняет нашу жизнь смыслом. Любовь - это недуг, симптомы которого каждый раз проявляются по-разному
   Андре Моруа (Эмиль Саломон Вильгельм Эрзог) (1885-1967)
  Любить - значит видеть чудо невидимое для других
   Франсуа Мориак (1885-1970)
  Жизнь - это актуальное бытие, а любовь - движущая сила жизни. В этих двух положениях выражена онтологическая природа любви. Без любви бытие не становится актуальным. Она побуждает все, что есть, стать большим, чем оно есть. Жизнь обретает свою природу в человеческом опыте любви. Любовь есть побуждение к единению разделенного
   Пауль Йоханнес Тиллих (1886-1965)
  ... любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы "любовной любви" могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая
   Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)
  Любовь - это самое интимное, самое индивидуальное чувство. Это все равно, что цветок, который в какое-то время можно отдать только кому-нибудь одному. Когда любишь, нужно отдавать всего себя и чувствовать, что тебя принимают, - а в любви принять все, может быть еще труднее, чем все отдать. Мы знаем, что епдаем, но не знаем, что получим
   Ричард Олдингтон (Эдвард Годфри Олдингтон) (1892-1962)
  Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем...
   Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
  Любовь исцеляет людей - и тех, кто дает ее, и тех, кто ее получает
   Карл Август Меннингер (1893-1990)
  Любить - это единственный смысл жизни
   Поль Элюар (1895-1952)
  Не будь женщин, не бьшо бы и денег, и мужчины бьши бы племенем героев. В окопах мы жили без женщин, и было не так уж важно, у кого и где имелась какая-та собственность. Важно бьшо одно: какой ты солдат. Я не ратую за прелести окопной жизни, - просто хочу осветить проблему любви с правильных позиций. Она пробуждает в мужчине самые худшие инстинкты - страсть к обладанию, к общественному положению, к заработкам, к покою
   Эрих Мария Ремарк (1898-1970)
  Любовь - это единственный разумный ответ на проблему человеческого существования
  В любви заключен парадокс: в любви два существа становятся одним и все же остаются двумя
  Если индивид любит только одного человека и равнодушен к другим, его любовь является не любовью, а симбиотической привязанностью илиразросшейся самовлюбленностью Незрелая любовь говорит: "Я люблю тебя, потому что нуждаюсь в тебе". Зрелая любовь говорит: "Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя".
  Вряд ли есть еще какая-нибудь деятельность или инициатива, которая начинается с такими огромными надеждами и ожиданиями и так регулярно заканчивается провалом, как любовь
   Эрих Зелигманн Фромм (1900-1980)
  В обычное время мы все, сознавая это или нет, понимаем, что существует любовь, для которой нет пределов, и, тем не менее, соглашаемся, и даже довольно спокойно, что наша любовь, в сущности, так себе, второго сорта
   Альбер Камю (1913-1960)
  Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда с тобой
   Габриэль Гарсиа Маркес (род.1927-...)
  ... подумайте только, как много будущих прекрасных супружеских пар не состоялось, как много людей остались несчастными на всю жизнь лишь потому, что они начитались книг, романов о "неземной любви"
   Игорь Васильевич Бестужев-Лада (род.1927-...)
  Испытывая счастье "цветущей влюбленности", человек рисует в своем воображении красочный и прекрасный образ, увеличивая пропасть между мечтой и реальностью, хотя сам он этого долго не замечает.
  Любовь - это в большей или меньшей степени попытка наверстать другую любовь, упущенную в детстве
  Любовь возникает в результате растущего доверия и лишь вторично включает сексуальность в качестве "премиального наслаждения"
   Питер Куттер (род.1930-... )
  Любовь не нуждается в объекте, любовь - это излучение твоей сущности
   (Ошо)Чандра Мохан Раджниш (1931-1990)
  Единственное, что имеет значение в конце нашего пребывания на земле, - это то, как сильно мы любили, каким бьшо качество нашей любви
   Ричард Дэвид Бах (род. 1936-... )
  
   Энциклопедия определяет любовь следующим образом: "Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви - как чисто психологического феномена (в нем существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т.д., хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая или сексуальная). Термин "любовь" употребляется и тогда, когда речь идет об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т.п. многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены".
   Википедия (свободная Интернет-энциклопедия) трактует любовь следующим образом: "Любовь - отношение, основанное на добровольном самоотречении. Чаще всего используется для обозначения отношений между людьми, однако бывает любовь к идеям и предметам. В любви важно понятие свободного избранничества и самоотречения, доходящего в крайних проявлениях до взаимного самоубийства". (Упс! Какая глупость! - авт.)
   Если внимательно вчитаться и вдуматься в приведенные выше определения Любви то возникает ощущение, что речь идет о совершенно различных феноменах и что, вероятно, каждый великий мыслитель, как и обыкновенный человек, формулирует определение феномена "Любовь", просто исходя из своего личностного жизненного опыта. Еще более запутало анализ проблемы феномена "Любовь" подразделение её на различные типы. Кама-Сутра, Платон, Стендаль, канадский психолог и социолог Джон Алан Ли и многие другие, почему то считали необходимым провести типологизацию любви.
   В истории человечества было немало версий классификации любовных отношений.
   Знатоки Кама-Сутры различают четыре рода любви.
  1. Любовь, порожденная постоянной привычкой.
  Это род любви - результат постоянного вовлечения чувств в такие действия, как охота, верховая езда и т.д.
  2. Любовь, возникшая вследствие воображения.
  Это род любви - результат не прямых действий, продиктованных чувствами, их предвосхищением.
  3. Любовь, возникшая из веры в себя и веры в других.
  Любовь этой категории узнается взаимно мужчиной и женщиной, и она так убедительна, что ее узнают и окружающие.
  4. Любовь, возникшая в результате восприятия внешних объектов.
   Древние греки, например, выделяли следующие типы любви: филия-эретике (дружба между влюбленными), эуноиа (отдавание), агапэ (бескорыстное чувство), потос (любовное желание), харис (любовь, опирающаяся на благодарность и уважение), мания (необузданная страсть), эрос (желание).
   Стендаль в своем произведении "О любви" практически вообще не ограничивает количество типов любви "Есть четыре рода любви: 1. Любовь-страсть... 2. Любовь-влечение... 3. физическая любовь... 4. Любовь-тщеславие... Впрочем, ... чтобы различать четыре рода любви, вполне возможно допустить восемь или десять разновидностей ее...".
  Джон Алан Ли описывает шесть типов любви, обозначив их греческими терминами:
  1. Любовь-агапэ. Она сосредоточена на "ты", полна альтруизма и обожания, она терпелива и полна глубокой привязанности.
  2. Любовь-сторгэ - это любовь похожая на родительскую нежность, понимание, любовь опека, покровительство, обожание "без лихорадки, без смятения и безрассудства, мирная и чарующая привязанность" (Прудон).
  3. Любовь-прагма - уравновешенная и в определенном смысле "практическая" любовь. Прагма это не только тип любви, а и способ ее обретения, любящий подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему.
  4. Мания - бурное всепоглощающее чувство. Оно ассоциируется с безумием и смятением. Влюбленный постоянно охвачен стремлением "требовать знаков любви и внимания со стороны любимого".
  5. Людус разновидность чувства, которое напоминает флирт. По этой схеме любовники легко вовлекаются в игру и, как правило, не требуют друг от друга каких бы то ни было серьезных обязательств.
  6. Эрос подразумевает чувство, основанное на физическом влечении и соответственно проявляющееся в сильном чувственном, сексуальном притяжении.
   И еще одна классификация любви через классификацию женщин, которую сделал известный американский эзотерик, ученик Г. Гурджиева П. Успенский.
   "... Для каждого мужчины все женщины в мире делятся на несколько категорий, это деление зависит от степени их возможного физического и эмоционального влияния на него - и совершенно не связано с тем, какие он или она выражают вкусы, симпатии, склонности.
   Женщина первой категории, которых у каждого мужчины очень мало, пробуждают в нем максимум чувств, желаний, воображения и мечтаний. Они влекут его к себе с непреодолимой силой, вопреки всем преградам и препятствиям, часто даже к большому его изумлению. В случае взаимной любви они вызывают у него максимум ощущений. Такие женщины остаются для него вечно новыми и вечно неизвестными. Любопытство мужчины по отношению к ним никогда не ослабевает; их любовь никогда не становится для него привычкой, возможной или объяснимой. В ней всегда остается элемент чудесного и невозможного, и его чувство остается неувядающим.
   Женщины второй категории, которых у каждого мужчины существует гораздо больше, также привлекают его; но в этом случае чувства легче поддаются контролю со стороны разума или внешних обстоятельств. Такая любовь более спокойна; она легче укладывается в условные нормы, как внешние, так и внутренние; она может перейти в чувство дружбы или симпатии, может ослабнуть и исчезнуть, но всегда оставляет после себя теплые воспоминания.
   Женщины третьей категории оставляют мужчину равнодушным. Если они молоды и привлекательны, они могут воздействовать на его воображение, но не прямым путем, а через какой-то другой жизненный интерес: (например через гордость, тщеславие, материальное соображение, общность интересов, симпатию дружбу). Но это чувство, приходя извне, длится недолго и быстро исчезает. Ощущения при этом слабы и бесцветны. Первое удовлетворение, как правило, полностью истощает всякий интерес. Если первые ощущения были достаточно живыми, они превращаются иногда в свою противоположность - антипатию, враждебность и тому подобное.
   Женщины четвертой категории интересуют мужчину еще меньше. Изредка они привлекают, он может обманывать себя, думая, что они привлекают его. Но физические взаимоотношения с ними содержат трагический элемент: мужчина совсем их не любит. Продолжение интимных отношений с ними является механическим насилием над личностью и может тяжело повлиять на нервную систему, вызвать половое бессилие и прочие явления, свойственные низшему полу. Конечно, нужно иметь в виду, что женщины, принадлежащие к одной категории для одного мужчины, могут принадлежать к совершенно другой категории для другого мужчины; кроме того, у разных людей число категорий может быть большим или меньшим".
   Несмотря на моё глубокое уважение к авторам, которые посвятили себя проблеме типологизации любви, хочу выразить с ними своё категорическое несогласие. Любовь - это феномен, который не подразделяется на типы! Вне зависимости от индивидуального переживания любви каждым отдельно взятым человеком, - сама Любовь - целостный единичный феномен, который может иметь различные проявления под влиянием психологической структуры человека, социальной среды, эпохи, в которой протекает жизнь данного человека и т.д.
   Какой же вывод можно сделать из всего этого многообразия определений феномена "Любовь"?
   Во-первых, на протяжении почти пяти тысяч лет человечество так и не сумело выработать чёткое определение этого феномена.
   Во-вторых, пристальное внимание к этой проблеме не только широких масс населения, но и величайших мыслителей различных эпох, однозначно свидетельствуют о том, что Любовь, как человеческий феномен, реально существует.
   В-третьих, кроме проблемы четкого определения феномена "Любовь" возникает еще один, на мой взгляд, очень важный вопрос: "А почему, собственно, люди так обеспокоены поиском?" Причем, обеспокоены не только поиском определения феномена "Любовь", а именно поиском Любви как таковой!
   Любовь - это центральная, определяющая, самая глубинная категория человеческого бытия.
   "Единственная вещь, которая (в вас) имеет ценность, - это сама Любовь... Любовь есть фундаментальный закон космоса!" (Сатья Саи).
   Не претендуя на абсолютную истину, я попытаюсь выявить те причины, которые усложняли на протяжении веков и усложняют сегодня поиск четкого определения феномена "Любовь". Мы, с Вами вместе, придем к формулировке такого определения и постараемся уяснить, - что и как необходимо изменить в себе, изменить в обществе, чтобы Любовь перестала быть фантомом, уделом романистов и поэтов, кинематографистов и певцов. Чтобы Любовь стала нашей жизнью, - тем реальным, глубинным смыслом нашего существования, который делает нашу жизнь исключительно наполненной и счастливой.
  
  
  Глава 2. ПОЧЕМУ Я ЖАЖДУ ЛЮБВИ?
  
   Познакомившись в предыдущей главе с калейдоскопом определений любви, возможно логичнее было бы дать своё определение этому феномену и только после этого отвечать на вопрос, вынесенный в заглавие данной части книги. Логика была бы приблизительно такая: "Под любовью я понимаю то-то, поэтому я чувствую в этом настоятельную потребность и соответственно ищу удовлетворения этой потребности". Понятно, - как я могу жаждать чего-нибудь, если сам для себя не определил чего именно я жажду.
   Прошу принять мои извинения в некотором нарушении логики изложения моих взглядов. Однако, для того, чтобы мы вместе с Вами подошли к пониманию сущности феномена "Любовь", попытались избавиться от путаницы, царящей в человеческом обществе вокруг этого феномена, и нашли пути наполнить свою жизнь реальной Любовью, нам придется двигаться несколько нестандартно.
   Философия пытается объяснить мне, что такое мир и кто такой я в этом мире, бытие ли определяет сознание или, напротив, - дух определяет бытие. Психология оперирует многими терминами пытающимися объяснить мне мою психическую и психологическую структуру, объяснить мне, почему я себя веду в этой жизни именно так и не иначе, но намного больше она помогала бы мне, если бы я был психически не здоров, либо имел серьезные психологические проблемы. Религия объясняет мне, что необходимо просто верить, думать и анализировать не обязательно. Естествознание дает ответы на многие вопросы, которые ставит передо мной моё материальное существование, но становится абсолютно бессильно, когда дело касается моего внутреннего нематериального мира. Мистика вообще уводит меня прочь от этого мира, в царство фантомов и ещё большей неопределенности. Социология. Антропология. Физиология. Биология. Перечень можно продолжать и продолжать. Все эти, назовем их следующим образом, сферы человековеденья не помогают мне ответить на такой, вроде бы простой, вопрос: "Почему я жажду любви?"
   Психологи, например, пытаются объяснить мне это красивым термином "аффилиация". Аффилиация (от англ. affiliation - соединение, присоединение, присоединяться, связь) - потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлении дружбы и любви, потребность в принятии, стремление к взаимосвязи.
   Получается замкнутый круг. Я жажду любви, потому что в моей человеческой природе "сидит" аффилиация, т.е. потребность в дружбе и любви. Это мне напоминает фразу из популярного кинофильма "Три мушкетера". Помните, когда Портос "глубокомысленно" изрек: "Я дерусь... Потому что, - я дерусь!".
   Я жажду любви, потому что имею потребность в любви. Вам все понятно? Мне - нет.
   Собственно, почему я имею потребность в любви? Хемингуэй в несколько грубоватой, но прямолинейной форме изрек: "Человек один не может ни чертя". Тяжело не согласиться, но все-таки...
   Не вижу смысла останавливаться на рассмотрении предположений, что моя жажда любви обусловлена исключительно либидо, сексуальным инстинктом (3. Фрейд) или инстинктом продолжения рода (А. Шопенгауэр).
   О значительной роли сексуальных взаимоотношений женщины и мужчины как одной из форм практического воплощения Любви мы еще будем говорить. Однако надеюсь, большинство читателей согласятся с мыслью, что любовь отнюдь не сводима к сексу. Сексуальные контакты сплошь и рядом осуществляются вообще без какого-либо намека на Любовь. Что касается инстинкта продолжения рода... Интересно, что сказал бы по этому поводу Артур Шопенгауэр сегодня, глядя на бурно развивающуюся индустрию контрацепции?
   Известный психолог и философ Виктор Франкл в своей книге "Человек в поисках смысла" пишет: "У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия.
  Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциональных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциональном вакууме".
   Практически, то же самое драматически констатировал известный психолог Эрих Фромм: "Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее никуда не спрятаться". Кстати, Фромм, как мне кажется, как-то упустил из виду интересный вопрос, - а почему "собственное существование является проблемой" для человека? Является... И всё...
   Возможно, я жажду любви, чтобы вырваться из личностного экзистенционального вакуума? Чтобы найти тот самый "смысл жизни""? Безусловно! Впрочем, вновь возникает вопрос: "А почему именно в Любви - смысл жизни? Почему не в работе? Почему не в безделии? Почему не в развлечениях? И, вообще, почему не в чем-то другом?".
   Блуждая в лабиринте поиска причины моей жажды Любви, я повсюду натыкался на закрытые двери. До тех пор, пока я не подошел к "двери", само существование которой, я - человек воспитанный в духе "совкового" атеизма - принципиально отрицал. Я подошел к "двери", на которой было написано короткое, знакомое многим и одновременно абсолютно незнакомое слово - "БОГ".
   В первом послании Иоанна сказано: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (гл.4, ст.8) и далее "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас" (гл.4, ст.10), "Бога никто не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (гл.4, ст.12)
   Итак, мы с Вами делаем первое отступление от нашей центральной темы (напоминаю, наша тема - Любовь) и поговорим о первопричине нашей с Вами жажды любви - о Боге.
  
  
  1. Онлайновая Библия - http://jesuschrist.ru/bible/#.UeetaayZHRk
  2. А. Шопенгауэр "Мир как воля и представление" - http://koncheev.narod.ru/glava44.htm
  3. З. Фрейд "Три очерка по теории сексуальности" - http://www.yourdreams.ru/biblio/pages/sigmund-freud-tets-19.php
  4. В. Франкл "Человек в поисках смысла" - http://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt
  5. Э. Фромм "Психоанализ и религия" - http://www.bibliotekar.ru/sumerki/4.htm
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"